Научная статья на тему 'К вопросу о профессионально-прикладной физической подготовке студентов'

К вопросу о профессионально-прикладной физической подготовке студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / PHYSICAL EDUCATION / HEALTH / EDUCATION / STUDENT / PHYSICAL CULTURE / SPORTS / PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING / STUDENTS / PHYSICAL ACTIVITY / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельченко Владимир Филиппович, Шевченко Алексей Михайлович, Алексеева Елена Николаевна

В статье авторы рассматривают актуальные проблемы физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовки студентов, уделяют внимание вопросам, связанным со здоровьем студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрельченко Владимир Филиппович, Шевченко Алексей Михайлович, Алексеева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of professional - applied physical preparation of students

The authors considers the current problems of physical education and professional-applied physical preparation of students, focusing on issues related to the health of students.

Текст научной работы на тему «К вопросу о профессионально-прикладной физической подготовке студентов»

•х.

>

<

I ш

s ж u

42

ные вопросы права и правоприменения : материалы Всерос. научно-практ. конф. - Ставрополь: СФКрУ МВД России, Ч. 2, 2015. - С. 20-21. 5. Маренчук Ю.А., Рожков С.Ю. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении // Психологическое здоровье личности: теория и практика : сборник научных трудов по материалам II Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. И.В. Белашева. - Ставрополь, 2015. - С. 142-145.

6. Маренчук Ю.А., Носков О.И., Рожков С.Ю., Аване-сян A.A. Психологические аспекты личности в чрезвычайных ситуациях // Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности : сб. науч. ст. V Межд. науч.-практ. конф. / под ред. Р.В. Кадырова; Владивосток: МГУ, 2015. - С. 87-91.

7. Романчук A.A. Социальные отношения в трудовом коллективе // Вестник КемГУ. - 2010. - № 3. -С. 203-209.

< а.

ш

а

THE QUESTION OF PROFESSIONAL - APPLIED PHYSICAL PREPARATION OF STUDENTS Strelchenko Vladimir Filippovich, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor E-mail: 79282648406@yandex.ru Shevchenko Alexsey Michailovich, Senior Lecturer,

Alexeeva Elena Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor E-mail: vitrockiana@yandex.ru

Chair of Physical Education, Service Institute, Tourism and Design (branch), North-Caucasian Federal University, Pyatigorsk

The authors considers the current problems of physical education and professional-applied physical preparation of students, focusing on issues related to the health of students.

Keywords: physical education; health; education; student; physical culture; sports; professional-applied physical training; students; physical activity; healthy lifestyle.

УДК 796

ВАК РФ 13.00.04

© Стрельченко В.Ф., 2016 © Шевченко A.M., 2016 ©Алексеева E.H., 2016

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

В статье авторы рассматривают актуальные проблемы физического воспитания и профессионально-прикладной физической подготовки студентов, уделяют внимание вопросам, связанным со здоровьем студенческой молодежи. Ключевые слова: физическое воспитание;здоровье; физическая культура; спорт; здоровый образ жизни.

СТРЕЛЬЧЕНКО Владимир Филиппович, кандидат педагогических наук, доцент

79282648406@yandex.ru

ШЕВЧЕНКО Алексей Михайлович, старший преподава тель

АЛЕКСЕЕВА Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Кафедра Физической культуры, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета, Пятигорск

В процессе интегрирования в международное образовательное пространство в условиях постоянно изменяющейся экономической ситуации в стране приоритетной задачей высшей школы является активный поиск направлений совершенствования системы образования. Изменение содержания профессиональной деятельности, появление новых профессий, для которых характерно повышение объема информации, дефицит времени для принятия социально значимых и ответственных решений на фоне снижения двигательной активности и ускоряющегося темпа жизни, требует новых подходов к подготовке будущих специалистов. Разработка современной концепции физического воспитания как важного компонента в структуреучебно-воспитательного процесса высшей школы и других учебных заведений является необходимым условием формирования личностных и профессиональных качеств гуманитарно-ориентированных специалистов. [1, с. 40]. Эффективное решение производственных задач в условиях, когда возникает и стрессовая экстремальная ситуация, требует интенсивного повышения работы различных систем и функций организма и возможно при наличии хорошего психического и физического здоровья.

