Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ОТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ'

К ВОПРОСУ ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ОТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / НАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЫСЛИТЕЛИ-ПРЕДКИ / РЕНЕССАНС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Файзуллаева Зебунисо Буходировна

В статье рассматривается вопрос о необходимости трансформации моделей образования, которые применялись в процессе обучения и воспитания молодого поколения нашими предками, и которые по своей сути были бы полезными при их трансформации в современную программу образования и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ТРАНСФОРМАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ОТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ»

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

К ВОПРОСУ ТРАНСФОРМАЦИИ

МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ОТ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННУЮ ПЕДАГОГИКУ

Файзуллаева Зебунисо Буходировна, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент, Республика Узбекистан

E-mail: levvel0861@gmail.com

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о необходимости трансформации моделей образования, которые применялись в процессе обучения и воспитания молодого поколения нашими предками, и которые по своей сути были бы полезными при их трансформации в современную программу образования и воспитания.

Ключевые слова: национальная программа, педагогическая деятельность, совершенный человек, народное воспитание, мыслители-предки, ренессанс.

Современный Узбекистан стоит на пороге больших перемен и достижений, намеченных в Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Ответственность за будущее ложится в первую очередь на систему образования, где научно-педагогические кадры должны позаботиться о воспитании и обучении завтрашнего интеллектуально развитого поколения с высокими духовно-нравственными устоями, готовых построить светлое будущее. Для того, чтобы добиться успехов в строительстве будущего, необходимо не только опираться на передовой международный опыт, но и заглядывая в прошлое нашей национальной педагогики, опираясь на наши традиции, исследовать лучшие методы обучения и воспитания и на их основе сконструировать новую модель методов для совершенствования личности молодого поколения.

Процесс воспитания совершенного человека - это непрерывный процесс педагогической деятельности, который осуществляется в рамках новейших образцов педагогических технологий с целью формирования положительных качеств учащихся. Поэтому отмечают, что совершенная личность это продукт упорного труда учителя.

В научном наследии ученых Востока совершенное человеческое образование всегда было спорной темой. Например, Азизиддин Насафи в своей книге «Совершенный человек» пишет: «Знай, что совершенный человек это тот, который в совершенстве обладает четырьмя качествами. Первый из них - доброе слово, второй - добродетельная деятельность, третье - прекрасные нравы, четвертое - знание.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

На Востоке идея совершенного человека привлекает внимание мусульманских мыслителей в начале VIII веков. Одним из первых излагает свою точку зрения на учение философов-перипатетиков о божественном знании ал-Газзали, рассматривая вопрос с позиции основ совершенства человека. По его мнению, Аллах освещает душу «орифа» (просвещенного человека) своими лучами [1, с. 35], что приводит к его совершенству. Он же отмечает: «... когда Аллах проявляет заботу о сердце..., грудь просветляется и тайна духовного царства раскрывается, а покров заблуждения рассеивается, и в сердце блистает реальность божественных вещей» [2].

С VШ-IХ веков идею воспитания совершенного человека через интеллект и разумный подход к науке и просвещению продвигает суфизм, основываясь на постулатат священного Корана. В дальнейшем сторонники суфизма выдвигают идею божественного просвещения, которая была призвана раскрывать через человеческую душу, разум и интеллект все тайны вселенной, основываясь на догмы Корана. Стремление к знанию и познанию истины поддерживается всюду на территории мусульманских стран. Знание становится идеалом жизни народа. На пути к достижению знаний ставится сложная задача - всесторонее воспитание и совершенствование личности каждого желающего встать на путь • познания истины.

Народное воспитание продвигается через произведения ведущих мыслителей, философов, теологов и ученых Востока. Образом совершенного человека становится личность, способная преобразовать окружающий мир. В результате распространилось повсеместное открытие «куттабов» (мест, где читают книги), которые затем стали называться мактабами, куда приглашали не только определенный круг знати, но и всех желающих читать и писать. Открылись широкие возможности для письменного фиксирования знаний. Совершенствование знаний и личности становится долгом каждого мусульманина, который верен идеалам и ценностям ислама.

В течении многих веков дети уже с маленьких лет в семье обучаются грамоте, читают и слагают собственные стихи. Коран и его суры изучаются и участся повсеместно и без исключения всеми. Вера в Аллаха, которого можно познать только через знание, труд и высокую нравственность, становится эталоном жизни каждого мусульманина.

