Научная статья на тему 'О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НЕКОТОРЫХ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ'

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НЕКОТОРЫХ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — В.М. Левин, Э.С. Рутенбург

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF OCCUPATIONAL FITNESS OF SCHOOL UNDERGRADUATES SUFFERING FROM CERTAIN AFFECTIONS OF SURGICAL NATURE

The article presents data on the incidence of disturbances in the function of the locomotor systems revealed in senior class students of Leningrad. Instructions for medical occupational examination of persons suffering from the above disturbances are suggested.

Текст научной работы на тему «О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ НЕКОТОРЫХ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ»

Калмыков П. Е. Швейная пром., 1935, № 5, стр. 11.—Калмыков П. Е. Гиг. и сан., 1936, № 9, стр. 23.—К алмыков П. Е. Методы гигиенического исследования одежды. Л., 1960. — Костя мин Н. Н. Способы исследования тканей одежды с точки зрения гигиены. Дисс. СПБ, 1909.—Л е в а ш е в В. А. Врач, 1899, № 29, стр. 849.—Минх А. АВадковская Ю. В., Миронова А. А. Гиг. и сан., 1960, № 12, стр. 39.—П утилова А. А. Там же, 1939, № 1, стр. 39—Р у б н е р М. Учебник по гигиене. СПБ, 1897—Я к о в е н к о В. А. Гиг. и сан., 1947, № 2, стр. 34.

Поступила 24/IV 1961 г

ft ft ft

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ ШКОЛЬНИКОВ

ПРИ НЕКОТОРЫХ ХИРУРГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

• *

Старшие научные сотрудники В. М. Левин и Э. С. Рутенбург

Из Ленинградского института гигиены труда и профзаболеваний

Перестройка народного образования и связанное с ней приобщение школьников к труду поставили школьных врачей перед необходимостью выполнения нового существенно важного раздела работы по врачебной профессиональной консультации. В практике этой работы значительные трудности у врачей возникают при определении профессиональной пригодности школьников с различными изменениями со стороны опорно-двигательного аппарата и разными заболеваниями хирургического характера.

Как показывают наши исследования, проведенные совместно с О. Б. Барским, среди 2244 школьников старших классов 4 районов Ленинграда удельный вес этих отклонений довольно значителен. Представление о количестве хирургических заболеваний у учащихся 8—11-х классов можно получить из табл. 1.

Таблица 1

Изменения со стороны опорно-двигательного аппарата у школьников старших классов

Вид отклонения

Юноши

абс. число

%

Девушки

абс. число

%

Всего

абс. число

%

Количество обследованных Выявлено лиц с хирургическими отклонениями . . .

В том числе:

плоскостопие......

сутулость, сколиоз, кругло-вогнутая спина, реберный гооб .......

деформация и дефекты костей, остаточные явления полиомиелита, ампутация голени, врожденные вывихи суставов .....

остеохондропатии . . . . остаточные явления остеомиелита ........

986 344

137

254

15 2

100

34,8

13,8

25,7

1,5 0,2

1 258 441

190

269

7 2

1

100

35.0

15.1

21,3

0,5 0,1

0,08

2 244

785

327

523

22 4

1

100

34,9

14,5

23,3

1,0 0,18

0,04

Из табл. 1 видно, что отклонения хирургического характера были обнаружены более чем у трети обследованных. Из отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата первое место занимают нарушения осанки, обнаруженные почти у четверти школьников. У одной седьмой старшеклассников выявлено плоскостопие. Дефекты и деформации

конечностей на почве бывших травм или перенесенных в прошлом органических заболеваний центральной нервной системы отмечены у 1 % обследованных.

Естественно, что не всех учащихся с отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата нужно ограничивать в выборе профессии. Подавляющее большинство из них практически здоровы. Однако следует иметь в виду, что нерационально подобранный вид труда при выраженном плоскостопии и нарушениях осанки может стимулировать прогрессирование имеющегося отклонения и отрицательно сказаться на производительности труда. Правильное трудоустройство таких подростков оказывает оздоровительное, корригирующее влияние.

Руководствуясь этими соображениями, мы на каждого обследованного школьника давали профессионально-консультационные заключения.

Данные о характере профессионально-консультационных ограничений приведены в табл. 2.

