Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ВОЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАДЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В КАДЕТСКОМ ВОЕННОМ КОРПУСЕ'

ФЕНОМЕН ВОЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАДЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В КАДЕТСКОМ ВОЕННОМ КОРПУСЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАДЕТСКИЙ КОРПУС / ВОЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Лина Александровна

В статье раскрывается сущность понятия «военная идентичность кадета». Автором описаны аспекты и направления формирования военной идентичности кадет в процессе обучения в кадетском военном корпусе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF CADETS’ MILITARY IDENTITY AND PECULIARITIES OF ITS FORMATION IN THE CADET MILITARY CORPS

The article reveals the essence of the notion “cadets’ military identity”. The author of the article pays much attention to the procedure of cadets’ military identity formation during the educational process at cadet military corps. The main aspects of cadets’ military identity phenomenon are characterized in the article.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ВОЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАДЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В КАДЕТСКОМ ВОЕННОМ КОРПУСЕ»

УДК 377.6

Л.А. Кузнецова

(Санкт-Петербург)

ФЕНОМЕН ВОЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАДЕТ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В КАДЕТСКОМ ВОЕННОМ КОРПУСЕ

THE PHENOMENON OF CADETS' MILITARY IDENTITY AND PECULIARITIES OF ITS FORMATION IN THE CADET MILITARY

CORPS

В статье раскрывается сущность понятия «военная идентичность кадета». Автором описаны аспекты и направления формирования военной идентичности кадет в процессе обучения в кадетском военном корпусе.

Ключевые слова: кадетский корпус, военная идентичность, педагогические условия.

The article reveals the essence of the notion "cadets' military identity". The author of the article pays much attention to the procedure of cadets' military identity formation during the educational process at cadet military corps. The main aspects of cadets' military identity phenomenon are characterized in the article.

Key words: сadet military corps, military identity, pedagogical framework.

На данный момент механизм формирования военной идентичности кадета в процессе его обучения в кадетском корпусе остается недостаточно изученным, что вызывает пристальный интерес специалистов гуманитарных научных дисциплин, в первую очередь философов, психологов, педагогов. Необходимо заметить, что, несмотря на узкодисциплинарные особенности термина «идентичность», есть большая доля условности в существовании данных «ведомственных» границ. В современной науке сложилась традиция совмещения философского и социально-гуманитарного понимания «идентичности». Произошло их взаимопроникновение и взаимовлияние. Интегрируя подходы различных дисциплин к пониманию феномена идентичности, И. В. Малыгина пишет: «Идентичность обусловлена психологической потребностью человека в упорядочивании представлений о себе и своем месте в картине мира, подсознательном стремлении к преодолению разрыва первоначального синкрезиса, к об-

ретению тождества с окружающим миром, которое достигается в замещенных формах (языковой, религиозной, политической и другой общности) посредством интеграции в культурно-символическое пространство локальных образований» [3, с. 4].

Среди различных типов идентичности можно отметить, что преобладающей является идентичность, ориентированная на социальное окружение (социальная идентичность) и на уникальность проявлений человека (личностная идентичность). Военная идентичность относится, скорее, к профессиональной и гражданской (национальной, российской) видам идентичности, так как рассматривает процессы и проблемы формирования личности кадета с перспективой становления профессиональным военнослужащим Российской Федерации.

С точки зрения М.А. Щербакова [7], самоидентификация - это именно отождествление себя с определенной социальной группой, образом, архетипом и т.д. Например, я - кадет, я - сын, я - мужчина и т.д. Во-

енная самоидентификация тесно связана с мироощущением личности, пониманием сущности собственного «Я», с поведением в военном социуме, с проблемами личностного развития и взаимоотношений, с социальными стереотипами, которые являются своего рода мостом между личностной и социальной психологией, между индивидуальным и социальным.

Феномен военной идентичности кадета состоит в том, что она является результатом самоидентификации воспитанника через многоуровневый, многокомпонентный и комплексный процесс формирования основ социальной, профессиональной, гражданской, этнической и культурной идентично-стей, но с военной составляющей.

Формирование военной идентичности обучающегося кадетского корпуса предполагает высокую готовность его смысловых основ поведения в ситуациях приближающегося военно-профессионального будущего, осуществлении личностного самоопределения, интеграции в военное профессиональное сообщество. Формирование военной идентичности связано также с развитием рефлексии и представлений о себе как о будущем офицере Российской Федерации. Это, в свою очередь, предполагает сформи-рованность у кадета адекватного «образа Я», в котором актуализированы гуманность, инициативность и способность действовать в трудных ситуациях. Следовательно, под военной идентичностью воспитанников кадетского корпуса следует понимать осознанное самоопределение кадет относительно Вооруженных Сил как социального института, его роли будущего офицера, его долга по защите Родины.

