УДК 377.6
Л.А. Кузнецова
(Санкт-Петербург)
внеурочная деятельность в кадетском военном корпусе как основа формирования военной идентичности кадет
extracurricular activities in the cadet military corps as the basis for developing cadet's military
identity
В статье рассматриваются основные принципы организации внеурочной деятельности в кадетском военном корпусе с целью формирования военной идентичности кадет, формы и технологии проведения внеурочных занятий. Автор предлагает алгоритм организации внеурочной деятельности, опираясь на опыт традиционных методик и эффективные формы и методы, разработанные в последнее время ведущими педагогами-методистами. Описано взаимодействие кадет со средой кадетского военного корпуса на основе интерактивных технологий. Представлены результаты их участия во внеурочной деятельности военно-профессиональной направленности.
Ключевые слова: Кадетский военный корпус, военная идентичность кадет, внеурочная деятельность, военно-профессиональная ориентация.
The article deals with the main concepts of the extracurricular activity organization focused on cadets' military identity formation, which include certain forms and technologies of extracurricular training. The author presents an algorithm for organizing extracurricular activities based on traditional methods and new methods developed lately by leading pedagogues- methodologists. The author of the article describes forms of cadets' interaction with the surroundings of cadet military corps and outlines the results of their participation in extracurricular activity oriented toward military profession. Key words: сadet military corps, cadets' military identity, extracurricular activity, military profession orientation.
Многие абитуриенты, поступая в кадетский военный корпус, утверждают, что на их выбор обучаться в специализированном образовательном учреждении повлияло желание стать достойными защитниками своей страны. В основном это стремление мотивировано положительным образом офицера и привлекательностью военной службы, сложившимися у подростков. В то же время обучение в кадетском корпусе сопряжено с трудностями быта, дисциплины, достаточно жесткими требованиями в повседневной жизни. Поэтому возникает необходимость решения педагогическим составом кадетского военного корпуса задачи мотивации кадет в их стремлении стать профессио-
нальным военным посредством формирования в них необходимых качеств, навыков и компетенций. Сущностное содержание данного феномена не определяется лишь желанием кадет стать достойным офицером, а представляет совокупность ценностных установок, способностей и твёрдой позиции кадета относительно себя и своего будущего в Вооружённых силах РФ.
Военная идентичность кадет проявляется в осознании своей принадлежности военной системе и намерении связать свое будущее со служением Отечеству через приобретение военно-профессиональных компетенций. В вопросах их формирования внеурочная деятельность в кадетском военном
корпусе обладает широким потенциалом, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса в школе [2]. Инновационные формы, технологии и принципы проведения дополнительных занятий значительно стимулируют данный процесс.
Построенная на принципе личностно ориентированного обучения, внеурочная деятельность предоставляет кадетам возможность выбора с учетом своих запросов. Они могут посещать занятия общеинтеллектуального, общекультурного, художественно-эстетического, спортивно-оздоровительного и социального направлений, как и рекомендовано положениями о ведении внеурочной деятельности в образовательной организации ФГОС ООО.
Каждое из направлений внеурочной деятельности характеризуется военно-профессиональным содержанием, учитывает интересы и право выбора кадета, создавая комфортную эмоциональную атмосферу и ситуацию успешности, что соответствует принципу гуманизации.
Занятия по внеурочной деятельности в кадетском военном корпусе проводятся в малочисленных группах, основываются на дидактических принципах поступательности в отработке навыка и преподнесения обучающего материала.
При организации внеурочной деятельности педагог тщательно продумывает методику проведения занятий, способы овладения кадетами их содержанием. Процессуальный комплекс, лежащий в основе принципа системности, позволяет выстраивать траекторию внеурочной деятельности в кадетском военном корпусе через этапы, определённые в программе её реализации. Как правило, общее ознакомление сменяется практической деятельностью, затем происходит демонстрация кадетами результатов и рефлексия их успешности.
Содержание программы внеурочной деятельности обязательно отвечает принципу метапредметности, так как навыки, которые приобретает кадет, должны оказаться актуальными для него как в процессе учёбы, так и в повседневной жизни, в том числе за пределами кадетского военного корпуса.
