Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ (ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2000-2022 ГГ.)'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ (ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2000-2022 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИК КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА / КАДЕТ / ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДЕТОВ / ПОДГОТОВКА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заикин Михаил Викторович

В настоящее время сформировался ресурс научных исследований по проблеме совершенствования подготовки воспитанников кадетских училищ. Актуальность исследования подготовки воспитанников кадетских училищ обусловлена геополитическими и военно-стратегическими вызовами XXI в., становлением силовых структур и ведомств, обеспечивающих охрану демократических ценностей, строя, государственности и стабильности развития Российской Федерации, принятием новых документов и изменением нормативно-правовой базы образования. Исторические изыскания в сфере кадетского образования выявили, что для своей результативности оно должно иметь выраженную цель предпрофессиональной подготовки. Содержание предпрофессиональной подготовки определяется формированием мотивации, учебной и физической готовности воспитанников к дальнейшему обучению военным специальностям в вузах и к формированию основ компетенций, необходимых в воинской службе. Назрела необходимость анализа современных педагогических диссертационных исследований в этой сфере, установления в них общего и особенного, систематизации их результатов и определения наиболее перспективных апробированных путей решения проблем совершенствования предпрофессиональной подготовки кадетов. Перспективными направлениями совершенствования предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ являются формирование у кадетов военно-профессиональной идентичности и предпрофессиональных компетенций, которые в свою очередь связаны с мероприятиями педагогического сопровождения кадетского образования, пропедевтики военной службы, формирования патриотизма, профессионального самоопределения, лидерских качеств, готовности к ситуациям риска, усиления и профилизации физической подготовки, приобретения базовых компетенций, востребованных в дальнейшем обучении воинскому делу и профессии военного специалиста на основе контекстных, групповых, проектных, игровых и командных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF CADET SCHOOL STUDENTS (REVIEW OF DISSERTATION RESEARCH 2000-2022)

Currently, a resource of scientific research has been formed on the problem of improving the training of cadet school students. The relevance of the study of the training of cadet school students is due to the geopolitical and military-strategic challenges of the XXI century, the formation of power structures and departments that ensure the protection of democratic values, the system, statehood and stability of the development of the Russian Federation, the adoption of new documents and changes in the regulatory framework of education. Historical research in the field of cadet education has revealed that for its effectiveness it must have a pronounced goal of pre-professional training. The content of pre-professional training is determined by the formation of motivation, educational and physical readiness of pupils for further training in military specialties at universities and for the formation of the basics of competencies required in military service. There is a need to analyze modern pedagogical dissertation research in this area, establish common and special features in them, systematize their results and identify the most promising proven ways to solve the problems of improving the pre-professional training of cadets. Promising areas for improving the pre-professional training of cadet school students are the formation of military-professional identity and pre-professional competencies among cadets, which in turn are associated with measures of pedagogical support of cadet education, propaedeutics of military service, the formation of patriotism, professional self-determination, leadership qualities, readiness for risk situations, strengthening and profiling of physical training, acquisition of basic competencies, in demand in the further training of military affairs and the profession of a military specialist on the basis of contextual, group, project, game and team educational technologies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ (ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2000-2022 ГГ.)»

DOI: 10.25198/1814-6457-236-100 УДК 377.6

Заикин М.В.

Оренбургское президентское кадетское училища, г Оренбург, Россия E-mail: zaikin1403@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ (ОБЗОР ДИССЕРТАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2000-2022 ГГ.)

В настоящее время сформировался ресурс научных исследований по проблеме совершенствования подготовки воспитанников кадетских училищ. Актуальность исследования подготовки воспитанников кадетских училищ обусловлена геополитическими и военно-стратегическими вызовами XXI в., становлением силовых структур и ведомств, обеспечивающих охрану демократических ценностей, строя, государственности и стабильности развития Российской Федерации, принятием новых документов и изменением нормативно-правовой базы образования. Исторические изыскания в сфере кадетского образования выявили, что для своей результативности оно должно иметь выраженную цель предпрофессиональной подготовки. Содержание предпрофессиональной подготовки определяется формированием мотивации, учебной и физической готовности воспитанников к дальнейшему обучению военным специальностям в вузах и к формированию основ компетенций, необходимых в воинской службе. Назрела необходимость анализа современных педагогических диссертационных исследований в этой сфере, установления в них общего и особенного, систематизации их результатов и определения наиболее перспективных апробированных путей решения проблем совершенствования предпрофессиональной подготовки кадетов.

Перспективными направлениями совершенствования предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ являются формирование у кадетов военно-профессиональной идентичности и предпрофес-сиональных компетенций, которые в свою очередь связаны с мероприятиями педагогического сопровождения кадетского образования, пропедевтики военной службы, формирования патриотизма, профессионального самоопределения, лидерских качеств, готовности к ситуациям риска, усиления и профилизации физической подготовки, приобретения базовых компетенций, востребованных в дальнейшем обучении воинскому делу и профессии военного специалиста на основе контекстных, групповых, проектных, игровых и командных образовательных технологий.

