УДК 796.013 ШАВЫРИНА С. В.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра прикладной физической культуры, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] ШЕВЛЯКОВА.И.
доцент, кафедра прикладной физической культуры, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected] МАКОВ И.В.
доцент, кафедра прикладной физической культуры, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева E-mail: [email protected]
UDC 796.013 SHAVYRINA S.V.
Candidate of Pedagics, Associate Professor, Department of applied physical culture, Orel State University named
after I. S. Turgenev E-mail: [email protected] SHEVLYAKOV A.I.
Associate Professor, Department of applied physical culture, Orel State University named after I. S. Turgenev
E-mail: [email protected] MACOV1.V.
Associate Professor, Department of applied physical culture, Orel State University named after 1. S. Turgenev
E-mail: [email protected]
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ЛФК
THE STATE OF HEALTH OF THE STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP BY MEANS OF THERAPEUTIC PHYSICAL TRAINING
Актуальность статьи обусловлена тем, что обучение в образовательных учреждениях выдвигают повышенные требования к здоровью детей и учащейся молодежи. Поэтому в системе образования, где в процессе обучения закладываются основы здоровья будущей нации, актуальность здоровья выходит на первый план. Разрешения данной проблемы мы видим в применении специальных лечебно-оздоровительных комплексов с учетом влияния физических упражнений на уровень здоровья студентов.
Ключевые слова: Дефицит двигательной активности, здоровье, студенты, состояние здоровья, оздоровительная физическая культура.
The urgency of article is caused by the fact that training in educational institutions put forward by increased requirements to health of children and studying youth. Therefore, in the education system where in the course of training the foundation for health offuture nation are laid, the urgency of health comes into the forefront. We see the solution to this problem in application of special medical and improving complexes taking into account influence of physical exercises on level of health of students.
Keywords: Lack of physical activity, health, students, health condition, health-improving physical culture.
Одной из основных причин роста заболеваемости среди студентов является постепенное прогрессирова-ние дефицита двигательной активности, обусловленное спецификой двигательных режимов в образовательных учреждениях на протяжение всего периода обучения, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, уровня физического развития и двигательной подготовленности (Н.Б. Мирская, 2000; Бальсевич, В.К, 2006; Меньшикова, Г.В.2008 и мн. др.) Тенденция ухудшения уровня здоровья подрастающего поколения наблюдается еще в школе. Установлено, что за период обучения в школе число абсолютно здоровых детей снижается в 4-5 раз, лишь 3% выпускников абсолютно здоровы. Эти данные подтверждают исследования отдельных авторов (Э.М. Казин,1996; М.И. Лазутина, 1996; A.A. Баранов, 1999; Н.К. Барсукова, 2000; В.А. Вишневский, 2002; Н.Б. Мирская, 2000; Т.А. Титова 2007 и другие).
Приходится констатировать, что сами образовательные учреждения являются причиной роста числа некоторых заболеваний. По данным Российского детского фонда и специальных исследований РАМН, из-за непосильных нагрузок за год обучения в наших школах здоровье каждого ребенка ухудшается минимум в 5 раз. (Е. Ткачук, 2001).
Современные исследования указывают на то, что традиционный образовательный процесс имеет негативное влияние на состояние здоровья детей. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. К окончанию школы у трети выпускников наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой системы, число страдающих близорукостью увеличивается с 3% до 30%, нервно-психическими расстройствами с 15% до 40%, гастроэнтерологическими заболеваниями - в 3,8 раза. Число детей, состоящих на диспансерном уче-
© Шавырина С. В., Шевляков А.И., Маков И.В. © Shavyrina S.V., Shevlyakov A.I., Macov I.V.
13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES
те, в некоторых школах страны достигает 50% [1,2,3,4].
