Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА'

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционно-строительный комплекс / система управления / объекты управления / субъекты управления / саморегулируемые организации / investment and construction complex / management system / objects of management / subjects of management / self-regulatory organizations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Людмила Александровна, Абидов Магомед Хабибович

В статье проведен анализ дефиниции инвестиционно-строительного комплекса и вопросов построения системы управления им. На основе проведенного анализа приведена трактовка понятия системы управления инвестиционно-строительным комплексом с целью разработки механизма управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова Людмила Александровна, Абидов Магомед Хабибович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF DEVELOPING AN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR MANAGING ENTERPRISES OF THE INVESTMENT AND CONSTRUCTION COMPLEX OF THE REGION

The article analyzes the definition of the investment and construction complex and the issues of building a management system for them. On the basis of the analysis carried out, the interpretation of the concept of the management system of the investment and construction complex is given in order to develop a mechanism for managing enterprises of the investment and construction complex

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА»

УДК 69.003 ББК SS

DOI 10.24412/2412-2025-2022-1-95-102

Борисова Людмила Александровна - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, доцент кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Абидов МагомедХабибович - доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Borisova Lyudmila Aleksandrovna - PhD in Economics, Associate Professor, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics, Sociology, Associate Professor, Department of Management, Dagestan State University of National Economy

Abidov Magomed Khabibovich - Doctor of Economics, Professor, Lead Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

ON THE ISSUE OF DEVELOPING AN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR MANAGING ENTERPRISES OF THE INVESTMENT AND CONSTRUCTION COMPLEX OF THE REGION

В статье проведен анализ дефиниции инвестиционно-строительного комплекса и вопросов построения системы управления им. На основе проведенного анализа приведена трактовка понятия системы управления инвестиционно-строительным комплексом с целью разработки механизма управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса.

Ключевые слова: инвестиционно-строительный комплекс, система управления, объекты управления, субъекты управления, саморегулируемые организации.

The article analyzes the definition of the investment and construction complex and the issues of building a management system for them. On the basis of the analysis carried out, the interpretation of the concept of the management system of the investment and construction complex is given in order to develop a mechanism for managing enterprises of the investment and construction complex.

Keywords: investment and construction complex, management system, objects of management, subjects of management, self-regulatory organizations.

Необходимость и неизбежность изменений системы управления и функционирования инвестиционно-строительного комплекса в современных условиях очевидна и обусловлена как неустойчивым, неопределенным характером экономической ситуации в стране и мире, так и необходимостью перехода к цифровым технологиям.

Прежде, чем перейти к рассмотрению проблем и направлений совершенствования управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса, рассмотрим содержание понятий инвестиционно-строительный комплекс, региональный инвестиционно-строительный комплекс, а также вопросы управления ими.

Появление и развитие термина «инвестиционно-строительный комплекс» (ИСК) во многом обусловлено историческим контекстом экономического развития видов деятельности и хозяйственных связей в переходный для российской экономики период 90-х годов. В этом периоде мы наблюдали трансформацию, реорганизацию и специализацию видов хозяйственной деятельности, отраслей, секторов экономики, образование новых межотраслевых связей, вызванных переходом к рыночной экономике.

Ввиду сложной структуры строительного комплекса, существуют различные подходы к определению его сущности. Проведя анализ подходов к трактовке инвестиционно-строительного комплекса, в частности в работах [5-10], мы пришли к выводу, что наиболее полной является трактовка Уваровой С.: «ИСК - это система институционально оформленных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих выполнение функций по различным звеньям процесса расширенного воспроизводства основных фондов, деятельность которых организована путем инвестиционного и производственно-технологического взаимодействия между собой, построенного на основе инвестиций, баланса интересов и конкуренции, направленных на реализацию инвестиционно-строительных процессов с определенной эффективностью с целью создания материально-вещественной среды жизнедеятельности». [5, с. 76] В организационно-экономическом плане инвестиционно-строительный комплекс представляет совокупность отраслей народного хозяйства. Таким образом, инвестиционно-строительный комплекс обеспечивает функциональные межотраслевые взаимодействия, причем изменения в одной из взаимодействующих отраслей запускают механизм изменений в смежных отраслях. Технико-экономические отношения участников ИСК представляют совокупность горизонтальных экономических взаимодействий по созданию и реализации строительной продукции, что подтверждает тезис об открытости и неравновесности системы ИСК. Чтобы адекватно реагировать на конъюнктуру рынка, ИСК должен обладать соответствующей внутренней гибкостью, т.е. быстро и эффективно изменять технологию производства, организационную структуру, методы подготовки и принятия решений и т.п.

