Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

К ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова Людмила Александровна, Бабаева Джарият Гадивердиевна

В статье проведен анализ подходов к трактовке инвестиционно-строительного комплекса и построению системы управления им. Рассмотрены вопросы управления инвестиционно-строительным комплексом на уровне региона. Раскрыты основные проблемы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова Людмила Александровна, Бабаева Джарият Гадивердиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF MANAGEMENT OF THE INVESTMENT AND CONSTRUCTION COMPLEX OF THE REGION IN MODERN CONDITIONS

The article analyzes approaches to the interpretation of the investment and construction complex and construction. control systems. The issues of management of the investment and construction complex at the regional level are considered. The main problems of managing the regional investment and construction complex are revealed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 69.003 ББК 38

DOI 10.24412/2412-2025-2021-4-55-64

Борисова Людмила Александровна - кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ Управления, экономики, политики, социологии, доцент кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Бабаева Джарият Гадивердиевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Borisova Lyudmila Aleksandrovna - PhD in Economics, Associate Professor, Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics, Sociology, Associate Professor, Department of Management, Dagestan State University of National Economy

Babaeva Dzhariat Gadiverdievna - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Management, Dagestan State University of National Economy

К ВОПРОСУ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫМ КОМПЛЕКСОМ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

TO THE QUESTION OF MANAGEMENT OF THE INVESTMENT AND CONSTRUCTION COMPLEX OF THE REGION IN MODERN

CONDITIONS

В статье проведен анализ подходов к трактовке инвестиционно-строительного комплекса и построению системы управления им. Рассмотрены вопросы управления инвестиционно-строительным комплексом на уровне региона. Раскрыты основные проблемы управления региональным инвестиционно-строительным комплексом.

Ключевые слова: инвестиционно-строительный комплекс, региональный инвестиционно-строительный комплекс, система управления, методы управления.

The article analyzes approaches to the interpretation of the investment and construction complex and construction. control systems. The issues of management of the investment and construction complex at the regional level are considered. The main problems of managing the regional investment and construction complex are revealed.

Key words: investment and construction complex, regional investment and construction complex, management system, management methods.

Глобализация рыночных процессов экономики и общества в целом, стремительная трансформация цифровых технологий вызвали объективную необходимость и неизбежность осуществления изменений системы управления и функционирования инвестиционно-строительного комплекса.

В 90-х годах, посредством реформирования, происходило медленное и непоследовательное развитие рыночной экономики в России. Особенности формирования российской рыночной системы вызвали трансформацию, реорганизацию и специализацию видов хозяйственной деятельности, отраслей, секторов экономики, образование новых межотраслевых связей. Именно на рубеже 1989-2000 годов наблюдается появление и развитие такого термина как «инвестиционно-строительный комплекс» (далее ИСК), который прочно закрепился в профессиональной и научной литературе.

Существуют различные подходы к определению сущности строительного комплекса ввиду сложной его структуры, а также составу участников.

Проведя анализ различных определений инвестиционно -строительного комплекса, мы пришли к выводу, что наиболее полной является следующая трактовка «ИСК - это система институционально оформленных хозяйствующих субъектов, обеспечивающих выполнение функций по различным звеньям процесса расширенного воспроизводства основных фондов, деятельность которых организована путем инвестиционного и производственно-технологического взаимодействия между собой, построенного на основе инвестиций, баланса интересов и конкуренции, направленных на реализацию инвестиционно-строительных процессов с определенной эффективностью с целью создания материально-вещественной среды жизнедеятельности». [1]

В организационно-экономическом плане ИСК представляет совокупность отраслей народного хозяйства. Таким образом, ИСК обеспечивает функциональные межотраслевые взаимодействия, причем изменения в одной из взаимодействующих отраслей запускают механизм изменений в смежных отраслях. Технико-экономические отношения участников ИСК представляют совокупность горизонтальных экономических взаимодействий по созданию и реализации строительной продукции, что подтверждает тезис об открытости и неравновесности системы ИСК.