Таблица 2

Ограничение профессиональной пригодности школьников в связи с отклонениям»

со стороны опорно-двигательного аппарата

Юноши Девушки Всего

абс. % абс. % абс. %

ЧИСЛО число число / V

Количество обследованных...... 986 100 1 258 100. 2 244 100

Выявлено лиц:

с хирургическими отклонениями 344 34,8 441 35,0 785 34,9

без ограничений....... . 177 17,9 258 18,1 405 18,0

с ограничением ......... 167 16,9 213 16,9 380 16,9

Характер ограничений: 72 7,3 • 117

вынужденное положение тела . . . 9,3 189 8,4

значительное физическое напряжение 119 12,1 128 10,2 247 11,0

длительное пребывание на ногах 64 • 6,5 66 5,2 130 5,8

пребывание на высоте....... % 6 0,6 8 • 0,6 14 0,6

Из табл. 2 видно, что в основном эти ограничения относились к работам, связанным с вынужденным положением тела, тяжелым физическим трудом и длительным пребыванием на ногах.

Профессиональную пригодность подростков с различными искривлениями позвоночника определяли в зависимости от выраженности этого отклонения. Нерезко выраженные искривления позвоночника (сутулость, небольшие сколиозы) не ограничивают пригодность подростков к подавляющему большинству профессий. Таких школьников не рекомендуется направлять лишь на работы, связанные с постоянным согнутым положением туловища (паркетчик).

При наличии искривления позвоночника большей выраженности с начальной деформацией грудной клетки, даже без значительного нарушения функции, правильное трудоустройство приобретает важное значение. Таким подросткам не рекомендуются работы с длительным фиксированным, особенно согнутым, положением туловища (часовщик, гравер, портной, сапожник, чертежник, вышивальщица и т. п.), с подъемом и переноской тяжестей и подъемом на неогражденные высоты (строительные и судостроительные специальности и др.). Им могут быть рекомендованы профессии, позволяющие принимать различное положение туловища во время работы (слесарь по сборке аппаратов и приборов средних габаритов, столяр, токарь и фрезеровщик по обработке некрупных деталей, лаборант измерительных физических и химических лабораторий, библиотекарь, контролер ОТК, нормировщик,, учетчик, нарядчик, товаровед, дежурный электроподстанций и т. п.).

Наличие у подростков резко выраженных деформаций грудной клетки, затрудняющих работу органов кровообращения и дыхания, а также стойких резко выраженных деформаций позвоночника с нарушением его функции и статики значительно суживает круг профессий, где может быть применен труд таких больных. Работы, связанные с длительным сидячим, равно как и постоянно стоячим положением, им не подходят. Они также не могут работать в согнутом положении, переносить тяжести и подниматься на неогражденные высоты. Им можно выполнять работу табельщика, учетчика, почтово-телеграфного агента районных контор связи, регистратора и т. п.

Для подростков с умеренным плоскостопием особых ограничений к профессиональной деятельности обычно не требуется. Им следует рекомендовать обязательное ношение ортопедических стелек. При выраженном плоскостопии, особенно с вальгированием стоп и начинающейся деформацией голеностопных суставов, необходим подбор профессий, не требующих длительного пребывания на ногах, подъема и переноски тяжестей. В таких случаях подходят работы, выполняемые преимущественно в сидячем положении (слесарь по сборке мелкой радио- и электроаппаратуры, часовщик-механик, гравер, копировщик, швея, вышивальщица, вязальщица, телеграфист, телефонист, различный конторский труд и т. п.). Ношение ортопедической обуви при этих формах патологии совершенно обязательно.

Одним из нередких отклонений в юношеском возрасте являются так называемые остеохондропатии конечностей. Среди юношей наиболее часто наблюдаются остеохондропатии бугристости большеберцовой кости — болезнь Осгуд — Шлятера, реже другие формы заболевания (головки бедра — болезнь Пертеса, головок метатарзальных юостей — болезнь Келлера и др.).

Как известно, исход остеохондропатии в большинстве случаев благоприятен, по мере роста организма эти заболевания в течение нескольких лет подвергаются обратному развитию, не оставляя, как правило, деформаций и стойких нарушений функции. Несмотря на это, указанные заболевания часто сопровождаются выраженными болевыми явлениями, временными нарушениями функции, особенно в первых фазах заболевания. Длительная ходьба, стоячее (особенно на коленях) положение, переноска тяжестей приводят к длительной микротравмати-зации пораженных участков, усилению болевых ощущений, могут оказывать неблагоприятное влияние на исход заболевания и затягивать сроки его обратного развития. Поэтому профессии по холодной обработке металла (токарь, фрезеровщик и другие станочные профессии, все виды слесарных работ, за исключением сборки мелкой аппаратуры), строительные и судостроительные профессии и т. п. таким больным не подходят. Наиболее целесообразно направление их на производственную практику или на работу радиомонтажника, часовщика-сборщика, гравера, копировщика, чертежника, электрообмотчика, телеграфиста, агента-оператора контор связи, счетно-канцелярские и другие подобного вида работы, на работу лаборанта физических и измерительных лабораторий, оператора счетно-аналитических машин.