Военная идентичность - это структурное явление, формирование которого складывается из следующих блоков:

1. Аффективный (эмоциональный) блок включает эмоционально-оценочное отношение кадета к себе, своей деятельности и своему социокультурному пространству, отвечая за его самомотивацию к освоению военно-профессиональных компетенций. В реализации механизмов формирования военной идентичности кадет участвует

эмоциональная сфера, поскольку стремление к достижению и сохранению положительной самооценки составляет основу идентификационных процессов личности кадета. Необходимо создавать педагогические условия, способные вызвать у кадета положительный эмоциональный отклик по отношению к учебе в кадетском военном корпусе, проживанию в кадетской среде, кадетскому братству и желанию связать свою жизнь с военной профессией и служением Родине. Первоочередным является формирование чувства патриотизма, как устойчивой позиции верности своей стране и солидарности с ее народом, чувства гордости за свое Отечество и малую родину. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству, без которых военная идентичность кадета не может быть полноценно сформирована;

2. Когнитивный блок, предусматривающий рефлексию, знания о себе и своем социокультурном пространстве, его категоризацию. Знание истории, географии, научных и культурных достижений своей страны и своего края, устройства военной системы, ее норм и правил, владение базовыми компетенциями в каждой предметной области являются необходимыми условиями для становления личности будущего офицера;

3. Поведенческий блок, включающий усвоение образцов поведения и выработку собственной поведенческой стратегии. Кадеты должны осознавать, что основой всякой воинской деятельности является дисциплинированность, как волевое качество, благодаря которому они действуют в соответствии с установленными нормами и законами. Среда, организованная в кадетском корпусе, является моделью, напоминающей воинскую часть, но с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся. Повседневный уклад жизни кадет, воинские ритуалы и традиции являются обязательными к соблюдению воспитанниками.

Формируемые качества военной идентичности кадета: активная гражданская позиция; принятие авторитета Вооруженных Сил, героических традиций и подвига народа; чувство человеческого достоинства

и единства, что предполагает творческое использование воспитательного потенциала различных дисциплин в целях формирования нравственного идеала военно-патриотического воспитания кадет; организованное, целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие кадет с целью подготовки их к защите Отечества.

Педагогические условия формирования военной идентичности личности кадета раскрываются через создание ситуаций для личностной заинтересованности кадет в овладении компетенциями будущих военнослужащих; развитие профессиональной и психологической готовности воспитанников к выполнению задач; моделирование условий, приближенных к военной реальности, в ходе образовательного процесса, предоставляя возможность в интерактивной форме побывать в роли служащих различных родов войск, решить поставленные перед ними задачи и продемонстрировать умение работы в коллективе и творческие способности при создании продуктов проектной деятельности; соблюдение кадетами уставного порядка в организации быта и повседневной деятельности; сопровождение каждодневных мероприятий кадет военным и гражданским персоналом кадетского военного корпуса в качестве преемственности и образца поведения с целью коррекции учебных и ценностно-смысловых ориентиров; применение системы воинских традиций и ритуалов в образовательных и воспитательных целях. Педагогический процесс формирования военной идентичности подразумевает целенаправленное воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников кадетского корпуса с целью развития у них необходимых компетенций, ценностных ориентировок и нравственных качеств.

Реализация педагогических условий предполагает комплексный и согласованный процесс личностного, гражданского (национального), правового, экономического, эстетического, культурного и физического развития кадет.

Военная идентичность кадета формируется при взаимодействии личности с

социальной реальностью, эта реальность осмысляется в соответствии с системой жизненных отношений и потребностей. Вместе с тем в реализации этих механизмов участвует и эмоциональная сфера, поскольку стремление к достижению и сохранению положительной самооценки составляет основу идентификационных процессов личности. А. Маслоу, разрабатывая теорию самоактуализации личности, выделил такие пути её развития, как потребность в самореализации, стремление к совершенствованию, самовыражению, проявлению в значимом для себя деле [4, с. 425].

Гражданский аспект военной идентичности кадета выражается в его патриотической позиции, приверженности ценностям и интересам своей Родины, в восприятии себя как ответственного гражданина России, в осознании своей принадлежности к этому сообществу. Подразумевается формирование у кадет представлений о многонациональном народе Российской Федерации, о гражданском обществе, об историческом и природном достоянии нашей страны [6].

Процесс формирования правового аспекта военной идентичности кадет - целенаправленное развитие у воспитанников кадетского корпуса правовых представлений и убеждений, воспитание правовой культуры, привитие привычек законопослушного поведения и соблюдения воинской дисциплины, ознакомление с правовыми нормами в рамках урочной и внеурочной деятельности кадет; повышение грамотности по правовым вопросам; привлечение представителей воинских коллективов к участию в правовоспитательном процессе в кадетском военном корпусе.

