Научная статья на тему 'О соотношении теории и практики формирования генеалогической культуры учащейся молодежи'

О соотношении теории и практики формирования генеалогической культуры учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
498
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНО-ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЦЕЛОСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Извеков И.Н.

В статье анализируется состояние теории и практики формирования генеалогической культуры учащейся молодежи в аспекте основ генеалогической педагогики в современном образовании. Автором обосновывается концепция ценностно-генеалогического подхода в процессе учебно-воспитательной деятельности в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения как инновации в формировании генеалогической культуры учащихся. В основу инновации заложено генеалогическое исследование микроистории семьи в истории Отечества с целью оптимизации духовно-нравственного воспитания молодёжи через осознание преемственности поколений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О соотношении теории и практики формирования генеалогической культуры учащейся молодежи»

УДК 373.5

О СООТНОШЕНИИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

И.Н. Извеков

Институт образовательных технологий РАО, Россия, г. Сочи. e-mail: izvekov37@mail.ru

В статье анализируется состояние теории и практики формирования генеалогической культуры учащейся молодежи в аспекте основ генеалогической педагогики в современном образовании. Автором обосновывается концепция ценностно-генеалогического подхода в процессе учебно-воспитательной деятельности в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения как инновации в формировании генеалогической культуры учашдхся. В основу инновации заложено генеалогическое исследование микроистории семьи в истории Отечества с целью оптимизации духовно-нравственного воспитания молодёжи через осознание преемственности поколений.

Ключевые слова: преемственность, историческая генеалогия, генеалогические ценности, генеалогическая культура, ценностно-генеалогический подход, идентичность, генеалогическая идентичность, целостная образовательная среда.

Проблема формирования генеалогической культуры учащейся молодежи заключается в том, что в процессе частых реформирований образования всегда присутствует потребность в изыскании дополнительных возможностей для духовно-нравственного воспитания растущего поколения, в том числе и через генеалогический потенциал преемственности от предков к потомкам. Однако с момента становления советской власти в России и до настоящего времени генеалогия преемственности породненных фамилий в кровных и свойственных связях конкретных семей, ветвей рода, рода в образовании практически не используется. В этой связи изучение генеалогии и методов генеалогического анализа практически остается только прерогативой семьи.

В образовательных учреждениях, в том числе и высшей школе, ценностно-генеалогический подход как одно из стратегических направлений в воспитании генеалогической культуры личности, а на ее основе и нравственной воспитанности, до сих пор не находит применения. Однако как показывает практика, интеграция для этих целей возможностей семьи (как хранителя семейных ценностей) и образовательных учреждений (как разработчика методологии формирования генеалогической культуры личности на основе изучения истории семьи) несет мощный потенциал в воспитании социальной компетентности гражданина демократического государства. И в этом отношении изу-

чение генеалогии и методов генеалогического анализа в возрастных средах растущего поколения становится ощутимо востребованным в воспитании и образовании. Учет индивидуальности личности в этом процессе является актуальным в силу того, что история каждой семьи неповторима, а стили и подходы к ее изучению у каждого человека связаны с его индивидуальными особенностями [1].

Генеалогия как научная дисциплина в качестве предмета своего исследования рассматривает процессы возникновения и развития родственных отношений и несет в себе дополнительный воспитательный потенциал, заключающийся в возможности заимствования потомками нравственных ценностей и традиций своих предков. Как дисциплина генеалогия в настоящее время не востребована для изучения в базисных планах образовательных учреждений, но она может быть задействована как элективная в рамках инвариантного учебного плана (например, включена в раздел предмета «Краеведение»).

Для установления воспитательного потенциала генеалогии важно определиться с самим понятием генеалогии. На Руси термин генеалогия заимствован в XI в. от греческого слова genealogía из произведений греческих авторов. В переводе на русский язык оно обозначает «родословие», «родословная», «учение о происхождении» и, в соответствии с зародившейся еще в древности традицией практически всех народов мира,

предполагает сохранение в памяти семьи имен родоначальников, своих предков.

Генеалогия долгое время определялась как наука, представляющая возможность для доказательства родства между людьми практически без учета того, что представляют собой эти люди, каково их место в жизни общества и их потомков, какое общественное положение они занимают. Лишь в начале XX в. известный генеалог Л.М. Савелов, исходя из необходимости учета человеческого фактора, особенностей духовно-нравственной жизни отдельных лиц и семейств, определил генеалогию как науку об «истории того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной» [2].

