Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОЕННО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАДЕТСКОГО ТИПА'

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОЕННО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАДЕТСКОГО ТИПА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / КАДЕТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАДЕТСКОГО ТИПА / ТЕНДЕНЦИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ КАДЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина Т. Г., Паули А. В.

Представлены результаты сравнительного анализа педагогического опыта военно-профориентационной работы ведущих общеобразовательных организаций кадетского типа при Министерстве просвещения Российской Федерации. Изучены действующие нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность данных образовательных организаций. Проведено сопоставление результатов мониторинга показателей эффективности системы профориентационной работы в кадетских школах и корпусах городов Москва, Санкт- Петербург, Воронеж, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, а также Амурской области и Алтайского края. На основании проведенного анализа выявлены современные тенденции (направления) совершенствования системы военно-профессиональной ориентации кадет. К основным тенденциям (направлениям) военно-профориентационной работы образовательных организаций кадетского типа отнесены: 1) осуществление образовательными учреждениями кадетского типа сетевого взаимодействия по военно-профессиональной ориентации; 2) обеспечение военно-патриотической направленности учебно-воспитательного процесса в урочной и внеурочной деятельности; 3) психолого-педагогическое сопровождение военно-профориентационной работы кадет; 4) реализация программ дополнительного и профессионального образования на базе образовательных организаций кадетского типа; 5) привлечение выпускников корпуса - курсантов военных вузов и выпускников, проходящих службу в армии, к воспитательной работе, профессиональному просвещению; 6) использование в процессе организации профориентационной работы интерактивных, поисковых, проблемных методов и форм проведения занятий. Указанные тенденции (направления) совершенствования военно-профориентационной работы позволяют развивать, с одной стороны, разностороннюю личность, способную самостоятельно принимать ответственные решения, с другой - определиться с выбором профессии на основе понимания кадетами долга перед Отечеством, родителями, соотечественниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухина Т. Г., Паули А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL PRACTICES OF MILITARY-VOCATIONAL GUIDANCE WORK OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF CADET TYPE

The results of a comparative analysis of the pedagogical practices of the military career guidance work of the leading educational organizations of the cadet type, which are under the jurisdiction of regional executive authorities in the field of education, are presented. The current legal documents regulating the activities of these educational organizations have been studied. The comparison of the results of monitoring the performance indicators of the system of career guidance in cadet schools and buildings of the cities: Moscow, St. Petersburg, Nizhny Novgorod, Novosibirsk; Amur Region and Altai Territory. A set of pedagogical conditions aimed at improving the system of military-professional orientation of cadets has been revealed. It has been determined that in educational organizations of the cadet type in which military career guidance work is accompanied by complex military and patriotic work, networking, psychological and pedagogical support for all subjects of the educational process, the inclusion of students in the system of additional and vocational education, participation in competitions of various directions, including On the one hand, military education allows one to develop a versatile personality capable of making responsible decisions independently, and on the other hand, to decide on the choice of a profession based on an understanding of duty to the Fatherland, parents, and compatriots.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОЕННО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАДЕТСКОГО ТИПА»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2022, № 2 (66), с. 169-176

169

УДК 373.1

DOI 10.52452/18115942_2022_2_169

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ВОЕННО-ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАДЕТСКОГО ТИПА

© 2022 г. ТГ. Мухина, А.В. Паули

Мухина Татьяна Геннадьевна, д.пед.н.; проф.; профессор кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского; профессор кафедры военно-научных исследований Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации [email protected] Паули Андрей Викторович, адъюнкт кафедры военной педагогики и психологии Новосибирского военного ордена Жукова института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации [email protected]

