Научная статья на тему 'Генеалогическая культура в системе влияний на развитие самосознания молодежи в регионах России'

Генеалогическая культура в системе влияний на развитие самосознания молодежи в регионах России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
297
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / GENEALOGICAL CULTURE / САМОСОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / CONTINUITY OF GENERATIONS / ГЕНЕАЛОГИЯ / GENEALOGY / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / GENEALOGICAL VALUES / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / GENEALOGICAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Извеков И.Н., Зимовина О.А.

В статье анализируется влияние генеалогической культуры на самосознание молодежи в процессе изучения ими истории семьи в истории Отечества. Генеалогическая культура определяется как важнейший аспект общей культуры субъекта, имеющий ценностно-смысловое, морально-нравственное начало, влияющий на развитие самосознания и поведение личности. Представлена методика генеалогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genealogical culture influence on the development of youth self-consciousness in Russia

In the article the authors analyze an influence of genealogic culture on the youth self-consciousness, when young people study their families’ history as inseparably linked with the history of their Fatherland. Genealogical culture is defined as an important aspect of human culture, its value-notional, moral and ethical principles affecting self-awareness and the behaviour of a person. It is offered the methods of genealogical research.

Текст научной работы на тему «Генеалогическая культура в системе влияний на развитие самосознания молодежи в регионах России»

Региональные проблемы. 2014. Том 17, № 2. С. 97-100.

УДК 303.423.4

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ВЛИЯНИЙ НА РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

И.Н. Извеков , O.A. Зимовина Институт образовательных технологий РАО ул. Орджоникидзе д. 10, г. Сочи, e-mail: Izvekov37@mail.ru

В статье анализируется влияние генеалогической культуры на самосознание молодежи в процессе изучения ими истории семьи в истории Отечества. Генеалогическая культура определяется как важнейший аспект общей культуры субъекта, имеющий ценностно-смысловое, морально-нравственное начало, влияющий на развитие самосознания и поведение личности. Представлена методика генеалогического исследования.

Ключевые слова: генеалогическая культура, самосознание, преемственность поколений, генеалогия, генеалогические ценности, генеалогическая идентичность.

Среди множества обстоятельств, влияющих на локализацию населения в социальном пространстве, существенное значение имеет генеалогический фактор. Так, например, исследованиями сотрудников Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (г. Биробиджан) установлено, что одной из причин миграции и укоренения населения по месту проживания являются родственные отношения [3, 10]. Целью данной статьи является представление результатов исследования по актуальной теме влияния генеалогического фактора на самосознание молодых людей как коренных жителей в различных регионах России.

Воспитание самосознания современной российской молодежи происходит в условиях глобализации, которая обусловливает риск размывания родственной самоидентификации молодых людей. Смягчению такого риска в немалой степени может способствовать поставленное на генеалогическую основу образование, направленное на осознание молодёжью родственных сообществ со свойственными им ценностными ориентациями, нормами морали и социального поведения. Развитие самосознания органически связано с общим развитием личности и проявляется через интерес к собственной индивидуальности, семейному окружению (его прошлому, настоящему и будущему), к истории своей малой родины в составе Отечества. Еще в XIX в. российский историк В.О. Ключевский (1841-1911) заметил, что, «изучая дедов, мы узнаем внуков, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живём, как и к чему должны стремиться» [9].

В исследованиях, проводимых в современной России, также наметился интерес к исторической генеалогии как неотъемлемой части науки о личной и общественной жизни людей и образовательной практики [2, 12]. В учебном процессе образовательных учреждений внедряются учебные предметы и элективные курсы по

изучению истории семьи в истории Отечества, которые ставят своей целью способствовать развитию самосознания личности через генеалогическое осмысление преемственности поколений [4]. Установлено, что генеалогическое осмысление преемственности 4-6 поколений семьи, ветви рода становится действенным фактором в осознании своей принадлежности к соответствующим общностям, связи понятий индивидуального, общественного, национального (этнического) [6, 7].

