Результаты статистической обработки данных определенна бромида ЦТМА в воде
Количество ЦТМА. мкг Статистический показатель
О О
введено^ опре делено X S- X к0, 95 ■О а» о о> 14
20,0 50,0 21,0, 20,5 20,0, 21,0 49,0, 50,0 48,5, 49,5 20,6 49,3 0,24 0,32 0,76 1,02 3,69 2,07
Наибольшую оптическую плотность имеют растворы с рН 3,0—4,0. Окрашенный ассоциат КПАВ-эозина в водных растворах с течением времени выпадает в осадок. Прибавление 10° о этанола как повышает устойчивость растворов,' так н увеличивает оптическую плотность растворов КПАВ-эознна в результате сольватации ассоциата последнего. Оптическая плотность водно-этанольных растворов достигает максимума через 5- 10 мин и постоянна не менее 2 ч.
Определяли рабочую (аналитическую) длину волны, при которой разность между оптической плотностью растворов КПАВ-эозина наибольшая (X 535 им). Эозин имеет максимум светоиоглощення при 500 нм. Прямолинейная зависимость оптической плотности от концентрации КПАВ наблюда-
ется в области 0,4—4,0 мкг/мл. Определению не мешают фенолы, а также соли калия, натрия, магния в виде хлоридов и нитратов.
F? мерную колбу на 25 мл вливают анализируемую воду, содержащую 10—100 мкг КПАВ, прибавляют 0,5 мл эозина (0,65 г/л), 2,5 мл этанола, 5 мл нитратного буферного раствора (рН 3,3) и дистиллированной водой доводят объем колбы до метки. Растворы для построения градуировочного графика готовят аналогично с содержанием 10, 20 , 40, 80 и 100 мкг КПАВ в 25 мл раствора. В качестве стандартного КПАВ берут го, которое содержится в анализируемой воде. При отсутствии такого КПАВ определение ведут по условному стандартному — бромиду ЦТМА.Оптнческую плотность растворов измеряют относительно раствора сравнения (не содержащего КПАВ) на спектрофотометре (Я,=535нм). В таблице представлены результаты спектро-фотометрнческого определения бромида . ЦТМА. При статистической обработке данных определения ЦТМА установлена хорошая воспроизводимость.
Л нтература. Дорогова Е. И., Лурье Ю. /О., Дедков /О. М. — В кн.: Методы анализа природных и сточных вод. М., 1977, с. 232—243. Лурье Ю. Ю., Рыбников А. И. Химический анализ производственных сточных вод. М., 1974. Лурье Ю. Ю. Справочник по аналитической химии. М . "1967, с. 224.
Унифицированные методы анализа вод. Под ред. Ю. Ю. Лурье. М., 1973.
Поступила 0tt.04.BI
удк 371.38:612.89.017.2
В. Н. Сергета, В. М. Мешков, М. Г. Вуев, С. И. Скульскал, Н. В. Голка, В. Я■ Перейма
ПРИМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Тернопольский медицинский институт, Тернопольская городская санэпидстанция
В настоящем сообщении представлены данные о применении некоторых показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы для оценки адаптации подростков, овладевающих проу фессней чертежника в межшкольном учебно-про-нзводственном комбинате.
Определяли вегетативный индекс Кердо (ВИК), коэффициент эффективности кровообращения,термический индекс кровообращения у 58 учащихся первого года обучения, не имеющих медицинских противопоказаний к освоению данной профессии. Подростки были условно разделены на 4 группы по характеру мотивационной направленности к ее приобретению, а также по некоторым психофизиологическим показателям. К- последним относились сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов (определяли с помощью хронорефлексометрии), состояние тактильного и двигательного анализато-
ров (фонотремометрия и реакция на движущийся объект), состояние зрительного анализатора, способность к концентрации и переключению внимания (таблицы Платонова — Шульте и метод А. А. Хо-лнной). Основой для выбора данных методик послужили «Межотраслевые методические рекомендации по психофизиологическому профессиональному отбору» (Свердловск, 1978). С целью изучения мотивационной сферы отношения учащихся к выбору профессии проводили анкетирование и интервьюирование.
В группу А, отобрали 17 подростков с положительной мотивационной направленностью к приобретению профессии чертежника и с хорошо развитыми психофизиологическими показателями к освоению данной профессии, в группу Аг— 12 подростков с отрицательной мотивационной направленностью к приобретению профессии чертежника, но
Динамические показатели состояния вегетативной нервной системы подростков, осваивающих профессию чертежника в межшкольном учебно-производственном комбинате •
X ВИК. % КЭК ТИК. усл. е*.
