Научная статья на тему 'Влияние тренировки мелкой моторикина психофизиологические показатели младших школьников'

Влияние тренировки мелкой моторикина психофизиологические показатели младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / МЕЛКАЯ МОТОРИКА / КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панова Светлана Алексеевна, Кириллова Алла Викторовна, Нагаева Елена Ивановна, Туманянц Каринэ Николаевна

Выявлено, что уровень моторики сельских младших школьников не соответствует возрастнымнормам, а ее тренировка улучшает показатели кратковременной памяти и вегетативной регуляциисердечно-сосудистой системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панова Светлана Алексеевна, Кириллова Алла Викторовна, Нагаева Елена Ивановна, Туманянц Каринэ Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние тренировки мелкой моторикина психофизиологические показатели младших школьников»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Биология, химия». Том 21 (60). 2008. №2. С. 102-105.

УДК 612.66:612.7/8

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Панова С.А., Кириллова А.В., Нагаева Е.И., Туманянц К.Н.

Выявлено, что уровень моторики сельских младших школьников не соответствует возрастным нормам, а ее тренировка улучшает показатели кратковременной памяти и вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы,

Ключевые слова: младшие школьники, мелкая моторика, кратковременная память, внимание, сердечно-сосудистая система.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, оптимальный уровень двигательной активности у учащихся определяет наиболее высокие показатели умственной работоспособности, ее устойчивости в течение дня, более высокой адаптации к физическим нагрузкам и простудным заболеваниям [1]. Двигательная активность является физиологической потребностью организма, ее уровень генетически детерминирован [2]. Кроме того, образование метаболитов при двигательной активности стимулирует работу мозга. Наибольшие влияние на развитие показателей высшей нервной деятельности у дошкольников и младших школьников оказывает развитие мелкой моторики [3].

Цель нашего исследования - проанализировать изменения показателей сердечнососудистой систем, психофизиологических показателей (память, внимание) после тренировки мелкой моторики (выполнение упражнений кистями рук).

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Было обследовано 34 учащихся младшего школьного возраста, (6-9 лет), обучающихся в сельской школе (с. Верхнекурганное, Симферопольский район).

До начала исследования у детей определялись в процентах к метрической шкале следующие показатели моторики: удержание равновесия, точность движений, мелкая моторика, скорость движений, мимика [4], показатели кратковременной памяти и внимания, а также вегетативные показатели: артериальное давление (АД), пульс (ЧСС), вегетативный индекс Кердо (ВИК), коэффициент экономичности кровообращения (КЭК), индекс Робинсона (ДП) [5]. Затем в течение 10 дней тренировочные занятия по совершенствованию мелкой моторики. Результаты исследований статистически обработаны (программа Statistica-5), использовался монофакторный дисперсионный анализ [6].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Изучение динамики показателей моторики в процентах к метрической шкале детей от 6 до 9 лет показало, что норма достигается к 9 годам по 4 показателям из 5. Это удержание равновесия, точность движений, скорость движений, мимики, а показатель мелкой моторики достигает только 78% и он с 6-7 лет не растет, а понижается (табл. 1). Полученные результаты говорят о необходимости тренировки мелкой моторики в младших классах.

В целом установлено, что уровень развития моторики в изучаемой группе сельских младших школьников не соответствует возрастным нормам.

Возможно, причина этого отставания заключается в отсутствии дополнительных занятий в спортивных секциях и кружках, что связано со спецификой села, а именно резким ухудшением социальных условий за последние 10-15 лет. Недостаточное психомоторное развитие может отрицательно сказываться на формирование умственных способностей [7]. Выходом из сложившейся проблемы может быть организация тренировки мелкой моторики в классе. Данные исследования подтвердили, что тренировка мелкой моторики улучшает показатели кратковременной памяти и вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы.

Таблица 1.

Динамика показателей моторики в % к метрической шкале у младших

школьников (6-9 лет)

Возраст Показатели (%)

удержание равновесия точность движений мелкая моторика рук скорость движений мимика

6 лет 78 33 89 44 22

7 лет 75 50 90 75 75

8 лет 100 70 80 90 80

9 лет 100 100 78 100 100

Сравнение показателей кратковременной памяти после тренировки мелкой моторики выявило статистически достоверное увеличение изучаемых показателей памяти, а показатели внимания не поменялись (табл.2).

Это не расходится с имеющимися в литературе данными [7, 8] об улучшении умственной производительности при тренировке мелкой моторики.

Напротив, тренировка мелкой моторики не оказала столь заметного влияния на показатели концентрации внимания (см. табл.2). Этот факт соответствует имеющемуся в литературе данным, что способность к длительной концентрации внимания у младших школьников еще недостаточно сформирована [9, 10].