Переосмысление истории Отечества в советский период, переоценка событий, явлений, исторического развития семьи за годы советской власти привели к генеалогической дезориентации людей, утрате ими ценностных идеалов, к кризису духовности. Вследствие этого причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему многими современниками перестала осознаваться как нравственная ценность. Сохранение национальной (региональной) самобытности зачастую подменяется национализмом, которому стремятся придать позитивное содержание. Тем самым наносится ущерб чувству национальной гордости, пониманию места и роли своего народа, своей малой родины в становлении могущества страны, в развитии мировой культуры. Начавшееся относительно недавно искусственное насаждение западных образцов, несвойственных народам регионов России стереотипов поведения через средства массовой информации, притупляет чувство ответственности и развивает безразличие к сохранению духовного, культурного, научного, экономического потенциала многонациональной России. Утрата генеалогической преемственности в индивидуальной жизни человека, в развитии общества приводит к нарушению традиционных механизмов передачи ценностей от одного поколения к другому. В решении проблемы воспроизводства «духовных скреп» в консолидации современного российского общества и нравственного становления молодёжи генеалогическая ориентация в образовании предоставляет дополнительные возможности для воспитания растущего поколения. Ценностно-генеало-

гический подход к воспитанию и образованию позволяет молодёжи приобщаться не к абстрактным ценностям внешнего свойства, а ощущать свою причастность к более значимым для неё ценностям своих предков, что, в конечном счёте, повышает воспитательный эффект.

«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» предусматривает глубочайшие перемены в обществе, обновление содержания образования и воспитания. Намечено переосмысление истории Отечества, когда историческое познание региональных особенностей народов России становится частью культуры личности и общества, способствует их историческому самосознанию. Согласно Конституции РФ от 1993 г. воспитание молодежи должно базироваться на общекультурных, общечеловеческих ценностях. Однако на практике воспитание в образовательных учреждениях России до сих пор мало учитывает роль семьи в жизни конкретного человека, региона и государства в целом. Такая тенденция, унаследованная от образовательной парадигмы в СССР, не способствует формированию генеалогической культуры растущего поколения как составляющей основы его духовно-нравственного развития и саморазвития гражданственности, толерантности, интеллигентности, патриотизма.

В процессе наших многолетних исследований доказано, что генеалогическая культура, как один из аспектов общей культуры субъекта, несет в себе ценностно-смыс-ловое, морально-нравственное начало, влияет на развитие нравственного сознания и чувств, обусловливающих этику и поведение личности. Установлено, что генеалогическая культура характеризует субъективный мир человека и включает в себя следующие компоненты:

- ценностные ориентации, отражающие интересы и мотивы изучения истории семьи;

- генеалогические знания о сущности и методах исследования истории семьи, о приемах составления генеалогической структуры рода и установления генеалогической идентичности личности с предками;

- генеалогическую осведомленность об истории семьи, ветви рода, этимологии фамилии, семейных традиций, об источниках информации по истории семьи;

- комплекс умений: систематизировать родоведчес-кие сведения; исследовать родственные связи, семейные традиции, гражданские, нравственные, моральные позиции родовых поколений, их профессиональный и со-циально-ролевой статус в истории семьи, рода, Отечества; устанавливать отношения и регулировать взаимодействия между родственниками; понимать и принимать достоинства и пороки своих предков и предвосхищать их и свои связи с потомками; творчески осмысливать и оформлять результаты генеалогических изысканий в формах «генеалогического древа» и семейной монографии; эмоционально сопереживать и сострадать с предками и современными представителями рода.

Педагогический процесс развития генеалогической культуры личности строится на основе ценностно-гене-алогического подхода как стратегического направления в целостной образовательной системе, включающей в себя семью, институциональные и неинституциональ-

ные формы образования. Формирование генеалогической культуры молодежи это не только обучение комплексу смежных гуманитарных знаний о человеке, но и приобщение ее к генеалогическим изысканиям в процессе изучения истории семьи в истории Отечества. Генеалогические изыскания носят, прежде всего, индивидуальный характер и включают в себя следующие составляющие: ознакомление с практическими аспектами генеалогии; изучение методики поиска генеалогической информации; работа в библиотеках, архивах, музеях, муниципальных учреждениях, хранящих родовсдчсскую информацию; составление собственной родословной (поколенной росписи); литературное оформление собранной информации. Такой научно обоснованный учеб-но-воспитательный процесс нацелен на становление нравственного самосознания личности посредством развития её генеалогической культуры и базируется на основе следующих принципов: рефлексивности, полиинформативности, интерактивности, толерантности, самореализации, генеалогической самоидентификации.

