Научная статья на тему 'К вопросу развития позитивно-конструктивного и гражданского самосознания как фактора стабильности в современных условиях'

К вопросу развития позитивно-конструктивного и гражданского самосознания как фактора стабильности в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СТУДЕНЧЕСТВО / SELF-CONSCIOUSNESS / SENSE OF JUSTICE / CIVIL SOCIETY / STUDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кассихина Валентина Евгеньевна

В статье рассмотрены понятие и сущность термина «гражданское общество» применительно к самосознанию студенческой молодежи. Обращено внимание на необходимость повышения уровня понимания значимости межнациональной коммуникации и родного языка, осознания значимости межнационального диалога для гармонизации межнациональных отношений. Высоких результатов можно добиться путем внедрения гуманистической образовательной системы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of development of positive-constructive and civil self-consciousness as a factor of stability in modern conditions

The article deals with the concept and essence of the term «civil society» as applied to the self-awareness of student youth. The authors draw the attention to the need of raising the level of understanding of the importance of interethnic communication and the native language, realizing the importance of interethnic dialogue for the harmonization of interethnic relations. High results can be achieved through the introduction of a humanistic educational system of training.

Текст научной работы на тему «К вопросу развития позитивно-конструктивного и гражданского самосознания как фактора стабильности в современных условиях»

теория государства и права

Кассихина В.Е.

к вопросу развития позитивно-конструктивного и гражданского самосознания как фактора стабильности в современных условиях

Для современной России вопросы становления гражданского общества в многонациональном государстве весьма актуальны и имеют первостепенное значение. В научной литературе, отдельных монографических трудах дается определение, что такое гражданское общество. Общий подход к определению гражданского общества отражен в трудах В. С. Нерсесянца, докт. юр. наук Альбова А. П., докт. юр. наук Проценко В. П. и др. В работах дан теоретический анализ того, что гражданское общество совпадает с гражданским тогда, когда устанавливается правовое государство, основанное на верховенстве права в обществе, свободе людей, где члены общества добровольно принимают на себя ограничения, руководствуются долгом, законом. Гражданское общество - олицетворяет собой государство.

«Исторический этап, который переживает сегодня Россия, требует новых общенациональных идей, способных консолидировать общество и предложить ему пути дальнейшего развития. Среди наиболее значимых составляющих путей этого развития нужно отметить понятия гражданского общества, правового государства». (Альбов А. П.)

Спецификой гражданского общества в России явилось то, что после 1991 года, распада СССР особенностью гражданского общества явился фактор смены одного политического строя другим.

Представляется, что социальным фундаментом гражданского общества со-

временной России можно рассматривать: общую историю народов, издавна заселявших Россию; традиции и обычаи; духовные ценности; многонациональность.

Наблюдаемый сегодня интерес к развитию гражданского общества, всплеск интереса к истории своего народа, традициям, обычаям предков, культуре и языку предопределяет важность рассматриваемой проблемы особенностей развития формирования национального самосознания.

К утрате ценностных идеалов, риску духовной дезориентации граждан ведет процесс переоценки и переосмысления национальной истории, ложной трактовки событий и фактов прошлого, искажений роли национальных героев в судьбе Отечества.

Причастность к судьбе Родины, гордость за её прошлое, ответственность за настоящее и оптимистические прогнозы будущего многими не осознается как нравственная ценность. В.О. Ключевский, признанный знаток древней русской истории, писал: «Изучая предков, узнаем самих себя. Без знаний истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем пришли в мир».

Следует признать, что современное общество переживает глубочайшие изменения и перемены. Утрата ориентиров в развитии социума, индивидуальном сознании каждого человека приводят к нарушению традиционных механизмов воспитания морально-нравственных качеств, искажают процесс передачи исторического опыта от одного поколения к другому. Понятие «национальной самобытности» все чаще окрашивают в цвета национализма, которому порой стремятся придать позитивное содержание. Тем самым наносится ущерб чувству национальной гордости, пониманию места и роли своего народа, страны в развитии мировой культуры.

Н. А. Бердяев считал, что «культура связана с культом предков, с преданием, с традицией».

Сегодня в общественном и индивидуальном сознании и самосознании исторические ценности возрастают по значимости и действенности. Вопиющая фальсификация фактов истории как науки, изучающей опыт человечества, влечет искажения и в другие науки: политологию, социологию, философию, правоведение.

