ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Извеков И.Н.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ (ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИХ) ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА
В качестве инновации в формировании генеалогической культуры студентов рассматривается генеалогическое исследование при изучении ими истории своей семьи по специально разработанному для этих целей учебному пособию «История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы»[4]. В генеалогии рассматривается человек с присущими ему особенностями, через которые преломляется его участие в истории семьи, ветви рода, рода, и на этих исторических фактах, имеющих личностное и общественное значение, обосновывается история общества и государства. В гуманистической педагогике в центр воспитательной системы поставлена личность с ее индивидуальными особенностями, а процесс обучения и воспитания основывается на принципе гуманизации, отражающем учет индивидуальности каждой личности [1; 2]. В генеалогии и педагогике человек является истинной ценностью, независимо от его роли в семье, обществе, в системе воспитания. Задача генеалогического исследования, как инновации в формировании генеалогической культуры студентов, предусматривает выявление и акцентирование роли человеческого фактора в генеалогии и воспитании в процессе подготовки социально компетентного специалиста.
Человек - частица непрерывно меняющегося государства (как в прошлом, так и в настоящем). Семья, как ячейка государства, вносит свой вклад в его развитие, принимает участие в духовной жизни и в духовном развитии общества. Отдельная семья, отдельный род в тот или иной исторический период отражает и преумножает нравственные и духовные ценности государства. Задача генеалогии состоит в том, чтобы изучить историю семейств, которые, так или иначе, участвовали в становлении, развитии государства и его защиты в целом, конкретного региона, города, местности и т.д. Многие семьи хранят сведения о своих предках, о предшествующих поколениях в семейных легендах, домашних архивах, обращаются к знаменательным датам в истории семьи, поддерживают родственные кровные и свойственные связи с современниками и потомками. Находят примеры их участия в исторических событиях, что развивает у потомков чувство гордости, уважения, почтения своих предков и формирует их личное и общественное сознание. По определению генеалога Л.М. Савелова общественное сознание «есть народное самосознание» [6. С.1]. Отмечая важность родовой памяти для воспитания человека, ученый философ, математик и священник П. Флоренский указывал на единство рода и личности, полагая, что история рода должна давать нравственные уроки для каждого гражданина. Действительно, знание истории семьи, ветви рода заставляет вспоминать о традициях, фамильной чести, трудолюбии, с детства учит с любовью и почтением относиться к старшим в семье, помогать им. В своих трудах П. Флоренский определил целостную программу на поддержание «человеческого фактора» ныне живущим: «Надо чувствовать за собою прошлое, культуру, род,
26
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014
родину. У кого нет рода, у того нет и Родины и народа. Без генеалогии нет патриотизма...» [7. Т. 3(2). С. 29-30].
Как правило, многие студенты, проявляя интерес к истории своей семьи, обращаются за информацией о предках к окружающим родственникам, выступают в роли начинающих исследователей-генеалогов. В этом случае они ограничивают свои разыскания на стадии сбора генеалогической информации на уровне семейных связей посредством опроса родственников, свойственников и близких им людей. Чаще всего такая ситуация возникает из-за того, что в годы советской власти и постперестроечный период в системе просвещения и образования генеалогия и методы сбора генеалогической информации были искусственно исключены из повседневной практики россиян и образования. Поэтому ныне живущие граждане в большинстве своем не знакомы с вопросами практической генеалогии и ее проблемами. Для поколения россиян, вступивших в XXI век, практически нет ограничений в доступе к историческим документам, материалам архивов, фондам крупных библиотек, музеев, что открывает возможности приобщения к генеалогическим ценностям в духовном плане и создает условия для полного воспроизведения истории семьи не только за минувшее столетие, но и периоды Российской империи. Приобщение студентов к воссозданию преемственности поколений через изучение истории семьи является составной частью духовно-нравственного воспитания. Нравственное воспитание подрастающего поколения в истории России основывалось на проверенных временем народных традициях: почитании предков, уважении семейных традиций и сохранении памяти о прошлом. В силу такого народного воспитания человек в своей жизни обязан был стремиться стать достойным предков и не уронить чести рода. Девиз такого воспитания: каждый потомок должен гордиться своими истоками, но одновременно и помнить, что лично у него в историческом прошлом нет никаких заслуг или вины. Человек сам определяет свое место в генеалогической структуре рода, отношение к своим предкам через изучение родословия на основе генеалогических знаний и постепенно начинает осознавать собственную задачу как потомка рода во взаимосвязи со своими предками для накопления и передачи родовой информации потомкам.