Принцип рефлексивности реализуется в осмыслении личностью собственного жизненного опыта через осознание преемственности поколений, осмысление социальных ценностей, наделение их собственными смыслами. На основе опыта осознания истории семьи человек формирует собственное поле индивидуальных смыслов, и рефлексивность в этом случае выражается в индивидуальном осмыслении собственного опыта через призму жизнедеятельности предыдущих поколений.

Принцип полиинформативности реализуется путём получения родовой информации из разных источников -архивных, эпистолярных, изобразительных, устных повествований, причастных к жизни рода людей.

Принцип интерактивности выражается в виртуальном и реальном взаимодействии потомков с предками, в результате чего потомки приобретают по преемственности ценностные ориентации, интересы и мотивы к изучению родословной, формируют своё отношение к предкам.

Принцип толерантности означает обретение потомками - современниками чувства сопричастности к жизни, к деятельности предков, к общественно-историчес-ким условиям и социальной среде, в которых им приходится жить.

Принцип самореализации перенос традиций и моделей поведения представителей рода в собственную жизнедеятельность.

Принцип генеалогической самоидентификации выражается в осознании человеком своей причастности к определённой семье, ветви рода, роду; в самоощущении через проекцию на историю семьи, страны, народа; через постижение семейных ценностей.

Изучение истории семьи в истории Отечества подразумевает индивидуальную творческую деятельность человека в процессе генеалогических изысканий и во многом зависит от индивидуальных особенностей личности. В психолого-педагогических исследованиях проблема индивидуальности изучалась в аспекте деятель-ностного подхода учета индивидуальных стилей дея-

тельности, видов мышления, индивидуальных когнитивных стратегий, анализа теоретического конструкта и его проявления в различных видах деятельности [8, 11]. В дальнейшем данная проблема исследовалась в рамках теории индивидуальности [1]. В психолош-педагогичес-ких исследованиях стиль индивидуальности рассматривался как процессуальная характеристика поведения субъекта, детерминированного его образом мира, отражающим особенности личностно обусловленного смыслового поля. В настоящее время проблема учета когнитивных стилей как основания индивидуализации обучения исследуется в рамках информационного образовательного пространства [5].

Использование генеалогии как инструмента воссоздания и сохранения генеалогического документа (родословная таблица, поколенная роспись, в ряде случаев семейное древо) осуществляется с незапамятных времен

многими учеными в разных науках и народами мира. Но изучение культурно-исторического опыта, выявление прошлого своей семьи и наследия своих предков в современном российском обществе не отражено в учебных планах образовательных учреждений и отдано, как правило, на откуп семье. Изучение же опыта работы немногочисленных общественных генеалогических организаций (стали образовываться в России после 1993 г.) показывает, что познание истории семьи проявляется в повседневной жизнедеятельности личности, и, с одной стороны, определяет ее индивидуальное духовно-нравственное сознание, мировоззрение и формируют генеалогическую культуру. С другой стороны, личность, являясь частью общества, проявляет себя в сфере общественных ценностей и отношений. В этом случае её личные убеждения попадают под влияние общей морали и становятся составной частью общественного

Уровни

1. Потенциальный (уровень возможностей)

2. Ценностно-ориентированный (наличие положительной мотивации, осознание и принятие семейных ценностей)

3. Познавательно-технологический деятельный уровень (готовность к поисковой деятельности, участие в поисковой деятельности)

4. Осознанно-мотивированный (осознание и принятие генеалогических ценностей)

5. Культурно-творческий (позиция субъекта культурной деятельности, оперирующего культурными ценностями)

Таблица

Уровни сформированности генеалогической культуры личности

_Описание_

Низкий уровень заинтересованности в изучении истории семьи. Исследователь считает, что изменить в прошлом ничего нельзя, следовательно, нет необходимости его знать.

