Научная статья на тему 'К вопросу самооценки генеалогической культуры студента'

К вопросу самооценки генеалогической культуры студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕАЛОГИЯ / GENEALOGY / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / GENEALOGICAL VALUES / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / САМООЦЕНКА ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СЕМЬЯ / FAMILY / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / GENEALOGY CULTURE / SELF ESTIMATION OF THE GENEALOGY CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Извеков И. Н.

В статье рассматриваются педагогические условия формирования генеалогической культуры студентов в процессе изучение истории семьи в истории Отечества. Затронута проблема самооценки студентом генеалогической культуры приемами ранжирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE SELF ESTIMATION OF THE GENEOIOGICAL CULTURE OF THE STUDENT

At the article consider the pedagogical conditions to formation the genealogical culture of the students at the process to study the family history at the history of the fatherland. To touch on the problem of the self estimation of the genealogy culture of the student by the method of the range.

Текст научной работы на тему «К вопросу самооценки генеалогической культуры студента»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Извеков И.Н.

К ВОПРОСУ САМООЦЕНКИ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

Изучение истории семьи в высшей школе является воспитательно-образовательным компонентом, позволяющим студенту в процессе личностного и профессионального становления гражданина постичь основы генеалогической культуры, которая оказывает структурирующее влияние на его систему семейных и нравственных ценностей современного компетентного специалиста. «В содержании нравственной культуры компетентного специалиста должны превалировать нравственные категории, развитие и проявление которых активно формируется в процессе изучения истории семьи через постижение генеалогических ценностей и генеалогической культуры личности» [1. C. 28-32].

Нельзя не согласиться с мнением известного педагога-исследователя МИ. Шиловой, что «.. .человек, равнодушный к истории семьи, к происхождению своей фамилии, к сохранению памяти о предках, не может считать себя нравственным. Так же как нравственный человек не может не быть его радетелем, так же безвольный, несамостоятельный, зависимый человек от установки негативного мнения по отношению к сохранению памяти о преемственности поколений, не будет ни деятельным, ни добродетельным» [4. С.454].

Формирование генеалогической культуры через осознание духовных, семейных ценностей и норм поведения, нравственного идеала закладывают основы развития генеалогической идентичности личности. Формирование генеалогической идентичности предполагает наличие возможности осознавать себя как субъекта полновесного исторического процесса, занимающего определенное место в современной социальной ситуации через трансляцию социальной памяти о семье, предках, роде для современников и передаче потомкам.

Устанавливая значимость изучения истории семьи для воспитания генеалогической культуры студента, следует отметить, что она оптимально проходит в формируемой образовательным учреждением так называемой «целостной» образовательной среде. Основными участниками такой целостной образовательной среды являются институт образования (разработчик программ, педагогических технологий генеалогических исследований и формирования генеалогической культуры студента) и институт семьи (хранитель конкретной семейной информации). Естественно, в совместной деятельности образовательного учреждения и семьи особая роль отводится библиотекам, архивам, музеям, институтам культуры, конфессиональным (культовым) учреждениям и муниципальным структурам. Такая учебно-воспитательная деятельность в студенческой среде должна организовываться и проводиться под контролем образовательного учреждения и его представителя профессионального педагога-генеалога.

В соответствии с ФГОС ВПО 3-го поколения в части дисциплин по выбору студентов в 2013 году нами разработано учебное пособие «История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы». [2; 3]. Пособие адресовано сту-

61

ISSN 1029-3388

дентам всех специальностей с целью формирования гражданского и профессионального мировоззрения будущих специалистов с учетом роли института семьи в жизни социума и государства. Объем курса (148 часов): лекции - 32, семинарские и практически занятия -40, самостоятельная работа студентов - 72, контрольные мероприятия - 4.

Разработанный инновационный курс нацелен на формирование генеалогической культуры студентов как составляющей основы их духовно-нравственного саморазвития, гражданственности, социальной компетентности, интеллигентности, патриотизма. Курс направлен на приобщение студентов к генеалогической культуре как важнейшей составляющей нравственно-ценностного начала (индивидуального, семейного, житейского, национального, общечеловеческого, толерантного, государственного) в период становления демократии и развития гражданского общества в России. Освоение курса студентами способствует целостному восприятию микро-истории семьи в истории Отечества как своего прошлого, и воспитанию ответственности перед настоящим и будущим гражданского общества, как перед своим будущим, зависящим от их действий в настоящем.