Исследование истории семьи студентом - это не только частное занятие; оно способствует обогащению исторического знания о становлении и защите Отечества, конкретных личностях, участвовавших в развитии страны (формировании науки, культуры, отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, сохранении памяти о предках, современниках и подготовке родовой информации для передачи потомкам). При таком осознании истории семьи и своего положения в ее структуре у человека происходит формирование идентичности со своими предками, сознательного отношения к своей жизни, к созданию собственной семьи, через которую он будет связан с потомками. В конечном итоге это сложный путь формирования генеалогической культуры современника через осознание преемственности поколений, единства семьи, ветвей рода, рода, народа, Отечества.
Обращаясь к практике российской генеалогии, можно констатировать, что свою родословную знали далеко не все, однако люди, обладающие общей культурой, были обязаны ее знать, так как родословие - память о предках, часть семейной культуры, являющейся основой общей культуры. Генеалогические разыскания и составление на их основе родословной (поколенной росписи) семьи современными студентами, как правило, направлено на восстановление или установление не только метрических данных родственников и свойственников, но и статуса, места и роли отдельных представителей вет-
27
ISSN 1029-3388
ви рода в обществе. В качестве истинной ценности в истории семьи выступает каждый ее конкретный представитель, независимо от того, как велика была его роль в развитии государства, семьи, общества. Он значим для семьи тем, что является ее представителем, имеющим свои особенности, свою неповторимую историю.
При рассмотрении роли конкретной личности в генеалогическом исследовании на основе ценностно-генеалогического похода [3; 5] явно прослеживается отношение к данному феномену как к аспекту воспитания. При определении педагогики как науки о воспитании мы исходим из положения о том, что новую парадигму образования должна отличать его гуманистическая направленность, основным импульсом и предпосылкой воспитательно-образовательной деятельности которой является уважение к личности и содействие ее развитию. Для современной системы образования гуманизм означает тенденцию в развитии науки как социального института и личности как субъекта воспитательного воздействия, утверждающего абсолютную ценность и достоинство человека [1. С. 17]. Переход к гуманистической парадигме в учреждениях отечественной системы образования позволил обратиться к личности как ценности, с ее индивидуальными интересами, способностями, потребностями, возможностями. Осмысление предложенного академиком М.Н. Берулавой определения понятия «гуманизация образования» показывает, что идея удовлетворения базовых потребностей индивида восходит к теориям К. Роджерса и А. Маслоу. Ученый определил наиболее важные потребности личности: потребность в безопасности, в принадлежности к какому-нибудь обществу, в любви, в уважении и в необходимой самооценке - удовлетворение которых становится условием развития способностей и реализации потенциала личности. Гуманистическая парадигма рассматривает каждого студента в качестве главного субъекта учебно-воспитательного процесса и предполагает его право на личную траекторию образования, неразрывно связанную с духовно-нравственным становлением личности. Таким образом, гуманизация отношений субъектов образовательного процесса является ключевым звеном в гуманизации учебно-воспитательного процесса в целом.
Человеческий фактор в генеалогии и педагогике проявляется в подходе к личности как истинной ценности, независимо от ее роли в обществе, семье, в системе воспитания. Воспитание характеризуется приоритетностью развивающей и воспитывающей функций по отношению к обучающей, информационной и контролирующей. Обращенность к генеалогическим разысканиям в воспитании личности, восстановление исторической преемственности поколений, формирование личного и общественного сознания на основе приобщения к российским духовным традициям и нравственным ценностям, возрождение величия Отечества наиболее эффективно происходит при изучении жизни и деятельности конкретных личностей и при воспитании подрастающего поколения на генеалогических ценностях, отражающих историю семьи. Ценным для человека считается все, что содействует более полному развертыванию специфических человеческих способностей и что поддерживает жизнь. Единство рода для человека на основе преемственности поколений проявляется в воспитательном воздействии на личность: история семьи призвана давать нравственные уроки для нее. Знание истории семьи, рода ставит студента перед необходимостью анализировать традиции, преемственность поколений, фамильную честь, семейные ценности, что в полной мере определяет и поддерживает «человеческий фактор» ныне живущих.