Изучение показателей сердечно-сосудистой системы после тренировки мелкой моторики выявило статистически достоверное уменьшение систолического с 92,84±2,86 до 85,87±5,15, что можно связать с усилением парасимпатического влияния (табл. 3). Подтверждается этот факт изменением вегетативного индекса Кердо в сторону усиления парасимпатического влияния - 18,92±3,96 и 23,00±3,10

Панова С.А., Кириллова А.В., Нагаева Е.И., Туманянц К.Н.

(см. табл. 2). Для нетренированных детей характерно превалирование симпатической регуляции [1].

Таблица 2.

Изменение показателей наглядно-образной памяти и внимания после тренировки мелкой моторики рук у младших школьников ( х ± Б х )

Показатель До тренировки После тренировки F Р

память

Объем памяти (кол-во фигур) 4,25±0,26 4,68±0,94 10,5 <0,05

Кол-во ошибок 2,40±0,79 1,53±0,27 10,5 <0,05

Общий балл 12,68±0,35 14,28±2,65 5,0 <0,05

внимание

Объем внимания 112,45±7,08 116,36±7,18 1,1 >0,05

Устойчивость внимания 235,59±18,96 268,39±16,55 1,3 >0,05

Таблица 3.

Изменение показателей сердечно-сосудистой системы после тренировки мелкой моторики рук ( х ± Б х )

Показатель До тренировки После тренировки F Р

СД 92,84±2,86 85,87±5,16 3,2 <0,05

ДД 59,38±4,06 56.00±3,99 1,1 >0,05

ЧСС 70,63±2,97 70,40±1,59 0.5 >0,05

КЭК 2329,15±238,86 1983.19±139,92 3,2 <0,05

ДП 67,34±2,18 45,68±1,86 1,4 >0,05

«-» ВИК -18,92±3,96 -23,00±3,10 4,2 <0,05

«+» ВИК 20,12±2.17 16,56±1,84 1,2 >0,05

Тренировка мелкой моторики у сельских младших школьников вызвала статистически достоверное улучшение таких вегетативных характеристик как коэффициент экономичности кровообращения КЭК, что свидетельствует об улучшении потенциала кровообращения (см. табл. 3).

ВЫВОДЫ

1. Уровень развития моторики у сельских школьников младшего возраста не соответствует возрастным нормам.

2. Тренировка мелкой моторики улучшает показатели кратковременной памяти, о чем свидетельствуют полученные результаты, но не показатели внимания.

3. Тренировка мелкой моторики оптимизирует деятельность сердечно-сосудистой системы.

Список литературы

1. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. - Киев: Здоров'я, 1983.- 208с.

2. Сухарев а.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991. -200 с.

3. Лановская А.М. Функциональные особенности двигательной системы детей и подростков. -М., 2003.-302с.

4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной физиологии. -С.-Пб.: Речь, 2005. - 27 с.

5. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей. Учебной пособие.- Донецк: Изд-во ДОННу, 2005.-290с.

6. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. Учебное пособие для вузов. -М.:Высшая школа, 2003.-479с.

7. Сиротюк Л.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. -М.: ТЦ СФЕРА, 2002.-128с.

8. Голубева Г.Н. Взаимосвязь уровня двигательной активности, типа подвижности и адаптации детей дошкольного возраста //Научно-методический журнал. Физическая культура, 2006. -№2.-С.51-53.

9. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М..: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -144с.

10. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. -М.: «Academia», 2000.- 390с.

Панова С.О., Кириллова АВ., Нагаева О.1., Туманянц К.М. Вплив тренування дрiбноl моторики на психофiзiологiчнi показники молодших школярш // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iм. В.1. Вернадського. Сeрiя „Бюлопя, хiмiя". - 2008. - Т. 21 (60). - № 2. - С. 102-105.

Виявлено, що рiвень моторики сiльських молодших школярiв не вдаоввдае вiковим нормам, а ll тренування покращуе показники короткочасно! пам'ятi i вегетативно1 регуляцп серцево-судинно! системи.

Ключовi слова: молодшi школярi, дрiбна моторика, короткочасна пам'ять, увага, серцево-судинна система.

Panova S.A, Kyrillova AV., Nagaeva E.I., Tumanyants KN. Influence of training of shallow motoriki on the psikhofiziologicheskie indexes of junior schoolboys // Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V. I. Vernadskogo. Series «Biology, chemistry». - 2008. - V.21 (60). - № 2. -P. 102-105.

It is exposed, that the level of motoriki of rural junior schoolboys falls short of age norms, and its training improves the indexes of brief memory and vegetative adjusting of the serdechno-sosudistoy system,

Keywords: junior schoolboys, shallow motorika, brief memory, attention, serdechno-sosudistaya system.

Пост упила в редакцию 26.03.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.