ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ
Извеков и.н.
К ВОПРОСУ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
Современная инновационная технология в воспитательной сфере образовательных учреждений на основе приобщения молодежи к изучению микроистории родных истоков в истории Отечества в последние десятилетия набирает популярность и становится духовно-нравственной потребностью осознавать преемственность поколений в формирующемся гражданском обществе регионов РФ. Методологической основой воспитательной инновации выступает ценностно-генеалогический подход в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения, который формируется на осознании личной (семейной) информации, классифицируемой как генеалогические ценности. Как показывает наше многолетнее исследование, такой подход в воспитании молодежи плодотворно влияет на духовно-нравственное воспитание, гражданское самосознание, толерантность и патриотические чувства молодежи. Относительно целей и задач воспитания в педагогике существуют разные суждения. Не отвергая других целей воспитания, ценностно-генеалогический подход особо вычленяет задачи воспитания качеств личности, раскрывающие ее нравственность.
При сохранении целевой установки на развитие патриотических, гражданских и общечеловеческих (нравственных) качеств личности в оптимизации государственной воспитательной политики в субъектах РФ все чаще прибегают к научно-обоснованному ценностно-генеалогическому подходу с целью акцентирования внимания на формировании генеалогической культуры молодежи как инновационной деятельности в духовно-нравственном воспитании молодежи [5, с. 77 - 87]. Проведение исследования истории семьи, ветви рода в аспекте изучения истории Отечества несет в себе огромный потенциал духовно-нравственного воспитания молодежи [3; 4]. Сущность формирования генеалогической культуры личности заключается в целенаправленном приобщении ее к общечеловеческим и семейным культурным ценностям, этике и эстетике поведения, социально и индивидуально значимой творческой деятельности. Установлено, что личность, приобщенная к генеалогической культуре, более восприимчива к осознанию гражданских и социальных компетенций, адекватному восприятию гуманных, патриотических и толерантных качеств личности. Приобщение личности к генеалогической культуре сказывается на ее поведении, что проявляется не только в личностной, но и общественной активности, стремлении делать добро людям, бережно относиться к родительской семье, чтить преемственность поколений, помнить предков, сохранять семей-96
ные традиции, быть отзывчивыми, честными, добропорядочными, целеустремленными и проявлять другие нравственные общечеловеческие качества.
Решение проблем развития генеалогической культуры личности в образовательных учреждениях во многом зависит от организации учебно-воспитательной работы в них [6, с. 223-250]. Обращение к ценностно-генеалогическому подходу воспитания молодежи связано с менеджментом формирования генеалогической культуры в образовательных учреждениях, что, в первую очередь, связано с формулированием воспитательных задач:
- воспитание генеалогических и нравственных ценностей личности;
- воспитание генеалогической и нравственной культуры и на этой основе актуализация нравственного становления личности;
- воспитание патриотов России, достойных граждан своей страны, своего края, помнящих свое родство, знающих свою родословную, микроисторию семьи в истории Отечества;
- воспитание толерантности, культуры межличностных и межэтнических отношений;
- формирование у молодежи активной жизненной позиции, позитивного отношения к учебе и общественной деятельности на основе осознания семейных традиций, обычаев, поступков родителей, родственников и предков;
- нравственное обогащение личности средствами литературного представления своей семейной истории (воссоздание и систематизация семейного архива, составление монографии, написание биографических очерков, исторического рассказа, повести и др.);
- привитие нравственной культуры, бережного отношения к родительской семье, родным и свойственным корням, породненным семьям, своей будущей семье;
- нравственные проявления в поведении и деятельности в современном гражданском обществе.