Особенно важное значение как из соображений предупреждения опасности травматизма, возможности освоения квалифицированной профессии, так и с точки зрения оптимальной производительности труда и рациональной расстановки кадров в промышленности имеет правильное определение профессиональной пригодности учащихся с различными последствиями травм и деформациями нижних и особенно верхних конечностей. Подобные отклонения вызывают наибольшие трудности у врачей при проведении медицинской профессиональной консультации, так как круг доступных профессий для таких подростков значительно ограничен. При определении профессиональной пригодно-

сти этой категории лиц, как нами уже неоднократно указывалось, следует исходить не столько из самого диагноза и анатомического состояния пораженного органа, сколько из степени нарушения функции и сохранившейся функциональной приспособляемости органа.

Деформация голени или бедра с укорочением конечности свыше 5 см, а также отсутствие голени или стопы являются препятствием для работ, требующих значительного физического напряжения, длительного пребывания на ногах (ходьба, стояние), подъема на неогражденные высоты. Подростки с подобными дефектами не могут обучаться станочным и слесарным профессиям, не должны допускаться к работе столяра, на строительные и судостроительные работы, в прядильно-ткацкие производства и т. п. Им подходит работа механика-сборщика мелких приборов (радио- и электроаппаратура), конструктора-чертежника, часовщика, плановика, табельщика, лаборанта, бухгалтера, счетовода, типографского корректора, гравера и т. п.

При отсутствии части стопы, не препятствующей стоянию, кроме вышеперечисленных профессий, может быть рекомендован более широкий круг профессий, в частности не противопоказаны работы станочного и слесарного профиля, работы столяра, переплетчика, печатника, наборщика и др. Профессии, требующие подъема на неогражденные высоты, следует считать для таких подростков абсолютно противопоказанными (надсмотрщики радиофикации, надсмотрщики городских телефонных станций, линий и сооружений связи, электромонтеры, строительные рабочие, работники водного и морского транспорта и др.).

При поражении кисти критерием для оценки возможности выполнения манипуляционных работ является степень нарушения удерживающей и охватывающей способности работающей руки. При этом необходимо учитывать, что наиболее важную роль в осуществлении этой функции играет большой палец, а потому его отсутствие на работающей руке является противопоказанием для большинства профессий (металло- и деревообработка, радиотехнические и оптико-механические специальности, судостроение, квалифицированные профессии швейно-обувного и прядильно-ткацкого производства). Подросткам с такими дефектами целесообразнее предоставлять работу конторского характера, продавца книг и других штучных товаров, библиотекаря. Они могут обучаться в вузах и техникумах гуманитарного (юрист, педагог), финансово-экономического и торгового (товаровед) профиля.

При отсутствии деформации или контрактуре указательного пальца или трех других пальцев на работающей руке функция кисти обычно значительно нарушена, а потому решение вопросов профессиональной пригодности проводится с учетом сохранившегося объема удерживающей и охватывающей способности кисти.

Вопросы профессиональной пригодности подростков с деформациями, анкилозами крупных суставов решаются строго индивидуально в зависимости от локализации поражения и степени ограничения подвижности сустава. Основным критерием при этом является объем сохранившейся функции сустава. При поражении суставов нижних конеч-

О О

ностеи с нарушением движении, не препятствующим сидению, подростки могут обучаться любым профессиям, не связанным с длительным стоянием и ходьбой, вынужденным согнутым положением, подъемом и переноской тяжестей. Им подходит работа швеи, портного, вышивальщицы, вязальщицы, радиомонтажника, телеграфиста, телефониста, почтового агента-оператора, оператора счетно-клавишных машин, счетовода, типографского корректора, контролера ОТК и т. п.

При деформациях крупных суставов верхних конечностей подростков не следует направлять на работы, требующие полного объема движений в этих суставах. Они успешно могут осваивать профессии сле-

сарного характера по мелкой сборке, часовщика-механика, гравера, выполнять конторский труд.

