Научная статья на тему 'Тенденции развития институциональной структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса'

Тенденции развития институциональной структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
332
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИСК / REGIONAL ICI / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / INSTITUTIONAL STRUCTURE / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / TRANSACTION COSTS / СУБЪЕКТЫ ИСК / ICI SUBJECTS / КЛАССИФИКАЦИЯ / CLASSIFICATION / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCIES / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / MANAGEMENT INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севек Вячеслав Кыргысович, Загускин Никита Николаевич

В рамках институционального подхода авторами статьи исследована структура регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК). В ней представлены различные научные взгляды на современный состав участников инвестиционно-строительного цикла, предложена оценка тенденций развития институциональной структуры регионального ИСК, проведенная в целях определения природы высоких трансакционныхрасходов. Синтезированная модель управленческих и операционных компетенций объективно обнаруживает причину высоких трансакционных издержек — отсутствие интеграции контрактных и коммуникационных взаимодействий в рамках инвестиционно-строительного цикла. Авторами выдвинут научный тезис об эволюции функций девелопера — системного интегратора управленческих функций инвестиционно строительного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Regional Investment-Construction Industry: Its Institutional Trends

The article discusses the regional investment-construction industry (ICI), indicating that it has established an “institutional approach”. It cites scientific positions on the IC cycle's composition to arrive at this conclusion. Subsequently, the paper proposes an assessment of trends in the developmental ICI institutional structure at regional level; it also uses this assessment to determine the exact nature of the transaction costs. At this stage, the study gives a synthesized model of managerial and operational skills, noting a likely cause of extremely high transaction costs (the IC cycle fails to integrate and communicate contractual interactions). During the presentation, the critique has provided a scientific thesis on the evolution of the construction cycle, positing that its developmental features include a system integration managerial investment stage. The research process behind this thesis reflects an analysis of synthetic models that is based on well-known scientific and theoretical principles.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития институциональной структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса»

Тенденции развития институциональной структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса

The Regional Investment-Construction Industry: Its Institutional Trends

УДК 332.83

Севек Вячеслав Кыргысович

декан Тувинского государственного университета (г. Кызыл), кандидат экономических наук, доцент 667000,Республика Тыва, г Кызыл, ул. Ленина, д. 36

Sevek Vyacheslav Kyrgysovich

Lenina Str. 36, Kyzyl, 667000, Tuva Republic

В рамках институционального подхода авторами статьи исследована структура регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК). В ней представлены различные научные взгляды на современный состав участников инвестиционно-строительного цикла, предложена оценка тенденций развития институциональной структуры регионального ИСК, проведенная в целях определения природы высоких трансакционных расходов.

Синтезированная модель управленческих и операционных компетенций объективно обнаруживает причину высоких трансакционных издержек — отсутствие интеграции контрактных и коммуникационных взаимодействий в рамках инвестиционно-строительного цикла.

Авторами выдвинут научный тезис об эволюции функций девелопера — системного интегратора управленческих функций инвестиционно-строительного цикла.

The article discusses the regional investment-construction industry (ICI), indicating that it has established an "institutional approach". It cites scientific positions on the IC cycle's composition to arrive at this conclusion. Subsequently, the paper proposes an assessment of trends in the developmental ICI institutional structure at regional level; it also uses this assessment to determine the exact nature of the transaction costs. At this stage, the study gives a synthesized model of managerial and operational skills, noting a likely cause of extremely high transaction costs (the IC cycle fails to integrate and communicate contractual interactions). During the presentation, the critique has provided a scientific thesis on the evolution of the construction cycle, positing that its developmental features include a system integration managerial investment stage. The research process behind this thesis reflects an analysis of synthetic models that is based on well-known scientific and theoretical principles.

Ключевые слова: региональный ИСК, институциональная структура, трансакционные издержки, субъекты ИСК, классификация, компетенции, управленческая интеграция

Keywords: regional ICI, institutional structure, transaction costs, ICI subjects, classification, competencies, management integration

Институциональная концепция определяется авторами как теоретический базис совершенствования структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК) с позиции управления трансакционными расходами. Соответственно, данная проблема рас-

Загускин Никита Николаевич

председатель Совета СРО НП «Балтийский строительный комплекс (г. Санкт-Петербуг)», кандидат юридических наук 190103, Санкт-Петербург, Рижский пр., д. 3

Zaguskin Nikita Nikolaevich

Rizhskiy Ave 3, St. Petersburg, 190103, Russian Federation

сматривается в фокусе выбранного инструментария: синтезирование обобщенной структуры взаимодействия субъектов современного регионального ИСК и локализация области институциональной дисфункции. Поставленная цель достигается через последовательное решение следующих задач:

1) формализация понятия ИСК, рамок и границ его территориального определения;

2) формулировка принципов взаимодействия субъектов регионального ИСК в рамках институциональной концепции;

3) сопоставительный анализ современных нормативно-законодательных и научно-теоретических подходов к детерминированию институтов регионального ИСК;

4) развитие представлений о составе субъектов регионального ИСК, их институциональной сущности и компетенциях;

5) синтез современной модели взаимодействия субъектов регионального ИСК в соответствии с управленческими и операционными компетенциями;

6) объяснение проблемы высоких трансакционных расходов в рамках синтезированной модели и определение способа ее решения — эволюция девелопмен-та из операционной в управленческую функцию.