Статья поступила в редакцию 17.05.2022 Статья принята к публикации 15.06.2022

Представлены результаты сравнительного анализа педагогического опыта военно-профориентационной работы ведущих общеобразовательных организаций кадетского типа при Министерстве просвещения Российской Федерации. Изучены действующие нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность данных образовательных организаций. Проведено сопоставление результатов мониторинга показателей эффективности системы профориентационной работы в кадетских школах и корпусах городов Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, а также Амурской области и Алтайского края. На основании проведенного анализа выявлены современные тенденции (направления) совершенствования системы военно-профессиональной ориентации кадет. К основным тенденциям (направлениям) военно-профориентационной работы образовательных организаций кадетского типа отнесены: 1) осуществление образовательными учреждениями кадетского типа сетевого взаимодействия по военно-профессиональной ориентации; 2) обеспечение военно-патриотической направленности учебно-воспитательного процесса в урочной и внеурочной деятельности; 3) психолого-педагогическое сопровождение военно-профориента-ционной работы кадет; 4) реализация программ дополнительного и профессионального образования на базе образовательных организаций кадетского типа; 5) привлечение выпускников корпуса - курсантов военных вузов и выпускников, проходящих службу в армии, к воспитательной работе, профессиональному просвещению; 6) использование в процессе организации профориентационной работы интерактивных, поисковых, проблемных методов и форм проведения занятий. Указанные тенденции (направления) совершенствования военно-профориентационной работы позволяют развивать, с одной стороны, разностороннюю личность, способную самостоятельно принимать ответственные решения, с другой - определиться с выбором профессии на основе понимания кадетами долга перед Отечеством, родителями, соотечественниками.

Ключевые слова: кадетское образование, военно-профориентационная работа, кадеты, образовательные организации кадетского типа, тенденции совершенствования системы военно-профессиональной ориентации кадет.

Введение

В Федеральном законе «О безопасности» (от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ) и принятой 02.07.2021 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается необходимость тесной взаимосвязи национальной безопасности страны с её социально-экономическим, социокультурным развитием. Одним из аспектов такого развития является подготовка высококвалифицированных кадров офицерского корпуса. Решение данной стратегической задачи возможно на основе целенаправленного развития системы профессиональной ориентации, адапта-

ции и мотивации подрастающего поколения на профессию военнослужащего. В связи с этим под контролем Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации и др. расширяется сеть общеобразовательных организаций кадетского типа.

К кадетским учреждениям, реализующим образовательные программы военного профиля, относятся: суворовские военные, президентские кадетские училища, нахимовские военно-морские и военно-музыкальные училища - все состоят в системе Минобороны России; специа-

лизированные кадетские (морские кадетские) корпуса, состоящие в ведении федеральных ведомств или созданные с их прямым участием; кадетские (морские кадетские) корпуса, кадетские школы, кадетские классы, созданные органами власти субъектов Российской Федерации; кадетские корпуса, созданные другими учредителями (например, общественные, в том числе казачество и другие) [1].

Деятельность названных организаций осуществляется в рамках действующих законодательных и правовых актов. Перечислим некоторые из них: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022; статья 86); Приказ Министра обороны РФ от 21.07.2014 № 515 (ред. от 16.11.2021) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и в профессиональных образовательных организациях со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2014 № 34063); Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Письмо Минобрнауки России от 19.12.2017 № 08-2687 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации учебно-воспитательного процесса (внеучебная, воспитательная и военно-патриотическая работа) в кадетских учреждениях (кадетские корпуса, школы, классы) с учетом их специфики»); Письмо Минобрнауки России от 19.05.2017 № 08-986 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по нормативному правовому регулированию деятельности образовательных организаций кадетской направленности»). Согласно действующим документам, независимо от типа образовательной организации кадетской направленности данные организации созданы с целью «обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к

великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [2].

При этом деятельность общеобразовательных организаций со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и профессиональных образовательных организаций со специальным наименованием «военно-музыкальное училище» находится в ведомстве Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации. Общеобразовательные организации со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус», кадетские классы создаются Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации [3]. Учредителями являются федеральные и региональные органы исполнительной власти в области общего, среднего, профессионального и дополнительного образования: министерства, департаменты, управления, комитеты образования, науки и молодежной политики, осуществляющие государственное управление в сфере образования в субъектах Российской Федерации.

