Научная статья на тему 'ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ'

ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
405
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ / ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ / ИСЛАМСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ХАНАФИЗМ / АШАРИЗМ / ЖАБАРИЗМ / КАРИЗМ / СИФАТИЗМ / МУРДЖИИЗМ / МУТАЗИЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Каримов Намаз, Каримова Зульфия

В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка изученности понятия «Философия раннего средневековья», актуальности нравственных взглядов великих мыслителей Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF THE EARLY MIDDLE AGES

As a research task, the authors identified an attempt to study the concept of “Philosophy of the early Middle Ages”, the relevance of the moral views of the great thinkers of the East.

Текст научной работы на тему «ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

Вестник Челябинского государственного университета. 2021. № 5 (451). Философские науки. Вып. 60. С. 57-62.

УДК 141.4 DOI: 10.47475/1994-2796-2021-10508

ББК 87.3

ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Н. Каримов, З. Каримова

Джизакский государственный педагогический институт, Ташкент, Узбекистан

В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка изученности понятия «Философия раннего средневековья», актуальности нравственных взглядов великих мыслителей Востока.

Ключевые слова: ранее средневековье, философия эпохи, Шёлковый путь, исламская философия, ханафизм, ашаризм, жабаризм, каризм, сифатизм, мурджиизм, мутазилизм.

Общеизвестно, что философия — это древняя ветвь человеческой духовной жизни и знаний. В течение почти трёх тысяч лет люди во всех странах и регионах задавали вопросы в различных формах, сначала в легендах, а затем в форме определённой системы теоретических структур и всех понятий: «что на самом деле окружает человека и какую роль играет человек?» она пытается ответить на вопрос. Сейчас, в начале XXI в., существует множество теоретических концепций, которые пытаются ответить на вопросы, существующие в мире. Следует отметить, что философские взгляды прошлого и настоящего очень отличаются друг от друга. Однако есть общность, которая позволяет нам приравнивать эти вопросы именно к философским вопросам. На каждом этапе философской истории, в каждой философской системе человек пытается найти частицы истины в ответах на эти вопросы. Эти частицы входят в философскую структуру науки и составляют основу философии на каждом конкретном этапе.

В истории человечества будут такие периоды, когда огромный интеллектуальный потенциал любой нации, сформированной в конкретном регионе, внесёт большой вклад в сокровищницу мировой цивилизации и культуры и окажет большое влияние на её развитие. Многие учёные и мыслители, чьи имена остались в истории, живут и работают бок о бок, ведя общество к духовному росту и культурному развитию.

В VII—V вв. до н. э. учёные Древней Греции — Эпикур, Гераклит, Демокрит, Солон, Сократ, Платон, Аристотель — и древнего Китая — Конфуций, Лао Цзи, Фун Цзи — создали почти все античные религии и учения. Это был период великого возрождения, который внёс огромный вклад в культурное достояние человечества.

Каждый человек, объективно смотрящий на историю нашей страны, может увидеть этот

уникальный процесс не один раз, а дважды. Без сомнений, можно сказать, что 1Х—Х1 в. — это так называемое «ранее средневековье», и период правления Амира Темура и темуридов был отмечен таким великим возрождением в истории человечества. Это помогло повысить интеллектуальный потенциал, научно-философский гений нашего народа, жившего на берегах рек Амударья и Сырдарья; его выдающиеся деятели — Хорез-ми, Фергани, Бухари, Термизи, Фараби, Беруни, Ибн Сина, Замахшари, Улугбек, Алишер Навои, Бабур — запечатали свои имена на страницах мировой цивилизации и культуры.

Вместе с тем эти философские имена отражают благородные идеи, доктрины и теории, которые эти великие предки создали и развили в истории нашей нации навсегда, философия эпохи, где чётко показаны всему миру в значительной степени подъём культуры и духовности нашего народа. Это философия периода, когда во главе широкой массы народа были такие герои, как Муканна и Жалолиддин Мангуберди, одновременно ведя борьбу за свободу, поднимая настроение народа, вдохновляли его к великим целям. Эпоха формирования благих намерений.