Ключевые слова: воспитанник кадетского училища, кадет, предпрофессиональная подготовка кадетов, подготовка к военной службе, военно-профессиональная идентичность, обзор диссертационных исследований

Zaikin M.V.

Orenburg Presidential Cadet School, Orenburg, Russia E-mail: zaikin1403@gmail.com

FEATURES OF PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF CADET SCHOOL STUDENTS (REVIEW OF DISSERTATION RESEARCH 2000-2022)

Currently, a resource of scientific research has been formed on the problem of improving the training of cadet school students. The relevance of the study of the training of cadet school students is due to the geopolitical and military-strategic challenges of the XXI century, the formation of power structures and departments that ensure the protection of democratic values, the system, statehood and stability of the development of the Russian Federation, the adoption of new documents and changes in the regulatory framework of education. Historical research in the field of cadet education has revealed that for its effectiveness it must have a pronounced goal of pre-professional training. The content of pre-professional training is determined by the formation of motivation, educational and physical readiness of pupils for further training in military specialties at universities and for the formation of the basics of competencies required in military service. There is a need to analyze modern pedagogical dissertation research in this area, establish common and special features in them, systematize their results and identify the most promising proven ways to solve the problems of improving the pre-professional training of cadets.

Promising areas for improving the pre-professional training of cadet school students are the formation of militaryprofessional identity and pre-professional competencies among cadets, which in turn are associated with measures of pedagogical support of cadet education, propaedeutics of military service, the formation of patriotism, professional self-determination, leadership qualities, readiness for risk situations, strengthening and profiling of physical training, acquisition of basic competencies, in demand in the further training of military affairs and the profession of a military specialist on the basis of contextual, group, project, game and team educational technologies.

Key words: cadet school pupil, cadet, pre-professional training of cadets, preparation for military service, military-professional identity, review of dissertation research

Введение. Система кадетского образования представляет собой образовательное пространство, обеспечивающее обучение и воспитание детей и подростков, призванное служить основой профильной военной подготовки или основой формирования корпуса профессиональных чиновников гражданской государственной службы. В настоящее время приоритетной задачей кадетских училищ становится подготовка подрастающего поколения России к воинской службе. Длительный опыт ранней подготовки будущих офицеров в кадетских училищах отражен в историко-педагогических и историко-во-енных исследованиях ХУШ-ХХ вв., где раскрыты «внутренняя» и «внешняя» событийность кадетского образования Российской империи и Советского союза. В историко-педагогических исследованиях кадетского образования начала XXI века заметна научная преемственность. В них на материале кадетских и юнкерских училищах императорской России раскрыты особенности взаимодействия воспитанников с преподавателями, характерные методы и средства достижения целей патриотического и гражданского воспитания своего времени (А.Н. Гребен-кина (2009 г. [1]), Л.В. Яковлевой (2011 г. [2]), Т А. Худяковой (2013 г. [3]).

Исследования воспитания и обучения в военно-учебных заведениях России выявили существенное позитивное влияние таких училищ на совершенствование российской армии и флота начиная с XVIII века по настоящее время. Было показано, что действенность кадетской системы образования и воспитания обеспечивалась установкой на ценности чести, достоинства и любви к Родине, комплексом педагогических профессионально-ориентированных мер в учебном и внеучебном времени, профессионализмом воспитателей и преподавателей, исторической преемственностью лучших образцов педагогического опыта, адаптированных к российской почве. В результате выпускники кадетских училищ становились в ряды достойных защитников Отечества в военное и мирное время, проявляли себя успешными военачальниками и полководцами, входили в элиту военных специалистов, в когорты героев военных действий.

Важнейший вывод, сделанный авторами исторических и историко-педагогических ис-

следований, состоит в том, что кадетское образование для своей результативности должно иметь четко определенную и выраженную цель предпрофессиональной подготовки. Таким образом, в педагогической науке имеются основания для поиска путей совершенствования предпрофессиональной подготовки кадетов к дальнейшему обучению военным специальностям и собственно воинской службе, которые обеспечивают повышение эффективности кадетского образования в целом.

Актуальность исследования предпрофессиональной подготовки кадетов к будущей военной деятельности обусловлена и внешними обстоятельствами. Геополитическая и военно-стратегическая обстановка XXI в. стала беспрецедентным вызовом системе образования в целом, и особенно кадетскому образованию [4].

Совершенствование предпрофессиональной подготовки в кадетском образовании определили целый ряд государственных документов, таких как ФЗ «Об Образовании в РФ» (2012 г.), Военная доктрина Российской Федерации (2014 г.), Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в кадетских училищах (2014 г.)1, ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (2016 г.), План работы Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию (приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2016 г. № 618).

