менение современных образовательных технологий в учебном процессе вуза (личностно-ориентированных, интерактивных, проективных и др.); в-третьих, сотрудничество с образовательными учреждениями, работающими в режиме развития и осуществляющими инновационную деятельность; в-четвертых, ознакомление студентов с существующими инновациями, освоение и исполнение инновационных идей, их творческая реализация в образовательном процессе.
Для решения задач подготовки будущих специалистов системы образования к инновационной деятельности возникает необходимость междисциплинарной интеграции различных составляющих содержания профессионального образования, что следует учитывать при конструировании содержания рабочих программ учебных дисциплин и различных форм обучения в вузе, а также организации разнообразной учебной, проектной, исследовательской деятельности студентов. Идеи интеграции образования нашли свое воплощение в работах М.Н. Берулавы, Г.Д. Глейзера, Л.И. Гриценко, В.И. Загвязин-ского, В.В. Краевского, В.С. Леднёва, В.М. Лопаткина, Ю.И. Рудиновой и др. Показано, что сущностной характеристикой междисциплинарной интеграции является взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса, направленное на организацию и осуществление поисковой и творческой деятельности обучающихся, активное и самостоятельное приобретение ими знаний и овладение способами их применения в профессиональной деятельности. Междисциплинарная интеграция предполагает синтез научно-педагогической, технологической и методической подготовки в вузе, теоретическое осмысление фактов практического опыта, способствующие формированию готовности будущих педагогов к инновационной деятельности.
Использование преподавателями вуза в процессе преподавания современных образовательных технологий способствует формированию у студентов не только системы профессиональных знаний, но и развитию таких профессиональных и личностных качеств, которые в дальнейшем обеспечат успешное выполнение профессиональных обязанностей с учетом современных требований. Студенты изучают различные инновации, сложившиеся в образовательной практике, осваивают способы внедрения инновационных идей и учатся их творчески реализовывать в учебно-воспитательном процессе. Кроме этого, будущие специалисты уже в процессе учебной деятель-
Библиографический список
ности осваивают технологическую сторону осуществления профессионально-педагогической деятельности. Приобретенные студентом в процессе обучения знания и практический опыт можно реализовать в ходе педагогической практики в тех образовательных учреждениях, которые осуществляют инновационную деятельность.
Таким образом, можно отметить, что в ходе организации образовательного процесса в вузе следует создавать условия для содержательного овладения студентами основами профессии, формировать мотивационную направленность на профессиональную деятельность и новые способы её организации, а также развивать чувствительность к инновационным изменениям. В процессе обучения будущим педагогам необходимо получить представление об инновационном педагогическом опыте, об организации и построении инновационной деятельности, овладеть способами и средствами ее осуществления. Освоить в полной мере студентам инновационные процессы возможно при условии изучения не только инновационных способов деятельности, но и традиционных, на основе которых и будут формироваться новые знания и умения. Кроме этого должна быть предусмотрена и организация практической работы на базе образовательных учреждений с целью введения новшеств в педагогический процесс. Успешность будущей профессиональной деятельности педагога во многом зависит от имеющихся у него знаний об особенностях протекания инноваций, осознания практической значимости различных инноваций в педагогической системе, владения современными технологиями обучения, воспитания и развития ребенка, умения творчески реализовывать содержательную составляющую учебного процесса в образовательном учреждении, анализировать собственную профессиональную деятельность.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что подготовку будущего педагога к инновационной деятельности следует организовать с учетом тенденций современного образования, а именно его инновационного развития. Для этого в программу подготовки студентов к инновационной деятельности, на наш взгляд, следует включить следующие компоненты: изучение результатов исследований по инноватике, опыта крупнейших ученых-новаторов и вариантов использования их идей на современном этапе; проектирование и творческое освоение инноваций.
1. Смирнов, В.Т. Послевузовское образование: новые условия и качество / В.Т. Смирнов, С.П. Вигурская, Е.М. Родионова; Под ред. Ю.С. Степанова. - М.: Машиностроение-1; Орел: ОрелГТУ, 2004.
2. Сластёнин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластёнин, Л.С. Подымова. - М.: Изд-во «Магистр», 1997.
3. Ангеловски, К. Учителя и инновации. - М.: Просвещение, 1991.
