Финно-угорский мир. 2014. № 2
сонансные гармонические созвучия имеют народно-инструментальную природу.
Новое преломление находит у Кирюкова жанр скерцо. Так, в пьесе «Скерцо» получили воплощение стилевые свойства мордовских коротких скорых песен с их упругостью ритма и четкой артикуляцией.
Пьеса-танец «Вальс» написана в традиционной трехчастной форме, характерной для данного жанра, при этом интонации пентатоники придают ей национальный колорит. Здесь композитор отдает предпочтение сложным формам одноголосия в его темброво-регистровой, гетерофонной интерпретации, что наблюдается и в других его сочинениях. К подобным формам относится прежде всего октавный унисон, используемый Кирюковым не в качестве временного отказа от гармонической фактуры,
что свойственно гомофонии, а, наоборот, как простейшая гетерофонная «оркестровка» мелодического материала.
Исходя из вышеизложенных наблюдений, необходимо отметить, что цикл «Одиннадцать фортепианных миниатюр» Л. П. Кирюкова отличают разноплановость и в то же время цельность. Композитор максимально разнообразил способы работы с музыкальным материалом. Ему удалось органично соединить современные музыкально-выразительные средства с широкой распевностью мордовской протяжной песни и яркой ритмической остротой традиционных инструментальных наигрышей. В некоторых пьесах нашли отражение тембровые особенности мордовской традиционной музыки, и в первую очередь черты ее своеобразного многоголосия.
Поступила 28.04.2014
МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОРДОВИИ 1970-1980-х гг.*
Л. Р. МУХАЕВА,
кандидат культурологии, доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Искусство советского периода - это один из наиболее ярких, противоречивых и сложных феноменов культурного пространства ХХ в., еще не до конца осознанного в рамках отечественной научной мысли. 19701980-е гг. в Мордовии характеризовались последовательным и поступательным развитием музыкального искусства. Об этом свидетельствует активная деятельность артистов, исполнительских коллективов, солистов-певцов, инструменталистов.
В середине 1960-х - начале 1970-х гг., получив высшее музыкальное образование, в Мордовию приехали работать му-
* Издание материала осуществлено при финансовой поддержке РГНФ. Проект N° 14-14-13008 «Музыкальная культура Мордовии: история и современность».
зыканты, чья исполнительская, а также педагогическая, научная и общественная деятельность способствовала дальнейшему росту музыкальной культуры республики: Н. И. Бояркин, Г. Г. Вдовин, М. И. Волков, Н. И. Воронина, И. С. Кобозева, Л. А. Ку-бытева, Г. Ф. Лукьянов, В. И. Строкин и др. В эти годы здесь функционировали Мордовский государственный театр музыкальной комедии (при нем действовал концертный отдел под руководством Д. И. Еремеева и была организована первая экспериментальная хореографическая студия); Мордовская государственная филармония, в состав которой входили женский фольклорный ансамбль «Келу», Государственный ансамбль песни и танца «Умарина», самодеятель-
© Мухаева Л. Р., 2014
ный вокально-хореографический ансамбль «Литова», вокально-инструментальные ансамбли «Лайме», «Вастома». В качестве солистов выступали М. Н. Антонова, Р. М. Беспалова, Д. И. Еремеев, В. М. Ку-дряшев, Л. В. Кузнецова, А. Н. Куликова. Популярностью среди любителей музыки пользовались оркестр русских народных инструментов (рук. Г. Ф. Лукьянов) и симфонический оркестр (рук. М. И. Фролов-ский) Саранского музыкального училища им. Л. П. Кирюкова, Городской ансамбль скрипачей (рук. Л. В. Воронин), народный хор Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (рук. Н. И. Бояр-кин), хор Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсе-вьева (рук. Т. И. Одинокова), детская хоровая студия Саранского дворца пионеров и школьников (рук. В. А. Кузин), хор Республиканской детской музыкальной школы-интерната (рук. Л. Ф. Кильдюшкина) и многочисленные самодеятельные коллективы в виде любительских хоров, ансамблей,
- КРУГЛЫЙ СТОЛ
кружков в системе клубов, учебных заведений, административных, производственных и сельскохозяйственных предприятий. Директор Саранского музыкального училища Л. П. Юшкова активно работала со студентами над постановками опер. С середины 1980-х гг. берет свое начало традиция проведения музыкальных концертов в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.
Создание в 1982 г. Союза композиторов Республики Мордовия вызвало новую волну интереса музыкантов-исполнителей к творчеству мордовских композиторов. Их музыка звучала на телевидении, радио, различных форумах, днях музыки, творческих встречах, музыкальных смотрах, фестивалях, концертах.
Таким образом, несмотря на общий характер «застоя» во многих сферах жизни, в указанный период активно развивались разные формы музыкального исполнительства и в этом процессе все большую роль играли профессиональные музыканты.
Поступила 28.04.2014
«ТОРАМА» - ЖИВАЯ ТРАДИЦИЯ МОРДВЫ Т. Н. ГУЛАЯ,
кандидат культурологии, доцент кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Народная песня стала массовым явлением благодаря выходу музыкального исполнительского искусства из концертных залов на огромные концертные площадки и стадионы. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. на всей территории многонациональной России мы наблюдаем масштабное движение фольклорных коллективов, представляющих народно-песенные культуры страны.
Среди множества коллективов, знакомящих с фольклорным наследием мордовского народа, особое место занимает мужской фольклорный ансамбль «Тора-ма», созданный в 1990 г. одним из иссле-
© Гулая Т. Н., 2014
дователей и энтузиастов культурного возрождения Мордовии В. И. Ромашкиным. Свою задачу он видел в реконструкции «традиционного мужского многоголосия мордвы, исполнительских форм, присущих вокально-инструментальному интонированию» [1, 207]. Целью фольклорных экспедиций, организованных участниками коллектива в места постоянного проживания мордвы на территории республики и за ее пределами, являлась запись оригинального этнографического материала для сценического воплощения древних мордовских обрядов и ритуалов.