Уже к Х-ХП векам повсеместная тяга к образованию и воспитанию, основанная на ценностях ислама, выдвигает для представителей науки, добившихся успехов посредством совершенствования своих знаний, новые требования. Просвещением и поиском Истины занимаются большое число ученых. Переводы книг с индийского и греческих языков, изучение античной философии, математики, астрономии, геометрии, высоких нравственных позиций китайцев приводит мусульман к эпохе Возрождения, где наука становится почетным занятием для каждого. В первых рядах тех мусульманских народов, которые сумели совершенствованием своих знаний добиться успехов в изучении наук, были наши соотечесвенники. Их имена: аль-Бухари, аль-Фараби, аль-Хорезми, Ибн Сина, аль-Фергани, Аль-Беруни и др. Знаменитые мадрасы

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Бухары и Самарканда созывают ученых мира к изучению многих отраслей гуманитарных и точных наук.

Основу программы мактабов (школ) составляли такие предметы, как основы письма и грамоты, изучение и заучивание сур Корана; уроки воспитания через заучивание литературных произведений Саади, Хафиза, Аттара, позже Джами, Наваи, Фузули и др.; основы стихосложения - аруз; исчисление -абджад.

Учебная программа была однообразной, но сложной. Сложность заключалось, во-первых, в том, что суры Корана заучивались наизусть, хотя зачастую смысл всех положений книги оставались непонятными для детей, однако это не вредило формированию определенных знаний; во-вторых воспитание детей основывалась на традиции предков - в выразительном чтении наизусть и осмыслении стихотворений поэтов-мыслителей, что требовало больших каждодневных усилий по заучиванию, в-третьих исчисление «абджад» считался сложнейшим предметом, который требовал огромных усилий для логического счета цыфр в сочетании с буквами алфавита.

Ученый и просветитель второй половины XIX века Ахмад Дониш в своем произведении «Наводир ул-вакоеъ» пишет: «В детстве дома мать учила меня слагать стихи. Вначале я старался подбирать рифму, но мои стихи получались ц без какого-либо смысла, за что мама меня не ругала. Также я старательно вычерчивал буквы. Из толкового словаря Мавляна Якуби Чархи находил те слова из прочитанных мною книг, которых я не понял, сравнивал их с другими словарями [3, с. 43]. Хотя семья Ахмад Дониша была интеллегентной, где мать имела свою школу, а отец был из числа просвещенных людей Бухары, стремление к знанию наблюдается в то время и среди простых людей -ремесленников, дехкан или торговцев.

Позже наука как способ познания истины, а литература как источник нравственного и духовного воспитания, становится частью государственной политики эпохи Темуридов и поддерживается процветание науки и литературы. Герат (Афганистан) становится после Самарканда и Бухары третьим центром просвещения народов Центральной Азии и столицей империи Темуридов.

В предисловии научного исследования Томаса Вудварда Лентза подчеркивается, что даже после смерти Амира Темура в 1405 году наследник Амира Темура Шахрух, затем Байсункур в своей политике были верны идеалам ислама и отличались высокой королевской культурой, и как истинные Темуриды покровительствовали науке и культуре [4, с. 1]. Такой же политики придерживался и Захириддин Мухаммад Бабур, который прославился как меценат науки и культуры, протянувший территорию государства Тимуридов до Индии, создав новый культурный центр в Агре. Будучи просветителем, ученым и поэтом, в своей исторической книге «Бабурнаме» он приводит имена деятелей той эпохи, таких, как поэты Джами, Наваи, Хилоли, Ахли, художники Бехзод, Шах-Музаффар, музыканты Ходжа Абдаллах Марварид, Кульмухаммед Уди, Шайхи Наи, каллиграфов Султан Али Мешхеди и др. [5, с. 267].

В период правления Темуридов особенно процветает поэзия. Заучивание стихов и сложение стихотворений притягивает всех, начиная с королевской знати

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

до простых людей и многих женщин. Воспитывая и совершенствуя свою личность под непосредственной поддержкой и покровительством государства Темуридов, большая часть населения вступают на путь науки, искусства и просвещения. Второй этап Возрождения в Центральной Азии ознаменовывается строительством ведущих медресе, знаменитых не только своим интеллектуальным потенциалом, но и прославляющих своих творцов великолепным ансамблем самого здания. Количество библиотек и книг, привезенных и переведенных с других языков мира, обогащают и прославляют Центральную Азию во всем мире.

