DOI: 10.25198/1814-6457-241 -21 УДК 377.6
Заикин М.В.
Оренбургское президентское кадетское училище, Оренбург, Россия E-mail: [email protected]
РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ВОЕННЫМ УЧЕБНЫМ ЦЕНТРОМ УНИВЕРСИТЕТА
В сложной социальной и политической обстановке требуется активизация профессионального самоопределения воспитанников кадетских организаций в интересах обеспечения научного, технологического и индустриального суверенитета страны, оборонно-промышленного комплекса государства. Кадеты - одни из наиболее подготовленных абитуриентов, отличающихся самодисциплиной, метапредметными учебными умениями, хорошей физической подготовкой, гражданско-патриотической позицией. Установлено, что часть кадет имеют неопределённые ориентиры в выборе траектории продолжения образования. Взаимодействие кадетских организаций с военным учебным центром (ВУЦ) гражданского университета в регионе открывает новые возможности совмещения профессий в военной и гражданской сферах. Анализ сайтов ВУЦ гражданских университетов выявил результативность их профориентационной и учебной работы, но также проблемы отбора студентов для обучения. Активным ядром обучающихся в ВУЦ могут стать выпускники кадетских организаций, выбравшиеся для себя гражданские профессии. Профессиональному самоопределению кадет в совмещении военной и гражданской профессий способствует разработка и реализация авторской программы «Родине служить» на основе взаимодействия кадетских организаций и ВУЦ Оренбургского государственного университета. Программа строится на согласовании ценности профессионально-личностной самореализации кадет с военно-патриотическими ценностями обороноспособности и суверенитета страны, разработке алгоритма активных действий кадета в этом направлении. В рамках программы кадеты исследуют особенности различных видов профессиональной деятельности и вовлекаются в освоение предпрофессиональных умений, в опыт профессиональных проб в среде партнёрских организаций региона. Поэтапная логика разработки программы включает анализ целевой аудитории, оценку ресурсов и рисков взаимодействия партнёров, обоснование форм и механизмов взаимодействий, апробацию программы и оценку ее результативности. Апробация программы «Родине служить» в условиях взаимодействия кадетских организаций и ВУЦ Оренбургского государственного университета была результативной. В диагностике использован авторский опросник «Как я выбираю профессию». Доля кадет, готовых активно и настойчиво строить свою профессионально-образовательную траекторию выросла и составила более 80% от общего числа опрошенных. Снизилась доля участников эксперимента, ранее с сомнением, пассивно, отстранённо или негативно относившихся к самостоятельном активным действиям выбора будущей профессии.
Ключевые слова: воспитанник кадетской организации, кадет, профессиональное самоопределение, алгоритм активных действий профессионального самоопределения кадета, военный учебный центр университета, программа взаимодействия кадетских организаций и военного учебного центра, предпрофессиональные умения, опыт профессиональных проб.
Zaikin M.V.
Orenburg Presidential Cadet School, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT AND TESTING OF A PROGRAM OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION FOR STUDENTS
OF CADET ORGANIZATIONS IN INTERACTION WITH THE MILITARY TRAINING CENTER OF THE UNIVERSITY
In a difficult social and political situation, it is necessary to intensify the professional self-determination of students of cadet organizations in the interests of ensuring the scientific, technological and industrial sovereignty of the country and the military-industrial complex of the state. Cadets are one of the most prepared applicants, distinguished by self-discipline, meta-subject academic skills, good physical fitness, and a civic-patriotic position. It has been established that some cadets have uncertain guidelines in choosing a path to continue their education. The interaction of cadet organizations with the military training center (MTC) of a civilian university in the region opens up new opportunities for combining professions in the military and civilian spheres. An analysis of the MTC websites of civil universities revealed the effectiveness of their career guidance and educational work, but also the problems of selecting students for training. The active core of students studying at educational educational centers can be graduates of cadet organizations who have chosen civilian professions for themselves. The professional self-determination of cadets in combining military and civilian professions is facilitated by the development and implementation of the author's program «Serve the Motherland» based on the interaction of cadet organizations and MTC of Orenburg State University. The program is based on coordinating the value of professional and personal self-realization of cadets with the military-patriotic values of the country's defense capability and sovereignty, and developing an algorithm for the cadet's active actions in this direction. As part of the program, cadets explore the characteristics of various types of professional activities and are involved in the development of pre-professional skills and the
experience of professional tests among partner organizations in the region. The step-by-step logic of program development includes analysis of the target audience, assessment of resources and risks of interaction between partners, justification of forms and mechanisms of interaction, testing of the program and evaluation of its effectiveness. The testing of the «Serve the Motherland» program in the conditions of interaction between cadet organizations and MTC of Orenburg State University was effective. The diagnostics used the author's questionnaire «How I choose a profession.» The share of cadets who are ready to actively and persistently build their professional and educational trajectory has grown and amounted to more than 80% of the total number of respondents. The proportion of experiment participants who previously had doubts, passive, detached or negative attitudes towards independent active actions of choosing a future profession decreased.