Показателями проявления генеалогической культуры студентов в практической деятельности по изучению истории семьи могут стать следующие из ряда внешних признаков. В практической деятельности это: интересы и мотивы студентов к изучению истоков своих корней; понимание генеалогических закономерностей; наличие установок на изучение истории семьи, поисковой исследовательской деятельности, заключается в сборе информации о семье; сопереживание, эмоциональное отношение к своим родным и близким; творческое оформление и интерпретация результатов генеалогического исследования.

Интерес к родословной студента в курсе «История семьи в истории Отечества» рассматривается как избирательная направленность нравственной потребности личности, которая формируется в процессе изучения истории семьи. Интерес преломляется в системе установок, мотивов и ориентаций, влияющих на восприятие студентом нравственных ситуаций и соответствующего образа жизни поколений в семье. В процессе изучения истории родных корней в сознании студента определенным образом переплетаются установки государственных ориентиров на отношения социума и власти, ценностные ориентации педагога, родителей, родственников и самих студентов в вопросах почитания памяти родства своего, которые становятся основой для формирования генеалогической культуры. Рассматривая проблему формирования генеалогической культуры студентов в системе целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения, необходимо выделить ее структурные компоненты взаимодействия как во внутренних связях: студент - семья - образовательное учреждение, так и на уровне внешних - муниципальный округ, регион, страна. Ожидаемые результаты каждого из взаимодействующих субъектов определяются целями, которые могут быть определены следующим образом:

- студент: наличие потребностей и интереса к изучению истории семьи, приобретение генеалогических знаний, навыков поисковой и исследовательской деятельности, развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы личности, развитие творческих способностей, установление генеалогической идентичности, преемственности поколений;

- образовательная среда образовательного учреждения: проектирование (моделирование) процесса формирования генеалогической культуры студентов, составление учебных планов и наличие программ, которые позволяли бы гибко реагировать на запросы студентов в генеалогической тематике;

62

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013

- наличие учебных курсов: «История семьи в истории Отечества», «Историография», «Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании», «Методика генеалогического поиска»; программ для преподавателей, кураторов студенческих групп по основам генеалогии и программ учебно-воспитательной деятельности студентов, дополненных вопросами генеалогического содержания. Использование современных технологий формирования генеалогической культуры и диагностического аппарата определения уровня сформированности генеалогической культуры студентов;

- родительская семья (представители семьи): создание условий для изучения истории семьи; оказание помощи студентам в сборе материалов по истории семьи. Составление домашнего (семейного) архива, родословной (поколенной росписи). Участие семьи в вопросах закрепления преемственности поколений через: почитание родства своего, памяти метрических и значимых (незабываемых) семейных дат, реликвий, традиционных праздников и мероприятий, участие в совместной с детьми (студентами) поисковой и исследовательской деятельности по изучению истории семьи. Участие в просветительских мероприятиях и семинарах по генеалогической тематике, организуемых по инициативе образовательного учреждения;

- студенческий «Центр истории семьи»: создается на базе образовательного учреждения; осуществляет квалифицированные консультации по вопросам исследования истории семьи; проводит «круглые столы», коллоквиумы, конференции генеалогической, гражданской, патриотической направленности, приуроченные к знаменательным датам (с участием представителей семьи). Организовывает участие студентов в генеалогических, патриотических, гражданских, просветительских программах краеведения. Отслеживает систему студенческих (генеалогических) грантов, размещает в СМИ студенческие статьи и решает вопросы с публикацией сборников лучших исследовательских работ студентов; организовывает участие студентов в международных, региональных и межвузовских (областных, городских, районных) научно-практических конференциях, симпозиумах генеалогической тематики;

- муниципальные организации: включение в планы работы по проведению мероприятий генеалогической, гражданской, патриотической направленности; предоставление студентам возможности поиска и изучения документов по истории семьи (в библиотеках, архивах, заповедниках, музеях, учреждениях культуры, культовых учреждениях). Реализация взаимодействия через целостную образовательную среду семьи и образовательного учреждения с окружающей средой на уровне района, города, муниципального округа, региона, страны и реализация этих связей.

