Научная статья на тему 'Сравнительный анализ общей двигательной активности и психофизиологических показателей у сельских и городских детей 5-6 лет'

Сравнительный анализ общей двигательной активности и психофизиологических показателей у сельских и городских детей 5-6 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
двигательная активность / дошкольники / внимание / рухова актившсть. дошккльники. увага

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панова С. А., Кириллова А. В., Нагаева Е. И., Туманянц К. Н.

Выявлены различия в общей двигательной активности сельских и городских детей 5-6 лет и более низкие показатели внимания, что свидетельствует о влиянии социальных условий места проживания на физиологическое и психическое развитие дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панова С. А., Кириллова А. В., Нагаева Е. И., Туманянц К. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Пор1внялышй аналгз загалыю! pyxoBo'i активносп i психофЫологтчних показншяв у ольських i хпськнх дИей 5-6 рок!в

Виявлеш в1дм1нност1 у загальнш руховш активност1 скльських i м1ських дней 5-6 роюв i нижч1 показники уваги, що свщчить про вплив сощальних умов м1сця мешкання на ф1зюлог1чний i псих1чний розвиток допнальниюв.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ общей двигательной активности и психофизиологических показателей у сельских и городских детей 5-6 лет»

Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского Серия «Биология, химия» Том 20 (59). 2007. № 4. С. 78-82.

УДК 612.66: 612.7/8

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У СЕЛЬСКИХ И ГОРОДСКИХ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Панова СЛ., Кириллова A.B., Нагаева Е.И., Туманянц К.Н.

Выявлены различия: в общей двигательной активности сельских и городских детей 5-6 лет и более низкие показатели внимания, что свидетельствует о влиянии социальных условий места проживания на физиологическое и психическое развитие дошкольников.

Ключевые слова: двигательная активность, дошкольники, внимание.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает особую значимость в настоящее время, так как под воздействием факторов, неблагоприятно влияющих на процессы роста и общего развития ребенка, снижаются адаптационные возможности [1. 2] В последнее время отмечается снижение уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Современные требования, предъявляемые обществом к состоянию здоровья и физической подготовленности детей, обуславливают необходимость качественного улучшения процесса физического воспитания в образовательных учреждениях, в частности в детских садах, школах.

В условиях детских дошкольных учреждений и школ-садов воспитывается более 80% детей в возрасте от 3 до 7 лет. По данным М. Руновой (2000). двигательный режим в дошкольных учреждениях позволяет восполнить лишь 55-60% естественной потребности в движениях.

Определение оптимального режима двигательной активности для различного возрастного контингента и внедрение его в быт людей уже давно относится к ряду' ближайших, особо актуальных проблем и приковывает внимание как отдельных исследователей, так и авторских коллективов [3].

Исследования двигательной активности детей и подростков ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в периоды роста и созревания организма [4].

Исследования привычной двигательной активности детей и подростков, проведенные в разных странах [5], свидетельствуют о том. что в среднем этот уровень недостаточен для поддержания их здоровья и противостояния нарастающей волне сердечно-сосудистых заболеваний.

78

Цель нашего исследования - проанализировать общую двигательную активность и психофизиологические показатели городских и сельских детей, посещающих детские сады.

МАТЕРИА ЛЫ И МЕТОДЫ

Были обследованы 40 детей 5-6 лет разного пола, посещающих детский сад. Из них 20 детей из сельского детского сада «Солнышко» (Белогорский район) и 20 детей из городского детского сада «Олененок» (г. Симферополь). Общую двигательную активность определяли в течение суток с помощью шагомера [7].

У испытуемых определялись также объем и концентрация внимания [8] Кроме того, определялись показатели вегетативной регуляции - индекс Кердо, индекс Робинсона [9]. Для расчета этих показателей определялись с помощью электронного манометра АД и ЧСС. Кроме этого анализировалась заболеваемость испытуемых за год.

Результаты исследований статистически обработаны на ПК с помощью программы 51ай8йса 5, достоверность определяли по критерию Фишера.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Обследованные сельские и городские дети 5-6 лет по классификации Сухарева (Сухарев. 1991) были разделены на 2 подгруппы - городские и сельские дети с высоким уровнем двигательной активности (>10 тыс. локомоций) и городские и сельские дети с низким уровнем общей двигательной активности (<10 тыс. локомоций) (см. табл. 1).

Таблица 1.

