Организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта Акимова Л.Н.
Акимова Лидия Николаевна / Akimova Lidiya Nikolaevna - воспитатель, отделение психолого-педагогической реабилитации, Государственное казенное учреждение Детский дом-интернат №15 ЗАО, г. Москва
Аннотация: современные требования общества к развитию личности детей, имеющих глубокие нарушения интеллекта, диктуют необходимость оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации, социализации и интеграции их в общество. Abstract: modern requirements of the society for personality development of children with profound mental disorders, dictate the necessity ofproviding complex differentiated care for children, aimed at overcoming the difficulties of mastering software knowledge, abilities and skills, which ultimately will contribute to a more successful adaptation, socialization and integration into society.
Ключевые слова: дети с нарушениями интеллекта, обучение, развитие, социализация, образовательная средам, интеграция, общество.
Keywords: children with intellectual disabilities, learning, development, socialization, learning environments, integration, society.
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.
Проблемы потенциальных возможностей детей с тяжелой умственной отсталостью, приспособления их в жизни приобретают большую социальную значимость. Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих детей в общество. Во многом это зависит от уровня экономики и культуры страны, состояния законодательства в области специального образования и традиционных методов работы с детьми, имеющими проблемы развития.
В последние годы в России в результате гуманизации специального образования заметно усилилось внимание государства и общества к детям с ограниченными возможностями здоровья, и в частности -страдающим тяжелой умственной отсталостью.
В настоящее время в нашей стране для воспитания и обучения различных категорий детей с отклонениями в развитии функционируют разнообразные учреждения государственного и частного характера. Это специальные детские сады и специальные группы при обычных детских садах, специальные школы и школы-интернаты, а также специальные классы, создаваемые при школах общего назначения.
Многие родители таких детей систематически консультируются у дефектологов или опытных педагогов-практиков или приглашают их для проведения дополнительных занятий с детьми. Часть детей, особенно из числа тех, что имеют грубые отклонения в развитии, воспитываются и обучаются в домашних условиях. Нередко с ними не проводится никакой коррекционной работы. Хотя встречаются и такие случаи, когда родители делают все возможное для того, чтобы способствовать развитию ребенка. Некоторое количество таких детей находится в интернатных учреждениях Министерства социальной помощи. Детские сады для детей с отклонениями в развитии, как правило, оснащены, хоть и не всегда полностью, специальным оборудованием, приспособленным для проведения коррекционно-воспитательной работы. Так для детей со сниженным слухом предусмотрены слуховые кабинеты и слуховые аппараты. Специальная мебель, разнообразные тренажеры, плавательные бассейны используются в детских садах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.п. К сожалению, это оборудование часто бывает не современным. Педагоги и воспитатели далеко не всегда имеют дефектологическое образование, но, как правило, являются хорошими практиками. Однако специальных детских садов совершенно недостаточно для того, чтобы в них были приняты все нуждающиеся в этом дети. К тому же такие детские сады расположены лишь в крупных населенных пунктах. Поскольку многие родители не хотят отдавать своих детей дошкольного возраста в учреждения, находящиеся на далеком расстоянии от их места жительства, в некоторых детских садах организуются специальные группы для тех или других категорий детей с отклонениями в развитии. Специального оборудования, необходимого для работы в этих группах фактически не предусмотрено. Также дело обстоит с приглашением дефектологов. Однако заведующие детскими садами и опытные педагоги-практики прилагают большие усилия к тому, чтобы организовать, возможно, более продуктивную коррекционно-воспитательную работу и добиваются несомненных успехов. Значительная часть детей со слабо выраженными отклонениями в развитии - дети с задержкой психического развития, с легкой степенью умственной отсталости, слабовидящие, слабослышащие, с нерезкими речевыми нарушениями и негрубыми недостатками опорно-двигательного аппарата посещают обычные детские сады. Если эти дети не имеют грубых отклонений в поведении, то они обычно остаются там до того времени, когда приходит пора поступать в школу. Конечно, никакой целенаправленной коррекционно-воспитательной работы с ними не проводится. Педагоги обычных детских садов к этому не подготовлены и не ставят перед собой подобной задачи.