В работах российских исследователей, посвященных инвестиционно-строительной деятельности, используются различные трактовки термина «инвестиционно-строительный комплекс». В научной школе «Методологические проблемы эффективности инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующихся и самоуправляемых систем» при СПбГАСУ, возглавляемой заслуженным деятелем науки РФ, доктором экономических наук, профессором А. Н. Асаулом, под региональным ИСК понимается «совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в региональных границах» [1, с. 9].

Ключом к трактовке ИСК как экономической системы является ее «региональная» природа — совокупность связанных по территориальному признаку производительных сил и отношений. ИСК на федеральном уровне может рассматриваться только как законодательно или статистически агрегированная система. «...Общегосударственный (федеральный) рынок строительной продукции, равно как и рынок

0

1

О ^

о

о;

s ^

с

со

S

с; с

о

о

Развитые институциональные принципы взаимодействия субъектов ИСК

Принцип Характеристика

Принципы, формализованные Н.А.Асаулом, 2005 г. [3]

Частная собственность Право субъектов регионального ИСК по своему усмотрению приобретать, применять и реализовывать ресурсы, заключать договора

Свобода выбора Право субъектов регионального ИСК в пределах возможностей использовать, реализовывать ресурсы

Свобода предпринимательства Право субъектов регионального ИСК самостоятельно организовывать процесс производства, реализации продукта комплекса

Личный интерес Главный мотив поведения субъекта регионального ИСК на конкретном рынке

Конкуренция Наличие большого числа независимо действующих продавцов и покупателей продукта (работ, услуг) регионального ИСК

Свободное ценообразование Результат непосредственного взаимодействия платежеспособного спроса и предложения на рынке в региональном ИСК

Роль государства Ограниченная, обеспечивает соблюдение участниками регионального ИСК действующего законодательства, гарантирует соблюдение конституционных прав и свобод

Предложенные принципы

Самоорганизация Право отрасли на самоорганизацию (в соответствии с Законом о СРО) в пределах инвестиционно-строительного цикла, солидарную ответственность за качество реализации строительного и эксплуатационного процесса

Специализация Позиционирование субъектов экономической деятельности регионального ИСК в соответствии с их ключевой компетенцией, специализацией, выражаемой как институт комплекса

продукции промышленности строительных материалов и конструкций, может быть представлен как совокупность локальных, региональных рынков» [Там же].

ИСК как экономический феномен — совокупность институтов — проявляет себя только в рамках территориальной общности. Субъекты ИСК развиваются, самоорганизуются в рамках региона под влиянием общих логистических требований, обусловленности спецификой инфраструктуры, земельных участков, обеспеченности природными ресурсами и историческими, эволюционными процессами развития системы предпринимательства.

И хотя «...каждый региональный рынок характеризуется определенной уникальностью процессов своего формирования, функционирования и развития» [Там же], можно выделить общие тенденции и логику эволюции региональных ИСК. Общими для них являются сложившиеся институциональные принципы взаимодействия субъектов региональных ИСК в Российской Федерации. Именно они предопределяют сходную тенденцию развития структуры субъектов, их специализации, складывающиеся законодательные и ненормативные1 правила взаимодействия в различных регионах.

Во-первых, можно утверждать, что существуют единые институциональные нормы, принципы развития региональных ИСК. Во-вторых, наличие единых принципов развития дает основание для научного рассуждения об универсальной модели институционального развития всех региональных ИСК.

Конечно, «универсальной» не с позиции единого шаблона формирования специализированных по видам деятельности организаций во всех регионах,

1 Институциональные правила, обусловленные не нормативно-законодательной базой предпринимательской, инвестиционной, строительной деятельности, а сформированные как результат сложившихся норм, этики и традиций взаимодействия в отрасли.

а с позиции обусловленности развития актуальными институциональными функциями ИСК. Впрочем, в этом и состоит теоретическая платформа самого институционального подхода — детерминирование функций и субъектов-организаций, эти функции способных реализовать [2].

