УДК 612.(075)
ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ И ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
преподаватель О.В. Демидова, Камский государственный институт физической культуры
г. Набережные Челны
MOTOR ACTIVITY INFLUENCE ON ADAPTATION PROCESS AND PRIMARY SCHOOL CHILDREN PSYCHO PHYSICAL DEVELOPMENT
O.V. Demidova, Lector Kama State Institute Of Physical Culture,
Naberezhnye Chelny
Ключевые слова: двигательная активность, адаптация, психофизиологическое развитие, младший школьный возраст, методика Глена Домана, тренажеры
Аннотация: В статье рассматривается влияние двигательной активности на процесс адаптации и психофизическое развитие детей младшего школьного возраста. Описывается педагогический эксперимент, организованный автором в Прогимназии №64 с сентября 2005 года, в программу экспериментальной группы которого была включена адаптированная методика Глена Домана, как вариант повышения двигательной активности с применением тренажеров в режиме учебного дня школьников. Промежуточные исследования показали положительный эффект адаптированной методики Глена Домана на психофизическое развитие детей экспериментальной группы,
улучшив показатели: динамометрии - на 24%, пробы Ромберга 2 - на 91%, координационной функции нервной системы - на 34%.
Key words: Motor activity, adaptation, psycho physical development, primary school children, Glen Doman 's method, apparatus
Summary: The article tells about Motor activity influence on adaptation process and primary school children psycho physical development. There is pedagogical experiment shown, which was organized by the author at Gymnasia №64 in September 2005, Glen Doman's method was included to the experiment as a version of motor activity increasing with the apparatus usage during the lessons for primary school children. Intermediate researches showed positive effect of adapted Glen Doman's method to psycho physical development of primary school children in experimental group, increased the numbers: dynamometry- on 24%, Romberg's test- on 91%,
coordination nervous function system- on 34%.
На протяжении ряда лет многие отечественные и зарубежные педагоги, психологи
и физиологи пытаются создать такую форму обучения, которая объединила бы развитие психических, творческих, умственных способностей, но в то же время не нарушала бы уровень физического развития ребенка и способствовала сохранению крепкого здоровья. В последние годы значительное внимание уделяется анализу проблем, возникающих у детей в связи с началом школьного обучения (Беличева А.С., 1993; Заводенко Н.Н., 1998 и др.). Особенно это актуально в условиях новых образовательных технологий, когда учебная деятельность требует от школьника большого нервного напряжения. Проблема гармонизации физического и умственного компонентов в системе обучения школьников, которая полностью отвечала бы всем физиолого-гигиеническим требованиям, стоит остро в начальной школе, поскольку именно в 6-7 лет идет интенсивное преобразование функций. На фоне резкого увеличения длины тела изменяется энергетический обмен, идет развитие дыхательной функции, увеличивается масса и объем сердца, а также происходит изменение многих физиологических показателей.
Смена образовательных сред, практически всегда для ребенка связана с трудностями адаптационного периода (Заленский Г.В., 1993; Петрова В.Н., 1999 и др.). Чирков В.И. (1997) и Боденко Б.Н. (1987) о степени адаптированности судят по показателям адаптации: тревожная застенчивость, отклоняющее поведение, проблемы в учебе. Цылев В.Р. (1998) под адаптацией понимает процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому окружению, к новым условиям жизни. В педагогических исследованиях выделяются такие ведущие причины школьной дезадаптации, как несформированность навыков учебной деятельности и учебной мотивации у младших
школьников (Новикова Е.В., 1987; Венгер А.Л., 1979 и др.). Таким образом, при переходе ребенка из дошкольного учреждения в начальную школу испытанию оказывается подверженным привычный образ жизни почти каждого первоклассника. Современная школа становится зоной риска для значительного количества учащихся (от 15% до 40 %), требующей максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Комплексное и всестороннее изучение изменений, происходящих в организме, наряду с оценкой здоровья позволило получить полную картину физиологической адаптации:
первый этап - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма;
второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия;
третий этап - период относительно устойчивого приспособления с меньшим напряжением всех систем.