Основанием для отслеживания истории рода и семьи является принцип преемственности, интерпретация которого широко освещена в философской и научной литературе. Среди множества определений понятия преемственности наиболее адекватным для генеалогии является отнесенное к социальной сфере и обозначающее «передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой», как «всю совокупность действия традиций, воспроизводящих нормы социального поведения, характерные для исторически прошедшей общественной реальности» [3, т. 20, с. 1530-1531].

В процессе современного реформирования российского образования важно не упустить возможности воспроизводства у потомков лучших качеств своих предков. Ученый философ, математик и священник П. Флоренский писал, что «...любовь к своему конкретному корню - это любовь к корню личности, истории бытия. Это знание семьи и рода для каждого, кто хочет осознать свое место на земле. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым самопознанием пренебрегают» [4]. Отмечая важность родовой памяти для воспитания человека, П. Флоренский указывал на единство рода и личности, полагая, что история рода должна

давать нравственные уроки для каждого гражданина. Действительно, знание истории семьи, ветви рода заставляет вспоминать о традициях, фамильной чести, трудолюбии, с детства учит с любовью и почтением относиться к старшим в семье, помогать им. В своих трудах П. Флоренский определил целостную программу на поддержание «человеческого фактора» ныне живущим: «Надо чувствовать за собою прошлое, культуру, род, родину. У кого нет рода, у того нет и Родины, и народа. Без генеалогии нет патриотизма.» [5, т. 3(2), с. 29-30].

Воспитание представителей новых поколений в многовековой истории России было одним из сложных и трудоемких процессов, но всегда строилось на жизненном опыте и почитании предков, соблюдении преемственности поколений, уважении старших, сохранении семейных традиций и памяти о прошлом. Историческая память о прошлом Российского государства накапливалась и сохранялась в форме преданий, летописей, сказаний, описаний событий во всех сферах деятельности. По мере становления государства в разные эпохи создавались и специальные учреждения для сбора сведений, отражающих генеалогические связи между людьми (в форме службы государству, возникающих родственных и свойственных отношениях между ними), что формировало источниковедческую базу для генеалогических исследований (изучения возникновения и развития семей, ветвей рода, рода). В конце XIX в. такая практическая генеалогия определилась в самостоятельную область - историческую генеалогию, сферу научных знаний по накоплению, сохранению и систематизации информации о личности и о ее предках и потомках в кровном и свойственном (породненном) родстве. Знания об истории семьи, умении оперировать этими сведениями, пополнять и обобщать их, передавать современникам, сохранять для потомков и определяет генеалогическую культуру человека.

Генеалогическая культура как одна из составляющих общей культуры человека несет в себе ценностно-смысловое, моральное начало, влияет на развитие нравственного сознания и чувств, обуславливающих

этику поведения личности. Однако формирующаяся в XXI в. система нравственного воспитания молодежи только декларирует постулат о связи и преемственности поколений. Ранее в советский период этот постулат вообще был искусственно исключен из практики просвещения и системы образования СССР, ибо предки для потомков советского времени рассматривались не иначе, как «пережиток прошлого», как представители отторгнутого новой формацией «буржуазного общества».

Провозглашенный в XX в. партийный лозунг «Мы советский народ» был направлен на формирование коммунистической морали, определяющейся совокупностью норм и правил поведения строителей коммунизма и будущих членов коммунистического общества, исключающей необходимость помнить и чтить сложившееся в течение тысячелетий российское сословное родство с предками. Все это привело в конечном счете к отчуждению личности от своих семейных корней и вследствие этого к разрушению семейных традиций и обычаев, повреждению устоев семьи, нарушению семейного уклада, утрате преемственности поколений, девальвации семейных ценностей, снижению социальной значимости семьи и ослаблению ее воспитательных функций. Восстановление этих утрат возможно при условии сотрудничества образовательных учреждений и семьи в получении учащимися генеалогических знаний, в установлении преемственности поколений и межпоколенных связей, семейных ценностей и традиций, формировании генеалогической идентичности как базисных компонентов генеалогической культуры личности и нравственной воспитанности.