В настоящий момент научное сообщество, изучающее вопросы экономики строительства, солидарно в определении семи институциональных принципов взаимодействия субъектов регионального ИСК (частная собственность; свобода выбора; свобода предпринимательства; личный интерес; конкуренция; свободное ценообразование; роль государства), характеристики которых сведены в табл. 1.

Развитие региональных ИСК за последние 7-8 лет обнаруживает новые институциональные тенденции и позволяет дополнить (см. табл. 1 «Предложенные принципы») формализованные Н.А.Асаулом в 2005 г. [3] принципы.

Анализ эволюции взаимодействия субъектов региональных ИСК позволяет обосновано сформулировать два новых принципа: самоорганизации и специализации.

Организация инвестиционно-строительного цикла реализуется одновременно как самоорганизация субъектов ИСК и организация (производная, зависящая), организуемая извне, в пределах отношений многих субъектов ИСК.

Говоря о самоорганизации, мы ведем речь о самодостаточности субъекта ИСК, выходящей из самого себя, из его внутреннего содержания, рамок целостности. Во втором случае субъекты создают надорга-низационные образования — бизнес-ассоциации и саморегулируемые организации (СРО).

Самоорганизация есть внутренний момент субъекта ИСК. Воспроизводство компании через организацию есть самоорганизация. Это сам себя воспроизводящий субъект ИСК, реализуя имеющиеся в нем самом возможности организации [4]. Декларация этого прин-

Виды деятельности (фрагменты) и разделы, их включающие, согласно классификатору ОКВЭД, подпадающие под понятие инвестиционно-строительной деятельности

Виды деятельности и соответствующие разделы ОКВЭД

Раздел С. Добыча полезных ископаемых, в том числе: Добыча гравия, песка и глины

Раздел D. Обрабатывающие производства, в том числе: Производство деревянных строительных конструкций... Производство строительных металлических конструкций и изделий

Раздел Е. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Раздел F. Строительство:

Подготовка строительного участка Строительство зданий и сооружений

Монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений Производство отделочных работ

Аренда строительных машин и оборудования с оператором

Раздел J. Финансовая деятельность, в том числе: Капиталовложения в собственность

Раздел К. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, в том числе:

Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование, геологоразведочные и геофизические работы, геодезическая и картографическая деятельность Операции с недвижимым имуществом Управление эксплуатацией нежилого фонда

Деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества

<

>

ципа основана не только на принятии федеральных [5; 6] законодательных норм о переходе отрасли на саморегулирование, но и на явно видимой институциональной трансформации региональных ИСК.

СРО «не следует понимать как субъекта контрактного взаимодействия в инвестиционно-строительном цикле — это элемент инфраструктуры» [7], предопределяющий новое направление институциональных изменений регионального ИСК.

Принцип самоорганизации изменил формы генерального и субподрядов, вектора и условия взаимодействия субъектов ИСК, сущность и распределение (по организациям) инвестиционных и технологических рисков, в конечном итоге повлиял на контрактную и коммуникационную сеть регионального ИСК. Причем наблюдаемая контрактная, как и коммуникационная, модель, которые с позиции эволюции комплекса не могут рассматриваться как законченные, завершенные.

Процесс эволюции институциональной структуры под воздействием фактора самоорганизации продолжается, и оценка его перспектив видится важной задачей [8]. В равной степени не завершен процесс разделения, специализации функций субъектов региональных ИСК. Перманентность и монотонность процессов специализации в региональных ИСК позволяют нам декларировать их как институциональный принцип.

Под «специализацией» понимается позиционирование субъектов регионального ИСК в соответствии с их ключевой компетенцией, специализацией, выражаемой как институт регионального ИСК. Конечно, специализация субъектов ИСК не может рассматриваться как завершенная ни на одном из исторических этапов развития регионального ИСК.

На каждом этапе ревизии модели регионального ИСК перед исследователем встает объективная задача оценки перспективной структуры ИСК с позиции состава специализаций и отвечающих им типов организаций. Инструменты решения задачи могут быть различны (сетевая, кластерная и другие модели), но цель всегда прагматична и едина — предсказать

складывающуюся институциональную структуру регионального ИСК.

В рамках детерминированной структуры актуальных и перспективных «специализаций» возможно сформировать нормативно-правовую базу, стимулирующую региональный ИСК к совершенствованию механизмов предпринимательства, инноваций и снижению транс-акционных издержек [9, с. 158]. Итак, вышеприведенное определение регионального ИСК, формализованные и развитые институциональные принципы взаимодействия субъектов регионального ИСК составляют научную основу обоснованности синтеза универсальной институциональной структуры регионального ИСК. Состоятельность этого тезиса подтверждается рядом научных публикаций [7; 10-12] и научной логикой «институционального развития» [13].