История философии нашего народа, ставшего основой этой темы, конечно, связана с арабским завоеванием и появлением исламской религии. Но как утверждают некоторые зарубежные специалисты, не только одна часть исламской культуры, возникшее под его воздействием событие, не временное и незначительное. Возможно, это сохранило самосознание нашего народа и в самые опасные периоды истории, хотя в результате различных набегов национальная государственность на какое-то время терялась, но неизбежно всё восстанавливалось, никогда не прерывались традиции в этой области и чувство веры в будущее, не горящее и нетонущее,

ценность нашего народа, постоянное мировоззрение и неотделимый образ мышления. Хотя наша страна в начале этой эпохи была в тисках арабов, а в конце — монголов, философия нашего народа, несмотря на недостатки, присущие этим вторжениям, не потеряла высокого духовного значения, сохранила ценность и силу. И поэтому гений нашего народа этой эпохи из-за стремлений и действий, идей и учений наших предков создал духовность и философию, оказавшие весьма большое воздействие не только на исламскую религию и учение, но и на всю мировую цивилизацию и мышление народов мира.

И вот почему неспроста сегодня во всем мире оказывается почёт и уважение немеркнущему гению великих наших предков, растёт интерес к изучению их богатого научного наследия. Статуи Ахмеда Фергани в столице Египта Каире, Ибн Сина в Бельгии, Мирзо Улугбека в Литве и Алишера Навои в Москве, Токио и Баку являются свидетельством памяти наших предков и пробуждает в наших сердцах безграничное чувство гордости.

Изучение предмета позволяет предположить, что особенности узбекской философии того времени были связаны со многими историческими и духовными факторами и сложными общественно-политическими процессами. Среди этих факторов становится ясным, что идеи и действия нашего народа, борьба за стремление к свободе, достижение независимости, восстановление национальной государственности и её укрепление являются приоритетными. В этом аспекте цель изучения данной темы — формирование таких добродетелей, как укрепление воли молодёжи, воспитание их образованными людьми с независимым мышлением, самосознанием и памятью о прошлом, с сохранением и почитанием священных ценностей наших предков.

Среди трудов, посвящённых этому периоду узбекской философии и последующих этапов совершенствования, а также вопросам философского наследия наших учёных предков — «Звёзды духовности» (2001), «Страницы из истории мировой философии» (2004), а также книги, изданные международным центром Имама Бухари «Узбекистан — страна великих учёных» (2011). Стоит отметить моменты, изложенные в научно-популярных брошюрах в категории «Мыслители».

Теме жизни и творчества учёных того времени, их месту и значению в узбекской философии посвящены исследования таких учёных,

как М. Хайруллаев, О. Файзуллаев, Х. Аликулов, Р. Носиров, У. Уватов, М. Кодиров, Б. Тураев, А. Ахмедов, М. Зохидов, М. Жакбаров, О. Жура-ев и др. Мы кратко анализируем эту тему на основе работ указанных авторов и ряда других специалистов.

Как известно, завоевание Центральной Азии в VII—VIII вв. и её подчинение арабскому халифату сильно повлияли на сознание и мышление нашего народа и последующую практику национальной философии. В конце VIII в. возникло единое царство на основе исламской религии, объединившей разные народы и нации от Атлантического океана до Тянь-Шаня, Индийского океана и до Кавказа. Но этот процесс был нелёгким. Завоеватели столкнулись с древней наукой, культурой и религиозными традициями, которые были высоко развиты в завоёванных странах. Они усилили борьбу против этих традиций, не подходящих исламским столпам, уничтожили людей, знающих древние письмена. В ответ в различных регионах произошли различные восстания во главе с Абу Муслимом, Хамзой аль-Хорижем, Муканной, Рафи ибн Лайзом. Особенно восстание «Людей в белых одеждах» во главе Муканны потрясло арабский халифат. И только к концу VIII в. халифат смог полностью установить своё господство.