В условиях демократических преобразований, начатых в России после принятия Конституции РФ в 1993 г., и становления гражданского общества особую значимость приобретает совершенствование воспитательной деятельности всех социальных институтов и оптимизация различных концептуальных подходов к воспитанию растущего поколения, определяемых единством его целей и содержания. В преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 г. особой строкой отмечена исторически сложившаяся

гуманная традиция россиян «...чтить память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями».

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» первостепенное внимание уделяется важнейшим задачам воспитания растущего поколения, проблемам воспитания в семье, определяется и отмечается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье. Однако приобщение субъектов образования различного возраста к духовно-нравственным генеалогическим ценностям на научной основе, восстановление исторической преемственности поколений, формирование гражданского сознания, толерантности, патриотизма, нравственной воспитанности, интеллигентности, социальной компетентности через последовательное изучение и осознание истории семьи в истории Отечества до сих пор не стало в Российской Федерации неотъемлемой частью практики воспитания и обучения.

В наших исследованиях (1993-2014 гг.) изучается и анализируется утраченная в годы советской власти традиция помнить родство свое и на этой основе разрабатывается методология воспитания генеалогической культуры учащихся как составляющей общей культуры личности [6; 7; 8; 9]. Многовековая сложившаяся народная практика воспитания россиян, основанная на преемственности поколений, почитании семьи и предков, является тем условием, которое позволяет человеку представить в своем сознании жизнь и быт предшествующих поколений, их занятия, традиции, обычаи и т.д. Сохраняя память о своих корнях, обычно оперируют понятиями «социальной памяти», трактуемой в социуме как «живая», «действующая» память. Социальная память формируется в процессе длительной целенаправленной деятельности человека по осознанию себя как продолжателя своего рода, что и способствует развитию в конечном итоге генеалогической культуры личности, ее генеалогической идентичности.

Генеалогическая идентичность отражает сформированную у человека потребность

воспроизвести и запечатлеть в сознании жизнь предков - «картину исторического сознания», основанную на генеалогии, самоощущении личностью собственной жизни с проекцией на историю своей семьи, своей малой родины, своего народа, страны, Отечества. Генеалогическая идентификация личности - это путь осознания себя как субъекта полновесного исторического процесса, занимающего определенное место в современной социальной ситуации через трансляцию социальной памяти о семье, предках, роде для современников и потомков [10, с. 158-159].

Генеалогическая идентификация включает в себя следующие составляющие:

• когнитивную (генеалогические знания о существенных функциях и закономерностях исследования истории семьи, о приемах составления генеалогической структуры рода и установления генеалогической идентичности личности с предками; генеалогическую грамотность как осведомленность о фактах из истории происхождения семьи, рода, фамилии, семейных традиций, источниках поиска недостающей информации по истории семьи);

• эмотивную (способность человека к переживанию чувства причастности к своим предкам, переживанию эпизодов их жизни, состраданию к ним; мотивы изучения истории семьи);

• деятельностную:

- умения исследовательской деятельности, позволяющие выявить родственные связи, раскрыть семейные традиции, выявить гражданские, нравственные, моральные позиции родовых поколений, их профессиональный и социально-ролевой статус в истории семьи, рода, Отечества;

- умения творческого осмысления и оформления результатов генеалогических изысканий в форме семейной монографии;

- умения устанавливать отношения и регулировать взаимодействия между родственниками, понять и принять современниками предков и предвосхитить связь с потомками;

• аксиологическую (наследование материальных и духовных ценностей предков, их интересов и традиций).

Образовательные и просветительские учреждения России в XXI в. призваны уделять внимание воспитанию гражданственности, нравственной воспитанности, патриотизма, правового и национального самосознания, толерантности, достоинства и ответственности, многое из чего было присуще генеалогическим предкам. Однако вопросы формирования у молодежи генеалогических ценностей, определяющих преемственность поколений, знания о межпоколенных связях, о роли семьи в жизни общества, семейных ценностях, истории семьи и рода, чаще всего остаются вне рамок деятельности образовательных учреждений.

Молодежь, стоящая на пороге жизненного самоопределения, является наиболее восприимчивой к осознанию своей генеалогической культуры. Именно в этом возрасте они открывают свой внутренний мир, находятся в поиске жизненно важных ценностей для себя, учатся строить взаимоотношения с окружающими, интересуются своей родословной. В этой связи весьма значимым является ценностно-генеалогический подход к воспитанию молодежи как в семье, так и в образовательных учреждениях всех видов и типов. Такой подход напрямую вытекает из гуманистической концепции воспитания, сложившейся в российской образовательной теории и практике еще в середине XIX в. (Н.И. Пирогов, Д.И. Писарев, К.Д. Ушин-ский). Особое значение для воспитания новых поколений имеет разработанный К.Д. Ушин-ским принцип народности в общественном воспитании [10].

