ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Извеков И.Н.
К ВОПРОСУ САМООЦЕНКИ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА
Изучение истории семьи в высшей школе является воспитательно-образовательным компонентом, позволяющим студенту в процессе личностного и профессионального становления гражданина постичь основы генеалогической культуры, которая оказывает структурирующее влияние на его систему семейных и нравственных ценностей современного компетентного специалиста. «В содержании нравственной культуры компетентного специалиста должны превалировать нравственные категории, развитие и проявление которых активно формируется в процессе изучения истории семьи через постижение генеалогических ценностей и генеалогической культуры личности» [1. C. 28-32].
Нельзя не согласиться с мнением известного педагога-исследователя МИ. Шиловой, что «.. .человек, равнодушный к истории семьи, к происхождению своей фамилии, к сохранению памяти о предках, не может считать себя нравственным. Так же как нравственный человек не может не быть его радетелем, так же безвольный, несамостоятельный, зависимый человек от установки негативного мнения по отношению к сохранению памяти о преемственности поколений, не будет ни деятельным, ни добродетельным» [4. С.454].
Формирование генеалогической культуры через осознание духовных, семейных ценностей и норм поведения, нравственного идеала закладывают основы развития генеалогической идентичности личности. Формирование генеалогической идентичности предполагает наличие возможности осознавать себя как субъекта полновесного исторического процесса, занимающего определенное место в современной социальной ситуации через трансляцию социальной памяти о семье, предках, роде для современников и передаче потомкам.
Устанавливая значимость изучения истории семьи для воспитания генеалогической культуры студента, следует отметить, что она оптимально проходит в формируемой образовательным учреждением так называемой «целостной» образовательной среде. Основными участниками такой целостной образовательной среды являются институт образования (разработчик программ, педагогических технологий генеалогических исследований и формирования генеалогической культуры студента) и институт семьи (хранитель конкретной семейной информации). Естественно, в совместной деятельности образовательного учреждения и семьи особая роль отводится библиотекам, архивам, музеям, институтам культуры, конфессиональным (культовым) учреждениям и муниципальным структурам. Такая учебно-воспитательная деятельность в студенческой среде должна организовываться и проводиться под контролем образовательного учреждения и его представителя профессионального педагога-генеалога.
В соответствии с ФГОС ВПО 3-го поколения в части дисциплин по выбору студентов в 2013 году нами разработано учебное пособие «История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы». [2; 3]. Пособие адресовано сту-
61
ISSN 1029-3388
дентам всех специальностей с целью формирования гражданского и профессионального мировоззрения будущих специалистов с учетом роли института семьи в жизни социума и государства. Объем курса (148 часов): лекции - 32, семинарские и практически занятия -40, самостоятельная работа студентов - 72, контрольные мероприятия - 4.
Разработанный инновационный курс нацелен на формирование генеалогической культуры студентов как составляющей основы их духовно-нравственного саморазвития, гражданственности, социальной компетентности, интеллигентности, патриотизма. Курс направлен на приобщение студентов к генеалогической культуре как важнейшей составляющей нравственно-ценностного начала (индивидуального, семейного, житейского, национального, общечеловеческого, толерантного, государственного) в период становления демократии и развития гражданского общества в России. Освоение курса студентами способствует целостному восприятию микро-истории семьи в истории Отечества как своего прошлого, и воспитанию ответственности перед настоящим и будущим гражданского общества, как перед своим будущим, зависящим от их действий в настоящем.
Показателями проявления генеалогической культуры студентов в практической деятельности по изучению истории семьи могут стать следующие из ряда внешних признаков. В практической деятельности это: интересы и мотивы студентов к изучению истоков своих корней; понимание генеалогических закономерностей; наличие установок на изучение истории семьи, поисковой исследовательской деятельности, заключается в сборе информации о семье; сопереживание, эмоциональное отношение к своим родным и близким; творческое оформление и интерпретация результатов генеалогического исследования.