Региональный инвестиционно-строительный комплекс (РИСК) представляет собой совокупность хозяйствующих экономических субъектов, связанных между собой в региональных границах для реализации производственных и воспроизводственных процессов в рамках инвестиционного проекта. Основной функцией регионального инвестиционно-строительного комплекса является обеспечение расширенного воспроизводства экономики региона. А.Н. Асаул и др. определяет региональный

инвестиционно-строительный комплекс как совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в региональных границах [6].

Региональный инвестиционно-строительный комплекс, по нашему мнению, следует рассматривать как социально-экономическую систему, локализованную на определенной территории, то есть саморегулируемую совокупность инвестиционных компаний и банков на уровне региональных общестроительных и специализированных организаций, проектно-изыскательских и научно-исследовательских учреждений. При этом базовые элементы инвестиционно-строительного комплекса взаимодействуют друг с другом, с ближним и дальним окружением комплекса, а региональные органы власти устанавливают и контролируют выполнение институциональных правил функционирования всех элементов инвестиционно-строительного комплекса. Раскрытие этого понятия позволяет уточнить структуру и взаимосвязь элементов инвестиционно-строительного комплекса, определить пути совершенствования управления отдельным элементом и комплексом в целом. Идентификация данного понятия дает возможность уточнить структуру и взаимосвязь элементов инвестиционно-строительного комплекса, а также определить направление совершенствования управления отдельными элементами и региональным комплексом в целом [7].

Основной задачей современной экономической системы является формирование конкурентного инвестиционо-строительного комплекса на уровне региона, который зависит от величины концентрации капитала в регионах, природных и социально-экономических ресурсов, уровня экономической развитости региона, уровня развития технической инфраструктуры. В настоящее время в научной литературе исследуются проблемы рационального размещения производственных сил и формирования эффективных межотраслевых хозяйственных комплексов.

Важной проблемой, которую необходимо решить в процессе исследования, является возникновение ядра регионального инвестиционно-строительного комплекса, мезо- и экзоокружения ядра регионального инвестиционно-строительного комплекса. Основным элементом изучаемого экономического объекта является «ядро», в которое входят инвесторы и застройщики, проектные и научно-исследовательские учреждения, предприятия промышленности строительных материалов и конструкций, организации, выполняющие СМР хозяйственным способом, общестроительные и специализированные организации. Формирование ядра регионального инвестиционно-строительного комплекса невозможно без взаимодействия с мезоокружением: инвестиционными компаниями, ипотечными банками и иные кредитными учреждениями, поставщиками, автотранспортными организациями, местными органами контроля и управления, социальной и производственной инфраструктуры, а также иными элементами, характерными для тех или иных регионов [4, с. 41].

Рассматривая инвестиционно-строительный комплекс Республики Дагестан можно отметить снижение объемов строительства, что вызвано как объективными причинами, вызванными пандемией короновируса, международными санкциями, так и причинами внутрирегионального характера - отсутствие эффективной системы управления инвестиционно-

строительного комплекса региона, с проблемами дефицита обеспеченных инженерной инфраструктурой земельных участков для комплексного освоения территорий. В отрасли нет альтернативных действенных механизмов привлечения инвестиций в жилищное строительство, и, как следствие, наблюдается отток рабочей силы, усугубляющийся пандемией ко-ронавируса.

Не менее остро стоит проблема дефицита квалифицированных кадров. И хотя в нацреестр специалистов внесено более тысячи руководителей и главных инженеров организаций - членов СРО, отсутствие гарантированных заказов на строительство со стороны государства и инвесторов не позволяет работодателям содержать в штате квалифицированных рабочих и специалистов.

