Научная статья на тему 'Генеалогическое исследование как субъектная парадигма в становлении личности гражданина России'

Генеалогическое исследование как субъектная парадигма в становлении личности гражданина России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
251
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕАЛОГИЯ / GENEALOGY / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / GENEALOGICAL CULTURE / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY VALUES / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ЦЕННОСТНО-ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / VALUE-GENEALOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Извеков И.Н.

Анализируются педагогические аспекты генеалогического исследования с позиций ценностно-генеалогического подхода как теоретико-методологического основания формирования генеалогической культуры и становления личности гражданина России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENEALOGICAL RESEARCH AS SUBJECTIVE PARADIGM IN FORMATION OF RUSSIAN CITIZEN PERSONALITY

Аnalyses the pedagogically aspects of the genealogy research from point of view of the value-genealogical approach as the theoretical-methodology base to formation the genealogical culture and become of the personality of the citizen Russia.

Текст научной работы на тему «Генеалогическое исследование как субъектная парадигма в становлении личности гражданина России»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Извеков И.Н.

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СУБЪЕКТНАЯ ПАРАДИГМА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ

В современной ситуации развития общества преобладает новая гуманистическая парадигма образования, которая существенно отличается от образовательной теории и практики предшествующей естественнонаучной парадигмы советского периода. С позиции развивающегося демократического государства и построения российского гражданского общества, педагогика целенаправленно исходит из того, что новую парадигму образования должна отличать его гуманистическая направленность, основным импульсом и предпосылкой воспитательно-образовательной деятельности которой является уважение к личности и становление ее гражданственности.

В сегодняшних сложившихся условиях известного дефицита нравственности в российском социуме (1, 5) анализируются механизмы становления индивида как культурно-исторического субъекта, воспринимающего историю семьи, как свое прошлое, и чувствующего ответственность перед будущим гражданского общества, как перед своим будущим, зависящим от его действий в настоящем. Именно ощущение человеческой истории, своей непосредственной причастности к этому процессу, позволяет индивиду найти место своей эпохи, своего общества и себя самого относительно ее гражданской целостности. Воспитание молодежи на традициях предшествующих поколений мы рассматриваем как формирование генеалогического феномена идентификации личности в процессе изучения микроистории семьи в контексте истории государства (2). Рассматривая реформирование российского высшего профессионального образования XXI в. необходимо за важностью решения стратегии обучения не упустить проблем воспитания как специфического процесса развития и формирования личности будущего специалиста-профессионала. Достижение цели воспитания осуществляется в процессе применения в образовательном процессе ее многих составляющих. Среди исторически сложившихся составляющих воспитания в педагогике выделяются такие, как: умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В поле зрения образовательных учреждений особое значение приобретают гражданское, правовое, экономическое, экологическое, политическое воспитание и др. Особую роль, например, в нравственном и гражданском воспитании студенчества играет целенаправленное формирование генеалогической культуры личности. Генеалогическая культура, как аспект общей культуры человека, имеет ценностносмысловое и моральное начало, характеризует субъективный мир человека, содержит генеалогические знания о существенных функциях и закономерностях генеалогии при исследовании истории семьи и имеет эмоциональную, ценностноориентировочную, регулятивную составляющие. С должным сожалением можно констатировать, что идеи приобщения будущих молодых специалистов к ценностям

28

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

генеалогии и проблемы формирования генеалогической культуры личности не были предметом исследования в системе советской высшей школы.

В процессеразработки современныхучебно-воспитательныхтехнологиймыпроводим исследования и формирование генеалогической культуры студентов с использованием теоретических и эмпирических методов. Среди теоретических методов используются: анализ отечественной и зарубежной философской, психологической, педагогической и генеалогической литературы, моделирование, синтез. Среди эмпирических методов: анкетирование, педагогическое наблюдение, беседы и интервьюирование студентов и преподавателей, изучение и обобщение педагогического опыта и инноваций, диагностирование, тестирование, анализ творческих исследовательских работ студентов.

Впервые в педагогической практике научно обоснован ценностно-генеалогический подход как теоретико-методологическое основание технологий формирования генеалогической культуры личности. Теоретическую основу ценностно-генеалогического подхода определяют: цели, задачи и принципы формирования генеалогической культуры личности; система генеалогических знаний и умений, получаемых в процессе обучения и воспитания в специально формируемой для этих целей целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения. В процессе оптимизации учебно-воспитательного процесса происходит углубленное (поколенное) установление идентичности личности с конкретной фамилией, семьей, ветвью рода, рода в целом, что способствует генеалогической идентификации человека, определению его поля преемственности поколений, осознания и почитания микроистории семьи в истории Отечества.