В последние годы были приняты или существенно дополнены ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (2022 г.), законодательные акты «О стратегии национальной безопасности РФ» (2021г.), Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе до 2030 г. (2012, с изменениями 2021 г.), Стратегия развития государственной политики Российской

1 Приказ Министра обороны РФ от 21 июля 2014 г. N° 515 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в федеральных государственных общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и приема в указанные образовательные организации» . Электронный ресурс. Система Гарант. http:// ivo.garant.ru/proxy/share?data=q4Og0aLnpN5Pvp_qlYqx_ aPg1fyY8tC-7LnXAuug8p7mu0CM4rrlg0WD6Zr8mgK0-aDbotujk-qe8obgj-0m4Lf9k0Sc_a7y00-zyL3Qv_ S06rWq6pjnj0a_5okV4_0=

Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 г. (2020 г.), которые нацеливают подготовку кадетов на продолжение обучения по воинской профессии.

Новые приоритеты предпрофессиональной подготовки кадетов определились и в становлении военных институтов Российской армии и Национальной гвардии Российской Федерации.

Все перечисленное определило инновационный этап в развитии кадетских училищ и ответный рост научного интереса к совершенствованию их деятельности.

К настоящему времени сформировался объемный ресурс диссертаций по педагогическим проблемам кадетского образования. Он включает как преемственные, так и инновационные результаты. В то же время в научной литературе не представлено специализированных обобщений исследований предпрофессиональной подготовки кадетов к дальнейшему обучению военным специальностям и собственно воинской службе. В этой связи представляется целесообразным выявить в современных диссертациях и систематизировать актуальный педагогический опыт предпрофессиональной подготовки кадетов к дальнейшему обучению военным специальностям и собственно воинской службе как одно из направлений совершенствования отечественного кадетского образования.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление и систематизация инновационного педагогического опыта пред-профессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ к дальнейшему обучению военным специальностям и собственно воинской службе как одного из направлений совершенствования современного отечественного кадетского образования, отраженного в педагогических диссертациях в период 2000-2022 гг.

Задачи исследования включают:

- анализ педагогических диссертаций по проблемам совершенствования современного отечественного кадетского образования;

- обзор видов и способов предпро-фессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ к

дальнейшему обучению военным специальностям и собственно будущей деятельности военного специалиста, представленных в педагогических диссертациях;

- определение перспективных направлений совершенствования предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ.

Материалы и методы.

Материалами исследования стали открытые источники: диссертации по проблеме совершенствования современного отечественного кадетского образования, выполненные в период с 2000-2022гг. по педагогическим наукам и представленные в открытых источниках: сайт Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации (https://vak.minobrnauki.gov.ru/ main), ресурсы электронной библиотеки Российской государственной библиотеки (https:// diss.rsl.ru/), ресурсы научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/).

Методы исследования включают теоретический анализ научно-педагогических исследований; выдвижение гипотез; классификацию и группирование представленных материалов; графическую и табличную интерпретации текстовой информации; свертку объемной информации; обобщение результатов исследований; систематизацию результативного опыта; оценку реализуемости практических рекомендаций; синтез заключительных выводов.

Результаты исследования.

Анализ педагогических исследований периода 2000-2022 гг. позволяет сгруппировать их по направлениям совершенствования системы кадетского образования в рамках освоения обучающимися основных образовательных программы ( ООП) и дополнительных образовательных программа (ДОП) (рисунок 1).

Рисунок 1 - Основные направления исследования путей совершенствования системы отечественного кадетского образования, представленные в педагогических диссертациях в период 2000-2022 гг. (графика Заикина М.В.)

Исследования предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ могут быть в свою очередь представлены как специализированные работы по данной проблеме и как элементы в составе других направлений.

К специализированным работам возможно отнести те, что непосредственно обращены к различным аспектам проблемы формирования готовности воспитанников кадетских училищ к дальнейшему обучению воинскому делу в высших учебных заведениях, а также к проблеме формирования основ профессионально-важных качеств и компетенций, необходимых для выполнения обязанностей военного специалиста (рисунок 2).

Представим некоторые исследования, имеющие наибольшее значение в достижении цели данной статьи.

Педагогическая поддержка обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса, в условиях кадетских училищ она приобретает предпрофессиональную направленность.

В исследованиях В.И. Пилипенко [5] на примере Карельского кадетского корпуса выявлены причины, затрудняющие процесс предпрофесси-ональной подготовки кадетов к военному делу, среди которых фигурируют оторванность обучающихся от привычной среды, авторитарность и жесткая дисциплина военной подготовки, негибкость и универсализм требований устава, что требует систематической и целенаправленной

педагогической поддержки кадетов в их стремлении освоить азы военной профессии. В этом случае деятельность педагога, по мнению автора, преобразуется в работу профконсультанта. Основой должна стать специально разработанная программа, которую отличает контекстное наполнение и ориентация на конкретику определенной военной профессии. Программа включает взаимосвязанные блоки («учительш-офицерш •психологшкадет») и обеспечивает повышение мотивации обучения, комфортности и самостоятельности в выборе воспитанником важных профессионально-ориентированных решений. Ключевыми моментами программы являются персонализация обучения в целях развития позитивного самоотношения. Результативным является использование в качестве педагогического инструментария карт наблюдений и кейсворков кадет, также «поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов профессионального самоопределения» [5, с. 18].

