Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОТИВАЦИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ'

К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОТИВАЦИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В.M. Мешков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teenagers-students of inter-school training-vocational centres with various motivation for learning were found to differ in the mechanisms of professional adaptation. To a certain extent, this has an impact on the formation of individual-personality qualities of occupational status.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОТИВАЦИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ»

Литература. Данишевский С. JI. — В кн.: Материалы по токсикологии веществ, применяемых в производстве пластических масс и синтетических каучуков (Мономеры и пластификаторы). Л., 1957, с. 87—91.

Лазарев Н. В. Вредные вещества в промышленности. Л., 1969, с. 229—230.

Медведь Л. И., Каган Ю. С., Спыну Е. И. — Вестн. хим. о-ва, им. Д. И. Менделеева, 1968, т. 13, № 3, с. 263.

Прозоровский В. П. — Фармакол. и токсикол., 1962, № I, с. 115—118.

Станкевич В. В., Генель С. В. и др. — В кн.: Токсиколо-

гия н гигиена применения полимерных материалов в пищевой промышленности. М., 1980, с. 129—131.

Поступила 24.08.81

Summary. The parameters of acute toxicity for aminoet-her solidifier ДТБ-2 oral administration to white mice and rats have been established. MLS0 established for mice was 3863 mg/kg body mass, while ML50 for rats — 4590 mg/kg body mass. Chronic 10-month exposure showed the dose of 0.46 mg/kg/body mass/ to be the threshold one for the solidifier ДТБ-2, and a dose of 0.15 mg/kg — subthreshold. The recommended level of permissible concentration migration of the solidifier for the media under study is 0.25 mg/kg.

УДК «13.956-052.623:613.865

В. M. Мешков

К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОТИВАЦИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ

Тернопольский медицинский институт

Адаптация подростков к профессиональному обучению в межшкольном учебно-производственном комбинате продолжает оставаться одной из актуальных проблем. Именно это позволяет понимать адаптацию учащихся в комбинате не как пассивный процесс приспособления подростков к конкретному труду и связанной с ним дальнейшей трудовой деятельности, но как активное взаимодействие личности с окружающей действительностью. В этом взаимодействии важную роль играют и объективные факторы — изменение социальных позиций подростка (вступление в «модель» производственного коллектива и включение в новую деятельность), и фактор субъективный — личностная его позиция, система отношений к воздействию на организм объективных условий (С. М. Громбах; Р. А. Кузьмина и А. А. Русалинова).

В задачу данного исследования входило проследить взаимосвязь между адаптацией учащихся и их индивидуально-личностными особенностями в процессе освоения профессии чертежника в учебно-производственном комбинате с учетом мотивацион-ной направленности.

Социально-гигиеническими критериями, на основании которых можно судить о процессе учебно-производственной адаптации, явились: выполнение нормативных заданий, переход на другой профиль обучения, удовлетворенность осваиваемой специальностью и условиями труда, степень овладения профессиональными навыками, пропуск занятий, субъективная оценка утомляемости и др. О степени социально-психологической адаптации судили на основании удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе. Это и определило отбор методов сбора информации и разработку методики исследования. С помощью метода стандартного интервьюирования были выделены две «модели» групп подростков, осваивающих профессию чертежника в учебно-производственном комбинате

и не имеющих противопоказаний по медицинским и психофизиологическим критериям профессионального отбора. В группу А были включены 53 подростка с положительной профессиональной мо-тивационной направленностью к освоению данной профессии, в группу Б — 44 подростка с отрицательной мотивационной направленностью к освоению профессии чертежника.

В процессе разработки естественного эксперимента исследования было использовано пособие «Методика комплексного изучения режима труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических училищ» под редакцией Г. Н. Сердю-ковской и Н. М. Скородумовой.