В последнее десятилетие в России наметилась тенденция передачи государством части своих функций по регулированию строительной деятельностью на уровень общественных профессиональных сообществ, что сопровождается созданием в регионах саморегулируемых организаций. В масштабах страны была создана Система стандартизации Ассоциации «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация - общероссийское отраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанная на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ), которая осуществляет разработку и контроль основных правил и требований в сфере строительства. Указанный стандарт учитывает основополагающие принципы межгосударственных и национальных стандартов в области применения систем стандартизации. Основа функционирования саморегулируемых организаций в Российской Федерации была заложена положениями Федерального Закона «О саморегулируемых организациях» № 315-Ф3 от 1 декабря 2007 г. [1], а также нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации (глава 6.1) [2]. Приказом Министерства строительства и жилищного хозяйства Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. № 237/пр в градостроительстве в целях развития института саморегулирования был сформирован Координационный Совет по взаимодействию с Национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства, на который возложены, в том числе, функции по совершенствованию отраслевого законодательства [3]. Ныне на национальном уровне функционируют следующие саморегулируемые организации в сфере строительства: Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ); Национальное объединение строителей (НО-СТРОЙ). Функции законодательного регулирования системы деятельности саморегулируемых организаций закреплены за Министерством экономического развития Российской Федерации (Приказ от 31 декабря 2013 г. № 803), Министерством регионального развития Российской Федерации (Приказ от 23 июня 2010 г. № 294) и Министерством юстиции Российской Федерации (Приказ от 29 марта 2010 г. № 72). За деятельностью Национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере строительства в части соблюдения ими требований законодательства Российской Федерации государственный контроль осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, периодические проверки проводит Прокуратура Российской Федерации.

Выполнение функций в области государственного надзора за саморегулируемыми организациями, а также вопросы ведения государственного реестра возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В субъектах России созданы региональные саморегулируемые организации, которые входят в состав Национальных объединений. Республика Дагестан активно включилась в указанный процесс. Так, в Республике Дагестан функционирует три саморегулируемые организации в сфере строительства: Саморегулируемая организация Союз «Строители Республики Дагестан»; Саморегулируемая организация Ассоциация межрегиональное отраслевое объединение работодателей «Гильдия строителей Северо-Кавказского федерального округа»; Ассоциация Саморегулируемая организация «Северо-Кавказское сообщество проектных организаций.

Членами саморегулируемых организаций могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели при условии, если саморегулируемой организацией принято решение об их приеме в свой состав. В случаях их исключения из членов саморегулируемой организации на основании ст. 55.7, ч. 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, они переходят в статус «лиц, прекративших членство в саморегулируемой организации» или «исключенный член саморегулируемой организации» (ч. 10 ст. 3.3 (введена [7])). Переход к рыночным механизмам хозяйствования и необходимость обеспечения высокого уровня конкурентоспособности привели к созданию нового организационно-экономического механизма управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса, основанного на более широком участии в регламентации строительной деятельности профессионального сообщества, что нашло отражение в российском законодательстве. На смену сложной, бюрократической системе лицензирования строительной деятельности, доставшейся в наследство от советской экономической системы, пришла новая, функционирующая на основе принципов саморегулирования и регионализации, где, как правило, обязательное членство в строительных саморегулируемых организациях стало допуском к работам в области строительства. Таким образом, на рынке услуг строительной индустрии при активном участии государственных органов сформировался новый Институт саморегулирования строительной деятельности, который очень быстро превратился в эффективный инструмент взаимодействия государства и гражданского общества, в лице профессиональных общественных организаций. Особенность данного механизма заключается в том, что государство, по сути, осуществило передачу профессиональному сообществу не только контрольных функций, что ранее являлось абсолютной прерогативой органов власти разных уровней, но и одновременно, возложило на них надзорные функции за деятельностью строительных организаций. Строительные организации фактически получили действенный рыночный инструмент распределения ответственности между собой и повышения уровня конкурентоспособности, который вызвал существенное оживление на рынке строительной продукции. На наш взгляд, новый механизм управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса направлен на решение первостепенного комплекса задач, которые выдвинуты перед региональными сообществами Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 г. «О национальных целях

развития Российской Федерации на период до 2030 года» [4] и предполагают создание комфортной и безопасной среды для жизни, а также обеспечение здоровья и благополучия граждан. Особенность современной методологии управления строительным комплексом региона должна заключаться в том, что она должна применяться не только в целях оказания воздействия на субъекты экономической деятельности для решения выдвинутых ими задач, но и учитывать передовой опыт развитых стран по участию в деятельности субъектов сферы строительства профессионального сообщества в лице саморегулируемых организаций. С учетом этого представляется целесообразным предложить следующую трактовку понятия «организационно-экономический механизм управления предприятиями инвестиционно-строительного комплекса региона», под которым мы понимаем совокупность основополагающих принципов, методов и форм воздействия на субъекты экономической деятельности, реализуемое в целях обеспечения высокого уровня конкурентоспособности отрасли, создания комфортной и безопасной среды для жизни граждан определенной территории и осуществляемое при активном участии профессионального сообщества сферы строительной деятельности. Необходимо отметить, что организационно-экономический механизм должен максимально учитывать все стороны внешней и внутренней среды компаний. Функциональная деятельность каждой строительной организации должна быть максимально адаптирована к местным особенностям для обеспечения ими конкурентных преимуществ при возникновении кризисных ситуаций, а также быть готовой к предстоящим изменениям, связанным с цифровой трансформацией мировой экономической системы [7].

