Учащиеся 9-го класса во все дни недели в среднем на 1 — 1 '/* ч занижают гигиенические рекомендации о пребывании на свежем воздухе, а подростки, занимающиеся по пятницам, не гуляют вообще. В день обучения данный показатель составлял 30 мин. Вместе с тем по средним показателям в неделю было отмечено, что школьницы, занимающиеся по вторникам, мак-* симально бывают на свежем воздухе.
Десятиклассницы накануне обучения в УПК в пятницу бывают на свежем воздухе 20 мин, что почти в 5 раз ниже гигиенических рекомендаций, а в день обучения в комбинате в четверг они вообще не гуляют. В остальные дни недели этот показатель был в пределах 1 ч. Однако, как видно из таблицы, школьницы значительно больше бывают на свежем воздухе в воскресные дни. Следует отметить, что данный показатель ниже, по-видимому, потому, что подростки не учитывают время на дорогу в школу и в УПК.
Девятиклассницы во все дни недели значительно меньше внимания уделяют чтению художественной литературы, по сравнению с десятиклассницами. На самообслуживание и помощь семье как накануне, так и в день обучения в I УПК учащиеся обоих классов уделяют одинаковое время, однако у телевизора школьницы 9-го класса, обучающиеся в четверг и особенно в пятницу, сидят значительно дольше, чем в остальные дни недели, тогда как десятиклассницы минимально затрачивают время только в среду и четверг.
Резюмируя изложенное, можно высказать мнение, что у подростков, занимающихся в УПК в динамике 2-летнего обучения в зависимости от дня обучения и распределения внешкольного бюджета времени, выявляется определен-
ная напряженность функционального состояния ЦНС по понедельникам, а по пятницам только в первых учебных полугодиях. С этой целью дни обучения в комбинате через определенное время следует менять. Со школьниками необходимо проводить психогигиенические и санитарно-про-светительные мероприятия, добиваясь правильного и рационального распределения их внешкольного времени.
Литература. Абрамова Е. И. и др. — В кн.: Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М„ 1981, с. 243. Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М., 1975, с. 3—77. Дронов И. С.. Хван П. А., Жарова В. М. и др.— Гиг. и
сан., 1981, № 4, с. 33—34. Зуев Т. Ф. — В кн.: Всесоюзная науч.-практ. конф. «Пути снижения монотонности труда и ее отрицательных последствий». Тезисы докладов. М„ 1977, с. 102. Милитанская И. Е. Соотношение успешности учения и общего интеллектуального развития (По материалам специальных физико-математических школ). Автореф. дис. канд. Л., 1972.
Русалинова А. А. — В кн.: Социально-психологический климат коллектива. М., 1980, с. 203—217.
Поступила 04.01.82
Summary. Using daily and weekly indices of intellectual work capacity and distribution of leisure time in the teenages (girls) having lessons on electrical technology in a training and vocational centre, the researchers studied a qualitative state of their intellectual activity. In the course of the studies a definite stress on the functional systems was observed in the schoolchildren having classes on Monday throughout the whole training period and on Friday during the first part of the academic year. Considerable deviations in the daily routine were evident in the X-formers. It has been suggested to introduce changes in the days of vacationa! training over certain periods of time, and to carry out a complex of psychohygienic and sanitary-educational measures.
УДК 613.956:658.311.4-4
М. А. Сырцова, Е. А. Аксянова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОМ
КОМБИНАТЕ
Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт
Межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК) играют важную роль в ориентации молодежи на рабочие профессии. УПК не случайно называют профориентационными центрами. Они позволяют поднять работу среди молодежи на более высокий, качественно новый уровень, объединяя и координируя усилия школы, производства, семьи. Именно в УПК у учащихся проверяются профессиональная пригодность и способность к избираемой профессии. Обучение школьников в УПК позволяет также более рационально организовать процесс обучения и производительного труда (Л. В. Михайлова и Ц. Л. Уси-
щева; Р. Г. Сапожникова и Н. М. Попова; Р. Г. Сапожникова; И. Д. Карцев и соавт.; Т. С. Криворучко и соавт.). В процессе обучения в условиях межшкольного УПК создается среда с новыми факторами психологического воздействия, и от того, насколько подросток мотивацион-но настроен к конкретной среде, каковы гигиенические условия обучения, зависят процессы адаптации его организма.
Цель настоящего исследования — гигиеническая оценка условий обучения, а также процессов адаптации подростков в УПК с учетом их мотнвацнонной направленности. Наблюдение проводилось среди учащихся 9-х классов, прохо-
дящих обучение по 5 специальностям: слесарей, чертежников, трикотажников, кассиров-контролеров и радиомонтажников.