Все современные институты, обусловленные специализацией ИСК, присутствуют в каждом региональном комплексе, а период их оформления в самостоятельные организации связан уже спецификой производственных отношений и конъюнктуры региона.

Искомая модель регионального ИСК (состав субъектов, их сущность и компетенции) может быть построена на сопоставительном анализе современных нормативно-законодательных и научных подходов к детерминированию институтов регионального комплекса.

Несмотря на научную и практическую объективность понятия «региональный ИСК», современный национальный классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД1) не поддерживает его логику.

В табл. 2 представлены виды деятельности (приводятся фрагментарно) и соответствующие разделы ОКВЭД, их включающие, подпадающие под актуальное понимание региональный ИСК.

1 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. № 454-ст).

Законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие инвестиционно-строительную деятельность

Законодательные акты Российской Федерации

Федеральный закон Российской Федерации от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

<

>

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (ст. 16), в том числе Федеральный закон «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (2 июля 2008 г.)

Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закон Санкт-Петербурга от 17 июня 2004 г. № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции»

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»

Таблица 4

Субъекты отношений в соответствии с законодательным полем Российской Федерации

Законодательные акты РФ (нумерация в соответствии со списком табл. 3)

1 2 3 4 5 6

Пользователь

Застройщик Застройщик

Заказчик

Подрядчик Подрядчик

Лицо, выполняющее инженерные изыскания

Архитектор

Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации Изыскатель

Проектировщик

Инвестор Участники долевого строительства Потенциальный инвестор

Саморегулируемые организации

Таблица дает четкое понимание, что на уровне федерального отраслевого деления отсутствует понимание комплекса, как единой экономической системы, связанной территориальным развитием и общим инвестиционно-строительным циклом.

ИСК (следуя логике ОКВЭД) — это строительная отрасль (Раздел Р. Строительство) и совокупность других видов деятельности, имеющих с ней контрактные отношения. Такой подход не соответствует не только научной концепции регионального ИСК, но и сложившейся практике инвестиционно-строительной деятельности комплекса.

Как минимум, в уставных документах крупных инвестиционно-строительных компаний мы обнаруживаем перечень всех обозначенных (табл. 2) видов экономической деятельности. А, как максимум, это не соответствует современному институциональному пониманию отрасли, комплекса как «совокупности субъектов, объединенных едиными финансовыми и технологическими рисками».

Объективно ОКВЭД не только не может рассматриваться как нормативный документ, локализующий структуру субъектов региональных ИСК, но и как акт, логически связанный с законодательной базой Российской Федерации.

ОКВЭД определяет 33 вида экономической деятельности в рамках инвестиционно-строительной дея-

тельности (фрагмент представлен в табл. 2), которые не интерпретированы и не связаны с нормативно-законодательным полем Российской Федерации, регламентирующим инвестиционно-строительную деятельность (табл. 3).

Для понимания заявленного отношения и дальнейшего синтеза представлений об институциональной структуре регионального ИСК целесообразно выделить субъекты отношений, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации, скомпилировав их в табл. 4.

Действительно, в рамках шести нормативных актов мы можем выделить 13 субъектов отношений: пользователь; застройщик; заказчик; подрядчик; лицо, выполняющее инженерные изыскания; архитектор; лицо, осуществляющее подготовку проектной документации; изыскатель; проектировщик; инвестор; участники долевого строительства; потенциальный инвестор; саморегулируемые организации. Причем поставить в соответствие видам деятельности (ОКВЭД) функции субъектов, регламентированных нормативных полем (шесть законов), практически невозможно.

Именно этим объясняется, что формируемые современными исследователями классификаторы субъектов региональных ИСК не опираются на ОКВЭД или на нормативную базу инвестиционно-строительной деятельности (табл. 3).

Таблица 5 ^

Научные подходы к классификации субъектов ИСК (с сохранением введенных наименований авторов) ^

А. Н. Асаул (1996, [16]) Л. В. Донцова (1999, [18]) А. И. Вахмистров (2004, [17]) С. Н. Иванов (2008, [12]) Ю. Н. Казаков (2006, [12]) А. В. Лобанов (2009, [7])

Потребители, собственники Потребители Потребители Покупатели, владельцы Потребители

Институциональные рыночные структуры Органы власти Органы власти Администрация Органы власти

Строительно-монтажные организации Строительно-монтажные организации Строительные организации Строительные организации Генеральные подрядчики Строительно-монтажные организации

Генеральные подрядчики

Кредитные учреждения Банки Банки

Инвесторы

Девелоперы

Инновационные организации Научно-исследовательские центры

Учебные организации

Изыскатели

Инженерные ведомства

Застройщики Заказчики-застройщики

Технические заказчики

Проектировщики Проектные институты и бюро Архитектурно- проектные организации Проектные институты и бюро