Наш педагогический опыт подтверждает, что все большее количество студентов 1 курсаимеютнизкийуро-вень физической подготовленности. К старшим курсам развитие физических качеств замедляется, что снижает физическую работоспособность, обусловливает увеличение неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы на стандартные физические нагрузки. Это подтверждают полученные результаты проведенного нами опроса какими заболеваниями они болеют согласно заключениям врача (медицинская справка), среди студентов подготовительной и специально-медицинской групп. В опросе приняли участия студенты 1-3 курсов 4 факультетов ОГУ (экономического, филологического, художественно-графического, иностранного).
Анализ полученных данных свидетельствуют о росте отрицательной динамики ухудшение состояния здоровья на 2 курсе, в связи с увеличением количества студентов в подготовительной и специально-медицинской группах. Мы приводим данные, полученные проводимом нами опросе студентов 1-3 курсов подготовительной и специально-медицинской групп, имеющих отклонения в здоровье. Мы считаем, что главной причиной является гиподинамия — это низкая двигательная активность и ее отрицательные последствия. Мы приводим данные, полученные в процессе проведенного нами опроса. Участниками его были студенты ОГУ 1 -3 курсов, освобожденные от физической культуры и специально-медицинских групп, имеющих отклонения в здоровье. Результаты предоставлены в табл.1, (приведенные данные на 1.12.2015 г.).
По полученным данным, представленным в таблице видно, что из 4-х участвовавших в опросе факультетов, 2 факультета (экономический, филологический)
Процентное соотношение ступ
кроме иностранного. Количество студентов с 1-го по 3 курс имеют тенденцию к ухудшению здоровья, так как увеличивается с курсом число студентов, относящихся к специально-медицинским группам по отношению к общему количеству студентов. На экономическом факультете на первом курсе 9 человек, на втором 36 чел. занимающихся в спецгруппе. Разница составила 27 чел. На филологическом факультете разница составила 2 человека. На факультете иностранных языков тенденция к ухудшению здоровья сохраняется. Данные художественно-графического факультета, являются исключением в отличие от других факультетов в нашем вузе. Ниже приведено процентное соотношение опроса студентов с 1 по 3 курс, имеющих заболевания.
Таблица 1.
Динамика ухудшение состояния здоровья студентов с 1 по 3 курс специально-медицинских групп и освобожденных от физической культуры
Факультеты Курс Количество студентов СМГ и освобожденных от физкультуры Общее количество студентов на курсе
Экономический 1 9 103
2 36 127
Филологический 1 10 34
2 12 35
Ино странных 1 24 72
языков 2 27 71
3 30 81
Художественно- 1 16 40
графический 2 7 56
3 11 51
Таблица 2.
!, имеющих заболевания, в %
Название различных заболеваний Количество студентов, имеющих заболевание % от общего количества занимающих на курсе.
Экономический Филологический Иностранный ХГФ
курс курс курс курс
1 2 1 2 1 2 3 1 2 3
Болезни ССС 33% 30% 30% 33% 24% 34% 37% 24% 28% 27%
Миопия 11% 19% 40% 33% 28% 34% 33% 24% 28% 27%
Гастрит - 10% 8% 4% 4% 3% - -
Пиелонефрит 33% 11% 10% 9% 12% 4% 10% 6% -
Сколиоз - 25% 10,% 17% 20% 16% 14% 12% 14% 18%
Остеохондроз 4% 4% 3% 6% -
Другие болезни 23% 15% _ _ 8% - - 28% 30% 28%
Примечание:
Болезни ССС: к ним относятся: ВСД, Гипертония, ПНК, ННЦ, брадикардия, пролапс нейтрального клапана.
Другие болезни: щитовидная железа, артрит, УНЗД II, УНЗД II, ДУП, продольное плоскостопие, гинекологические заболевание, болезнь Шметера, гепатит.
Травмы: болезнь коленного сустав, артрит, частичный разрыв коленного сустава, мениск
Содержанием ЛФК являются средства физической культуры и их влияние на состояние здоровья. Известно, физические упражнения могут принести не только пользу, но и вред организму занимающегося, в связи с этим мы выделяем положительное и отрицательное влияния физических упражнений с учетом заболевания студентов.
Таблица 3.