Взаимодействие рассмотренных субъектов, проводимое под эгидой образовательного учреждения, направлено на формирование познавательного интереса студентов в экономико-социальном и культурном развитии муниципального округа, региона, страны, осознание истории развития гражданского общества (муниципального округа, региона, страны) через историю конкретных семей. Такая ориентированность воспитательного процесса образовательного учреждения направлена на реализацию основной цели - формирование генеалогической культуры студента через развитие и осознание генеалогических и связанных с ними нравственных ценностей личности.

Процесс формирования генеалогической культуры студентов будет протекать активно, если в студенческой среде удастся проявить интерес к исследованию истории семьи, развить побуждения к проведению генеалогических разысканий; создать установки для изучения родных корней. Задача образовательного учреждения сформировать

63

ISSN 1029-3388

генеалогические знания и умения, выработать навыки поисковой и исследовательской генеалогической деятельности, организовать исследовательскую деятельность студентов и осуществить контроль творческого оформления ее результатов. Иными словами, курс «История семьи в истории Отечества» предназначен обучить студентов основам генеалогии и методам генеалогических разысканий; привить навыки сбора и систематизации генеалогической информации; составить план исследования по истории семьи и приложений для него: родословной таблицы по схеме восходящего (нисходящего) родства (поколенной росписи) и описи персоналий к ней. Важной задачей курса является: привлечь студентов к анализу и обсуждению результатов генеалогических исследований, подготовить их к участию в публичных выступлениях (коллоквиумах), научных конференциях и публикациях. Нравственные ценности и гражданские качества в процессе изучения студентами истории семьи становятся внутренним достоянием личности.

Студенту, освоившему курс «История семьи в истории Отчества», предлагается составить свое мнение о влиянии духовно-нравственных семейных ценностей на формирование своей генеалогической культуры. Конечно, самооценка не есть нечто застывшее, изначально присущее личности. Анализ микро-истории семьи происходит в процессе разыскания, сбора и систематизации фрагментов о близких студенту людях (кровных родственниках, свойственниках), в исследовательской деятельности и межличностном взаимодействии. Семья, образовательное учреждение, социум и образовательная среда (пространство) в значительной степени влияют на формирование генеалогической культуры и ее самооценку студентом. В этой связи в структуре отношений личности в гражданском обществе особо важное место принадлежит самооценке генеалогической культуры студента. Нами разработана методика самооценки генеалогической культуры студента с помощью процедуры ранжирования. Ниже мы приводим описание данной методики.

Методика самооценки генеалогической культуры студента с помощью процедуры ранжирования

На бланке приведены 20 различных фрагментов, характеризующих наиболее значимые исторические периоды, на основе которых воссоздается целостная картина микро-истории семьи в нескольких поколениях. В левой колонке («Идеал») испытуемый ранжирует эти фрагменты от 1 до 20 баллов по тому, в какой мере они ему импонируют. Затем в правой колонке («Я») ранжирует эти фрагменты по отношению к результатам своего исследования микро-истории семьи. Между желаемым и реальным уровнем каждого фрагмента определяется разность (d), которая возводится в квадрат (d2).

Далее подсчитывается сумма квадратов ( d2) и по формуле

6 d2

Г n (n2 - 1)

определяется коэффициент ранговой корреляции г.

Здесь n - число используемых при ранжировании фрагментов. Нетрудно убедиться, что когда используется вариант с 20 фрагментами (т.е. n _ 20), то коэффициент 6/n (n2 - 1) становится равным 0,00075, а общая формула превращается в упрощенный вариант.

г _ 1 - 0,00075 d2.

64

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2013

Чем ближе коэффициент корреляции к 1 (от 0,7 до 1,0), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6.

Если при применении данной методики использовать не 20 фрагментов, а какое-то иное их количество, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении к d2, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число.

Бланк для определения самооценки генеалогической культуры студента с помощью процедуры ранжирования

Идеал Фрагменты, характеризующие основные исторические периоды истории семьи «Я» Разница

d d2

Я, как исследователь микро-истории своей семьи, нахожусь в восходящей по вертикали от себя родословной, состоящей в поле семи колен. Я -первое колено.

Во временном интервале такая восходящая по вертикали родословная семьи соответствует, как минимум, двум векам (200 лет).

В моей родословной о моих родителях (второе колено по восходящей вертикали от меня) мне известны многие сведения (метрические данные, об их образовании и профессии, дате бракосочетания, местожительстве, фамилии родителей до и после бракосочетания).

