Научная статья на тему 'Генеалогическое исследование как технология духовно-нравственного воспитания личности'

Генеалогическое исследование как технология духовно-нравственного воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ / HISTORICAL GENEALOGY / GENEALOGIC CULTURE / GENEALOGIC VALUES / OF GENERATIONAL CONTINUITY / IDENTIFICATION / SOCIAL MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Извеков Игорь Николаевич, Алалыкин Владимир Николаевич

В статье рассмотрен воспитательный потенциал исторической генеалогии в формировании духовно-нравственной личности в процессе генеалогического исследования истории семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geneological research as a technology to develop moral-spiritual sphere of students

This article describes the historical genealogy educational potential in the formation of moral-spiritual features of personality in the process of family history genealogical research.

Текст научной работы на тему «Генеалогическое исследование как технология духовно-нравственного воспитания личности»

2014.- С. 190-192.

9. Зимовина О.А. Отношения молодежи к проблемам личностно-развива-ющего характера в электронной информационной среде. Гуманизация образования. - Сочи, 2014. - № 2.

10. Зимовина О.А., Извеков И.Н. Генеалогическая культура в системе влияний на развитие самосознания молодежи в регионах России. // Журнал «Региональные проблемы» ИКАРП ДВО РАН (ФГБУН Институт комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН). - Биробиджан, 2014.

Извеков И.Н., Алалыкин В.Н.

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В качестве технологии духовно-нравственного воспитания личности на основе формирования генеалогической культуры личности рассматривается генеалогическое исследование. Особенностью такого исследования при изучении будущими специалистами истории своей семьи является междисциплинарная дисциплина, основанная на интеграции научных дисциплин исторической генеалогии и педагогики и рассмотрен в образовательном курсе для студенчества «Родные корни: генеалогия, устные и семейные истории. Историография, методы и практика научного освоения». В генеалогии рассматривается человек с присущими ему особенностями, через которые преломляется его участие в истории семьи, ветви рода, рода, и на этих исторических фактах, имеющих общественное и личностное значение, обосновывается история общества и государства. В гуманистической педагогике в центр воспитательной системы поставлены субъектности индивидуумов с их индивидуальными особенностями, а процесс обучения и воспитания основывается на принципе гуманизации, отражающем учет индивидуальности каждой личности. В генеалогии и педагогике человек является истинной ценностью, независимо от его роли в обществе, семье, в системе воспитания. Цель и задачи генеалогического исследования как инновации в формировании генеалогической культуры студента, будущего специалиста-профессионала, предусматривают в процессе обучения и воспитания инновационными приемами педагогики и генеалогии раскрыть в нем подлинные гуманные, духовно-нравствнные факторы мировоззрения человека современного гражданского общества.

Образовательная теория и практика в советской России до конца XX века в значительной степени базировались на естественнонаучной парадигме, в соответствии с которой считалось, что истинно научное знание должно носить строго объективный характер, то есть быть независимым от индивидуального

социокультурного опыта личности, во имя которой эта деятельность осуществляется. Такое отношение к личности породило тенденцию отчуждения человека от продуктов его труда, от его истории (генеалогии), а это привело к дегуманизации экономики, политики, науки и образования. В педагогике и генеалогии в центре воспитательного, с одной стороны, и исследовательского, с другой стороны, процессов находится человек, личность с присущими ей особенностями, через которые преломляется любое воспитательное влияние и осознание исторических фактов, имеющих общественное или личностное значение. Следует отметить, что длительное время даже в самом определении предмета генеалогии не учитывался человеческий фактор. Генеалогия определялась как наука, представляющая доказательства родства между людьми, практически без формального учета того, что представляют собой эти люди, каково их место в жизни общества, какое общественное положение они занимают. Исходя из необходимости учета человеческого фактора, особенностей духовно-нравственной жизни отдельных лиц и семейств, известный российский генеалог Л.М. Савелов еще в самом начале XX века выявил сущность генеалогии в следующем определении: «Генеалогия есть история того или другого рода во всех проявлениях жизни его представителей, как общественной, так и семейной» [с21].