В русле профессионального самоопределения кадетов Е.А. Ланская [6] предложила аксиологическую интерпретацию пропедевтики военной службы. Автор обосновала свою научную гипотезу на широком историческом периоде и значительном территориальном пространстве. Пропедевтика рассматривается в рамках системы начальной военной подготовки в кадетских классах. Пропедевтика должна создать сцепку ценностей личности обучающегося, профессиональной военной организации, гражданского общества и де мократиче ского государства. Технологии и средства реализации пропедевтических мероприятий имеют поурочную организацию. В программе автора акцент сделан на организацию взаимопомощи, обучение в сотрудничестве и групповую деятельность. АвтоРисунок 2 - Направления и авторы педагогических исследований предпрофессиональной о ео подготовки воспитанников кадетских училищ к дальнейшему обучению воинскому делу иро редло е о к военной деятельности (хронология 2000-2022 гг.) (графика Заикина М.В.) три цикла пропе-

к 2 ?

Л И о

^ 3- х

к т

1 Ю £У ООО

2 > Ш

а Е е

С О X

■в: Э I

о к (11

й- и л

о. Ч 1_ т

с; Ч

О О

«54

5 3 г

педагогическое сопровождение самоопределения, самомотивации _воинской деятельности_

А.Ю.Асриева-2008 г.: Б.И, Пилипенко-2012 г.

пропедевтика военной службы —

Е.А.Ланская - 2013г.

развитие качеств лидер а в военном деле

Е.М.Ермолов- 2015 г., Ю.В. Лопатин-2015 г.

предгрофессиональнаягодготовка

А.Б.Старикова - 2000г.. Л.Г. Горбунова- 2017 г.

военно-профессионально направленная и профильная физическая подготовка — А.И, Алифиров - 2013 г,, Б,В. Челядинов-2016 г., К.В.Сорокин - 2019 г., В.Н. Максимов- 2019г., Д.В. Виноград-2020 г.

формирование военной идентичности, ценностного отношения к армии — Н.П.Боровикова, 2006 г, , И.С.Петронюк -2007 г., А.И.Мельник-2007,Л.А. Кузнецова - 2021 г.

девтики сообразно возрастным группам. В первом цикле специфичным является изучение элементов устава воинской службы, во втором - существенную роль играют встречи с профессиональными военными, в третьем цикле начинается формирование ключевых образовательных компетенций как основы военной идентичности. В результате реализации гипотезы исследования в эксперименте на базе кадетских классов общеобразовательной школы г. Санкт-Петербурга существенно выросла готовность старшеклассников к выбора военной профессии (на 25-33% в сравнении с контрольными группами), устойчив и уровень готовности к призыву на воинскую службу (до 90% в сравнении с 17% в контрольных группах).

Кадетское образование нацелено на формирование офицерского состава Российской Армии. В этой связи актуальным является исследованиях формирования у кадетов качеств военного лидерства. Педагогические диссертации включают различные содержательные и организационные программы подготовки лидеров и развития лидерских качеств кадетов.

Программа Е.М.Ермолова [7] предполагает привлечение кадетов к системе самоуправления, акцентуацию аксиологических доминант силовых ведомств России, представление личных примеров лидерства офицеров и педагогов. В организационном плане программа включает 5 элементов: школу лидерства, конкурс

Ю.В. Лопатин [8] исследовал формирование профильных лидерских качеств кадетов на основе этнокультуры и традиций казачества. Профильная подготовка к воинской деятельности в казачьем войске представлена инте-гративной системой внеучебных мероприятий с использованием авторского факультативного курса (рисунок 3), коррекционной программы, демонстрации истории казачьего движения на длительном историческом периоде.

Освоение профессии военного невозможно без формирования военной идентичности. Решению этой проблемы во внеурочной деятельности посвящено исследование Л.А. Кузнецовой [9]. Автор опирается на современную нормативную базу кадетского образования, отмечает его значительные возможности и воспитательный потенциал, предлагает структурно-содержательную характеристику военной идентичности как синтез базовых компонентов (рисунок 4).

Автором также на основе методологии лич-ностно-развивающего и контекстного подходов разработана модель исследуемого процесса,

Блок «История кдаачеетаа» Методология истов и и казачества

1 Гредыет Задачи Методы

Мотодолог и я лидере 1 на

Елок «Теория лидерства»

11редыет Задачи Методы

Клок «] [снялпогия и педагогика» Методолог ня психологи и

Задачи N [етодм Учебные пособия

Блок «Установки ил формирование лидерских качеств у воспнгаикикаККК» 11едаготические и понхологические техиоло! ИГ!