Низкий уровень генеалогических знаний, ограниченные представления о роли генеалогической науки для разыскивания сведений об истории семьи.

Присутствует установка к созданию родословной семьи, которая проявляется в форме намерения.

Недостаточно сформированный уровень поисковой генеалогической деятельности.

Индифферентное эмоциональное отношение к вопросам изучения истории семьи, к прошлому и настоящему своих родителей, к своим предкам. Проявляет заинтересованность к исследованиям сокурсников, способен к сопереживанию, проявляет его по отношению к рассказам сокурсников о своих генеалогических исследованиях._

Проявляет интерес к исследованию истории семьи, выражает намерение узнать историю происхождения своей фамилии, исторические факты и жизненные ситуации, связанные со своими предками, их ролью в тех или иных исторических событиях.

К усвоению знаний по генеалогии относится без особого желания, установки на активную поисковую деятельность не сформированы, имеет ограниченные представления о путях поиска генеалогической информации.

Эмоциональные отношения проявляет в отношении будущих результатов, они его интересуют, но практических действий без побуждений со стороны преподавателя не предпринимает.

Задания преподавателя выполняет формально, оформляет их без творческого подхода к представлению результатов._

Имеет ярко выраженный интерес к исследованию истории семьи, положительную мотивацию к поисковой деятельности. Сформированы положительные установки по отношению к усвоению генеалогических знаний, стремится самостоятельно найти недостающую информацию из Интернета, литературных источников, государственных и семейных архивов.

Глубоко сопереживает исторические факты из истории семьи, действия своих родителей и других ныне живущих родственников. Проявляет чувство гордости за достижения своих предков.

Наличие нравственно-генеалогических знаний и умений. Сформированы умения исследовательской и поисковой деятельности, знает источники получения информации и проявляет умение их использования в поисковой деятельности. Не всегда творчески оформляет результаты своих исследований, ограничивается описанием проведенной работы.

Проявляет достаточно высокий уровень заинтересованности в исследовании истории семьи. Имеет ярко выраженную положительную мотивацию к проведению генеалогических исследований, интерпретации результатов поисковой и исследовательской деятельности.

Понимает значение теории, закономерностей, принципов генеалогии для результатов поисковой и исследовательской деятельности. На достаточно высоком уровне воспринимает теоретический материал по генеалогии, владеет методами сбора информации по истории семьи, знает источники получения информации.

Сформирована готовность к исследовательской деятельности по изучению истории семьи. Активная поисковая и исследовательская деятельность. Осознание значения нравственно-генеалогических ценностей для собственного развития._

Проявляет осознанную заинтересованность и активно участвует в изучении истории семьи, ветви рода, рода. Глубоко выражено положительное эмоциональное отношение к процессу поиска информации, интерпретации и оформлению материалов поисковой и исследовательской деятельности. Творческое отношение к оформлению результатов исследования, умение обобщать результаты, представлять их в форме монографии и художественных произведений (биографический очерк, исторический рассказ); потребность к развитию достигнутого. Явно выражено стремление к публичным выступлениям, потребность пропагандировать генеалогическую культуру среди сверстников._

сознания. Приобщение учащейся молодежи к генеалогической культуре, как одной из важнейших составляющих ценностного начала общечеловеческих нравственных ценностей, развивает мотивацию к творческо-по-исковой деятельности, вырабатывает ответственность за свои решения и поступки в духовно-социальной сфере, что, в конечном итоге, приводит к развитию нравственного самосознания молодых людей.