Учитывая острую конкурентную борьбу между хозяйствующими субъектами, ИСК должен своевременно и эффективно вносить изменения в организационную структуру, технологические процессы производства, методы подготовки, принятия и реализации управленческих решений, гибко реагируя на конъюнктуру рынка.

В соответствии с федеральным законодательством, центр тяжести по управлению экономическими процессами в строительстве сегодня осуществляется на уровне регионов, образуя региональный инвестиционно-строительный комплекс (РИСК). Региональный инвестиционно-строительный комплекс (РИСК) представляет собой совокупность хозяйствующих экономических субъектов, связанных между собой в региональных границах для реализации производственных и воспроизводственных процессов в рамках инвестиционного проекта, где обеспечение расширенного воспроизводства экономики региона является основной функцией РИСК. По мнению А.Н. Асаул и А.В. Батрак, РИСК - это «совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в региональных границах» [2, с. 17].

На уровне региона управляющей подсистемой РИСК является региональный орган управления (министерство, комитет), осуществляющий свою деятельность во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

РИСК обладает как общими, так и специфическими признаками экономической системы.

Общие:

- функционирование и развитие РИСК как системы, где изменение одного из элементов системы влечет к изменениям других, подчеркивая их тесную взаимосвязь;

- иерархичность - взаимодействие и взаимосвязь всех элементов в системе РИСК;

- адаптивность - приспособление всех элементов РИСК, как экономической системы, к изменениям внешней и внутренней среды в связи с развитием НТП и дифференциацией строительных услуг, а также в связи с изменениями нормативно-законодательной базы;

- установление и расширение связей инвестиционно-строительного комплекса с другими отраслями народного хозяйства в целях их эффективного функционирования и дальнейшего развития.

Специфические:

- нестационарность - подвижность рабочих мест и неподвижность продукции ИСК;

- особые условия функционирования - необходимость учета местных природно-географических и экономических условий при осуществлении строительных работ и участием многих отраслей экономики в создании конечной продукции СК;

- возможность применения финансовых ресурсов в производстве из различных источников - из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, соответствующих банков, инвесторов, граждан;

- возможность строительным предприятиям самим устанавливать соответствующие правила и процедуры осуществления своей деятельность, подчеркивая тем самым самоуправляемость.

РИСК функционирует с присущими ему особенностями, тенденциями и перспективами развития. Региональные различия в развитии строительства и его материально-технической базы обусловлены:

- перспективами развития производительных сил в регионе, территориальными планами развития территорий, планируемыми темпами решения вопросов обеспечения населения жильем и объектами социально-культурного и бытового назначения;

- состоянием транспортной инфраструктуры и логистики в регионе;

- природно-климатическими условиями;

- социально-демографическими особенностями региона;

- состоянием основных фондов строительно-монтажных организаций, предприятий и хозяйств, в особенности активной их части, возможности их к воспроизводственному процессу.

При этом размещение строительства в регионах определяется уровнем его экономической освоенности и отраслевой структурой капитальных вложений, сложившейся системой населенных пунктов и особенностями осваиваемых природных ресурсов. Кроме того, размещение

СК крайне неравномерно и обусловлено экономической освоенностью территории страны.

В настоящее время строительный комплекс - это ключевая отрасль экономики Республики Дагестан. Однако существует достаточно много проблем в плане функционирования и развития строительных предприятий, которые связаны, прежде всего, с некорректной организацией работы в данной отрасли.

