Научная статья на тему 'Генеалогическая культура личности как средство формирования социальной идентичности личности'

Генеалогическая культура личности как средство формирования социальной идентичности личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
386
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / HISTORICAL GENEALOGY / GENEALOGIC CULTURE / GENEALOGIC VALUES / OF GENERATIONAL CONTINUITY / IDENTIFICATION / SOCIAL MEMORY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Извеков Игорь Николаевич

В статье рассмотрен эффект использования исторической генеалогии и обоснования воспитательного аспекта в формировании генеалогической культуры личности в процессе генеалогического исследования истории семьи, проводимого с целью сохранения памяти о предках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality genealogical culture as means of a person social identity formation

This article describes the effect of using historical genealogy and educational aspect rationale in the formation of genealogical culture identity in the process of family history genealogical research, conducted to save the memory of ancestors.

Текст научной работы на тему «Генеалогическая культура личности как средство формирования социальной идентичности личности»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ

Извеков И.Н.

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Воспитание подрастающих поколений на всем пути развития земных цивилизаций всегда направлено на облагораживание разрушительных эгоистических природных влечений индивида и в процессе периода жизни человека устремлено на его постоянное развитие, имеющего в своей основе нравственную направленность. На Руси под воспитанием было принято понимать обучение необходимым поведенческим навыкам, формам трудовой деятельности, соблюдать социальные нормы и семейные ценности, религиозные обычаи и ритуалы, помнить и чтить родство свое. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения во все времена государства Российского являлось самым важным и всегда основывалось на почитании предков, уважении семейных традиций и сохранении памяти о прошлом. Издревле проверенная временем жизненная мудрость россиян, как мораль и нравственность народа, отфильтрованными каплями оседала в его памяти, сохранялась и передавалась из поколения в поколение. Долог и тернист был путь формирования духовного наследия народа в форме летописей, сказаний и практических знаний о предках. И только в конце ХЕХвека эти знания определились как самостоятельная наука - историческая генеалогия, которая отслеживает и изучает генеалогические связи между людьми и, как справедливо отметил Е.В.Пчелов, системы, которые вследствие этих связей возникают (происходят, развиваются и гибнут)[8, с. 54].

Изучение истории семьи позволяет представить жизнь и быт своих предшествующих поколений, их занятия, традиции, обычаи, что и составляет одно из духовно-нравственных предназначений человека помнить и чтить родство, знать свои истоки [4, с. 241-250]. Познание такой исторической информации, ее систематизация и интерпретация влияют на психологические детерминанты личности и ориентацию на углубленное духовное единение с семьей, социально ценностное поведение и деятельность, что и определяет генеалогическую культуру человека. Формирование генеалогической культуры — это осознание основных се-

мейных и нравственных ценностей, норм поведения, нравственного идеала, что в свою очередь предопределяют ориентацию на уважение и почитание предков, перерастающую во многих случаях в генеалогическую идентичность [4, с. 250255]. В генеалогической педагогике понятие «генеалогическая идентичность» определяет осознание личностью преемственности поколений, принадлежности к семье, постижение своих генеалогических истоков в процессе социально-исторического контекста. Генеалогическая идентичность - составляющая часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию личностью своей принадлежности к определенной семье, ветви рода, роду [5, с. 213-222]. Отметим, что формирование генеалогической культуры и здоровой, гармоничной, генеалогической идентичности осуществляется в процессе активной деятельности человека при изучении истории семьи в истории Отечества.

Что в имени тебе моем?

Чаще всего при общениях в социуме каждый из нас гордо произносит свое имя. В зрелом возрасте во многих жизненных ситуациях, представляя себя, молча предъявляем гражданский документ - паспорт. Чаще произносим или пишем свою фамилию, имя, отчество. Сочетание всего-то из трех слов - символов, подчеркивающих целостное «Я» человека - гражданина. Оно хранит подлинный смысл и значение каждого из трех слагаемых слов, вписываемых в юном возрасте каждого человека в гражданский паспорт из метрического документа новорожденного.