По мнению ученых, педагогов, военных, политиков, именно кадетские учреждения, с одной стороны, обеспечивают обучающихся серьезным средним образованием, с другой - формируют систему национальных, духовно-нравственных взглядов, развивают чувства патриотизма, ответственности долга перед Отечеством, государством, семьей и создают условия для их дальнейшего осознанного самоопределения и саморазвития. А.Ю. Асриев, С.А. Маврин, И.А. Маврина, О.И. Селиверстова отмечают, что в сложившихся военно-политических, социально-экономических условиях «как никогда очевидна необходимость восстановления нравственных основ, которые способны объединить общество» [4, 5]. В этой связи особый интерес представляет уникальный опыт кадетских организаций в сфере военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которому сегодня насчитывается почти 300 лет. Не случайно интерес к кадетскому образованию неизменно повышается тогда, когда наша страна испытывает наибольшее социальное напряжение [5].

Однако, несмотря на высокую общественную значимость и рост кадетских образовательных организаций разных видов, отсутствуют единые нормативно-правовые подходы, единые

Аоализ седасогичеакосо осыта воеооо-срофориеотациоооой работы

171

требования к процессу обучения, военно-профориентационной и воспитательной работы с кадетами [4, с. 50]. В частности, генерал-майор Александр Иванович Владимиров -председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России» еще в 2009 г. в своем докладе на заседании совета объединения отмечал необходимость принятия единой Концепции кадетского образовании в России, однако данная концепция до сих пор не реализуется [1].

Несмотря на то что вопросы развития кадетского образования высказываются на заседаниях Комитета по безопасности и противодействию коррупции, научно-практических конференциях в разных регионах страны, до настоящего времени не разработаны единые правовые нормы содержания кадетского образования как особого вида общего образования, не реализованы предложения о предпрофильной подготовке кадет. Особенно остро данная ситуация проявляется в образовательных организациях кадетского типа, учредителем которых являются региональные органы исполнительной власти.

В научных, в том числе диссертационных педагогических исследованиях раскрывается опыт региональных инициатив - Республики Коми, Воронежской, Самарской, Нижегородской, Новосибирской областей и др. - в сфере военно-профессиональной ориентации и воспитания кадет [6, 7].

О том, что в достаточной степени не решена проблема осознанного выбора кадетами военной профессии, свидетельствуют итоги проведенного нами анализа отчетов о результатах самообследования федеральных государственных казенных общеобразовательных учреждений кадетского типа в 2017 - 2021 гг., опубликованных на официальных сайтах кадетских корпусов и школ, проводимых на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организации». В частности, в вузы ежегодно поступают в среднем от 40% до 63% кадет и от 13% до 40% - в средние специальные учреждения. Около 20-24% выбирают службу в армии и работу. Однако из общего количества поступивших только 17-20% кадет предпочитают образовательные учреждения военного или правоохранительного профиля. К основным причинам можно отнести недостаточный уровень во-енно-профориентационной работы, и в частности военно-профессиональной пропаганды, направленной на распространение знаний, военных традиций среди всех субъектов образова-

тельной организации. Кроме того, из числа поступивших в военные образовательные организации выявлены случаи убывших в армию или гражданские вузы - после первого года обучения из-за низкого уровня осознанности при выборе военной профессии и трудностей адаптации к обучению в дальнейшем [8, с. 44]. Все вышеизложенное актуализирует сроблему развития системы военно-профессиональной ориентации кадет в образовательных организациях кадетского типа.

Цель оашесо иааледоваоия: сравнительный анализ опыта практической работы ведущих общеобразовательных организаций кадетского типа при Министерстве просвещения Российской Федерации и определение современных тенденций (направлений) совершенствования системы военно-профессиональной ориентации кадет.

Методы исследования

Для решения поставленной цели был проведен сравнительный анализ действующих законодательных и нормативно-правовых документов деятельности образовательных организаций кадетского типа, педагогических исследований и содержания образовательных и профориентаци-онных программ, учебно-методических комплексов, методов и форм учебной и воспитательной работы, обеспечивающих военно-професиональ-ную направленность образовательного процесса.

Обсуждение основных результатов исследования

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессионального обучения детей, достигших возраста 14 лет (в ред. федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, ст. 11 п. 1 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Профессиональная ориентация рассматривается как обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда [9].

