Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ РАСШИРЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЫ УНИВЕРСИТЕТА С ВОСПИТАННИКАМИ КАДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

К ВОПРОСУ РАСШИРЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЫ УНИВЕРСИТЕТА С ВОСПИТАННИКАМИ КАДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Primo aspectu
ВАК
Область наук
Ключевые слова
воспитанник кадетской организации интернатского типа / профориентационная работа / военный учебный центр университета / потенциал профориентации университета / профессиональное самоопределение. / student of a cadet boarding school organization / career guidance work / military training center of the university / career guidance potential of the university / professional self-determination.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоновская Изабелла Давидовна

В статье акцентируются возможности и направления профориентационной работы Оренбургского государственного университета в формировании профессионального самоопределения воспитанников кадетских организаций интернатского типа, расположенных в Оренбурге. Выявлены возможности военного учебного центра университета и инновационных наукоемких направлений подготовки вуза в расширении представлений кадетов о регионе и мире востребованных профессий. Указаны перспективы развития взаимодействия кадетских организаций, университета и военного учебного центра университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белоновская Изабелла Давидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF EXPANDING THE CAREER GUIDANCE WORK OF THE UNIVERSITY WITH STUDENTS OF CADET ORGANIZATIONS

The article focuses on the possibilities and directions of career guidance work of Orenburg State University in the formation of professional self-determination of students of boarding-type cadet organizations located in Orenburg. The possibilities of the university’s military training center and innovative science intensive areas of training at the university in expanding cadets’ ideas about the region and the world of in-demand professions have been identified. Highlighted in the sphere of the military-industrial complex and military professions. Prospects for the development of interaction between cadet organizations, the university and the military training center of the university are indicated.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ РАСШИРЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЫ УНИВЕРСИТЕТА С ВОСПИТАННИКАМИ КАДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

УДК 37.048.4 :331.548 ББК 74.200.536

DOI: 10.35211/2500-2635-2024-2-58-93-98

К ВОПРОСУ РАСШИРЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОНОЙ РАБОТЫ УНИВЕРСИТЕТА С ВОСПИТАННИКАМИ КАДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ON THE ISSUE OF EXPANDING THE CAREER GUIDANCE WORK OF THE UNIVERSITY WITH STUDENTS OF CADET ORGANIZATIONS

БЕЛОНОВСКАЯ Изабелла Давидовна

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье акцентируются возможности и направления профориентационной работы Оренбургского государственного университета

BELONOVSKAYA Izabella D.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. The article focuses on the possibilities and directions of career guidance work of Orenburg State University in the formation of professional self-

© Белоновская И. Д., 2024.

в формировании профессионального самоопределения воспитанников кадетских организаций интернатского типа, расположенных в Оренбурге. Выявлены возможности военного учебного центра университета и инновационных наукоемких направлений подготовки вуза в расширении представлений кадетов о регионе и мире востребованных профессий. Указаны перспективы развития взаимодействия кадетских организаций, университета и военного учебного центра университета.

Ключевые слова: воспитанник кадетской организации интернатского типа, профориентационная работа, военный учебный центр университета, потенциал профориентации университета, профессиональное самоопределение.

determination of students of boarding-type cadet organizations located in Orenburg. The possibilities of the university's military training center and innovative science-intensive areas of training at the university in expanding cadets' ideas about the region and the world of in-demand professions have been identified. Highlighted in the sphere of the military-industrial complex and military professions. Prospects for the development of interaction between cadet organizations, the university and the military training center of the university are indicated.

Keywords: student of a cadet boarding school organization, career guidance work, military training center of the university, career guidance potential of the university, professional self-determination.

Профориентация воспитанников кадетских организаций представляется сложным, проблемным и актуальным вопросом педагогической теории и практики. Исследования проблем профессионального выбора кадетов показывают, что многие из них не продолжают военное образование. Даже из тех подростков, что поступили в кадетские организации с интернатским типом обучения, только 17-20 % предпочитают образовательные учреждения военного или правоохранительного профиля (Паули, Мухина 2022), остальные выбирают гражданское образование. Кроме того, из числа поступивших в военные образовательные организации выявлены случаи убывших в армию или гражданские вузы после первого года обучения из-за низкого уровня осознанности при выборе военной профессии и трудностей адаптации к обучению в дальнейшем. В то же время выпускники-кадеты, продолжая образование в сфере гражданских профессий, как правило, успешны и в учебе, и в дальнейшей карьерной траектории. Исследования (Асриев 2023, Заикин 2023) подтверждают особенности профессионального самоопределения воспитанников кадетской организации с точки зрения выбора профессии. Она состоит в соответствии кадетского образования значительно более широкому пониманию личностного и социального заказа, чем только сфера военного образования (см. рисунок).

