Научная статья на тему 'Сохранение и укрепления здоровья оценка студентов СМГ средствами ЛФК'

Сохранение и укрепления здоровья оценка студентов СМГ средствами ЛФК Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
333
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
PHYSICAL INACTIVITY / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ДЕФИЦИТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шавырина Светлана Васильевна, Шевляков Александр Иванович, Мерзликин Дмитрий Михайлович

Актуальность статьи обусловлена тем, что обучение в образовательных учреждениях выдвигают повышенные требования к здоровью детей и учащейся молодежи. Поэтому в системе образования, где в процессе обучения закладываются основы здоровья будущей нации, актуальность здоровья выходит на первый план. Разрешения данной проблемы мы видим в применении специальных лечебно-оздоровительных комплексов с учетом влияния физических упражнений на уровень здоровья студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шавырина Светлана Васильевна, Шевляков Александр Иванович, Мерзликин Дмитрий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH PROTECTION AND PROMOTION OF STUDENT ASSESSMENT SMG MEANS LFK

Тhe urgency of article is caused by that training in educational institutions is put forward by increased requirements to health of children and studying youth. Therefore in an education system where in the course of training are laid the foundation for health of future nation, the urgency of health leaves into the forefront. We see permissions of this problem in application of special medical and improving complexes taking into account influence of physical exercises on level of health of students.

Текст научной работы на тему «Сохранение и укрепления здоровья оценка студентов СМГ средствами ЛФК»

►

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ОЦЕНКА СТУДЕНТОВ СМГ СРЕДСТВАМИ ЛФК

Шавырина С.В.

Шевляков А.И.

Мерзликин Д.А.

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет

им. И.С.Тургенева»,г. Орел

HEALTH PROTECTION AND PROMOTION OF STUDENT ASSESSMENT SMG MEANS LFK

Shavirina S.V.

Shevlyakov A.I.

Merzlikin D.A.

Orel state University. I.S. Turgenev, Orel

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что обучение в образовательных учреждениях выдвигают повышенные требования к здоровью детей и учащейся молодежи. Поэтому в системе образования, где в процессе обучения закладываются основы здоровья будущей нации, актуальность здоровья выходит на первый план.Разрешения данной проблемы мы видим в применении специальных лечебно-оздоровительных комплексов с учетом влияния физических упражнений на уровень здоровья студентов.

Annotation. We urgency of article is caused by that training in educational institutions is put forward by increased requirements to health of children and studying youth. Therefore in an education system where in the course of training are laid the foundation for health of future nation, the urgency of health leaves into the forefront. We see permissions of this

Страница 53

problem in application of special medical and improving complexes taking into account influence of physical exercises on level of health of students.

Ключевые слова. Дефицит двигательной активности, здоровье, студенты.

Keywords. Physicalinactivity, health, students.

Одной из основных причин роста заболеваемости среди студентов является постепенное прогрессирование дефицита двигательной активности, обусловленное спецификой двигательных режимов в образовательных учреждениях на протяжении всего периода обучения, что отрицательно сказывается на состоянии их здоровья, уровня физического развития и двигательной подготовленности (Н.Б. Мирская, 2000; Бальсевич, В.К, 2006; Меньшикова, Г.В.2008 и мн. др..) Тенденция ухудшения уровня здоровья подрастающего поколения наблюдается еще в школе. Установлено, что за период обучения в школе число абсолютно здоровых детей снижается в 4-5 раз, лишь 3% выпускников абсолютно здоровы. Эти данные подтверждают исследования отдельных авторов (Э.М. Казин,1996; М.И. Лазутина, 1996; А.А. Баранов, 1999; Н.К. Барсукова, 2000; В.А. Вишневский, 2002; Н.Б. Мирская, 2000; Т.А. Титова 2007 и др.).

Приходиться констатировать, что сами образовательные учреждения являются причиной роста числа некоторых заболеваний. По данным Российского детского фонда и специальных исследований РАМН, из-за непосильных нагрузок за год обучения в наших школах здоровье каждого ребенка ухудшается минимум в 5раз. ( Е. Ткачук,2001).

