в многолетней мерзлоте и особенностям микроклимата. Обоснован допустимый уровень температур воздуха подземных выработок для шахт и руд-пиков Крайнего Севера.
3. Реакция организма горнорабочих в ответ на воздействие факторов производственной среды, являясь в целом адекватной, представляется суммарным эффектом сочетанного действия этих факторов, а также природно-климатических условий.
4. Установленные признаки адаптации у горнорабочих Севера позволяют считать, что развитие профессиональной патологии на этом фоне имеет свои специфические особенности. Обоснована примерная схема возможного развития патологического процесса от ранних изменений до диагностируемого профессионального заболевания.
Литература. Авцын А. П. — В кн.: Акклиматизация человека в условиях полярных районов. Л., 1969, с. 3—6.
Арнольди И. А. — В кн.: Здоровье человека на Крайнем
Севере. М., 1963, с. 37—52. Воронцова Е. И., Ткачев В. В. — В кн.: Вопросы борьбы с пылью при подземных разработках в условиях низких положительных и отрицательных температур. М., 1966, с. 25-27.
Воронцова Е. И., Ткачев В. В., Чеботарев А. Г. и др. — В кн.: Проблемы гигиены труда при добыче полезных ископаемых. Новосибирск, 1974, с. 32—34.
Данишевский Г. М. — В кн.: Проблемы Севера. Труд н здоровье человека на Крайнем Севере. М., 1970, вып. 14. с. 26—34.
Казначеев В. П., Баевский Р. М., Берсенева А. П.
и др. — Гиг. труда, 1978, № 2, с. 21—26. Кандрор И. С. Очерки по физиологии и гигиене человека
на Крайнем Севере. М., 1968. Койранский Б. Б., Дмитриев М. В. — В кн.: Здоровье
человека на Крайнем Севере. М., 1963, с. 210—217. Приходько П. Т. — В кн.: Вопросы борьбы с силикозом в
Сибири. Хабаровск, 1963, с. 5—14. Рушкевич О. П., Тимохин Д. И., Шевырева Я. Л. и др. — В кн.: Научно-технический прогресс и оздоровление труда в угольной и металлургической промышленности. Донецк, 1975, с. 13 — 14. Тимохин Д. И., Петровская И. В. — В кн.: Медико-биологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера. Новосибирск, 1974, с. 153— 157.
Тимохин Д. И., Крапухина Е. П., Рушкевич О. П. — В кн.: Профилактика и снижение инвалидности при пневмокониозах, вибрационной болезни и других профессиональных заболеваниях у рабочих угольных шахт. М., 1970, с. 67—72.
Поступила 15.04.81
Summary. The working conditions of miners in the Far North are determined by a complex of production factors, the major of which are specified by the location of perennial frost zones. The response of the miner's organism to industrial environmental factors being, on the whole, adequate, it may be regarded as an additive effect produced by the joint exposure to these factors in the presence of developing adaptation to the natural-climatic conditions.
УДК 613.632:678.044.2
H. В. Соколовский, В. Г. Ларионов
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ АМИНОЭФИРНОГО ОТВЕРДИТЕЛЯ ДТБ-2, МИГРИРУЮЩЕГО ИЗ АНТИКОРРОЗИОННЫХ ПОКРЫТИЙ В АСПЕКТЕ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ
ВНИИ гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев
В последние годы в строительстве пищевых объектов нашли широкое применение антикоррозионные эпоксидные покрытия, предназначенные для использования их в вагоно- и судостроении.
В процессе производства и эксплуатации антикоррозионных материалов во внешнюю среду могут выделяться отдельные химические вещества, а также их комплекс. С этой целью при гигиенической оценке указанных материалов весьма важно определить, какие из веществ могут представлять реальную и потенциальную опасность для здоровья человека.