Первым этапом нашего исследования явилось изучение социально-психологической структуры мотивов профессионального самоопределения, и с этой целью подросткам была предложена анкета, в которой затрагивались следующие вопросы. 34% школьников группы А, отвечая на вопрос «Почему Вы пожелали освоить специальность чертежника?», мотивировали свой выбор наличием соответствующих личностных качеств, 21,4% — профориента-ционной работой в школе, 20,7% — влиянием своих родителей, 18,5% — состоянием здоровья, 5,4% — информацией, полученной с помощью средств массовой информации (радио, кино, телевидение, литература); 36,8% подростков группы Б, объясняя свой выбор, ссылались на влияние друзей, 27,5%—средств массовой информации, 18,6% — профориентационной работы в школе, 11,4% — родителей и только 5,7%—на личные качества.

На вопрос «Помогают ли Вам родители в освоении получаемой профессии»? 31,4% школьников группы А дали положительный ответ, 22% —отрицательный, остальные подростки однозначного ответа на данный вопрос дать не могли; в группе Б показатели были значительно ниже. Причем выра-

зили желание работать по специальности после окончания школы 54,2% будущих чертежников с положительной мотивацией и только 11,1% старшеклассников с отрицательной мотивационной направленностью.

С помощью вопроса «Соответствует ли осваиваемый профиль обучения в комбинате профессии родителей?» мы отметили, что у 28,5% школьников группы А родители работают в данной сфере производства, тогда как в группе Б — только у 2,8%. Немаловажным является также то, что подростки с положительной мотивацией в большей степени считают, что в освоении профессии чертежника им помогают занятия в технических кружках и спортивных секциях, тогда как у подростков с отрицательной мотивацией такой тенденции не наблюдалось.

На основании вышесказанного следует сделать предположение, что на структуру мотивационной устойчивости подростков группы А как в динамике обучения в учебно-производственном комбинате, так и на этапе профессионального самоопределения из всей конъюнктуры факторов немаловажное значение имеет социально-психологическое влияние семьи и, в частности, ее профессиональный статус.

Следующим этапом нашего исследования явилось изучение отношения к труду подростков в субъективном плане, где степень удовлетворенности работой ставилась в зависимость от того, как отдельные элементы производственной ситуации (физическая и умственная утомляемость, гигиенические условия труда) воспринимаются школьниками и как они их оценивают в зависимости от уровня активации.

Анализируя полученные результаты, мы выяснили следующее: на вопрос «Удобно ли Ваше рабочее место?» 73,7% старшеклассников группы А ответили положительно и 26,3% — отрицательно, в группе Б — соответственно 76,2 и 23,8%. На вопрос «Чувствуете ли Вы после работы усталость мышц спины, нижних и верхних конечностей?» мы получили ответы следующего характера: в группе А 21% отметили усталость мышц спины, 27,3% — верхних конечностей, 68,4% — нижних; у подростков группы Б аналогичные показатели были значительно выше. 10,5% школьников с положительной мотивационной направленностью жаловались на усталость глаз в середине занятий, 42,1% — в конце и 47,4 % усталости вообще не чувствовали. 23,8% подростков с отрицательной мотивацией отметили усталость глаз в середине и 76,2% — в конце учебно-производственных занятий в комбинате. Для более глубокого изучения данного вопроса мы исследовали степень выполнения учебно-производственной нормы подростками в группах и получили следующие показатели: старшеклассники с положительной профессиональной мотивационной направленностью в 87,5% успешно справлялись с нормами выработки, тогда как у школьников с отрицательной мотивацией данный показатель находился в пределах 22,8%.

Как видно из представленных данных, степень утомления несколько различна у школьников с разной мотивацией, что свидетельствует о различной психологической саморегуляции подростками своего функционального состояния во время работы, когда перед ними открываются два варианта приспособительного поведения: путь самосохранения, экономии сил, торможения рабочей активности и путь мобилизации ресурсов, установки на сохранение деятельности ценой истощения. В данном случае у испытуемых с отрицательной мотивацией возникают затруднения в соотнесении уровня активности с запросами деятельности, и они вынуждены идти по гиперкомпенсаторному пути реагирования (Г. А. Стрюков и соавт.).