В этот период в Центрально-Азиатский регион состоял из таких стран, как Хорезм, Согд, Фергана, Усрушана, Чаганян, был расположен в многолюдном центре «Шёлковый путь», связывающем Восток с Западом, и более развит с культурной стороны, сельское хозяйство и ремёсла были разнообразны; активно велась торговля с близкими и далёкими странами. Многолетние политические и экономические процессы, научные и культурные взаимодействия по-разному воздействовали на жителей разных регионов халифата. Если в Ираке, Сирии, Египте и странах Запада в результате ассимиляции в центральных и западных землях арабизировалось население этих стран, народы Центральной Азии, Ирана и Кавказа не были подвержены этой ассимиляции. Напротив, они смогли общаться и сотрудничать с другими народами на языке халифата, внося неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры и в то же время обогащая их культуру и философию, сохраняя при этом свою национальную самобытность. Это позволило им развить множество школ философии, в том числе национальной, и сделать много изобретений в перспективных областях.

Стоит отметить ещё один момент. Войдя в Согдийскую, Хорезмскую, Самаркандскую, Бухарскую, Ферганскую, Иранскую и другие страны с древней культурой, арабы овладели особенностями и институтами образа жизни городов и элементами культуры. В этом смысле английский востоковед У. Монтгомериписал: «Нет ничего удивительного в том, что древняя культура Востока стала мусульманской. Удивительно, но новые завоеватели позже утверждали, что всё, что они приобрели, было их собственным с древних времён, и те, кто следовал за ними, пошли тем же путём». Известно, что основа исламского учения изложена в Коране и хадисах. Коран — священная книга. В ней нашли своё выражение принципы ислама, требования веры, правовые и этические нормы. А «Сунна» является комплексом ха-дисов, стоит после Корана и дополняет его. В ней собраны слова, действия пророка Мухамеда в форме преданий и хадисов. Важный источник после Корана и сунны является шариат. Шариат (правильный путь, божественный путь) — система правовых, нравственных норм и практических требований в исламе. Основные направления в исламе — суннизм, шиизм, иностранцы. Они различаются по вопросам, связанным с религиозной доктриной, ритуалом и нравственно-правовыми нормами. Как сторонники первого течения в исламе возникло движение иностранцев (с арабского — мятежник). В средние века направление иностранцев было разделено на множество направлений, а затем исчезло. Сохранилось только течение ибодиев (абодиев).

Сектантство сформировалось в результате разногласий по богословским вопросам. В исламе существуют такие секты, как ханафизм, ашаризм, жабаризм, каризм, сифатизм, мурджиизм, мута-зилизм. Кадрианцы защищали свободу воли народа и выступали против евангелистов, которые не признавали этого. Мутакаллимы пытались оправдать религиозно-догматическую доктрину ислама, используя методы и средства аристотелевской философии. Мутазилиты (секуляристы) отстаивали справедливость единобожья, создание Корана Богом, свободу воли. Его основатель — Васил ибн Ато (699-748 гг.), один из последних представителей — Замахшари.

Бок о бок с этими процессами в исламе сформировались философские взгляды машшоиюнов и материалистов (философия Аристотеля и тех, кто решил изучать природу). Это показывает, что исламская духовность является инициатив-

ной силой как в светских, так и в религиозных делах, а также в процессах, происходящих в мировом философском мышлении. Если в древнегреческой философии традиционно политическая деятельность и мудрость во многих случаях противопоставляются друг другу, в исламской философии, напротив, политика рассматривается как высшая форма человеческой деятельности. В исламе государственное управление — это искусство, но оно должно следовать принципу социальной справедливости, и социальная справедливость может быть поддержана через равенство.

Согласно исламской философии, будущее человечества определяется формированием совершенного человека, а мораль является неотъемлемой частью человеческого мышления. Восточные мыслители давно интересовались статусом разума и логики, потому что любое знание, не основанное на логике, не может быть надёжным и эффективным. И этот вопрос имеет своё место в исламской философии.

Религиозная терпимость и светские знания. Если в те времена лидерами на поприще религиозных наук были имам Бухари, имам Терме-зи, имам Мотрудии, имам Бухониддин Маргино-ни, то на поприще мировых знаний аль-Хорезми, аль-Фергани, Фараби, аль-Бируни, Ибн Сина распространили в мире славу нашей страны. Пишут и будут писать о том, как эти люди повлияли на историю человечества и нашего народа, об обогащении нашего национального наследия своим творчеством. Так как гениальность каждой нации ясно проявляется в работе исторических деятелей, учёных и мыслителей, а также в их идеях и учениях. В этом смысле идея о том, что «Великие люди представляют гений народа», приписываемые Дж. Неру, представляет реальность жизни.