Брокеры(дилеры) Риелторы

Предприятия — производители строительных материалов и конструкций

Арендодатели строительных машин и оборудования

Подрядчики Субподрядчики

Регистраторы прав Регистраторы прав

Предприятия технической эксплуатации объектов недвижимости Операторы Операторы управления недвижимостью Эксплуатирующая компания Операторы управления недвижимостью

Информационные органы

Страховые компании

Общественные профессиональные объединения Отраслевые ассоциации (союзы, объединения)

Отсталость правовой базы от актуальной формы специализации региональных ИСК и сформировавшихся институтов комплексов очевидна. В ее основу следует заложить научные представления, детерминируемую институциональную структуру региональных ИСК.

В сводной таблице (табл. 5) сопоставлены наиболее обоснованные и обсуждаемые в экономике строительстве подходы выделения актуальных институциональных субъектов.

В основе предложенных классификаторов лежат соответствующие научно-исследовательские работы, построенные на статистическом или экспертном обследовании субъектов региональных ИСК, содержательно направленные на поиск актуального состава участников региональных ИСК и системы их взаимодействий.

В сущности исследований — детерминирование актуальной институциональной структуры ИСК. Конеч-

но, наблюдаемые классификаторы (табл. 5) не единодушны ни в терминологии (хотя это и вторично), ни в определении состава субъектов, что объясняется как объективными факторами — различные периоды детерминирования структуры ИСК (1999-2009 гг.) и регионы статистического, экспертного обследования (Москва, Санкт-Петербург, Пермь и другие), так и субъективными — персональный опыт и научная школа исследователя.

Формализованные научные подходы к классификации субъектов регионального ИСК (табл.5) стали основанием для анализа и последующей компиляции авторами актуальной структуры субъектов регионального ИСК.

Анализ предлагаемых решений построен на изучении содержания Отчета по научно-исследовательской работе «Формирование механизмов управления раз-

Развитое представление об актуальных субъектах ИСК, их сущности и компетенциях

Субъект Сущность Компетенция

Потребитель Конечный потребитель объекта на земельном участке Потребительский маркетинг

Органы власти Законодательные и исполнительные органы субъектов федерации, влияющие на хозяйственную деятельность субъектов регионального ИСК Контроль законодательных и нормативных актов

Инвестор-заказчик Субъект, финансирующий инвестиционно-строительный цикл. Заказчик проекта Портфельное инвестирование

Технический заказчик Субъект, осуществляющий проектно-изыскательские работы, подключение к инженерным коммуникациям, согласование и экспертизу документации Управление проектированием и согласованием

Генеральный подрядчик Субъект обязательств по выполнению строительных работ или реконструкции Управление строительным процессом

Девелопер Субъект, разрабатывающий маркетинговую концепцию участка (объекта недвижимости) Маркетинг участка (объекта)

Проектировщик Архитектурные, строительные и инженерные проектные организации Архитектурно-строительное проектирование

Изыскатели Организации, реализующие инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания и оценку условий строительства Изыскательские работы

Инженерные ведомства Разрешительные организации в отношении инженерных коммуникаций (техническая инфраструктура земельного участка, объекта) Интеграция инженерных коммуникаций

Риелтор Агент по реализации объекта потребителю Розничная реализация объекта недвижимости

Поставщик материалов Производители и(или) поставщики строительных материалов, конструкций и сырья Производство и реализация строительных материалов

Арендодатели строительных машин Владельцы строительных машин и оборудования, передающие их в аренду для выполнения строительно-монтажных и инженерных работ Передача в аренду строительных машин и оборудования

Подрядчик Исполнитель строительно-монтажных работ Строительные (по профилю) работы

Регистратор прав Институты исполнительной власти, регистрирующие и контролирующие исполнение прав собственности в отношении объектов Нормативный (законодательный) документооборот

Управляющая компания Оператор, эксплуатирующий объект недвижимости Инженерная эксплуатация объектов недвижимости и инфраструктуры

витием регионального инвестиционно-строительного комплекса как самоорганизующейся системы», выполненного в СПбГАСУ под руководством профессора А. Н. Асаула.

В качестве прототипа был выбран подход, разработанный А. В. Лобановым, в рамках развития научных исследований научной школы «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы» при СПбГАСУ. Основание для выбора — во-первых, исторически (2009 г.) самого молодого, соответственно, актуального представления об универсализации модели структуры регионального ИСК.

Выделенное А. В. Лобановым ядро участников регионального ИСК сходно с другими подходами, но введенный принцип синтеза модели сфокусирован на выделении участников инвестиционно-строительного цикла — институты, создающие добавленную стоимость строительному продукту и позволяющие «отсечь» инфраструктурные элементы.

