труда. Однако так же подчеркнем, что нестыковки происходят в силу «приземленных» задач среди должностных обязанностей. В связи с этим усиление именно практической составляющей учебного процесса должно стать ориентиром для дальнейших инноваций в системе образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Минтруда РФ от 17.05.99 №8 (ред. от 10.10.2002) «О
квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии» [Электронный ресурс] // Режим доступа :
http://zakon.law7.ru/legal2/se17/pravo1714/index.htm. - Дата обращения 07.12.2013.
2. ФГОС ВПО по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень)
"бакалавр") : приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 489 [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm489-1.pdf. - Дата обращения
07.12.2013.
REFERENCES
1. Federal State Educational Standard of the Higher Professional Education for the 100400 Tourism (bachelor) : Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation (28.10. 2009) № 489, available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm489-1.pdf (accessed 7 December 2013).
2. Resolution of the Labor Department of the Russian Federation (17.05.1999) №8 (10.10.2002 edition) “About the job specification (occupational standards) for the substantive posts in tourism industry”, available at: http://zakon.law7.ru/legal2/se17/pravo1714/index.htm (accessed 7 December 2013).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2013.
УДК 615.825
ОЦЕНКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ИМЕЮЩИХ
НАРУШЕНИЯ СЛУХА Нина Львовна Умнякова, ассистент,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург,
Анна Ильинична Вегера, аспирант,
Санкт-петербургский научно-исследовательский институт физической культуры (СПбНИИФК), Санкт-Петербург,
Юлия Вячеславовна Коченевская, старший воспитатель,
Детский сад «Кудесница» компенсирующего вида Петроградского района (ГБДОУ «Кудесница»), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы повышения двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, имеющих нарушения слуха. Актуальность рассматриваемой проблемы определена недостаточностью двигательной активностью таких детей, связанной с их здоровьем. Правильная организация физического воспитания в дошкольном учреждении и семье способствует реализации потребности детей в движении. Материал статьи основан на обобщении данных теоретического анализа, а также экспериментальных исследований. Приводится сравнительный анализ двигательной активности детей дошкольного возраста с нарушенным слухом и их здоровых сверстников. Данные получены при помощи монитора сердечного ритма «Polar». Определены проблемы и особенности двигательной активности детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Определен суммарный интегральный показатель двигательной активности дошкольников. Указаны основные рекомендации к моделированию двигательного режима в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
Ключевые слова: двигательная активность, дети дошкольного возраста с нарушенным слухом, потребность в движении, монитор сердечного ритма.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.12.106.p159-164 ASSESSMENT OF THE PHYSICAL ACTIVITY OF PRESCHOOL CHILDREN, HAVING HEARING DISORDER
Nina Lvovna Umnyakova, the assistant,
The Herzen State Pedagogical University of Russian, St. Petersburg,
Anna Ilyinichna Vegera, the post-graduate student,
St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture,
Yulia Vyacheslavovna Kochenevskaya, the senior educator,
Kindergarten of “Kudesnitsa” of a compensating type, Petrogradsky district, St. Petersburg
Annotation
In article, the questions of increase of physical activity of children with limited opportunities of health, in particular, having hearing disorder have been considered. Relevance of the considered problem is defined by the insufficiency of physical activity of such children connected with their health. The correct organization of physical training in preschool institution and family promotes realization of the need of children in movement. The material of article is based on synthesis of data of the theoretical analysis, and also on the pilot studies. The comparative analysis of physical activity of children at preschool age with the hearing disorder and their healthy contemporaries has been provided. Data are obtained by means of the monitor of the heart rhythm «Polar». Problems and features of physical activity of children at preschool age with hearing disorder have been defined. The total integrated indicator of physical activity of the preschool children has been defined. The main recommendations to modeling of the motor mode in preschool institution of the compensating type have been specified.
Keywords: physical activity, children at preschool age with hearing disorder, need for movement, monitor of heart rhythm.
ВВЕДЕНИЕ
Удовлетворение потребности дошкольника в движении является важнейшим условием его жизнедеятельности и нормального развития не только физического, но и интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличении работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.
Потребность детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется должным образом. К сожалению уже в дошкольном учреждении дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в условиях дефицита движений, так как идет постоянное увеличение объема и интенсивности учебной нагрузки, занятия со специалистами учителем-дефектологом, сурдопедагогом. Перегрузка дошкольников обуславливается превышением количества занятий в течение дня и их длительности без учета возрастных и индивидуальных возможностей детей, сокращением прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности. Все это ведет к ухудшению их здоровья, в частности, к нарушениям осанки и развитию плоскостопия [2].
Для предупреждения заболеваний особенности двигательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должны учитываться как педагогами дошкольного учреждения, так и их родителями [3, 9].
Разный уровень здоровья, сопутствующие заболевания, наличие сохранных функций, возрастные и индивидуальные двигательные предпочтения, влияют на снижение двигательной активности детей с нарушением слуха. Ограниченный поток внешней информации из-за поражения слуха искажает восприятие её смысла, затрудняет общение, осложняет условия психомоторного развития, вызывает негативные эмоции и стрессовые
переживания [1].