Вот почему так важно в наши дни воспитывать историческое самопознание. Познание национальных особенностей своего народа, истории Отечества, воспитывает и формирует культуру личности и общества в целом. Осмысление исторических фактов во всем их многообразии, отражение ценностей национального сознания соотечественников есть историческое самосознание.

Академик Д. С. Лихачев пишет: «Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения всей Жизни на Земле. Настало время мыслить категориями макросоциума. Каждый должен воспитать в себе Гражданина Мира, независимо от того, в каком полушарии и стране он живет, какого цвета у него кожа и какого он вероисповедания... Гармония человека с самим собой, гармония взаимоотношений с Природой, гармония взаимоотношения людей Планеты - вот путь решения глобальных проблем».

Национальное самосознание, в этой связи, выступает как часть мировоззрения нации, народа и отдельного человека. Проблема национального самосознания особенно актуальна сегодня во многих научных направлениях: философии, психологии, истории, политологии, социологии и педагогики, комплексных междисциплинарных исследованиях, в которых наблюдается подход от анализа самосознания человека определенной национальности как единого целого к рассмотрению его конкретных составляющих.

В России идет процесс интериоризации (внутреннего развития) идей и принципов гражданского общества, которые выступают как отдаленная перспектива идеологии (Сидорова Т. А.).

Современная Россия уверенно идет по пути построения демократического общества и развития гражданского общества. Неотъемлемой частью политики государства является повышение духовно-нравственного становления молодого поколения, формирование гражданского правосознания и позитивно-конструктивного национального самосознания. Эти цели преследует и история как наука.

Подготовить граждан, мыслящих категориями добра и справедливости, разделяющих идеологические, религиозные, национальные позиции своего государства, трудно. Вместе с тем, любое общество через воспитание развивается, проецирует горизонты будущего.

К вопросу необходимости воспитания человека-гражданина в 60-х - 70-х годах неоднократно обращался выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, который рассматривал воспитание гражданина своего отечества независимо от его национальности, рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом.

Последние годы в рамках гуманистической парадигмы обучения, как одной из эффективных и педагогических стратегий, разрабатываются уникальные концепции и стратегии исторического воспитания студенческой молодежи. Важнейшими из них можно считать проблемы учета эмоциональных состояний обучающихся в процессе обучения и восприятия. Проблеме гуманизации в современной школе и ВУЗе, особенностям интегральной модели обучения, реализуемой в рамках гуманизации образования посвящены исследовательские работы академиков М.Н. Берулава, Н.Д. Никандрова, профессора О.А. Зимовиной и др.

Сущность гуманизации образования особенно полно раскрыта в трудах академика М. Н. Берулава в рамках разработанной им теории гуманизации образования.

Гуманизм (лат^итапш) - человечный, надлежит рассматривать как совокупность взглядов выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе человека.

Учебно-образовательная цель современной школы, колледжа и ВУЗа заключается в формировании юной личности, которой необходимо помочь органично вписаться в социальное окружение, стать частью своей нации, Гражданином своего государства.

Вместе с тем сегодня мировое сообщество является свидетелем все более обострившихся национальных отношений. Возрастающая роль этнического со-

знания и самосознания в современном многонациональном мире делает в высшей степени актуальной задачу изучения позитивно-конструктивного развития, а также развития и формирования культуры межэтнических отношений.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: национальное самосознание студенческой молодежи в процессе их взаимодействия в многонациональной среде, формируется позитивно-конструктивным образом в том случае, если будут осуществляться принципы повышения уровня понимания значимости межнациональной коммуникации и родного языка; осознания значимости межнационального диалога для гармонизации межнациональных отношений.

Сегодня представляется, что гуманистическая образовательная система обучения значительно расширяет возможности для развития позитивно-конструктивного национального самосознания студентов при обучении их в многонациональной среде, которая является пространством взаимодействия, общения, обмена культурными и духовными ценностями студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава М.Н. К работе современной школы в контексте гуманизации образования/гуманизация образования. Ежегодник - Франкфурт на Майне; Берлин; Берн; Нью-Йорк; Париж; Вена, 1995.

2. Зимовина О.А. Индивидуализация обучения в рамках гуманистической образовательной парадигмы. - М: МАГО, 1999.

3. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагоги-ка.1998. № 4. С. 18 - 22.

4. Сплавская Н.В. Когнитивные стереотипы в правовой сфере жизнедеятельности субъекта // Гуманизация образования. 2010. № 8. С. 28-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.