Гигиенические требования, предъявляемые к материалам, которые используются в строительстве пищевых объектов, сводятся к следующему: в их составе не должно быть веществ, обладающих высокой токсичностью, выраженной кумуляцией, оказывающих специфическое действие на организм; 9 не должны оказывать при непосредственном контакте или опосредованном через воздушную среду отрицательного влияния на органолептические показатели, качество пищевых продуктов; должны
быть непригодными для размножения микроорганизмов; должны легко поддаваться санитарной обработке.
Целью настоящей работы была гигиеническая оценка и регламентация аминоэфирного отверди-теля ДТБ-2, используемого в антикоррозионных покрытиях Б-ЭП-421 и Б-ЭП-0126.
Санитарно-химическими исследованиями антикоррозионных покрытий Б-ЭП-421 и Б-ЭП-0126 установлено, что миграция эпихлоргидрина, формальдегида, дифенилолпропана в моделируемых средах находилась в пределах допустимых количеств. Аминоэфирный отверднтель ДТБ-2 из этих материалов в зависимости от условий проведения эксперимента выделялся в количестве 0,08—0,54 мг на 1 л моделируемой среды. Водные вытяжки из изучаемых материалов были бесцветными, прозрачными, со слабым запахом в 1 балл.
Для установления допустимого количества миграции (ДКМ) отвердителя ДТБ-2 из изучаемых покрытий в пищевые продукты были проведены токсиколого-гигиенические исследования в со-
ответствии с методическими подходами, принятыми в нашей стране. Действие аминоэфирного отвер-дителя ДТБ-2 на организм подопытных животных изучали в эксперименте на белых крысах и мышах при однократном и многократном введении.
В качестве показателей токсического действия определяли морфологический состав периферической крови, ферментную активность нейтрофилов и лимфоцитов— клеток, чаще всего встречающихся в морфологическом составе крови и непосредственно участвующих в формировании защитной функции организма. В нейтрофилах крови было изучено содержание неспецифической щелочной (КФ 3.1.3.1.) и кислой (КФ 3.1.3.2.) фосфатаз, активность маркера эндоплазматического ретикулума — глюкозо-6-фосфатазы (КФ З.1.З.9.), в лимфоцитах — активность кислой фосфатазы и сукцинат-дегидрогеназы (КФ 3.1.99; СДГ). Для выявления влияния отвердителя ДТБ-2 на функциональное состояние печени изучали активность сукцинат-дегидрогеназы в гомогенате печени, глюкозо-6-фосфатазы в сыворотке крови и гомогенате печени, уроканиназы в сыворотке крови. О функциональном состоянии выделительной функции почек судили по суточному диурезу, концентрации мочевины и креатина в крови. Для выявления изменений, наступающих в организме при воздействии отвердителя на центральную нервную систему, использовали метод условных рефлексов. В процессе эксперимента регистрировались поведение животных, их масса тела. В конце эксперимента определяли относительные коэффициенты массы внутренних органов и проводили патоморфологические исследования.
Аминоэфирный отвердитель ДТБ-2 представляет собой продукт взаимодействия бутилметакрилата и диэтнлентриамина. Данные о токсичности отвердителя для теплокровных животных отсутствуют, имеются лишь единичные сведения, касающиеся продуктов синтеза его (С. Л. Данишевский; Н. В. Лазарев). По полученным нами данным, отвердитель оказался малотоксичным. Среднесмер-тельная доза, установленная по В. П. Прозоровскому, составила для крыс 4590 мг на 1 кг, для мышей — 3865 мг на 1 кг массы животного, кумулятивные свойства выражены слабо.
Токсичность аминоэфирного отвердителя ДТБ-2 в хроническом 10-месячном эксперименте изучена при введении препарата в желудочно-кишечный тракт белым крысам в дозах 46 мг/кг (1/100 ЛД50), 4,6 мг/кг ('/1000 ЛД50), 0,46 мг/кг (1/л0 000 ЛД50) и 0,15 мг/кг (Vзо 000 ЛД50).