Рассмотрим некоторые основные проблемы строительного комплекса республики:

- отсутствие достаточного количества крупных предприятий, которые способны взять на себя решение крупномасштабных задач в данной отрасли;

- отсутствие соответствующей политики в области строительства, которая должна быть нацелена на реализацию решений комплексно;

- несовершенство законодательной базы в строительной отрасли;

- дубляж функций управления соответствующими отраслевыми и региональными органами государственного управления, и как следствие, неэффективность принятых управленческих решений;

- неэффективное осуществление стратегического планирования строительного комплекса региона;

- отсутствие эффективной системы управления временем в вопросах согласования соответствующей технической документацией между организациями-партнерами;

- несвоевременное предоставление данных для проектирования что непосредственно сказывается на качество проектно-сметной документации для территориального планирования;

- слабая динамика показателей строительства социальных объектов;

- отсутствие ответственности к вопросам руководства строительства многих глав муниципальных образований региона, которые в основном принимают сторону наблюдателя;

- отсутствие в штате большинства строительных организаций дипломированных инженеров, проектировщиков, а также специалистов среднего звена.

Для решения вышеназванных проблем в строительной отрасли мы предлагаем следующие направления его развития:

- инвестиции в интеллектуальный капитал, выступающий конкурентным преимуществом в деятельности строительных предприятий;

- осуществление комплекса необходимых мер законодательного, организационного, экономического характера, которые будут направлены на объединение заинтересованных участников в вопросах развития данной отрасли;

- осуществление целенаправленной исследовательской деятельности строительными предприятиями на основе государственно-частного партнерства в целях развития их инновационного потенциала;

- привлечение и увеличение инвестиций для развития строительного комплекса региона на основе формирования государственных заказов.

Безусловно актуальной задачей в вопросах развития строительного комплекса является повышение качества строительной продукции и эффективного регионального управления в данной отрасли, а именно, создание и развитие новой структуры взаимоотношений участников на основе приня-

тия соответствующих мер и мероприятий, нацеленных на привлечение инвестиций.

Для осуществления управления в строительной отрасли на региональном уровне, во всех субъектах созданы соответствующие органы по управлению и регулированию деятельности предприятий СК. Органом, осуществляющим управление в области строительства в Республике Дагестан, является Министерство строительства и ЖКХ (далее - Министерство). Министерство, являясь органами исполнительной власти республики, обеспечивает проведение единой госполитики и координацию деятельности в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ на территории республики. Органом исполнительной власти РД, осуществляющим функции по реализации госполитики в сфере обеспечения развития территории Республики Дагестан в части градостроительного проектирования, включая территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировку территории, а также в сфере архитектуры и формирования архитектурно-художественного облика Республики Дагестан является Комитет по архитектуре и градостроительству Республики Дагестан (далее - Комитет) [3].

Чтобы сформировать конкурентоспособный инвестиционно-строительный комплекс в регионе мы считаем, что следует создать необходимые условия для развития строительных предприятий через действенные организационно-экономические механизмы. И в данном случае стартовым механизмом развития строительного комплекса Республики Дагестан выступает разработка и реализация стратегического плана данной отрасли, где будут обоснованно сформированы стратегические цели и установки, механизм его реализации.

Рассмотрим основные стадии разработки стратегического плана развития регионального инвестиционно-строительного комплекса, содержащего всестороннюю оценку сложившейся в строительной отрасли ситуации, анализ накопленных проблем, а также методы и инструменты для их эффективного решения [4].

1. Формулирование стратегических целей и задач развития инвестиционно-строительного комплекса Республики Дагестан.

Достижение стратегических целей обеспечивается через решение ключевых задач, каждая из которых задает новый уровень отношений между строительными компаниями, а системное их применение создает условия устойчивого развития строительного комплекса в целом:

- интеграция строительных предприятий РД для выполнения главной цели развития региона - повышение качества жизни для всех категорий жителей республики;

- создание и поддержание в актуальном состоянии информационной системы, позволяющей всем предприятиям и организациям, входящим в РИСК, иметь в свободном доступе достоверную информацию обо всех реально работающих строительных компаниях региона, ориентироваться на передовые предприятия, объединяться с другими предприятиями для решения конкретных строительных задач и планировать свое развитие;