Современные исследования указывают на то, что традиционный образовательный процесс имеет негативное влияние на состояние здоровья детей. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. К окончанию школы у трети выпускников наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой системы, число страдающих близорукостью увеличивается с 3% до 30%, нервно-психическими расстройствами с 15% до 40%, гастроэнтерологическими заболеваниями - в 3,8 раза. Число детей, состоящих на диспансерном учете, в некоторых школах страны достигает 50% [1,2,3,4].

Наш педагогический опыт подтверждает, что все большееколичество студентов 1 курса имеют низкий уровень физической подготовленности. К старшим курсам развитие физических качеств замедляется, что снижает физическую работоспособность, обусловливает увеличение неблагоприятных реакций сердечнососудистой системы на стандартные физические нагрузки. Это подтверждают полученные результаты проведенного нами опроса какими заболеваниями они болеют согласно заключениям врача

(медицинская справка), среди студентов подготовительной и специально-медицинской групп.В опросе приняли участия студенты 1-3 курсов 4 факультетов ОГУ (экономического, филологического, художественно-графического, иностранного).

Анализ полученных данных свидетельствуют о росте отрицательной динамики: ухудшение состояния здоровья на 2 курсе, в связи с увеличением количества студентов в подготовительной и специально-медицинской группах. Мы приводим данные, полученные проводимом нами опросе студентов 1-3 курсов подготовительной и специально-медицинской групп имеющих отклонения в здоровье. Мы считаем, что главной причиной является - гиподинамия это низкая двигательная активность и ее отрицательные последствия. Мы приводим данные, полученные в процессе проведенного нами опроса. Участниками его были студенты ОГУ 1-3 курсов, освобожденные от физической культуры и специально-медицинских групп, имеющих отклонения в здоровье. Результаты предоставлены в табл. 1. (приведенные данные на 1.10.2015г.).

Таблица 1

Динамика ухудшение состояния здоровья студентов с 1 по 3 курс специально-медицинских групп и освобожденных от

физической культуры

Количество Общее

Факультеты Курс студентов СМГ и освобожденных от физкультуры количество студентов на курсе

Экономический 1 9 103

2 36 127

Филологический 1 10 34

2 12 35

Иностранных языков 1 24 72

2 27 71

3 30 81

Художественно-графический 1 16 40

2 7 56

3 11 51

По полученным данным, представленным в таблице видно, что из 4-х участвовавших в опросе факультетов, 2 факультета (экономический, филологический) кроме иностранного. Количество студентов с 1-го по 3 курс имеют тенденцию к ухудшению здоровья, так как увеличивается с курсом число студентов относящихся к специально-медицинским группам по отношению к общему количеству студентов. На

экономическом факультете на первом курсе 9 человек, на втором 36 чел. занимающихся в спецгруппе. Разница составила 27 чел. На филологическом факультете разница составила 2 человек. На факультете иностранных языков тенденция к ухудшению здоровья сохраняется. Данные художественно-графического факультета, являются исключением в отличие от других факультетов в нашем вузе. Ниже приведено процентное соотношение опроса студентовс 1 по 3 курс, имеющих заболевания.

Таблица 2

Процентное соотношение студентов, имеющих заболевания, в %

Название различных заболеваний Количество студентов, имеющих заболевание % от общего количества занимающих на курсе

Экономический Филологический Иностранный Художественно-графический

курс курс курс курс

1 2 1 2 1 2 3 1 2 3

Болезни ССС 33% 30% 30% 33% 24% 34% 37% 24% 28% 27%

Миопия 11% 19% 40% 33% 28% 34% 33% 24% 28% 27%

Гастрит - 10% 8% 4% 4% 3% - -

Пиелонефрит 33 % 11% 10% 9% 12% 4% 10% 6% -

Сколиоз - 25% 10, % 17% 20% 16% 14% 12% 14% 18%

Остеохондроз — — 4% 4% 3% 6% -

Другие болезни 23% 15% — — 8% - - 28% 30% 28%

Примечание:

Болезни ССС к ним относятся: ВСД, Гипертония, ПНК, ННЦ, бродикардия, пролапс нейтрального клапана.

