Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Биология, химия». Том 21 (60). 2008. №2. С. 102-105.
УДК 612.66:612.7/8
ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Панова С.А., Кириллова А.В., Нагаева Е.И., Туманянц К.Н.
Выявлено, что уровень моторики сельских младших школьников не соответствует возрастным нормам, а ее тренировка улучшает показатели кратковременной памяти и вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы,
Ключевые слова: младшие школьники, мелкая моторика, кратковременная память, внимание, сердечно-сосудистая система.
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, оптимальный уровень двигательной активности у учащихся определяет наиболее высокие показатели умственной работоспособности, ее устойчивости в течение дня, более высокой адаптации к физическим нагрузкам и простудным заболеваниям [1]. Двигательная активность является физиологической потребностью организма, ее уровень генетически детерминирован [2]. Кроме того, образование метаболитов при двигательной активности стимулирует работу мозга. Наибольшие влияние на развитие показателей высшей нервной деятельности у дошкольников и младших школьников оказывает развитие мелкой моторики [3].
Цель нашего исследования - проанализировать изменения показателей сердечнососудистой систем, психофизиологических показателей (память, внимание) после тренировки мелкой моторики (выполнение упражнений кистями рук).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Было обследовано 34 учащихся младшего школьного возраста, (6-9 лет), обучающихся в сельской школе (с. Верхнекурганное, Симферопольский район).
До начала исследования у детей определялись в процентах к метрической шкале следующие показатели моторики: удержание равновесия, точность движений, мелкая моторика, скорость движений, мимика [4], показатели кратковременной памяти и внимания, а также вегетативные показатели: артериальное давление (АД), пульс (ЧСС), вегетативный индекс Кердо (ВИК), коэффициент экономичности кровообращения (КЭК), индекс Робинсона (ДП) [5]. Затем в течение 10 дней тренировочные занятия по совершенствованию мелкой моторики. Результаты исследований статистически обработаны (программа Statistica-5), использовался монофакторный дисперсионный анализ [6].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Изучение динамики показателей моторики в процентах к метрической шкале детей от 6 до 9 лет показало, что норма достигается к 9 годам по 4 показателям из 5. Это удержание равновесия, точность движений, скорость движений, мимики, а показатель мелкой моторики достигает только 78% и он с 6-7 лет не растет, а понижается (табл. 1). Полученные результаты говорят о необходимости тренировки мелкой моторики в младших классах.
В целом установлено, что уровень развития моторики в изучаемой группе сельских младших школьников не соответствует возрастным нормам.
Возможно, причина этого отставания заключается в отсутствии дополнительных занятий в спортивных секциях и кружках, что связано со спецификой села, а именно резким ухудшением социальных условий за последние 10-15 лет. Недостаточное психомоторное развитие может отрицательно сказываться на формирование умственных способностей [7]. Выходом из сложившейся проблемы может быть организация тренировки мелкой моторики в классе. Данные исследования подтвердили, что тренировка мелкой моторики улучшает показатели кратковременной памяти и вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы.
Таблица 1.
Динамика показателей моторики в % к метрической шкале у младших
школьников (6-9 лет)
Возраст Показатели (%)
удержание равновесия точность движений мелкая моторика рук скорость движений мимика
6 лет 78 33 89 44 22
7 лет 75 50 90 75 75
8 лет 100 70 80 90 80
9 лет 100 100 78 100 100
Сравнение показателей кратковременной памяти после тренировки мелкой моторики выявило статистически достоверное увеличение изучаемых показателей памяти, а показатели внимания не поменялись (табл.2).
Это не расходится с имеющимися в литературе данными [7, 8] об улучшении умственной производительности при тренировке мелкой моторики.
Напротив, тренировка мелкой моторики не оказала столь заметного влияния на показатели концентрации внимания (см. табл.2). Этот факт соответствует имеющемуся в литературе данным, что способность к длительной концентрации внимания у младших школьников еще недостаточно сформирована [9, 10].
Изучение показателей сердечно-сосудистой системы после тренировки мелкой моторики выявило статистически достоверное уменьшение систолического с 92,84±2,86 до 85,87±5,15, что можно связать с усилением парасимпатического влияния (табл. 3). Подтверждается этот факт изменением вегетативного индекса Кердо в сторону усиления парасимпатического влияния - 18,92±3,96 и 23,00±3,10
Панова С.А., Кириллова А.В., Нагаева Е.И., Туманянц К.Н.