Проводили анкетный опрос, хронометраж уроков, определение их плотности, а также оценивали работоспособность (по корректурным таблицам Анфнмова) и активность учащихся. Все школьники, по данным углубленного медицинского осмотра и критериям психофизиологического отбора, ограничений для занятий в УПК не имели. По санитарно-гигиеническим условиям (световому, воздушно-тепловому режиму, микроклимату, оборудованию), учебные и учебно-про-изводственные помещения УПК в основном соответствовали гигиеническим рекомендациям.
В режиме работы УПК использовали наиболее рациональный вариант чередования умственной и физической деятельности по всем специальностям (А. И. Данилович; Л. В. Михайлова и Ц. Л. Усищева). Первые 2 учебных часа используются для теоретических занятий, 2 последующих часа — для практического трудового обучения и производительного труда. Во всех группах теоретические занятия предшествуют практической работе.
Для изучения мотивационной направленности по отношению к выбранной профессии был проведен методом анкетирования опрос учащихся. Установлено, что у 37,2 % подростков имеется положительная мотивационная направленность, у 53 % — отрицательная, у 9,8 % — неопределенная. При анализе особенностей ответов установлено, что наибольший интерес к избранной специальности отмечается в группе трикотажников (66,6%), радиомонтажников (55,5%) и слесарей (41,1 %). Среди кассиров-контролеров и чертежников наиболее многочисленна группа учащихся (91,7 и 61,6%). давших отрицательный ответ. Определение первоначального уровня работоспособности (по методике С. М. Громба-ха) показало, что хороший уровень работоспособности преобладает у лиц с положительной мотивационной направленностью (слесари и радиомонтажники — соответственно 35,3 и 33,3%). Первоначальный плохой уровень работоспособности превалирует у подростков с отрицательной мотивационной направленностью (кассиры-контролеры — 37,5%). При анализе подбора учащихся в группы выяснилось, что 34,7 % учащихся выбрали специальность по своему желанию, а 65,2 % были направлены учителями. Обращает на себя внимание тот факт, что в группу кассиров-контролеров учителя направили 75%, а в группу чертежников — 46,1 % учащихся.
Оценка плотности уроков во всех обследованных группах оказалась высокой как на практических, так и на теоретических занятиях. Наибольшей она была в группах радиомонтажников (97%) и трикотажников (95—96%), т. е. у лиц с положительной мотивационной направлен-
ностью, наименьшей — в группах чертежников и кассиров-контролеров, т. е. у учащихся с отрицательной мотивационной направленностью (соответственно 77 и 66,6 %).
Для характеристики активности учащихся на теоретических и практических занятиях использовали массовый хронометраж. Фиксировали величину, равную обратному суммарному количеству отвлечений, зарегистрированных в течение « Занятий, и выраженную в процентах ко всему числу наблюдений. Эта величина обратно пропорциональна активности коллектива. Результаты исследований показали, что активность на 2-м часу теоретических занятий в среднем составляет 77%. Наибольшая активность выявлена в группе трикотажников (95±2,5%), наименьшая — в группе чертежников (62±4,6%). Активность учащихся на 2-м часу практических занятий достоверно ниже, чем на теоретических и в среднем составляет 63,6±3,8 7о (Р<0,01). Наиболее низкой активность была в группе учащихся с отрицательной мотивационной направленностью (кассиры-контролеры — 39,0±3,3%; Р<0,01).
Мы изучили также индивидуальную динамику работоспособности учащихся в зависимости от f специальности. Работоспособность исследовали с помощью корректурных таблиц Анфимова. Динамику работоспособности устанавливали по способу, предложенному С. М. Громбахом на основании комплексной оценки корректурных проб, выполненных школьниками до уроков, в середине и в конце учебного дня. Кривую работоспособности обозначили трехзначным числом, где каждая цифра последовательно отражала уровень работоспособности в каждый из 3 моментов исследования. Таким образом, по номеру можно было судить о направленности и степени изменений работоспособности на протяжении дня. Цифра 1 соответствовала высокому уровню работоспособности, 2 — среднему, 3 — низкому. Все эти варианты объединились в 3 типа: благоприятный, удовлетворительный и неблагоприятный.
Анализ распространенности различных кривых работоспособности, их распределение по специальностям показали, что «классический» ход кривой работоспособности с относительно небольшим снижением в конце рабочего дня (112, 223) встречался не так уж часто — в 12,3% случаев, причем наибольшая частота данного хода кривой приходится на группу учащихся с положительной мотивационной направленностью (трикотажники и слесари — 22,2 и 17,6% соответственно), а наименьшая — на группу с отрицательной мотивационной направленностью (кассиры-контролеры — 4,1 %).
