Научная статья на тему 'Технология создания инновационных кластеров в строительстве (на примере Республики Татарстан)'

Технология создания инновационных кластеров в строительстве (на примере Республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
425
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИНВЕСТИЦИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капустинская Светлана Владимировна

Предприятия строительного комплекса действуют согласно своей стратегии устойчивого развития и ставят основными целями и задачами стабилизацию положения в регионе, обеспечение конкурентного превосходства над соперниками и прогрессивного инновационного сдвига в долгосрочной перспективе. Достижение результатов возможно посредством формирования инвестиционно-строительного кластера. В статье рассмотрена технология создания инвестиционно-строительного кластера, которая основана на взаимодействии региональных властей и основных участников кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технология создания инновационных кластеров в строительстве (на примере Республики Татарстан)»

УДК 338.012

Технология создания инновационных кластеров в строительстве (на примере Республики Татарстан) Technology of creation of innovation clusters in construction (Republic of Tatarstan)

Капустинская Светлана Владимировна аспирант кафедры экономики и управления в городском

хозяйстве

Казанский государственный архитектурно-строительный

университет E-mail: kapussveta@yandex.ru

Kapustinskaya Svetlana Vladimirovna graduate student of economics and management in the urban economy Kazan State University of Architecture and Building Construction

E-mail: kapussveta@yandex.ru

Аннотация: Предприятия строительного комплекса действуют согласно своей стратегии устойчивого развития и ставят основными целями и задачами стабилизацию положения в регионе, обеспечение конкурентного превосходства над соперниками и прогрессивного инновационного сдвига в долгосрочной перспективе. Достижение результатов возможно посредством формирования инвестиционностроительного кластера. В статье рассмотрена технология создания инвестиционно-строительного кластера, которая основана на взаимодействии региональных властей и основных участников кластера.

Abstract: The construction firms operate according to their sustainable development strategies and set the main goals and objectives of the stabilization of the situation in the region, providing a competitive edge over rivals innovative and progressive shift in the long term. Achieving results is possible through the formation of investment and construction cluster. The article describes the technology of creating investment and construction cluster , which is based on the interaction between the regional authorities and the major participants in the cluster .

Ключевые слова: кластер, инвестиционно-строительный

кластер, строительный комплекс, инвестиции, региональные органы власти, инновации

Keywords: cluster, investment and construction cluster, construction complex, investments, regional authorities, innovation

В современной экономике значительная работа по стабилизации устойчивого развития регионов в стране заключается в объединении, интеграции и локализации предприятий и организаций. Однако очень часто методы, используемые для достижения поставленных государством целей, не позволяют перейти к более гибким, конкурентоспособным и устойчивым экономическим системам, имеющим прочные позиции на отечественном и международном рынках и способным противостоять негативным внешним воздействиям.

Одним из путей преодоления назревших проблем в экономике называют формирование прогрессивных интеграционных структур, занимающихся эффективной деятельностью и создающих основу для рационального использования производственных, технологических, трудовых ресурсов государства.

Кластер представляет собой сложную экономическую систему, включающую объединение предприятий, поставщиков оборудования,

комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг [2].

Проблема согласования экономических и управленческих

факторов в становлении кластеров исходит из сложного и многогранного характера их структуры и является базой для технологии создания кластера. Значимость данной проблемы в разработке механизмов создания кластера состоит в применении эффективных подходов к реализации оптимального плана

взаимодействия участников внутри объединения, а также

взаимодействия участников с внешними агентами -государственными органами власти, основными конкурентами, не являющимися членами кластера.

Формирование кластера путем согласования экономических и управленческих аспектов в его деятельности предполагает, что построение группы происходит на инновационных принципах деятельности и зависит от правильных совместных решений и действий государства, бизнеса, научных сообществ, кредитных и финансовых организаций.

Ситуации, когда создание и развитие кластеров в промышленности представляют собой стихийное и неконтролируемое явление в экономике очень редки. В основе создания кластера должен лежать определённый сценарий, в котором присутствуют сложившиеся на данной территории нормы и правила. Поэтому важную роль в становлении кластера играет технология его создания, которая представляет собой процесс поэтапного формирования горизонтально интегрированной структуры кластерного типа, основанный на выявлении взаимосвязей и взаимозависимости между

потенциальными участниками кластера и согласовании аспектов их деятельности с целью устойчивого развития отраслей промышленности [1].