В старшем дошкольном возрасте дети имеют высокую потребность в двигательной активности, но не всегда могут ее реализовать. Следует также отметить, что старшие дошкольники еще не умеют соотносить свои желания со своими истинными возможностями, что может повлечь к переоценке своих сил и привести к нежелательным последствиям (переутомлению, нервному перевозбуждению, травмам) [7].
В исследовании М. А. Руновой [6], проведенном более 10 лет назад, было показано, что двигательная активность детей старшего дошкольного возраста за время пребывания их в детском саду составляет менее 40^50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность организма ребенка в движении. Более 40% составляют гиперактивные и малоподвижные дети. Результаты наших исследований свидетельствуют, что за прошедшее время ситуация с двигательной активностью дошкольников практически не изменилась. Одна из причин - низкий уровень знаний педагогов в проявлении индивидуальных особенностей двигательной активности детей, применение небольшого количества игрового оборудования воспитателями в организованной деятельности детей на прогулке [5].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей двигательной активности детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха.
Следует отметить, что на современном этапе в научных исследованиях в области физической культуры дошкольников активно используются мониторы сердечного ритма. Использование этих приборов открывает перед исследователями широкие возможности в получении объективной информации о реакции организма ребенка дошкольного возраста на различную физическую нагрузку [8].
Оценка двигательной активности проводилась при помощи монитора сердечного ритма POLAR S625X путем оценки частоты сердечных сокращений (ЧСС) на нагрузку в свободной организованной деятельности на прогулке. В работе учитывались особенности использования этих приборов при организации исследований с детьми дошкольного возраста [4].
В исследовании приняли участие 13 детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом, посещающие детский сад компенсирующего вида Петроградского района и имеющие диагноз двухсторонняя нейросенсорная тугоухость 3-4 степени (у 4 из них сделана операция по вживлению кохлеарного имплантата). А также 10 детей, посещающих массовый сад Выборгского района. Исследование проводилось осенью в течение недели во время прогулки. Активность детей оценивалась по увеличению показателя ЧСС.
В пакете программного обеспечения монитора представлены разные формы отчетов о проведенных занятиях, прогулок, включающие графики и схемы. Таким образом, календарь проведения прогулки позволяет визуально оценить объем времени в определенном диапазоне ЧСС. Так, например, дети, посещающие массовый сад больший промежуток времени (53%) от всей прогулки находились в диапазоне ЧСС 110 уд/мин. Что соответствует умеренной интенсивности (рис.1).
Для оценки двигательной активности детей использовался суммарный интегральный показатель. Для его расчета диапазон показателя ЧСС делился на коридоры (по 10 уд. в мин.). Показателям каждого коридора присваивался коэффициент от 1 до 15 (1 -самый низкий показатель ЧСС, 15 - самый высокий показатель ЧСС). Далее объем времени, в течение которого у ребенка фиксировался данный показатель ЧСС умножался на коэффициент этого показателя. После все результаты суммировались. Исследование показало, что у детей, посещающих массовый сад, средний суммарный интегральный показатель варьировался от 268 до 516 в течение недели.
о » 40
»оо «ао 140
300 2ІО ЭЮ
окт о и з/ з
ООО (В- О ЗО В ( О ЗО X О)
Рис.1. Пример календаря прогулки ребенка посещающего, массовый детский сад
Календарь проведения прогулки детей с нарушенным слухом свидетельствует о том, что дети наибольшее кол-во времени (85,6%) на прогулке находились в зоне ЧСС равное 130 уд/мин, что соответствует средней интенсивности (рис. 2.) Средний суммарный интегральный показатель варьировался у них от 588 до 636, что значительно выше
чем, у детей посещающих массовый детский сад.
1 «* Я20 21 35 17 в
200 220
%»оо Маи» СМ* 0 10 2012 (*• »« ар 136 брт
Ьшст а 10 201? ю « Тіл» 10 56 08 Мої Но та 1Ифл
За! Йгггд СЬгяап 937:45 0 Дкм 375
Ч*« а*ЄІ0П ООО 00- $37 40 (9* 40 0)
Рис. 2. Пример календаря прогулки ребенка с нарушенным слухом
Таким образом, дети с нарушением слуха могут самостоятельно организовать свою двигательную деятельность, которая позволяет им варьировать свою нагрузку с учетом своих двигательных предпочтений и двигательного опыта. Сравнительный анализ суммарного интегрального показателя детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, посещающих массовый сад, дает возможность предположить, что у детей с ограниченными возможностями здоровья больше потребности в движении, и они нуждаются в организованной деятельности на прогулке, которая бы способствовала повышению двигательной активности и формированию двигательных навыков (рис. 3).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование показало, суммарные интегральные показатели детей с нарушенным
слухом на прогулке в самостоятельной деятельности выше, чем у детей, посещающих массовый детский сад, что может свидетельствовать об их потребности в двигательной активности, которую они не могут реализовать в организованных формах в дошкольном учреждении и в семье. По нашему мнению, это связано с тем, что детям с ограниченными возможностями здоровья навязывается менее активный режим. Это связано, в первую очередь, с их значительной загрузкой коррекционными мероприятиями (как правило, малоактивными), а также страхом педагогов получения детьми травм в силу особенностей их здоровья. Таким образом, в занятиях с детьми, имеющими нарушения слуха необходимо обеспечение дифференцированного подхода с учетом особенностей их потребности в двигательной активности.