Человек - частица непрерывно меняющегося государства (как в прошлом, так и в настоящем). Семья как ячейка государства вносит свой вклад в его развитие, принимает участие в духовной жизни и в духовном развитии общества. Отдельная семья, отдельный род в тот или иной исторический период отражает и преумножает нравственные и духовные ценности государства. Задача генеалогии состоит в том, чтобы изучить историю семейств, которые, так или иначе, участвовали в становлении, развитии государства и его защиты в целом, конкретного региона, города, местности и т.д. И внесли свой вклад в развитие культуры, искусства, политики, экономики, науки, образования, здравоохранения. Были участниками в развитии различных отраслей производства, сельского хозяйства, строительства и т. д.

Многие семьи хранят сведения о своих предках, о предшествующих поколениях в семейных легендах, домашних архивах, обращаются к знаменательным датам в истории семьи, поддерживают родственные кровные и свойственные связи с современниками и потомками. Находят примеры их участия в исторических событиях, что развивает у потомков чувства гордости, уважения, почтения своих предков и формирует их сознание. Общественное сознание, по мнению Л.М. Савелова, «есть народное самосознание» [с.1]. Отмечая важность родовой памяти для воспитания человека, ученый и священник П. Флоренский указывал на единство рода и личности, полагая, что история рода должна давать нравственные уроки для личности. Действительно, знание истории семьи, ветви рода заставляет вспоминать о традициях, фамильной чести, трудолюбии, с детства учит с любовью и почтением относиться к старшим в семье, помогать им. В «Завещании моим детям» П. Флоренский определил целостную программу на поддержание «человеческого фактора» ныне живущим. «Не забывайте рода своего, прошлого своего, изучайте своих дедов и прадедов, работайте над закреплением их памяти. Старайтесь записывать все, что можете, о прошлом рода, семьи, дома, обстановки, вещей, книг. Старайтесь собирать портреты, автографы, письма,

сочинения, печатные и рукописные, всех тех, кто имел отношение к семье, к роду: знакомых, родных, друзей. Пусть вся история рода будет закреплена в вашем доме, и пусть все около вас будет напитано воспоминаниями, так чтобы ничего не было мертвого, вещного, неодухотворенного».

Как правило, молодежь, проявляя интерес к истории своей семьи, обращается за информацией о предках к окружающим родственникам, выступает в роли начинающих исследователей-генеалогов. В этом случае молодые люди ограничивают свои разыскания на стадии сбора генеалогической информации на уровне только родственных связей посредством опроса. Чаще всего такая ситуация возникает из-за того, что в годы советской власти и постперестроечный период основам генеалогии и методам сбора генеалогической информации не уделялось должного внимания. Поэтому ныне живущие граждане в большинстве своем не знакомы с вопросами практической генеалогии и с ее проблемами.

Для поколения россиян, вступивших в XXI век, практически нет ограничений в доступе к историческим документам, материалам архивов, фондам крупных библиотек, музеев, что открывает возможности приобщения к генеалогическим ценностям в духовном плане. Потребность человека воспроизвести и запечатлеть в сознании (устной или письменной форме) фрагменты из жизни предков возникает под воздействием как индивидуального, так и общественного сознания. Издавна человеку было свойственно фиксировать исторические (генеалогические) связи (кровные и свойственные) между людьми, заниматься их накоплением, а в ряде случаев и описанием. В нашем студенческом курсе из многообразного генеалогического понятийного научного аппарата мы выделили такой феномен как «историческая генеалогия», который позволяет современному человеку выявить свое отношение к миру и самому себе, и направлено на формирование самоидентичности со своими корнями.