Внеурочная деятельность призвана способствовать лучшему усвоению содержания основной программы обучения, расширяя вариативность форм и технологий проведения занятий. Формирование военной идентичности кадет происходит в процессе их включения в процесс овладения навыками и компетенциями военно-профессиональной направленности через различные способы взаимодействия. Такие формы проведения занятий, как диспут, дискуссия, обсуждение обучающих фильмов, «круглый стол», семинар, позволяют кадетам научиться отстаивать свою точку зрения, уважительно относясь к позициям остальных воспитанников. Обмен мнениями при четком модератор-стве педагога позволяет кадетам развивать важные для современного военнослужащего качества и навыки: проявление критического мышления, умения аргументировать, толерантности. Помимо взаимодействия по типу кадет - кадет, кадет - группа кадет, предполагается взаимодействие кадет
- военный специалист с представителями военной профессии, имеющими авторитет у кадет. Это могут быть встречи с героями, ветеранами, свидетелями значимых для страны событий, действующими офицерами, представителями различных военных профессий, курсантами, историками, краеведами, специалистами инженерных специальностей, из области культуры, спорта и здравоохранения.
Безусловно, педагог и офицер-воспитатель своим личным примером и наставничеством также осуществляют взаимодействие с воспитанниками по модели кадет
- педагог. Сама среда кадетского военного корпуса обладает воспитательным потенциалом, влияющим на формирование военной идентичности кадет. Соблюдение распорядка дня, приближенного к режиму дня военнослужащего, участие в воинских ритуалах и традициях, таких как поднятие флага, развод, смотр, исполнение строевой песни, дача кадетской клятвы и многое другое, влияют на восприятие кадетом себя частью военной системы.
Помимо взаимодействия «кадет - среда кадетского военного корпуса», обязатель-
ным является выход за рамки образовательного пространства кадетского военного корпуса путем включения воспитанников в социально значимую деятельность военно-патриотической направленности регионального и российского масштаба. Для кадетского военного корпуса обязательно соблюдать принцип «открытости, взаимодействия с другими субъектами социального воспитания молодежи, в том числе с общественными объединениями и организациями, выполняющими, в том числе, про-фориентационные функции» [1, с. 3].
Участие в Параде Победы, акции «Бессмертный полк», несение вахты часовых у Вечного Огня, возложение цветов у мемориалов, чествование ветеранов, уход за могилой Неизвестного Солдата, поисковой отряд, экскурсии реализуют взаимодействие на уровне кадет - социальное окружение. Волонтерская помощь ветеранам, детям Блокады, узникам Войны, да и просто нуждающимся людям неимоверно важна для обеих сторон. Кадеты учатся проявлять заботу и уважительное отношение к людям, а взамен получают общественное признание.
Стоит отметить, что включение в деятельность военно-профессиональной и патриотической направленности оказывает сильное влияние на эффективность формирования военной идентичности кадет. В силу подросткового возраста кадеты очень активны и им требуется реализация приобретенных знаний на практике. Стрельбы в тире, выезды на военно-полевые сборы, спортивно-массовые мероприятия позволяют им почувствовать успешность и воодушевляют их на совершенствование своих военных навыков.
Не менее мотивирует кадет на самосовершенствование творческая деятельность. Эстетическое и культурное направление внеурочной деятельности отвечает за формирование чувства общественного признания. Кадеты участвуют в театральных постановках, играют в КВН, рисуют плакаты военно-патриотической и социально значимой тематики, издают боевые листки, пишут стихи и прозу, играют на музыкальных инструментах и др. Раскрывая свой талант,
кадеты осознают ценность индивидуальных способностей, проявляют свою самобытность. Это важный этап формирования военной идентичности кадет, так как воспитанник воспринимает себя одновременно как часть огромного механизма, но при этом он уникален, находится на своём месте и выполняет важную для его действия функцию.
Формирование ценностных установок во внеурочной деятельности происходит в процессе включения кадет в деятельность военно-патриотической историко-краевед-ческой направленности. Ознакомление с историей кадетского военного корпуса, традициями кадетства и офицерства в историческом дискурсе, территорией кадетского корпуса формируют у кадет чувство преемственности, сопричастности и связи времен. Необходимо расширять знания о военной истории края и страны, о местах боевой славы и подвигах наших соотечественников. Возможность вписать свои подвиги на страницы книги военной доблести нашей страны воспитывает в кадетах ценностное отношение к военной службе, к военной истории и желание стать выдающимся примером героизма.