Интерес к родословной студента в курсе «История семьи в истории Отечества» рассматривается как избирательная направленность нравственной потребности личности, которая формируется в процессе изучения истории семьи. Интерес преломляется в системе установок, мотивов и ориентаций, влияющих на восприятие студентом нравственных ситуаций и соответствующего образа жизни поколений в семье. В процессе изучения истории родных корней в сознании студента определенным образом переплетаются установки государственных ориентиров на отношения социума и власти, ценностные ориентации педагога, родителей, родственников и самих студентов в вопросах почитания памяти родства своего, которые становятся основой для формирования генеалогической культуры. Рассматривая проблему формирования генеалогической культуры студентов в системе целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения, необходимо выделить ее структурные компоненты взаимодействия как во внутренних связях: студент - семья - образовательное учреждение, так и на уровне внешних - муниципальный округ, регион, страна. Ожидаемые результаты каждого из взаимодействующих субъектов определяются целями, которые могут быть определены следующим образом:
- студент: наличие потребностей и интереса к изучению истории семьи, приобретение генеалогических знаний, навыков поисковой и исследовательской деятельности, развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы личности, развитие творческих способностей, установление генеалогической идентичности, преемственности поколений;
- образовательная среда образовательного учреждения: проектирование (моделирование) процесса формирования генеалогической культуры студентов, составление учебных планов и наличие программ, которые позволяли бы гибко реагировать на запросы студентов в генеалогической тематике;
62
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013
- наличие учебных курсов: «История семьи в истории Отечества», «Историография», «Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании», «Методика генеалогического поиска»; программ для преподавателей, кураторов студенческих групп по основам генеалогии и программ учебно-воспитательной деятельности студентов, дополненных вопросами генеалогического содержания. Использование современных технологий формирования генеалогической культуры и диагностического аппарата определения уровня сформированности генеалогической культуры студентов;
- родительская семья (представители семьи): создание условий для изучения истории семьи; оказание помощи студентам в сборе материалов по истории семьи. Составление домашнего (семейного) архива, родословной (поколенной росписи). Участие семьи в вопросах закрепления преемственности поколений через: почитание родства своего, памяти метрических и значимых (незабываемых) семейных дат, реликвий, традиционных праздников и мероприятий, участие в совместной с детьми (студентами) поисковой и исследовательской деятельности по изучению истории семьи. Участие в просветительских мероприятиях и семинарах по генеалогической тематике, организуемых по инициативе образовательного учреждения;
- студенческий «Центр истории семьи»: создается на базе образовательного учреждения; осуществляет квалифицированные консультации по вопросам исследования истории семьи; проводит «круглые столы», коллоквиумы, конференции генеалогической, гражданской, патриотической направленности, приуроченные к знаменательным датам (с участием представителей семьи). Организовывает участие студентов в генеалогических, патриотических, гражданских, просветительских программах краеведения. Отслеживает систему студенческих (генеалогических) грантов, размещает в СМИ студенческие статьи и решает вопросы с публикацией сборников лучших исследовательских работ студентов; организовывает участие студентов в международных, региональных и межвузовских (областных, городских, районных) научно-практических конференциях, симпозиумах генеалогической тематики;
- муниципальные организации: включение в планы работы по проведению мероприятий генеалогической, гражданской, патриотической направленности; предоставление студентам возможности поиска и изучения документов по истории семьи (в библиотеках, архивах, заповедниках, музеях, учреждениях культуры, культовых учреждениях). Реализация взаимодействия через целостную образовательную среду семьи и образовательного учреждения с окружающей средой на уровне района, города, муниципального округа, региона, страны и реализация этих связей.
Взаимодействие рассмотренных субъектов, проводимое под эгидой образовательного учреждения, направлено на формирование познавательного интереса студентов в экономико-социальном и культурном развитии муниципального округа, региона, страны, осознание истории развития гражданского общества (муниципального округа, региона, страны) через историю конкретных семей. Такая ориентированность воспитательного процесса образовательного учреждения направлена на реализацию основной цели - формирование генеалогической культуры студента через развитие и осознание генеалогических и связанных с ними нравственных ценностей личности.