Освоение и осмысление личностью собственного жизненного опыта происходит через осознание преемственности поколений. Понимание генеалогических ценностей совершается путём наделения их собственным смыслом. На основе опыта изучения истории своей семьи человек формирует собственное поле индивидуальных смыслов. Организация изучения истории семьи в истории Отечества в образовательных учреждениях на основе интеграции с семьями учащихся, осуществление мониторинга формирования их генеалогической культуры позволяет проследить качественную составляющую в воспитании молодежи. Механизм такой оценки практически еще не разработан. Однако ориентиром в мониторинге процесса изучения истории семьи во многом могут стать разработанные нами пять уровней развития генеалогической культуры учащейся молодежи. В табл. приведена развернутая характеристика уровней сформированное™ генеалогической культуры личности.

Представленные в табл. уровни сформированное™ генеалогической культуры отражают степень развития самосознания личности. Это проявляется в формировании ценностных ориентаций, интересов, мировоззрения, положительных установок, стремлений личности. Отмеченные изменения выражаются в возрастании уровня восприятия и осознания теоретического материала по генеалогии, знаний об источниках генеалогической информации, о методах сбора информации по истории семьи, эмоционального отношения к процессу поиска информации, о способах оформления, интерпретации, обобщения результатов исследования.

Все это, в конечном итоге, приводит к изменению отношения молодых людей не только к своим родным и родословной, но и к истории региона, страны, рода, народа; к развитию индивидуального самосознания и своей генеалогической культуры.

Генеалогическая культура является атрибутом миграционных процессов и укоренения населения в различных регионах великой и многонациональной России. Многие жители страны локализуются там, где проживали и проживают их предки. Отношение к своей родословной зачастую определяет решение молодых людей в выборе места жительства. Само же отношение такого рода базируется на познании истории и традиций своей семьи.

Чрезвычайное значение развитие генеалогической культуры имеет в контексте решения проблемы укоренения жителей в малонаселённых, к примеру, дальневосточных регионах России. Познание молодыми людьми истории своих предков, своей родословной, способно вселить чувство гордости за беспримерные подвиги родственников по освоению территорий и обустройству российского Дальнего Востока. Одухотворённые такими чувствами молодые люди не будут сомневаться в том, что именно на дальневосточной земле России они более всего нужны и способны себя реализовать. Не случайно коренные жители Дальнего Востока, независимо от их этнической принадлежности, с гордостью называют себя дальневосточниками, а жители Сибири - сибиряками.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Берулава Г. А. Методология современной психологии: монография: М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. 216 с.

2. Бычкова М., Куза JL Древо рода. Если Вы решили найти своих предков//Родина, 1991. №2. С. 80-85.

3. Воронина М.А. Уровни адаптации мигрантов в со-циально-территориальной системе Еврейской автономной области // Региональные проблемы. 2009. № 12. С. 70-73.

4. Дмитриева О.В. Генеалогия / Введение в специальные исторические дисциплины: Учебное пособие. М: РГГУ, 1990. С. 6-39.

5. Зимовина O.A. Теоретические основы индивидуализации обучения. Сочи: ИОТ РАО, 2007. 193 с.

6. Извеков И.Н Формирование генеалогической культуры старшеклассников. Сочи: ИОТ РАО, 2011. 320 с.

7. Извеков И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы: Учеб. Пособие. М. ИНФРА-М, 2014. 169 с. + Доп. Материалы [Электронный ресурс; режим доступа http: /www. Znanium.com] (Высшее образование: Магистратура). DOI 10.12737/1072 (www.doi.org)/.

8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.

9. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. М.: Мысль, 1987-1990.

10. КутоваяС.В. Социально-структурные характеристики населения дальневосточного региона (на примере ЕАО) // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2010. № 3 (26). С. 19-23.

11. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.

12. Можаров Н.Д. Как составить свою родословную // Воспитание школьников. 1992. № 56. С. 21-25.

In the article the authors analyze an influence of genealogic culture on the youth self-consciousness, when young people study their families' history as inseparably linked with the history of their Fatherland. Genealogical culture is defined as an important aspect of human culture, its value-notional, moral and ethical principles affecting self-awareness and the behaviour of a person. It is offered the methods of genealogical research.

Key words: genealogical culture, consciousness, continuity of generations, genealogy, genealogical values, genealogical identity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.