инвестиционно-строительная
деятельность
в татарстане
проблемы государственного регулирования
инвестиционной деятельности в региональном строительном комплексе и пути их решения
Сайфуллина Ф.М.
соискатель кафедры экономики и предпринимательства в строительстве Казанского государственного архитектурно-строительного университета dkmff@mail.ru
Аннотация
Преодоление нестабильности в строительной отрасли обуславливает необходимость совершенствования управления ее экономическими процессами. В статье рассматривается проблема повышения эффективности функционирования регионального инвестиционно-строительного комплекса с помощью механизмов государственного регулирования.
Региональный инвестиционно-строительный комплекс (ИСК) представляет собой социально-экономическую систему, в которой отраслевые предприятия региона реализуют свои экономические интересы посредством аккумуляции инвестиционных ресурсов и участия в процессе создания и реализации конечной продукции строительства. Сложность деятельности в этой сфере обусловлена разнообразием ее участников - строителей, проектировщиков, инвесторов и др., которые разрабатывают и реализуют самую широкую гамму проектов. В этих условиях возрастает важность участия государства в лице административных органов федерального и регионального уровня.
Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности - специфичес-
кая функция управления. Она призвана объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости [5].
Меры воздействия на строительный комплекс региона
Согласно исследованиям Духаева А.Д. [4], в настоящее время приоритетным является не прямое, а косвенное государственное регулирование деятельности участников регионального ИСК. Это осуществляется посредством применения инструментов налоговой, амортизационной, кредитно-финансовой политики.
Степень и характер государственного вмешательства в социально-экономические процессы может быть весьма разнообразным и зависит от стадии экономического цикла, состояния рыночной конъюнктуры и тенденций развития. Эффективность его воздействий определяется тем, насколько управляющая подсистема владеет современными методами анализа постоянно меняющейся ситуации в ИСК и принимает ли адекватные этой ситуации организационно-управленческие решения. Роль государства может меняться от полного невмешательства до абсолютного контроля над отраслями. Инвестиционно-строительная деятельность в Татарстане регулируется системой государственных стандартов в области строительства и строительных материалов, технических норм и правил, а также
...в настоящее время
приоритетным является
не прямое, а косвенное государственное регулирование деятельности
участников регионального
инвестиционно-
строительного комплекса
ТлГл
норм гражданского права. В республике принят ряд законодательных и иных правовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере инвестиционной деятельности. Первостепенное значение в регулировании инвестиционного процесса имеет Закон «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан» [3]. Этот закон определяет правовые, экономические условия инвестиционной деятельности в регионе. В нем также определены формы государственного регулирования инвестиционной деятельности, которая обеспечивается органами государственной власти и управления в пределах их компетенции путем проведения инвестиционной олитики.
:ледует увеличить значимость
административных методов регулирования
комплекса Татарстана
В целом необходимо признать, что в настоящее время реализация инвестиционной поли-ИСК Татарстана не является достаточ-о эффективной. Специалисты выделяют ряд ричин, которые мешают ее полноценной реализации. Основные причины состоят в отсутствии:
- платежеспособного (инвестиционного) спроса у хозяйствующих субъектов и населения;
- реальной конкурентной среды;
- эластичной увязки цен спроса и предложения на строительную продукцию;
- ряда законов в области инвестиционной деятельности и капитального строительства, в частности, о собственности на землю, ипотеке, инвестиционно-страховых фондах и компаниях, государственных гарантиях сохранения сбережений юридических лиц и населения, направляемых в строительство и т.п.;
.для преодоления кризиса
в инвестиционно-
строительном комплексе
- государственной политики становясь непосредственным
в области инвестиционно- _
строительной деятельности. участником конкурентных Такое количество факторов
показывает несовершенство рыночных отношений, органы
государственного регули-
рования в иск региона. Для государственной власти повышения эффективности
мероприятий, реализуемых получают возможность органами государственной
власти Татарстана в рамках влиять на уровень цен
инвестиционной политики,
необходимо вмешательство
государства в инвестиционно-строительную
деятельность. Это позволит более конкретно _
понимать текущие реалии рыночной ситуации, адекватно совершенствовать региональную программу развития строительства, _
непосредственно влиять на уровень цен недвижимости.
По мнению Тимофеева И.В. [2], для преодоле- _
ния кризиса в инвестиционно-строительном комплексе следует: _
- увеличить значимость административных _
методов регулирования; _
- усилить стимулирующую роль бюджетно-на- _
логовой системы и кредитной политики;
- создать действенный механизм конкуренции _
на рынке подрядных работ при проведении
единой технической политики и рекомендаций в области ценообразования.