Абу Абдулла Мухаммед ибн Исмаил аль-Бухари (810.21.7. Бухара — 870.31.8, село Хартанг близ Самарканда), один из выдающихся учёных, которые продемонстрировали гениальность нашего народа и оказали большое влияние на исламскую философию и национальную мысль, хорошо известен в истории мировой философии как учёный-хадисовед и философ. Произведение мыслителя «Аль-Жоме ас-сахих» — первая из шести общепризнанных книг. Такие книги учёного, как «Ат-Тарих аль-кабир», «Ат-Тарих ас-сагир», «Аль-Адаб ал-Муфрад» («Шедевры воспитанности»), «Ат-Тафсир аль-кабир» («Великое толкование»), «Китоб аль-Фавойид» («О пользе»), «Сунан аль-Фукахо» тоже знамениты.

По сведениям У. Уватова, досконально изучившего творчество мыслителя, в воспитании Аль-Бухари как известного учёного помимо семейного воспитания и медресе имеют место и великие заслуги наставников. Как вспоминал сам учёный: «Я записал хадисы у 1080 мухаддисов». По словам нашего учёного предка, Беруни аль-Бухари жил в «период усиления способности запоминания», продукт того времени, выражал его облик и был самым проницательным мыслителем. Из тысяч хадисов, которые он написал и запомнил на протяжении всей своей жизни, он извлёк самые надёжные 7275 и включил их в книгу «Аль-жомеъ ас-Сахих». По его словам, он выучил более 100 000 хадисов и писал эту великую работу в течение 16 лет.

«Аль-Джами ас-Сахих» является таким великим духовным сокровищем, что подлинные ха-дисы, которые следуют за ним, служат основой для правил шариата в познании исламского шариата, калама и фикха после стихов Корана. Мы здесь можем увидеть, что некоторые из хадисов в этом сборнике составляют основу современного естествознания. Например, в книге «Мудрости о воде» приведён священный хадис о возникновении всех растений и всего живого из воды. Изучение имущества вакуфа, права наследников, науки и просвещения было источником хадисов об обязанностях всех мусульманских мужчин и женщин, а также постановлений шариата и фетв судей по важным жизненным вопросам.

Многие другие работы учёного также посвящены актуальным вопросам философии того времени. Возьмём, к примеру, «Аль-Адаб аль-Муфрад», в котором аль-Бухари классифицировал хадисы о человеческой морали, этике и духовной зрелости по различным темам и дал необходимые объяснения.

В первых главах работы на основе хадисов обсуждаются важные вопросы, связанные с духовной жизнью человека, такие как обязанности ребёнка перед родителями, угождать родителям, выполнять их права, подчиняться приказам родителей, делать им добро, даже если родители политеисты, не ранить их сердца, молитвы родителей, любовь и милосердие к родственникам, сострадание, милосердным и гуманным к детям и женщинам, примирение во время конфликта между детьми и взрослыми, скромность в строительстве здания и других работах, вред высокомерия и брани, вред угнетения, честность и обман, дозволенный и недозволенный, добро и гре-

ховные дела, благо экономии и приумножения имущества.

И великие учителя, обучавшие имама аль-Бухари хадисам, вскоре начали признавать себя его учениками. В детстве его учитель Исхак ибн Рахвайх говорил имаму аль-Бухари: «Вы рассказывайте (хадис), а другие пишут». А его учитель Абдулла ибн Мунир говорил: «Я один из учеников аль-Бухари». Его современник, знаток хадисов Аб-дулла ибн Абдуррахман Самарканди, сказал: «Я видел много учёных в двух Хараме (Мекке и Медине), в Хиджазе, Дамаске и Ираке, но я не видел никого, кто собирал хадисы, как Мухаммад ибн Исмаил (много и достоверно). Это человек осведомлённее, беднее и требовательнее, чем мы».

