Научная статья на тему 'КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ УЗБЕКИСТАНА ОСНОВА ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА'

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ УЗБЕКИСТАНА ОСНОВА ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Дилмуродхаким Хамидович Абдуллаев, Азизахон Улугбек Кизи Курбонбоева, Ангелина Юрьевна Меркурьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ УЗБЕКИСТАНА ОСНОВА ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА»

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International

^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ УЗБЕКИСТАНА ОСНОВА ТРЕТЬЕГО РЕНЕССАНСА

Дилмуродхаким Хамидович Абдуллаев

Тьютор, Ташкентский государственный транспортный университет

Азизахон Улугбек кизи Курбонбоева

Студентка, Ташкентский государственный транспортный университет

Ангелина Юрьевна Меркурьева

Студентка, Ташкентский государственный транспортный университет

Из истории известно, что общественное развитие не всегда была гладким, человечество пережило множество препятствий, кризисов, деградаций, упадков. Преодолевая их, вновь возрождало материальные и культурные ценности и стремилось к новому прогрессу. Именно такое крупное, весомое возрождение, скачок вперёд называют «ренессансом». В Центральной Азии первый период возрождения приходится на 1Х-Х11 века. Его масштабы, результаты и влияние на мировую цивилизацию огромны. Культура Центральной Азии занимает важное место в истории всемирной цивилизации и мировой культуры.

Эпоха Ренессанса явление уникальное в истории нашей государственности. Изучение культурного и духовного возрождения данного периода является одной из важнейших задач.

Как отмечал Президент нашей страны, перемены и процессы обновления в жизни общества, особенно придающие большой импульс развитию всего человечества, происходят не сами собой. Они базируются, прежде всего, на многовековых культурно-духовных традициях, научных школах, требуют соответствующих условий.

«Мы поставили перед собой великую цель - формирование фундамента нового Ренессанса в нашей стране, и с этой целью должны создать среду и условия для воспитания новых Хорезми, Беруни, Ибн Сино, Улугбеков, Навои и Бабуров. Важнейшими факторами в этом историческом процессе, неотъемлемой частью нашей национальной идеи являются развитие образования и воспитания, науки и инноваций, утверждение здорового образа жизни» - подчеркнул

April 21-22

540

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International

^^pecialists^n^heFieldoimeSmePmem

Президент Республики Узбекистан в Послании Олий Мажлису [1].

1Х-Х11 вв. во всём Центрально-Азиатском регионе происходит стремительный рост всех сторон общественной жизни. Мерв, Самарканд, Бухара и Ургенч приобрели славу культурнейших центров того времени.

В эпоху Восточного Ренессанса 1Х-Х11 веков в Центральной Азии развивались естественные, философско-нравственные и религиозные науки. В период Ренессанса внимание к развитию национальной культуры поднялось на уровень государственной политики. Добившаяся своей независимости династия Саманидов, особенно их первые правители, осознали, что если не упрочить национальные культурные ценности, то нельзя добиться полной государственной независимости. Не запрещая художественное творчество на арабском языке, Саманиды поддерживали авторов, пишущих свои произведения на языке, понятном простому народу. Великие представители культуры эпохи Возрождения в своём творчестве и изысканиях опирались непосредственно на древнее культурное наследие. Народы Центральной Азии были знакомы с культурой древних греков, римлян, месопотамцев, индийцев и китайцев, учёные хорошо знали по несколько языков. Несмотря на нашествие арабов, разрушивших многочисленные культурные памятники, преследовавших учёных, древняя богатая культура всё же оставила свой след. Если ислам в определенной степени оказал влияние на всю культуру, язык, обычаи и обряды, традиции, то сущность культуры не изменилась. Это проявилось в таких качествах нашего народа, как доброта, любовь и милосердие, человеколюбие, великодушие, добродушие, толерантность, стремление к знаниям, уважение к другим народам.

Характерные черты культуры периода Возрождения:

- возрастание интереса к таким научно-философским вопросам, как тайны мироздания, его эволюция, ступени, структура, особенности веществ и души; превращение стремления к познанию различных наук, духовности, просветительства в важный критерий социального развития;

- взгляд на человека как на высший продукт Творца мироздания. Понимание важнейшей задачей человека возвеличивание познания и мышления человека, вера в него, просвещение людей, благородные дела ради общества и людей;

- почитание принципов морали, этики, культуры общения считалось основной целью воспитания человека;

- создание условий для справедливых поступков, возвышения человека, стремления к духовности;

April 21-22

541

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International ^^peciaUstsjnJh£FedofTrampor^

- ведущим признаком культуры этого периода считаются: быть совершенно зрелым в познании, нравственности, духовности;

- формирование гармонично развитой личности;

- гуманизм, патриотизм, дружба, взаимопомощь и солидарность между людьми;

- гармонично зрелая личность формируется в развитой государственной системе. Такая государственность достигается благодаря интеллекту и знаниям, взаимопониманию, единодушию. Прочная и устойчивая государственность обеспечит развитие многих отраслей наук;

- устойчивая государственность приводит к формированию благородного общества. Это зависит от способности правителя управлять государством и обществом демократично, зависит также от его интеллекта, знаний, нравственности.