Имя, отчество, фамилия: в их последовательности заложен определенный семейный код и его алгоритм. Имя - обоюдное согласие двух любящих родительских сердец, однажды соблаговоливших подарить каждой родившейся искре Божией жизнь и закрепить ее в имени, записанным в личном генеалогическом документе (метрическое свидетельство отделения государственного архива ЗАГС в месте рождения новорожденного). Отдельными строками в метрическом документе прописываются жизненные коды родителей (их имена, отчества, фамилии). Вносится в метрический документ и отчество новорожденного - продолжение статуса ребенка, как правило, по личному имени отца, нареченного когда-то и ему при рождении его родителями (теперь еще дедом и бабушкой новорожденного). В метрическом документе отражены не только дата и географическое место рождения человека, но и его фамилия. Фамилия - явление духовной жизни семьи, овеянная особым таинственным смыслом, воспринятого от прежних поколений, чаще всего по отцовской линии. Фамилия, наследуемое семейное наименование, прибавляемое к личному имени и отчеству новорожденного, передается, в большинстве случаев, как символ преемственности поколений, указывающий на принадлежность конкретного лица, которое когда-то впервые при определенных обстоятельствах нарекли фамилией. Фамилия записывается за новорожденным ребенком с обоюдного согласия родителей. Метрическое

свидетельство о рождении ребенка, как подлинник основного государственного документа человека, выдается родителям, а сопутствующие его появлению журнальные (метрические) записи (в двух экземплярах) передаются на вечное хранение в специальные государственные архивы записей актов гражданского состояния.

Кто он предок в восходящей вертикальной цепочке, от которого заимствована фамилия для новорожденного? Во всяком случае в метрическом свидетельстве ребенка он, чаще всего, обозначен в отчестве и фамилии отца, по которому и определяется имя и фамилия одного из двух дедов. Если сопоставить метрические документы ребенка и родителей, хранящиеся в семейном архиве, то из них прослеживаются не только конкретные имена обоих дедов ребенка (по линии отца и матери), но и имена и фамилии четырех прадедов и четырех прабабушек. Отметим, что в метрическом документе матери новорожденного, зафиксирована ее девичья фамилия. Таким образом из сопоставления всего-то трех метрических документов (ребенка и родителей), выстраивается генеалогия новоявленного потомка в семье в форме восходящей родословной (1 колено), с породненными фамилиями в горизонталях родителей (2 колено) и двух от них старших поколениях: дедов (3 колено) и прадедов (4 колено) [6, с.121-127].

Интерпретация истории семьи

От кого из прадедов (прапрадеда, пращура ли или более раннего предка) заимствуется фамилия для ребенка? Во всяком случае фамилия четко прослеживается от четвертого (пятого, шестого или более раннего колена) в восходящей вертикали родословной здравствующей семьи, фиксируемой родителями из метрического документа своего бракосочетания и переносимой в метрическое свидетельство новорожденного? Как интерпретируется этимология фамилии ребенка в историю семьи? Почему родители зафиксировали за своим ребенком конкретную фамилию, которая вписана в метрический документ новорожденного? Какова эта история и почему именно за конкретным предком когда-то закрепилась эта фамилия, доставшаяся, например, каждому в наследство из глубины веков и перешедшая в столетие нового миллениума? В поле скольких колен в семье сохранена эта преемственность, и какова череда породненных фамилий в каждом из поколений? Это тайна для окружающих владельца фамилии. А вот знает ли этимологию своей фамилии ее владелец? В сочетании трех метрических символов человека заложено ни что иное, как микроистория семьи в истории Отечества. Задумывался ли каждый из нас над этой гражданской истинной? Проблема ли для ныне живущего человека знать историю семьи от некого генеалогического истока? Не вызывает сомнений, что семья должна выступать хранителем такой информации и обязана передавать ее из поколения в поколение потомкам. По крайней мере, так было в классической многодетной российской семье до установления советской власти, лидерство в которой признавалось за старшим (здравствующим) поколением, хранителями истории семьи. Издревле в

России сохранение такой информации о преемственности в поколениях составляло семейную память не только о предках, ушедших в мир иной и здравствующих персоналиях в поколениях, но и трактовалась в обществе как социальная память в проявлении генеалогической культуры в семье и социуме. И даже в малоимущих дореволюционных сословиях такая память (скорее всего в форме устных семейных легенд) сохранялась веками.

Известны различные комплексы источников (до 1917 года), содержащих сведения генеалогического характера. Особый интерес представляет комплекс материалов церковной демографической статистики, позволяющей проследить историю любой семьи, независимо от ее социальной принадлежности (метрические книги, исповедные ведомости). Не менее интересные сведения генеалогического характера составляют источники, содержащие информацию о представителях отдельных сословных групп (ревизские сказки, клировые ведомости, губернские дворянские родословные книги, формулярные списки, др.). В сложившихся конфессиях России (в том числе и православной) человеку внушалось ощущать себя в поле не менее семи колен.