Одним из наиболее важных секторов экономики Республики Татарстан является строительный комплекс. Этот комплекс представляет собой отрасль материального производства, в которой осуществляется введение и реконструкция зданий, сооружений различного назначения, обустройство территории для производства работ, обновление производственных фондов, обеспечивается развитие и совершенствование социальной сферы, модернизация и техническое перевооружение производства.

Рыночные условия поставили развитие строительного комплекса в зависимость от эффективности деятельности его участников, рационального распределения функциональных обязанностей между компаниями при совместных инвестиционно-строительных проектах, правильного построения хозяйственных связей. Строительный комплекс Республики Татарстан находится на стадии урегулирования сбалансированных отношений между существующей системой государственного управления и бизнес-системами рынка. Для определения необходимого пути развития строительной отрасли необходимо учитывать, что она представлена разнообразными видами работ и технологических процессов, которые должны постоянно совершенствоваться путем внедрения инноваций. В строительном комплексе республики насчитывается примерно 4,5 тысячи организаций, работающих в области строительства и реконструкции объектов и предприятий разнообразных отраслей и сфер экономики республики. В это число входит - 3,7 тысячи подрядных и субподрядных организаций, 500 предприятий промышленности строительных материалов и 290 проектно-изыскательских организаций [3]. Можно сказать, что на сегодняшний день в

строительстве приватизационный процесс практически завершен и более 95% действующих организаций имеют частную и смешанную формы собственности. Рыночные отношения привели к тому, что большинство участников строительной деятельности действуют самостоятельно, при этом государственная поддержка отсутствует, особенно в сфере инноваций.

Сегодня инновационное строительство возможно лишь, если предприятия строительного комплекса приспособятся к современным условиям функционирования на основе взаимовыгодных отношений в инновационной сфере с использованием новых форм и методов управления. В связи с этим стала очевидной актуальность формирования в Республике Татарстан регионального инвестиционно-строительного кластера для повышения технического уровня отрасли и стабильного развития строительного комплекса региона.

В целом процесс создания кластеров представляется следующим образом:

- анализ региональной экономики: исследование кластерного подхода с целью лучшего понимания экономического развития и отбора кластеров;

- анализ политики: оценка потенциала кластерного подхода в различных регионах и его согласование с существующими общими экономическими подходами;

- проект кластерной политики: разработка проекта кластерной политики, определение обязательств частного и государственного секторов в реализации кластерного подхода и выявление механизмов адаптации политики на протяжении времени;

- внедрение/реализация кластерной политики: рассмотрение и изучение различных видов мероприятий и действий, предпринимаемых в различных кластерах и пути их реализации;

- мониторинг и оценка: мониторинг и оценка кластерной

политики, основных проблем, связанных с кластерами и правильных решений, направленных на их преодоление.

На сегодняшний день можно сказать, что модель инвестиционно-строительного в Республике Татарстан еще не получила устойчивого развития и находится на стадии возникновения. Инициатором создания регионального инвестиционно-строительного кластера в Республики Татарстан выступают региональные органы власти, которые выполняют исследования по формированию стратегии создания и развития этого кластера. При непосредственном участии государственных структур были установлены прочные связи между участниками кластера и органами власти. На основе этого были определены главные принципы работы кластера и роли региональных властей в нем. Кроме того органы власти содействуют выявлению, созданию и развитию недостающих частей, необходимых для кластера.

Основная роль региональных органов власти заключается в оценке потенциала региона, анализе наиболее перспективных кластеров и помощи в их формировании, учитывая при этом интересы регионального развития. Поэтому вмешательство органов власти требуется только на ранних этапах. Главной задачей правительства при этом будет являться создание соответствующей инфраструктуры и сокращение неблагоприятных воздействий со стороны окружающей среды. Дальнейшие действия должны состоять в устранении ограничений для развития инноваций. Со временем роль региональных властей снизится, на передний план выйдут отношения, складывающиеся на основе рыночной экономики, результатом которых будет развитие наиболее выгодных кластеров. Но даже в этом случае кластеры будут нуждаться в поддержке регионального правительства [4].

Можно сделать вывод, что меры, предпринимаемые

региональными властями для развития кластера, направлены и на

развитие территории в целом. Развитие законодательства, внедрение нормативных актов на региональном и федеральном уровнях, в которых разрабатывается порядок формирования, функционирования и финансирования кластеров.