Ухудшение здоровья студенческой молодежи ведет к снижению сопротивляемости воздействию неблагоприятных внутренних и внешних факторов, к потере резервных возможностей организма,

что в свою очередь влияет на эффективность обучения и будущую профессиональную деятельность выпускников вузов. Вместе с тем, физическое воспитание, имеющее оздоровительную направленность, правильное использование средств физической культуры и спорта, формирование у студентов навыков здорового образа жизни будет способствовать достижению необходимого уровня психофизической готовности ктрудовой деятельности [3, с. 68].

Современное производство предъявляет повышенные требования к организационным навыкам работы специалиста, точности и быстроте принимаемых им решений, самообладания и выдержки, концентрации внимания и оперативного мышления в связи с увеличением интенсивности и сложности трудовых операций и повышением производительности труда. Эти качества также необходимы при занятиях различными видами спорта и эффективно формируются при занятиях спортивными играми.

Современное образование предполагает увеличение учебной нагрузки, повышение объема получаемых студентом знаний и потока информации, что может привести к значительному умственному и нервному переутомлению. В связи с этим возрастает значение физической культуры в вузах, так как физическая активность являются одним из наиболее эффективных средств отдыха после интенсивной умственной работы, А рационально выбранные регулярные учебно-тренировочные занятия в режиме учебного дня создают предпосылки для повышения работоспособности и укрепления здоровья.

Особое значение в настоящее время имеет воспитание у студенческой молодежи мотива-ционно-ценностного отношения к физической культуре и здоровому образу жизни [2, с.48]. От результата решения этой задачи в молодом возрасте зависит в дальнейшем образ жизни будущего специалиста, определяющий раскрытие его трудового и творческого потенциала и способствующий здоровому активному долголетию. Таким образом, сохранение главной человеческой ценности - здоровья - является обязанностью студента.

Одной из причин заболеваемости студентов является нездоровый образ жизни. В результате проведенного нами опроса пятисот двадцати первокурсников 425 (81,7%) студентов первостепенным фактором ухудшения состояния своего здоровья считают психоэмоциональное перенапряжение. В основе его лежит

ряд специфических особенностей учебы в вузе, среди которых: удлиненный рабочий день, продолжительные самостоятельные занятия, работа в библиотеке, на кафедрах, производственная практика, несоблюдение режима труда и отдыха и др. Все это может быть причиной значительного психического и физического перенапряжения и связанных с профилем вуза заболеваний.

406 (78,0%) респондентов (в основном иногородние студенты) ответили, что причиной ухудшения здоровья является несбалансированное нерегулярное питание.

Низкий уровень двигательной активности и использования закаливающих процедур в связи с отсутствием свободного времени указали 386 (70,8%) студентов.

Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья студенческой молодежи вызывают вредные привычки: курение и употребление алкоголя. Среди опрошенных 321 (61,7%) - систематически курят, из них 112 (21,5%) - девушки, 94 (18,1 %) студента периодически употребляют алкоголь.

Анализируя вышеизложенное, следует отметить, что в этих условиях решение проблемы оптимизации системы физического воспитания с учетом специфики учебного заведения по укреплению и сохранению здоровья студентов имеет первостепенное значение.

Особую тревогу у преподавателей кафедры физического воспитания института вызывает ежегодное увеличение первокурсников в специальных медицинских группах, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья: низкий уровень физической подготовленности и физического развития и недостаточное развитие адаптационных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Наиболее распространенной причиной этого являются снижение двигательной активности и перенесенные заболевания.

В результате проведенного нами исследования состава специальных медицинских групп было выявлено, что 67% в них - девушки, 33% -юноши. По видам заболеваний у студентов специальных медицинских групп лидирующее положение (37,3%) занимает опорно-двигательный аппарат (полученные травмы, различные формы сколиоза и т.п.), 33,2% - приходится на заболевания сердечно-сосудистой системы, 18% - нарушения, связанные с работой желудочно-кишечного тракта, 7,2% - с дыхательной системой, 4% - нервно-психические расстройства.

