Научная статья на тему 'Стимулирование организованной и самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания'

Стимулирование организованной и самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1289
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СРЕДСТВА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Агеева Г.Ф., Голубева Г.Н.

Правильно организованная двигательная активность фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Как организованная, так и самостоятельная двигательная деятельность, соответствующая возрастным физиологическим возможностям детского организма, является фундаментом, движущей силой разностороннего развития ребенка. Одним из путей оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня и в семье является подбор оптимальных средств и методических особенностей стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование организованной и самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»

УДК 796.011

СТИМУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Г.Ф. Агеева - старший преподаватель, Г.Н. Голубева - доктор педагогических наук, профессор Набережночелнинский филиал ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» Набережные Челны

STIMULATION OF ORGANIZED AND INDEPENDANT MOTOR ACTIVITY OF PRE-SCHOOL AGE BY CHILDREN MEANS OF PHYSICAL CULTURE

G.F. Ageeva - senior Lecturer, G.N. Golubeva - Doctor of Pedagogikal Sciences, professor

Naberezhnye Chelny Branch of FSBEI HPE Povolzhskaya State Academy of

Physical Culture, Sport and Tourism Naberezhnye Chelny

e-mail: ageevagf@list. ru

Ключевые слова: стимулирование, организованная двигательная активность, самостоятельная двигательная активность, средства, дети дошкольного возраста.

Аннотация. Правильно организованная двигательная активность - фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Как организованная, так и самостоятельная двигательная деятельность, соответствующая возрастным физиологическим возможностям детского организма, является фундаментом, движущей силой разностороннего развития ребенка. Одним из путей оптимизации двигательной активности детей дошкольного возраста в режиме дня и в семье является подбор оптимальных средств и методических особенностей стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности.

Key words: stimulation, organized motor activity, means, children of pre-school age.

Annotation. Correctly organized motor activity is the factor healthy life-style forming and strengthening of the man's health without dependence on his age. Both organized and independent motor activity, corresponding to age physiological possibilities of children's organism, is foundation, motive power of many-sided development of a child. One of the pre-school age children's motor activity optimization ways in day-time routine andfamily is selection of optimum means and methodical features of organized and independent motor activity stimulation.

Роль физического воспитания в современном дошкольном образовании становится все более значимой и актуальной, поскольку наблюдается ухудшение состояния здоровья, низкий уровень физической подготовленности, функциональных возможностей организма [2, 3,

5].

Известно, что правильно организованная двигательная активность - фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста. Как организованная, так и самостоятельная двигательная деятельность, соответствующая возрастным физиологическим возможностям детского организма, является фундаментом, движущей силой разностороннего развития ребенка.

В исследованиях М.А. Руновой по проблеме оптимизации двигательной активности (ДА) детей в ДОУ с учетом индивидуального уровня их развития отмечается: «Оптимальный уровень двигательной активности ребенка должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать функциональным возможностям организма, способствовать улучшению состояния здоровья и гармоническому физическому развитию»

[4].

Исследованиями Г.Н. Голубевой [1] показано, что «специалисты-практики в сфере физической культуры в процессе занятий сталкиваются с уже имеющимися у детей типами подвижности и уровнями двигательной активности и единогласно отмечают, что дети с высоким уровнем двигательной активности более успешны в освоении умений и навыков и развитии физических качеств (данные анкетирования 90 специалистов), а также легче и быстрее повышают свою спортивную квалификацию, «тянут всю команду». Кроме того, «... большой объем самостоятельной двигательной активности и незначительный объем организованной двигательной активности характерен для детей с высоким уровнем двигательной активности. У детей со средним уровнем двигательной активности соотношение организованной и самостоятельной меняется: увеличивается объем организованной двигательной активности, снижается - самостоятельной. У малоподвижных детей (с низким уровнем двигательной активности) большую роль играет организованная двигательная активность и незначительную роль - самостоятельная двигательная активность» [1].

Несмотря на имеющиеся в литературе исследования, нами не выявлено системы средств и методов стимулирования двигательной активности ребенка дошкольного возраста в зависимости от уровня и типа подвижности, что и является научной проблемой, которую необходимо решить с целью оптимизации ДА.