Во-вторых, прототип имеет самую сильную научно-исследовательскую платформу, построенную на обследовании пула субъектов региональных ИСК.

В-третьих, мы разделяем заданный Лобановым принцип синтеза модели взаимодействий субъектов регионального ИСК — базовые контрактные, подрядные отношения субъектов и их иерархия, включенные в инвестиционно-строительный цикл.

Сохраняя выше обозначенные принципы синтеза и состав субъектов выбранного прототипа, актуализируем представления о специализированных функциях участников инвестиционно-строительного цикла, выражающие их современную институциональную позицию и сложившиеся компетенции.

Наименования субъектам контрактного взаимодействия в рамках инвестиционно-строительного цикла (табл. 6) даны применительно к современной терминологической практике региональных ИСК [10; 14; 15], нормативно-законодательной базе [19] (табл. 4), академическим словарям и энциклопедиям общеэкономического профиля и специализированным по экономике строительства [20].

На втором этапе сформулирована «сущность» (табл. 6) каждого субъекта, актуализировано представление о сложившейся специализации. Основанием для научных суждений было изучение формулировки официального (открытого) позиционирования

Потребитель

Риелтор

Проектировщик

Изыскатели

10

Инженерные ведомства

11

Арендодатели строительных машин и оборудования

15

Оператор

Инвестор

6

Технический заказчик

12

Генеральный подрядчик

Девелопер

Органы власти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регистратор

о о со

<

< о

>

13

Субподрядчик

14

Поставщик

Рис. 1. Организационно-экономическая схема взаимоотношений субъектов региональных ИСК

Инвестиционно-строительный цикл как управленческая система

Рис. 2. Модель отнесения субъектов в соответствии с управленческими и операционными компетенциями

соответствующих организаций, институтов. В базу обследования включены 30 организаций, чья компилятивная позиция привела к соответствующим формулировкам сущности и компетенций, представленных авторами в табл. 6.

Сведенные в табл. 6 уточненные наименования субъектов регионального ИСК, формализованные представления об их сущности и компетенциях могут рассматриваться как научно развитые, актуализированные представления о составе и функциях институтов региональных ИСК.

На следующем этапе исследования разработанная в научной школе «Методические проблемы эффек-

тивности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы» при СПбГАСУ кластерная модель (рис. 1) дает представление о контрактной модели взаимодействия, дополнена управленческой проекцией [21].

Через разделение компетенций (табл. 6) на операционный (исполнение) и управленческий уровень кластерная модель (рис. 1) транспонирована в управленческую. Актуальная (современная, «как есть») модель отнесения субъектов в соответствии с управленческими и операционными компетенциям (рис. 2) демонстрирует отсутствие управленческой интегра-

Рис. 3. Этапы инвестиционно-строительного процесса [1]

Рис. 4. Иерархия коммуникационных и контрактных отношений субъектов ИСК

ции субъектов в рамках инвестиционно-строительного цикла.

Выделенные (рис. 1) три кластера (инвестора технического заказчика и генерального подрядчика) локализуют управленческие операции в отношении ограниченного блока операций, связанных с соответствующей компетенцией менеджера.

В современном региональном ИСК отсутствует функции интегративного менеджмента инвестиционно-строительного цикла [15]. На старте цикла руководит процессом инвестор, далее он передает процесс проектирования техническому заказчику, строительный цикл реализует генеральный подрядчик, и в финале — продажа и эксплуатация возвращается к инвестору (рис. 3 — операции, рис. 2 — функции управления). При этом инвестор, ключевой компетенцией которого являются «портфельные инвестиции» (табл. 6), обладает финансовой специализацией и не может быть эффективным менеджером всего цикла.

Менеджером всех этапов инвестиционно-строительного цикла в современных условиях становится девелопер, который вступает в отношения с контрагентами (см. рис. 4), обладая при этом следующими предметными управленческими компетенциями на уровне возможности контроллинга:

1) маркетинг земельного участка, объекта недвижимости;

2) бюджетирование и экономическое планирование проектов;

3) финансовый менеджмент;

4) архитектурно-строительное проектирование;

5) юридическое согласование строительного проекта;

6) строительно-монтажный процесс;

7) эксплуатация зданий и сооружений.

Инвестор инициирует инвестиционную ситуацию, декларируя соответствующие намерения (индексы на рисунке а, рис. 4). Девелопер разрабатывает маркетинговый проект объекта недвижимости, защищает его перед инвестором-заказчиком. Получив соответствующие финансирование, он заключает генеральные контракты с 4 субъектами (индексы на рисунке Ь^, рис. 4) и контролирует процесс реализации ими этапов инвестиционно-строительного цикла.