Ни для кого не секрет, что состояние здоровья значительно влияет на уровень подго-

со

1-й

о си

-О 0-ш СК

к X ш и

о си

со

Ё

43

•х.

>

<

I ш

s ж u

<

CI Ш

a

44

товки будущего специалиста в условиях вуза. Поэтому физическая культура должна входить в образ жизни каждого человека и общества в целом посредством функций общения, самовыражения и самосовершенствования, развития значимых психофизических качеств, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.

Использование сложных технологий и техники требует от будущих специалистов постоянного развития координации и культуры движений. Воспитанию прикладных качеств, необходимых в будущей трудовой деятельности выпускников вузов, способствуют тренировки по легкой атлетике, гимнастике, плаванию, туризму и другим видам студенческого спорта. Занятия спортивными играми, такими как волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис и др., способствуют развитию профессионально значимых психофизических качеств, формированию навыков общения, организаторских способностей, коллективизма, становлению зрелости и социальной активности, обучению работе в команде, решению общих задач совместными усилиями, самоутверждению будущих специалистов. Во время участия в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях за годы учебы у студентов воспитывается инициативность, решительность, настойчивость, целеустремленность.

В современных социально-экономических условиях важно заложить ценностно-гуманистические и методологические основы формирования физической культуры личности, используя в полной мере средства физического воспитания и спорта, с учетом особенностей

профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов. Важной задачей физического воспитания является формирование у студентов устойчивой мотивации к систематическим занятиям физическими упражнениями, дальнейшее повышение уровня физической культуры.

Таким образом, рациональное использование средств физической культуры и спорта в период обучения в вузе будет способствовать комплексному решению задач профессионально-прикладной подготовки выпускника к работе по избранной специальности, оказывать позитивное влияние на формирование личности будущего специалиста, содействовать развитию профессионально значимых качеств. Всестороннее обогащение фонда двигательных умений и навыков, гармоничное систематическое воспитание физических способностей могут гарантировать создание предпосылок для продуктивности любых видов деятельности.

Литература:

1. Бабченко А.П. Формирование требований к уровню профессиональной подготовки выпускников вузов на основе системного подхода // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. - 2015. - № 2. - С. 39-42.

2. Коваль Л.Н., Алексеева E.H. О проблеме формирования знаний у студентов высших учебных заведений // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - № 1 (24). - С. 48-52.

3. Стрельченко В.Ф., Коваль Л.Н., Алексеева E.H. Об уровне двигательной подготовленности и образованности студентов-первокурсников в области физической культуры // Современная наука и инновации, - 2014. - №3 (7). - С. 67-71.

ON INTEGRATION OF VISUAL ARTS AND SCIENCE SUBJECTS

Chertkoeva Valentina Grigorievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Chair of Primary and pre-school Education, North-Ossetian State Pedagogical Institute, Vladikavkaz, Republic of North Ossetia-Alania E-mail: valgrich50igimail.ru

The article explores the integration of visual arts and science subjects cycle. We investigate the role and possibilities of art in modern educational process. The author traces the interdisciplinary relationship of visual arts and identifies possible targets and integration tasks. The basic examples of the integration of visual arts and science subjects in the primary school cycle. Identifiedbasic mistakes and methodological guidelines to ensure the preparatory process of integrated lessons.

Keywords: visual arts; natural sciences; integration; aim; forms; techniques; mistakes.

ОБ ИНТЕГРАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА

В статье исследуются вопросы интеграции изобразительного искусства и предметов естественнонаучного цикла. Исследуются роль и возможности изобразительного искусства в современном образовательном процессе. Автором прослеживаются меж предметные взаимосвязи изобразительного искусства и

УДК 373.2 ВАК РФ 13.00.01

© Черткоева В.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.