Key words: student of a cadet organization, cadet, professional self-determination, algorithm of active actions of professional self-determination of a cadet, military training center of the university, program of interaction between cadet organizations and the military training center, pre-professional skills, experience of professional tests.
Профессиональное самоопределение подрастающего поколения является задачей обеспечения будущего страны. Образовательные организации всех уровней и направлений подготовки уделяют большое внимание сопровождению этого процесса. С целью содействия профессиональному самоопределению обучающихся в образовательном пространстве региона устанавливаются партнёрские взаимодействия между организациями общего и профессионального образования. В сложной социальной и политической обстановке требуется обновление такого взаимодействия, разработки новых программ, отвечающих интересам обеспечения научного, технологического и индустриального суверенитета страны, оборонно-промышленного комплекса государства.
Особую категорию субъектов профессионального самоопределения в составляют воспитанники кадетских училищ, корпусов и школ, в которых учащиеся не только обучаются, но и проживают как в интернате. Такие кадетские организации представляют организованные целевые группы для профессиональной ориентации на определенное направление деятельности. Кадетские организации по своим функциям направлены на обучение несовершеннолетних обучающихся по общеобразовательным программам в единстве с подготовкой к военной или иной государственной службе. Военная направленность обусловливает установившуюся систему взаимодействия кадетских организаций с военными вузами с целью преемственного обучения.
В кадетских организациях ведется обязательная постоянная и систематическая начальная подготовка воспитанников к военной и гражданской службе, широко развернутая воен-но-профориентационная работа. Кадеты - одни из наиболее подготовленных абитуриентов, от-
личающихся самодисциплиной, метапредмет-ными учебными умениями, хорошей физической подготовкой, гражданско-патриотической позицией. Такую страту абитуриентов ждут не только вузы военных и силовых структур, но и гражданские вузы региона.
В то же время анализ, проведенный Т.Н. Мухиной и А.В. Паули [1] показал, что только 17-20% выпускников-кадет выбирают профессии военного или правоохранительного профиля. Педагогическими исследованиями установлено, что существенная часть кадет не уверены в своем профессиональном выборе, имеют неопределённые ориентиры в выборе траектории продолжения образования, что характерно для подросткового возраста выпускников школ [2], [3]. В этой связи содействие обоснованному выбору профессии воспитанниками кадетских организаций - задача и личностного, и социально-экономического значения.
Усиление внимания к проблемам профессионального самоопределения кадет требует и внедрение модели профминимума Министерства просвещения РФ, обязательного с 01.09.2023 г. для всех организаций, реализующих общеобразовательные программы [4]. Проблемная ситуация определяет необходимость разработки программ взаимодействия различных образовательных организаций для результативного профессионального самоопределения кадет.
В настоящее время появились новые возможности профессионального самоопределения, выбора и совмещения кадетами специальностей как в военной сфере, так и в гражданских сферах наукоемких технологий и технологий двойного назначения в интересах обеспечения обороноспособности, научного, технологического и индустриального суверенитета страны. Возможность совмещения военной и граждан-
ской профессии создает открытие при гражданских университетах военных учебных центров (далее ВУЦ) [5].
Опыт ВУЦ подтверждает ее реализуемость. Так, по мнению руководства военного учебного центра при Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева ВУЦ значительно шире представляет спектр профессионального выбора, раскрывает значимость параллельного получения военной и гражданской профессии, определяет высокие патриотические цели выполнения конституционного долга по защите Отечества, раскрывает личностные мотивы романтики военной службы, умений военного сплачивания, традиций войскового товарищества, рисков и привилегий военной профессии [6].