Приступая к формированию генеалогической культуры студентов, мы систематизировали научные представления известных ученых, генеалогов и педагогов, определе-
28
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014
ния практических работников, обеспечивающих воспитательную работу в различных сферах региональной политики субъектов федерации (образовательной, семейной, молодежной, спортивной, военно-патриотической, культурной, конфессиональной, общественных организаций и др.), касающихся понятий генеалогических ценностей в молодежной среде. С учетом наших многолетних наработок определены следующие группы генеалогических ценностей.
1. Общечеловеческие абсолютные ценности, отражающие связи с семьей, принадлежность к семье.
Семья. Родители (мать, отец). Предки. Отношение между потомками и живущими представителями старшего поколения. Любовь, почитание старших. Добро. Милосердие. Преемственность поколений. Осознание роли предков для потомков. Отношения в семье. Принадлежность к роду. Роль родителей в истории семьи. Семейные связи с породненными родами.
2. Государственные и общественные ценности, отражающие осознание причастности к стране и роли предков в истории Отечества.
Осознание принадлежности к своему Отечеству через предков, собственной значимости для будущего. Чувство гордости за семью, своих родителей. Семейный долг во имя Родины. Семейная честь. Значение родительской семьи для дальнейшего становления (жизненного самоопределения). Служение своему Отечеству. Стремление состояться как личность, внести свой вклад в развитие Отчизны.
3. Патриотические и гражданские ценности, влияющие на духовно-нравственное развитие.
Чувство гордости за семью, своих родителей, представителей старших поколений. Чувство гордости от принадлежности к своему роду. Осознание принадлежности к государству - гражданственность. Патриотизм. Чувство ответственности за свое поведение, деятельность. Способность к творческому обобщению материалов по истории семьи. Толерантность в отношении к взглядам, мнениям, поведению своих предков из глубины веков и ныне живущих родственников. Высокие духовные интересы. Поведение и действия в соответствии с семейными традициями. Осознание ответственности за принятие решений. Осознание самостоятельности в жизни, в принятии решений. Трудолюбие как общечеловеческая ценность.
Освоение и осознание таких ценностей, классифицированных как генеалогические ценности, влияет на формирование генеалогической культуры студентов. Изучение студентами истории семьи мы рассматриваем как целенаправленный личностно-ориентированный воспитательный процесс, результатом которого является интеграция генеалогической и нравственной культур при подготовке квалифицированных специалистов.
В процессе мониторинга исследования историй семей студентами удалось установить влияние на студента-исследователя генеалогических разысканий и их результатов. Нами было установлено, что студент, обращающийся к памяти предков, как правило, начинает осознавать необходимость проведения исследования истории семьи и понимать, что для осуществления исследования необходимы знания по генеалогии и кропотливая поисковая практическая деятельность. Приобщение студента к знаниям и умениям из сферы генеалогической науки, обучение его конкретным навыкам по разысканию недостающих доказательных документов по той или иной семейной истории являются необходимыми и достаточными условиями, способствующими формированию генеалогической культуры, позволяющей ему приступить к практической части своего разыска-
29
ISSN 1029-3388
ния. Чаще всего такое разыскание начинается с составления рабочего варианта генеалогического документа - родословной таблицы (поколенной росписи) и написания на ее основе монографии - истории семьи (ветви рода, рода).
Мониторинг деятельности личности по изучению истории семьи позволяет установить изменения, которые происходят в личности под влиянием собранной ею генеалогической информации. Анализ данных мониторинга показывает, что в большинстве случаев у студентов интерес к генеалогическим разысканиям возрастает. Это приводит к изменению отношения исследователя к генеалогическим разысканиям: у него появляется убежденность в необходимости изучения истории семьи, настойчивость в достижении поставленной цели, целеустремленность в поведении и деятельности, доброжелательность и уважение не только к семье (к родителям, к предкам), но и к своему окружению. Это позволяет судить о развитии личности, на которое, по данным наших наблюдений, влияет процесс и результат изучения истории семьи. Изучение истории семьи на основе проведения генеалогических разысканий активизирует формирование у студента значимости семейных ценностей, ценности истории семьи, исторической преемственности поколений, нравственных чувств, нравственного поведения, способствует его становлению, развивает его генеалогическую культуру.
Мониторинг формирования генеалогической культуры студентов показал, что не в каждой семье с должным вниманием относятся к памяти предков. Не в каждой семье ныне здравствующим потомкам удается получить ответы на комплекс вопросов по генеалогической направленности. Память же о предках - основа семейной культуры, и задача образовательных учреждений приобщить воспитуемых к развитию интереса к истории своей семьи, сформировать у них основы генеалогических знаний и практические умения разыскания родоведческой информации и ее систематизации. Реализация алгоритма взаимодействия семьи (хранителя генеалогических ценностей) и образовательного учреждения (разработчика программ изучения истории семьи) в сфере генеалогических исследований позволяет студентам на основе собранной информации проследить микроисторию своей семьи из глубины веков и прочувствовать сопричастность предков, себя и родительской семьи к истории Отечества.