Цель исследования: подобрать и экспериментально обосновать средства стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности в режиме дня и в семье, применение которых будет способствовать улучшению параметров двигательной активности детей дошкольного возраста.

В исследовании применялись следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, моделирование; тестирование физического развития, физической подготовленности; психических функций; шагометрия; педагогический эксперимент; методы математической статистики.

Исследование проводилось на базах муниципальных дошкольных образовательных учреждений: № 64 «Ландыш», № 67 «Надежда», № 54 «Искорка», № 96 «Умничка», № 92 «Голбакча», № 97 «Пчелка» города Набережные Челны Республики Татарстан. Число обследуемых детей составило 370 человек в возрасте от 3 до 6 лет, из них в контрольную группу вошло 194 человека, в экспериментальную - 176 человек.

Исследование уровня и типа двигательной активности детей дошкольного возраста показало следующее:

а) уровень двигательной активности «высокий» в младших группах у 29,2% детей, в средних группах - у 28%, в старших - у 22,5%; «низкий» - в младших группах у 6,8 % детей, в средних группах - у 5,5%, в старших - у 21,5%; у остальных детей - «средний»;

б) тип двигательной активности «циклический» в младших группах у 31,3% детей, в средних группах - у 16,8%, в старших - у 22%; «силовой» в младших группах у 12,7 %, в средних группах - у 7,8%, в старших - у 20%; «взрывной» в младших группах у 24,5%, в средних группах - у 32,6%, в старших - у 27,5%; «пластический» в младших группах у 31,5%, в средних группах - у 42,8%, в старших - у 30,5%.

Исследование объема двигательной активности детей дошкольного возраста выявило, что средний показатель находится ниже оптимальной границы у всех групп (младшей, средней, старшей). Так, полученные результаты сравнили с нормой двигательной активности детей 3-6 лет в режиме дня по М.А. Руновой [4]. В результате сравнения было выявлено:

- у детей младшего дошкольного возраста в контрольной группе результаты ниже нормы на 14,3%, в экспериментальной группе - на 6,3%;

- у детей среднего возраста в контрольной группе результаты ниже нормы на 10%, в экспериментальной группе - на 6,8%;

- у детей старшего возраста в контрольной группе результаты ниже нормы на 12%, в экспериментальной группе - на 9% (Рис. 1).

кол-во локомоции

младшии возраст

среднии возраст

старшии возраст

□ КГ □ Норма Ш ЭГ

Рис. 1. Сравнение показателей объема ДА с нормой за время пребывания в ДОУ (до

эксперимента)

Исследование интенсивности двигательной активности детей дошкольного возраста показало (Рис.2), что средний результат находится ниже оптимальной границы у всех групп (младшей, средней, старшей). Так, сравнение показателей интенсивности ДА детей ко тро-ных и экспериментальных групп с нормой ДА по М.А. Руновой [4] выявило:

локомоций/мин

70 60 50 40 30 20 10 0

младшая группа средняя группа старшая группа

□ КГ □ Норма ЙЭГ

Рис. 2. Сравнение показателей интенсивности ДА с нормой (до эксперимента)

- у детей младшего дошкольного возраста в контрольной группе интенсивность ниже нормы на 14,6%, в экспериментальной группе - на 6,6%;

- у детей среднего возраста в контрольной группе данный показатель ниже нормы на 10%, в экспериментальной группе - на 7%;

- у детей старшего возраста в контрольной группе данный показатель ниже нормы на 12,6%, в экспериментальной группе - на 9.7%.

Исходя из полученных результатов исследования параметров двигательной активности детей дошкольного возраста, возникает необходимость совершенствования двигательного режима с подбором средств стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности детей в режиме дня и в семье.

К средствам стимулирования организованной двигательной активности отнесли следующие физкультурно-оздоровительные методики: физкультминутки во время обучающих занятий, прогулки (утренняя, вечерняя), дополнительные занятия в первой и во второй половине дня, выполняемые поточным способом в движении (закаливающее дыхание детей по К. Динейка, аутомануальный комплекс М.С. Норбекова, точечный массаж по А. Уманской), физкультурные занятия, большие и малые тематические игры здоровья «Здра-виада» М.Л.Лазарева, урок здоровья, фрагмент музыкального занятия, вокально-двигательный фрагмент на занятиях по физической культуре, цветомузыкальный фрагмент на занятиях по изобразительному искусству, звукодвигательные и вокальные пятиминутки на утренней гигиенической гимнастике и после сна (ежедневно), утренний круг.