4. Топилина, Н.В. Проектная культура как основа готовности педагога к инновационной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 2006.
5. Францева, Е.Н. Психологическая готовность к инновациям в профессионально-педагогической деятельности у будущих учителей: дис. ... канд. психол. наук. - Армавир, 2003.
Статья поступила в редакцию 14. 06.10
УДК 316.6
Т.В. Сапожникова, асп. кафедры ПиКПБПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, E-mail: [email protected];
Н.А. Першина, канд. пед. наук, доц. зав. кафедрой ПиКП БПГУ имени В.М. Шукшина, г. Бийск,
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
В данной статье рассматривается процесс социализации детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, в условиях современного общества. Процесс социализации представлен в виде системы и рассматривается на уровне семьи, реабилитационного центра, общеобразовательных учреждений, общества в целом.
Ключевые слова: социализация, синдром Дауна, семья, реабилитационный центр, общеобразовательные учреждения, общество, психолого-педагогическое сопровождение.
В современной специальной психологии и коррекцион- блема совершенствования процесса социализации детей с син-ной педагогике одной из актуальных проблем является про- дромом Дауна [1; 2; 3]. В основном, исследования в этой об-
ласти направлены на изучение социального развития детей с нарушениями интеллекта (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, 1995; Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева,1999; Л.Ф. Хайртдинова, 2002; А.В. Закрепина, 2002). Изучением социального развития детей с синдромом Дауна занимаются специалисты Центра ранней помощи «Даунсайд Ап» (П.Л. Жиянова, Е.В. Поле, Т.П. Медведева, И.А. Панфилова) и др. Под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства возникла необходимость рассмотрения новых тенденций социального и познавательного развития ребенка с данным диагнозом.
Процесс социализации детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, в условиях современного общества представляется как система, включающая семью, реабилитационный центр, общеобразовательные учреждения, общество в целом:
• семья - является основным институтом социализации детей с синдромом Дауна;
• реабилитационный центр - в настоящее время проблемами развития и социализации детей с синдромом Дауна занимаются Центр ранней помощи «Даунсайд Ап», Ассоциация «Даунсиндром», реабилитационные центры местного значения и общественные организации (чаще всего организующиеся по инициативе родителей);
• общеобразовательные учреждения - дети с синдромом Дауна, как и другие дети, с ограниченными возможностями имеют право на максимальную социализацию, то есть на посещение дошкольного общеобразовательного учреждения, общеобразовательной школы и, возможно, профессионального учреждения, что в России закреплено законодательно (согласно Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. №1559-1, и в соответствии с Законом РФ «Об образовании» - п.1.ст.16, п.1ст.52);
• общество - социализация и интеграция детей с синдромом Дана, воспитывающихся в семьях, предполагает обеспечение условий для их нормальной и хорошей жизни в обществе. Семья в целом имеет право посещать общественные мероприятия, организации, не стесняясь и не ущемляя интере-
сы своего ребенка. Ребенок имеет право воспитываться в своей семье, иметь возможность для развития личности; ходить в школу, (обучение по специальной программе); принимать все больше самостоятельных решений по мере взросления; быть уверенным, что его принимают в обществе.
На базе Краевого реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляется сопровождение детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, с целью их социализации и интеграции в общество.
Основными методами в работе являются статистические методы (выявление семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна); диагностические методы (беседа, наблюдение, анализ результатов деятельности, диагностические мероприятия); реабилитационные методы в работе с родителями (индивидуальные консультации; Родительские Академии1); реабилитационные и коррекционные методы (социальная реабилитация; психолого-педагогическая реабилитация; реабилитационные мероприятия по арттерапии, по музыкотерапии, по сказкоте-рапии, по куклотерапии, по игротерапии, по иппотерапии, по физическому развитию); информационные методы (привлечение и обучение педагогов, взаимодействующих детей с синдромом Дауна, волонтеров; социологическое исследование, взаимодействие со СМИ с целью создания цикла статей и телепередач о детях с синдромом Дауна для информирования общества о данном контингенте населения и для более успешной интеграции их в общество); контрольные методы (наблюдение, анализ результатов деятельности, социологический опрос с целью контроля процесса социальной адаптации семей с детьми с синдромом Дауна, социализации и интеграции данной категории семей и детей в общество).