Действительно, социальная память, идентичность, историческая генеалогия - три неразрывно связанных понятия в современной науке об истории семьи. Социальная память как важнейший элемент культуры вообще невозможна без преемственности негенетически передаваемых данных, то есть без соотнесения личности с историей своей семьи, страны. В то же время «ощущение собственной самости», - что и есть самоидентичность, или эгоидентичность, - невозможно без соотнесения себя с тем, что создавалось предшествующими поколениями семьи, рода, то есть без соотнесения себя с истоками своего рода. И именно историческая генеалогия дает методологическую основу для воссоединения истории личности с историей семьи, а воссоединение двух начал и порождает переживание самоидентичности, вдохновенного чувства ощущения «собственной самости» и сопричастности миру. Именно историческая генеалогия есть один из возможных путей обретения самоидентичности личности взамен внешней идентичности, установленной метанарративом, содержащим в себе готовый «образец» личности и, как следствие, несвободу. Благодаря исторической генеалогии, самоощущение собственной жизни человек начинает проецировать на историю своей страны, своего народа. История как путь развития и становления человеческой сущности сегодня воспринимается как индивидуальный жизненный путь конкретного человека, его семьи, его рода, что создает условия для нравственного самовоспитания личности.

В качестве инновации в формировании генеалогической культуры

студентов рассматривается генеалогическое исследование. Особенностью такого исследования при изучении студентами истории своей семьи является установленная нами связь между генеалогией и педагогикой. В ее основе -следующие положения: в генеалогии рассматривается человек с присущими ему особенностями, через которые преломляется его участие в истории семьи, ветви рода, рода, и на этих исторических фактах, имеющих общественное и личностное значение, обосновывается история общества и государства; в гуманистической педагогике в центр воспитательной системы поставлен учащийся с его индивидуальными особенностями, а процесс обучения и воспитания основывается на принципе гуманизации, отражающем учет индивидуальности каждой личности. На основе вышеизложенных положений установлена однозначность понимания роли человеческого фактора в генеалогии и педагогике, которая проявляется в подходе к личности как истинной ценности, независимо от ее роли в обществе, семье, в системе воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава М.Н. Нация в опасности / М.Н. Берулава // Педагогика. - 2009. - № 5. - С. 3-6.

2. Берулава М.Н. Проблемы и перспективы развития современной высшей школы / М.Н. Берулава // Гуманизация образования. - 2015. - №2. - С. 8-12.

3. Извеков И.Н. Развитие генеалогической культуры студентов. Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Образовательная среда сегодня и завтра» (Московский технологический институт «ВТУ», Москва, 24-25 октября 2013 года). - М.: ФГБОУ ВПО «МГИУ», 2013. - С. 102 - 108.

4. Извеков И.Н. Генеалогическая культура как основа гражданского мировоззрения и нравственности личности в социуме. Материалы Международной научно-практической конференции «теория целостного и педагогического процесса - основа профессиональной подготовки будущего учителя» (28-29 марта 2014 г.). - Алматы: КазНПУ им. Абая, 2014. - С. 433-436.

5. Извеков И.Н. теоретический анализ семейных (генеалогических) ценностей современного студента [Текст] / И.Н. Извеков // Гуманизация образования. - 2014. - №1. - С. 26-31.

6. Извеков И.Н. К вопросу самооценки генеалогической культуры студента [Текст] / И.Н. Извеков // Гуманизация образования. - 2013. - № 6. - С. 29-35.

7. Извеков, И.Н. История семьи в истории Отечества: Генеалогия в учебном процессе высшей школы: Учеб пособие. - М.: ИНФРА-М., 2014. - 169с. + Доп. материалы [Электронный.ресурс; режим доступа http: //www. znanium.com]. -(Высшее образование:Магистратура.) DOI. 10.12737/1072 (www.doi.org). ISBN 978-5-16-009158-7 (print) ISBN 978-5-16-100282-7 (online)

8. Извеков И.Н. О соотношении теории и практики формирования генеалогической культуры учащейся молодежи. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус» (Тамбовский ГУ). - Май, 2014

9. Извеков И.Н.. Исторический аспект становления генеалогической культуры// Гуманизация образования. - 2014. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.