В то же время опыт работы ВУЦ при гражданских университетах уже выявил существенные проблемы отбора студентов для обучения. Сложности отбора чаще всего обусловлены слабой физической подготовкой и недостаточными морально-волевыми качествами поступающих, что не позволяет им сдать нормативы физической подготовки на необходимом уровне, преодолеть трудности учебы и соблюдать необходимую дисциплину. Так, по данным Са-
ратовского государственного технического университета (СГТУ) имени Гагарина Ю.А. [7] из 100 желающих в ВУЦ поступают только 35,8%. По окончанию обучения около 8% студентов заключают контракт о прохождении службы в Вооруженных силах.
В этой связи автор опирается на компетентное мнение А.Ю. Асриева [8], в работах которого на обширном материале показано, что кадетское образование обеспечивает заказ не только военных отраслей, но и социальный заказ на подготовку активных граждан своей страны. Автор полагает, что выпускники кадетских организаций могут стать ядром подготовки кадров и оборонных отраслей.
Таким образом, кадетские организации и ВУЦ университетов имеют общие интересы в разработке программа взаимодействия для результативного профессионального самоопределения кадет.
Системная организация сетевого взаимодействия образовательных организаций исследована в современной педагогике [1], [9]. Так, например, выделены установившиеся функции взаимодействия кадетского образования и военных вузов (рисунок 1).
основные функции и возможности сетевого взаимодействия
обеспечение прямого доступа к новейшим образовательным программам, технологиям, проектам и конкурсам в области профессионального самоопределения
создание интегрированной системы повышения квалификации преподавателей образовательных организаций и военных вузов по вопросам профориентации и профессиональной диагностики
совместное взаимовыгодное использование материальных, инвестиционных, социально-инновационных фондов, доступных кадетским организациям
вовлечение интеллектуальных ресурсов в процесс разработки инновационных форм совместной образовательной деятельности кадетских корпусов с военными институтами, национальными исследовательскими университетами
Рисунок 1 - Основные функции взаимодействия кадетских организаций и военных вузов в профессиональном самоопределении воспитанников кадетских организаций (по исследованиям О.В.Волох, Н.В. Чекалевой [9],
Т.Г. Мухиной, А.В.Паули [1, С.172])
В то же время взаимодействия кадетских организаций и гражданских университетов исследовано в меньшей степени. В начале пути и изучение форм взаимодействия кадетских организаций и ВУЦ при гражданских университетах в целях профессионального самоопределения кадет. Эта тематика требует научно-педагогического обоснования и дальнейшей программно-методической проработки.
Для кадетской организации приоритетно военно-профессиональное самоопределение воспитанников, что определяется ее уставными целями. В педагогических исследованиях к настоящему времени выделены ведущие результативные направления военно-профессиональной ориентации, которые реализуются в организациях кадетского типа (рисунок 2) и могут стать научной основой для программ профессиональной ориентации ВУЦ.
Практическая реализация и программная проработка взаимодействия кадетских организаций и ВУЦ при гражданских вузах представлена, главным образом, на сайтах вузов в виде описания отдельных практик профессиональной ориентации. Анализ сайтов позволил автору выделить характерные элементы программ взаимодействия.
ВУЦ Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» на
своем сайте представил https://www.hse.ru/org/ hse/ouk/mil/news/872788605.html пробную программу по вождению боевых машин пехоты для формирования предпрофессиональных умений учащихся кадетских классов. Структура цикла включает мотивационную беседу (2 час.), практику (6 час.), предпрофессиональные пробы для - первоначальных навыков вождения боевых машин пехоты (4 час.). Апробируется и новая программа предпрофессиональных проб «Юный десантник» с кадетами 9 классов по аналогичной структуре.
ВУЦ МГТУ им. Н.Э. Баумана стал базой и участником проведения Всероссийского кадетского слета «Золотой эполет» военно-патриотического содержания (материалы сайта https:// mil.bmstu.ru/archives/1179).
На сайтах Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» https://etu.ru/ дан отчет о проведенном международном слете «Кадетское содружество». Особенность опыта состоит в совместной работе ВУЦ ЛЭТИ и студенческого патриотического клуба «Гангут». Членами клуба становятся самые достойные студенты ВУЦ, желающие проявить себя с точки зрения духовно-нравственных ценностей и творческих склонностей.