Фактически, это самая обделенная группа детей с отклонениями в развитии, поскольку именно они, своевременно получив специальную помощь, могли бы значительно продвинуться в плане коррекции своего дефекта. Тем не менее, следует сказать, что нахождение ребенка с отклонениями в развитии в специальной группе детского сада или просто в обычном детском саду имеет для него положительное значение. Оно обусловлено его пребыванием в коллективе сверстников, широкими возможностями общения с ними, что важно для социальной адаптации и подготовки к дальнейшей жизни и обучению. Ведь обычно, таким образом, детей готовят к поступлению в специальную школу. Лишь небольшая часть детей (преимущественно с глубокой умственной отсталостью) после пребывания в детском саду попадает в интернатные учреждения Министерства социальной защиты или возвращается в семью. Для всех категорий детей с отклонениями в развитии в России имеются специальные школы и школы-интернаты, а также специальные классы, организуемые при школах общего назначения. В них работают учителя и воспитатели, часть из которых имеет дефектологическое образование. В специальных школах и школах-интернатах предусмотрено наличие медицинских работников, специалистов по массажу, лечебной физкультуре, слуховой работе, логопедов, которые проводят там свои занятия. Имеются наборы специального оборудования, необходимого для коррекции у детей слуха, зрения, моторики, наборы речевых игр и др. В учебные программы введены занятия, имеющие большое коррекционно-развивающее значение. Это ритмика, лечебная физкультура, домоводство и социально-бытовая ориентировка и др. В специальных школах и школах-интернатах большое внимание уделяется трудовому обучению и воспитанию учащихся. Мы имеем в виду формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации, уроки ручного труда, включенные в программу младших классов, работу в различных мастерских и в сельском хозяйстве, осуществляемую на старших годах обучения. Кроме того, учащиеся старших классов проходят трудовую практику на предприятиях, близко расположенных от школы, выполняя посильные виды работ. При некоторых школах организуются производственные цеха, в которых работают выпускники. Эта инициатива обусловлена сложностью их трудоустройства и, вероятно, представляется временным явлением. В специальных школах учителя и воспитатели много работают над воспитанием у учащихся положительного отношения к труду, необходимого для работы в коллективе. Это очень важное направление педагогической работы, имеющее большую коррекционно-воспитательную ценность. Ведь успешность социальной адаптации ученика зависит не только от наличия у него трудовых знаний, умений и навыков, но и от желания трудиться, от уважения к окружающим работающим людям. В зависимости от своих возможностей, состояния здоровья, места жительства выпускники специальных школ включаются в окружающую их социальную среду. При специальных школах организуются классы для детей со сложными дефектами. Например, с нарушениями зрения и мыслительной деятельности или со снижением слуха и умственной отсталостью и т.п. Такие классы есть не в каждой школе. Они создаются по мере необходимости. Обучение в них осуществляется по особым программам, поскольку сложный дефект резко снижает познавательные возможности ребенка. В России есть одна школа для слепоглухих детей. Она находится в г. Сергиевом Посаде Московской области (бывший Загорск). Все дети с отклонениями в развитии, кроме умственно отсталых и страдающих сложными дефектами (исключая слепоглухих), получают цензовое образование. Они учатся в замедленном темпе, по специальным методикам, но усваивают объем знаний, соответствующий программе начальных или средних классов школ общего назначения. Это дает возможность наиболее способным, стремящимся к знаниям подросткам после окончания специальной школы поступать на различные курсы, в ПТУ, в средние и высшие учебные заведения и продолжать свое образование. В специальных классах, организуемых при школах общего назначения, с учениками проводится коррекционно-направленное обучение и воспитание, однако лечебные мероприятия, такие важные занятия, как логопедические, слуховые, обучение чтению рельефных рисунков, трудовая подготовка, домоводство, социально-бытовая ориентировка и др. имеют место далеко не всегда. Это связано с отсутствием и соответствующей материальной базы и недостатком специалистов. Тем не менее, специальные классы являются определенным выходом из сложной ситуации. Они дают возможность воспитывать и обучать ребенка с отклонениями в развитии в относительно благоприятных для него социальных условиях. Часть детей с отклонениями в развитии в соответствии с желанием родителей посещают школу общего назначения. Если дефект ребенка не является грубым, а он умен и очень хочет учиться, если он систематически получает квалифицированную коррекционно-направленную помощь со стороны взрослых и при этом умеет пользоваться различными вспомогательными средствами (слуховой аппарат, линзы и др.), то он чувствует себя среди нормально развивающихся сверстников достаточно комфортно и является успевающим учеником. Конечно, оставленный в обычной школе без всякой дополнительной помощи ребенок скоро окажется в бедственном положении. Труднее всего приходится в школе общего назначения умственно отсталым детям. Учебная программа оказывается для них слишком сложной, а темп ее прохождения - чрезмерно быстрым. Даже при дополнительных занятиях с дефектологом они не усваивают материал первого класса. Чем дальше, тем резче возрастают сложности. Их обучение является формальным. Оно мало способствует продвижению детей в общем развитии и коррекции дефекта. Предоставленные самим себе умственно отсталые дети в обычной школе обучаться не могут. Если они по каким-то причинам задерживаются в ней, то пользы получают мало, но приобретают многие отрицательные личностные черты.