Военно-профессиональная ориентация направлена на привлечение граждан к обучению в военно-учебных заведениях на основании потребности Вооруженных сил в специалистах, формирование у них готовности к выбору военной службы в качестве своей профессиональной деятельности [10]. Военно-профессиональная ориентация - система мероприятий в образовательной организации кадетского типа, направленных на формирование у воспитанников готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими знаниями, интересами, склонностями, способностями и с учетом имеющихся потребностей в военных специальностях, а также сопровождение и поддержку выпускников на этапе поступления в военные вузы [11]. Главная цель проф-ориентационной деятельности в общеобразовательной организации - развивать у школьников способность к самостоятельному и осознанному планированию, корректировке и реализации потенциала своего личностного, жизненного и профессионального роста и развития [12, с. 3437]. При этом реализуются основные направления профориентационной работы: профессиональное просвещение (информирование), консультация, профессиональная психодиагностика.

Сравнительный анализ опыта работы ведущих учреждений кадетского типа в России -ГБО «Первый Московский кадетский корпус» (Московская область, г. Москва), ГБОУ «Кадетская школа Пушкинского района Санкт-Петербурга» (Санкт-Петербург, г. Павловск), КГБОУ «Кадетская школа-интернат», Алтайский кадетский корпус (Алтайский край, ЗАТО п. Сибирский), ГОАУ АО «Амурский кадетский корпус имени Героя Советского Союза генерал-майора Ю.В. Кузнецова» (Амурская область, г. Благовещенск); ГБОУ «Нижегородская кадетская школа» (Нижегородская область, г. Нижний Новгород); ГБОУ «Кадетская школа-интернат «Сибирский Кадетский Корпус» (Новосибирский область, г. Новосибирск), МБОУ «Воронежская кадетская школа имени А.В. Суворова» (Воронежская область, г. Воронеж), ГБОУ «Оренбургская кадетская школа-интернат имени И.И. Неплюева» (Оренбургская область, г. Оренбург) и др. позволил выявить современные тенденции совершенствования системы военно-профессиональной ориентации кадет.

Первая тенденция: осуществление сетевого взаимодействия по военно-профессиональной ориентации. Сетевое взаимодействие определяется практикующими специалистами в качестве действенного условия профориентационной работы, которое выводит профессиональное

самоопределение обучающихся на более высокий качественный уровень [13, с. 160]. Сетевое взаимодействие, по мнению И.Г. Яцковской, -это совместная деятельность нескольких образовательных учреждений, организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования [14, с. 114]. Именно сетевое взаимодействие позволяет вопросам ранней профориентации молодёжи выйти на масштабный, научно обоснованный и педагогически адаптированный уровень решения задачи с привлечением заинтересованных социальных партнёров, что создаёт предпосылки для эффективности этих усилий по осознанию обучающимися своей будущей профессии [15].

Ведущие учёные России - И.А. Баева, И.В. Вачков, А.М. Лобок и др. - считают наличие в образовательном процессе философии диалога, формата диалогической встречи разных субъектностей, ориентированной на идею культурного многообразия и культурного диалога, парадигмальным основанием собственной образовательной деятельности, в том числе кадет, ищущих себя в профессии [16, с. 50].

Разделяя мнение О.В. Волох, Н.В. Чекале-вой, Н.С. Макаровой, которые, на наш взгляд, строго и точно определили основные направления сотрудничества в рамках сетевого взаимодействия образовательных организаций, мы выделяем основные функции и возможности сетевого взаимодействия: обеспечение прямого доступа к новейшим образовательным программам, технологиям, проектам и конкурсам в области профессионального самоопределения; создание интегрированной системы повышения квалификации преподавателей образовательных организаций и военных вузов по вопросам профориентации и профессиональной диагностики; совместное взаимовыгодное использование материальных, инвестиционных, социально-инновационных фондов, доступных кадетским корпусам; вовлечение интеллектуальных ресурсов в процесс разработки инновационных форм совместной образовательной деятельности кадетских корпусов с военными институтами, а также национальными исследовательскими университетами [17, с. 146].