Дети с нарушением Дети, посещающие
слуха массовый сад
Рис. 3. Суммарные интегральные показатели детей в самостоятельной деятельности на
прогулке
ЛИТЕРАТУРА
1. Картавцева, А.И. Комплексный подход в адаптивном физическом воспитании неслышащих детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... кан. пед. наук / Картавцева А.И. - СПб., 2010. - 24 с.
2. Лукина, Г.Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания : дис. ... канд. пед. наук / Лукина Г.Г. - СПб., 2003. - 151 с.
3. Митин, А.Е. Применение гуманитарных технологий специалистом по АФК в работе с родителями детей-инвалидов / А.Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2012. - № 1 (49). -С. 15-17.
4. Оценка двигательной активности дошкольников при помощи мониторов сердечного ритма «Polar» : методические рекомендации / С.О. Филиппова, Н.Л. Петренкина, Т.В. Соловьева, А.И. Вегера, Г.Г. Лукина, А.Е. Митин [и др.] ; под ред. С.О. Филипповой. - СПб. : Белл, 2010. - 35 с.
5. Пономарев, Г.Н. Двигательная депривация детей дошкольного возраста как социальнопедагогическая проблема / Г.Н. Пономарев, Н.Л. Умнякова // Адаптивная физическая культура. -2012. - № 2 (50). - С. 43-45.
6. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. - М. : Мозаика-Синтез, 2000. - 256 с.
7. Теория и методика физической культуры дошкольников : учеб. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. - СПб. : Детство-Пресс, 2010. - 656 с.
8. Филиппова, С.О. Перспективные направления научных исследований в области
физической культуры дошкольников / С.О. Филиппова // Теория и практика физической культуры. - 2QQ6. - № 9. - С. 15-17.
9. Филиппова, С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников ; дис. ... д-ра пед. наук / Филиппова С.О. - СПб., 2qQ2. - 51S с.
REFERENCES
1. Kartavtseva, A.I. (2Q1Q), Integrated approach in adaptive physical training of not hearing children of the advanced preschool age; Abstract of the thesis of the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg.
2. Lukina, G.G. (2QQ3), Prevention and correction of violations of the musculoskeletal device at preschool children in the course of physical training, Thesis of the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg.
3. Mitin, A.E. (2Q12), “Application of humanitarian technologies by the teacher on AFK in work with parents of disabled children”, Adaptive physical culture, No. 1, рр. 15-17.
4. Filippova, S.O., Petrenkina, N.L., Solovyova, T.V., Vegera, A.I., Lukina, G.G., Mitin, A.E. and etc. (2Q1Q), in Filippova, S.O. (Ed.), Assessment of physical activity of preschool children by means of monitors of a warm rhythm of "Polar”, publishing house “Bell”, St. Petersburg.
5. Ponomarev, G.N. and Umnyakova, N.L. (2Q12), “Motive deprivation of children of preschool age as social and pedagogical problem”, Adaptive physical culture, No. 2, рр. 43-45.
6. Runova, M.A. (2QQQ), Physical activity of the child in kindergarten, publishing house “Mozaika-Sintez”, Moscow.
7. Ed. Filippova, S.O. and Ponomarev G.N. (2Q1Q), The theory and technique of physical culture of preschool children, publishing house “Childhood-press”, St. Petersburg.
S. Filippova, S.O. (200б), “The perspective directions of scientific researches in the field of physical culture of preschool children”, Theory and practice ofphysical culture, No. 9, рр.15-17.
9. Filippova, S.O. (2002), Physical culture in an education system of preschool children, Thesis of the doctor of pedagogical sciences, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.12.2013.
УДК 364.0+329.78
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ЯВЛЕНИЯ
Ильшат Фархуллович Файзуллин, соискатель,
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,
Казань
Аннотация
В последние годы волонтерское движение стало неотъемлемой составляющей организации и проведения крупных международных спортивных соревнований. Развитие волонтерского движения в сфере физической культуры и спорта требует научно-обоснованных технологий подготовки лиц, желающих и готовых к эффективной добровольческой деятельности. Одним из первых шагов, необходимых для научного решения этой актуальной в социально-практическом плане проблемы, выступает раскрытие сущности и содержания волонтерского движения. В статье обоснована социально-практическая и научная актуальность теоретического исследования понятия «волонтерское движение», уточнены его существенные признаки, осуществлена систематизация видов волонтерской деятельности с учетом различных оснований, приведена их качественная характеристика.
Ключевые слова: волонтерское движение, добровольческий характер, безвозмездность, социальная значимость, виды волонтерской деятельности.