Помимо написания редких работ в жизни имам аль-Бухари также воспитал много замечательных учеников. Среди них есть такие выдающиеся исследователи хадисов и комментаторы, как Абу Иса ат-Термизи и Муслим ибн Хаджадж. В Ни-шапуре он жил с ат-Термизи в одном месте и в течение пяти лет сотрудничал в области науки и творчества. Известный знаток хадисов Фараби говорит: «Число людей, которые услышали только книгу "Аль-Джаме ас-Сахих" от этой великой личности, составило девяносто тысяч».

Несомненно, что духовные шедевры относящиеся в наследию Аль-Бухари, Ат-Термизи, научные идеи, выдвинутые в трудах Мусы аль-Хорезми, Ахмада аль-Фергани, естественнонаучные и философские взгляды Фараби, Беруни, Авиценны, новые направления в науке, суфийские учения, оказали жизненно важное влияние на развитие философской мысли на Востоке и в мире. Вместе с тем в этот период влияние цивилизации нашей страны на развитие народов Востока, арабской культуры и исламской философии было огромным. Создание на его территории государств, получивших относительную независимость от Арабского халифата, достигло новых высот благодаря терпимости нашего народа. Культурно-духовный подъём в светской и религиозной сферах — яркий символ этого периода пробуждения. Традиции Авесто, достижения в изучении природы, позитивные достижения в гуманитарных науках оказали глубокое влияние на развитие народов Востока, арабской культуры и исламской философии. Духовный и интеллектуальный престиж нашей Родины вырос, она превратилась в крупный научный центр в мире.

К сожалению, это культурное пробуждение пришло в упадок из-за нашествия монголов.

Конфликты между эмирами и султанами привели к вторжению Чингисхана. Это нашествие началось с завоевания монголами Отрара в 1218 г., пленения его правителя, зятя Хорезмшаха Иноль-чика, и заливки ему в уши кипящего серебра. Во время правления монголов такое кровопролитие не утихало. Красивые города и сёла нашей страны были разорены, экономика рухнула. Наука, культура и философская наука также находились в кризисе.

Многие люди были вынуждены покинуть земли между Амударьёй и Сырдарьёй, то есть свою родину, и жить вдали от нашей страны. Многие из них не вернулись из других земель, и их предки слились с туземцами. Аналогичная судьба постигла и семью великого поэта Амира Хусра-ва Дехлави (1253-1325 гг.), жившего в то время в Индии. В годы, когда Чингисхан завоевал город Отрар и начал захватнические походы, семья присоединилась к каравану из Шахрисабза в Индию и поселилась там. Безусловно, его предки, родившиеся и выросшие в нашей стране, оказали большое влияние на формирование мировоззрения и мышления учёного, вошедшего в мировую литературу со многими бессмертными произведениями, такими как «Хамса», «Чудеса Хисрава». Хусрав Дехлави, поднявшийся до уровня одного из самых известных поэтов Востока, в своих произведениях пролил свет на многие философские и нравственные проблемы, воспел высокие духовные качества, такие как дружба, отвага, преданность, терпимость. Как поэт и мыслитель-гуманист, он призывал людей разных вероисповеданий объединяться и жить в мире. Его мысли по этому поводу отражают благородные идеи узбекской философии, влияние мировоззрения

и образа мышления нашего народа.

По мнению некоторых учёных и экспертов, знающих историю человечества, если бы Хорезмшах с самого начала назначил наследником престола своего отважного сына Джалалиддина и передал ему армию, не только история Азии, но и история мира могла бы пойти иначе. К сожалению, история не признаёт сослагательного наклонения. Нашествие Чингисхана задержало развитие нашей страны на несколько столетий. Джалалид-дин Мангуберди, храбрый и отважный человек, сражавшийся в то время с захватчиками, навсегда остался на страницах нашей истории как символ движения за освобождение нашего народа.

Следует отметить, что принцип объективности и толерантности играет важную роль в изучении средневековой философии. Преданность и терпимость наших великих предков, общность светских и религиозных наук в их мировоззрении являются примером для всех нас. Это богатое духовное сокровище служит для прививания в сердца и умы населения, особенно молодёжи, благородных идей и принципов высокой духовности, призывает их мыслить независимо, жить для народа, для своей страны.