При ответе на вопрос «Как, по Вашему мнению, освещено рабочее место?» 31,5% учащихся группы А дали хорошую оценку, 58% — удовлетворительную, а 10,5% указали на недостаточность освещенности рабочих мест, тогда как в группе Б дали оценку «хорошо» 47,6%, «удовлетворительно» — 52,4% учащихся, а претензий на плохую освещенность не было отмечено.

Анализируя результаты оценки рабочих инструментов, с которыми подростки работают в чертежном цехе, мы выяснили, что в группе А 47,4% учащихся предъявили претензии относительно несовершенства и неисправности приборов и инструментов, а в группе Б — только 28,6%.

В данном случае полученные результаты позволяют высказать мнение о том, что отсутствие интереса к той или иной профессии приводит к различному восприятию гигиенических условий на рабочем месте.

Для более полного подтверждения высказанного мнения и с целью определения влияния различных производственных и непроизводственных факторов на эмоциональный потенциал коллектива с учетом того, что мотивация имеет общие корни с эмоциями, нами в аспекте психологической диагностики был проведен поперечный срез эмоционального состояния испытуемых групп. Для этой цели нами был использован показатель «тональности» психологической атмосферы (А. Н. Лутошкин) с учетом способности цвета особым образом воздействовать на эмоциональное состояние людей, а эмоционального состояния — отражать богатую палитру существующих в природе красок и широко их использовать.

В результате исследования подростки с положительной мотивационной направленностью отдали предпочтение позитивно-стимулирующим цветам (красному, оранжевому, желтому), а в группе с отрицательной мотивацией — астеничным (цветам нижней части спектра); сопоставление этих показателей дало возможность обнаружить, что эмоциональный тонус значительно выше у школьников группы А.

Следующим этапом нашего исследовании было изучение индивидуально-психологической структуры личности подростков, осваивающих профес-

сию чертежника. С этой целью нами было проведено социально-психологическое исследование в динамике двухлетнего обучения. В процессе исследования у школьников были выявлены те психологические качества, которые они считают доминирующими для данного профиля. Была установлена следующая закономерность: школьники с положительной и с отрицательной мотивационной направленностью на первом году обучения в учебно-производственном комбинате из личностных качеств отдали предпочтение моральным качествам (соответственно 97,2 и 35% положительных ответов), особо выделив при этом коллективизм (17,1 и 11,5%), чуткость (14,3 и 6%), тактичность (14,2 и 6,1%), справедливость (11,5 и 5,9%).

Количество ответов на вопросы, содержание которых отражало деловые свойства личности (инициативность, любознательность, принципиальность, организованность, дисциплинированность, энергичность, правильная самооценка), в обеих исследуемых группах колебалось в пределах 6—6,7%. Некоторые различия наблюдались в оценке значения эмоционально-волевых качеств: если подростки группы А выделили уверенность (14,3%), выносливость (6,1%) и настойчивость (6%) как ведущие качества, то в группе Б о настойчивости и уверенности говорили по 6% учащихся.

На втором году обучения были отмечены некоторые изменения в трактовке психограммы данной профессии: на первое место школьники группы А поставили эмоционально-волевые качества (90,3%), отдав предпочтение при этом настойчивости (25,7%), уверенности (17,1%) и др., на второе — моральные: тактичность, чуткость, отзывчивость (по 14,3%), доброжелательность и коллективизм (по 17,1%), на третье — деловые: самостоятельность (20%), трудолюбие и принципиальность (по 11,4%). Подростки группы Б на первое место поставили деловые качества, вместе с тем отмечено увеличение положительной оценки таких качеств, как трудолюбие (14,3%) и любознательность (11,5%). Из эмоционально-волевых качеств ими было отдано предпочтение уравновешенности (20 %), выносливости (11,5%), настойчивости (11,4%), из моральных — коллективизму (11,4%), чуткости (6%) и тактичности (5,7%).