Экономический аспект военной идентичности кадет предполагает создание условий для формирования у воспитанников кадетских корпусов представлений о принципах успешного развития экономических отношений в Вооруженных Силах; воспитание бережного отношения к государственному имуществу, развитие умения рационально использовать материально-технические и учебно-методические средства,

предвидя и оценивая экономические последствия своей деятельности.

Эстетический аспект военной идентичности кадет достигается через разностороннее развитие их эмоционально-духовной сферы и чувственного восприятия. Создаются педагогические условия для воспитания эстетического отношения к военной службе, воинскому долгу, военной форме одежды, военной системе, военно-профессиональной деятельности, воинским ритуалам через героико-патриотическую тематику и художественно-творческие направления в искусстве военных художников, писателей, композиторов, режиссеров-постановщиков и поэтов.

Культурный аспект военной идентичности - это рефлексивные представления личности или общности, определяющие ее сопричастность военной культуре, характеризующуюся относительной устойчивостью, в большей или меньшей степени осознанностью, выступающие средством объединения и одновременно дистанцирования по отношению к иным культурным группам и на данной основе формирующие модель социокультурного взаимодействия [7, с.57.]. Военные традиции, нормы, правила, стандарты поведения, язык, униформа, символы формируют единое поле военной культуры, в котором происходит процесс военной идентификации кадета. Путем усвоения этих традиций и норм, то есть аккультурации, формируется военная идентичность.

Физическое воспитание как составляющая процесса формирования военной идентичности кадет - педагогическое воздействие на кадет, направленное на совершенствование их физической культуры. Подразумевается организация активного досуга, а также условий для укрепления здоровья. При проведении спортивно-массовых мероприятий происходит воспитание морально-волевых и боевых качеств, необходимых для выполнения военно-профессиональных

задач. Организация плановой физической подготовки кадет соответствует нормам ГТО. Воспитательные меры направлены на пропаганду здорового образа жизни и популяризацию лучших достижений в спорте.

Таким образом, среди основных условий развития военной идентичности у кадет выступают:

1. Целостность, неразрывность процессов обучения и воспитания кадет, использования мотивирующего воздействия занятий по военной подготовке, организации повседневной и учебной деятельности в кадетском военном корпусе.

2. Учет психофизиологических особенностей личности кадета, знание результатов его обучения и воспитания до нахождения в кадетском военном корпусе и во время него.

3. Развитие отношений в коллективе обучающихся: уровня их сплоченности, уважительных взаимоотношений, взаимопомощи в коллективе, инициативности, проявления лидерских качеств, направленности и развитости активности, самостоятельности и инициативности, чувства ответственности за выполнение общественных заданий и поручений, за успеваемость в учебе и др.

4. Создание мотивов сознательной воинской и учебной деятельности; степень вовлечения всех воспитанников в коллективную учебную деятельность; осуществление соответствующих возрастным психофизиологическим особенностям видов воинской деятельности; стимулирование разумной инициативы и творческого самовыражения.

5. Формирование военной идентичности кадета - это организованный, целенаправленный педагогический процесс, ориентированный на системный подход, создание условий для профессионального самоопределения и самовоспитания кадет с целью развития и активизации профессионально важных качеств для осознанно выбранной им военной профессии.

Литература

1. Ахмедханова С.М. Психология формирования национальной идентичности // Молодой ученый. - 2015. - №14 (94).

2. Зверева И.И. Вклад образовательной среды и умственного развития в усвоение ценностей (на примере кадетского образования) // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-1.

3. Малыгина И.В. Этнокультурная идентичность: Онтология, морфология, динамика: дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2005. - С. 4.

4. Мацукевич О.Ю., Герасимова И.А., Герасимов А.П. Социально-культурные традиции кадетского образования в России // Вестник МГУКИ. - 2017. - №1 (75).

5. Нурманбетова Д.Н. Архитектоника человеческой идентичности // Вопросы философии. - 2016. - №5.

6. Резинкина Л.В. Героико-патриотическое воспитание подростков как фактор формирования ответственного гражданина // Всероссийская конференция СМИ «Время знаний» «Педагогика. Современные подходы в обучении и воспитании». - Сентябрь, 2020. - edu-time.ru

7. Щербаков М.А. Модель уровней самоидентификации личности. - М., 1998.

8. Япринцева К.Л. Феномен культурной идентичности в пространстве культуры: дис. ... канд. культурол. наук. - Челябинск, 2006. - С.57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.