Научная статья на тему 'Интерпретация обрядово-театрализованных представлений мордвы в вокально-хореографических сочинениях композиторов Мордовии'

Интерпретация обрядово-театрализованных представлений мордвы в вокально-хореографических сочинениях композиторов Мордовии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
138
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА / SCEREMONIAL CULTURE / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / NATIONAL TRADITIONS / ВОКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ СЮИТА / VOCAL AND DANCE SUITE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бутусова Марина Валентиновна

Рассматривается профессиональное вокально-хореографическое творчество композиторов Мордовии, основанное на образцах традиционной обрядовой культуры мордвы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpretation of Ritual and Theatrical Believes of Mordovians in Vocal and Choreographic Works of Composers in Mordovia

It considers professional vocal and choreographic works of composers of Mordovia, based on samples of traditional ritual culture of Mordovians.

Текст научной работы на тему «Интерпретация обрядово-театрализованных представлений мордвы в вокально-хореографических сочинениях композиторов Мордовии»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОБРЯДОВО-ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МОРДВЫ В ВОКАЛЬНО-ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЯХ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ

М. В. БУТУСОВА,

соискатель кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Синкретичность музыкально-театрального творчества мордвы имеет глубокие языческие корни. Обрядовые действа, включая в себя совокупность многих компонентов (певческого искусства, ансамблевой игры на народных музыкальных инструментах, пантомимы, хореографии, костюмиро-вания, драматургической постановки), являются важной составляющей самобытной культуры мордовского народа.

Стремление композиторов отразить в своем творчестве многовековые национальные традиции, воплощающиеся в народных обрядово-театрализованных представлениях, предопределило возникновение нового жанра профессиональной музыки - вокально-хореографической сюиты. Многообразие ритуалов и действ, а также специфическое индивидуальное видение композиторов обусловили широкую трактовку народных первоисточников, «авторское преломление фольклорных образов старинных национальных обрядов» [2, 28].

Среди произведений, воссоздающих народно-бытовые сцены, выделим вокально-хореографические сюиты Г. И. Сураева-Королева «Сельская улица» и «Роман Ак-сясь» («Романова Аксинья»). Музыкальную партитуру «Роман Аксясь» композитор сопровождает аннотацией и сценарием театрального действа, ограничивая рамки возможных исполнительских интерпретаций.

В вокально-танцевальных сюитах Н. И. Бояркина «Иень шкат» («Времена года») и «Тундонь вастома» («Встреча весны») получили воплощение обряды и праздники календарного земледельческого цикла, представлены самобытные традиции многоголосного пения мордвы.

Н. В. Кошелева в народной музыкальной картине «Мокшень свадьба» («Мокшанская свадьба») воссоздает драматургию древнего мордовского свадебного обряда, органично сочетая элементы традиционной народной театральности и современные музыкально-стилистические приемы.

Сочинение Г. Г. Вдовина «Тейтерень пия кудо» («Дом девичьего пива») - яркий спектакль, драматургической основой которого стал мордовский традиционный обрядовый праздник. Музыкальная партитура произведения включает как авторские напевы на поэтические тексты, так и цитаты из музыкального фольклора мордвы.

Яркое вокально-хореографическое наследие композиторов Мордовии входит в репертуар современных профессиональных коллективов республики, демонстрируя «стремление к сохранению национальной самобытности, что связано с необходимостью поддержания идентичности мордовского этноса» [1, 181]. Воссоздание традиционных обрядов в профессиональном творчестве не только составляет один из аспектов процесса сохранения многовековой культуры мордовского народа, но и служит стимулом для появления и дальнейшего развития специфических музыкальных жанров.

Поступила 28.04.2014

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Исаева, С. А. Специфика межкультурного взаимодействия мордовской музыки на современном этапе // Регионология. -2012. - № 2 (79). - С. 180-181.

2. Ситникова, Н. М. Дни мордовской музыки : размышления после концертов // Страницы музыкальной истории. - Саранск, 2001. -С. 22-33.

© Бутусова М. В., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.