Сравнительные исследования общей двигательной активности сельских и городских детей 5-6 лет ( у ± .V л-)

Группы Общая двигательная Высокая двигательная Низкая двигательная

обследованных активность активность активность

Сельские дети 10689,25±980,38 14756.44±987,22 7361,55±497,19

Городские дети 13390,45 ±975,67 15286,13±792,98 7703,40±840,42

Г 1,1 1,2 1,4

Р >0,05 >0,05 >0,05

Было установлено, что в сельской группе 55% детей с высоким уровнем общей двигательной активности, а в городской -75%. Разница в изучаемом показателе у сельских и городских детей обуславливается двигательным режимом дошкольного учреждения: в городском детском саду больше времени уделялось занятиям по физической культуре, подвижным играм, а в сельском детском саду около 80 % времени пребывания дети были пассивны. Данные о низкой физической подготовке в сельских садах согласуются с литерату рными сведениями [11].

Анализ заболеваемости обследованных детей за год показал, что дети с высоким уровнем общей двигательной активности имеют в два раза ниже процент

79

заболеваемости -15%. чем дети с низким уровнем общей двигательной активности -

30%.

Полученные результаты подтверждаются данными литературы, что повышенная моторная деятельность укрепляет здоровье [12]. формирует потенциал адаптивных возможностей [13]. является фактором активной биологической стимуляции [14].

Изучение величины объема внимания у городских и сельских детей с разным уровнем общей двигательной активности позволило выявить более низкие показатели у сельских детей как по всей группе 0.2±0,02 и 0.18±0.01 и так же и в группе с высокой общей двигательной активностью, 0,28±0,03 и 0,16±0.03 (см. табл. 2).

Таблица 2.

Сравнительные исследования объема внимания у сельских и городских детей с высоким н низким уровнем двигательной активности (лГ± £.г)

Группы Общая двигательная Высокий уровень Низкий уровень

ооеледованных активность двигательной активности двигательной активности

Городские 0,2±0,02 0,28±0,03 0,31 ±0,03

дети

Сельские дети 0,18±0,01 0,16±0,01 0,26±0,03

Г 2,0 5,2 7,0

Р <0,05 <0,05 <0,05

Сравнительные исследования концентрации внимания у детей с разным уровнем общей двигательной активности не выявили статистически достоверных различий.

Разница в показателях внимания у сельских и городских детей может быть объяснена и более низким уровнем организации двигательной активности в сельском детском сад}', что тормозит психическое развитие [14] и конечно социальными особенностями села (отсутствие кружков, секций).

Изучение вегетативных показателей у сельских и городских детей показало, что в обеих группах преобладает симпатическое влияние вегетативной нервной системы, но у городских детей этот показатель выше, чем у сельских. Достоверные различия установлены в группах с низким показателем общей двигательной активности, со смешением в ваготонию у сельских детей 26.46±2,03 и 31.20:3.68 соответственно (табл. 3).

Изучение показателей двойного произведения (индекс Робинсона) у сельских и городских детей не выявило достоверных различий, что свидетельству ет о сходстве аэробных возможностей изучаемой возрастной группы и отсутствии зависимости от места проживания (табл. 4).

80

Таблица 3

Показатели ВПК у городских и сельских детей (.у • Л'.г )

Группы обследуемых Общая двигательная активность Высокий уровень двигательной активности Низкий уровень двигательной активности

Сельские дети 27,96±2,46 29,78±3,00 26,46±2,03

Городские дети 31,18±2,83 31,17±3,39 31,20±3,68

Г 1,3 1,5 3,4

Р >0,05 >0,05 <0,05

Таблица 4.

Показатели двойного произведения у городских и сельских детей (индекс Робинсона) с различным уровнем двигательной активности (д- ± 5 л-)

Группы обследуемых Общая двигательная активность Высокий уровень двигательной активности Низкий уровень двигательной активности

Сельские дети 85,00±2,83 86,56±4,41 83,73±3,83

Городские дети 85,24±3,42 86,12±3,91 82,60±7,68

Г 1,4 1,3 1,8

Р >0,05 >0,05 >0,05

В целом полученные результаты свидетельствуют о значимости влияния социальных условий места проживания на физическое и психическое развитие дошкольников

ВЫВОДЫ

1. Уровень заболеваемости у сельских и городских детей с низким уровнем двигательной активностью больше, чем у детей с высоким уровнем двигательной активности, что связано с тем. что дети с низким у ровнем двигательной активности хуже адаптированы к нахождению в дошкольном образовательном учреждении.

