теория государства и права
Кассихина В.Е.
к вопросу развития позитивно-конструктивного и гражданского самосознания как фактора стабильности в современных условиях
Для современной России вопросы становления гражданского общества в многонациональном государстве весьма актуальны и имеют первостепенное значение. В научной литературе, отдельных монографических трудах дается определение, что такое гражданское общество. Общий подход к определению гражданского общества отражен в трудах В. С. Нерсесянца, докт. юр. наук Альбова А. П., докт. юр. наук Проценко В. П. и др. В работах дан теоретический анализ того, что гражданское общество совпадает с гражданским тогда, когда устанавливается правовое государство, основанное на верховенстве права в обществе, свободе людей, где члены общества добровольно принимают на себя ограничения, руководствуются долгом, законом. Гражданское общество - олицетворяет собой государство.
«Исторический этап, который переживает сегодня Россия, требует новых общенациональных идей, способных консолидировать общество и предложить ему пути дальнейшего развития. Среди наиболее значимых составляющих путей этого развития нужно отметить понятия гражданского общества, правового государства». (Альбов А. П.)
Спецификой гражданского общества в России явилось то, что после 1991 года, распада СССР особенностью гражданского общества явился фактор смены одного политического строя другим.
Представляется, что социальным фундаментом гражданского общества со-
временной России можно рассматривать: общую историю народов, издавна заселявших Россию; традиции и обычаи; духовные ценности; многонациональность.
Наблюдаемый сегодня интерес к развитию гражданского общества, всплеск интереса к истории своего народа, традициям, обычаям предков, культуре и языку предопределяет важность рассматриваемой проблемы особенностей развития формирования национального самосознания.
К утрате ценностных идеалов, риску духовной дезориентации граждан ведет процесс переоценки и переосмысления национальной истории, ложной трактовки событий и фактов прошлого, искажений роли национальных героев в судьбе Отечества.
Причастность к судьбе Родины, гордость за её прошлое, ответственность за настоящее и оптимистические прогнозы будущего многими не осознается как нравственная ценность. В.О. Ключевский, признанный знаток древней русской истории, писал: «Изучая предков, узнаем самих себя. Без знаний истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир».
Следует признать, что современное общество переживает глубочайшие изменения и перемены. Утрата ориентиров в развитии социума, индивидуальном сознании каждого человека приводят к нарушению традиционных механизмов воспитания морально-нравственных качеств, искажают процесс передачи исторического опыта от одного поколения к другому. Понятие «национальной самобытности» все чаще окрашивают в цвета национализма, которому порой стремятся придать позитивное содержание. Тем самым наносится ущерб чувству национальной гордости, пониманию места и роли своего народа, страны в развитии мировой культуры.
Н. А. Бердяев считал, что «культура связана с культом предков, с преданием, с традицией».
Сегодня в общественном и индивидуальном сознании и самосознании исторические ценности возрастают по значимости и действенности. Вопиющая фальсификация фактов истории как науки, изучающей опыт человечества, влечет искажения и в другие науки: политологию, социологию, философию, правоведение.
Вот почему так важно в наши дни воспитывать историческое самопознание. Познание национальных особенностей своего народа, истории Отечества, воспитывает и формирует культуру личности и общества в целом. Осмысление исторических фактов во всем их многообразии, отражение ценностей национального сознания соотечественников есть историческое самосознание.
Академик Д. С. Лихачев пишет: «Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения всей Жизни на Земле. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе Гражданина Мира, независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета у него кожа и какого он вероисповедания... Гармония человека с самим собой, гармония взаимоотношений с Природой, гармония взаимоотношения людей Планеты - вот путь решения глобальных проблем».
Национальное самосознание, в этой связи, выступает как часть мировоззрения нации, народа и отдельного человека. Проблема национального самосознания особенно актуальна сегодня во многих научных направлениях: философии, психологии, истории, политологии, социологии и педагогики, комплексных междисциплинарных исследованиях, в которых наблюдается подход от анализа самосознания человека определенной национальности как единого целого к рассмотрению его конкретных составляющих.
В России идет процесс интериоризации (внутреннего развития) идей и принципов гражданского общества, которые выступают как отдаленная перспектива идеологии (Сидорова Т. А.).
Современная Россия уверенно идет по пути построения демократического общества и развития гражданского общества. Неотъемлемой частью политики государства является повышение духовно-нравственного становления молодого поколения, формирование гражданского правосознания и позитивно-конструктивного национального самосознания. Эти цели преследует и история как наука.
Подготовить граждан, мыслящих категориями добра и справедливости, разделяющих идеологические, религиозные, национальные позиции своего государства, трудно. Вместе с тем, любое общество через воспитание развивается, проецирует горизонты будущего.
К вопросу необходимости воспитания человека-гражданина в 60-х - 70-х годах неоднократно обращался выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, который рассматривал воспитание гражданина своего отечества независимо от его национальности, рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом.
Последние годы в рамках гуманистической парадигмы обучения, как одной из эффективных и педагогических стратегий, разрабатываются уникальные концепции и стратегии исторического воспитания студенческой молодежи. Важнейшими из них можно считать проблемы учета эмоциональных состояний обучающихся в процессе обучения и восприятия. Проблеме гуманизации в современной школе и ВУЗе, особенностям интегральной модели обучения, реализуемой в рамках гуманизации образования посвящены исследовательские работы академиков М.Н. Берулава, Н.Д. Никандрова, профессора О.А. Зимовиной и др.
Сущность гуманизации образования особенно полно раскрыта в трудах академика М. Н. Берулава в рамках разработанной им теории гуманизации образования.
Гуманизм (лат^итапш) - человечный, надлежит рассматривать как совокупность взглядов выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе человека.
Учебно-образовательная цель современной школы, колледжа и ВУЗа заключается в формировании юной личности, которой необходимо помочь органично вписаться в социальное окружение, стать частью своей нации, Гражданином своего государства.
Вместе с тем сегодня мировое сообщество является свидетелем все более обострившихся национальных отношений. Возрастающая роль этнического со-
знания и самосознания в современном многонациональном мире делает в высшей степени актуальной задачу изучения позитивно-конструктивного развития, а также развития и формирования культуры межэтнических отношений.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: национальное самосознание студенческой молодежи в процессе их взаимодействия в многонациональной среде, формируется позитивно-конструктивным образом в том случае, если будут осуществляться принципы повышения уровня понимания значимости межнациональной коммуникации и родного языка; осознания значимости межнационального диалога для гармонизации межнациональных отношений.
Сегодня представляется, что гуманистическая образовательная система обучения значительно расширяет возможности для развития позитивно-конструктивного национального самосознания студентов при обучении их в многонациональной среде, которая является пространством взаимодействия, общения, обмена культурными и духовными ценностями студентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Берулава М.Н. К работе современной школы в контексте гуманизации образования/гуманизация образования. Ежегодник - Франкфурт на Майне; Берлин; Берн; Нью-Йорк; Париж; Вена, 1995.
2. Зимовина О.А. Индивидуализация обучения в рамках гуманистической образовательной парадигмы. - М: МАГО, 1999.
3. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагоги-ка.1998. № 4. С. 18 - 22.
4. Сплавская Н.В. Когнитивные стереотипы в правовой сфере жизнедеятельности субъекта // Гуманизация образования. 2010. № 8. С. 28-31.