Некоторые дети с отклонениями в развитии вовсе не посещают школу, постоянно живут в домашних условиях. Обычно к их числу относятся те дети, у которых дефект выражен очень резко. Например, находящиеся в лежачем
состоянии или глубоко умственно отсталые дети. Однако в ряде случаев родители предпочитают воспитывать и обучать дома такого ребенка, который вполне мог бы быть школьником. Домашнее обучение, несомненно, имеет свои положительны стороны. Прежде всего, ребенок не лишается постоянных эмоциональных контактов с родителями и близкими. Однако следует предусмотреть и организовать такие условия, при которых он не будет изолирован от других детей и взрослых. Наиболее распространенным недостатком домашнего воспитания и обучения является то, что родители стремятся дать ребенку возможно больший объем знаний, вместо того, чтобы вырабатывать у него умения и навыки социально--бытового и специфически трудового плана. Однобокость обучения приводит к тому, что ребенок оказывается не приспособленным к элементарному самообслуживанию, к выполнению жизненно необходимых действий, т.е. становится беспомощным, ожидающим постоянной помощи.
Согласно Проекту Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья базисный план общего образования учащихся с тяжелой степенью отсталости предусматривает 9-летний срок обучения. При необходимости в школе открывается подготовительный класс, который комплектуется из числа детей, не прошедших организованное дошкольное обучение, с целью изучения возможностей учащихся, а также их подготовленности к школьному обучению. В зависимости от условий образовательного учреждения после девяти лет обучения возможно формирование 10 класса. Содержание обучения на этом этапе направлено на расширение социального опыта учащихся, прочное усвоение трудовых навыков, профессиональную ориентацию. Учащийся с тяжелой умственной отсталостью не может быть оставлен на повторное обучение в одном и том же классе. В случае неусвоения какого-либо общеобразовательного курса или трудовых навыков его дальнейшее обучение максимально индивидуализируется или предлагаются гибкие организационные формы занятий (посещение занятий по выбору и др.). Задача таких учреждений - приспособить ребенка с ограниченными возможностями к жизни в обществе, использовать все возможности для его социализации. Учитывая относительную сохранность эмоциональной сферы этих детей по сравнению с их познавательной деятельностью, работа с ними должна быть расширена путем увеличения занятий по арт-терапии.
Наш опыт работы с детьми, имеющими тяжелую умственную отсталость, показал, что их потенциальные возможности довольно значительны. Они овладевают социальными нормами поведения и несложными видами труда, способны усваивать грамоту, понимать обращенную к ним речь и выражать свои чувства, т.е. эти дети, несомненно, обучаемы.
Вся коррекционно-воспитательная работа в специальных классах для детей с тяжелой умственной отсталостью строится по особым программам и направлена на возможную интеграцию детей в общество.
Длительное наблюдение в процессе обучения и экспериментальные исследования детей с умственной отсталостью позволяют утверждать, что почти все эти дети - обучаемы, они не только овладевают необходимым ограниченным кругом знаний и умений, но и получают определенный эффект в умственном развитии. Это происходит, если обучение организовано доступно по содержанию и методике. Важнейшее требование при этом - развитие познавательных процессов должно осуществляться через специально организованную активную деятельность самих детей. Такой деятельностью для этих детей является предметно-практическая деятельность.
На начальных этапах обучения этих детей одной из основных задач должно быть развитие их практического интеллекта, обучение их полноценному использованию наглядных средств, при решении практических и игровых задач, способам и приемам решения этих задач. Такое обучение базируется на актуальном развитии детей, на возможностях зоны развития и является действительно развивающим обучением. Оно позволяет в определенной мере развить их познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевые качества, подготовить к несложным видам труда, по возможности социально адаптировать. Эта работа окажет большую помощь обществу и родителям таких детей в их стремлении включить их в социокультурное пространство здоровых людей.
При работе с умственно отсталыми детьми особое значение имеет создание коррекционно-развивающей среды, в которой следует соблюдать охранительный (щадящий) режим: это спокойная доброжелательная обстановка в группе (классе), отсутствие посторонних раздражителей, посильная, дозированная нагрузка ребенка учебным материалом, чередование нагрузки с отдыхом. Необходимы также частое эмоциональное общение с ребенком, ласка, без чего не может осуществляться его полноценное развитие, пробуждать и воспитывать в нем интерес к окружающим его людям и предметам, обучать его координированным движениям с помощью упражнений и игр, стараясь сделать их для него приятным и веселым занятием. Как в группе, так и в классе должно оставаться свободное пространство для организации двигательных упражнений и подвижных игр. Для обеспечения детям возможности самостоятельных индивидуальных игр необходимо оборудовать игровой уголок, обстановка которого приближалась бы к домашней (игровой шкаф, стенд, диван, либо ковер на полу, достаточное количество игрушек).