Конечно, приведенный выше упрощенный алгоритм составления родословной формально быстро воспроизводится на основе сопоставления и противопоставления метрических документов ребенка и родителей. Как правило составление такой родословной начинается исследователем со своего рождения, в которой семья трактуется как понятие «Семь Я», образующее упрощенную государственную ячейку, состоящую из ребенка, его родителей, родителей отца и родителей матери. Поле кровного родства такой семьи составляет всего три колена и остается в памяти ее персоналий в течении ста лет. Но, ограничивается ли история семьи полем родственников только из семи «Я» трех колен? Конечно нет. Если говорить о новорожденном, то в процессе жизни в его первом колене восходящей родословной могут оказаться не только кровные братья и сестры, но и появиться единокровные, единоутробные, сводные, трактуемые в жизни как родные. Со временем во вновь образуемых семьях детей появляются свои дети, которые для исследователя становятся племянниками, а для его родителей внуками. Такая ситуация проявляется из-за того, что во 2 колене родословной (родители) браки фиксируются не только в архиве ЗАГС и при соблюдении конфессионального обряда венчания для верующих в культовых учреждениях, но и возникают стихийно, как результат гражданского сожительства (без регистрации брака). Во втором колене проявляют себя братья и сестры родителей (дядюшки и тетушки исследователя), в семьях которых дети становятся двоюродными братьями и сестрами исследователя конкретной семьи. В ряде случаев дядюшки и тетушки принимают участие в становлении и воспитании племянника (исследователя). Значимая роль в воспитании потомков отводится не только бабушкам и дедушкам, но и в ряде случаев и их братьям, и сестрам (двоюродными дедами и бабушками). В процессе жизненных перипетий может оказаться столько непредвиденных ситуаций, что у исследователя появляется потребность разобраться в них и составить четкое представление о семье. Нет одинаковых семей.

Процесс обращения к изучению и синтезу родства своего для каждой личности индивидуален.

История семьи и система образования

Мотивация генеалогического интереса возникает в разные возрастные периоды развития человека. В системе образования проблеме формирования генеалогической культуры в XX веке внимание не уделялось и только с начала XXI века постепенно определилось в научное педагогическое исследование. В новое десятилетие начавшегося века наметились предпосылки для формулирования основ генеалогической педагогики в современной системе просвещения и в рамках реформирования российского образования XXI века.

Обобщение наработок в сфере нравственного воспитания растущего поколения позволили выступить с концепцией воспитания молодежи не только в исторически сложившихся составляющих умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического элементов [1,2,3]. Но самое главное, что еще и позволило вернуться к необоснованно забытой в годы советской власти составляющей, как генеалогическая культура личности. Памятуя, к тому же, что в образовательных учреждениях особое значение приобретают гражданское, патриотическое, правовое, экономическое, экологическое, политическое воспитание, то и в них без целенаправленного формирования генеалогической культуры учащейся молодежи не обойтись.

Методология формирования генеалогической культуры личности стала обсуждаться в многочисленных дискуссиях и публикациях после 1993 года, в которых ее концепция рассматривалась с учетом возрастного развития, происходящего как непрерывный процесс самоизменения в деятельности индивидуума, чаще всего, для ситуации в целостной образовательной среде семьи и учебного учреждения. По-разному в педагогике определяются возраст или периоды развития человека. В сложившейся мировой системе образования учащихся принято рассматривать в соответствии с характером той образовательной системы, в которой они обучаются и воспитываются. В вопросах формирования генеалогической культуры учащихся в нашем исследовании акцентируется внимание на категории школьников [младшего школьного возраста (7-10 лет), подростковый возраст (11-15 лет), юность (16-18 лет)] и студентов [ранняя зрелость (конец второго, начало третьего десятилетия)].

С 2002 по 2007 год основным объектом исследования формирования генеалогической культуры была выбрана целостная образовательная среда семьи и школы для возрастной категории старшеклассников [юность (16-18 лет)]. Для этой возрастной категории в проведении научного исследования по формированию генеалогической культуры учащихся была выработана гипотеза исследования, которая отразила ее проблему, объект, предмет и цель научной работы. Суть гипотезы: отражена ниже.

Процесс формирования генеалогической культуры старшеклассников в

целостной образовательной среде семьи и школы станет более эффективным и соответствующим требованиям современного социума, если:

- будет выявлена и обоснована сущность категории «генеалогическая культура личности», ее содержание, структура и специфические особенности;

- концептуальной основой формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы станет ценностно-генеалогический подход, содержащий ряд теоретических положений и идей, а его принципы будут методологическим основанием процесса формирования генеалогической культуры; самоощущения собственной жизни старшеклассников будут результатом их проекции на историю семьи, страны, народа; генеалогическая идентификация старшеклассников будет результатом осмысления факта принадлежности к семье (ветви рода, роду); осознание традиций и ценностей семьи, преемственности поколений станет устойчивой личностной характеристикой старшеклассника, детерминирующей потребности в дальнейшем исследовании истории своей семьи, в познании генеалогических ценностей и в овладении генеалогической культурой;