] I сда гогкческие ПрИЯМ 1.1 Метод и п «Да ГШ НЧЮСкого тучен ня кадетов

лидеров, дискуссионный клуб лидеров, встречи с успешными выпускниками, обмен опытом лидерских достижений в рамках взаимодействия с образовательными организациями Минобороны РФ.

Рисунок 3 - Структура программы формирования лидерских качеств кадетов на основе

этнокультуры и традиций казачества

Рисунок 4 - Структура военной идентичности кадета (графика Заикина М.В.)

наибольший интерес в которой представляют ресурсный и содержательно-технологический блоки (рисунок 5)

Результативным подходом к формированию военной идентичности кадетов стало освоение воинских атрибутов и традиций. Одним из неизменных атрибутов воинской службы являются строевые песни. Именно эта традиция стала стержнем исследования К.В. Петрачкова [10]. В диссертации Р.В. Кузьменко [11] такой доминантой стали боевые традиции офицеров Вооруженных сил РФ, примеры проявлений этики кадета. Новыми позициями для пред-профессиональной подготовки в кадетском образования явились предложенные и апробированные Р.В. Кузьменко проектные технологии в составе научно-методического обеспечения, а также преобразование летних практик в профильные досуговые мероприятия.

Базовую специфику военной профессии составляет физическая подготовка. Исследования военно-профессиональной направленной физической подготовки представляют одно из наиболее развитых направлений кадетском образовании. Созданы авторские программы процесса физического воспитания (К.В. Сорокин [12]), апробированы педагогические технологии на основе средств физической подготовки (В.Н. Максимов [13]), выявлены и использованы результативные методики физической подготовки Донского казачества (А.И. Алифиров

Обр! вяг(.тьмый

ресурс:

ОЮрШЕПО-

культурно;. ЛугОЬжг-нрэяп пенное ют ил ехтуалэпо ? кзгфаьяеннкгпс-

Д(ЛМЬ№П!|

Социальный

ресурс: сетеюе енимогкЛстеи* с мгакны?!»!, спершипр« н др оргаюишим! библиотека ш.

( ^рйлпнн!

ресурс:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г ключей К Г Б

кхняо-

ЩГрВОШЧСФЛй

лвпеяыкси, бои наш г ритуалы, 1ра2ниии }ъиз киши

31

СОДГ РЖАТ Е ЛЬНО-ТГХНОЛОГНЧЕСЫГН БЛОК

Программы эн^-рочяоЛ депельности кадетского корпуса, авторски прогриша

/^Ятгра кти в л ые тшупц ягДч] готически кап «река », глйм?рогрлфил цифровые [яеб.иест, ннтерактшнал ИС1 ор1 иогюгрд фыческа л и рта}. 1 ¡гр овь:< (ролей л игра кгр! по станштм -мриша"). обучатиийкомже Проекпю-11сс.1е.цоыте.1ьск1я, понскошя, н.тдптсрскдя внаы леятг.тьпости

Рисунок 5 - Элементы модели формирования военной идентичности кадета в условиях внеурочной деятельности

[14]), разработаны методы повышения уровня физической подготовки на основе биатлона для преемственного обучения будущих пограничников (В.В. Челядинов [15]). Новые данные и научные факты в этой области освещены в работе Д.В. Винограда [16], который предлагает использовать ресурсы дополнительного образования для профилирования физического воспитания кадетов и суворовцев в условиях общеобразовательных школ. Реализация предложений автора обеспечила существенные улучшения и позитивную динамику прироста умений стрельбы, армейского рукопашного боя, метания гранат и других специальных физических профильных действий, необходимых будущему военному. Результаты подтвердили общий вывод о глубокой и устойчивой взаимосвязи уровня физической подготовки кадетов и их готовности к дальнейшему освоению и реализации воинской службы.

Собственно предпрофессиональная подготовка кадетов стала основным предметом исследования Л.Г. Горбуновой. Автором установлено, что отличительной чертой будущей профессии кадетов является высокий уровень риска в сочетании с гражданской ответственностью, что характерно для силовых структур. Предпрофес-сиональная готовность кадетов рассматривается автором как «определенный комплекс личностных качеств кадета, обеспечивающих сознательный выбор и успешное освоение им будущей ирофессии и являющихся результатом всего предшествующего профессионально-жизненного самоопределения личности и итогом целеной предпрофессио-нальной подготовки» [17, с. 9]. В эксперименте поэтапно были реализованы мероприятия дополнительного образования, в которых младшие школьники в игровой доступной форме изучали различные профессии. Постепенно нарастает сложность и ри-скориентированность профессиональной тематики. На пропедевтическом этапе

Профгсскошивйыи ресурс: ЬаиыоЗейЛше С иуэдн, во?кно пат р и ит нче; ким I оргалита Ш1ЛМ1. зхсучрсин в военны-члсти. прифори'н-

меропршшх

г

обучающиеся становятся участниками детской организации кадетов. На этапе 10-11 класса предусмотрено не только изучение, но и участие в деятельности патриотического и оборонно-спортивного характера, множественное обзорные и деятельностные экскурсии в музеи и организации силовых ведомств, исследовательские проекты по теме рискоориентированных профессий и служб России, соревнования и военизированные эстафеты. Важнейшим компонентом процесса является заинтересованное участие и привлечение ресурсов силовых ведомств. Результатом деятельности стал существенно повышенный уровень мотивации достижений в экспериментальных группах, а также статистически значимые позитивные различия в формировании отношения к риску и ответственному поведению.