Потребность человека воспроизводить и запечатлевать в устной или письменной форме фрагменты из жизни предков или представлять историю семьи порождает прямую потребность в следовании принципу народности в воспитании. Организация генеалогического исследования молодыми людьми является ее прямым воплощением в воспитательном процессе.

Воссоздание истории семьи осуществляется по генеалогическим документам, составляемым в семье в форме родословных таблиц (поколенных росписей), отражающих различные степени родства. Для их составления из генеалогического научного понятийного аппарата нами выделена исто-

рическая генеалогия, которая позволяет современному человеку проявить свое отношение к миру и самому себе, в рамках которых мы оперируем понятием социальной (генеалогической) памяти, являющейся частью сознания личности. О феномене генеалогической памяти можно говорить как о «диалоге поколений», отмечая, что индивидуальное сознание личности через генеалогию выводит на формирование ее родовой идентичности.

Действительно, социальная память, идентичность, историческая генеалогия - три неразрывно связанных понятия в современной реальности российского общества. Социальная память как основа и важнейший элемент культуры невозможна без преемственности не генетически передаваемых данных, т.е., без соотнесения личности с историей страны. В то же время «ощущение собственной самости» (что и есть идентичность) невозможно без соотнесения себя с тем, что создавалось предшествующими поколениями семьи, т.е. без соотнесения себя с истоками своего рода. И именно историческая генеалогия - это тот мост, который представляет собой методологию для воссоединения истории страны с историей личности, формирует ее генеалогическую культуру и нравственность.

Формирование генеалогической культуры основывается на генеалогических знаниях, практической деятельности по изучению истории семьи и ее ценностей; на осознании результатов генеалогических разысканий, которые могут быть представлены описанием истории семьи (монографии), биографических очерков о конкретных представителях семьи (ветви рода), фрагментов событий из жизни семьи. Поисковая деятельность по изучению истории семьи и оформление ее конкретных результатов служит основанием для формирования генеалогической культуры личности.

В современном обществе происходит переоценка и трансформация ценностей, когда появляются новые жизненные смыслы и ценностные ориентиры. Семейные ценности обозначают приоритеты человека: его здоровье, благополучие, труд, творчество, гуманные взаимоотношения в семье и общественной жизни. В этом контексте в процессе вос-

питания не следует забывать и тем более пренебрегать ролью генеалогической основы семьи, поколений, рода, близких и дальних предков, их участием в защите и становлении Отечества, взаимосвязями с нынешними потомками. Важно приобщать растущее поколение к семейным традициям, к чести и достоинству в связи с причастностью к людям, положившим начало истории семьи (фамилии), членами которой являются современники.

Из многообразия педагогических подходов, разрабатываемых в теории и реализуемых в практике образования, ценностно-генеалогический подход рассматривает явления и процессы, связанные с изучением истории семьи как сложные целостные системы на основе рассмотрения ценности ее составляющих, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии. Характеристика генеалогического компонента и подготовка молодых людей к изучению истории своей семьи предполагает рассмотрение ценности в качестве основного ориентира генеалогических исследований. Главными понятиями, характеризующими данный подход, являются «ценность» и «генеалогия». Ценность представляют не только генеалогические сведения, знания, но и их значение для нравственного осмысления личностью микроистории своей семьи, своих предков и осознания их роли в становлении и развитии рода, страны.

Понимание нравственного воспитания как сложной системы в его ценностной составляющей по отношению к истории семьи позволяет включить в ценностно-генеалогический подход элементы интегратив-ного и системного подходов. Личностный аспект нравственного воспитания, выступающий как его подсистема, обеспечивает эффективность подготовки молодежи к генеалогическим исследованиям. При этом разнообразие видов, форм и содержания деятельности в процессе генеалогических изысканий выступает в качестве действенного средства и необходимого условия нравственного воспитания личности. Ценностно-генеалогический подход предполагает учет индивидуальных особенностей воспитанников на основе доминирующей направленности интересов, мотивов, по-

требностей; развития их творческих возможностей и пр.