В процессе формирования военной идентичности кадет в условиях внеурочной деятельности происходит соотнесение кадетом себя с образом доблестного военнослужащего. Для кадета он обладает не только волевыми и физическими качествами, но и определенными знаниями. Вовлечение кадет в образовательную деятельность на внеурочных занятиях в интерактивной форме помогает воспитаннику овладеть комплектом компетенций, необходимых для истинного защитника Отечества. В отличие от урочной деятельности внеурочная позволяет реализовать формат занятий более свободного плана с точки зрения взаимодействия кадет по вышеперечисленным уровням: кадет-кадет, группа кадет, кадет -военный специалист, кадет - педагог, кадет
- среда кадетского военного корпуса, кадет
- социальное окружение. Формирование военной идентичности кадет происходит в увлекательной форме, вызывает положительный эмоциональной отклик, что является
первостепенным в процессе овладения военно-профессиональными компетенциями.
Безусловно, организация внеурочной деятельности опирается как на традиционные методики, так и эффективные формы и методы, разработанные ведущими педагогами-методистами [3, с. 48]. Прежде всего речь идет об интерактивных технологиях. К интерактивным технологиям формирования военной идентичности кадет в условиях внеурочной деятельности можно отнести следующие: французская мастерская, таймерография, цифровые (веб-квест, интерактивная историко-географическая карта), игровые (ролевая игра, игра по станциям, «зарница»), обучающий комикс.
Интерактивные технологии в условиях внеурочной деятельности позволяют реализовать различные формы занятий на всех уровнях педагогического взаимодействия, задействуя образовательную среду кадетского военного корпуса, социальное окружение кадет, в том числе сетевое. Циф-ровизация стала неотъемлемой составляющей современного образования. В условиях пандемии цифровые технологии стали серьезным подспорьем при осуществлении дистанционного обучения, не исключая внеурочную деятельность. Широкий функционал, доступность, легкость в обращении делают цифровые технологии незаменимыми. Наполняя цифровой ресурс контентом военно-профессиональной направленности, перед педагогом предстает действенный механизм формирования военной идентичности кадет.
Интерактивные историко-географиче-ские карты на бесплатных Интернет-ресурсах, таких как Яндекс-карты, Google-карты, Chronocon.org, выступают и как средство обучения, и как его результат. Интерактивные карты позволяют проследить боевой путь родственников кадет, оценить количество и расположение кадетских военных корпусов и военных училищ в России, ознакомиться с территориальным делением вооруженных сил Российской Федерации, изучать ход боевых действий во время военных операций различных периодов.
Обучающий комикс в доступном виде способен транслировать ход, последова-
тельность каких-либо событий военной истории, содержать биографический материал, инструкцию в лаконичном текстовом виде и обширном графическом оформлении. Несмотря на кажущийся развлекательный характер комикса, при грамотном наполнении и систематизации материала он носит обучающую функцию и способствует формированию военной идентичности кадет.
Наполнение веб-квеста также зависит от инициативы педагога. Готовые формы zunal.com для проведения веб-квестов предполагают прикрепление аудио, видео, текстовых и графических материалов с целью поиска в них информации по заранее определенному педагогом плану и представление результатов кадетами в соответствии с целью веб-квеста. Были успешно апробированы веб-квесты на темы «Участник войны, которым я восхищаюсь», «Вклад ученых в Великую Победу», «Четвероногие герои». Продуктами веб-квестов стали журналы и газета на основе презентаций кадет.
Педагогическая технология «Французская мастерская» не предполагает четко спланированной схемы выполнения задания. Педагог организует эмоциональный отклик на начало занятия путем демонстрации материалов, побуждающих к образовательной и творческой деятельности, - триггеров. Продукт творчества определяется самим воспитанником; фантазия «мастера» не ограничивается рамками, требованиями и регламентом.