Сегодня независимость дала возможность изучению богатого и бессмертного наследия, созданного нашими предками, его сохранения и доведения до будущего поколения. Восстановление исторической памяти, формирование чувств верности, патриотизма в отношении национальных ценностей в душе нашего народа стали сегодня приоритетным направлением нашей духовной жизни, а это возлагает на каждого из нас огромную ответственность.

Список литературы

1. Каримов И. А. Обеспечение поэтапного и устойчивого развития нашей страны — наша главная цель. — Т. 17. — Ташкент : Узбекистан, 2009.

2. Звёзды духовности. Ташкент : Изд-во народного наследия имени А. Кадыри, 2001. 75 с.

3. Григорян С. Н. Великие мыслители Средней Азии. М. : Знание, 1958.

4. Григорян С. Н. Из истории философии Средней Азии и Ирана VII-XII вв. М. : Изд-во АН СССР 1960.

5. Кохановский В. П., Матяш Т. П., Яковлев В. П. Основы философии. Ростов н/Д. : Феникс, 2007. 320 с.

6. Крянев Ю. В., Моторина Л. Е. История и философия науки (Философия науки). М. : Альфа-М, Инфра-М, 2007. 336 с.

7. Алексеев П. В., Панин. А. В. Философия : учебник. М. : ТК Велби, Проспект, 2008.

8. Философия : учебное пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В. П. Кохановский. Ростов н/Д. : Феникс, 2008.

9. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия : учеб. для вузов. СПб. : Питер, 2009.

10. Философия : учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Гар-дарики, 2007.

Сведения об авторах

Каримов Намаз — старший преподаватель кафедры литературы и методики её преподавания, Джизакский государственный педагогический институт, Ташкент, Узбекистан. [email protected]

Зульфия Каримова — преподаватель кафедры русского языка и методики её преподаванияДжизакский государственный педагогический институт, Ташкент, Узбекистан.

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2021. No. 5 (451). Philosophy Sciences. Iss. 60. Pp. 57-62.

PHILOSOPHY OF THE EARLY MIDDLE AGES

N. Karimov

Jizzakh State Pedagogical Institute, Tashkent, Uzbekistan. [email protected]

Z. Karimova

Jizzakh State Pedagogical Institute, Tashkent, Uzbekistan

As a research task, the authors identified an attempt to study the concept of "Philosophy of the early Middle Ages", the relevance of the moral views of the great thinkers of the East.

Keywords: Early Middle Ages, philosophy of the era, the Silk Road, Islamic philosophy, Hanafism, Asharism, Jabarism, Karism, Sifatiism, Murzhism, Mutaziliism.

References

1. Karimov I.A. (2009) Obespechenie poetapnogo i ustojchivogo razvitiya nashej strany — nasha glavnaya cel\ Vol. 17. Tashkent.

2. Zvyozdy duxovnosti (2001). Tashkent.

3. Grigoryan S.N. (1958) Velikie mysliteli Srednej Azii. Moscow, Znanie Publ. [in Russ.].

4. Grigoryan S.N. (1960) Iz istorii filosofii Srednej Azii i Irana VII-XII vv. Moscow, Publ. of AN SSSR. [in Russ.].

5. Koxanovskij V.P., Matyash T.P., Yakovlev V.P. (2007) Osnovy filosofii. Rostov on Don, Feniks Publ. [in Russ.].

6. Kryanev Yu.V., Motorina L.E. (2007) Istoriya i filosofiya nauki (Filosofiya nauki). Moscow, INFRA-M. [in Russ.].

7. Alekseev P.V., Panin A.V. (2008) Filosofiya. Moscow, TK Velbi, Prospekt. [in Russ.].

8. Filosofiya. (2008) Ed. by. Koxanovskij. Rostov on Don, Feniks Publ. [in Russ.].

9. Karmin A.S., Bernaczkij G.G. (2009) Filosofiya. St. Peyersburg, Piter Publ. [in Russ.].

10. Filosofiya. (2007) Ed. by. V.D. Gubina, T.Yu. Sidorinoj. 4 ed. Moscow, Gardariki, 2007. [in Russ.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.