Группа иервое полуго- второе полуго- первое полуго- второе полуго- первое по- второе полу-
гне - дне дие- дне лугодие годие
3" у начало конец начало конец начало конец начало конец начало конец начало конец
а, 17 Г 25 + 10 +5 —4 40,9 29.3 27,2 27.6 3,2 3,7 4,0 4,2
а2 12 4-19 +3 +24 + 16 36,9 27,4 34,6 33,9 3,6 4,0 2,4 1,3
Б, 15 +11 +10 +5 40,5 30.8 31,9 26,2 4,5 4.2 2.1 1,9
Б,. 14 +0 —8 + 12 +20 30,7 22.4 34,2 34,5 4,3 4,4 3,2 2,0
с хорошими психофизиологическими показателями, в группу Б, — 15 учащихся с положительной мо-тивациоиной направленностью к приобретению профессии, но со слабо выраженными психофизиологическими данными, в группу Б2 — 14 учащихся с отрицательной мотивационной направленностью к приобретению профессии и недостаточно выраженными психофизиологическими показателями.
У лиц указанных групп в обоих полугодиях определяли частоту сердечных сокращений, которая является лабильным и информативным показателем функционального состояния "сердечно-сосудистой системы, а также систолическое и диастолнческое давление. На основании полученных данных вычисляли вегетативный индекс Кердо (ВИК) — наиболее простой и легко воспроизводимый показатель групповой и индивидуальной адаптации людей. Он отражает степень влияния на сердечную деятельность парасимпатической иннервации (В. П. Загрядский и 3. К. Сулимо-Са^уйлло). ВИК выражается в процентах и определяется по формуле:
ВИК
• 100 %,
где Д — диастолнческое давление; П — частота пульса. Положительное значение ВИК свидетельствует о преобладании симпатических, отрицательное — парасимпатических влияний. Кроме того, рассчитывали коэффициент эффективности кровообращения (КЭК) в виде суммарной характеристики как произведение пульсового давления на частоту пульса. Изменения этого коэффициента в известной мере аналогичны изменениям интенсивности кровообращения (М. И. Виноградов). Для оценки состояния процессов терморегуляции определяли термический нндекс кровообращения (ТИК), увеличение которого свидетельствует о повышении теплоотдачи и ускорении тока крови в периферических сосудах, а уменьшение — о снижении теплоотдачи и замедлении тока крови (В. Н. Сергета и соавт.).
Кроме того, изучали параметры микроклимата учебных классов и условия обучения будущих чертежников.
Занятия в межшкольном учебно-производственном комбинате проводились по 4-часовой программе: Ч3 учебного времени отводилась для теоретической подготовки, 2/3 — для приобретения практических навыков. Площадь учебных помещений
и их оборудование соответствовало СНиП П-Л.5— 68. При практических занятиях учащиеся работали у чертежных кульманов в вынужденной позе, приводящей к напряжению мышц нижних конечностей и спины.
Микроклимат характеризовался следующими параметрами: температура воздуха 19—21 °С, влажность 44—50%, скорость движения воздуха от 0,5 до 1,3 м/с. Освещенность на рабочих местах соответствовала гигиеническим требованиям.
Исследование проводили в короткие промежутки времени в начале и конце занятий, чтобы не прерывать учебно-производственной деятельности учащихся.
При оценке частоты пульса в динамико занятий зарегистрировано его снижение в первом полугодии и относительная стабилизация во втором у подростков первых 3 групп (А^ А2 и Б^. Лишь у лиц группы Б., отмечено незначительное повышение частоты сердечных сокращений с 59,3±0,4 до 75,6±1,1 (Р<0,001). Эти данные говорят о положительных физиологических сдвигах частоты сердечных сокращений в динамике обучения (Ю. Г. Солонин; И. М. Трахтенберг и С. М. Раш-ман). Однако обращает на себя внимание тот факт, что средняя частота пульса в начале занятий была выше, чем в конце. Это может свидётельствовать о напряжении функционального аппарата кровообращения вследствие недостаточной тренированности сердечно-сосудистой системы (Е. К. Глуш-кова; Ю. Г. Солонин).
При анализе показателей АД в динамике занятий видно, что у учащихся группы А! систолическое давление в первом полугодии достоверно снижалось, а во, втором увеличивалось. Диастоличе-скоё давление существенно изменялось лишь только во II полугодии (Я<0,01). В группе А2 достоверные различия в показателях систолического и диастолического давления зарегистрированы во втором полугодин в сторону их увеличения. В группе В, отмечено лишь существенное изменение диастолического давления в I полугодии (Рс <0,01), в группе В2 — снижение систолического давления во втором полугодин (Р<0,01) и увеличение диастолического — на протяжении учебного года.
На основании проведенного комплексного исследования нами были рассчитаны ВИК, КЭК и ТИК (см. таблицу).