Положительное и отрицательное влияния физических упражнений на организм занимающихся с выраженными патологическими отклонениями
Группы заболеваний Упражнения, положительно влияющие на организм занимающихся Противопоказанные упражнения
Сердечнососудистая система ОРУ для всех мышечных групп из различных исходных положений; ходьба, дозированный бег и плавание, спокойная ходьба на лыжах Упражнения с задержкой дыхания; нату-живанием; резкое изменение темпа; длительное статическое напряжение
Зрение ОРУ на развитие координации движений, формирование осанки, расслабление; упражнение с цветными предметам (мячи, кубики) Прыжки, упражнение на перекладине (вис), упражнения с отягощением,
Почки Упражнения, укрепляющие мышечный корсет, упражнения, улучшающие кровообращение в области поясничного отдела; упражнения на дыхание и расслабление Прыжки, длительное плавание (не допускается переохлаждение тела)
Желудочно-кишечный тракт. Углубленное дыхание в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя); чередования напряжения и расслабления мышц брюшного пресса при смене исходных положений стоя на четвереньках, лежа на спине, груди; плавание. Ограничение прыжков и нагрузки мышцы брюшного пресса
Нервно- психическая сфера Упражнения, вызывающие процесс торможения (внезапная остановка, перемена положения тела); упражнение на ловкость быстроту реакции; прыжки с поворотами; круговые движения головой; упражнение со скакалкой, бег, дыхательные и упражнение на расслабление. Упражнения, вызывающие Перевозбуждение и перенапряжение; упражнения в равновесии на повышенной опоре; в соревновательных условиях (особенно на силу и ловкость)
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о проявлении отрицательной динамики ухудшения состояния здоровья на 2 курсе, и об увеличении количества студентов в специально-медицинской группах. Наблюдается увеличение распространенных заболеваний на всех факультетах таких как: болезни ССС, зрения, гастрит, сколиоз, пиелонефрит. В связи с доминированием в сторону ухудшения выше перечисленных болезней. Мы предлагаем разработанные
нами примерные лечебно-оздоровительные комплексы упражнений по всем группам заболеваний. С целью укрепление здоровья, повышение уровня развития и физической подготовленности, профилактика прогрес-сирования распространенных заболеваний среди студентов с ослабленным здоровьем. В конечном итоге считаем, что существует много факторов, ухудшающих здоровье, и только один, укрепляющий его - это физическая культура.
Библиографический список
1. Асташенко О.II. Энциклопедия лечебных движений при различных заболеваниях. СПб.: 2009.320 с
2. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка . 2006, №4 (6).
3. Дубровский B.II Лечебная физическая культура: учебник для вузов. Москва, 2001. 355с
4. Маджуга А.Г. Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе здоровьетворящего образования в современной школе: Современные проблемы психологии развития и образования человека: сб. материалов междун. науч-пракг. конф. СПб. 2009. С. 385-390.
5. МеньшиковаГ.В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья: учебник. Москва, 2008. 61 с.
6. Николайчук Л.В., Николайчук Э.В. Лечение заболеваний органов дыхания: учебник. Москва, 2004. 288 с.
References
1. Astashenko, O.I. Encyclopedia of healing movements in various diseases. SPb.: 2009. 320p.
2. Balsevich V.K. Health-forming function of education in the Russian Federation // Physical culture: upbringing, education and training. 2006, №4 (6).
3. Dubmvsky V.l. Therapeutic physical culture: textbook for universities. Moscow, 2001. 355 p.
4. Majouga A.G. Formation, of the value attitude of students to health in the process healtli-fonning education in the modem school: the Modem problems of psychology of development and education: proceedings of the international scientific-practical conference, St. Petersburg. 2009. Pp. 385-390.
5. MeHshikova G. V. The Best breathing exercises for your health: a textbook. Moscow, 2008. 61 p.
6. Nikolaichuk L. V., Nikolaychuk V.E. the Treatment of respiratory diseases: textbook. Moscow, 2004. 288 p.