Формы проведения занятий могут быть самыми различными. С воспитанниками они могут проводиться на ковре с игрушками, или на стульчиках, расставленных по кругу или полукругом. На занятиях предметно-практической или продуктивной деятельностью дети рассаживаются за столиками. Рабочее место ребенка -стол с горизонтальной поверхностью. Столы учеников лучше располагать не рядами, а полукругом с небольшими проходами между ними, для того, чтобы каждый ученик мог легко выйти к столу учителя. Стол педагога стоит в центре полукруга и является демонстрационным.
Особое значение для организации учебно-воспитательной работы с тяжело отсталыми детьми имеет обеспечение наглядными дидактическими пособиями, раздаточным материалом, специальным оборудованием для физкультурных занятий. Полноценная работа без достаточно большого необходимого
оборудования в данных классах (группах) невозможна. В отделениях ДДИ учебно-воспитательный процесс осуществляется с группой детей, с которыми занимаются учитель-дефектолог, педагоги доп.образования, логопед, психолог, воспитатель и няня.
Обучение ведется на протяжении всего времени бодрствования детей: в процессе выполнения режимных моментов, в различного рода играх и на специальных занятиях. Воспитатель, проводя все режимные моменты с детьми, прививая им санитарно-гигиенические навыки, организуя игры детей, их досуг, кроме того проводит занятия по расписанию, закрепляет материал, который дают педагог-дефектолог и логопед. Эти специалисты проводят занятия с детьми по подгруппам и индивидуально. Режимные моменты, свободные (организуемые) игры, занятия, прогулки в течение дня воспитатель использует для непрерывного воспитания и обучения детей.
Для того, чтобы организовать детей на занятия, необходимо научить их выполнять определенные элементарные правила: сидеть на своем месте, слушать педагога и других детей, внимательно смотреть и выполнять требуемые действия, отвечать на вопросы, не мешать другим детям. Необходимо пробудить у детей интерес к занятиям. Когда у ребенка появляются элементы отношения и интереса, начинает появляться и внимание. Поэтому важную роль приобретает использование эмоций, как относительно более сохранной стороны психики у глубоко умственно отсталых детей и игровой формы для привлечения и удержания их внимания, интереса, повышения мотивации обучения, пробуждения познавательных потребностей. Опираясь на отдельные относительно сохранные стороны психики у разных детей, необходимо использовать имеющиеся у них зачатки интересов: к игре, к музыке, к слушанию сказок и стихов, к изготовлению поделок, к физическим упражнениям, к помощи взрослым в бытовом труде. Некоторые дети проявляют склонность опекать других детей. Эти склонности детей можно использовать во время самообслуживания, в быту, на занятиях физической культурой, а также на всех других занятиях, чередуя менее и более привлекательные виды деятельности.
Основной установкой в работе с особыми детьми для воспитателя является у них устойчивого произвольного внимания и работоспособности должна быть организация на занятии постоянной активной деятельности всех детей. Каждый ребенок должен быть в поле зрения педагога, четко знать задание на данный момент. Ориентируясь на основную часть класса (группы), нельзя оставлять без внимания более слабых детей, которым необходимо дать индивидуальное задание. Нельзя создавать у таких детей привычку бездействия, допускать их выпадения из работы класса (группы). Как правило, как только такой ребенок оказывается предоставленным самому себе, он совершенно отключается от работы, его внимание переключается на посторонние предметы, он не занимается сам и начинает мешать другим детям. Таким детям надо давать посильные задания и обязательно побуждать их к деятельности и контролировать ее выполнение. Поскольку внимание детей неустойчиво, кратковременно и непроизвольно, они не могут длительно заниматься одной и той же деятельностью. Чтобы поддерживать внимание и заинтересованность детей в течение занятия, урока, необходимо чередовать:
- моменты относительно пассивной деятельности (наблюдения за действиями, движущимися предметами, восприятие показов и объяснений педагога) с их активной деятельностью (ответы, практические действия);
- общегрупповые, общеклассные действия (хоровое повторение слов, стихов, дидактические игры, физические упражнения);
- с выполнением индивидуальной работы каждым ребенком (рисование, письмо в тетради);
- трудовые, требующие напряжения задания необходимо сменять легкими, эмоциональными, игровыми;
- подвижную деятельность детей - спокойной усидчивой работой.