Анализируя полученные показатели, можно отметить, что ВИК у лиц группы А, в первом полугодии от начала к концу занятия уменьшался на 15%, сохраняя положительное значение. Аналогичная закономерность отмечалась и в отношении КЭК. Во втором полугодин ВИК на протяжении занятия еще более снижался по сравнению с предыдущими показателями, что говорит о преобладании парасимпатических влияний, а КЭК не претерпевал существенных изменений. Динамические показатели ТИК в обоих^полугодиях увеличивались в динамике занятия соответственно на 0,5 и 0,2 усл. ед.
У учащихся группы А2 на протяжении занятия в обоих полугодиях ВИК сохранял положительное значение, снижаясь к концу занятия на 6 и 8% соответственно, КЭК также уменьшался. ТИК возрастал в первом полугодии на 0,4 усл. ед., а во втором уменьшался на 1,1 усл. ед. У лиц группы В! ВИК на фоне положительных величин имел тенденцию к снижению к концу занятия на 16 и 5%, КЭК также претерпевал аналогичные изменения, ТИК снижался в первом полугодин в динамике занятий на 0,3 усл. ед., во втором — на 0,2 усл. ед. У учащихся группы В2 ВИК уменьшался с +6 до —8%, в первом полугодии на протяжении занятия, а во втором, наоборот, возрастал с +12 до +20%. КЭК был следующим: 30,7 в начале и 22,4 в конце занятия, в первом полугодии и соответственно 34,2 и 34,5 — во втором. ТИК в первом полугодии изменялся незначительно, а во втором снижался на 1,2 усл. ед.
При оценке приведенных показателей в динамике занятий можно высказать предположение о том, что у подростков группы А, имелась высокая степень активации, объясняемая положительной настройкой к выбору профессии, что может приводить к излишней эмоциональной напряженности и отрицательно влиять на вегетативные механизмы адаптации. Во втором полугодии наблюдались улучшение гемодннамических показателей и стабилизация активационного фона, а также преобладание положительных эмоций в конце занятия (ЬтсЫеу).
ЗсЬпоге установил, что лишь 4 показателя: частота сердечных сокращений, АД, частота дыхания, напряжение мышц правого предплечья могут свидетельствовать о повышении или снижении уровня активации.
У подростков группы А2 в первом полугодии отмечалось уменьшение ВИК почти до состояния
равновесия вегетативной нервной системы, хотя во втором этот показатель был высоким, что указывало на преобладание симпатических влияний. Это, по-видимому, говорит о низком активацнон-ном уровне на фоне вегетативной мотивационной настройки к производственному процессу (Linds-ley), что подтверждается низким ТИК.
У лиц группы В, в первом полугодии в начале занятий отмечалась определенная напряженность симпатической нервной системы, о чем свидетельствовал высокий ВИК, а во II полугодии появлялась тенденция к уменьшению преобладания симпатического отдела над парасимпатическим. КЭК снизился по сравнению с. исходным на 18%. ТИК по сравнению с первым полугодием резко уменьшился и в динамике занятий был стабилен.
Таким образом, можно предполагать, что несоответствие психофизиологических показателей, требуемых для данной профессии, может приводить на фоне производственной нагрузки к повышению активационного уровня и нарушениям гемодинамики — сосудистой днстонии на дистальных участках верхних конечностей.
У учащихся группы В.. в первом полугодин на протяжении занятий отмечалась смена преобладания симпатического отдела нервной системы над парасимпатическим, а во втором "зарегистрировано резкое преобладание симпатических влияний, что может свидетельствовать о влиянии отрицательной настройки к трудовому процессу.
Резюмируя сказанное, можно сделать заключение о том, что комплексное применение вегетативных интегральных показателей в силу их значительной информативности способствует более глубокому изучению механизмов адаптации на этапе трудового обучения в межшкольном учебно-производственном комбинате.
Литература. Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. М., 1966, с. 101 —102. Глушкова Е. К. — В кн.: Гигиена детей и подростков.
М., 1965, вып. 1, с. 95. Загрядский В. П., Сулимо-Самуйлло 3. К. Методы исследования в физиологии труда. Л., 1976, с. 37. Сергета В. //., Мешков В. М. и др. — Гиг. и сан., 1973,
№ 7, с. 54— 55. Солонин Ю. Г. — Гиг. труда, 1969, № 9, с. 23. Трахтенберг И. М., Рашман С. М. Гигиена умственного труда студентов. Киев, 1973, с. 35—114.
. Lindsley D. В. — In: Handbook of Experimental Psychology. Ed. S. S. Sterens. New York. 1951, p. 173—516. Schnore M. M. — J. exp. Psychol., 1959, v. 58, p. 117—128.
Поступила 17.03.SI