Задача обеспечения высокого уровня конкурентоспособности для предприятий строительного комплекса региона является сложной, т.к. она выполнима лишь для крупных организаций. В связи с этим, считаем целесообразным создать в Республике Дагестан лидера строительной отрасли путем объединения на договорной основе ряда средних и малых предприятий, а также учебных заведений, таких как Дагестанский государственный технический университет, Дагестанский государственный университет народного хозяйства. Новая организационная структура может иметь форму корпорации и обеспечить ей протекционистскую политику на уровне региональных органов власти. По нашему мнению, деятельность по развитию дагестанской строительной корпорации на основе объединения реально функционирующих эффективных компаний произведет си-нергический эффект на рынке строительной индустрии не только Республики Дагестан, но и всего Северного Кавказа. Такая структура сможет реально участвовать в строительстве крупных инфраструктурных объектов не только в нашей стране, но и за рубежом. Указанный опыт создания подобных сообществ в бизнесе широко применяется в развитых странах мира. Опыт их деятельности свидетельствует о том, что такие компании развиваются эволюционным путем, в течение долгого периода времени. Однако в дальнейшем они демонстрируют устойчивость и высокий уровень эффективности, за счет доверия клиентов и завоевания большого сегмента рынка. Предлагаемую задачу можно решить в течение ближайших 3-5 лет в связи с тем, что строительный комплекс республики обладает уникальными научными кадрами, а также менеджерами, у которых име-

ется реальный опыт управления крупными инфраструктурными проектами. Строительная корпорация, в случае ее создания, сможет участвовать одновременно в реализации многих проектов. На наш взгляд, наибольшая ее эффективность может быть достигнута на основе развития жилищного строительства. Данный сегмент рынка обладает значительным потенциалом, поскольку в Республике Дагестан наблюдается высокая положительная динамика численности населения региона.

Представленный организационно-экономический механизм управления региональными строительными корпорациями учитывает накопленный опыт саморегулирования деятельности ассоциаций (саморегулируемых организаций) России, которые реально стали связующим звеном между государством и бизнесом. Органы государственной власти делегируют им полномочиями в области допуска на рынок строительной индустрии, однако процессом непосредственного управления не занимаются. Законодательством устанавливается принцип обязательности членства строительных предприятий в саморегулируемых организациях. Вместе с тем, государство не слагает с себя контрольных функций за деятельностью ассоциаций саморегулируемых организаций, что служит для последних важным стимулом добросовестного исполнения возложенных на них задач в области контроля своих членов. Такая система саморегулирования в строительстве наиболее полно отвечает сложившейся российской практике развития предприятий инвестиционно-строительного комплекса региона.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-Ф3 - URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_72967/

2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/

3. Приказ Минстроя России от 14 апреля 2016 г. № 237/пр «О создание Координационного совета по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/17044/

4. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

5. Уварова, С.С. Теоретическое обоснование системы управления инвестиционно-строительным комплексом в условиях организационно-экономических изменения. // Экономика строительства. - 2012. - №2. - С. 73-78.

6. Асаул, А.Н., Асаул, Н. А., Лобанов, А. В. Алексеев, А.А. Инвестиционно-строительный комплекс: рамки и границы термина. - СПб: Вестник гражданских инженеров. -2009. -№ 4(21)

7. Дмитриев, М.Н. Развитие организационно-экономического механизма управления строительным комплексом в регионе (на примере Нижегородской области) [Текст]: монография / М.Н. Дмитриев, И.В. Арженовский, Н.А.

Шлёнов; Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2017. - 178 с.

8. Асаул, А. Н. Формирование и оценка эффективности организационной структуры управления в компаниях инвестиционно-строительной сферы / А.Н. Асаул, Н.А. Асаул, А.В. Симонов; под ред. А.Н. Асаула. - Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2009. - 258 с.

9. Асаул, В.В. Синергетический эффект объединения строительных организаций в конкурентные структуры / В.В. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3 (13). - С. 44-49.

10. Асаул, А.Н. Региональный инвестиционно-строительный комплекс существует / А.Н. Асаул, С.Н. Иванов // Экономика строительства. - 2002. -№ 1. - С. 2-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.