(см. табл. 2). Для нетренированных детей характерно превалирование симпатической регуляции [1].
Таблица 2.
Изменение показателей наглядно-образной памяти и внимания после тренировки мелкой моторики рук у младших школьников ( х ± Б х )
Показатель До тренировки После тренировки F Р
память
Объем памяти (кол-во фигур) 4,25±0,26 4,68±0,94 10,5 <0,05
Кол-во ошибок 2,40±0,79 1,53±0,27 10,5 <0,05
Общий балл 12,68±0,35 14,28±2,65 5,0 <0,05
внимание
Объем внимания 112,45±7,08 116,36±7,18 1,1 >0,05
Устойчивость внимания 235,59±18,96 268,39±16,55 1,3 >0,05
Таблица 3.
Изменение показателей сердечно-сосудистой системы после тренировки мелкой моторики рук ( х ± Б х )
Показатель До тренировки После тренировки F Р
СД 92,84±2,86 85,87±5,16 3,2 <0,05
ДД 59,38±4,06 56.00±3,99 1,1 >0,05
ЧСС 70,63±2,97 70,40±1,59 0.5 >0,05
КЭК 2329,15±238,86 1983.19±139,92 3,2 <0,05
ДП 67,34±2,18 45,68±1,86 1,4 >0,05
«-» ВИК -18,92±3,96 -23,00±3,10 4,2 <0,05
«+» ВИК 20,12±2.17 16,56±1,84 1,2 >0,05
Тренировка мелкой моторики у сельских младших школьников вызвала статистически достоверное улучшение таких вегетативных характеристик как коэффициент экономичности кровообращения КЭК, что свидетельствует об улучшении потенциала кровообращения (см. табл. 3).
ВЫВОДЫ
1. Уровень развития моторики у сельских школьников младшего возраста не соответствует возрастным нормам.
2. Тренировка мелкой моторики улучшает показатели кратковременной памяти, о чем свидетельствуют полученные результаты, но не показатели внимания.
3. Тренировка мелкой моторики оптимизирует деятельность сердечно-сосудистой системы.
Список литературы
1. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. - Киев: Здоров'я, 1983.- 208с.
2. Сухарев а.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991. -200 с.
3. Лановская А.М. Функциональные особенности двигательной системы детей и подростков. -М., 2003.-302с.
4. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной физиологии. -С.-Пб.: Речь, 2005. - 27 с.
5. Романенко В.А. Диагностика двигательных способностей. Учебной пособие.- Донецк: Изд-во ДОННу, 2005.-290с.
6. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. Учебное пособие для вузов. -М.:Высшая школа, 2003.-479с.
7. Сиротюк Л.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. -М.: ТЦ СФЕРА, 2002.-128с.
8. Голубева Г.Н. Взаимосвязь уровня двигательной активности, типа подвижности и адаптации детей дошкольного возраста //Научно-методический журнал. Физическая культура, 2006. -№2.-С.51-53.
9. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М..: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -144с.
10. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. -М.: «Academia», 2000.- 390с.
Панова С.О., Кириллова АВ., Нагаева О.1., Туманянц К.М. Вплив тренування дрiбноl моторики на психофiзiологiчнi показники молодших школярш // Вчеш записки Тавршського нацюнального ушверситету iм. В.1. Вернадського. Сeрiя „Бюлопя, хiмiя". - 2008. - Т. 21 (60). - № 2. - С. 102-105.
Виявлено, що рiвень моторики сiльських молодших школярiв не вдаоввдае вiковим нормам, а ll тренування покращуе показники короткочасно! пам'ятi i вегетативно1 регуляцп серцево-судинно! системи.
Ключовi слова: молодшi школярi, дрiбна моторика, короткочасна пам'ять, увага, серцево-судинна система.
Panova S.A, Kyrillova AV., Nagaeva E.I., Tumanyants KN. Influence of training of shallow motoriki on the psikhofiziologicheskie indexes of junior schoolboys // Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V. I. Vernadskogo. Series «Biology, chemistry». - 2008. - V.21 (60). - № 2. -P. 102-105.
It is exposed, that the level of motoriki of rural junior schoolboys falls short of age norms, and its training improves the indexes of brief memory and vegetative adjusting of the serdechno-sosudistoy system,
Keywords: junior schoolboys, shallow motorika, brief memory, attention, serdechno-sosudistaya system.
Пост упила в редакцию 26.03.2008 г.