В соответствии с психологической структурой личности объектом педагогического влияния становятся взаимосвязанные сферы внутреннего мира личности - нравственные ценности, нравственное сознание, нравственные чувства и нравственные привычки, определяющие линию поведения молодого человека не только в изучении истории семьи, но и в других ситуациях. Это оказывает воздействие на все образующие компоненты генеалогической культуры - целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Введение программы курса «История семьи в истории Отечества» [5] в учебно-воспитательный процесс предполагает использование инновационных образовательных технологий, включение специфических методов обучения и воспитания, направленных непосредственно на духовно-нравственное развитие молодежи средствами генеалогии:
- методы формирования нравственного сознания и нравственных чувств (рассказ, лекция, беседа, диспут, диалог, например: использование средств массовых коммуникаций и компьютерных технологий; нравственно-эстетического потенциала искусства и другие на материале генеалогической направленности);
- методы формирования нравственных привычек и опыта нравственного поведения (организация воспитывающих ситуаций, игра, индивидуальное проектирование, творческие конкурсы, волонтерская, музейная, краеведческая, природоохранная деятельность, военно-патриотическая поисковая работа и др.).
В контексте ценностно-генеалогического подхода к духовно-нравственному воспитанию молодежи целесообразно руководствоваться следующими модулями, характеризующими индивидуальную генеалогическую культуру личности:
- ценностно-ориентационный, отражающий интересы и мотивы изучения истории семьи;
- научно-познавательный, характеризующий знание молодежью генеалогических понятий, терминов; постулирующий наличие установки на изучение истории семьи; отображающий умения поисковой деятельности;
- эмоционально-нравственный, отражающий сопереживание, эмоциональное отношение к предкам в поколениях и современникам;
- творчески-созидательный, включающий поисковую деятельность, творческое оформление результатов генеалогических исследований.
Рассматриваемый ценностно-генеалогический подход в учебно-воспитательном процессе молодежи в образовательном пространстве семьи и образовательного учреждения педагогический коллектив проводит, как правило, акцентируя внимание учащейся молодежи на приемах формирования абстрактно логического мышления обучаемых, при этом стиль изложения учебной литературы и педагога также ориентированы на данную когнитивную стратегию. С другой стороны, современные исследования на основе внедрения новых информационных технологий находят методологическое противоречие между механизмами психической активности субъекта и существующими технологиями обучения, апеллируя лишь к сфере рационального сознания и игнорируя возможности формирования продуктивного поведения, опирающегося на устойчивые паттерны психической активности. Методология такой концепции в развитии современной образовательной парадигмы трактуется учеными как новая «теория сетевого образования личности в информационном образовательном пространстве» [1, с. 8].
В данном аналитическом обзоре ценностно-генеалогический подход акцентирует внимание на понятиях: «сетевое взаимодействие», «сетевая теория», «сетевая методология» и других синонимов от слова «сеть», под которыми в практике просвещения понимается специфика взаимодействия, общения и активизации познавательной деятельности людей (не исключая систему Интернет). Однако актуальной потребностью сложившейся системы образования является использование инновационных технологий обучения, разработанных на основе современных методологических позиций индивидуальных образовательных траекторий, которые должны быть максимально индивидуализированными и обоснованными с позиции теоретико-прикладного аспекта их психологического содержания (так же как, например, и технологии компетентностного формата) [2].
В учебно-воспитательном процессе, нацеленном на формирование нравственной компетентности, практикуются и нетрадиционные подходы для мотивации познавательной активности в контекстном обучении, задействованные через систему сетевого
взаимодействия, апеллирующего к формированию продуктивного поведения учащейся молодежи. Такие инновации способствуют развитию интереса не только к профессиональной деятельности общего гуманитарного, социально-экономического, математического и общего естественнонаучного циклов, но и в большей степени к формированию нравственной воспитанности и гражданской компетентности молодежи. Такое сетевое взаимодействие призвано обеспечить успешность профессиональной подготовки и формирование профессиональной и общей компетентности воспитанников. Взаимосвязь общеобразовательной и профессиональной подготовки, овладение практическими профессиональными умениями и навыками реализуются в процессе всех видов самостоятельных и коллективных работ, учебных и производственных практик, подготовки курсовых и выпускных исследований, участия в научно-организационной творческой деятельности учащейся молодежи.