Самостоятельную двигательную активность детей стимулировали активной и пассивной физкультурно-спортивной средой в течение дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (дневной и вечерней).

При планировании самостоятельной двигательной активности заботились о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). Для избегания однообразности движений и всестороннего развития детей в течение дня использовали различный физкультурный инвентарь.

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место отводилось показу разнообразных движений с использованием физкультурных пособий, с учетом индивидуальных проявлений каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям показывались, прежде всего, спокойные действия, требующие точности выполнения движений, в то время как малоподвижным детям предлагались более активные действия и движения, не требующие точности выполнения: метание мяча на дальность, бег за ним, прыжки из обруча в обруч, через скакалку и т.п.

Кроме того, чрезмерно подвижным детям предлагались игры и упражнения средней и низкой интенсивности (ходьба по бревну, перелезание через обруч, подбрасывание волана с помощью ракетки и т.д.), а малоподвижным - выполнение упражнений с использованием физкультурного оборудования и инвентаря (лазание по гимнастической стенке, бег со скакалкой, прыжки и т.д.).

Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям строились с учетом уровня и типа подвижности, интереса ребенка к играм, разным видам деятельности и пособиям.

Во всех дошкольных учреждениях использовались стандартное оборудование и инвентарь (стационарное и переносное; физкультурный инвентарь для спортивных игр и упражнений), помимо этого мы рекомендуем предусмотреть наличие следующего оборудования, которое способствовало бы оптимизации организованной и самостоятельной двигательной активности детей как в режиме дня, так и в семье, например: гимнастической стенки, дуг разных размеров, физкультурного передвижного уголка, модулей, гимнастических мячей, мячей разных размеров и из разного материала, набивных мячей, комплектов оборудования для спортивных игр, полусфер - деревянных шаров, распиленных пополам, оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук и ног, тренажеров простейшего типа и т.п.

В двигательном режиме дошкольников также была предусмотрена совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи. Родители были ознакомлены с разными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информированы о физическом развитии, психофизическом состоянии, уровне двигательной активности и

типе подвижности своих детей. Помимо этого родители были ознакомлены с разными средствами стимулирования как организованной, так и самостоятельной двигательной активности детей в домашних условиях.

В ходе эксперимента были предложены следующие педагогические условия:

1. Обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода, предполагающего учет уровня и особенностей двигательной активности.

2. Оптимальная физическая нагрузка и применение средств физкультурно-оздоровительной направленности.

3. Стимуляция самостоятельной двигательной активности детей с целью улучшения психофизического состояния.

4. Стимуляция организованной двигательной активности детей с целью улучшения психофизического состояния.

5. Координация усилий воспитателей, инструкторов физической культуры, медицинских работников по определению содержания, форм и средств воздействия у детей интереса к формированию активного двигательного режима.

6. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Предложенные средства стимулирования двигательной активности детей оказали эффективное воздействие на их психофизическое состояние, выразившееся в достоверном улучшении следующих показателей:

а) в младшем возрасте: ЧСС в покое (1 расч.=2,46, р<0,05), частоты дыхания (1 расч.=3,24, р<0,05), звуковой пробы (1 расч.=2,09, р<0,05), пробы Генчи (1 расч.=5,46, р<0,05), ЖЕЛ (1 расч.=5,66, р<0,05), памяти (1 расч.=4,50, р<0,05), количества приседаний за 30 сек (1 расч.=5,64, р<0,05), беге 10 м (1 расч.=11,27, р<0,05), тестов «Поймай линейку» (1 расч.=2,7, р<0,05), «Наклон сидя» (1 расч.=4,23, р<0,05);

