Финно-угорский мир. 2014. № 2
ужо моря»), а колокольность как самобытная традиция русской национальной культуры (Г. Г. Вдовин «Колокола») - с подражанием звучанию народных инструментов (Н. В. Ко-шелева «Каляда»).
Кроме обработок народных песен композиторы обращаются и к сочинению духовной музыки, в стилистике которой можно обнаружить как традиционные национальные черты, так и финско-лютеранское влияние (Н. И. Бояркин «Духовные песни для хора и инструментального ансамбля»), а также проследить связь с православным церковным пением (Г. Г. Вдовин. Хор «Многая лета» из I действия музыкальной драмы «Ветер с понизовья»; Н. В. Кошелева «Аляньке минь», «Вай, Иисус!»). Использование элементов знаменного распева, протяжной песни, глубокое философское начало можно обнаружить в духовных хорах С. Я. Терха-
нова «Свете тихий», «Богородице Дево», «Молитва Ефрема Сирина».
Наряду с духовной музыкой в хоровом творчестве композиторов Мордовии находят место эпические произведения различных жанров: 1) оратория (Н. В. Кошелева «Песнь о воинской славе»); 2) кантата (Н. Н. Митин «Венок победы»); 3) хоровой концерт (Г. Г. Вдовин «Баллада о Ефрейторе и Деве Белого Плеса») и др. Эстрадная жанровая стилистика в большей степени увлекает Г. Г. Сураева-Королева (рок-шоу опера «Что же счастье?») и Е. В. Кузину (хор «Разговорчивый Егор»).
Велика роль народно-интонационного «словаря», используемого композиторами: от непосредственного цитирования песенного материала до опосредованного воплощения типичных черт народной песни; близости мелодических формул народным напевам, что делает их национально ярко окрашенными.
Поступила 28.04.2014
К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА (на примере вокально-хореографической сюиты Г. Г. Вдовина «Тейтерень пия кудо»)
Т. В. ТЮРИНА,
доцент кафедры народной музыки ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Устно-поэтическое творчество мордовского народа с давних пор привлекает внимание деятелей науки и культуры. Еще участники русской академической экспедиции 1768-1774 гг. - И. И. Лепехин, П. Паллас, И. Георги - отмечали разнообразный характер словесности мордвы, неповторимость мордовского народного мелоса и значимые, чтимые традиции и обычаи.
Одним из интереснейших явлений в жизни мордвы был праздник «Тейтерень пия кудо» («Девичий дом пива»). Непосредственная подготовка к празднику начиналась задолго до осени, а отмечался он после уборки урожая. Его название отражает как основной состав
участников - девушек, достигших брачного возраста, так и главное угощение - пиво. К сожалению, мы не располагаем информацией о бытовании обряда в настоящее время. В ряде мест он трансформировался и частично бытует как «Роштувань куд» («Рождественский дом»), хотя это - два различных действа. Последнее имеет больше сходства с «рождественскими посиделками». Различны и временные рамки проведения праздников: «Тейтерень пия кудо» проводился осенью, «Роштувань куд» - зимой. Сохранить для потомков память о данной традиции - важная задача, реализовать которую возможно с помощью сценического воплощения.
© Тюрина Т. В., 2014
КРУГЛЫЙ СТОЛ
В 1985 г. Г. Г. Вдовиным по заказу Министерства культуры МАССР для Мордовского государственного ансамбля песни и танца «Умарина» было написано «вокально-хореографическое действо». Произведение было задумано как сюита на мордовском языке, состоящая из вокальных, хореографических и оркестровых номеров. По стилистике это целостное произведение, где часть номеров написана автором, а часть - представляет собой авторские обработки народных песен.
Премьера состоялась в 1985 г. в Олимпийской деревне г. Москвы. Полностью данное произведение никогда не было поставлено. В концертном исполнении коллективом ансамбля «Умарина» прозвучали только отдельные номера в постановке И. И. Слуцкера и С. В. Балабан: «Козонь чачнесь комоляв-кась», «Лён», «Раматано», «Свадьба», «Аво-линь симне мон винадо». Некторые номера исполнялись Народно-хоровой капеллой Института национальной культуры ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва». «Пляска стариков» включена в репертуар ансамбля гитаристов Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова.
Из неисполненных можно перечислить такие номера, как «Свадьба», «Величание невесты», «Плач невесты», «Одевание невесты», «Пинге, пинге, пингине», «Посиделки», «Покров бабы», «Андямот» (литературный номер), «Пляска стариков», «Урожайная» на
стихи Ф. И. Беззубовой, где прослеживался призыв к дружбе всех народов, объединенных праздничным итогом труда по сбору урожая.
В нотном варианте полностью данное произведение также не было издано. Лишь отдельные номера были опубликованы Т. И. Одиноковой в хрестоматии «Мордовский музыкальный фольклор в школе» (Саранск, 2004).
К сожалению, и сам праздник, и его авторское прочтение Г. Г. Вдовиным практически утеряны. Наиболее полное описание старинного обычая можно найти в антологии М. И. Чувашова, И. А. Касьяновой, А. Д. Шуляева, А. Ю. Малыхина, Т. И. Волковой «Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки» (Самара, 2001), где собраны старинные эрзянские песни, причитания, загадки и т. д.
Традиции образуют «коллективную память» общества и присутствуют, хоть и в разной степени, во всех социальных и культурных системах. Трансформированные человеком, они становятся своего рода личностными установками, характеризующими поведение индивида в условиях данного идеологического явления. Поэтому так важно беречь и популяризировать традиции наших предков, своевременно издавать авторские произведения, сохраняя их для потомков.
Поступила 28.04.2014
К ВОПРОСУ НАРОДНО-ПЕВЧЕСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В МОРДОВИИ
С. В. КОЛЕСНИКОВА,
доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Народно-певческое исполнительство в Мордовии в настоящее время функционирует и развивается в рамках двух основных направлений: 1) бытовое пение; 2) профессиональное исполнительство.
Бытовое музицирование проявляется в аутентичных и вторичных исполнительских формах и представлено сельскими певческими ансамблями (однородными - мужскими, женскими,
© Колесникова С. В., 2014