Реализуется проект Департамента образования и науки города Москвы «Кадетский класс
>х
о =г
I .а га го
с; ГТЗ I = аз
о О.
ы О
и
и X
0) ^
-е-
о о. и 1— си
с Ч
0 1 та х
I ^
си
о =г
ей га
£2 1- х
л си
П О X о. о
осуществление образовательными учреждениями кадетского типа сетевого взаимодействия по военно-профессиональной ориентации
обеспечение военно-патриотической направленности учебно-воспитательного процесса в урочной и внеурочной деятельности
психолого-педагогическое сопровождение военно-профориентационной работы кадет
реализация программ дополнительного и профессионального образования на базе образовательных организаций кадетского типа
привлечение выпускников корпуса - курсантов военных вузов и выпускников, проходящих службу в армии, к воспитательной работе, _профессиональному просвещению_
использование в процессе организации профориентационной работы
интерактивных, поисковых, проблемных методов и форм _проведения занятий_
Рисунок 2 - Ведущие направления военно-профессиональной ориентации, которые реализуются в организациях кадетского типа (по работе Т.Г. Мухиной, А.В. Паули [1, с. 169])
в московской школе». ВУЦ при Национальном исследовательском университете «Московский институт электронной техники» (сайт Шр8:// miet.ru/news/141144) выполняет программы предпрофессиональной подготовки кадет по противовоздушной обороне и обеспечению ки-бербезопасности. Занятия ведутся как на территории вуза, так в и кадетских классах. Особой популярностью пользуются встречи со спикерами-ведущими учеными вуза по современной наукоемкой тематике.
ВУЦ при Тульском государственном университете отчитался о проведении экскурсий с показом кадетам робота-дезинфектора, симу-ляционного центра медицинского института, образцов вооружения, созданных тульскими оружейниками https://tulsu.ru/news/all/9795. В этих мероприятиях приобретают предметную конкретику и целостность поколенческая связь, профессионально-семейные скрепы горожан, патриотические традиции, профессиональные династии, ценности защиты отечества.
Масштабный опыт представил ВУЦ при Тамбовском государственном университет им. Г.Р. Державина [10]. Работа ВУЦ встроена в рамки федеральных проектов и интегрирована с учебно-методическим центром «Авангард» (УМЦ) - стержневым компонентом военно-патриотического кластера «Державинский». УМЦ расположен на территории кампуса «Держа-винский» как пилотный проект будущих университетских кампусов России, планируемых в проектах 2024 г. Работу поддерживает региональный штаб «Юнармия». Широко развернута деятельность популяризации военно-спортивных игр, привлечения воспитанников кадетских организаций к таким соревнованиям.
Таким образом, опыт военных учебных центров при университетах позволяет выделить как единичные практики взаимодействия с кадетскими организациями, так и системно организованную работу, встроенную в проекты федерального уровня.
Автором статьи было проведено исследование возможностей разработки программы взаимодействия кадетских организаций с военным учебным центром Оренбургского государственного университета по профессиональному самоопределению кадет в совмещении обучения военным и гражданским специльностям (да-
лее Программа). Тематика актуальна, так как в г. Оренбурге работают по типу интернатов Оренбургская кадетская школа-интернат имени И.И. Неплюева и Оренбургское президентское кадетское училище, старшие классы которых являются субъектами профессиональной ориентации Оренбургского государственного университета (ОГУ). Автор считает, что системное взаимодействие различных организаций требует разработки программы, которая включает направления и мероприятия, отвечающие профессионально-личностным интересам обучающихся, а также уставным целям деятельности партнёров. В этой связи программа была названа
В качестве рабочей гипотезы было принято, что программа «Родине служить» будет содействовать профессиональному самоопределению воспитанников кадетских организаций, если основана на согласовании ценности профессионально-личностной самореализации воспитанников с военно-патриотическими ценностями обороноспособности и суверенитета страны; участниками программы выступят кадетские организации, ВУЦ и учебные, научные, воспитательные структурные подразделения университета; воспитанники смогут погружаться в изучение задач профессиональной деятельности в среде ВУЦ и университета и будут вовлечены в освоение предпрофессиональных умений и опыт профессиональных проб в квазипрофессиональной среде партнёрских организаций.