Другие болезни: щитовидная железа, артрит, УНЗД II, УНЗД II, ДУП, продольное плоскостопие, гинекологические заболевание, болезнь Шметера, гепатит.

Травмы: болезнь коленного сустав, артрит, частичный разрыв коленного сустава, миниск.

Содержанием ЛФК являются средства физической культуры и их влияние на состояние здоровья.Известно, физические упражнения могут принести не только пользу, но и вред организму занимающегося, в связи с этим мы выделяем положительное и отрицательное влияния физических упражнений с учетом заболевания студентов.

Таблица 3

Положительное и отрицательное влияния физических упражнений на организм занимающихся с выраженными патологическими

отклонениями.

Группы заболеваний Упражнения, положительно влияющие на организм занимающихся Противопоказанные упражнения

Сердечнососудистая система ОРУдля всех мышечных групп из различных исходных положений; ходьба, дозированный бег и плавание, спокойная ходьба на лыжах Упражнения с задержкой дыхания; натуживанием; резкое изменение темпа; длительное статическое напряжение

Зрение ОРУ на развитие координации движений, формирование осанки, расслабление; упражнение с цветными предметам(мячи,кубики) Прыжки, упражнение на перекладине (вис), упражнения с отягощением,

Почки Упражнения, укрепляющие мышечный корсет, упражнения, улучшающие кровообращение в области поясничного отдела; упражнения на дыхание и расслабл Прыжки, длительное плавание (не допускается переохлаждение тела)

Желудочно- кишечный тракт Углубленное дыхание в различных исходных положениях (лежа, сидя, стоя); чередования напряжения и расслабления мышц брюшного пресса при смене исходных положений стоя на четвереньках, лежа на спине, груди; плавание. Ограничение прыжков и нагрузки мышцы брюшного пресса

Нервно- психическая сфера Упражнения, вызывающие процесс торможения (внезапная остановка, перемена положения Упражнения, вызывающие Перевозбуждение и

тела); упражнение на ловкость быстроту реакции; прыжки с поворотами; круговые движения головой; упражнение со скакалкой, бег, дыхательные и упражнение на расслабление.

перенапряжение; упражнения в равновесии на повышенной опоре; в соревновательных условиях (особенно на силу и ловкость)_

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о проявлении отрицательной динамики ухудшения состояния здоровья на 2 курсе, и об увеличении количества студентов в специально-медицинской группах.

Наблюдается увеличение распространенных заболеваний на всех факультетах таких как: болезни ССС, зрения, гастрит, сколиоз, пиелонефрит. В связи с доминированием в сторону ухудшения выше перечисленных болезней.

Мы предлагаем разработанные нами примерные лечебно-оздоровительные комплексы упражнений по всем группам заболеваний. С целью укрепление здоровья, повышение уровня развития и физической подготовленности, профилактика прогрессирования распространенных заболеваний среди студентов с ослабленным здоровьем. В конечном итоге считаем, что существует много факторов, ухудшающих здоровье, и только один, укрепляющий его - это физическая культура.

Со

£3

Список литературы:

1. Бальсевич, В. К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.) / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 4. - С. 2-6.

2. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура :учебник для вузов / В. И. Дубровский. - Москва: Гуманит. изд. Центр ВЛАД0С,1998. - 355 с.

3. Маджуга, А. Г. Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью в процессе здоровьетворящего образования в современной школе / А. Г. Маджуга // Современные проблемы психологии развития и образования человека : материалы Всеросс. междунар. участием конф. - Санкт-Петербург: Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2009. - С. 385 - 390.

4. Меньшикова, Г. В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья / Г. В. Меньшикова. - Москва: Сова, 2008. - 61 с.

5. Николайчук, Л. В. Лечение заболеваний органов дыхания / Л. В. Николайчук, Э. В. Николайчук. - Москва: Современное слово, 2004. - 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.