Меня при рождении в семье родители нарекли именем. Отчество и фамилия мне достались от отца, что отражено в моем метрическом документе ЗАГСа по месту моего рождения.

Я знаю о своих двух дедушках и двух бабушках - третье колено по вертикали от меня (их метрические данные, фамилии до и после бракосочетания, об их образовании, профессии, заслугах перед Отечеством).

Я знаю о четырех прадедушках и четырех прабабушках - четвертое колено по вертикали от меня (их метрические данные, фамилии до и после бракосочетания, об их образовании, профессии, заслугах перед Отечеством).

Из восходящей родословной я прослеживаю свою фамилию от прапрадеда и прапрабабушки (пятое колено по восходящей вертикали от меня).

Мне известны некоторые данные о пращурах (шестое колено по восходящей вертикали от меня). От пращура идет фамилия, записанная в моем паспорте.

Во временном интервале мои предки (пращуры) в шестом по вертикали от меня колене жили в период первой половины XIX века (Отечественная война 1812 года и подготовка и проведение Крестьянской реформы 1861 года). Они относились к одному из пяти сословий: крестьяне, мещане, купечество, священнослужители, дворяне.

Как правило, людям из крестьянского сословия фамилии в России стали активно присваиваться после Крестьянской реформы 1861 года путем добавления к нареченному при рождении (крещении) имени ребенка и имени (прозвища) отца.

При анализе горизонтальных линий в восходящей по вертикали от меня родословной, в коленах предков прослеживаются многочисленные родственники.

Моими родственниками современниками являются кровные братья и сестры (в моем первом колене восходящей родословной).

65

ISSN 1029-3388

Моими родственниками современниками являются дяди и тетушки (братья и сестры в горизонтальной линии отца и матери) (второе колено по восходящей вертикали от меня родословной).

От семей дядюшек и тетушек (в горизонтали второго колена от меня по вертикали) в моем (первом) колене располагаются мои двоюродные братья и сестры.

Мои современники как родные, так и двоюродные братья и сестры, могут образовать свои семьи, в которых могут рождаться дети. В этом случае у меня появятся родные племянники (из семей родных братьев и сестер) и двоюродные племянники (из семей двоюродных братьев и сестер). Появление этих родственников отображается по нисходящей от меня вертикали на горизонтальной линии.

При образовании мною семьи и рождения в ней детей они будут размещаться на одной горизонтали с моими родными и двоюродными племянниками и обретать статус родства между собой (братьев и сестер).

В восходящей родословной отслеживаются в горизонтали третьего колена по вертикали от меня родные братья и сестры кровных деда и бабушки (их статус двоюродные дедушки и бабушки).

От двоюродных дедушек и бабушек прослеживаются свои нисходящие вертикальные линии: их дети (двоюродные братья и сестры отцов и матерей). По отношению к моему поколению близость родства прослеживается по так называемым боковым (побочным) линиям.

Семьи, образованные в конце XX начале XXI веков, характеризуются биархатностью (основаны на равенстве супругов), нечетким выделением функций супругов, нуклеарностью, малодетностью. Семья осознается как общность, преимущественно потребительски бытовая, досуговая. В то же время в современном обществе превалирует мнение о семье как исторически традиционной, сложной, расширенной, многопоколенной, многодетной общности, основанной на ведущей роли старшего поколения и родственных связях.

Родные корни, генеалогия, родословие - это могучее нравственное средство и для укрепления семьи, и для укрепления государства. И это государственная задача - научить людей ценить цепь поколений, которая была перед ними, и чувствовать себя звеном этой цепи. Это философская основа и жизни, и гражданственности, и патриотизма.

Библиографический список

1. Извеков, И.Н. Генеалогическое исследование как субъектная парадигма в становлении личности гражданина России / Гуманизация образования. - 2012. - № 6. - С. 28-32.

2. Извеков, И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 328 с.

3. Извеков, И.Н. Рабочая учебная программа по дисциплине «История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы» для студентов всех форм обучения по специальностям и группам кодов ОКСО (по выбору) / И.Н. Извеков. - Сочи: Изд-во НОУ ВПО «Международный инновационный университет», 2013. - 60 с.

4. Шилова, М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды / М.И. Шилова. - Красноярск: Универс, 2003. - 454 с.

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.