Следует отметить, что кроме специализированных целевых исследований предпрофессио-нальной подготовки кадетов в педагогических диссертациях по «кадетской проблематике» представлены и другие результативные пути. В силу специфики образовательной деятельности кадетских училищ элементы предпрофес-сиональной военной подготовки пронизывают весь образовательный процесс, урочные и внеурочные мероприятия. В этой связи элементы такой подготовки отмечаются также в работах по формированию умений учиться (Е.В. Сапрыкина [18]). иноязычной коммуникативной (Я.В. Приходько [19]) и исследовательской (Ю.Т. Антонова [20]) компетентностей воспитанников кадетских училищ.

Примером контекстных технологий обучения представлен в работе Е.М. Дорофеева [29]. Автором в целях формирования экономической культуры кадетов, планирующих в дальнейшем стать

морскими офицерами, предлагаются игровые технологии, построенные на реальных экономических ситуациях морского дела: особенности применения морского права, ресурсосбережение на морском транспорте, морская логистика, морское предпринимательство и др. Кадеты в игровой форме учились создавать предприятия и фирмы, сочетающие морское дело, предпринимательство и ГГ-технологии (рисунок 6).

Так, предпрофессиональная подготовка выступает контекстом технологий формирования востребованных социальных компетенций и личностных качеств в диссертационных работах, исследующих проблемы кадетского образования в ракурсах общего развития (И.Г. Поляков [21]), ценностных ориентаций (И.Н. Царев [22]) и патриотического сознания (О.Н. Май-дибор [23]) обучающихся, формирования их культурной идентичности (Н.И. Кашина [24]), ассертивности (Л.В. Оганян [25]), социальных компетенций (О.Г. Кошевая [26], Ю.А. Рыжи-кова [27], О.С. Симанкова [28]),экономической культуры (Е.М. Дорофеев [29]).

Выводы. Актуальность исследования подготовки воспитанников кадетских училищ обусловлена геополитическими и военно-стратегическими вызовами XXI в., становлением силовых структур и ведомств, обеспечивающих охрану демократических ценностей, строя, государственности и стабильности развития Российской Федерации. Предпрофессиональная подготовка воспитанников кадетских училищ представляет собой востребованную и актуальную тематику современных педагогических диссертационных исследований. Содержание предпрофессиональной подготовки определяется формированием мотивации, учебной и

Рисунок 6 - Предпрофессиональная подготовка кадетов к экономической деятельности в морском деле

(графическая интерпретация автора статьи)

физической готовности воспитанников к даль- училищ являются формирование у кадетов во-нейшему обучению военным специальностям енно-профессиональной идентичности и пред-в вузах и к формированию основ компетенций, профессиональных компетенций, которые в необходимых в воинской службе. В свою оче- свою очередь связаны с мероприятиями педа-редь, в рамках исторических и историко-педаго- гогического сопровождения кадетского обра-гических исследований определено, что кадет- зования, пропедевтики военной службы, фор-ское образование для своей результативности мирования патриотизма, профессионального должно иметь четко определенную и выражен- самоопределения, лидерских качеств, готов-ную цель предпрофессиональной подготовки. ности к ситуациям риска, усиления и профи-В настоящее время имеется ресурс науч- лизации физической подготовки, приобретения ных исследований, определяющих некоторые базовых компетенций, востребованных в даль-пути решения проблем предпрофессиональной нейшем обучении воинскому делу и профессии подготовки кадетов. Перспективными направ- военного специалиста на основе контекстных, лениями совершенствования предпрофессио- групповых, проектных, игровых и командных нальной подготовки воспитанников кадетских образовательных технологий.

26.05.2022

Список литературы:

1. Гребенкин, А. Н. Социокультурное взаимодействие между преподавателями и воспитанниками в кадетских корпусах Российской империи в 1801-1855 гг. : автореф. дис. ... канд. исторических наук : 07.00.02. - Орел, 2009. - 30 с.

2. Яковлева, Л. В. Педагогические особенности воспитания кадетов и юнкеров в военно-учебных заведениях Российской Империи : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Воронеж, 2011. - 24 с.

3. Худякова, Т. А. Формирование гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России : 1731-1917 гг. : автореф. дис ... канд. пед. наук : 13.00.01 Смоленск, 2013.- 20 с.