Такой подход формирования генеалогической культуры позволил определить структурные компоненты технологии формирования генеалогической культуры, исходные методологические позиции в учебно-воспитательном процессе и стратегическое направление формирования личности.

Становление духовно-нравственной позиции личности через изучение истории семьи обеспечивается соблюдением в формировании генеалогической культуры целостной системы принципов: рефлексивности (преемственности поколений), полиинформативности, интерактивности, толерантности, самореализации, генеалогической самоидентификации. Осмысление личностью собственного жизненного опыта происходит через осознание преемственности поколений; осмысление социальных ценностей совершается через наделение их собственными смыслами. На основе опыта изучения истории своей семьи человек формирует собственное поле индивидуальных смыслов. Рефлексивность в этом случае понимается в контексте индивидуального осмысления собственного опыта через призму жизнедеятельности современников и предыдущих поколений.

Генеалогическую составляющую учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях мы связываем с субъектной парадигмой формирования генеалогической культуры растущего человека, которая, как показало наше многолетнее исследование, развивает мотивацию учащихся к творческо-поисковой деятельности, вырабатывает ответственность индивида за свои решения и поступки в духовносоциальной сфере гражданского общества. Приобщение учащейся молодежи к генеалогической культуре, по нашему мнению, должно выстраиваться на взаимодействии учащегося с семьей под руководством преподавателей вуза в процессе изучения, анализа и систематизации семейных ценностей воспитанниками с учетом закономерностей генеалогии.

29

ISNN 1029-3338

Человек, как представитель семьи,— частица непрерывно меняющегося государства (как в прошлом, так и в настоящем). Семья, как ячейка государства, вносит свой вклад в его развитие, принимает участие в духовной жизни и в духовном развитии общества. Отдельная семья (ветвь рода) в тот или иной исторический период отражает и приумножает духовно-нравственные ценности государства. В многовековой истории Отечества имеются многочисленные примеры сохранения семьями сведений о ее становлении и развитии, о предках, сформированных поколениях, оперирования метрическими и памятными датами в жизни близких, сохранения родственных (кровных и свойственных) связей среди породненных современников и потомков. Такие сведения накапливались и сохранялись в домашних архивах семей, в генеалогических документах ветвей рода, передавались представителями фамилий в архивы специальных генеалогических служб государства для систематизации, учета и хранения. Следует отметить, что такое почтительно-уважительное, поддерживающее отношение государства к генеалогии сохранилось из глубины веков и отразилось в развитии теории и практики педагогики как основа нравственного воспитания в программах народного образования в правительствах дореволюционной России (с 1803 г.).

Однако после установления советской власти генеалогические службы в России были исключены из государственной системы. В годы существования СССР и постперестроечный период основам генеалогии и методам сбора родоведческой информации в семьях должного внимания не уделялось. Для граждан страны доступ к археографическим материалам в государственных архивах был ограничен, генеалогическая практика исследования историй семей была исключена из практики образовательных учреждений и не поощрялась в советском обществе. Для поколения россиян, вступивших в XXI в., после принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г., практически нет ограничений в доступе к историческим документам, материалам архивов, фондам крупных библиотек, музеев, что открывает возможности приобщения к генеалогическим ценностям в духовном плане и создает условия для нравственного воспитания личности. Однако до последнего времени этот ресурс человеческой памяти практически не используется в педагогике, несмотря на то, что Конституция Российской Федерации (1993 г.) вернула гражданам право практически осуществлять генеалогическую идентификацию с предками: заниматься разысканием историй семей, выстраивать родословные, прослеживать становление своих фамилий, устанавливать историческую правду о предках и чтить родство свое. Задача состоит в том, чтобы дать знания основ генеалогии, методов генеалогических разысканий тем, кто имеет намерение восстановить историю семьи и тем самым реализовать свое конституционное право гражданина России.