Особый подход требуется к ребенку вялому, пассивному, ничем не интересующемуся, малоподвижному с застывшим взглядом (часто это дети с синдромом Дауна). Такого ребенка нужно чаще спрашивать с места, вызывать к доске, и столу педагога для выполнения практических заданий. Полезно включать его в группу из 3-4 учеников, которые должны отвечать или выполнять какие-либо действия по очереди. Ответы других детей стимулируют активность заторможенного ребенка. Вся работа воспитателя направлена на то, чтобы воспитанник, имеющий какие-то отклонения в развитии, трудности поведения, был социально адаптирован к условиям современной жизни, т.е. самостоятельно мог правильно вести себя в различных ситуациях. За этой, казалось бы, очень простой и естественной задачей стоит колоссальная работа по ее решению всего педагогического корпуса: учителей, воспитателей, администрации, технического персонала.
Формами такой работы являются различные социокультурные мероприятия, которые позволяют детям-инвалидам адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Эти мероприятия способствуют расширению творческого потенциала ребенка-инвалида, влияют на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, расширение круга общения. Все социально-культурные мероприятия можно условно разделить на две группы. В первую группу входят мероприятия по организации досуга детей: организация и проведение экскурсий, поездок, походов, праздников, развлечений, чаепитий и т. д. Обязательное условие досуговой программы - образовательный аспект, т.е. в результате ее основания участник овладевает определенными знаниями, умениями и навыками, приобретает социальный опыт. Экскурсии, поездки, походы связаны с общением с природой, знакомством с родным городом, его достопримечательностями. Для ребенка с нарушениями в развитии возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, получения экологических знаний оздоровления.
Игра-спектакль, театрализованная игра помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Участие
детей-инвалидов в игровой деятельности формирует правильную модель поведения в современном мире, повышает общую культуру ребенка, приобщает его к духовным ценностям, знакомит с детской литературой, музыкой, правилами этикета, обрядами, традициями. Кроме того, театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Степень участия детей в постановке различна: самостоятельное исполнение роли, исполнение роли параллельно с педагогом, участие только в качестве зрителя.
Праздник - это художественное действие, шоу, в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослого). Праздник дает возможность объединить детей и взрослых в большой коллектив, организует их, сплачивает. Тематика праздников различна. В процессе планирования праздника важны различный подход и учет особенностей детей.
Участие ребенка-инвалида в праздниках вместе со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ко второй группе можно отнести мероприятия, стимулирующие раскрытие творческого потенциала детей, участие в городских, региональных и федеральных конкурсах детских работ различной направленности. Такие мероприятия повышают интерес и творческую активность, помогают увидеть необычное в обычном, продемонстрировать свои таланты, способности.
Основной формой работы является арт-терапия - это любая творческая деятельность (рисование, фантазирование, конструирование), и, прежде всего, собственное творчество, как бы оно ни было примитивно и упрощено. Таким образом, организация образовательной среды для детей с глубокими нарушениями интеллекта, включающая в себя деятельность, обеспечивающую успешное участие детей, формирование конструктивных форм общения, позволяет решать проблемы социализации этих детей.
Вся коррекционно-педагогическая работа в специальных учреждениях и в домашних условиях направлена на максимальное приспособление лиц с тяжелой интеллектуальной недостаточностью к жизни в окружающей среде, в социуме. Эти люди с удовольствием осваивают простые виды труда, он становится для них потребностью, средством самореализации. Для создания условий получения лицами с тяжелыми интеллектуальными нарушениями доступной им профессиональной или ремесленной подготовки сегодня требуется объединенная работа различных ведомств, специалистов разного профиля: педагогов, научных работников, социальных педагогов, работников сферы управления образованием и социальной защиты.
Литература
1. Агавелян О.К. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1989.
2. Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин А.П. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программы, Методические рекомендации. Псков: ПОИПКРО, 1999, 406 с.
3. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов педвузов - М.: Астрель, 2007, 222 с.
4. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе: рабочая книга для родителей / С. Д. Забрамная. 2-Е ИЗД. М.: Педагогика-Пресс, 1993,45 с.
5. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: пособие для учителя / под ред. ой. М.: Школа -Пресс, 1994, 416 с.
6. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч.: в 6 т., т. 4. М.: Педагогика, 1984, 480 с.
7. Гаврилушкина О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития // журнал «Дошкольное воспитание». 1998. № 2. с. 67.
8. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1980, 72 с.
9. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998, 176 с.
10. ЗамскийХ.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Х.С. Замский; предисловие Н.П. Коняевой. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2008, 368 с.
11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977, 113 с.
12. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986, 192 с.