Обосновывая и определяя значимость изучения истории семьи для воспитания генеалогической культуры личности, мы установили, что она оптимально проходит в совместной деятельности образовательного учреждения (разработчик программ исследования родных корней) и семьи (хранительница семейной информации) при участи библиотек, архивов, музеев, институтов культуры, конфессиональных (культовых) учреждений и муниципальных структур под контролем профессионального преподавателя-генеалога. Следует отметить, в системе образования Российской Федерации (унаследованной от системы образования СССР) подготовка генеалогов не осуществляется и в перечне специальностей данное направление подготовки не значится. И только при обучении студентов исторических факультетов вузов «Генеалогия» включается для ознакомления в структуре комплекса вспомогательных или специальных исторических дисциплин. Поэтому специалистов-генеалогов нет на службе в образовательных учреждениях всех уровней, библиотеках, музеях, в государственных и других социальных институтах. Практически у граждан России отсутствует возможность получить квалифицированную помощь и консультирование по проблемам изучения истории семьи.

Иначе эта проблема решается за рубежом. В частности, в США в ряде университетов и колледжей ведется обучение студентов по специальности «Генеалогия». В 1964 г. образован Национальный Совет по сертификации генеалогов: генеалог; специалист по американской генеалогии; специалист по генеалогии американских индейцев; специалист по генеалогическому источниковедению; генеалог-лектор; генеалог-инструктор. Определены виды и направления профессиональной деятельности по специальности генеалогия: независимый исследователь генеалогической документации; сотрудник генеалогических отделений архивов и библиотек; издательская и писательская деятельности; преподавание; компьютерные технологии. Поименный перечень профессиональных ге-

неалогов составляется и хранится в библиотеках [11].

Воспитание генеалогической культуры, например, студентов, оптимально проходит в «целостной» образовательной среде вуза и семьи. Целостная образовательная среда вуза и института семьи обусловливает взаимодействие ее субъектов (студенты, преподаватели, представители поколений семьи). Такая среда основана на началах сотрудничества, интегративности, единства педагогических позиций, комфортности, взаимопонимания; обеспечивает современные формы взаимодействия семьи, образовательного учреждения и социальных институтов; направлена на усвоение семейных ценностей, хранителем которых выступает семья: супружество, материнство, отцовство, культура межличностных семейных отношений, преемственность поколений, почитание старших и др.

В качестве основных системных функций целостной образовательной среды образовательного учреждения и семьи выступают: трансляционная (передача и переосмысление опыта предшествующих поколений); аксиологическая (постижение нравственных ценностей семьи); образовательная (формирование генеалогических знаний, умений и навыков, необходимых для генеалогической поисково-исследовательской работы); дея-тельностная (активизация сбора, систематизация информации по истории семьи и ее обработка); воспитательная (формирование нравственности, гражданственности и др.) и развивающая (развитие аналитического мышления, настойчивости, организаторских способностей, деловитости).

Как показало наше исследование, эффективность ценностно-генеалогического подхода в целостной образовательной среде образовательного учреждения и семьи определяется соблюдением в образовательном процессе педагогических принципов формирования генеалогической культуры учащихся. Важнейшими из них являются:

- принцип сохранения преемственности поколений, предполагающий формирование сознания воспитанника в традициях российских духовных и нравственных ценностей семьи, ветви рода, рода в целом;

- принцип толерантности, означающий терпимость в оценке места своих предков в иерархии ветви рода, понимание ценности и роли, которую данная личность играет в генеалогической структуре рода;

- принцип полиинформативности, опосредующий межпредметные связи гуманитарного цикла учебных дисциплин, специальных прикладных исторических дисциплин и обеспечивающий достоверность информации ценностно-генеалогической направленности, получаемой из различных источников: образовательных программ; библиотечных, архивных, музейных материалов; семейных документов, реликвий и устных преданий и т.п.;

- принцип культуроцентричности, предполагающий взаимосвязь в становлении генеалогической и нравственной культур воспитанника, опору на индивидуальный уровень развития генеалогической культуры, имеющей как рациональную, так и иррациональную составляющие;

- принцип единства духовно-нравственных знаний, эмоционально-волевой сферы, мотивационной сферы и деятельности.

Эти принципы позволяют ценностно-генеалогический подход в педагогике рассматривать как одно из стратегических направлений формирования генеалогической культуры личности и разработки относительно нового направления в педагогике -генеалогического.