Обучение в высших и средних учебных заведениях с поражением верхних и нижних конечностей не противопоказано, однако выбор учебного заведения должен быть сделан с учетом возможности как в процессе обучения, так и в будущем, по окончании учебного заведения, работать в данной специальности. Лицам с подобными изменениями конечностей следует рекомендовать обучение в вузах юридического, педагогического, финансово-экономического, торгового профиля.

При проведении медицинского освидетельствования школьников серьезное внимание должно быть уделено также исследованию костей черепа, состоянию передней брюшной стенки, сосудов конечностей, паховых колец и наличию грыжевых выпячиваний. Нередко среди подростков наблюдаются различные посттравматические дефекты костей черепа, которые иногда остаются нераспознанными за густым волосяным покровом. Решение вопроса профессиональной пригодности -подростков с дефектами черепных костей должно производиться в зависимости от размера дефекта, его локализации и наличия или отсутствия видимой пульсации мозгового вещества на месте дефекта. При этом обязательна консультация невропатолога. Небольшие дефекты костей черепа, замещенные окрепшим соединительнотканным рубцом, без видимой пульсации мозга не являются препятствием для работы во многих профессиях, за исключением профессий, связанных с повышенной опасностью травматизма (на неогражденной высоте).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наличие больших дефектов черепных костей с видимой пульсацией мозга, а также мозговых грыж, даже без явлений ущемления и без органической неврологической симптоматики, значительно ограничивает профессиональную пригодность подростков. В таких случаях противопоказаны работы, требующие значительного физического напряжения, согнутого положения туловища, работы, связанные с повышенной опасностью общего и местного травматизма (на высоте и у движущихся механизмов).

Работа в общемеханических (металлообработка), деревообрабатывающих цехах, в строительных и судостроительных профессиях, пря-дильно-ткацком производстве, в профессиях связи таким больным противопоказана. Им подходят профессии электрообмотчика, переплетчика, монтажника радио- и электромеханических приборов, часовщика, портного, закройщика и пошивщика обуви, типографского корректора, оператора счетно-клавишных и счетно-аналитических машин, гравера, библиографа и т. п.

Допуск подростков с хирургическими заболеваниями внутренних органов (хронические аппендициты, холециститы) и нарушением топографических соотношений органов и тканей (грыжи) к работам зависит от тяжести заболевания, частоты обострений и рецидивов. Страдающие хроническими аппендицитами, грыжами, водянкой яичка, расширением вен семенного канатика не должны допускаться к работам, связанным со значительным физическим напряжением, сотрясением, вынужденным положением тела длительным пребыванием на ногах. Им подходят работы, выполняемые преимущественно в сидячем положении, физически легкие работы (монтажник мелкой аппаратуры, оптик-механик, гравер, типографский корректор, лаборант, контролер ОТК, швеи).

Заболевания сосудистой системы конечностей (флебиты, эндоар-терииты, варикозные расширения вен) служат противопоказанием к допуску подростков к работам, связанным с физическим напряжением, воздействием неблагоприятных метеорологических условий и токсических веществ, с постоянным пребыванием на ногах (ходьба, длительное стояние, подъем на высоту). С подобными заболеваниями не рекомендуется обучение станочным профессиям по металло- и деревообработке.

3 Гигиена и санитария, № 5

33

о о

строительным и судостроительным специальностям, профессиям связи (надсмотрщик телеграфно-телефонных линий и сооружений связи), работе электромонтера и т. п. Подросткам, страдающим указанными заболеваниями, целесообразнее предоставление легких, преимущественно сидячего типа работ.

Мы неоднократно отмечали, что для правильного профессионально-консультационного заключения необходимо соблюдение ряда условий,, важнейшими из которых являются знание профессий и медицинских противопоказаний к той или иной работе и полнота и тщательность медицинского освидетельствования школьников.

Не вдаваясь в подробности методики хирургического обследования, которая в принципе не отличается от таковой у взрослого, мы считаем все же уместным обратить внимание на необходимость тщательного и детального обследования всего опорно-двигательного аппарата с исследованием функции всех суставов, мышечной и костной системы, паховых колец, наличия грыжевых выпячиваний, состояния сосудистой системы конечностей. Такое тщательное освидетельствование диктуется необходимостью выявления самых начальных изменений в состоянии опорно-двигательного аппарата для правильного подбора профессии таким подросткам и проведения мероприятий по корригированию ука-анных отклонений (лечебная физкультура и др.).

Нередко проводимые в школах так называемые углубленные осмотры не выявляют истинного состояния опорно-двигательного аппарата подростков, а потому фактически не могут служить целям определения профессиональной пригодности.