Современная социально-экономическая и военно-политическая ситуация также определяет новое осмысление и акценты профориентационной работы в гражданских вузах, нацеливая их на сферу профессий оборонно-промышленного комплекса.

Университеты обладают значительным потенциалом профориентаци-онных взаимодействий (Кирьякова, Каргапольцева Белоновская, Дужников 2021), особенно в масштабе региона и в интересах обеспечения безопасности и технологического суверенитета страны. Поэтому своевременно обратиться к активизации профориентационной работы университета с воспитанниками кадетских организаций интернатского типа как страты абитуриентов, наиболее патриотически ориентированных и подготовленных к обучению в вузе.

Развитие кадетских организаций Оренбурга и высшего образования невозможно рассматривать в отрыве от многолетней истории становления общего (Болодурин 2012) и профессионального образования (Ковалевский, Белоновская, 2004) Оренбургской области.

Приоритеты социального заказа на подготовку воспитанников кадетских организаций

Источник : (Асриев 2023).

Оренбург уже скоро 300 лет хранит традиции форпоста России в Средней Азии. Экскурс в историю города оживляют картины российской истории: защита границ России от набегов кочевых племен, посещение города великим русским поэтом А. С. Пушкиным, и конечно, страницы знаменитых его произведений «История Пугачевского бунт» (1833-1834 гг.) и «Капитанская дочка» (1863 г.). Город возник как береговое крепостное сооружение (1743 г.), и до настоящего времени крепость, ставшая теперь музеем, является одним из символов городской истории, брендом его архитектуры, туристическим маяком в экскурсиях по Оренбургской области.

В начале ХХ века в Оренбурге действовали более шестидесяти учебных заведений, из которых четыре являлись военно-учебными. В настоящее время в Оренбурге работают по типу интернатов Оренбургская кадетская школа-интернат имени И. И. Неплюева и Оренбургское президентское кадетское училище, старшие классы которых являются субъектами профессиональной ориентации Оренбургского государственного университета.

Анализ поступления в вузы выпускников кадетской организации может быть проведен по открытым источникам отчетов по самообследованию. Динамика поступления в вузы выпускников Оренбургского кадетского президентского училища показывает, что существенная часть (до 40 %) кадетов решили реализовать себя в гражданских профессиях. Тенденция сохраняется несмотря на то, что кадетские организации проводят активную военно-профориентационную работу со своими воспитанниками. Богатый традициями и насыщенный инновациями опыт представлен в исследованиях оренбургских ученых (Матвиевская 2016), а также руководителей и педагогов

оренбургских кадетских организаций (Рыжикова 2018; Найденова, Чайка 2019; Заслонова, Скрыбченко 2020; Машковская 2020; Ручкина 2022; Рейф 2023).

Исследования Т. Л. Заслоновой и М. А. Скрыбченко предполагают поэтапную программу психолого-педагогического сопровождения и включают преобразование «самоидентификация ^ самоактуализация ^ самореализация» в образовательном пространстве училища.

Г. В. Ручкина (2022) дополнила мероприятия виртуальными экскурсиями по вузам Минобороны России. Офицеры и рядовые военно-служащие шефствующей военной части организуют и проводят занятия по военной практической тематике и огневой подготовке на своем полигоне.

М. Б. Рейф представил комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешное военно-профессиональное самоопределение кадет в сфере военной профессии. Автором предложено расширить пространство профориентации за счет сетевого взаимодействия с заинтересованными лицами и организациями, к которым отнесены военные вузы.

Таким образом, как правило, профориентация ограничена пространством кадетской организации, что характерно для воспитательной системы интерната. Возможно, именно такая территориальная замкнутость создает риск запоздалого знакомства с миром других профессий, поздних попыток найти альтернативные пути образования, выгорания и ухода из профессии. Расширение пространства профориентации происходит только за счет выездных практик воспитанников кадетской организации в военных вузах, то есть рамки мира профессий ограничены прежним военным кругом. В аспекте сетевого взаимодействия выделено традиционное партнерство с военными вузами и общественными объединениями, в то время как сотрудничество с другими профессиональными образовательными организациями региона не представлено.

В этой связи следует отметить, что цели профессиональной ориентации в военном направлении активно реализует сеть военных учебных центров (ВУЦ) при гражданских вузах, созданная и стремительно развивающаяся во всех регионах на основании постановления Правительства Российской Федерации от 3 июля 2019 г. № 848 «Об утверждении Положения о военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования». При Оренбургском государственном университете также создан Военный учебный центр (далее - ВУЦ ОГУ). Взаимодействие с ВУЦ становится значимой частью профориентационной работы для кадетской организации. ВУЦ ОГУ обеспечивает обучение граждан Российской Федерации из числа студентов университета, осваивающих образовательные программы высшего образования (бакалавриата и специа-литета) по очной форме обучения по программам военной подготовки для подготовки сержантов и солдат запаса. В ближней перспективе ВУЦ планируется подготовка офицерского состава. В задачи центра также входит воспитательная работа с молодежью и военно-профессиональная ориентация.