В соответствии с ФГОС ВПО 3-го поколения в части дисциплин по выбору студентов в 2014 г. нами разработано учебное пособие «История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы» [12]. Пособие адресовано студентам всех специальностей с целью формирования гражданского и профессионального мировоззрения будущих специалистов с учетом роли института семьи в жизни социума и государства. Объем курса (148 часов): лекции - 32, семинарские и практически занятия - 40, самостоятельная работа студентов - 72, контрольные мероприятия - 4.

Разработанный учебный курс нацелен на формирование генеалогической культуры студентов как составляющей основы их духовно-нравственного саморазвития и воспитания, гражданственности, социальной ком-

петентности, интеллигентности, патриотизма. Курс направлен на приобщение студентов к генеалогической культуре, как важнейшей нравственно-ценностной составляющей (индивидуальной, семейной, житейской, национальной, общечеловеческой, толерантной, государственной) в период становления демократии и развития гражданского общества в России. Освоение курса студентами способствует целостному восприятию микроистории семьи в истории Отечества как своего прошлого и воспитанию ответственности перед настоящим и будущим гражданского общества как перед своим будущим, зависящим от их действий в настоящем.

В качестве показателей проявления генеалогической культуры студентами в практической деятельности по изучению истории семьи может стать ряд внешних признаков. В практической деятельности это интересы и мотивы студентов к изучению истоков своих корней; понимание генеалогических закономерностей; наличие установок на изучение истории семьи; поисковой деятельности по сбору информации о семье; сопереживание, эмоциональное отношение к своим родным и близким; творческое оформление и интерпретация результатов генеалогического исследования.

Интерес к родословной студента в курсе «История семьи в истории Отечества» рассматривается как избирательная направленность нравственной потребности личности, которая формируется в процессе изучения истории семьи. Интерес преломляется в системе установок, мотивов и ориентаций, влияющих на восприятие студентом нравственных ситуаций и соответствующего образа жизни поколений в семье. В процессе изучения истории родных корней в сознании студента определенным образом переплетаются установки государственных ориентиров на отношения социума и власти, ценностные ориентации педагога, родителей, родственников и самих студентов в вопросах почитания памяти родства своего, которые становятся основой для формирования генеалогической культуры. Рассматривая проблему формирования генеалогической культуры студентов в системе целостной образовательной среды семьи и образовательного уч-

реждения, необходимо выделить ее структурные компоненты взаимодействия как во внутренних связях: студент - семья - образовательное учреждение, так и на уровне внешних - муниципальный округ, регион, страна. Ожидаемые результаты каждого из взаимодействующих субъектов определяются целями, которые могут быть определены следующим образом:

- студент: наличие потребностей и интереса к изучению истории семьи, приобретение генеалогических знаний, навыков поисковой и исследовательской деятельности, развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы личности, развитие творческих способностей, установление генеалогической идентичности, преемственности поколений;

- образовательная среда образовательного учреждения: проектирование (моделирование) процесса формирования генеалогической культуры студентов, составление учебных планов и наличие программ, которые позволяли бы гибко реагировать на запросы студентов в генеалогической тематике;

- наличие учебных курсов: «История семьи в истории Отечества», «Историография», «Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании», «Методика генеалогического поиска»; программ для преподавателей, кураторов студенческих групп по основам генеалогии и программ учебно-воспитательной деятельности студентов, дополненных вопросами генеалогического содержания. Использование современных технологий формирования генеалогической культуры и диагностического аппарата определения уровня сфор-мированности генеалогической культуры студентов;

- родительская семья (представители семьи): создание условий для изучения истории семьи; оказание помощи студентам в сборе материалов по истории семьи. Составление домашнего (семейного) архива, родословной (поколенной росписи). Участие семьи в вопросах закрепления преемственности поколений через: почитание родства своего, памяти метрических и значимых (незабываемых) семейных дат, реликвий, традиционных праздников и мероприятий, участие в совместной с детьми (студентами) поиско-

вой и исследовательской деятельности по изучению истории семьи. Участие в просветительских мероприятиях и семинарах по генеалогической тематике, организуемых по инициативе образовательного учреждения;