Образовательные организации кадетского типа сотрудничают в рамках реализации образовательных, военно-патриотических, спортивных проектов с вузами-партнерами, с вузами -участниками проектов, профильными вузами.

Аоализ седасосичеакосо осыта воеооо-срофориеотациоооой работы

173

Анализ результатов мониторинга образовательных организаций кадетского типа показал, что сетевой подход в профориентации кадет может быть полноценно реализован только при наличии соответствующей материальной базы, включающей новые цифровые средства и сетевые технологии; созданной электронной образовательной среды, объединяющей единую информационную сеть кадетского учреждения, собственные сайты, интерактивные порталы локальных сетей, виртуальный преподавательский банк программного и электронно-методического обеспечения образовательного процесса, электронного документооборота и административного управления [17, с. 75].

В рамках сетевого взаимодействия функционируют городские экспертно-консультативные советы родительской общественности. Так, в г. Москве консультативный совет является постоянно действующим экспертно-консультатив-ным органом при Департаменте образования города Москвы. Совет решает такие задачи, как выдвижение и поддержка общественных инициатив и проектов, имеющих значение для увеличения вклада образования в развитие города Москвы, а также направленных на повышение его качества, обеспечение занятости, безопасности и защиту прав обучающихся; привлечение общественности, государственных, научных и предпринимательских структур к поддержке образования в городе Москве, к формированию и реализации благотворительных программ в области образования и др. Решения совета носят рекомендательный характер.

В образовательных учреждениях кадетского типа с целью создания единого образовательного и воспитательного пространства для осуществления военно-профориентационной работы реализуется проект «Сетевой город. Образование» (Московская, Нижегородская области и др.), «Лаборатория профессионального выбора» (Воронежская, Ярославская области), «Передовой отряд» (Оренбургская область) и др.

Вторая теодеоция - обеасечеоие воеооо-сатриотичеакой оасравлеоооати учебоо-воаси-тательоосо сроцеааа в урочоой и воеурочоой деятельооати. Данная тенденция осуществляется включением кадет, преподавательского состава, родителей, администрации, представителей общественных и религиозных организаций в окружные и городские семинары и методические совещания военно-патриотической направленности. Организуются проекты «Мой район в годы войны» (г. Москва), митинги, по-свящённые Дню Неизвестного солдата, «День Победы», «Парад Победы», «Бессмертный полк», «Стена Памяти», классные часы, «Окна

Победы» (Алтайский край), участие в Параде Победы (Н. Новгород) и др.

Во всех образовательных учреждениях кадетского типа организованы музеи и музейные комплексы, посвященные истории создания образовательного учреждения, памятным историческим датам, памяти героев войны и Победы, раскрывается специфика профиля учреждений. Например, музей «История российской дипломатии», «Дочери России», «Навигацкая школа от Петра до наших дней» (Московская область, г. Москва).

Третья теодеоция - саихолосо-седасосичеакое аосровождеоие воеооо-срофориеотациоооой работы кадет.

Общим для всех изученных нами программ военно-профориентационной работы является поэтапное включение кадет в образовательную и профориентационную деятельность, начиная от обеспечения адаптации кадета к жизнедеятельности учреждения (распорядку дня, длительному пребыванию в учреждении, уходу за формой и соблюдению дисциплины и др.) до помощи в самоопределении, с учетом профессиональных интересов кадет. Познавательные интересы к профориентационным занятиям способствуют возникновению новых профессионально ориентированных мотиваций к обучению, инициируют самовоспитание личностных качеств и способностей, присущих представителям желаемых профессий [13, с. 160]. В учреждениях разработаны и действуют программы, направленные на развитие личности кадет. Например, в ГБОУ «Нижегородская кадетская школа» реализуется программа «Становление и развитие личности кадета», которая включает блоки: «Час воспитателя» (изучается история кадетского движения, строевая и тактическая подготовка, военно-медицинская подготовка и т.п.), «Юные таланты» (участие в выставках, конкурсах и т.п.), «За здоровый образ жизни» (участие в спортивных соревнованиях и т.п.), «Статен в строю, силен в бою» (проведение смотров взводов, рот, проведение кадетских балов, коллективных творческих дел), «Музейное дело» (поисково-краеведческая работа). Программа обеспечивает развитие личности кадет в военно-патриотической, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, научно-познавательной, общественно полезной деятельности.