Задачи регулирования и органы управления
По мнению Тимофеева А.А. [2], основными задачами государственного регулирования инвестиционно-строительной сферы на региональном уровне являются:
- создание регулирующей системы регионального инвестиционно-строительного комплекса;
- разработка стратегии выхода ИСК из кризиса (или стагнации);
- подготовка проектов законодательно-правовых актов, обеспечивающих правовое сопровождение регулирующих механизмов в ИСК;
региональная эк
без регулирующего
и целенаправленного
вмешательства государства
в сферу инвестиционно-
строительной деятельности
вряд ли можно решить важные
проблемы народного хозяйства
- разработка механизмов эффективного управления федеральными целевыми программами ИСК;
- создание отраслевой системы маркетинга;
- преодоление технологической отсталости. Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерство экономики и Министерство финансов являются
ганами исполнительной власти региона. и осуществляют:
- деятельность по разработке годовых планов ов жилья;
- финансирование ряда объектов республиканского значения;
- архитектурно-строительный надзор; стический анализ;
контроль хода выполнения приоритет-ых национальных проектов и проведения реформ;
- индексацию единичных региональных расценок на выполнение строительно-монтажных работ (коллегиально с Кабинетом Министров). Регулирование инвестиционной деятельности в Татарстане осуществляется органами республиканской власти совместно:
- с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
- с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом;
- территориальным управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.
Роль государства в инвестиционно-строительной деятельности
Основная задача региональных органов управления инвестиционно-строительным комплексом в современных условиях заключается в создании режима наибольшего бла-
гоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных строительных рынков, в том числе рынка недвижимости [1].
Становясь непосредственным участником конкурентных рыночных отношений, органы государственной власти получают возможность влиять на уровень цен, как на рынке стройматериалов, так и на рынках готового жилья. Более того, появляется возможность прогнозировать конъюнктуру развития рынков жилья и стройматериалов, благодаря непосредственному ее мониторингу как рыночного субъекта, а не среднестатистических индикаторов, определяя адекватно экономической ситуации степень своего присутствия на рынке и интенсивность управляющих воздействий.
В процессе регулирования ИСК региона роль государства как административного регулятора инвестиционной деятельности недостаточна. Оно должно стать активным ее участником, то есть выполнять предпринимательские функции. Это, в свою очередь, стимулирует развитие конкурентных отношений между различными субъектами ИСК, повышает заинтересованность государства в эффективном регулировании инвестиционно-строительной деятельности.
Без регулирующего и целенаправленного вмешательства государства в сферу инвестиционно-строительной деятельности вряд ли можно решить такие важные проблемы народного хозяйства, как его стабилизация, подъем экономики и повышение эффективности общественного производства. Также безусловным является факт, что развитие инвестиционно-строительной деятельности позволяет решить ряд социальных проблем - от занятости населения до строительства и модернизации объектов здравоохранения, культурно-образовательной сферы.
Литература
1. Асаул А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса, или сохраняется строи-
Ключевые слова:
государственное
регулирование,
инвестиционно-
строительная
деятельность,
инвестиционная
политика,
строительство,
инвестиционно-
строительный
комплекс,
административные
методы,
стратегическое
планирование
Keywords:
government regulation, investment and construction activities, investment policy, construction, investment and construction complex, administrative methods, strategic planning
региональнаяэкономика
тельный комплекс страны в рыночной экономике. Монография. - М., 2001.
2. Тимофеев А.А. Формирование эффективной системы управления инвестиционно-строительным комплексом в регионе в современных условиях: дисс. канд. экон. наук. - М., 2003.
3. Закон Республики Татарстан № 1872 от 25.11.1998 г. «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан».
4. Духаев А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов. // Финансы и кредит. - 2005. - № 14.
5. Екимова К.В. Совершенствование методов оценки инвестиционных проектов, осуществляемых за счет бюджетного финансирования: дисс. канд. экон. наук. - Челябинск, 2000.
6. Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности по экономическим районам РТ (январь-май 2009 г.): бюллетень от 30.06.2009 г. / Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу. - Казань, 2009.
7. Доклад о положении в отрасли Министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 07.08.2009 г.
Saifullina F.M.
Applicant, Chair of Economics andEntrepreneurship in Construction Industry,
Kazan State University of Architecture and Engineering
Problems of the state regulation of investment activities in the regional construction complex and their solutions
_Abstract
Overcoming instability in the construction industry necessitates a better management of economic processes. The article considers the problem of increasing efficiency of the regional investment and construction complex by means of the state regulation mechanisms.