Видимых признаков интоксикации у животных в течение всего эксперимента не выявлено, масса тепа животных контрольной группы не отличалась от таковой у животных опытной группы. На протяжении всего эксперимента во всех группах животных не было установлено изменений в концентрации гемоглобина, количестве эритроцитов и лейкоцитов. Обнаружены некоторые изменения в гемограмме: при воздействии отвердителя ДТБ-2
в дозе 46 мг/кг наблюдалось достоверное увеличение количества ретикулоцнтов, эозинофилов, моноцитов. При тщательном изучении структуры клеток обращают на себя внимание умеренно выраженное увеличение количества клеток лейколиза (до 8—10 при норме 2—3), а также гипербазофилия цитоплазмы лимфоцитов. Отмечено достоверное повышение активности кислой фосфатазы, глюкозо-6-фосфатазы в нейтрофилах, а также резкое угнетение активности сукцинатдегидрогеназы в лимфоцитах и щелочной фосфатазы в нейтрофилах. В остальных группах животных изменений морфологических показателей красной крови, лейкоцитарного состава, метаболизма в лейкоцитах на протяжении всего опыта не выявлено.
Обнаружены некоторые сдвиги в ряде изученных тестов при действии доз 46 и 4,6 мг/кг (повышение активности глюкозо-6-фосфатазы в сыворотке крови и гомогенате печени, угнетение активности сукцинатдегидрогеназы в гомогенате печени, повышение активности уроканиназы в сыворотке крови). Со стороны почек достоверных изменений концентрации мочевины, креатинина в крови, суточном диурезе не выявлено.
Методом условных рефлексов установлено, что аминоэфирный отвердитель ДТБ-2 в дозе 46 мг на 1 кг массы оказывает фазное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы.
При патоморфологическом исследовании установлено, что отвердитель в дозе 230 мг/кг в день (1/го ЛД10) через 4 мес вызывал в ткани печени небольшое увеличение числа двуядерных клеток паренхимы, в ряде участков обнаружена небольшая дискомплектация клеток в дольках. Селезенка без особенностей. В ряде участков среза селезенки имеется небольшое увеличение уровня гемосидерина, в основном ткань без изменений. При воздействии других доз в процессе патоморфологического исследования внутренних органов изменений не выявлено.
Как показали экспериментальные данные, аминоэфирный отвердитель ДТБ-2 по классификации Л. И. Медведя и соавт. относится к малотоксичным соединениям, со слабо выраженными кумулятивными свойствами. Коэффициент кумуляции составил более 5.
На основании данных токсикологических исследований можно считать, что доза 0,46 мг/кг массы отвердителя является пороговой, а 0,15 мг/ кг — подпороговой. Располагая данными о параметрах острой токсичности для лабораторных животных, степени выраженности кумулятивных свойств, особенностях биологического действия, пороговой концентрацией в хроническом эксперименте, можно рассчитать ДКМ аминоэфирного отвердителя ДТБ-2. ДКМ отвердителя рассчитывали в соответствии с методическими указаниями щ (В. В. Станкевич и соавт.).
ДКМ аминоэфирного отвердителя ДТБ-2 для пищевых продуктов составляет 0,25 мг/кг.
Литература. Данишевский С. JI. — В кн.: Материалы по токсикологии веществ, применяемых в производстве пластических масс и синтетических каучуков (Мономеры и пластификаторы). Л., 1957, с. 87—91.
Лазарев Н. В. Вредные вещества в промышленности. Л., 1969, с. 229—230.
Медведь Л. И., Каган Ю. С., Спыну Е. И. — Вестн. хим. о-ва, им. Д. И. Менделеева, 1968, т. 13, № 3, с. 263.
Прозоровский В. П. — Фармакол. и токсикол., 1962, № I, с. 115—118.
Станкевич В. В., Генель С. В. и др. — В кн.: Токсиколо-
гия н гигиена применения полимерных материалов в пищевой промышленности. М., 1980, с. 129—131.