- формирование оптимальной структуры РИСК, позволяющей выполнять все виды и осваивать все объемы строительных работ на территории региона;

- укрупнение участников РИСК посредством формирования объ-

единений, холдингов, консорциумов, стратегических альянсов и т.п., конкурентоспособных для участия в конкурсах и выполнения работ на любых крупных строительных объектах региона;

- поддержка местных строительных предприятий на всех строительных объектах частных инвесторов, а также финансируемых из федерального, регионального и местных бюджетов;

- создание научных разработок, вариантов развития для каждой группы строительных предприятий: крупных, средних, малых и микропредприятий;

- создание системы консультирования и практической помощи по вопросам развития конкретных строительных предприятий.

В свою очередь, эти основные стратегические цели должны быть конкретизированы, по каждой конкретной задаче сформирована программа действий с указанием примерных сроков, механизмов, форм контроля и, если требуется, источников финансирования.

2. Анализ внутренней и внешней среды деятельности и развития строительных предприятий региона.

Такой анализ должен дать возможность понять соответствие или несоответствие параметров структуры, результатов деятельности и возможностей развития на ближайший и долгосрочный период всех предприятий РИСК в совокупности. Это возможно только при сравнении имеющихся показателей РД с аналогичными показателями другого региона, СК которого демонстрирует одни из наилучших результатов среди регионов России.

В РФ в настоящее время сильные строительные комплексы имеют такие регионы, как г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Московская и Свердловская области.

Тогда как в Республике Дагестан строительный комплекс представлен в основном малыми и частично микропредприятиями вместо крупных предприятий. Сложившаяся ситуация в данной сфере является результатом либеральной экономики, проводимой Правительством Республики Дагестан на протяжении всех лет формирования рыночной экономики и соответственно «невидимой руки рынка». Однако при грамотном подходе в вопросах реализации протекционистской политики правительства можно добиться прямо противоположных положительных результатов, где некоторые регионы России добились экономического роста, например, Республика Татарстан.

Для экономического развития инвестиционно-строительного комплекса Республики Дагестан необходимо учитывать внутренние и внешние ресурсы региональных строительных предприятий, осуществляющих свою деятельность в экономической, организационной, институциональной и информационной среде.

Анализ исследования строительного рынка показывает, что возможности развития строительных предприятий Республики Дагестан минимизированы из-за отсутствия достаточного количества сильных крупных предприятий, и несоответствия их потребностям региона в своих концентрированных строительных мощностях.

Внешняя среда, обусловленная факторами среды прямого воздействия, - российское законодательное регулирование процессов в строительной сфере, например, Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (последняя редакция), Федераль-

ный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция), политика, практические действия правоприменительной власти Правительства РД, влияющие на взаимоотношения между всеми участниками строительного процесса в регионе, а также информационные ресурсы, непосредственно влияющие на деятельность строительных предприятий, не позволяют в полной мере строительному комплексу региона преодолеть кризисное состояние в целом.

3. Определение сильных и слабых сторон инвестиционно-строительного комплекса региона и потенциала его развития.

Для определения сильных и слабых сторон СК Республики Дагестан необходимо рассмотреть совокупность благоприятных и неблагоприятных внутренних и внешних факторов деятельности строительных предприятий. В таблице 1 рассмотрим благоприятные и неблагоприятные факторы внутренней среды строительного комплекса республики.

К благоприятным внешним факторам можно отнести следующие характеристики региона: высокий инвестиционный потенциал Республики Дагестан; сложное состояние российской экономики, в которой в ближайшие годы будут востребованы предложения и научные разработки, направленные на формирование точек и полюсов роста для преодоления кризисных явлений, устойчивого развития и улучшения жизни всех категорий граждан.

