КРУГЛЫЙ СТОЛ
хоровой цикл «Три обработки марийских свадебных песен» для смешанного хора. В аутентичных мелодиях из сборников О. М. Герасимова и Д. М. Кульшетова композитор услышал и общемарийское, и диалектно-локальное, и русское, и мордовское. Это и определило ключевые принципы работы с фольклором в синтезе национального - инонационального, народного - профессионального.
Новые пути совершенствования мастерства композитора обнаруживаются в обработках русских народных песен на основе глубокого постижения важнейших особенностей народной и профессиональной хоровой культуры этого народа. Для авторской работы с русским мелосом характерны чувства стиля, художественно-эстетического вкуса и меры композиторского воздействия.
Таким образом, к отличительным чертам индивидуального творческого стиля Г. Г. Вдовина в его обработках народных песен (мордовских, марийских, русских) относятся опора на специфику национального музыкального мышления в комплексе интонационно-мелодических, ладовых, ритмических, гармонических и других средств; опора на многоголосные народно-певческие традиции мордовского и русского народов; формирование национального музыкального стиля, обновление его художественных возможностей; соединение традиционных и современных средств выразительности; многогранное воплощение культуры народно-песенного исполнительства, творческой природы и вокальных красок фольклорного ансамбля, хора; обращение к фольклору разных и родственных народов России и зарубежья.
Поступила 28.04.2014
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ
ЖАНРОВОЙ СТИЛИСТИКИ ХОРОВЫХ СОЧИНЕНИЙ
СОВРЕМЕННЫХ КОМПОЗИТОРОВ МОРДОВИИ*
Э. Н. КИЛАСОНИЯ,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Хоровое творчество современных композиторов Мордовии формируется на основе мордовской, а также русской, финно-угорской, тюркской певческих традиций. Импульсом к созданию первых произведений послужили обработки народных песен, в результате чего в мордовской профессиональной музыке появились авторские оригинальные сочинения.
На протяжении всей истории становления мордовской музыки композиторы работали над собственным стилем, находя интересующие их выразительные музыкальные
* Издание материала осуществлено при финансовой поддержке РГНФ. Проект N° 14-14-13008 «Музыкальная культура Мордовии: история и современность».
средства. Сегодня они концентрируют свое внимание на характерных жанровых особенностях народных песен. Для композиторов, представляющих национальные школы, проблема «почвенности», народности музыки особенно актуальна, так как их творчество обращено к народу, слух которого «настроен» на определенные комплексы. Интонациями плача наполнены многие хоровые сочинения композиторов Мордовии (Н. В. Кошелева «Плач об отце» из оратории «Песнь о воинской славе», Н. Н. Митин «Сказ о матери» и др.). В ряде произведений архаическая интонация русской песенности (С. Я. Терханов «Трубушка») сочетается с традиционной мордовской песенностью (Н. И. Бояркин «Ра-
© Киласония Э. Н., 2014
Финно-угорский мир. 2014. № 2
ужо моря»), а колокольность как самобытная традиция русской национальной культуры (Г. Г. Вдовин «Колокола») - с подражанием звучанию народных инструментов (Н. В. Ко-шелева «Каляда»).
Кроме обработок народных песен композиторы обращаются и к сочинению духовной музыки, в стилистике которой можно обнаружить как традиционные национальные черты, так и финско-лютеранское влияние (Н. И. Бояркин «Духовные песни для хора и инструментального ансамбля»), а также проследить связь с православным церковным пением (Г. Г. Вдовин. Хор «Многая лета» из I действия музыкальной драмы «Ветер с понизовья»; Н. В. Кошелева «Аляньке минь», «Вай, Иисус!»). Использование элементов знаменного распева, протяжной песни, глубокое философское начало можно обнаружить в духовных хорах С. Я. Терха-
нова «Свете тихий», «Богородице Дево», «Молитва Ефрема Сирина».
Наряду с духовной музыкой в хоровом творчестве композиторов Мордовии находят место эпические произведения различных жанров: 1) оратория (Н. В. Кошелева «Песнь о воинской славе»); 2) кантата (Н. Н. Митин «Венок победы»); 3) хоровой концерт (Г. Г. Вдовин «Баллада о Ефрейторе и Деве Белого Плеса») и др. Эстрадная жанровая стилистика в большей степени увлекает Г. Г. Сураева-Королева (рок-шоу опера «Что же счастье?») и Е. В. Кузину (хор «Разговорчивый Егор»).
Велика роль народно-интонационного «словаря», используемого композиторами: от непосредственного цитирования песенного материала до опосредованного воплощения типичных черт народной песни; близости мелодических формул народным напевам, что делает их национально ярко окрашенными.
Поступила 28.04.2014
К ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО НАРОДА (на примере вокально-хореографической сюиты Г. Г. Вдовина «Тейтерень пия кудо»)
Т. В. ТЮРИНА,
доцент кафедры народной музыки ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Устно-поэтическое творчество мордовского народа с давних пор привлекает внимание деятелей науки и культуры. Еще участники русской академической экспедиции 1768-1774 гг. - И. И. Лепехин, П. Паллас, И. Георги - отмечали разнообразный характер словесности мордвы, неповторимость мордовского народного мелоса и значимые, чтимые традиции и обычаи.
Одним из интереснейших явлений в жизни мордвы был праздник «Тейтерень пия кудо» («Девичий дом пива»). Непосредственная подготовка к празднику начиналась задолго до осени, а отмечался он после уборки урожая. Его название отражает как основной состав
участников - девушек, достигших брачного возраста, так и главное угощение - пиво. К сожалению, мы не располагаем информацией о бытовании обряда в настоящее время. В ряде мест он трансформировался и частично бытует как «Роштувань куд» («Рождественский дом»), хотя это - два различных действа. Последнее имеет больше сходства с «рождественскими посиделками». Различны и временные рамки проведения праздников: «Тейтерень пия кудо» проводился осенью, «Роштувань куд» - зимой. Сохранить для потомков память о данной традиции - важная задача, реализовать которую возможно с помощью сценического воплощения.
© Тюрина Т. В., 2014