Гораздо чаще встречаются другие виды кривых. Устойчивые кривые (111, 222, 333) составляют 21,3%. При этом 2/з их приходится на наилучший и средний варианты (66,6) и '/з
%
юо
so so
70 60 so
40
во го to
UJ
ш
п
i
ш
ш
Распределение учащихся по преобладающим у них суммарным типам кривой работоспособности, /—чертежники, II — монтажники, III — слесари. IV — трикотажники. V — кассиры-контролеры. I — благоприятный тип кравой работоспособности. 2 — удовлетворительный. 3 — неблагоприятный.
(33,4%)—на наихудший (333). Необходимо отметить, что последний преобладал в группе кассиров-контролеров. Распределение обследованных учащихся по преобладающим у них суммарным типам кривой работоспособности показало, что в большинстве случаев учебный день приводит к быстрому падению работоспособности (см. рисунок). Неблагоприятных и удовлетворительных кривых оказалось вдвое больше, чем благоприятных. Особенно быстрое падение работоспособности наблюдалось в группе слесарей и трикотажников (соотношение благоприятных, удовлетворительных и неблагоприятных кривых составляет 1 : 4 : 3,7 и 1:5:3 соответственно).
Для оценки влияния учебной и трудовой нагрузки на учащихся представляет интерес частота кривых, отражающих быстрое (123, 132, 133, 233) и сильное (113, 123, 133, 213, 223, 233) падение работоспособности. Большое значение имеет также частота кривых, указывающих на наличие в начале учебного дня остатков сонного торможения, постепенно преодолеваемого (311, 312, 313, 322, 323, 331, 332). По нашим данным (см. таблицу) случаи сильного и быстрого снижения работоспособности составили 22,2 и 13,6% всех наблюдений соответственно. Необходимо отметить, что эта тенденция прослежива-
ется в группах с положительной мотивационной направленностью (трикотажники и слесари). Такие результаты в группах учащихся с положительной мотивационной направленностью мы склонны объяснять чрезмерно высокой плотностью уроков в данных группах, особенно на практических занятиях, достигающей 93—95%, в то время как оптимальная плотность в учебных цехах, по литературным данным (Л. В. Михайлова и Ц. Л. Усищева; М. В. Антропова), колеблется в пределах 60—80 %.
Достаточно часто (19,8%) наблюдаются случаи остаточного сонного торможения, постепенно преодолеваемого. В небольшом проценте случаев (4,9%) сонное торможение преодолевается лишь к концу учебного дня, причем только в группе кассиров-контролеров, т. е. у лиц с отрицательной мотивационной направленностью.
Оценивая результаты анкетного опроса, можно отметить, что жалобы на утомление к концу занятий чаще встречаются в группах слесарей и кассиров-контролеров. Меньше всего жалоб на усталость к концу занятий у радиомонтажников (30%). Анализ характера жалоб показал, что у большинства учащихся их нет (65,3%), остальные учащиеся часто жалуются на головную боль (кассиры-контролеры — в 50% случаев).
Полученные результаты позволяют заключить, что у подростков с различной мотивационной направленностью процесс адаптации при освоении профессиональных навыков в УПК протекает неодинаково. Так, у подростков с отрицательной направленностью значительно замедлены процессы адаптации, о чем свидетельствуют первоначальный низкий уровень работоспособности, низкая активность и преобладание неблагоприятного типа кривых работоспособности. Это необходимо учитывать при профессиональном самоопределении и обучении в УПК.
Литература. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М., 1968. Г ромбах С. М. — В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. М.. 1974, с. 142—150.
Данилович А. И. — Гиг. и сан., 1962, Л» 10, с. 37—40.
Частота некоторых типов кривых работоспособности
Профессия Всего кривых Быстрое утомление (123. 132, 133. 233} Сильное утомление (113. 123. 133, 213. 223. 233) Сонное торможение, впоследствии преодолеваемое (зн. з1з. 313. 321. 322, 323.331. 332)
абс. % абс. % абс. %
Чертежники Радиомонтажни к и Слесари Трикотажники Кассиры-контролеры к 13 18 17 9 24 1 1 4 3 2 7,7 5,6 23,5 33,3 8,3 1 2 6 6 3 7,7 11.1 35,3 66,7 12,5 2 5 2 1 6 15,4 27,8 11,7 11,1 25.0
Итого ... 81 11 13,6 18 22,2 16 19,8
Карцев И. Д., Халдеева Л. Ф„ Павлович К. Э. Физиологические критерии профессиональной пригодности подростков к различным профессиям. М., 1977.