Во многом активность взаимодействия семьи и образовательного учреждения в приобщении студентов к генеалогическим исследованиям зависит от того, как та или иная семья накапливала, хранила, перерабатывала и передавала из поколения в поколение информацию о предках. Но в этой простой цепочке в различные исторические этапы могли сказаться объективные и субъективные факторы, приведшие к стиранию (потере) генеалогической информации. В таких случаях в семьях приходится довольствоваться лишь только тем, что они знают, кто их отец - мать и, в лучшем случае, деды - бабушки. Теоретически здесь все просто и, следуя законам и правилам генеалогии, каждая семья может быстро освоить навыки сбора и систематизации недостающей информации не только для восстановления микроистории семьи, но и для передачи ее в форме семейного (генеалогического) документа нарождающимся поколениям (своим потомкам).
Формирование генеалогического документа об истоках семьи во многом определяется потребностью человека иметь и сохранять такую информацию. Существуют различные факторы, которые являются основополагающими для накопления семейной информации. Они во многом определяются и зависят от национальности, уклада жизни, вероисповедования, места проживания, образования, семейной культуры и других факторов. В памяти поколения, вступившего в XXI век, генеалогическая информация за
30
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 1/2014
последний XX век должна быть сформирована в наиболее полном объеме и храниться в самой семье: это приблизительно сведения о четырех поколениях (100-летний временной интервал). Естественно, чем настоятельнее в семье возникает потребность помнить и чтить родство свое, хранить информацию о предках из глубины веков, тем полнее и объемнее должен быть ее домашний архив. Объем домашнего архива, например, за 200 лет, должен содержать и позволять прослеживать генеалогическую информацию о преемственности семи поколений.
Одним из направлений формирования генеалогической культуры студентов является воссоздание института российской семьи с целью поддержания благоприятного климата в семье, возрождения семейных ценностей и традиций, сохранения и укрепления внутрисемейных и межпоколенческих связей, преемственности поколений, передачи положительного опыта старших младшим. Это одна из главных задач и целей нравственного воспитания студенческой молодежи. Именно такая работа в сфере высшего профессионального и среднего специального образования представляется нам одним из приоритетных направлений в системе нравственного воспитания современного компетентного специалиста.
Историческая генеалогия содержит информацию, необходимую для современного поколения в его стремлениях найти связь с предшествующими поколениями, воссоединиться со своим родом через трансформируемую временем «социальную память». В гуманистической системе образования и воспитания, обращенной к личности, имеются все возможности удовлетворения потребностей личности к восстановлению и систематизации истории семьи с целью осознания и самоидентификации себя в общей генеалогической структуре семьи, рода, социума. Знание студентом истории своей семьи непосредственно влияет на социальную память, а накопление генеалогических материалов по историям семей создает мощный фундамент для уточнения и конкретизации исторических событий, в которых прослеживается участие близких или дальних родственников, предков или представителей рода из отдаленного прошлого. Это позволяет студенту понимать исторические события не абстрактно, а во взаимосвязи с конкретными людьми -представителями семьи, ветви рода, рода.
Библиографический список
1. Берулава, М.Н. Теория и практика гуманизации образования. - М., 2000. - 340 с.
2. Зимовина, О.А. Теоретические основы индивидуализации обучения. - Сочи: ИОТ РАО. - 2007. -
189 с.
3. Извеков, И.Н. Генеалогия в современном учебном процессе: методология курса «История семьи». -Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. - 2008. - 180 с.
4. Извеков, И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы: Учеб. пособие. - М. ИНФРА-М, 2014. - 169 с.
5. Извеков, И.Н. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы: монография. - Сочи: ИОТ РАО. - 2011. - 320 с.
6. Савелов, Л.М. Лекции по русской генеалогии. - М., 1994. - 273 с.
7. Флоренский, П. Об историческом познании. - Сочинения в 4-х томах. - М., 1999.
8. Электронный ресурс; режим доступа http: /www. Znanium.com - (Высшее образование: Магистратура). - DOI 10.12737/1072 (www.doi.org)/.
31