Путь к научным достижениям, ознаменовавший два этапа Возрождения, которые прославили наш народ во всем мире, состоял из совершенствования человека путем воспитания и самовоспитания. Огромную роль в развитии интеллектуальных способностей человека в то время играла поэзия, которая для каждого человека начиналась с заучивания Корана воспитательных назиданий, хадисов, стихотворений ведущих мыслителей Востока.

Как известно, заучивание способствует развитию памяти, активизирует мозг, способствует развитию межполярных связей, расширяет кругозор, учит восприятию общественных ценностей, и, наконец, формирует общий уровень • культуры человека. Люди, знающие много стихотворений, обладают высоким • интеллектом. Такая интенсивная гимнастика для мозга развивает память и внимание, что способствуют как быстрому освоению других предметов, так одновременно и запоминанию больших объемов информации. Об этом Ибн Сина говорит:

Пять чувств от слуха и до зренья, Даются нам для внешнего общенья, А мысль и память внутреннюю службу Несут, определяя все решенья [6, с. 39].

Именно поэтому знавший в десять лет наизусть все суры Корана Ибн Сина был не только поэтом и врачом, но и его труды по механике, химии, музыке, философии, астрономии, географии, геологии, педагогике и психологии прославили его во всем мире. Ал-Хорезми был математиком, астрономом, географом и историком. Аль-Беруни называют ученым-энциклопедистом из-за его капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, механике, геодезии, минералогии, фармакологии и геологии. Список ученых-энциклопедистов Центральной Азии велик, но если присмотреться к биографии каждого из них, то становится ясно, что все они совершенствовали свои знания с детства путем заучивания Корана, с помощью изучения богословских наук, языков, философии (логики) и поэзии.

В послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису от 29 декабря 2020 года говорится: «Мы поставили перед собой великую цель - формирование фундамента нового Ренессанса в нашей стране и с этой целью должны создать среду и условия для воспитания новых Хорезми,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Беруни, Ибн Сино, Улугбеков, Навои и Бабуров. Важнейшими факторами в этом историческом процессе, неотъемлемой частью нашей национальной идеи являются развитие образования и воспитания, науки и инноваций, утверждение здорового образа жизни» [7].

Исходя из того, что перед будущим поколением поставлена важнейшая задача - построение нового Узбекистана, складывание нового фундамента третьего Ренессанса, первостепенной задачей педагогической науки становится формирование образованных, сознательных, творческих, духовно богатых и культурно развитых личностей. На пути к достижению высоких результатов стоит совершенствование человека, собирательный образ которого должен соединить в себе лучшие качества личности - осознающей свое предназначение, умеющей здраво оценивать свои возможности, способной духовно и интеллектуально преобразить себя.

Еще тысячелетия назад своеобразные модели образования легко давались нашим предкам, которые, охватив знания на основе практики и глубокого понимания процессов путем традиционного самосовершенствования, делали открытия в разных отраслях науки.

Развитие национальной программы, разработка основных критериев • реализации концепции на основе наших национальных ценностей и традиций, её • трансформация в современную педагогику - вот такие задачи сегодня стоят перед педагогами Узбекистана. Важно понимать, что без осознания идеалов и ценностей, присущих нашему народу, любая современная образовательная программа может привести к созданию бездушного киберчеловека, что не совместимо с нашей национальной программой образования. Мы должны смело смотреть в будущее, не забывая своего прошлого, в том числе и в вопросах передачи знаний следующим поколениям.

Литература:

1. Хддизода Расул. Тасаввуф дар адабиёти форс-точик. - Душанбе, «Адиб»,

1999.

2. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://islam-today.ru/veroucenie/ smysl-zizni-v-islame/

3. Улугзода С. Ахмади Дониш. Сталинобод, Нашдавточ., 1946.

4. Thomas Woodward Lentz, Jr. Painting at Herat under Baysunghur ibn Shahrukh. To The Department of Fine Arts in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosphy in the subject of Fine Arts. Harvard University Cambridge, Massachusetts. January, 1985.

5. Захириддин Бобур. Бабур-наме. Баку: «Нагыл Еви», 2011. - 272 с.

6. Абуалй ибни Сино. Авчи Зухал. Шеърхо. Душанбе, «Ирфон», 1980.

7. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://nrm.uz/contentf? doc=646547_poslanie_prezidenta_respubliki_uzbekistan_shavkata_mirzieeva_oliy_m ajlisu_(29_dekabrya_2020_goda)&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.