Криворучко Т. С., Война Т. И., Штыкан М. В. и др.— Гиг. и сан., 1981, № 4, с. 27—30.
Михайлова Л. В., Усшцсва Ц. Л. — В кн.: Вопросы охраны здоровья детей и подростков. Киев, 1963, с. 26—30.
Сапожникова Г. М. — В кн.: Гигиенические вопросы начального обучения в школе. М., 1978, вып. 5, с. 90—97.
Сапожникова Р. Г. Гигиена обучения в школе. М., 1974.
Сапожникова Р. Г., Попова Н. М. — В кн.: Вопросы охраны здоровья детей и подростков. Киев, 1963, с. 19— 26.
Поступила 18.02.82
Summary. The problems under study involved: hygienic conditions and organization of a training regime in a training-vocational centre, as well as adaptation in tcenages with regard to their motivation. A thorough study was conducted in the 9-formers trained in 5 occupations: metal workers, draughtsmen, knitted goods workers, cashiers-controllers and radio-fitters. Questionnaires were handed over to the test groups; exact timing of the lessons was done; the teenagers' work capacity (by means of Anfimov's correction tables) and their activity were assessed. The results obtained show that adaptation and work capacity in the tecnages differed, being correlated with their motivation. For example, adaptation was considerably inhibited in the teenagers with a negative motivation: an initial low level of work capacity and activity, predominance of work capacity curves of the unfavourable type.
УДК 816-058.232-07:616.711-053.2
В. И. С моляр, Л. А. Пере пуст
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОСТНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ РОСТА
Киевский НИИ гигиены питания
Эпидемиологические наблюдения, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что задержка роста у детей и подростков является одной из довольно часто встречающихся аномалий развития (Г. Н. Сердюковская и Л. Ф. Бережков; Е. А. Беникова и Т. Г. Курба-нов; Lenz и Pfeiffer). Вместе с тем детям с задержкой роста, относящимся к числу наиболее уязвимых в социальном и психологическом отношениях групп населения, ни в научных исследованиях, ни в системе охраны здоровья не уделялось должного внимания.
Особое значение имеет изучение остеогенеза у детей данной категории, так как интенсивность процессов роста и окончательная длина тела в каждом случае определяется состоянием косте-образования (В. В. Бунак).
Целыо настоящей работы являлось изучение особенностей развития костной системы школьников с задержкой роста. Под наблюдением находилось 65 детей с задержкой роста одного пола (мальчики) в возрасте 7—16 лет. Исследованию костной системы предшествовало медицинское обследование школьников специалистами (педиатр, детский эндокринолог). Антропометрические измерения выполнены по принятой в СССР методике А. Б. Ставнцкой и Д. И. Арон. Оценка атропометрических показателей проведена по стандартам физического развития школьников Киева (В. П. Неделько и О. М. Циборов-ский). Состояние фактического питания изучено анкетно-опросным методом. Расчет химического состава пищевых рационов проведен на ЭВМ «Минск-32» по специально разработанной программе (В. И. Смоляр и соавт.). Состояние костной системы оценивалось на основании исследования рентгенограмм костей кисти и дисталь-ного отдела предплечья.
При определении костного (биологического) возраста детей мы пользовались новыми стандартами оссификации кисти и дистального отдела предплечья (М. А. Жуковский и соавт.). Для определения темпа окостенения учитывали дефицит оссификации (ДО), т. е. разницу между паспортным и костным возрастом, а также коэффициент оссификации (КО), т. е. рентгенологический возраст, разделенный на паспортный. Кроме того, изучены рентгенометрические показатели костной кисти — показатели грацильно-сти (отношение длины к ширине кости), компактности (отношение ширины компактного слоя кости к общей ее ширине), ширина костномозгового канала II пястных костей. Производилось также сопоставление линейных размеров костей пястья, запястья и фаланг у детей с отставанием в росте со средними возрастными и половыми нормативами.
Результаты антропометрических измерений показали, что более половины обследованных детей имеют низкий рост, остальные — ниже среднего. Средняя масса тела детей была на 7,9 кг меньше средних величин для данного возраста (В. П. Неделько и О. М. Циборовский). Дефицит роста составлял в среднем 9,7%, что согласуется с утверждением Д. Б. Джеллнфф, что задержка физического развития в большей степени проявляется уменьшением массы, чем длины тела. Вычисление индекса «имеющегося питания» / масса тела \
(---100) свидетельствует о его снижении у школьников с задержкой роста, указывая на хроническое нарушение режима питания (Beaton и Bengoa). Фактическое питание детей с задержкой роста характеризуется недостаточной энергоемкостью, сниженным потреблением