- целостная образовательная среда семьи и школы как системное образование будет определять взаимодействие субъектов (старшеклассники, учителя, родители) и педагогические условия эффективного формирования генеалогической культуры личности в процессе этого взаимодействия;

- концептуальная модель формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы будет построена на основе ценностно-генеалогического подхода, связанного с поиском некоторой исходной точки истории семьи, позволяющей приобщить их к той надындивидуальной сфере, которая обеспечит не только становление и развитие личности, но и ее вклад в фонд духовно-нравственных ценностей семьи, страны и человечества в целом;

- будут выявлены критерии и уровни сформированности у старшеклассников генеалогической культуры в целостной образовательной среде семьи и школы;

- педагогические технологии формирования генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы будут направлены на овладение семейными ценностями, освоение ценностей генеалогической культуры, установления генеалогической идентичности [7, с. 6].

В нашей практике многолетнего консультирования по вопросам исследования историй конкретных семей (ветвей рода) установлено, что человек, обращающийся к памяти предков, начинает осознавать необходимость проведения исследования истории семьи. Для осуществления исследования ему необходимы знания по вспомогательным историческим дисциплинами, умения и навыки по кропотливой поисковой практической деятельности генеалогической направленности. Мониторинг деятельности субъекта по изучению истории семьи позволяет проследить изменения, которые происходят в личности под влиянием сбора генеалогической информации, креативной деятельности синтеза и систематиза-

ции родоведческих материалов. Изучение истории семьи человеком активизирует формирование духовности и значимости семейных ценностей, исторической преемственности поколений, нравственных чувств, нравственного поведения, способствует его становлению, развивает его генеалогическую культуру.

Процесс изучения истории семьи под руководством преподавателя учебного учреждения приводит к изменению отношения исследователей к микроистории семьи на фоне становления истории Отечества. У них появляется убежденность в необходимости изучения истории семьи, настойчивость в достижении поставленной цели, целеустремленность в поведении и деятельности, доброжелательность и уважение не только к семье (к родителям, к предкам), но и к своему окружению. Для них память о предках приобретает значимость почитания своего родства, формирования генеалогической культуры, что позволяет судить о субъектности развития личности.

Вместо заключения

Задача образовательных учреждений состоит во внедрении инновационных технологий по приобщению молодежи к развитию интереса к истории своей семьи, к формированию у нее основ генеалогических знаний и практических умений и навыков разыскания и систематизации родоведческих материалов. Реализация в учебном процессе модели (алгоритма) взаимодействия обучаемого, его семьи и образовательного учреждения в сфере генеалогических исследований позволяет обучающимся, на основе собранной информации, проследить микроисторию своей семьи из глубины веков и прочувствовать сопричастность предков, родительской семьи, себя и потомков к истории Отечества. Организация такой деятельности воспитанников в целостной образовательной среде семьи и учебных учреждений помогает воссозданию института российской семьи с целью поддержания благоприятного климата в семье, возрождения семейных ценностей и традиций, сохранения и укрепления внутрисемейных и межпоко-ленческих связей, преемственности поколений, передачи положительного опыта старших младшим. Именно такая устремленность в сфере образования представляется одним из приоритетных направлений в системе духовно-нравственного воспитания растущего поколения в современной России, направленного на формирование гражданственности, патриотизма, толерантности, нравственной воспитанности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава, Г.А. Психологические основы развития личности / Г. А. Беру-лава. - Москва : Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2009. - 175 с.

2. Берулава, М.Н. Принципы гуманизации образования / М.Н. Берулава //

Инновации в образовании. 2001. № 5. С. 18-37.

3. Берулава, Г.А. Роль методологических оснований в разработке образовательных технологий / Г.А. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №6.

- С. 4-18.

4. Извеков, И.Н. Долгое XX столетие: записки очевидца эпохи перемен. Из истории Извековых: исповедь в форме запоздалого дневника. - Сочи: Типография ИП Кривлякин С П.: 2016. - 332 с.

5. Извеков, И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы: Учеб. Пособие. - М. ИНФРА-М, 2016. - 169 с. - + Доп. Материалы [Электронный ресурс; режим доступа http: /www. Znanium.com]

- (Высшее образование: Магистратура). - DOI 10.12737/1072 (www.doi.org).

6. Извеков, И.Н: Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы: автореф. дис. д-ра пед. наук. - Сочи, 2011. - 46 с.

7. Извеков, И.Н. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы: дис. док. пед. наук. Сочи, 2011. - 443 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.