Разработка программы взаимодействия определена логикой конструирования программ социального партнёрства (например, рекомендации [11]) и представлена на рисунке 3.
Представим основные этапы разработки данной программы. К субъектам взаимодействия были отнесены кадетские организации города Оренбурга, ВУЦ Оренбургского государственного университета и учебные, научные, воспитательные структуры ОГУ. Целью разработки программы взаимодействия является профессиональное самоопределение воспитанников кадетских организаций в интересах обеспечения обороноспособности и научного, технологического и индустриального суверенитета страны.
Для разработки программы «Родине служить» в региональном образовательном про-
странстве необходимо было оценить состав и масштаб целевой аудитории в контексте проблемы исследования.
Военный учебный центр при Оренбургском государственном университете организован в 2019 г., с этого времени и выстраивается система взаимодействия кадетских организаций и ВУЦ. На рисунке 4 представлены статистические данные о количестве абитуриентов из числе выпускников различных кадетских организаций России, подавших заявления на поступление в ОГУ, а также результаты их зачисления, на рисунке 5 -сведения в разрезе вида кадетских организаций.
Анализ статистических данных показывает, что имеется стабильный контингент выпускников кадетских организаций города, которые поступают в Оренбургский государственный университет. Ежегодно их число составляет 5060 человек. К обучению приступают в среднем 16-20 абитуриентов, которые могут стать активизирующим ядром обучающихся в ВУЦ ОГУ. Таким образом, определяется масштаб и состав целевой аудитории, на которую может быть ориентирован объем мероприятий программы взаимодействие кадетской организации и ВУЦ ОГУ
Следующим шагом в разработке программы является оценка ресурсов партнёров [12]. К разработке и реализации программы привлекались ресурсы Департамента молодежной политики ОГУ, в структуре которого активно действуют студенческий патриотический клуб «Я горжусь», студенческий клуб «Среда», Мастерская проектов «08иществляй», Управление социальных коммуникаций и новых медиа, студенческая конвергентная медиалаборатория [13].
В разработке программы учитывались организационно-образовательные риски, такие
как межведомственные барьеры, особенности предварительного согласования и организации выезда воспитанников за пределы кадетской организации, синхронизации мероприятий в ВУЦ с режимом жизнедеятельности воспитанников в интернате. Также учитывались личностные риски затруднения воспитанников в коммуникации с преподавательским составом и сверстниками, соблюдения самодисциплины и др.
Затем было проведено выделение основных блоков программы. Для совместной работы партнёров блоки программы были сопоставлены блокам профориентационной работы в кадетской организации: урочная, внеурочная деятельность, воспитательная работа, дополнительное образование, взаимодействие с родителями/законными представителями. Определение основных форм и механизмов реализации программы выстраивалось с учетом рекомендаций модели профминимума Минпросвещения РФ [4].
Для определения содержания программы «Родине служить» был разработан алгоритм активных действий кадета по профессиональному самоопределению, а также соответствующий авторский опросник «Как я выбираю будущую профессию» (рисунок 6).
Блоки программы «Родине служить» соотнесены с данным алгоритмом и представляют собой по содержанию комплекс мероприятий, содействующих профессиональному самоопределению кадета.
Блок «Урочная деятельность» включает вариативный наборпрофориентационных уроков-дискуссий по различным направлениям подготовки ОГУ, связанным с технологиями двойного назначения и оборонно-промышленными задачами: например, робототехника, машинострое-
Выделение субъектов взаимодействия
Ч?-
Оформление
договорных
отношений
Постановка цели взаимодействия
Оценка целевой аудитории
Оценка ресурсов парнёров
Разработка Разработка
организационных ■ механизмов
форм парнерства
Согласование сроков, локаций, ответственных и исполнителей
Оценка рисков и
потенциала взаимодействия
Подписание программных документов
Рисунок 3 - Логика разработки программы взаимодействия кадетских организаций и военного учебного центра университета по профессиональному самоопределению кадет
ние, конструирование летательных аппаратов, кибербезопасность. Профессиональная проба «Роевой интеллект и отслеживание движущихся объектов в задачах управления группами БПЛА» стал основой одноименного конкурсного проекта воспитанника президентского кадетского училища под научным руководством Е.А. Шухмана, доцента, заведующего кафедрой математики и цифровых технологий ОГУ.