Целесообразность расширения поля профессионального самоопределения воспитанников кадетских организаций определяется и образователь-

ным потенциалом современного классического университета нашего города. В спектре направлений подготовки кадеты могут наметить и те, что будут осваивать после окончания военной службы или совместно с получением военного образования. Важно представить Оренбургскую область как промышленный регион, насыщенный высокотехнологичными обрабатывающими производствами, такими как ПО «Стрела», Орский механический завод, Орский машиностроительный завод, Аккерман Цемент, Новотроицкий завод хромовых соединений, НСплав, Новохром, Медногорский медно-серный комбинат, Медногорский электротехнический завод «Уралэлектро». Подростки оценят возможности карьерного роста в различных сферах деятельности, но главное, в новой для них социально-востребованной сфере оборонно-промышленного комплекса и наукоемких специальностей военной сферы.

К настоящему времени возможности подготовки кадрового ресурса оборонно-промышленного комплекса в Оренбургском государственном университете качественно улучшились. В рамках реализации проекта «Приоритет 2030» были открыты новые специальности в интересах оборонно-промышленного комплекса, созданы 13 студенческих конструкторских бюро различной востребованной направленности, оснащены новые лаборатории. Интерес представляют для кадетов уроки профориентации в инженерном деле, информационных технологиях, микропроцессорной технике, кибербезопасности. Перспективы развития взаимодействия включают также аккумуляцию инновационных организационно-педагогических и методических разработок, модерацию военно-профориентационных мероприятий с другими вузами и филиалами вузов Оренбурга и Оренбургской области. Разработанные программы и планы взаимодействия ОГУ и кадетских организаций могут стать пилотными проектами в сфере профориентации за пределами Оренбургской области для других кадетских училищ и школ.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Асриев, А. Ю. Практика реализации современной образовательной политики в области кадетского образования в Сибири : автореферат дис. ... д-ра пед. наук : 5.8.1 / Асриев А. Ю. -Омск, 2023. - 43 с.

2. Болодурин, В. С. История становления и развития образования в Оренбуржье (XVIII-XXI вв.) / В. С. Болодурин // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. -№ 5. - С. 32-38.

3. Заикин, М. В. К вопросу взаимодействия Оренбургского президентского кадетского училища с военным учебным центром университета в профессиональном самоопределении воспитанников / М. В. Заикин // Primo aspectu. - 2023. - № 4. - С. 127-132. - DOI: 10.35211/25002635-2023-4-56-127-132.

4. Заслонова, Т. Л. В профессию офицера: структурно-содержательная модель психологического сопровождения военно-профессионального самоопределения кадет / Т. Л. Засло-нова, М. А. Скрыбченко // Вестник военного образования. - 2020. - № 4 (25). - С. 113-118.

5. Ковалевский, В. П. Профессиональное образование Оренбургской области: состояние, проблемы, перспективы : монография / В. П. Ковалевский, И. Д. Белоновская. - М., 2004. - 280 с.

6. Кирьякова, А. В. Университет как среда инновационных взаимодействий / А. В. Кирья-кова, Н. А. Каргапольцева, И. Д. Белоновская, С. А. Дужников // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30, № 8-9. - С. 115-124.

7. Матвиевская, Г. П. Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Очерк истории: монография / Г. П. Матвиевская. - М.: Издательский дом Академии естествознания, 2016. - 174 с.

8. Машковская, Т. О. Сегодня кадет, завтра офицер: реализация межпредметной модели военно-профессиональной ориентации воспитанников в образовательной среде Оренбургского президентского кадетского училища // Вестник военного образования. - 2020. - № 4 (25). -С. 83-86.

9. Найденова, И. А. Условия формирования военно-профессиональной мотивации воспитанников довузовских образовательных организаций МО РФ / И. А. Найденова, А. П. Чайка // Мир образования - образование в мире. - 2019. - № 1. - С. 277-287.

10. Паули, А. В. Анализ педагогического опыта военно-профориентационной работы образовательных организаций кадетского типа / А. В. Паули, Т. Г. Мухина // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2022. - № 2 (66). -С.169-176

11. Рейф, М. Б. Организационно-педагогические условия успешного военно-профессионального самоопределения кадет / М. Б. Рейф // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 3. - С. 8.

12. Ручкина, Г. В. Система профориентационной работы в кадетском училище / Г. В. Руч-кина // Наука и образование: актуальные вопросы теории и практики : материалы Междунар. научно-методич. конф., Оренбург, 22-23 марта 2022 года. - Самара - Оренбург, 2022. - С. 128.

13. Рыжикова, Ю. А. Педагогическая поддержка формирования социального опыта подростка в кадетском училище : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Рыжикова Ю. А. -Оренбург, 2018. - 24 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.