Согласно выше описанной системе психологопедагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна можно представить следующим образом:
1. На уровне семьи и реабилитационного центра осуществляется комплекс психолого-педагогических мероприятий с данной категорией детей и семей и основывается на дифференцированном подходе (см.таблицу).
Психолого-педагогические мероприятия с детьми с синд ромом Дауна
Возраст детей Направления мероприятий Специалисты Формы мероприятий
0-3 года психофизическое, социальное и речевое развитие ребенка психолог, специалист по ранней коммуникации, воспитатели группы кратковременного пребывания, дефектолог (с 2 лет) индивидуальные и интегрированные занятия (2 ребенка), кратковременное посещение группы с целью адаптации ребенка к обществу сверстников (2-3 ч.)
3-6 лет социальное развитие, психическое развитие, познавательное развитие, развитие мелкой и общей моторики, развитие навыков самообслуживания психолог, дефектолог, логопед, воспитатели, социальные работники, педагоги дополнительного образования2 индивидуальные и интегрированные занятия (2 ребенка), групповые занятия с детьми разного уровня развития, посещение группы (целый день),
6-8 лет социальное развитие, психическое развитие, познавательное развитие, развитие мелкой и общей моторики, развитие навыков самообслуживания, развитие навыков социального взаимодействия в обществе, пропедевтическая подготовка к школе психолог, дефектолог, логопед, воспитатели, социальные работники, педагоги дополнительного образования индивидуальные и интегрированные занятия (2 ребенка), групповые занятия с детьми разного уровня развития, посещение группы (целый день), посещение общественных мест с целью обучения правилам поведения в обществе, пользоваться социальными услугами, обслужить себя самостоятельно в общественных местах (родители, воспитатели, социальный работник)
8-10 лет социальное развитие, психическое развитие, познавательное развитие, развитие мелкой и общей моторики, развитие навыков самообслуживания, развитие навыков социального взаимодействия в обществе, психологопедагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна (формирование ЗУНов, необходимых для обучения в школе, развитие эмоционально-волевой сферы) и его родителей на начальном этапе обучения в СКОУ VIII вида психолог, дефектолог, логопед, воспитатели, социальные работники, педагоги дополнительного образования, учителя начального звена СКОУ VIII вида индивидуальные, групповые занятия с детьми разного уровня развития, посещение группы (неполный день), посещение общественных мест с целью обучения правилам поведения в обществе, умению пользоваться социальными услугами, умению обслужить себя самостоятельно в общественных местах (родители, воспитатели, социальный работник), посещение СКОУ VIII вида
10-16 лет социальное развитие, психическое развитие, познавательное развитие, развитие мелкой и общей моторики, развитие социально-бытовой ориентации, развитие навыков социального взаимодействия в обществе, психоло-го-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна и его родителей в период полового созревания (проблемы этики, полового воспитания ребенка), начало работы по профессиональному самоопределению детей с синдромом Дауна психолог, дефектолог, логопед, воспитатели, социальные работники, педагоги дополнительного образования, учителя СКОУ VIII вида индивидуальные, групповые занятия с детьми разного уровня развития, посещение группы (неполный день), посещение общественных мест с целью обучения правилам поведения в обществе, умению пользоваться социальными услугами, умению обслужить себя самостоятельно в общественных местах (родители, воспитатели, социальный работник), посещение СКОУ УШ вида, посещение кружков профессиональной направленности
16-18 лет социальное развитие, психическое развитие, познавательное развитие, развитие мелкой и общей моторики, развитие социально-бытовой ориентации, развитие навыков социального взаимодействия в обществе, психоло-го-педагогическое сопровождение ребенка с синдромом Дауна и его родителей в период профессионального самоопределения, начала взрослой жизни психолог, дефектолог, логопед, воспитатели, социальные работники, педагоги дополнительного образования, учителя СКОУ VIII вида, педагоги профессионального учреждения индивидуальные, групповые занятия с детьми разного уровня развития, посещение группы (неполный день), посещение общественных мест с целью обучения правилам поведения в обществе, умению пользоваться социальными услугами, умению обслужить себя самостоятельно в общественных местах (родители, воспитатели, социальный работник), посещение СКОУ УШ вида, посещение кружков профессиональной направленности, посещение профессиональных учреждений
Психолого-педагогические мероприятия с семьей, воспитывающей детей с синдромом Дауна направлены на оптимизацию психологического климата в семье и ее социальной адаптации, принятие трудной жизненной ситуации, принятие ребенка, оптимизацию детско-родительских отношений, информирование родителей об особенностях их развития и обучения на разных возрастных этапах, со способами обучения навыкам социального взаимодействия и возможностями его адаптации в общеобразовательных учреждениях, общественных местах, профессиональной деятельности.