Блок «Внеурочная деятельность» интегрирует диагностику, опросы и консультирование, различные современные технологии и методики профориентации. Диагностику проводят в кадетских организациях по рекомендованным и стандартизованным методикам. Гейм-технологии и тренинги нацелены на фор-
мирование предпрофессиональных умений и преемственны с блоком учебной деятельности. Раздел программы предусматривает занятия на базе кибер-полигона, военно-спортивные игры, игры-викторины на знание строевого (боевого) оружия, промышленного и производственного потенциала своего региона, экскурсии в музеи ОГУ, военного учебного центра ОГУ, виртуальные экскурсии, встречи с семьями участников военных действий, посещение ветеранов и участников военных действий.
Блок «Дополнительное образование» ориентирован на формирование предпрофесси-ональных умений и проведение профессиональных проб в квазипрофессиональной среде кадетской организации, военного учебного
2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Я подано заявления INI зачислено
Рисунок 4 - Динамика поступления кадет в Оренбургский государственный университет (2019-2023 гг.)
Рисунок 5 - Структура кадетских организаций, выпускники которых подавали заявления на поступление в Оренбургский государственный университет (усредненные данные, 2019-2023 гг.).
центра и лабораториях университета. Например, особый интерес у воспитанников вызывала работа с роботизированными комплексами и промышленными сканерами в конструкторском бюро «Машиностроение» ОГУ, организованная совместно с военно-учебным центром в формате профориентационного кейса «Знакомимся с инновациями машиностроения» [14], [15]. С участием воспитанников были также созданы цифровые двойники с помощью различных моделей 3Б сканнеров.
В программу «Родине служить» включены совместные спортивные соревнования, компьютерные ринги, конкурсы проектов и идей. В реализации программы кадеты входят в состав студенческих команд, получая живое представление о студенческом сообществе университета, его военном учебном центре, а также реальный отклик будущих товарищей на свои личностные и профессиональные качества и запросы.
Апробация отдельных блоков программы показала ее реализуемость и результативность.
Собрать информацию о профессиях — Уточнить информацию
Определить свои способности и Развивать свои способности и
склонности склонности
Пробовать свои силы и оценить свои способности и склонности
Анализировать материалы профессиональной ориентации в кадетской организации
Г--- Анализировать сайты вузов Выбрать круг привлекательных профессий
V -!-
Установить основные требования к специалисту в данной профессии Оценить условия работы по выбранной профессии -1-
Оценить условия обучения выбранной профессии в вузе Оценить свои возможность □бучения профессии
1Р_
Попробовать себя в профессии военного на учебной практике
Попробовать себя в профессии военного в ВУЦ ОГУ
Попробовать себя в гражданской профессии е ОГУ
Сравнить себя в разных профессия*
Освоить первичные умения и/или провести пробы в военных профессиях в кадетской организации
Освоить первичные умения и/или провести пробы в военных профессиях в ВУЦ ОГУ
Освоить первичные умения и/или провести пробы в гражданской профессии г центрах, кружках, секциях вузов города и ОГУ
Рисунок 6 - Алгоритм активных действий профессионального самоопределения кадета «Как я выбираю
будущую профессию»
Опытно-экспериментальное внедрение всей программы проходило в период 2022-2024 гг. Участниками выступили кадеты 9-11 классов. Общая численность участников 231 чел. Оценка результативности программы определялась по сформированности аксиологического, гносеологического и праксиологического компонентов профессионального самоопределения кадет. В оценке сформированности компонентов профессионального самоопределения воспитанников кадетских организаций использовался авторский опросник «Как я выбираю будущую профессию» (рисунок 7, 8).
Анализ представленных результатов показал, что в программе «Родине служить» кадеты не только больше узнали о мире профессий и возможностях их получения, но и уверились в обоснованности своего выбора профессии. Так, выросло число респондентов, готовых активно и настойчиво строить свою профессионально-
образовательную траекторию, готовность обязательно пройти или стараться пройти основные этапы профессионального самоопределения подтвердили более 80% опрошенных (позитивный градиент ответов «Обязательно сделаю» составил от 16,4 до 58,4%, «буду стараться» -от 18,9% до 28,0% респондентов). Существенно снизилась число пассивно, отстранённо или негативно относящихся к выбору будущей профессии, к необходимости активных личностных действий профессионального самоопределения. Доля ответов «нет смысла», «не хочу» сократилась от 35,1% до 2,7%. Отметим рост уверенности в собственных возможностях выбрать профессию, так как доля ответы «не смогу» снизилась от 29,6% до 5,9%.