К неблагоприятным факторам следует отнести сложившиеся за переходный период внешние условия деятельности предприятий:

- несовершенное законодательство, которое возлагает неоправданные надежды на саморегулирующую «невидимую руку рынка»;

- экономическая политика и практика Правительства Республики Дагестан, которая ведет и привела к вымиранию крупных строительных предприятий, потере СК конкурентоспособности на своей территории и к блокированию возможностей развития как каждого предприятия, так и СК в целом;

Таблица 1

Благоприятные и неблагоприятные факторы внутренней среды

строительного комплекса региона

Благоприятные факторы Неблагоприятные факторы

- ежегодное увеличение объема строительных работ (в 2021 году - 181 млрд. руб.); - увеличение численности сотрудников строительных организаций (за 2020-2021гг. порядка 52 тыс. чел.); - наличие большого количества малых предприятий и микропредприятий, которые при грамотном подходе со стороны органов государственного управления послужат толчком для объединения некоторых из них в крупные строительные предприятия; - функционирование и развитие институциональной среды в регионе, куда входят ведущие Вузы Дагестана (Дагестанский государственный технический университет, Дагестанский государственный университет народного хозяйства) и саморегулируемые строительные организации. - отсутствие единого регионального центра, который полномочен в регулировании множества процессов в деятельности строительных предприятий; - отсутствие конкретных научных разработок в отрасли, что тормозит функционирование и развитие строительных предприятий; - отсутствие доступной и достоверной информации о деятельности строительных предприятий региона, которая оказывает значительное влияние на разработку стратегического плана развития строительного комплекса в целом.

- более конкурентоспособные предприятия из Москвы, Татарстана и других регионов, имеющие большие производственные мощности и возможности участвовать и побеждать в конкурсах на выполнение любых крупных объемов строительных работ на территории республики. Эти мощности и возможности были развиты предприятиями благодаря протекционистской политике правительств их регионов и административным ресурсам их владельцев.

4. Использование имеющихся ресурсов и создание дополнительных условий для развития конкурентоспособности региональных строительных предприятий.

Проведенный анализ внутренней среды и стратегический анализ внешней среды строительных предприятий региона, который, в свою очередь, должен быть системным и многофакторным, показал, что строительный комплекс Республики Дагестан располагает необходимыми для своего развития внутренними резервами и внешними ресурсами. Внутренние резервы - это наличие большого количества малых и микропредприятий, достаточное количество квалифицированных работников, невысокая производительность труда и сформированная институциональная структура, которую можно использовать как основу для интеграции предприятий. К внешним ресурсам относятся высокий уровень развития региона и его инвестиционный потенциал, потребности государства и каждого субъекта РФ в поиске, обосновании и создании точек и полюсов экономического роста.

Существующие внутренние резервы и общие региональные ресурсы необходимо использовать более эффективно, путем рационального комбинирования и системного применения для увеличения производственных мощностей и роста конкурентоспособности конкретных существующих и новых предприятий и объединений:

- институциональную структуру СК использовать как основу для создания единой интегрирующей структуры на территории региона для координации и управления развитием строительных предприятий [5];

- из разобщенных строительных предприятий путем объединений интересов, мощностей и ресурсов создать необходимое количество крупных компаний и объединений. Конкурировать на равных с предприятиями других регионов на крупных объектах могут только солидные строительные организации необходимой для строительства объекта или большей мощности [6];

- с помощью программы поддержки строительных предприятий и объединений региона переориентировать частных инвесторов на привлечение к строительным работам местных строительных организаций в преимущественном порядке, используя не запрещенные в рыночной экономике принципы конкурентного сотрудничества [7].

Для создания дополнительных условий развития региональных строительных предприятий на территории Республики Дагестан необходима серьезная работа научного и строительного сообществ совместно с Правительством РД по обоснованию программы поддержки местных компаний на всех федеральных, республиканских и местных объектах на период до 15 лет. Учитывая реальные потребности экономики России в прорывных, в том числе и организационных технологиях развития [8], которые необходимы для выхода из кризиса и получения возможностей долговременного устойчивого экономического роста, РД может получить разрешение Правитель-

ства РФ на реализацию такой программы в качестве пилотного проекта для восстановления структуры и мощностей СК после разрушительного переходного периода [9]. При положительном результате реализации программы накопленный опыт можно было бы использовать и в других регионах России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Выбор оптимального варианта стратегического плана и формулирование концепции.