В нашей практике многолетнего консультирования по вопросам исследования историй конкретных семей (ветвей рода) установлено, что человек, обращающийся к памяти предков, начинает осознавать необходимость проведения исследования истории семьи. Для осуществления исследования ему необходимы знания по вспомогательным историческим дисциплинами, кропотливая поисковая практическая деятельность. Мониторинг деятельности субъекта по изучению истории семьи позволяет проследить изменения, которые происходят в личности под влиянием сбора генеалогической информации, креативной деятельности синтеза и систематизации родоведческих материалов. Изучение истории семьи человеком активизирует формирование духовности и значимости семейных ценностей, исторической преемственности поколений,

30

Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 6/2012

нравственных чувств, нравственного поведения, способствует его становлению, развивает его генеалогическую культуру. Процесс изучения истории семьи под руководством преподавателя учебного учреждения приводит к изменению отношения исследователей к микроистории семьи на фоне становления истории Отечества. У них появляется убежденность в необходимости изучения истории семьи, настойчивость в достижении поставленной цели, целеустремленность в поведении и деятельности, доброжелательность и уважение не только к семье (к родителям, предкам), но и к своему окружению. Для них память о предках приобретает значимость почитания своего родства, формирования генеалогической культуры, что позволяет судить о субъектности развитии личности.

Задача образовательных учреждений состоит в разработке инновационных технологий по приобщению молодежи к развитию интереса к истории своей семьи, к формированию у нее основ генеалогических знаний и практических умений и навыков разыскания и систематизации родоведческих материалов. Реализация в учебном процессе модели (алгоритма) взаимодействия обучаемого, его семьи и образовательного учреждения в сфере генеалогических исследований позволяет обучающимся, на основе собранной информации, проследить микроисторию своей семьи из глубины веков и прочувствовать сопричастность предков, родительской семьи, себя и потомков к истории Отечества. Организация такой деятельности воспитанников в целостной образовательной среде семьи и учебных учреждений помогает воссозданию института российской семьи с целью поддержания благоприятного климата в семье, возрождения семейных ценностей и традиций, сохранения и укрепления внутрисемейных и межпоколенческих связей, преемственности поколений, передачи положительного опыта старших младшим. Именно такая работа в сфере образования представляется нам одним из приоритетных направлений в системе нравственного воспитания растущего поколения в гражданском обществе.

Мы вводим в процесс образовательной деятельности студенчества генеалогическое исследование — целенаправленный сбор информации из разнообразных источников родоведческих материалов, их систематизацию и анализ. Введение такого исследования в студенческой среде создает основу для духовно-нравственного становления личности через обращение к микроистории семьи в истории Отечества. Собранные материалы позволяют студентам найти истоки и этимологию своих и породненных фамилий, проникнуться почтением и уважением к основоположнику рода (семьи), памяти ключевых вех в истории семьи. Генеалогическое исследование в процессе изучения микроистории семьи позволяет молодому человеку представить жизнь и быт родственников, их роль в истории страны, познать традиции, обычаи, духовность, задуматься о преемственности в поколениях ветви рода, фамилии, образовании своей семьи. Переход собранной и систематизированной родоведческой информации во внутренние детерминанты личности проявляется в ее поведении и духовном самоопределении, в ориентации на социально-ценностное поведение и деятельность [2-4].

Формирование генеалогической культуры по своей сущности имеет гуманистическую направленность, позволяет акцентировать внимание молодежи на духовных семейных ценностях, развивает мотивацию изучения истории семьи. В конечном счете, формирование генеалогической культуры служит воспитанию подлинных гражданских чувств, любви к своему Отечеству, развитию интеллигентности, толерантности, истинного патриотизма и во многом отражает личностную гражданскую компетентность и нравственную воспитанность человека.

31

ISNN 1029-3338

Безусловно, обучение и воспитание неразрывно связаны. Здесь уместно напомнить изречение Платона: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Актуальным оно остается и в XXI в.: воспитание эмоций, воли, характера, мотиваций, ценностных ориентаций, интеллекта.

Библиографический список

1. Извеков, А.И. Проблема личности постмодерна : Кризис культурной идентификации [Текст] / А.И. Извеков. СПб., 2008.

2. Извеков, И.Н. Генеалогический феномен идентификации личности [Текст] : моногр. / И.Н. Извеков // Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG Saarbrucken, Germany. Номер проекта 1296. 2011. 188 с.

3. Он же. Генеалогический феномен идентификации личности [Текст] / И.Н. Извеков // Народ. образование. М., 2011. № 4. С. 128-137. (Сер. «Школа и воспитание»).

4. Он же. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы [Текст] : моногр. / И.Н. Извеков. Сочи : ИОТ РАО, 2011. 320 с.

5. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / пер. с англ. М. : Политиздат, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.