Таким образом, программа «Родине служить» профессионального самоопределения воспитанников кадетских организаций во взаимодействии с военным учебным центром Орен-
Рисунок 7 - Отношение к выполнению основных действий профессионального самоопределения кадет до участия в программе (средние значения в группе респондентов)
Рисунок 8 - Отношение к выполнению основных действий профессионального самоопределения кадет после участия в программе (средние значения в группе респондентов)
бургского государственного университета имеет результативный характер. Актуальность разработки и реализации опытно-экспериментальной программы определяется вызовами социально-экономической ситуации, напряженностью политической обстановки, потребностью страны
в кадровом обеспечении военной и оборонных отраслей, обеспечении научного, технологического и индустриального суверенитета, в создании полноценных условий подрастающему поколению для активного обоснованного выбора востребованной профессии.
06.12.2023
Список литературы:
1. Мухина, Т. Г. Анализ педагогического опыта военно-профориентационной работы образовательных организаций кадетского типа / Т. Г. Мухина, А. В. Паули // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2022. - №2(66). - С. 169-176.
2. Муратова, А. А. Феномен ранней профориентации обучающихся / А. А. Муратова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2023. - №2(238). - С. 88-93.
3. Наволокин, И. И. Проблемы воспитания мотивационноценностного отношения учащихся старших классов к военной профессии и военной службе / И. И. Наволокин // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №3(88). - С. 85-87.
4. Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/ (10.09.2023)
5. Постановление Правительства РФ от 3 июля 2019 г. №848 «Об утверждении Положения о военных учебных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования». [Электронный ресурс]. URL: https:// base.garant.ru/72289242/ (10.09.2023)
6. Колосов, А. В. Военно-профессиональная ориентация молодежи при поступлении в ВУЦ / А. В. Колосов // Проблемы повышения эффективности научной работы в оборонно-промышленном комплексе России: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (г. Знаменск, 13-14 апреля 2023 г.). - Астрахань: Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, 2023. - С. 366-369.
7. Проблемы отбора студентов и формирование компетенций для обучения по военно-учетным специальностям при университете / А. В. Хизов, А. В. Зиновьев, Ю. А. Землянухин, В. В. Барбашин // Инновации в природообустройстве и защите в чрезвычайных ситуациях: Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Саратов, 21-22 апреля 2021 года. - Саратов: Общество с ограниченной ответственностью «Амирит», 2021. - С. 542-547.
8. Асриев, А. Ю. Практика реализации современной образовательной политики в области кадетского образования в Сибири: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 5.8.1. - Омск, 2023. - 43 с.
9. Волох, О. В. Региональный профессионально- педагогический кластер: возможности сетевого взаимодействия / О. В. Волох, Н. В. Чекалева // Высшее образование сегодня. - 2015. - №9. - С. 30-35.
10. Лосев, А. Н. Роль и значение ТГУ имени Г. Р. Державина в повышении уровня обязательной допризывной подготовки по основам военной службы и военно-патриотического воспитания молодежи региона / А. Н. Лосев, С. В. Новиков // Тамбовские правовые чтения имени Ф. Н. Плевако: материалы v международной научно-практической конференции: в 2 т., Тамбов, 28-29 мая 2021 года. Том 1. - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2021. - С. 366-369
11. Сайт Корпоративного Университета Московского образования. Страница «Реализация социальных проектов: разработка, этапы, ожидаемые эффекты». [Электронный ресурс]. URL: https://corp-univer.ru/setevoe-izdanie/metapredmetnost/реализация-социальных-проектов-разр/ (01.12.2023).
12. Заикин М. В. К вопросу взаимодействия кадетской организации с военным учебным центром университета в профессиональном самоопределении воспитанников / М. В. Заикин // Primo Aspectu. 2023. - №4. - С. 87-91.
13. Развитие молодёжных сообществ в экосистеме университета: ресурсы, проекты и риски / А. В. Кирьякова, Н. А. Каргаполь-цева, И. Д. Белоновская, С. А. Дужников // Высшее образование в России. - 2022. - Т. 31, №8-9. - С. 116-136.