2. На уровне общеобразовательных учреждений планируется осуществлять методическое спровождение с целью создания программ сопровождения и обучения (социализации) детей с синдромом Дауна в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, профессиональных учреждениях совместно с методистами, педагогами (на протяжении всего образовательного процесса); лекционно-просветительскую работу с родителями будущих одногруппников и одноклассников детей с синдромом Дауна, с педагогами с целью развития толерантного отношения к этим детям, информирования об их возможностях и способностях в развитии, обучении, взаимодействии в окружающей среде; практические занятия с детьми с целью оптимизации взаимодействия в интегрированной группе в период адаптации и на протяжении всего образовательного процесса, развития толерантного отношения нормально развивающихся детей к детям с синдромом Дауна. Таким образом, необходимо осуществление сотрудничества и создание системы преемственности между реабилитационным центром и общеобразовательными, профессиональными учреждениями, общественными органи-
зациями с целью максимального использования познавательных, социальных и профессиональных возможностей детей с синдромом Дауна.
3. На уровне общества было проведено социологическое исследование информированности и отношения населения г. Бийска к детям с синдромом Дауна (80% опрошенных положительно относится к детям с синдромом Дауна, 81% информируются о проблемах этих детей по телевидению и 31% из газет. 60% не знают о наличии учреждений, оказывающих помощь детям с синдромом Дауна, что говорит о достаточно низком уровне информированности населения). В целях развития толерантного отношения общества к детям с синдромом Дауна и повышения его информированности о данном контингенте детей был опубликован ряд статей для научного и широкого круга читателей: в сборниках трудов Всероссийских научно-практических конференций 2004-2010гг. (БПГУ им.В.М. Шукшина, НГПУ); опубликованы статьи в газете «Вестник университета» (БПГУ им.В.М. Шукшина); размещена информационная стенгазета в Краевом реабилитационном центре; составлены и опубликованы методические рекомендации «Если у малыша синдром Дауна» (адресованы родителям, предназначены для широкого круга читателей). В дальнейшем планируется создание цикла телепередач о детях с синдромом Дауна с целью информирования общества о данном контингенте детей и более успешной интеграции их в общество.
Реализация выше описанных мероприятий позволит детям с синдромом Дауна более успешно пройти социализацию и интеграцию в обществе, а обществу изменить отношение к данному контингенту детей и осознать, что «что мир представляет собой единое целое сообщество людей».
1 Родительская Академия - семинары для родителей, воспитывающих 2 Педагогами дополнительного образования проводится творческая
детей с ограниченными возможностями, состоящие из лекционно- реабилитация детей с синдромом Дауна по следующим направлениям:
просветительского, консультативно-рекомендательного, практическо- эколого-краеведческое, декоративно-прикладное, музыкального (психологический тренинг, тренинг общения) блоков. театральное.
Библиографический список
1. Бакк А. Забота и уход: книга о людях с задержкой психического развития / А. Бакк, К. Грюневальд; под ред. Ю. Колесовой. - СПб.: ИРАВ -200.
2. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
3. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет / под ред. Ю.И. Барашнева. - М.: Триада-Х, 2007.
Статья поступила в редакцию 14. 06.10
УДК 371.26
Н.Г. Ощепкова, старший преп. БПГУ им. В.М. Шукшина, г. Бийск, Е-тай - [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье раскрывается проблема организации самостоятельной работы старшеклассников в процессе подготовки к итоговой оценке учебных достижений, представлен анализ различных подходов к определению сущности понятия «самостоятельная работа», ее классификации и формам.
Ключевые слова: итоговая оценка учебных достижений, организация самостоятельной работы, самостоятельность, самостоятельная работа.