- студенческий «Центр истории семьи»: создается на базе образовательного учреждения; осуществляет квалифицированные консультации по вопросам исследования истории семьи; проводит «круглые столы», коллоквиумы, конференции генеалогической, гражданской, патриотической направленности, приуроченные к знаменательным датам (с участием представителей семьи). Организовывает участие студентов в генеалогических, патриотических, гражданских, просветительских программах краеведения. Отслеживает систему студенческих (генеалогических) грантов, размещает в СМИ студенческие статьи и решает вопросы с публикацией сборников лучших исследовательских работ студентов; организовывает участие студентов в региональных, межвузовских (областных, городских, районных) и международных научно-практических конференциях, симпозиумах генеалогической тематики;

- муниципальные организации: включение в планы работы по проведению мероприятий генеалогической, гражданской, патриотической направленности; предоставление студентам возможности поиска и изучения документов по истории семьи (в библиотеках, архивах, заповедниках, музеях, учреждениях культуры, культовых учреждениях). Реализация взаимодействия через целостную образовательную среду семьи и образовательного учреждения с окружающей средой на уровне района, города, муниципального округа, региона, страны и реализация этих связей.

Взаимодействие рассмотренных субъектов, проводимое под эгидой образовательного учреждения, направлено на формирование познавательного интереса студентов в экономико-социальном развитии муниципального округа, региона, страны, осознанию истории развития гражданского общества (муниципального округа, региона, страны) через историю конкретных семей. Такая ориентированность воспитательного процесса образовательного учреждения на-

правлена на реализацию основной цели -формирование генеалогической культуры студента через развитие и осознание генеалогических и связанных с ними нравственных ценностей личности.

Процесс формирования генеалогической культуры студентов будет протекать активно, если они проявляют интерес к исследованию истории семьи, у них имеются побуждения к проведению генеалогических разысканий; созданы установки на исследование родных корней. Задача образовательного учреждения - сформировать генеалогические знания и умения, выработать навыки поисковой и исследовательской генеалогической деятельности, организовать исследовательскую деятельность студентов и осуществлять контроль творческого оформления ее результатов. Иными словами, курс «История семьи в истории Отечества» предназначен для обучения студентов основам генеалогии и методам генеалогических разысканий; прививать навыки сбора и систематизация генеалогической информации; составлять планы исследования по истории семьи и приложений к ним: родословной таблицы по схеме восходящего (нисходящего) родства (поколенной росписи) и описи персоналий к ней. Важной задачей курса является привлечение студентов к анализу и обсуждению результатов генеалогических исследований, подготовка их к участию в публичных выступлениях (коллоквиумах), научных конференциях и публикациях.

Доступными в настоящее время являются и другие немногочисленные разработки по методике генеалогических исследований и использованию генеалогии в педагогических целях [10, 12, 13].

Таким образом, в решении проблемы воспроизводства «духовных скреп», в консолидации современного российского общества и нравственного воспитания молодежи генеалогическая педагогика предоставляет дополнительные возможности. Генеалогический подход к воспитанию молодежи позволяет ей приобщаться не к абстрактным ценностям внешнего свойства, а ощущать свою причастность к более значимым для нее ценностям своих предков, что в конечном счете не может не приводить к высокому воспитательному эффекту.

Литература

1. Зимовина О.А. Теоретические основы индивидуализации обучения. Сочи, 2007.

2. Савелов Л.М. Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском Археологическом институте преподавателем Савеловым Л.М. Первое и второе полугодие. Репринтное воспроизведение издания 1909. М., 1994.

3. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. М., 1970.

4. Флоренский П. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогическое исследование. Из Соловецких писем. Завещание. М., 1992.

5. Флоренский П. Об историческом познании: сочинения: в 4 т. М., 1999.

6. Извеков И.Н. Генеалогический феномен идентификации личности // Народное образование. Серия: Школа и воспитание. 2011. № 4. С. 128-137.

7. Извеков И.Н. Генеалогия в современном учебном процессе: методология курса «История семьи». Великий Новгород, 2008.

8. Извеков И.Н. Познай свою семью // Народное образование. Серия: Школа и воспитание. 2008. № 5. С. 236-240.

9. Извеков И.Н. Система нравственного воспитания школьников: генеалогический аспект // Философия образования. Новосибирск, 2008. № 3. С. 157-163.

10. Краско А.В. Школа практической генеалогии. СПб., 2013.

11. Быкова Л.А. Генеалогические информационные системы США. Аннотированный справочник. СПб, 2000.

12. Извеков И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы. М., 2014.

13. Калистратова Э.А. Пособие по составлению родословия. Екатеринбург, 2007.