14. Заикин, М. В. Профессиональные пробы кадетов в конструкторском бюро университета / М. В. Заикин, В. А. Логинов // Компьютерная интеграция производства и ИПИ-технологии: Материалы XI Всероссийской конференции, Оренбург, 16 ноября 2023 года. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2023. - С. 440-444.
15. Колиниченко, А. В. Моделирование производственных ситуаций в студенческом стартапе: практика обучения / А. В. Ко-линиченко, И. Д. Белоновская // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2023. - №4(240). - С. 165-172.
References:
1. Mukhina T.G., Pauli A.V. (2022) Analysis of pedagogical experience of military career guidance work of cadet-type educational organizations. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences, No. 2(66), pp. 169-176.
2. Muratova A.A. (2023) The phenomenon of early career guidance for students. Bulletin of the Orenburg State University, No. 2(238), pp. 88-93.
3. Navolokin I.I. (2021) Problems of upbringing the motivational-value attitude of high school students to the military profession and military service. World of science, culture, education, No. 3(88), pp. 85-87.
4. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation dated June 1, 2023 N AB-2324/05 «On the implementation of the Unified Model of Vocational Guidance.». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/ (10.09.2023)
5. Decree of the Government of the Russian Federation of July 3, 2019 No. 848 «On approval of the Regulations on military training centers at federal state educational organizations of higher education.». URL: https://base.garant.ru/72289242/ (10.09.2023)
6. Kolosov A.V. (2023) Military-professional orientation of youth upon admission to the educational center. Problems of increasing the efficiency of scientific work in the military-industrial complex of Russia: materials of the VI All-Russian scientific and practical conference (Znamensk, April 13—14, 2023). Astrakhan: Astrakhan State University named after V. N. Tatishchev, pp. 366-369.
7. Khizov A.V., Zinoviev A.V., Zemlyanukhin Yu.A., Barbashin V.V. (2021) Problems of student selection and the formation of competencies for training in military specialties at the university. Innovations in environmental management and protection in emergencies situations: Proceedings of the VIII International Scientific and Practical Conference, Saratov, April 21—22, 2021. Saratov: Limited Liability Company «Amirit», pp. 542-547.
8. Asriev A.Yu. (2023) Practice of implementing modern educational policy in the field of cadet education in Siberia. Doctor thesis. Omsk, 43 p.
9. Volokh O.V., Chekaleva N.V. (2015) Regional professional and pedagogical cluster: opportunities for network interaction. Higher education today, No. 9, pp. 30-35.
10. Losev A.N., Novikov S.V. (2021) The role and significance of TSU named after G. R. Derzhavin in increasing the level of compulsory pre-conscription training in the basics of military service and military-patriotic education of youth in the region. Tambov legal readings named after F. N. Plevako: materials of the v international scientific and practical conference: in 2 volumes, Tambov, May 28—29, 2021. Volume 1. Tambov: Publishing House «Derzhavinsky», pp. 366-369.
11. Website ofthe Corporate University of Moscow Education. Page «Implementation of social projects: development, stages, expected effects.» URL: https://corp-univer.ru/setevoe-izdanie/metapredmetnost/implementation-of-social-projects-development/ (01/12/2023).
12. Zaikin M.V. (2023) On the issue of interaction between the cadet organization and the military training center of the university in the professional self-determination of students. Primo Aspectu, No. 4, pp. 87-91.
13. Kiryakova A.V., Kargapoltseva N.A., Belonovskaya I.D., Duzhnikov S.A. (2022) Development of youth communities in the university ecosystem: resources, projects and risks. Higher education in Russia, vol. 31, No. 8-9, pp. 116-136.
14. Zaikin M.V., Loginov V.A. (2023) Professional tests of cadets in the university design bureau. Computer integration of production and IPI technologies: Proceedings oftheXI All-Russian Conference, Orenburg, November 16, 2023. Orenburg: Orenburg State University, pp. 440-444.
15. Kolinichenko A.V., Belonovskaya I.D. (2023) Modeling production situations in a student startup: teaching practice. Vestnik ofthe Orenburg State University, 2023, No. 4(240), pp. 165-172.
Сведения об авторе:
Заикин Михаил Викторович,
педагог дополнительного образования Оренбургского президентского кадетского училища
E-mail: [email protected]
460000, г Оренбург, ул. Пушкинская, д.63