Рамки журнальной статьи не позволяют детально осветить все вопросы профессиональной консультации, вытекающие из наличия тех. или иных хирургических отклонений. Однако из приведенных данных видно, что количество школьников, нуждающихся во врачебной профессионально-консультационной помощи, достаточно велико, что убедительно указывает на необходимость усиления внимания к этим вопросам.

Выводы

1. При проведении углубленных медицинских освидетельствований школьников необходимо усилить внимание к хирургическому обследо-ва, имея в виду использование этих данных для целей врачебной профессиональной консультации.

2. Следует провести мероприятия по повышению квалификации врачей в вопросах определения профессиональной пригодности подростков.

3. Для налаживания этой работы в школе при детских поликлиниках необходимо организовывать кабинеты по -врачебной профессиональной консультации.

ЛИТЕРАТУРА

Левин В. М. В кн.: Материалы конференции по врачебному контролю за политехническим обучением « школе. Л., 1959, стр. 21.—Он же. Гиг. и сан., 1960, № 10,. стр. 18. — Левин В. М. Г у т е н б у р г Э. С., Барский О. Б. Там же, 1960, № 12, стр. 67.—Л евин В. М., Р у т е н б у р г Э. С., Р у т е н б у р г С. О. В кн.: Материалы научной конференции по проблеме охраны здоровяг- детей и подростков. Киев„

1961, стр. 50.

Поступила б/Х 1901 г.

ASSESSMENT OF OCCUPATIONAL FITNESS OF SCHOOL UNDERGRADUATES

SUFFERING FROM CERTAIN AFFECTIONS OF SURGICAL NATURE

V. M. Levin, E. S. Rutenbourg, senior scientific workers

f

The article presents data on the incidence of disturbances in the function of the locomotor systems revealed in senior class students of Leningrad. Instructions for me-dical occupational examination of persons suffering from the above disturbances are suggested.

Ъ # #

0 s

НАСЛЕДИЕ H. И. ПИРОГОВА В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ

Проф. С. Е. Советов

Николай Иванович Пирогов (1810—1881) был не только знаменитым хирургом, но и прекрасным педагогом — русским национальным гением, в котором сочеталось образование врача с призванием педагога.

В июле 1856 г. Н. И. Пирогов отправил в редакцию журнала «Морской сборник» знаменитую статью «Вопросы жизни», обратившую на себя внимание передовых кругов русского общества мыслями о воспитании, которые он «до сих пор старался тщательно сохранять для себя, убежденный, что они мало найдут сочувствия»1. Статья была напечатана в 1856 г. (№ 9, стр. 559—597). Она встретила горячий отклик у читателей и критиков. После опубликования эта статья была целиком перепечатана в ближайшем номере официального органа — «Журнале министерства народного просвещения»2.

5 мая 1856 г. Н. И. Пирогов подал заявление об уходе из Медико-хирургической академии и 28 июля того же года был назначен попечителем Одесского учебного округа, а затем в 1858 г. — Киевского учебного округа.

Из всей многочисленной литературы, посвященной медицинской и педагогической деятельности Н. И. Пирогова, мы нашли только одну статью об его работе в области школьной медицины врача Д. А. Бар-ской-Рашкович «Пирогов и вопросы современной школьной гигиены»3, в которой автор писал, что заслуги Н. И. Пирогова в этой области не меньше, чем в хирургии.

Изучение трудов Н. И. Пирогова говорит о том, что специальных работ по вопросам гигиены детей и подростков у него не было. И тем не менее мы можем утверждать, что деятельность Н. И. Пирогова и как врача, и как педагога имеет огромное значение для гигиены детства. Наследие Н. И. Пирогова в этой области имеет большое значение не только для прошлого времени, но и для современности, особенно теперь, когда в СССР осуществляется закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования. Н. И. Пирогов был не только педагог, но и врач, физиолог и психолог. Поэтому вопросы воспитания и образования детей и подростков он рассматривал всесторонне и многообразно.

Посетив новую Одесскую талмуд-тору (еврейское приходское училище), Н. И. Пирогов написал статью в «Одесский вестник», в которой сравнил тяжелые антигигиенические условия обучения детей еврейской

бедноты с условиями в новой школе.

__ » -

1 Н. И. Пирогов. Сочинения. Изд. 2-е, юбилейное. Изд. Пироговского товарищества. Киев, 1914, т. ¡1, стр. 702.

2 Журнал Министерства народного просвещения, 1856, сентябрь, стр. 339.

3 Терапевтическое обозрение, 1910, № 22, стр. 573.

3*

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.