В кадетских учреждениях успешно реализуются программы «Одаренные дети», а также проводятся дни самоуправления, в которых проявляются лидерские, коммуникативные и организаторские способности кадет.

Ведущими формами психодиагностической работы являются комплексное психолого-педа-

гогическое обследование всех кадет; углубленное психодиагностическое обследование; оперативное психодиагностическое обследование для срочного получения информации. В дополнение к сетевым диагностическим инструментам для контроля уровня осознанного выбора профессии применяются достаточно типовые тесты, анкеты, собеседования. Среди наиболее продуктивных - стандартизированный тест Рейдаса, с помощью которого хорошо устанавливается динамика уверенности обучающихся в успешности выполнения служебно-боевых задач, сопровождаемая мотивацией к выбору профессии; тест «Акцентуация типов личности» Леонгарда-Шмишека, «Профессиональный автопортрет», в адаптации К. Мачовер; методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; модифицированная методика «Изучение смысловых уровней личности» М.Н. Мироновой и др.

В рамках работы с родителями и педагогами осуществляются консультации и семинары. Для педагогов проводятся курсы повышения квалификации.

Четвертая тенденция - реализация программ дополнительного и профессионального образования на базе образовательных организаций кадетского типа.

Сочетание дополнительного образования, участие в конкурсах разной направленности, в том числе военной, позволяет в дальнейшем развивать разностороннюю личность, с другой стороны - определиться с выбором профессии.

На базе ГБО «Первый Московский кадетский корпус» реализуется проект «Сыны Отечества» - школа выходного дня. В рамках проекта проводятся занятия для ребят, которые хотят познакомиться с элементами кадетской жизни. Для учеников основной школы проводятся занятия: «Пилотажная подготовка», «Плавание», «Основы информатики», «Стрелковый клуб» (основная кадетская школа). Для старшеклассников преподаются предметы социально-педагогической и военно-прикладной, спортивной и технической направленностей [18; 19].

Уникальную возможность предлагают некоторые образовательные учреждения кадетского типа г. Москвы и Московской области, предоставляя возможность получения профессионального образования после достижения кадетом 14 лет. Например, обучающиеся 9-11 классов ГБО «Первый Московский кадетский корпус» в рамках проекта Департамента образования и науки города Москвы «Профессиональное обучение без границ» могут получить вместе с аттестатом свидетельство о профессии рабочего с присвоением квалификации или разряда [20].

Интересный опыт дополнительного образования накоплен в ГБОУ «Кадетская школа-интернат «Сибирский Кадетский Корпус». В данном корпусе созданы центры дополнительного образования «Мужество, Героизм и Воля!», «Центр патриотического воспитания», «Туристический центр», «Центр индивидуально ориентированного развития». В частности, в центре индивидуально ориентированного развития кадеты занимаются декоративно-прикладным искусством, парашютно-десантной подготовкой, танцами, художественной резьбой по дереву и др. [21].

На базе некоторых кадетских учреждений функционируют детские оздоровительные лагеря, в которых реализуются программы военно-патриотической, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной и учебно-воспитательной (школа вожатых, туристический клуб и др.) направленностей и др.

Все это помогает кадетам осознать себя в мире профессий, понимать долг перед Отечеством, родителями, соотечественниками, самостоятельно принимать ответственные решения.

Пятая тенденция - привлечение выпускников корпуса - курсантов военных вузов и выпускников, проходящих службу в армии, к воспитательной работе, профессиональному просвещению.

Кроме того, большую роль в получении кадетами знаний о военном деле и службе в армии при организации и проведении профориентаци-онных занятий, экскурсий играет использование учебной материальной базы воинских частей и подразделений: учебных центров; учебных городских центров, комплексов технических средств охраны; автомобильной техники учебной группы эксплуатации; имитационных средств и др.