б) в среднем возрасте: частоты дыхания (1 расч.=4,84, р<0,05), звуковой пробы (1 расч.=10, р<0,05), пробы Генчи (1 расч.=9,95, р<0,05), ЖЕЛ (1 расч.=4,07, р<0,05), ЧСС после нагрузки (1 расч.=3,93, р<0,05), памяти (1 расч.=3,31, р<0,05), бега 10 м (1 расч.=11,02, р<0,05), наклона сидя (1 расч.=3,31, р<0,05);

в) в старшем возрасте: звуковой пробы (1 расч.=4,43, р<0,05), пробы Генчи (1 расч.=6,62, р<0,05), ЖЕЛ (1 расч.=3,86, р<0,05), ЧСС после нагрузки (1 расч.=3,77, р<0,05), памяти (1 расч.=7,07, р<0,05); самооценки (1 расч.=9,18, р<0,05), количества приседаний за 30 сек (1 расч.=2,90, р<0,05), беге 10 м (1 расч.=2,88, р<0,05), тестов «Поймай линейку» (1 расч.=2,77, р<0,05), «Наклон сидя» (1 расч.=3,21, р<0,05); «Прыжок в длину с места» (1 расч.=6,07, р<0,05).

Исследование объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня дошкольного образовательного учреждения после эксперимента показало:

а) в экспериментальных группах объем двигательной активности преодолел нижнюю границу нормы во всех группах (младшей, средней, старшей), в то время как в контрольных группах данный показатель ниже оптимальной границы (Рис. 3).

кол-во локомоции

15350

младшии возраст

среднии возраст

старшии возраст

В КГ □ Норма Ш ЭГ

Рис. 3. Сравнение показателей объема ДА с нормой в процессе эксперимента в ДОУ

б) в экспериментальных группах интенсивность двигательной активности также преодолела нижнюю границу нормы у всех групп (младшей, средней, старшей), в то время как в контрольных группах данный показатель ниже оптимальной границы (Рис. 4).

локомоций/мин

70 60 50 40 30 20 10 0

младшая группа

средняя группа

старшая группа

□ КГ □ Норма ^ ЭГ

Рис. 4. Сравнение показателей интенсивности ДА с нормой в процессе эксперимента

Таким образом, следует отметить, что полученные в ходе педагогического эксперимента результаты дают основание утверждать, что предложенные средства стимулирования организованной и самостоятельной двигательной активности детей дошкольного возраста способствовали улучшению показателей психофизического состояния и параметров двигательной активности.

Литература:

1. Голубева, Г.Н. Формирование активного двигательного режима ребенка (до 6 лет) средствами физического воспитания в основные периоды адаптации к условиям среды : дис. ... д-ра. пед. наук / Г.Н. Голубевой. -М., 2008. - 294 с.

2. Казин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. -М. : Владос, 2000. - 192 с.

3. Кравчук, А.И. Комплексное физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (состояние и перспективы) / А.И. Кравчук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 4. - С. 26-31.

4. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов пед. вузов и колледжей. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 256 с.

5. Седых, Н.В. Здоровьесберегающие технологии в дошкольных учреждениях Волгограда / Н.В. Седых // Физическая культура. - 2002. - № 1. - С. 49-57.

Bibliography

1. Golybeva, G.N. Forming of active motor regime of a child ( till 6 years old ) by means of physical education during main periods of adaptation to conditions of environment : dis. ...doct. ped. sciences / G.N. Golybevа. - M., 2008.

- 294 p.

2. Kazin, E.M. The basics of individual human health. (In Russian) / E.M. Kazin, N.G. Blinova, N.A. Litvinova.

- Moskow : VLADOS, 2000. - 192 p.

3. Kravchuk, A.I. Indegrated physical education of junier and preschool age children (condition and perspectives). (In Russian) / A.I. Kravchuk // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrasovanie. - 2007. - № 4. - P. 26-31.

4. Rynova, M.A. Motor activity of a child in the kindergarden: Manual for teachers of pre-school institutions, lecturers and students of ped. higher schools and colleges. - M. : Mozaika-Synthesis, 2004. - 256 p.

5. Sedykh, N.V. Health-saving technologies in preschool Volgograd. (In Russian) / N.V. Sedykh // Fizicheskaya kultura. - 2002. - № 1. - P. 49-57.

Статья поступила в редакцию:04. 03. 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.