Вышеизложенные рассуждения и выводы позволяют определить, по крайней мере, четыре возможных варианта стратегического плана:

1. Пессимистический. Учитывает неблагоприятные факторы внутренней и внешней среды строительного комплекса, что не является привлекательным для инвесторов, однако данный вариант служит инструментом для принятия окончательного решения проекта о возможных потерях в случае вложения инвестиций.

2. Доступный. Предполагает осуществление процесса реформирования строительной индустрии для увеличения производства конкурентоспособных предприятий.

3. Доступный и возможный. Подразумевает интеграцию интересов органов регионального управления и частных инвесторов через государственный механизм - реализацию специальной программы Правительства РД.

4. Оптимистический. Данный вариант более эффективный и реалистичный, который предполагает функционирование и развитие предприятий строительного комплекса республики на основе государственной поддержки трехуровневой системы - федеральный центр, региональный и местный уровни в виде соответствующих программ, предусматривающих целевое финансирование.

Рассмотрев альтернативные варианты стратегического плана, сформулируем концепцию стратегии развития строительного комплекса региона, которая определяет систему управления, цели, методы и подходы к развитию строительных предприятий.

Стратегией развития строительного комплекса (строительных предприятий) Республики Дагестан является интеграция СК, СРО строителей региона, общественных организаций строителей и Министерства строительства и ЖКХ РД в единую виртуальную сетевую РСК, которая в соответствии со своими целями и задачами имеет возможность объединять различных участников, входящих в ее состав, совершенствовать взаимосвязи между ними. Подобная единая организация позволит всем заинтересованным экономическим субъектам использовать имеющиеся возможности развития строительных предприятий Республики Дагестан, максимально применить внутренний потенциал данного комплекса в целях обеспечения роста производственных мощностей и повышения конкурентоспособности предприятий региона.

Список литературы:

1. Уварова, С.С. Теоретическое обоснование системы управления инвестиционно-строительным комплексом в условиях организационно-экономических изменения. // Экономика строительства. - 2012. - №2. -С. 73-78.

2. Асаул, А.Н., Асаул, Н. А., Лобанов, А. В. Алексеев, А.А. Инвестиционно-строительный комплекс: рамки и границы термина. - СПб: Вестник гражданских инженеров. -2009. -№ 4(21)

3. http://www.e-dag.ru/ - официальный сайт Правительства РД.

4. Дмитриев, М.Н. Развитие организационно-экономического механизма управления строительным комплексом в регионе (на примере Нижегородской области) [Текст]: монография / М.Н. Дмитриев, И.В. Арженовский, Н.А. Шлёнов; Нижегород. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2017. - 178 с.

5. Асаул, А. Н. Формирование и оценка эффективности организационной структуры управления в компаниях инвестиционно-строительной сферы / А.Н. Асаул, Н.А. Асаул, А.В. Симонов; под ред. А.Н. Асаула. - Санкт-Петербург: СПбГАСУ, 2009. - 258 с.

6. Асаул, А.Н. Роль предпринимательских сетей в инвестиционно-строительной сфере / А. Н. Асаул, Н. Н. Загускин // Экономическое возрождение России. - 2012. - № 3 (33). - С. 91-107.

7. Асаул, В.В. Синергетический эффект объединения строительных организаций в конкурентные структуры / В.В. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 3 (13). - С. 44-49.

8. Асаул, А.Н. Региональный инвестиционно-строительный комплекс существует / А.Н. Асаул, С.Н. Иванов // Экономика строительства. -2002. - № 1. - С. 2-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.