Отсюда следует, что в динамике двухлетнего обучения в группе с положительной мотивационной направленностью стойко формируются такие жизненно важные индивидуальные качества личности подростков, как эмоционально-волевые, моральные и деловые. В группе Б на втором году обучения отмечалась тенденция к определенной перестройке формирования ведущих качеств с выходом на первое место деловых, что, по-видимому, свидетельствует об эмоциональной «бедности» в у знании психологической структуры профессии чертежника и в определенной степени о превалирова-| нии практицизма профессионального самоопределения с учетом того, что данная профессия все-

таки пригодится им в дальнейшем при обучении в техникуме или техническом вузе и др.

Одним из немаловажных аспектов для психогигиенистов является вопрос отношений между членами той или иной группировки. Было изучено взаимодействие между членами коллектива по «горизонтали», в результате чего выявлена следующая закономерность: у 49% подростков группы А есть друзья, у 22,8% отношение ко всем индифферентное и 6% находятся со сверстниками в состоянии конфликта. В группе Б 25,7% школьников дружат, 48,5% относятся ко всем одинаково и в 26% — конфликтно.

Интерпретируя эти данные, следует отметить, что здесь отчетливо прослеживается взаимосвязь социально-психологического «климата» с результатами деятельности групп, а также влияние факторов социально-производственной обстановки на ее формирование.

Одним из качественных показателей социально-психологической адаптации подростков к профессиональному обучению в учебно-производственном комбинате являются переходы на другой профиль обучения. Результаты анализа показали, что у подростков группы с положительной мотивационной направленностью только в 3,6% наблюдались такие переходы (в связи с обострением хронического заболевания), а у подростков группы с отрицательной мотивацией — в 10,9%. Переход на другой профиль обучения в данной группе в основном был связан с нежеланием обучаться данной профессии.

Немаловажным показателем является также изучение пропусков занятий в учебно-производственном комбинате в период двухлетнего обучения, для чего была проведена выкопировка пропусков (без уважительных причин), согласно которой был рассчитан «индекс» пропусков (И. Д. Дубинская и соавт.). Была выявлена следующая закономерность: в группе А на первом году обучения в первой четверти он составлял 55, во второй — 142, в третьей — 181 и в четвертой — 321; в динамике второго года обучения данные показатели были представлены следующими цифрами: 169, 200, 400 и 325. В группе Б на первом году обучения «индекс» пропусков в первой четверти был равен 389, во второй — 200, в третьей — 573 и в четвертой — 350; на втором году обучения данные показатели были соответственно следующими: 711, 457, 805 и 293. Показатели успеваемости в группе с отрицательной мотивацией в динамике всего периода обучения также были несколько ниже, чем в группе с положительной мотивацией, и имели прямую корреляционную связь с пропусками.

Итак, на основании проведения комплексного исследования представляется возможным полагать, что в динамике профессионального обучения старшеклассников в учебно-производственном комбинате отмечаются различия в социально-психологической адаптации в зависимости от мотивационной направленности подростков, что также сказывается на формировании инднвидуально-лнчно-

стиых качеств профессионального статуса и может являться психотравмирующим фактором. В этом случае возникает необходимость проведения следующих мероприятий:

1) на этапе профессионального самоопределения подростков, начиная с 5—6-го класса, знакомить их с ирофессиограммами профессий, имеющихся в учебно-производственном комбинате. Часть уроков труда следует проводить на базе комбината, при этом знакомить школьников с работой его, режимом и формой обучения;

2) постоянно проводить среди школьников анкетные опросы, как на этапе профессионального самоопределения, так и в динамике обучения в комбинате, с целью изучения мотивационной структуры подростков и качественной ее оценки;

3) в процессе обучения в учебно-производствен-ном комбинате применять методы этапной групповой среди школьников, имеющих отрицательную мотнвационную направленность к освоению той или иной профессии, дискуссии, с принятием чле-

нами коллектива ревалентного решения по каждому выдвигаемому вопросу.