2. В сельской группе больше детей с низкой двигательной активностью, что связано с низким уровнем организации физкультурных занятий и возможностью посещения дополнительных кружков и секций.

3. Показатели внимания (объём и концентрация) у сельских детей ниже, чем у городских, что связано с недостаточной работой по умственному развитию детей со стороны родителей и детского сада.

4. У сельских и городских детей, исходя из индекса Кердо. преобладает симпатическое влияние на сердечно-сосудисту ю систему, но его у ровень выше в городской подгруппе с низким уровнем двигательной активности, что свидетельствует о лучшей адаптации городских детей 5-6 лет.

81

Список литературы

1. Жвавый Н.Ф.. Койносов П.Г., Сосин Д.Г. Морфофункциональные особенности организма жителей Тюменского Севера Медико-биологические и экологические проблемы здоровья человека на севере Сб. матер. Всерос. науч.-практ.конф. 4.1.-Сургут: СурГУ, 2000.-С.76-79.

2. Ковязина O.JL. Лепунова О Н., Панин С.А. Функциональное показатели школьников северного города 7 Экология человека.. 2000.

3. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод, и студ. -М.: Мозаика -Синтез. 2004.-256с.

4. Матвеев А.П. Особенности развития физических качеств у школьников на уроке физической культуры Физкультура в школе - 1982 .-№5-С .24-2 5.

5. Стамбулова Н.Б. Оценка двигательной активности подростков методом формализованного самоотчета / Научно-методический журнал. Физическая культура. 2004 - №1 -С. 1-8.

6. Armstrong N. Education and Health. -1987.-P.28-32.

7. СухаревА.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. -М.: Медицина, 1991.-272с.

8. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. (. -116.: Речь, 2005.

9. Романенко В .А. Диагностика двигательных способностей. Учебное пособие-Донецк: Изд-во ДОННу, 2005.-290с.

10. Москаленко Н„ Решетилова Ю. Особливосп рухово! активное™ дней 6 роюв Науково-теоретичний журнал Спортивний вюник Придшпров'я. -2005.-№1.-С. 16-17.

11. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. Киев: Здоров'я, 1983.-208с.

12. Голубева Г.Н. Взаимосвязь уровня двигательной активности, типа подвижности и адаптации детей дошкольного возраста / На\лно-методический журнал Физическая культура. 2006.-№2,-С.51-53.

13. Койносов А.П. Медико-биологические аспекты физического развития детей с различной двигательной активностью Национально-региональное образование по физической культуре и спорту: Матер. III регион. науч.-практ.конф.-Сургут: РИО СурГПИ. 2002.-С. 105-107.

14. Мухина B.C. Возрастная физиология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. вузов, 5-е изд., стереотип,- М.: Изд. Центр «Академия», 2000.-456с.

Панова С.О., Кириллова А.В., Нагаева 0.1., Туманянц K.AL Порпшялышй ана.щз ¡ai a. ii.imT руховоТ активыocTi i психофгсюлопчних показншав у сшьських i шських li ieii 5-6 роив Вчеш записки TaBpiiicbKoro нацюнального \шверситету ¡м. B.I. Вернадського. Сер1я „Бюлопя. х1М1я". -2007. -Т. 20 (59).-№4.-С. 78-82.

Виявлеш Б1дм1нност1 у загальнш руховш активное^ с1.чьських i м1ських дцтей 5-6 рейв i нижч1 показники уваги. що св1дчить про вплив сощальних умов м1сця мешкання на фгзюлопчний i псих1чний розвиток дошильниюв.

Кпючовг слова: рухова активн1сть. дошкшьники, увага.

Рanova S.A., KyrtllovaЛ.Т., NagaevaE.I., Tumanyants K.N. Comparative analysis of general motive activity and psychophvsiologists indexes for rural and city children 5-6 years Uchenve zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V. I. Vernadskogo. Series <<Biologv. chemistn ». - 2007. -V.20 (59). - № 4. - P. 78-82".

Distinctions are exposed in general motive activity of rural and city children 5-6 years and more low indexes of attention, that testifies to influencing of social terms of place of residence on physiological and psychical development of under-lives.

Keywords motive activity, under-lives, attention.

Поступила в редакцию 10.10.2007 г.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.