Инвестиционно-строительный цикл считается завершенным в момент получения инвестором ожидаемой величины дохода от размещенного капитала при соблюдении заданных сроков проекта. В этом случае девелопер выполнил свою функцию (обязательства перед инвестором), а инвестиционно-строительный цикл признается успешным.

Таким образом, девелопер — это субъект предпринимательства, способный за счет специализации сформировать новый уровень добавленной стоимости традиционных операций инвестиционно-строительного цикла и посредством выстраивания коммуникационных и конкретных отношений редуцировать трансакцион-ные расходы инвестиционно-строительного цикла.

Литература

1. Асаул А. Н. Проблемы формирования институциональной системы инвестиционно-строительного комплекса // Экономика строительства. 2004. № 10. С. 9.

2. Асаул А. Н., Лобанов А. В. Структурный анализ институциональных субъектов инвестиционно-строительного комплекса // Экономика строительства и городского хозяйства. 2010. Т. 6, № 2. С. 59-70.

3. Асаул Н. А. Теория и методология институциональных взаимодействий субъектов регионального инвестиционно-строительного комплекса. СПб.: Гуманистика, 2004. 280 с.

4. Асаул А. Н., Гордеев Д. А., Ушакова Е. И. Развитие рынка жилой недвижимости как самоорганизующейся системы. СПб.: СПбГАСУ, 2008. 334 с.

5. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон РФ от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3.

6. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ.

7. Асаул А. Н., Лобанов А. В. Институциональные единицы в региональном инвестиционно-строительном комплексе: критерии и методы выделения // Экономика Украины. 2010. № 11. С. 47-56.

8. Асаул А. Н., Лобанов А. В. Перспективная модель развития региональных инвестиционно-строительных комплексов // Экономика Украины. 2011. № 7. С. 72-82.

9. Асаул А. Н., Лобанов А. В. Экономическая позиция технического заказчика в инвестиционно-строительном комплексе // Регюнальна экономка. 2010. № 2. С. 158-169.

10. Асаул А. Н., Батрак А. В. Региональный аспект строительного комплекса на территории России // Экономика строительства, М., 1999. № 4. С. 12-25.

11. Максимов С. Н. Девелопмент. Развитие недвижимости. Организация. Управление. Финансирование. СПб.: Питер, 2003. 256 с.

12. Асаул А. Н., Иванов С. Н. Снижение трансакционных затрат в строительстве за счет оптимизации информационного пространства. СПб.: АНО ИПЭВ, 2008. 300 с.

13. Олейник А. В. Институциональная экономика. Теорема Коуза и трансакционные издержки // Вопросы экономики. 1999. № 5.

14. Грахов В. П. Формирование функциональных составляющих маркетинг-менеджмента в строительных организациях // Вестник гражданских инженеров. 2005. № 3 (4). С. 104-108.

15. Асаул А. Н., Грахов В. П. Интегративное управление в инвестиционно-строительной сфере. СПб.: Гуманистика, 2007. 248 с.

16. Асаул А. Н. Предпринимательская деятельность в строительном комплексе. СПб.: ИСЭП РАН. 1996. 238 с.

17. Вахмистров А. И. Управление инвестиционно-строительным комплексом мегаполиса. СПб.: Стройиздат СПб., 2004.

18. Донцова Л. В. Инвестиционно-строительная деятельность: назначение, функции, участники, экономические риски // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 6.

19. Классификатор институциональных единиц по секторам экономики (КИЕС) / Утв. приказом Фед. службы гос. статистики от 2 августа 2004 г. № 110 М., 2008.

20. Словарь девелопера. М.: Союз девелоперов, 2012.

21. Иванов А. С. Интеграция функции девелопмента в управленческие процессы региональных инвестиционно-строительных комплексов: Автореф. ... канд. экон. наук. СПб.: СПбГАСУ, 2012. 22 с.

References

1. Asaul A. N. Problemy formirovaniya institutsional'noy sistemy investitsionno-stroitel'nogo kompleksa [Problems of institutional investment-building complex formation]. Ekonomika stroitel'stva, 2004, no. 10, p. 9.

2. Asaul A. N., Lobanov A. V. Strukturnyy analiz institutsional'nykh sub"ektov investitsionno-stroitel'nogo kompleksa [Structural analysis of institutional subjects of the investment and building complex]. Ekonomika stroitel'stva igorodskogo khozyay-stva, 2010, vol. 6, no. 2, pp. 59-70.

3. Asaul N. A. Teoriya i metodologiya institutsional'nykh vzaimo-deystviy sub"ektov regional'nogo investitsionno-stroitel'nogo kompleksa [Theory and methodology of institutional interactions of regional investment and construction complex subjects]. St. Petersburg, Gumanistika Publ., 2004. 280 p.