Процесс формирования генеалогической культуры студентов будет протекать активно, если в студенческой среде удастся проявить интерес к исследованию истории семьи, развить побуждения к проведению генеалогических разысканий; создать установки для изучения родных корней. Задача образовательного учреждения сформировать
63
ISSN 1029-3388
генеалогические знания и умения, выработать навыки поисковой и исследовательской генеалогической деятельности, организовать исследовательскую деятельность студентов и осуществить контроль творческого оформления ее результатов. Иными словами, курс «История семьи в истории Отечества» предназначен обучить студентов основам генеалогии и методам генеалогических разысканий; привить навыки сбора и систематизации генеалогической информации; составить план исследования по истории семьи и приложений для него: родословной таблицы по схеме восходящего (нисходящего) родства (поколенной росписи) и описи персоналий к ней. Важной задачей курса является: привлечь студентов к анализу и обсуждению результатов генеалогических исследований, подготовить их к участию в публичных выступлениях (коллоквиумах), научных конференциях и публикациях. Нравственные ценности и гражданские качества в процессе изучения студентами истории семьи становятся внутренним достоянием личности.
Студенту, освоившему курс «История семьи в истории Отчества», предлагается составить свое мнение о влиянии духовно-нравственных семейных ценностей на формирование своей генеалогической культуры. Конечно, самооценка не есть нечто застывшее, изначально присущее личности. Анализ микро-истории семьи происходит в процессе разыскания, сбора и систематизации фрагментов о близких студенту людях (кровных родственниках, свойственниках), в исследовательской деятельности и межличностном взаимодействии. Семья, образовательное учреждение, социум и образовательная среда (пространство) в значительной степени влияют на формирование генеалогической культуры и ее самооценку студентом. В этой связи в структуре отношений личности в гражданском обществе особо важное место принадлежит самооценке генеалогической культуры студента. Нами разработана методика самооценки генеалогической культуры студента с помощью процедуры ранжирования. Ниже мы приводим описание данной методики.
Методика самооценки генеалогической культуры студента с помощью процедуры ранжирования
На бланке приведены 20 различных фрагментов, характеризующих наиболее значимые исторические периоды, на основе которых воссоздается целостная картина микро-истории семьи в нескольких поколениях. В левой колонке («Идеал») испытуемый ранжирует эти фрагменты от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке («Я») ранжирует эти фрагменты по отношению к результатам своего исследования микро-истории семьи. Между желаемым и реальным уровнем каждого фрагмента определяется разность (d), которая возводится в квадрат (d2).
Далее подсчитывается сумма квадратов ( d2) и по формуле
6 d2
Г n (n2 - 1)
определяется коэффициент ранговой корреляции г.
Здесь n - число используемых при ранжировании фрагментов. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 фрагментами (т.е. n _ 20), то коэффициент 6/n (n2 - 1) становится равным 0,00075, а общая формула превращается в упрощенный вариант.
г _ 1 - 0,00075 d2.
64
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013
Чем ближе коэффициент корреляции к 1 (от 0,7 до 1,0), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.
Если при применении данной методики использовать не 20 фрагментов, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении к d2, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число.
Бланк для определения самооценки генеалогической культуры студента с помощью процедуры ранжирования
Идеал Фрагменты, характеризующие основные исторические периоды истории семьи «Я» Разница
d d2
Я, как исследователь микро-истории своей семьи, нахожусь в восходящей по вертикали от себя родословной, состоящей в поле семи колен. Я -первое колено.
Во временном интервале такая восходящая по вертикали родословная семьи соответствует, как минимум, двум векам (200 лет).
В моей родословной о моих родителях (второе колено по восходящей вертикали от меня) мне известны многие сведения (метрические данные, об их образовании и профессии, дате бракосочетания, местожительстве, фамилии родителей до и после бракосочетания).
Меня при рождении в семье родители нарекли именем. Отчество и фамилия мне достались от отца, что отражено в моем метрическом документе ЗАГСа по месту моего рождения.