Литература. Громбах С. М. — В кн.: Гигиена детей и подростков. Под ред Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М.. 1977, вып. 4, с. 13—14. Дубинская И. Д., Честюк Т. Д., Зуева Е. Б. — В кн.: Состояние здоровья дошкольного и школьного возраста. М., 1975, с. 86—96. Кузьмина Р. А., Русалинова А. А- — В кн.: Психологи я

личности и малых групп. Л., 1977, с. 88—92. Лутошкин А. Н. — В кн.: Социально-психологический

климат коллектива. М., 1979, с. 162—174. Методика комплексного изучения режимов труда и отдыха учащихся средних ПТУ. Под ред. Г. Н. Сердюковской, Н. М. Скородумовой. М., 1978, с. 4—61. Стрюков Г. А., Долголенко Т. //., Конопкин О. А■ — Вопр. психол., 1981. № 3, с. 38—47.

Поступила 01.08.8

Summary. Teenages-students of inter-school training-vocational centres with various motivation for learning were found to differ in the mechanisms of professional adaptation. To a certain extent, this has an impact on the formation of individual-personality qualities of occupational status.

УДК 613.955:613.71/.72

А. Г. Сухарев, К. И. Адамбеков

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЖИМА ЗАНЯТИЙ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ В СПОРТИВНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ШКОЛ

ЦОЛИУВ, Москва

Среди мероприятий, способствующих успешному решению задач гармонического развития подрастающего поколения, видное место занимает внеклассная спортивно-массовая работа со школьниками.

За последние годы появились сообщения отечественных и зарубежных специалистов, подтверждающие целесообразность проведения начальной подготовки по футболу с детьми 8—9-летнего возраста (В. А. Выжгин; А. А. Сучилин; К. И. Адамбеков). Футбол относится к игровым видам спорта, которыми часто увлекаются дети младшего школьного возраста. В соответствии с «Положением о создании специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения в общеобразовательных школах» (1977) в нашей стране создаются спортивные классы по футболу начиная с 3-го. Однако при планировании тренировочных занятий с детьми 9—10 лет необходимо учитывать их функциональную готовность, специфику учебного процесса в школе и общие гигиенические требования к режиму дня учащихся данного возраста.

В связи с этим мы поставили следующие задачи: экспериментально изучить эффективность проведения ежедневных тренировочных занятии с различными физиологическими нагрузками и дать гигиеническое обоснование рациональному сочета-

нию занятий по общеобразовательным предметам и спортивным дисциплинам в недельном цикле.

Для решения указанных задач использован комплекс методик. Изучали динамику умственной работоспособности по корректурным пробам В. Я. Ан-фимова, оценивали функциональное состояние ЦНС на основе зрительно-моторной реакции (ЗМР), проводили непрерывную радиотелеметрическую регистрацию частоты пульса во время тренировочных занятий. В начале и конце двухлетнего эксперимента тестировали физическую и техническую подготовленность учащихся.

Эксперимент проводили в детско-юношеской спортивной школе Московского городского совета «Юность» на базе средней общеобразовательной школы № 112 Москвы. Под наблюдением находились учащиеся 3-го (первый год обучения) и 4-го (второй год обучения) классов, для которых был разработан специальный двигательный режим. Результаты учащихся экспериментальных групп сопоставлялись с данными юных футболистов той же школы, занимающихся по общепринятой программе подготовки, согласно которой тренировочные занятия проводились 4 раза в неделю по 2 академических часа в день. Интенсивность тренировочных нагрузок для учащихся контрольных групп не регламентировалась физиологическими показателями реакции сердечно-сосудистой системы. Кро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.