Поступила 24.08.81
Summary. The parameters of acute toxicity for aminoet-her solidifier ДТБ-2 oral administration to white mice and rats have been established. MLS0 established for mice was 3863 mg/kg body mass, while ML50 for rats — 4590 mg/kg body mass. Chronic 10-month exposure showed the dose of 0.46 mg/kg/body mass/ to be the threshold one for the solidifier ДТБ-2, and a dose of 0.15 mg/kg — subthreshold. The recommended level of permissible concentration migration of the solidifier for the media under study is 0.25 mg/kg.
УДК «13.956-052.623:613.865
В. M. Мешков
К ВОПРОСУ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ МОТИВАЦИЕЙ К ОБУЧЕНИЮ
Тернопольский медицинский институт
Адаптация подростков к профессиональному обучению в межшкольном учебно-производственном комбинате продолжает оставаться одной из актуальных проблем. Именно это позволяет понимать адаптацию учащихся в комбинате не как пассивный процесс приспособления подростков к конкретному труду и связанной с ним дальнейшей трудовой деятельности, но как активное взаимодействие личности с окружающей действительностью. В этом взаимодействии важную роль играют и объективные факторы — изменение социальных позиций подростка (вступление в «модель» производственного коллектива и включение в новую деятельность), и фактор субъективный — личностная его позиция, система отношений к воздействию на организм объективных условий (С. М. Громбах; Р. А. Кузьмина и А. А. Русалинова).
В задачу данного исследования входило проследить взаимосвязь между адаптацией учащихся и их индивидуально-личностными особенностями в процессе освоения профессии чертежника в учебно-производственном комбинате с учетом мотивацион-ной направленности.
Социально-гигиеническими критериями, на основании которых можно судить о процессе учебно-производственной адаптации, явились: выполнение нормативных заданий, переход на другой профиль обучения, удовлетворенность осваиваемой специальностью и условиями труда, степень овладения профессиональными навыками, пропуск занятий, субъективная оценка утомляемости и др. О степени социально-психологической адаптации судили на основании удовлетворенности взаимоотношениями в коллективе. Это и определило отбор методов сбора информации и разработку методики исследования. С помощью метода стандартного интервьюирования были выделены две «модели» групп подростков, осваивающих профессию чертежника в учебно-производственном комбинате
и не имеющих противопоказаний по медицинским и психофизиологическим критериям профессионального отбора. В группу А были включены 53 подростка с положительной профессиональной мо-тивационной направленностью к освоению данной профессии, в группу Б — 44 подростка с отрицательной мотивационной направленностью к освоению профессии чертежника.
В процессе разработки естественного эксперимента исследования было использовано пособие «Методика комплексного изучения режима труда и отдыха учащихся средних профессионально-технических училищ» под редакцией Г. Н. Сердю-ковской и Н. М. Скородумовой.
Первым этапом нашего исследования явилось изучение социально-психологической структуры мотивов профессионального самоопределения, и с этой целью подросткам была предложена анкета, в которой затрагивались следующие вопросы. 34% школьников группы А, отвечая на вопрос «Почему Вы пожелали освоить специальность чертежника?», мотивировали свой выбор наличием соответствующих личностных качеств, 21,4% — профориента-ционной работой в школе, 20,7% — влиянием своих родителей, 18,5% — состоянием здоровья, 5,4% — информацией, полученной с помощью средств массовой информации (радио, кино, телевидение, литература); 36,8% подростков группы Б, объясняя свой выбор, ссылались на влияние друзей, 27,5%—средств массовой информации, 18,6% — профориентационной работы в школе, 11,4% — родителей и только 5,7%—на личные качества.
На вопрос «Помогают ли Вам родители в освоении получаемой профессии»? 31,4% школьников группы А дали положительный ответ, 22% —отрицательный, остальные подростки однозначного ответа на данный вопрос дать не могли; в группе Б показатели были значительно ниже. Причем выра-