4. Милованов, В. И. Этап нормативно-правового регулирования кадетского образования в Российской Федерации (1996-2010) / В. И. Милованов // Вестник НИЦ ВА РВСН. - 2021. - № 3. - С. 112-119.

5. Пилипенко, В. И. Педагогическая поддержка кадет в профессиональном самоопределении : на примере Карельского кадетского корпуса : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Петрозаводск, 2012. - 23 с.

6. Ланских, Е. А. Пропедевтика военной службы обучающихся в кадетских классах как условие их профессионального самоопределения и самомотивации к воинской деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08.- Санкт-Петербург, 2013.- 24 с.

7. Ермолов, Е. М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива у кадет и суворовцев : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2015. - 27 с.

8. Лопатин, Ю. В. Формирование лидерских качеств у старшеклассников казачьего кадетского корпуса: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01.- Владикавказ, 2015.- 24 с.

9. Кузнецова, Л. А. Формирование военной идентичности кадет в условиях внеурочной деятельности : автореф. дис. ... кандид. Пед. наук : 5.8.1. - Великий Новгород, 2021. - 24 с.

10. Петрачков, К. В. Формирование навыков исполнения строевых песен у учащихся кадетских учебных заведений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02.- Екатеринбург, 2016.- 23 с.

11. Кузьменко Р. В. Формирование культуротворческой компетентности обучающегося президентского кадетского училища: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01.- Оренбург, 2015.- 22 с.

12. Сорокин, К. В. Построение процесса физического воспитания в довузовских общеобразовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 . - Майкоп, 2019. - 28 с.

13. Максимов, В. Н. Педагогическая технология формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ средствами физической подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Санкт-Петербург, 2018. - 24 с.

14. Алифиров, А. И. Становление системы физического воспитания подростков донского казачества в кадетских образовательных учреждениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04.- Москва, 2013.- 22 с.

15. Челядинов, В.В. Обеспечение физической готовности кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России с использованием полиатлона : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Санкт-Петербург, 2016. - 22 с.

16. Виноград, Д. В. Профилирование физического воспитания суворовцев и кадетов общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Москва, 2020. - 26 с.

17. Горбунова, Л. Г. Предпрофессиональная подготовка кадетов к будущей деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Ярославль, 2017. - 23 с.

18. Сапрыкина Е. В. Формирование умения учиться у обучающихся кадетского училища: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01.- Оренбург, 2015.- 19 с.

19. Приходько, Я. В. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности кадета средствами интернет-технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - Оренбург, 2015. - 26 с.

20. Антонова, Ю. Т. Формирование исследовательской компетенции обучающихся кадетской школы-интерната : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Челябинск, 2021. - 25 с.

21. Поляков, И. Г. Индивидуальная помощь кадетам в воспитывающей среде образовательного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - Кострома, 2006. - 22 с.

22. Царёв, И. Н. Формирование ценностных ориентаций воспитанников кадетского военного корпуса : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Великий Новгород, 2020. - 24 с.

23. Майдибор, О. Н. Развитие патриотического сознания у кадетов средствами изобразительного искусства в казачьих гимназиях : региональный компонент : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 - Москва, 2012. - 20 с.

24. Кашина, Н. И. Формирование культурной идентичности казаков-кадет в процессе освоения музыкальной культуры казачества : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / . - Екатеринбург, 2014. - 47 с

25. Оганян, Л. В. Формирование ассертивности подростков-воспитанников кадетской школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.- Москва, 2012.- 19 с.

26. Кошевая, О. Г. Развитие социальных компетенций кадетов в образовательном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Кемерово, 2020. - 22 с.

27. Рыжикова, Ю. А. Педагогическая поддержка формирования социального опыта подростка в кадетском училище : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 - Оренбург, 2018. - 24 с.

28. Симанкова, О. С. Педагогические условия воспитания социальной компетентности кадетов : деятельностный подход : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Москва, 2015. - 22 с.

29. Дорофеев Е. М. Формирование экономической культуры кадетов - будущих морских специалистов в условиях цифровизации образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01.- Великий Новгород, 2019. - 24 с.

References:

1. Grebenkin A.N. Socio-cultural interaction between teachers and pupils in the cadet corps of the Russian Empire in 1801-1855. Extended abstract of cabdidate's thesis. Orel, 2009, 30 p.

2. Yakovleva L.V. Pedagogical features of the education of cadets and cadets in military educational institutions of the Russian Empire..Extended abstract of cabdidate's thesis. Voronezh, 2011, 24 p.

3. Khudyakova T.A. The formation of the civil position of pupils of the cadet corps of Imperial Russia : 1731-1917.Extended abstract of cabdidate's thesis. Smolensk, 2013, 20 p.

4. Milovanov V. I. The stage of normative legal regulation of cadet education in the Russian Federation (1996-2010). [Bulletin of SIC VA RVSN], 2021, No. 3, pp. 112-119.