Шестая тенденция - использование в процессе организации профориентационной работы интерактивных, поисковых, проблемных методов и форм проведения занятий. Широко распространены исследовательские квест-технологии, кейс-стади, метод проектов, консультативные беседы, культурные обмены, сетевое взаимодействие.

Особым средством военно-профориента-ционной работы является формирование кадетским корпусом собственной образовательной стилистики как уникальной культурно-образовательной среды, снабжённой особой, доверительной педагогической атмосферой, в которой «взращивается» решение юноши-кадета об осознанном выборе профессии как особый социокультурный акт осмысления-осознания собственной причастности к почитаемому и впечатляющему Миру защитников Отечества.

Анализ педагогического опыта военно-профориентационной работы

175

Выводы

и перспективы дальнейших исследований

В заключении отметим, что анализ практики военно-профориентационной работы образовательных учреждений кадетского типа позволил выявить следующие современные тенденции (направления) совершенствования системы военно-профессиональной ориентации кадет: 1) осуществление образовательными учреждениями кадетского типа сетевого взаимодействия по военно-профессиональной ориентации; 2) обеспечение военно-патриотической направленности учебно-воспитательного процесса в урочной и внеурочной деятельности; 3) психолого-педагогическое сопровождение военно-профориен-тационной работы кадет; 4) реализация программ дополнительного и профессионального образования на базе образовательных организаций кадетского типа; 5) привлечение выпускников корпуса - курсантов военных вузов и выпускников, проходящих службу в армии, к воспитательной работе, профессиональному просвещению; 6) использование в процессе организации профориентационной работы интерактивных, поисковых, проблемных методов и форм проведения занятий. Указанные тенденции (направления) совершенствования военно-профориентационной работы позволяют развивать разностороннюю личность, способную самостоятельно принимать ответственные решения, а также определиться с выбором профессии на основе понимания кадетами долга перед Отечеством, родителями, соотечественниками.

Перспективным направлением развития системы военно-профориентационной работы является сетевое взаимодействие образовательных организаций кадетского типа. Обретая свою индивидуальность, кадетское учреждение осуществляет распространение накопленного опыта, транслирует принятые ценностные ориентиры в качестве лидера, учреждение становится и ресурсным центром для других организаций, заинтересованных в профориентации своих выпускников.

Список литературы

1. Тезисы доклада председателя общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России» генерал-майора Александра Владимирова на совещании по законопроекту о кадетском образовании в Мино-брнауки РФ 27 апреля 2009 года. URL: http:// www.kadet.ru/Obrazovanie/Tezisy270409.htm (дата обращения: 05.05.2022).

2. Письмо Минобрнауки России от 19.05.2017 № 08-986 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями для субъектов

Российской Федерации по нормативному правовому регулированию деятельности образовательных организаций кадетской направленности»). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219501 (дата обращения: 05.05.2022).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 16.04.2022). URL: https://base.garant.ru/77308190 (дата обращения: 25.04.2022).

4. Селиверстова О.И. Проблемы совершенствования кадетского образования в Российской Федерации // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2015. Т. 10. С. 40-55.

5. Асриев А.Ю., Маврин С.А., Маврина И.А. Некоторые проблемы и тенденции развития кадетского образования в России // Армия и общество. 2015. № 1 (44). С. 67-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/nekotorye-problemy-i-tendentsii-razvitiya-kadetskogo-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 28.04.2022).

6. Киселев В.А. Система военно-профессиональной подготовки допризывной молодежи в военно-техническом кадетском корпусе: на примере кадетского корпуса г. Тольятти: Автореф. дис. ... к. пед. наук. Тольятти, 1998. 17 с.

7. Пилипенко В.И. Педагогическая поддержка кадет в профессиональном самоопределении: на примере Карельского кадетского корпуса: Автореф. дис. ... к.пед.наук. Петрозаводск, 2012. 23 с.

8. Паули А.В., Мухина Т. Г. Сущность, содержание и структура готовности кадет к осознанному выбору военной профессии // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 3 (59). С. 44-54.

9. Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 № 1186). URL: http://www. consultant.ru/document.