Факторы эпохи Возрождения в Центральной Азии:

- освобождение в 1Х-Х11 вв. региона от ига арабского халифата и возникновение самостоятельных государств на местах;

- развитие отношений между народами и государствами Ближнего и Среднего Востока благодаря монотеистическому исламу;

- рост значения «Великого шелкового пути», развитие торговли между государствами и рост ремесел, развитие городов;

- признание достижений мировой культуры, в частности, культуры древней Греции, Индии, Ирана, преемственность, широкое использование достижений этих культур.

Назовем отдельные фрагменты вклада отечественных ученых в мировую культуру.

Знаменитый ученый Аль-Хорезми при халифе Маъмуне (сыне Харун ар-Рашида) был главой своеобразной Академии наук Багдада - Байт ул-Хикма. Там же работал и Ахмад ал-Фаргони. В 840 году с 70 учеными составил «Карту мира Маъмуна». В книге «Индийские счеты» обосновал возможность написания любых чисел с помощью цифр от 1 до 9 и нуля; написал книгу об основах арифметического алгоритма - 4-х арифметических действиях, о правилах выведения корня квадрата. Он является создателем науки алгебра (по названию «Ал-жабр ва ал-мукобала»). Слово «алгоритм» представляет латинизированное произношение имени ал-Хорезми. Его труды переведены на греческий, латинский, немецкий, английский, голландский, русский языки. Оригиналы хранятся в библиотеках Кембриджского,

April 21-22

542

Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022 Prospects for Training International ^^peciaUstsjnJh£FedofTrampor^

Оксфордского, Страсбургского университетов, Кабула и Медины.

Хорезмийский учёный аль-Бируни доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Проводя исследования близ индийского города Нандана, он смог вычислить площадь поверхности Земли. Примененный при этом метод именуется в Европе «правилом Бируни».

Среднеазиатский учёный аль-Фергани открыл существование пятен на Солнце, а его труды в области астрономии на протяжении 700 лет использовались в Европе в качестве учебного пособия. Он стал первым учёным, который вычислил точное значение кривизны эклиптики.

Известному учёному Ибн Сине (980—1037), известному на Западе как Авиценна, принадлежит заслуга в открытии заразных заболеваний, анестезии, связи психологического и физического состояний и многих других областей медицины. Его книга «Канон врачебной науки» с XII по XVII век использовалась в качестве учебника в лучших медицинских институтах Европы.

Ренессанс Востока невозможно представить без фундаментальных трудов великих теологов - от Имама аль-Бухари и Иса аль-Термези до Ахмада Ясави и Бахауддина Накшбанди. Классическое произведение Имама аль-Бухари (810-870 гг.) «Сахих аль-Бухари» считается вторым после Корана основным источником исламской религии.

Завоевание Средней Азии Чингизханом нанесло развитию науки, искусству и культуре тяжелейший удар. Города, культурные центры Мавераннахра и Хорасана были разрушены. Были уничтожены научные учреждения, учебные заведения, библиотеки.

С приходом на политическую арену Амира Темура начинается второй период Восточного Возрождения (Х1У-ХУ! вв.). Во время правления Темура культура и наука Мавераннахра приобрели свою мировую популярность. Растёт интерес к античной культуре, раннесредневековому философскому наследию народов Мавераннахра, Индии, арабских стран.

В эпоху Амира Темура возводились дворцы, мечети, мавзолеи, загородные сады, мастерские, дуканы, городские укрепления. Центральноазиатские наука и литература интенсивно развивались. Самарканд и Герат становятся крупными центрами научной и литературной жизни [2].

Именно Центральная Азия представляла собой «плавильный котёл», в котором из мыслей античных учителей, исламской культуры и культов доисламского периода духовного развития нашего

April 21-22

543

Tashkent State Transport University Volume 3 | TSTU Conference 1 | 2022

Google Scholar indexed Prospects for Training International

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-1-277-281 Specialists in the Field of Transport

края, засияло знание, осветившее путь к европейскому Возрождению.

Действительно, мы вступили в новую эру пробуждения. Сегодняшний долг каждого из нас - внести точность, насколько мы готовы к этому, на что именно мы рассчитываем, чтобы войти в Третье Возрождение.

Для любой страны экономическая мощь важна, но одной ее недостаточно, уверенность в собственной культуре является основной, наиболее глубинной и устойчивой силой в развитии государства и нации. Расцвет науки и культуры означает процветание страны, а сила науки и культуры - силу нации, следовательно необходимо неустанно пробуждать в этих сферах инновационную и творческую энергию всей нации.

REFERENCES

1. Послание Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису // Народное слово. 30 декабря 2020 года, № 275-276 (7746-7747).

2. Культура мусульманского средневековья не только предваряла Ренессанс в Европе, но и подготавливала его зарождение. https://repost.uz/renessans.

April 21-22

544

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.