В сфере образования сегодня происходят значительные трансформации, принцип «учение на протяжении жизни» выдвигает проблему организации самостоятельной работы, которая привлекает к себе растущее внимание педагогов, психологов, методистов. В связи с быстро растущим потоком информации процесс обучения не может оставаться на уровне усвоения определенной суммы фактов, поэтому на современном этапе ставится задача прививать учащимся умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и другой информации. Умение учиться является ключевым в XXI веке. Под этим понимается осмысление обучающимися учебного материала, овладение необходимыми умениями и навыками, выбор адекватных способов решения поставленных задач, осуществление самоконтроля и регулирования процессов собственной деятельности и самостоятельной работы.
Модернизация системы отечественного образования затрагивает, прежде всего, методы итоговой оценки учебных достижений выпускников школ. По инициативе Министерства образования, распоряжением Правительства РФ от 26.07.2000 г. №1072-р «Первоочередные действия в сфере образования» во многих субъектах Российской Федерации в средних общеобразовательных школах была введена экспериментальная проверка письменного выпускного единого государственного экзамена (ЕГЭ) по ряду основных предметов, изучающихся в школе, часть из которых школьник мог выбрать самостоятельно. Таким образом, начиная с 2001 г. в России был запущен эксперимент по введению ЕГЭ как современного метода итоговой оценки учебных достижений старшеклассников, с 2009 г. он становится основной формой итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ. В данных условиях актуальным становится вопрос повышения роли самостоятельной работы в процессе подготовки старшеклассников к итоговой оценке учебных достижений, эффективность которой зависит от профессионального педагогического управления, то есть способности учителя создать определенные организационно-педагогические условия для развития данного субъектного качества учащихся.
Проблема самостоятельности и самостоятельной работы являлась темой изучения педагогов на протяжении всей истории развития педагогической науки. Еще основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский указывал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся, является «единственным прочным основанием всякого плодовитого учения» [1]. На огромное значение самостоятельной работы
указывали и такие виднейшие педагоги и просветители, как Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, А. Дистервег, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что исследователи неоднократно обращались к вопросам определения понятия «самостоятельная работа», но, несмотря на важность и значимость, оно до сих пор не имеет единой трактовки и остается разноречивым в педагогической науке.
Анализ наиболее употребляемых определений исследуемого понятия таких ученых, как В.А. Далингер, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, И.Я. Зимняя, А.С. Лында, П.И. Пидкаси-стый, Р.Б. Срода, И.Э. Унт, А.В. Усова и др. позволил выделить существенные признаки самостоятельной работы: наличие задания, работы (деятельности); отсутствие непосредственного участия учителя в выполнении задания, работы; наличие опосредованного управления учителем деятельностью учащихся; проявление таких качеств личности учащихся, как активность, самостоятельность, инициативность, позволяющие формировать самоорганизованность и самоконтроль.
Несмотря на различную трактовку исследуемого понятия, многие ученые отмечают, что раскрытие характерных признаков самостоятельной работы возможно только при едином анализе ее внешней и внутренней стороны, при этом внешняя сторона обусловливается обучающими функциями учителя (организация, педагогическое руководство, дидактическое средство и др.), внутренняя - познавательными функциями ученика (мотивы, содержание и способы деятельности, самоорганизация, самоконтроль и др.) [2]. Так, например, М.Н. Скаткин подвергает критике определение Б.П. Есипова, отмечая, что «оно указывает лишь внешние признаки самостоятельной работы и не включает каких-то более важных существенных внутренних признаков, связанных с характером самой познавательной деятельности учащихся» [3, с. 5]. Одним из таких внутренних признаков самостоятельной работы выступает проявление самостоятельности как качества личности.
Таким образом, самостоятельная работа рассматривается как метод обучения (А.В. Усова и др.), работа по заданию учителя (Б.П. Есипов), мотив деятельности (Б.П. Есипов и др.), форма организации учебной и познавательной деятельности (И.Э. Унт и др.), вид учебной деятельности (В.И. Загвязинский и др.), средство организации и управления познавательной деятельностью (П.И. Пидкасистый и др.). Придерживаясь мнения П.И. Пидкасистого, считаем, что наиболее обоснованным и соответствующим современному уровню развития педагогики представляется последний подход к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа», согласно которого