Модернизация и оптимизация процесса формирования генеалогической культуры молодежи в контексте ценностно-генеалогического подхода в образовательных учреждениях оптимально выверяется и научно обосновывается конструированием концептуальной модели современного педагогического инновационного воспитательного процесса. Во-первых, необходимо на основе моделирования выявлять наиболее существенные структурно-функциональные связи целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения. Во-вторых, не менее существенной оказалась и задача применить теоретическое моделирование при создании промежуточных рабочих моделей для детального и наглядного представления исследуемых фактов, явлений взаимодействия субъектов (преподавателей, учащихся, родителей) в учебно-воспитательном процессе. В целях формирования генеалогической культуры молодежи на основе промежуточных моделей необходимо определить совокупность таких педагогических условий, которые обеспечили бы участие молодежи, преподавателей-предметников, руководителей групп, представителей администрации образовательных учреждений и родителей в совместной целенаправленной деятельности по изучению учащимися семейных историй. В-третьих, наглядно в этой модели необходимо представить и патриотические компоненты, отражающие историю развития гражданского общества и познавательный интерес учащихся к экономико-социальному развитию муниципального округа, региона, страны. Выявленный комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования генеалогической культуры молодежи на основе ценностно-генеалогического подхода в целом и в различных его аспектах, четко отражает цели и задачи государственной парадигмы становления современного гражданского общества. Концептуальная модель формирования генеалогической культуры отображает интеграцию нравственной и генеалогической культуры молодежи, включает в себя, как было отмечено выше, целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты, необходимые для успешной поисковой, исследовательской и творческой деятельности генеалогической направленности и влияющих на формирование нравственных качеств и свойств личности [6, с. 254 - 267].
Совокупность педагогических условий в концептуальной модели призвана гибко отражать основные изменения в содержании и проявлении генеалогической культуры молодежи. Реализация концептуальной модели предполагает педагогическое обеспе-
чение формирования генеалогической культуры молодежи не только через ее цель, содержание, результаты, но и педагогические технологии. Педагогические технологии направлены на формирование комплекса качеств и свойств личности, формируемых при целенаправленном воздействии объективных и субъективных факторов (истории семьи, структуры и содержания учебных дисциплин, специально разработанных программ по генеалогии и т.д.), отражающих семейные (генеалогические) ценности и традиции, внутрисемейные и межпоколенные связи, положительный опыт старших поколений и их преемственность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сетевая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психология, наука и образование. 2012. № 1. С 5-18.
2. Берулава, Г.А. Об опыте организации электронного образовательного пространства / Г.А. Берулава, А.Ю. Яковлева-Чернышева, А.В. Дружинина, Е.В. Беляева, Т.С. Пильщикова, С.К. Исталиева, В.Г. Малыш // Гуманизация образования. - 2015. - №2.
- С. 52-58.
3. Зимовина, О.А. Индивидуализация обучения студентов в информационно-образовательном пространстве вуза в условиях компетентностного подхода/ О.А. Зимовина // Гуманизация образования. - 2015. - №4. - С. 58-62.
4. Извеков И.Н., Зимовина О.А. К вопросу оптимизации государственной воспитательной политики в субъектах РФ.// Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, 2015. - № 1 (16). - С. 211-225.
5. Извеков И.Н., Зимовина О.А. Развитие генеалогической культуры учащейся молодежи // Профессиональное образование в современном мире. Новосибирск, 2014.
- № 4 (15). - С. 140-154.
6. Извеков И.Н. История семьи в истории Отечества: генеалогия в учебном процессе высшей школы: Учеб. Пособие. - М. ИНФРА-М, 2014. - 169 с. - + Доп. Материалы [Электронный ресурс; режим доступа http: /www. Znanium.com] - (Высшее образование: Магистратура). - DOI 10.12737/1072 (www.doi.org).
7. Извеков И.Н. Формирование генеалогической культуры старшеклассников в целостной образовательной среде семьи и школы: дис. док. пед. наук. Сочи, 2011. 443с.