5. Pilipenko V. I. Pedagogical support of cadets in professional self-determination : on the example of the Karelian cadet corps.Extended abstract of cabdidate's thesis. Petrozavodsk, 2012, 23 p.

6. Lanskikh E.A. Propaedeutics of military service of students in cadet classes as a condition of their professional self-determination and self-motivation to military activity .Extended abstract of cabdidate's thesis. St. Petersburg, 2013, 24 p.

7. Ermolov E.M. Formation and development of the qualities of the leader of the military team among cadets and Suvorov.Extended abstract of cabdidate's thesis. St. Petersburg, 2015, 27 p.

8. Lopatin Yu.V. The formation of leadership qualities in high school students of the Cossack cadet corps. Extended abstract of cabdidate's thesis. Vladikavkaz, 2015, 24 p.

9. Kuznetsova L.A. The formation of the military identity of cadets in the conditions of extracurricular activities. Extended abstract of cabdidate's thesis. Veliky Novgorod, 2021, 24 p.

10. Petrachkov K.V. Formation of the skills of performing drill songs among students of cadet educational institutions. Extended abstract of cabdidate's thesis. Yekaterinburg, 2016, 23 p.

11. Kuzmenko R.V. Formation of cultural competence of the student of the presidential cadet school. Extended abstract of cabdidate's thesis. Orenburg, 2015, 22 p.

12. Sorokin K.V Building the process of physical education in pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Extended abstract of cabdidate's thesis. Maykop, 2019, 28 p.

13. Maksimov V.N. Pedagogical technology of formation of military-professional orientation among cadets of Suvorov schools by means of physical training. Extended abstract of cabdidate's thesis. St. Petersburg, 2018, 24 p.

14. Alifirov A.I. The formation of the system of physical education of teenagers of the Don Cossacks in cadet educational institutions. Extended abstract of cabdidate's thesis. Moscow, 2013, 22 p

15. Chelyadinov V.V. Ensuring the physical readiness of cadets to study at universities of the border authorities of the FSB of Russia using polyathlon. Extended abstract of cabdidate's thesis. St. Petersburg, 2016, 22 p.

16. Vinograd D.V. Profiling of physical education of Suvorov students and cadets of general education organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation. Extended abstract of cabdidate's thesis. Moscow, 2020, 26 p.

17. Gorbunova L.G. Pre-professional training of cadets for future activities in the field with a high level of risk and civil responsibility. Extended abstract of cabdidate's thesis. Yaroslavl, 2017, 23 p.

18. Saprykina E.V. Formation ofthe ability to learn from students ofthe cadet school. Extended abstract of cabdidate's thesis. Orenburg, 2015, 19 p.

19. Prikhodko,Ya.V. Formation of foreign-language communicative competence of a cadet by means of Internet technologies. Extended abstract of cabdidate's thesis. Orenburg, 2015, 26 p.

20. Antonova Yu.T. Formation of research competence of students of the cadet boarding school. Extended abstract of cabdidate's thesis. Chelyabinsk, 2021, 25 p.

21. Polyakov I.G. Individual assistance to cadets in the educational environment of an educational institution. Extended abstract of cabdidate's thesis. Kostroma, 2006, 22 p.

22. Tsarev I.N. Formation of value orientations of pupils of the cadet military corps. Extended abstract of cabdidate's thesis. Veliky Novgorod, 2020, 24 p.

23. Maydibor O.N. The development of patriotic consciousness among cadets by means of fine art in Cossack gymnasiums : regional component. Extended abstract of cabdidate's thesis. Moscow, 2012, 20 p.

24. Kashina N.I. Formation ofthe cultural identity ofthe Cossack cadets in the process of mastering the musical culture of the Cossacks. Extended abstract of Doctor's thesis. Yekaterinburg, 2014, 47 p.

25. Ohanyan L.V. Formation of assertiveness of teenagers-pupils of cadet school. Extended abstract of cabdidate's thesis. Moscow, 2012, 19 p.

26. Koshevaya O.G. Development of social competencies of cadets in the educational process. Extended abstract of cabdidate's thesis. Kemerovo, 2020, 22 p.

27. Ryzhikova Yu.A. Pedagogical support for the formation of a teenager's social experience in a cadet school. Extended abstract of cabdidate's thesis. Orenburg, 2018, 24 p.

28. Simankova O.S. Pedagogical conditions for the education of social competence of cadets : an activity approach Extended abstract of cabdidate's thesis. Moscow, 2015, 22 p.

29. Dorofeev E.M. Formation of the economic culture of cadets - future marine specialists in the conditions of digitalization of education.

Extended abstract of cabdidate's thesis. Veliky Novgorod, 2019, 24 p.

Сведения об авторе: Замкни Михаил Викторович, педагог дополнительного образования Оренбургского президентского кадетского училища E-mail: zaikin1403@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.