Я знаю о своих двух дедушках и двух бабушках - третье колено по вертикали от меня (их метрические данные, фамилии до и после бракосочетания, об их образовании, профессии, заслугах перед Отечеством).
Я знаю о четырех прадедушках и четырех прабабушках - четвертое колено по вертикали от меня (их метрические данные, фамилии до и после бракосочетания, об их образовании, профессии, заслугах перед Отечеством).
Из восходящей родословной я прослеживаю свою фамилию от прапрадеда и прапрабабушки (пятое колено по восходящей вертикали от меня).
Мне известны некоторые данные о пращурах (шестое колено по восходящей вертикали от меня). От пращура идет фамилия, записанная в моем паспорте.
Во временном интервале мои предки (пращуры) в шестом по вертикали от меня колене жили в период первой половины XIX века (Отечественная война 1812 года и подготовка и проведение Крестьянской реформы 1861 года). Они относились к одному из пяти сословий: крестьяне, мещане, купечество, священнослужители, дворяне.
Как правило, людям из крестьянского сословия фамилии в России стали активно присваиваться после Крестьянской реформы 1861 года путем добавления к нареченному при рождении (крещении) имени ребенка и имени (прозвища) отца.
При анализе горизонтальных линий в восходящей по вертикали от меня родословной, в коленах предков прослеживаются многочисленные родственники.
Моими родственниками современниками являются кровные братья и сестры (в моем первом колене восходящей родословной).
65
ISSN 1029-3388
Моими родственниками современниками являются дяди и тетушки (братья и сестры в горизонтальной линии отца и матери) (второе колено по восходящей вертикали от меня родословной).
От семей дядюшек и тетушек (в горизонтали второго колена от меня по вертикали) в моем (первом) колене располагаются мои двоюродные братья и сестры.
Мои современники как родные, так и двоюродные братья и сестры, могут образовать свои семьи, в которых могут рождаться дети. В этом случае у меня появятся родные племянники (из семей родных братьев и сестер) и двоюродные племянники (из семей двоюродных братьев и сестер). Появление этих родственников отображается по нисходящей от меня вертикали на горизонтальной линии.
При образовании мною семьи и рождения в ней детей они будут размещаться на одной горизонтали с моими родными и двоюродными племянниками и обретать статус родства между собой (братьев и сестер).
В восходящей родословной отслеживаются в горизонтали третьего колена по вертикали от меня родные братья и сестры кровных деда и бабушки (их статус двоюродные дедушки и бабушки).
От двоюродных дедушек и бабушек прослеживаются свои нисходящие вертикальные линии: их дети (двоюродные братья и сестры отцов и матерей). По отношению к моему поколению близость родства прослеживается по так называемым боковым (побочным) линиям.
Семьи, образованные в конце XX начале XXI веков, характеризуются биархатностью (основаны на равенстве супругов), нечетким выделением функций супругов, нуклеарностью, малодетностью. Семья осознается как общность, преимущественно потребительски бытовая, досуговая. В то же время в современном обществе превалирует мнение о семье как исторически традиционной, сложной, расширенной, многопоколенной, многодетной общности, основанной на ведущей роли старшего поколения и родственных связях.
Родные корни, генеалогия, родословие - это могучее нравственное средство и для укрепления семьи, и для укрепления государства. И это государственная задача - научить людей ценить цепь поколений, которая была перед ними, и чувствовать себя звеном этой цепи. Это философская основа и жизни, и гражданственности, и патриотизма.
Библиографический список
1. Извеков, И.Н. Генеалогическое исследование как субъектная парадигма в становлении личности гражданина России / Гуманизация образования. - 2012. - № 6. - С. 28-32.
2. Извеков, И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 328 с.
3. Извеков, И.Н. Рабочая учебная программа по дисциплине «История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы» для студентов всех форм обучения по специальностям и группам кодов ОКСО (по выбору) / И.Н. Извеков. - Сочи: Изд-во НОУ ВПО «Международный инновационный университет», 2013. - 60 с.
4. Шилова, М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды / М.И. Шилова. - Красноярск: Универс, 2003. - 454 с.
66