Важным в продвижении кластерного подхода на территории Республики Татарстан является внедрение региональной

инвестиционной политики. Поддержка правительством инвестиционной деятельности в регионе создает условия для направления основных инвестиционных потоков в эффективные, наукоемкие, мобильные и конкурентоспособные производства и виды деятельности, которые способны обеспечить поддержание

стабильного инвестиционного потенциала в республике и содействовать развитию других отраслей и производств в рыночных условиях. Местное инвестиционное законодательство предоставляет целый набор льгот для потенциальных инвесторов, которые могли бы позволить расставить приоритеты для тех или иных предприятий и организаций для создания благоприятной среды их деятельности.

Сегодня в Татарстане разработаны и введены в действие целый ряд программ поддержки предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них более подробно:

- программа "Лизинг-грант" - представляет собой выделение субсидий на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору лизинга оборудования;

- программа "Инновации и технологическая модернизация" -выделение субсидий начинающим инновационным компаниям и компаниям, фактически производящим инновационные товары, осуществляющим инновационные работы. Фонд программы составляет более 100 млн. рублей в год;

- программа "Гарантийный фонд" - гарантийный фонд обеспечения исполнения обязательств субъектов малого предпринимательства в Республике Татарстан;

- программа субсидирования затрат на техприсоединение и

энергосбережение. Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства и объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого

хозяйства, а также иные мероприятия по энергосбережению;

- программа "Начало дела" - занимается предоставлением полного консультационного и юридического сопровождения от создания до момента реализации бизнес-проекта;

- программа "50 лучших инновационных идей для Республики

Татарстан" - это ежегодный конкурс, проводимый Инвестиционновенчурным фондом Республики Татарстан и Академий наук

Республики Татарстан совместно с Фондом содействия развитию

малых форм предприятий в научно-технической сфере (г.Москва) и Инновационно-производственным Технопарком "Идея" (г. Казань);

- программа "Идея 1000" - включает в себя все направления финансовой поддержки субъектов предпринимательства в научнотехнической сфере, оказываемой на паритетной основе Венчурным Фондом совместно с Фондом содействия, иными государственными и негосударственными организациями Российской Федерации и зарубежных стран.

Так же стоит отметить налоговые льготы, которые

предоставляются компаниям для реализации инвестиционных проектов в соответствии с Законом РТ «Об инвестиционной деятельности».

Кроме того уже существует требуемая инфраструктура для размещения организаций, занимающихся перспективными направлениями развития, в том числе и строительством. Например:

- особая экономическая зона "Алабуга";

- технополис "Химград";

- индустриальный парк "КИП Мастер";

- индустриальный парк "Камские поляны".

Со стороны руководства Республики особое внимание уделяется инновационному развитию и поддержке инноваций путем создания технопарков и бизнес-инкубаторов, венчурных ярмарок, конкурсов идей, научно-исследовательских центров федерального уровня, инфраструктуры для разработки инноваций.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что власти Республики уделяют основное внимание росту инновационного и производственного потенциала территории. В Республике созданы все необходимые условия для создания и развития высокотехнологичных компаний.

В результате правильных действий сложились предпосылки для становления инвестиционно-строительного кластера в регионе:

- помощь правительства в реализации масштабных проектов со стороны, сравнительно низкие административные барьеры;

- существование подготовленных и технологически оборудованных платформ для развития производства: ОЭЗ «Алабуга», бизнес-инкубаторы;

- публичность властей в процессе привлечения инвестиций, стремление к быстрому урегулированию проблем, своевременному выполнению обещаний, хорошо налаженная обратная связь с руководством организаций и предприятий;

- относительно невысокий уровень бюрократических барьеров (особенно по сравнению с другими регионами), отсутствие

существенных проблем с регистрацией бизнеса, оформлением лицензий, разрешений и согласований, которые находятся в региональном управлении;

- относительно развитая инфраструктура по сравнению с другими регионами РФ;

- имидж, история региона и высокий уровень развития строительства;

- растущий рынок сбыта строительной продукции, равная

удаленность от нескольких городов-миллионников, большой

потенциал роста потребления;

- простота диалога с правительством наличие таких

инструментов, как «Электронное Правительство»;

Таким образом окончательное формирование инвестиционностроительного кластера в Республике Татарстан будет произойдет благодаря накопленному потенциалу инновационных проектов, разработанной нормативно-правовой базе инновационной и инвестиционной политики и достаточной степени развития инновационной инфраструктуры.