Примером одного из таких занятий внеурочной деятельности по формированию военной идентичности кадет является мероприятие «Кадет, курсант, офицер - яркий доблести пример». На этапе побуждения к деятельности кадетам предлагалось посмотреть видеофрагмент с моментами из жизни, военно-профессиональной и патриотической деятельности кадет, курсантов, офицеров. Помимо визуального триггера, кадет эмоционально затронула возможность прикоснуться к настоящим медалям. В качестве задания воспитанникам было предложено создать в любом подходящем, с их точки зрения, формате образ доблестного офицера. Продукты такой творческой деятельности
поражают своей искренностью, продуманностью и нестандартностью.
Активное включение в деятельность военно-профессиональной направленности обеспечивают игровые технологии. Ролевая игра, моделирующая ситуацию из жизни или службы военнослужащего, создает ситуативную вовлеченность, позволяет опробовать профессию военного в «тестовом» режиме, способствуя формированию военной идентичности кадет в условиях внеурочной деятельности. Игра по станциям позволяет моделировать сразу несколько разных ситуаций, требующих безотлагательного решения и сплоченности кадетского коллектива при подчинении указаниям капитана команды.
Технология «Таймерография» отражает идею связи времен. Представляя собой коллажи в виде сведенных воедино фотографий прошлого и настоящего, «Таймеро-графия» формирует историко-культурные и краеведческие компетенции. Для того чтобы выполнить такой коллаж, требуется проделать работу по изучению архивных источников. Внимательность, умение сравнивать и владение азами работы в программах редактирования графических изображений позволяют создать произведения, являющиеся как результатом проектно-ис-следовательской деятельности, так и средством обучения.
Проектная и исследовательская деятельность являются необходимым условием формирования военной идентичности кадет. С их помощью воспитанники могут решить актуальные для них вопросы и задачи, разработать средства, облегчающие жизнь кадета, потенциально полезные применительно к его будущей карьере профессионального военного и для общества в це-
лом. Кадеты занимаются робототехникой, проектируют военно-инженерные, транспортные, лабораторные, бытовые приспособления, подкрепляя процесс создания нового продукта доказательной базой, лежащей в основе исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность подразумевает овладение кадетами такими навыками, как способность анализировать, сравнивать, систематизировать, мыслить масштабно, делать выводы, представлять продукт своей работы окружающим.
Таким образом, формирование военной идентичности кадет в условиях внеурочной деятельности предполагает: приобретение кадетом духовно-нравственных установок, выражающихся в патриотизме, «ответственности, социальной активности, национальной гордости, активной гражданской позиции» [5, с. 485], верности кадетской клятве, самодисциплине, нравственном отношении к коллективу кадетского военного корпуса, стремлении сохранить духовное наследие нашего народа; развитие эмоционально-чувственной сферы, выражающееся в сопричастности к положительному образу военнослужащего; вовлеченность кадет в образовательную, проектно-иссле-довательскую, поисковую и волонтерскую деятельность военно-профессиональной и патриотической направленности.
Изложенные принципы и уровни педагогического взаимодействия, формы мероприятий и технологии призваны формировать военную идентичность кадет в условиях внеурочной деятельности, что выражается в осознанном планировании воспитанниками своего жизненного пути по модели кадет - курсант - офицер.
Литература
1. Горбунова Л. Г. Предпрофессиональная подготовка кадетов к будущей деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Ярославль, 2017. - 20 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
3. Киселева Э. М. Внеурочная деятельность как условно новая форма образовательного процесса // Педагогика, психология и образование: от теории к практике. Выпуск III: сб. научных трудов по итогам международной конференции. - Ростов-на-Дону, 2016. -С. 48-54.
4. Пушкарев В. А. Гражданско-патриотическое воспитание кадет в часы внеклассной работы по филологическим и культурологическим дисциплинам // Лепта: ежегодный научно-методический альманах. - Омск, 2016. - С. 135-139.
5. Савельева И. В. Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию // Молодой ученый. - 2017. - № 11 (145). - С. 483-485. - URL: https://moluch. ru/archive/145/40649/ (дата обращения: 24.05.2021)
6. Фазульзянова Г Ф., Шамаева О. Н. Патриотическое воспитание на уроках английского языка в рамках внеурочной деятельности по предмету «Английский язык» // Воспитание в современных условиях: региональный аспект: сб. статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, 2020. - С. 197-203.
7. Хуснутдинов М. Р. Внеурочная деятельность как форма патриотического воспитания кадет // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Оренбург, 2017. - С. 4087-4089.