4. Asaul A. N., Gordeev D. A., Ushakova E. I. Razvitie rynka zhiloy nedvizhimosti kak samoorganizuyushcheysya sistemy [The development of the real estate market as a self-orga-

nizing system]. St. Petersburg, St. Petersburg State Univ. of g Architecture and Civil Engineering Publ., 2008. 334 p. x

5. On self-regulatory organizations: RFFederal Law of Decem- ^ ber 1, 2007 № 315-FZ. (In Russ.). =c

6. On the Amendments to the Urban Development Code of § the Russian Federation, and to Certain Legislative Acts of ® the Russian Federation: RF Federal Law of July 22, 2008 | № 148-FZ, Moscow. (In Russ.). =J

7. Asaul A. N., Lobanov A. V. Institutsional'nye edinitsy v regio- m nal'nom investitsionno-stroitel'nom komplekse: kriterii i me- ^ tody vydeleniya [Institutional units in regional investment < and construction complex: Criteria and methods of alloca- o tion]. Ekonomika Ukrainy, 2010, no. 11, pp. 47-56. =j-

8. Asaul A. N. Perspektivnaya model' razvitiya regional'nykh ¡^ investitsionno-stroitel'nykh kompleksov [A perspective mod- ^ el of regional investment and construction complexes de- o velopment]. Ekonomika Ukrainy, 2011, no. 7, pp. 72-82.

9. Asaul A. N., Lobanov A. V. Ekonomicheskaya pozitsiya tekh-nicheskogo zakazchika v investitsionno-stroitel'nom kom-plekse [Economic position of a technical customer in the investment and construction complex]. Regional'na ekonomika, 2010, no. 2, p. 158-169.

10. Asaul A. N., Batrak A. V. Regional'nyy aspekt stroitel'nogo kompleksa na territorii Rossii [Regional aspect of the construction industry in Russia]. Ekonomika stroitel'stva, 1999, no. 4, pp. 12-25

11. Maksimov S. N. Development. Razvitie nedvizhimosti. Organizatsiya. Upravlenie. Finansirovanie [Development. Real estate development. Organization. Management. Financing]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002, 256 p.

12. Asaul A. N., Ivanov S. N. Snizhenie transaktsionnykh zatrat v stroitel'stve za schet optimizatsii informatsionnogo pros-transtva [Reducing transaction costs in construction through the optimization of information space]. St. Petersburg, Inst. of Economic Revival Problems Publ., 2008. 300 p.

13. Oleynik A. V. Institutsional'naya ekonomika. Teorema Kouza i transaktsionnye izderzhki [Institutional Economics. Coase theorem and transaction costs]. Voprosy ekonomiki, 1999, no. 5.

14. Grakhov V. P. Formirovanie funktsional'nykh sostavlyayush-chikh marketing-menedzhmenta v stroitel'nykh organizatsi-yakh [Formation of the functional components of marketing management in construction companies]. Vestnik grazhdan-skikh inzhenerov, 2005, no. 3 (4), pp. 104-108.

15. Asaul A. N., Grakhov V. P. Integrativnoe upravlenie v inves-titsionno-stroitel'noy sfere [Integrative management in the investment and construction sphere]. St. Petersburg, Guma-nistika Publ., 2007. 248 p.

16. Asaul A. N. Predprinimatel'skaya deyatel'nost' vstroitel'nom komplekse (ekonomicheskie problemy) [Business activity in the construction complex (economic problems)]. St. Petersburg, RAS Inst. of Social and Economic Problems Publ., 1996. 238 p.

17. Vakhmistrov A. I. Upravlenie investitsionno-stroitel'nym kom-pleksom megapolisa [Management of investment and construction complex of the megapolis]. St. Petersburg, Stroyizdat SPb Publ., 2004.

18. Dontsova L. V. Investitsionno-stroitel'naya deyatel'nost': nazna-chenie, funktsii, uchastniki, ekonomicheskie riski [Investment and construction activities: Purpose, functions, participants, economic risks]. Menedzhment vRossii izarubezhom, 1998, no. 6.

19. Klassifikator institutsional'nykh edinits po sektoram ekonomiki (KIES) [Classifier of institutional units by sectors of the economy]. Moscow, Federal State Statistics Service Publ., 2008.

20. Slovar' developera [Dictionary for developers]. Moscow, Union of Developers Publ., 2012.

21. Ivanov A. S. Integratsiya funktsii developmenta v upravlen-cheskie protsessy regional'nykh investitsionno-stroitel'nykh kompleksov. Kand. ekon. nauk diss. Avtoref. [Integration of the development function into the management processes of regional investment and construction complexes. Cand. econ. sci. diss. Synopsis]. St. Petersburg, St. Petersburg State Univ. of Architecture and Civil Engineering Publ., 2012. 22 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.