Однако не следует забывать, что в процессе создания кластера большую ответственность должны брать на себя его основные участники: строительные организации, специализирующиеся на

профильных видах деятельности; предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий; организации рыночной инфраструктуры (кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью); научно-исследовательские и образовательные

организации; некоммерческие и общественные организации; организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры технологий и т. д.

Участниками инвестиционно-строительного кластера являются и организации, которые осуществляют подготовку

высококвалифицированных кадров, соответствующих современным условиям хозяйствования и требованиям инновационной экономики. На сегодняшний день в Татарстане Постановлением Кабинета Министров РТ от 13.04.2011 N 293 на базе Казанского государственного архитектурно-строительного университета создан научно-образовательный кластер, который обеспечивает доступ к качественному профессиональному образованию через различные формы и программы (основные и дополнительные) обучения в сфере строительства.

Основными действиями участников инвестиционностроительного кластера будет организация коммуникативных площадок внутри формируемых кластеров; создание сети взаимосвязей между предприятиями; совершенствование корпоративного управления; институциональная поддержка кластеров. Организации, входящие в состав кластера должны непосредственно заниматься постановкой целей и составлением плана деятельности кластера, следить за выполнением основного назначения кластера, поддерживать оптимальную структуру активов кластера, разрабатывать эффективную организационную структуру кластера. Дальнейшее развитие взаимоотношений между подсистемами кластера должны активизировать инновационную деятельность, финансово-коммерческую деятельность и повысить

конкурентоспособность продукции (услуги) кластера по отношению к другим регионам.

Таким образом, для эффективной работы инвестиционностроительного кластера необходимо тесное сотрудничество участников кластера друг с другом, а так же с научными учреждениями и региональными органами власти. Технология

создания и развития кластерных систем является современным и прогрессивным методом объединения большого количества предприятий строительной отрасли, включая организации,

оказывающие вспомогательные услуги (банки, консалтинговые и маркетинговые организации, научно-исследовательские и образовательные учреждения, компания и т.д.). Комплекс мер,

которые реализуются в настоящее время в Республике Татарстан, создает благоприятные условия для внедрения инноваций и привлечения инвестиций в регион, стабилизируя развитие экономики, повышая эффективность производства и решение социальных задач. Формирование регионального инвестиционно-строительного кластера на территории Татарстана должно создать значительные

преимущества в конкурентной борьбе, способствовать гибкости и мобильности строительных компаний в условиях постоянно

меняющейся экономической обстановки.

Библиографический список:

1. Далинчук Н. С. Технология создания кластеров в

промышленности : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05; [Место защиты: Юго-Запад. гос. ун-т]. - Курск, 2010. - 23с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lib.ua-

ru.net/diss/cont/466924.html (дата обращения 02.10.2013).

2. Концепция кластерной политики в Российской Федерации

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.poria.ru/files/konc klastern 259 10.doc (дата обращения

02.10.2013).

3. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики Республики Татарстан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatstat..gks.ru/ (дата обращения 02.10.2013).

4. Федоренко О. С. Основные направления политики формирования инвестиционно-строительного кластера в Республике Татарстан [Электронный ресурс]. // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - URL:

http://www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/864-2011-12-19-05-56-21 (дата обращения 02.10.2013).

Bibliography:

1. Dalinchuk N.S. The Technology of creation of clusters in industry :

Avtoreferat dis. ... candidate of economic Sciences : 08.00.05; [Place of defence: South-West. state Univ]. - Kursk, 2010. - 23с. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.lib.ua-

ru.net/diss/cont/466924.html (reference date 22.11.2013).

2. The concept of cluster policy in the Russian Federation [Electronic

resource]. - Mode of access:

http://www.poria.ru/files/konc klastern 259 10.doc (reference date

22.11.2013).

3. Official site of Territorial Department of Federal service of state statistics of the Republic of Tatarstan Federation [Electronic resource]. -Mode of access: http://tatstat.gks.ru/ (date of access 22.11.2013).

4. Fedorenko, O. S. Main directions of the policy of investment-construction cluster in the Republic of Tatarstan [Electronic resource]. // Management of economic systems: electronic scientific journal. - URL: http://www.uecs.ru/uecs-36-122011/item/864-2011-12-19-05-56-21 (date

of access 22.11.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.