References

1. Zimovina O.A. Teoreticheskie osnovy individua-lizacii obuchenija. Sochi, 2007.

2. Savelov L.M. Lekcii po russkoj genealogii, chitannye v Moskovskom Arheologicheskom institute prepodavatelem Savelovym L.M. Pervoe i vtoroe polugodie. Reprintnoe vosproizvedenie izdanija 1909. M., 1994.

3. Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija: v 30 t. /gl. red. A.M. Prohorov. M., 1970.

4. Florenskij P. Detjam moim. Vospominanija proshlyh dnej. Genealogicheskoe issledovanie. Iz Soloveckih pisem. Zaveshhanie. M., 1992.

5. Florenskij P. Ob istoricheskom poznanii: sochi-nenija: v 4 t. M., 1999.

6. Izvekov I.N. Genealogicheskij fenomen identi-fikacii lichnosti // Narodnoe obrazovanie. Serija: Shkola i vospitanie. M., 2011. № 4. S. 128-137.

7. Izvekov I.N. Genealogija v sovremennom uchebnom processe: metodologija kursa «Istorija sem'i». Velikij Novgorod, 2008.

8. Izvekov I.N. Poznaj svoju sem'ju // Narodnoe obrazovanie. Serija: Shkola i vospitanie. M., 2008. № 5. S. 236-240.

9. Izvekov I.N. Sistema nravstvennogo vospitanija shkol'nikov: genealogicheskij aspekt // Filo-sofija obrazovanija. Novosibirsk, 2008. № 3. S. 157-163.

10. Krasko A.V. Shkola prakticheskoj genealogii. SPb., 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Bykova L.A. Genealogicheskie informacionnye sistemy SShA. Annotirovannyj spravochnik. SPb, 2000.

12. Izvekov I.N. Istorija sem'i v istorii Otechestva: genealogija v uchebnom processe vysshej shkoly. M., 2014.

13. Kalistratova Je. A. Posobie po sostavleniju ro-doslovija. Ekaterinburg, 2007.

ABOUT A CORRELATION OF THE THEORY AND PRACTICE GENEALOGICAL CULTURE'S FORMATION OF STUDENTS

I.N. Izvekov

Institute of Educational Technology of Russian Academy of Education, Russia, Sochi. e-mail: izvekov37@mail.ru

Theory and practice of formation of student's genealogical culture as basis of genealogy pedagogic is analyzes in the article. Author prove the concept of value-genealogical approach in education and in complete educational circle. This concept is an innovation in the formation of student's genealogical culture. The basis of innovation is genealogical research of family's histories in national history. The main aim is to improve student's moral education and help them understand generation's continuity.

Key words: continuity, historical genealogy, genealogical values, genealogical culture, value-genealogical approach, identity, genealogical identity, complete educational circle.

УДК 36+378

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВУЗЕ

А.Ю. Курин, Н.В. Позднякова

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, Россия, г. Тамбов. e-mail: kurinandrey@mail.ru

В статье дается определение компьютерной компетентности социального работника и подчеркивается, что в процессе ее формирования находят отражение множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой целью и функционирующих в целостном педагогическом процессе, которые в своем единстве обеспечивают условия успешной профессионализации будущего социального работника с акцентом на практический аспект знаний. Данный аспект потребовал разработки модели формирования компьютерной компетентности социального работника в процессе его обучения в вузе, которая включает в себя целевой, теоретический, технологический, критериальный и результативный блоки.

Ключевые слова: модель, компьютерная компетентность, социальные работники

Развитие и регулирование социальной сферы, обеспечение социальной стабильности в обществе и повышение качества жизни российских граждан в современных российских условиях приобретают особую значимость. Состояние социальной сферы напрямую зависит от эффективности деятельности социальных учреждений и служб, а также уровня профессиональной компетентности социальных работников этих учреждений.

Повышение эффективности деятельности социальных учреждений и служб мы видим в расширении их функциональных воз-

можностей и создании комфортных условий для специалистов и социальных клиентов путем реализации на всех уровнях социальной работы инновационных социальных технологий, использующих потенциал современных, активно развивающихся компьютерных технологий.

С учетом включения компьютерных технологий в сферу решения профессиональных задач, повышаются требования к качеству подготовки будущего социального работника к их использованию, проявляющемся в уровне сформированности его компьютерной компетентности, как состав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.