КРУГЛЫЙ СТОЛ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРЯДОВО-ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОРДВЫ В ВОКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ
М. В. БУТУСОВА,
соискатель кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Синкретичность музыкально-театрального творчества мордвы имеет глубокие языческие корни. Обрядовые действа, включая в себя совокупность многих компонентов (певческого искусства, ансамблевой игры на народных музыкальных инструментах, пантомимы, хореографии, костюмиро-вания, драматургической постановки), являются важной составляющей самобытной культуры мордовского народа.
Стремление композиторов отразить в своем творчестве многовековые национальные традиции, воплощающиеся в народных обрядово-театрализованных представлениях, предопределило возникновение нового жанра профессиональной музыки - вокально-хореографической сюиты. Многообразие ритуалов и действ, а также специфическое индивидуальное видение композиторов обусловили широкую трактовку народных первоисточников, «авторское преломление фольклорных образов старинных национальных обрядов» [2, 28].
Среди произведений, воссоздающих народно-бытовые сцены, выделим вокально-хореографические сюиты Г. И. Сураева-Королева «Сельская улица» и «Роман Ак-сясь» («Романова Аксинья»). Музыкальную партитуру «Роман Аксясь» композитор сопровождает аннотацией и сценарием театрального действа, ограничивая рамки возможных исполнительских интерпретаций.
В вокально-танцевальных сюитах Н. И. Бояркина «Иень шкат» («Времена года») и «Тундонь вастома» («Встреча весны») получили воплощение обряды и праздники календарного земледельческого цикла, представлены самобытные традиции многоголосного пения мордвы.
Н. В. Кошелева в народной музыкальной картине «Мокшень свадьба» («Мокшанская свадьба») воссоздает драматургию древнего мордовского свадебного обряда, органично сочетая элементы традиционной народной театральности и современные музыкально-стилистические приемы.
Сочинение Г. Г. Вдовина «Тейтерень пия кудо» («Дом девичьего пива») - яркий спектакль, драматургической основой которого стал мордовский традиционный обрядовый праздник. Музыкальная партитура произведения включает как авторские напевы на поэтические тексты, так и цитаты из музыкального фольклора мордвы.
Яркое вокально-хореографическое наследие композиторов Мордовии входит в репертуар современных профессиональных коллективов республики, демонстрируя «стремление к сохранению национальной самобытности, что связано с необходимостью поддержания идентичности мордовского этноса» [1, 181]. Воссоздание традиционных обрядов в профессиональном творчестве не только составляет один из аспектов процесса сохранения многовековой культуры мордовского народа, но и служит стимулом для появления и дальнейшего развития специфических музыкальных жанров.
Поступила 28.04.2014
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Исаева, С. А. Специфика межкультурного взаимодействия мордовской музыки на современном этапе // Регионология. -2012. - № 2 (79). - С. 180-181.
2. Ситникова, Н. М. Дни мордовской музыки : размышления после концертов // Страницы музыкальной истории. - Саранск, 2001. -С. 22-33.
© Бутусова М. В., 2014