10. Приказ Министра обороны РФ от 24.04.2010 № 100 (ред. от 26.07.2012) Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 01.07.2010 № 17670). Приложение. П. 57. URL: https://sudact.ru/law/prikaz-ministra-oborony-rf-ot-24042010-n (дата обращения: 04.05.2022).

11. План мероприятий военно-профессиональной ориентации воспитанников Санкт-Петербургского суворовского военного училища на 2019-2020 учебный год. URL: https://spbsvu.mil.ru/upload/site64/docu ment_fi le/HTwhwC1DfB.pdf. (дата обращения: 04.05.2022).

12. Герасименко В.Г. Проблемы интеграции регионального рынка труда и системы дополнительного профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 34-37.

13. Бекоева М.И. Основные направления проф-ориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе // БГЖ. 2016. № 4 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-proforientatsionnoy-deyatelnosti-v-sovremennoy-obsche obrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 04.05.2022).

14. Яцковская И.Г. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как условие гражданско-патриотического воспитания кадетов // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. № 3 (23). URL: https://cyberleninka.m/article/n/setevoe-vzaimodeystvie-obrazovatelnyh-organizatsiy-kak-uslov ie-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-kadetov. (дата обращения: 04.05.2022).

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_140174/ (дата обращения: 05.05.2022).

16. Лобок А.М. Возможное сетевое взаимодействие инновационных школ // Школьные технологии. 2008. № 1. С. 49-59

17. Волох О.В., Чекалева Н.В., Макарова Н.С. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого регионального взаимодействия // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. № 166. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagogicheskih-kadrov-v-usloviyah-setevogo-regionalnogo-vzaimodeys tviya (дата обращения: 04.05.2022).

18. Марковская Е.А. Особенности обучения кадетов в условиях цифровизации // ЧиО. 2019. № 3 (60).

URL: https ://cyberleninka. ru/article/n/o sobenno sti -obu cheniya-kadetov-v-usloviyah-tsifrovizatsii (дата обращения: 04.05.2022).

19. ГБО «Первый Московский кадетский корпус»: официальный сайт. URL: https://1mkk.mskobr. ru/syinyi-otechestva (дата обращения: 04.05.2022).

20. Перечень основных программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ» с указанием профильных классов в соответствии с приказом «О проведении проекта «Профессиональное обучение без границ» № 240 от 23.07.2020. URL: https://mgok. mskobr.ru/professional_noe_obuchenie_bez_granic (дата обращения: 04.05.2022).

21. Положение о структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Новосибирской области «Кадетская школа-интернат «Сибирский Кадетский Корпус» Центр дополнительного образования «Мужество, Героизм и Воля!». URL: https://scc-nsk.ru/images/ doc/svedenia_ob_OO/lokalnie_normativnie_akty (дата обращения: 04.05.2022).

ANALYSIS OF PEDAGOGICAL PRACTICES OF MILITARY-VOCATIONAL GUIDANCE WORK OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF CADET TYPE

T.G. Mukhina,1'2 A. V. Pauli2

1 Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod 2 Novosibirsk Military Order of Zhukov Institute named after Army General I. K. Yakovlev of the National Guard Troops

The results of a comparative analysis of the pedagogical practices of the military career guidance work of the leading educational organizations of the cadet type, which are under the jurisdiction of regional executive authorities in the field of education, are presented. The current legal documents regulating the activities of these educational organizations have been studied. The comparison of the results of monitoring the performance indicators of the system of career guidance in cadet schools and buildings of the cities: Moscow, St. Petersburg, Nizhny Novgorod, Novosibirsk; Amur Region and Altai Territory. A set of pedagogical conditions aimed at improving the system of military-professional orientation of cadets has been revealed. It has been determined that in educational organizations of the cadet type in which military career guidance work is accompanied by complex military and patriotic work, networking, psychological and pedagogical support for all subjects of the educational process, the inclusion of students in the system of additional and vocational education, participation in competitions of various directions, including On the one hand, military education allows one to develop a versatile personality capable of making responsible decisions independently, and on the other hand, to decide on the choice of a profession based on an understanding of duty to the Fatherland, parents, and compatriots.

Keywords: cadet education, military career guidance work, cadets, educational organizations of cadet type.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.