Социально-психологическая адаптация выглядит следующим образом:
первая группа детей (56%) адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения;
вторая группа детей (30%) имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается;
третья группа (14%) - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями, они не усваивают учебную программу, у них отмечается негативное поведение, резко проявляются отрицательные эмоции.
Однако есть факторы, существенно облегчающие адаптацию к школе всех детей, особенно «не готовых» и ослабленных - это рациональная организация учебных занятий и рациональный режим дня. Двигательная активность - самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Утомление, как фактор снижения работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки проявляется:
на поведенческом уровне, когда понижается производительность и качество труда; на физиологическом уровне, когда затрудняется выработка условных связей, повышается инерционность нервных процессов;
на психологическом уровне, сопровождающийся нарушением внимания, памяти, эмоционально-мотивационного состояния.
Для обеспечения учащихся гигиенической нормой движений необходимо активизировать двигательный режим школьников. Он должен органически вписаться в рамки учебного и продленного дня, а также в самостоятельные занятия. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых
человеком в процессе повседневной жизни. Для того, чтобы учащиеся начальных классов могли реализовать естественную потребность в движениях, объем целенаправленной двигательной активности должен составлять около 12-15 часов в неделю. Средняя норма двигательной активности, включая все ее разновидности, для младших школьников должна составлять не менее 12—18 тыс. движений в сутки с обязательным включением 1—1,5 ч организованных занятий физической культурой.
Формы реализации двигательной активности известны: утренняя гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз, динамические перемены, подвижные игры, прогулки и др.
Повышению двигательной активности способствует также использование тренажеров и нестандартного оборудования в режиме учебного дня школьников. Упражнения на них совершенствуют координацию движений, укрепляют связочно-суставный аппарат, в результате чего улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка, повышается устойчивость вестибулярного аппарата, увеличивается жизненная емкость легких, улучшается крово- и лимфообращение, укрепляются сосуды сердца и мозга.
Целью нашей работы является разработать такой двигательный режим младших школьников, который бы облегчил процесс адаптации детей-первоклассников, благотворно повлиял на физическое и интеллектуальное развитие ребенка и, явился реальным механизмом, обеспечивающим укрепление здоровья, повышение физической и умственной работоспособности.
Педагогический эксперимент организован в Прогимназии №64 с сентября 2005 года. В программу экспериментальной группы включена адаптированная методика Глена Домана, как вариант повышения двигательной активности с применением тренажеров в режиме учебного дня школьников. В игровой комнате школьного класса установлена лестница - горизонтальный рукоход, к которой у детей имеется доступ для самостоятельной двигательной активности в режиме полного учебного дня (на перемене, в группе продленного дня, в свободное время). Упражнения на горизонтальном рукоходе (вис, перехват руками, передвижение по лестнице с помощью рук) являются «программой развития мануальных навыков» комплексной программы. Кроме этого, в комплексную программу включены: «программа развития двигательных навыков» (подъем и спуск по лестнице, бег трусцой, бег на дистанции) и «программа развития равновесия» (пассивное равновесие - горизонтальное верчение и вращение, раскачивание; активное равновесие -элементы гимнастики: ходьба с предметами в руках; пропускание перекладин; ходьба на различной высоте; спрыгивание вниз; прыжки в длину; прыжки в высоту; подпрыгивание на одной ноге; прыжки через скакалку; хождение по бревну; приседания; передвижение на
корточках (вверх — вниз); ходьба обычная, спиной вперед, боком; хождение по камням, расположенным на небольшом расстоянии друг от друга).
Таким образом, промежуточные исследования показали положительный эффект адаптированной методики Глена Домана на психофизическое развитие детей экспериментальной группы, улучшив показатели: динамометрии - на 24%, пробы Ромберга 2 - на 91%, координационной функции нервной системы - на 34%. Glossary: