Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ'

ПРИОРИТЕТЫ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИК КАДЕТСКОГО УЧИЛИЩА / КАДЕТ / ПРИОРИТЕТЫ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДЕТОВ / ПОДГОТОВКА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КОМАНДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЕННОЕ ЛИДЕРСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заикин М. В.

Актуальность предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ обусловлена геополитическими и военно-стратегическими вызовами XXI в., влияющими на образовательную ситуацию. Цель статьи заключается в конкретизации приоритетов предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ и научно-обоснованных направлений их практической реализации. Дана классификация приоритетов на основе научно-педагогических исследований последних лет: формирование военно-профессиональной идентичности, патриотизма, умений командной деятельности на условиях слаженности, взаимодействия, сплоченности и ответственности за других, воспитание лидерских качеств, готовности к ситуациям риска, профилизация физической подготовки и нацеленность на ценности здорового образа жизни. Установлены отсутствие специальных исследований формирования умений командной сплоченной, слаженной деятельности, чувства ответственности за других у кадетов. Выявлена неопределенность и нечеткость представления кадетов о будущей профессии военного командира. Предложены направления повышения результативности предпрофессиональной подготовки на основе использование контекстных, групповых, проектных, игровых и командных образовательных технологий. Статья предназначена для педагогических работников военно-образовательных организаций, кадетских и казачьих классов общеобразовательных школ, исследователей специфики подготовки старшеклассников к будущей профессиональной военной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS OF CADET SCHOOLS

The relevance of pre-professional training of cadet school students is due to the geopolitical and military-strategic challenges of the XXI century, affecting the educational situation. The purpose of the article is to concretize the priorities of pre-professional training of cadet school students and scientifically based directions of their practical implementation. The classification of priorities is given on the basis of scientific and pedagogical research of recent years: the formation of military-professional identity, patriotism, teamwork skills on the conditions of coherence, interaction, cohesion and responsibility for others, education of leadership qualities, readiness for risk situations, profiling of physical fitness and focus on the values of a healthy lifestyle. The absence of special studies on the formation of skills of team cohesive, well-coordinated activity, a sense of responsibility for others in the training of cadets has been established. The uncertainty and vagueness of the cadets' ideas about the future profession of a military commander are revealed. The effectiveness of pre-professional training based on pedagogical support of cadet education, the use of contextual, group, project, game and team educational technologies is shown. The article is intended for teaching staff of military educational organizations, cadet and Cossack classes of secondary schools, researchers of the specifics of preparing high school students for future professional military activities.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ»

Профессиональное образование

УДК 377.6

Приоритеты предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ

Priorities of Pre-professional training of cadets of cadet schools

Заикин М.В., Оренбургское президентское кадетское училище, e-mail: [email protected] Zaikin M., Orenburg Presidential Cadet School, e-mail: [email protected] DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.017

Ключевые слова: воспитанник кадетского училища, кадет, приоритеты предпрофессиональной подготовки кадетов, подготовка к военной службе, военно-профессиональная идентичность, командная деятельность, военное лидерство.

Keywords: pupil of a cadet school, cadet, priorities ofpre-professional training of cadets, preparation for working service, military professional identity, teamwork, military leadership.

Аннотация. Актуальность предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ обусловлена геополитическими и военно-стратегическими вызовами XXI в., влияющими на образовательную ситуацию. Цель статьи заключается в конкретизации приоритетов предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ и научно-обоснованных направлений их практической реализации. Дана классификация приоритетов на основе научно-педагогических исследований последних лет: формирование военно-профессиональной идентичности, патриотизма, умений командной деятельности на условиях слаженности, взаимодействия, сплоченности и ответственности за других, воспитание лидерских качеств, готовности к ситуациям риска, профилизация физической подготовки и нацеленность на ценности здорового образа жизни. Установлены отсутствие специальных исследований формирования умений командной сплоченной, слаженной деятельности, чувства ответственности за других у кадетов. Выявлена неопределенность и нечеткость представления кадетов о будущей профессии военного командира. Предложены направления повышения результативности предпрофессиональной подготовки на основе использование контекстных, групповых, проектных, игровых и командных образовательных технологий. Статья предназначена для педагогических работников военно-образовательных организаций, кадетских и казачьих классов общеобразовательных школ, исследователей специфики подготовки старшеклассников к будущей профессиональной военной деятельности.

Abstract. The relevance ofpre-professional training of cadet school students is due to the geopolitical and military-strategic challenges of the XXI century, affecting the educational situation. The purpose of the article is to concretize the priorities of pre-professional training of cadet school students and scientifically based directions of their practical implementation. The classification of priorities is given on the basis of scientific and pedagogical research of recent years: the formation of military-professional identity, patriotism, teamwork skills on the conditions of coherence, interaction, cohesion and responsibility for others, education of leadership qualities, readiness for risk situations, profiling of physical fitness and focus on the values of a healthy lifestyle. The absence of special studies on the formation of skills of team cohesive, well-coordinated activity, a sense of responsibility for others in the training of cadets has been established. The uncertainty and vagueness of the cadets' ideas about the future profession of a military commander are revealed. The effectiveness of pre-professional training based on pedagogical support of cadet education, the use of contextual, group, project, game and team educational technologies is shown. The article is intended for teaching staff of military educational organizations, cadet and Cossack classes of secondary schools, researchers of the specifics ofpreparing high school students for future professional military activities.

Введение. Подготовка подрастающего поколения России к воинской службе является приоритетной задачей кадетских училищ.

Исторические параллели между современными кадетскими училищами и аналогичными учебными заведениями императорской России и

Советского Союза выявляют преемственность нацеленности учебно-воспитательного процесса на будущую военную офицерскую службу, которая обусловливает раннюю

профессионализацию образовательного процесса. Такие ориентиры определяли и определяют во многом выбор методов и средств взаимодействия воспитанников с преподавателями, достижения целей патриотического, гражданского воспитания (исследования А.Н. Гребенкина [1]), Т.А. Худяковой [2]), Л.В. Яковлевой [3]).

В то же время трансформации современного мира, геополитическая и военно-стратегическая обстановка двух десятилетий XXI в. проявили беспрецедентные вызовы образованию, потребовали пересмотра приоритетов традиционной кадетской системы и поиска путей совершенствования отечественной подготовки будущих поколений офицеров.

Новые доминанты предпрофессиональной подготовки кадетов определились и в становлении военных институтов Российской армии и Национальной гвардии Российской Федерации. Приоритеты кадетского образования устанавливает ряд государственных документов, таких как ФЗ «Об Образовании в РФ» (2012 г.), Военная доктрина Российской Федерации (2014 г.), Порядок организации и осуществления образовательной деятельности в кадетских училищах (2014 г.), ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (2016 г.), План работы Совета Минобрнауки России по кадетскому образованию (приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2016 г. № 618). Недавно приняты или существенно дополнены ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (2022 г.), законодательные акты «О стратегии национальной безопасности РФ» (2021 г.), Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе до 2030 г. (2012, с изменениями 2021 г.), Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 г. (2020 г.).

Общая идея указанных документов в контексте предпрофессиональной подготовки кадетов состоит в том, что выпускники кадетского училища должны к моменту выпуска обладать определенным уровнем

сформированности профессионально-важных качеств военного специалиста. Необходимо обеспечить мотивированность, нацеленность и подготовленность к поступлению в военный вуз, способность к успешному продолжению обучения. В этой связи предпрофессиональная

подготовка в кадетских училищах имеет военно-профессиональную направленность и ориентирована на раннее формирование востребованных компетенций офицера. В настоящее время имеется ресурс научно-педагогических исследований по проблемам совершенствования кадетского образования, на основе которого целесообразно выявить результативный опыт кадетского образования в соответствие с актуальным содержанием приоритетов предпрофессиональной подготовки.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является конкретизация современных приоритетов

предпрофессиональной подготовки

воспитанников кадетских училищ.

Задачи исследования включают:

- определение актуальных приоритетов предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ;

- анализ опыта предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ к дальнейшему обучению военным специальностям и будущей деятельности военного специалиста:

- определение отношения воспитанников кадетского училища к приоритетам предпрофессиональной подготовки на основе опроса.

Материалы и методы исследования. Материалами исследования стали открытые источники: диссертации по проблемам совершенствования современного отечественного кадетского образования, востребованным компетенциям современных военных

специалистов, выполненные в период с 2000-2022гг. по педагогическим наукам и представленные в открытых источниках: сайт Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации

(https://vak.minobrnauki.gov.ru/main), ресурсы электронной библиотеки Российской государственной библиотеки (https://diss.rsl.ru/), ресурсы научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/).

Методы исследования включают

теоретический анализ научно-педагогических исследований; выдвижение гипотез;

классификацию и группирование представленных материалов; опрос воспитанников училища, графическую интерпретации информации; свертку объемной информации; обобщение результатов исследований; синтез

заключительных выводов.

Результаты исследования. Актуальные приоритеты предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ могут быть определены в соотнесении с квалификационными требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [4] по военным специальностям. В настоящее время федеральным учебно-методическим объединением военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации разработаны ФГОС ВО 56.00.00 «Военное управление». Стандарт характеризует профессиональные, командные и методические навыки и компетенции, объединяя пять специальностей подготовки курсантов военно-учебных заведений и 12 направлений подготовки слушателей-магистров [5].

Проблема состоит в том, что ФГОС ВО определяет требования к выпускникам вуза, но не указывает, какие из них уже могут быть частично обращены к абитуриентам из числа кадетов. Поэтому педагогами необходимо самостоятельно спрогнозировать качества будущего военного, которые могут стать ориентирами ранней профессионализации.

Методика выявления приоритетов предпрофессиональной подготовки может быть основана на сопоставлении требований ФГОС ВО [6], ФГОС общего образования и проекта Концепции кадетского образования [7]. Следует отметить, что разработка проекта Концепции осуществлялась согласно распоряжению главы государства от 28 января 2016 года. Для этой цели

при Минобрнауки России сформирован межведомственный Совет по кадетскому образованию, который подготовил Концепцию совместно с кадетскими ассоциациями и союзами. К настоящему времени данный документ не является нормативно закрепленным, но в силу своей общественной известности и значимости может быть использован в научно -педагогических целях.

Существенным подспорьем в выявлении актуальных требований к будущим офицерам служат педагогические диссертации. Их анализ выявил наиболее обоснованные в научно -педагогическом плане профессионально-важные качества, создающие предпосылки успешного освоения военных профессий: начальная готовность к командной деятельности, к взаимодействию, сплочённости, лидерству, физическая подготовленность. Моральные качества определяются военно-

профессиональной направленностью,

патриотизмом, ценностями военной службы, профессиональным самоопределением в военной службе.

Возможно выделить работы, которые непосредственно обращены к различным аспектам проблемы формирования готовности воспитанников кадетских училищ к дальнейшему обучению воинскому делу в высших учебных заведениях, а также к проблеме формирования основ профессионально-важных качеств и компетенций, необходимых для выполнения обязанностей военного специалиста, см. рисунок 1.

« g

и ю и

оО о

usa Л

-е в «

о« а

|рё § SÄ2

«

Ч

Ч <D (D

«I £

У s ^

s а о

a w у

н о

L-

ч

s н о о и

Л

ч

W (D

s Й

«

(D

К

s

о «

я о а

Рисунок 1. - Приоритеты педагогических исследований предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ к дальнейшему обучению воинскому делу и к военной деятельности (хронология 2000-2022 гг.)

Представим некоторые исследования, имеющие наибольшее значение в достижении цели данной статьи.

В условиях кадетских училищ педагогическая поддержка обучающихся приобретает предпрофессиональную направленность. В исследованиях В.И. Пилипенко на примере Карельского кадетского корпуса выявлены причины, затрудняющие процесс

предпрофессиональной подготовки кадетов к военному делу, среди которых фигурируют оторванность обучающихся от привычной среды, авторитарность и жесткая дисциплина военной подготовки, негибкость и универсализм требований устава, что требует систематической и целенаправленной педагогической поддержки кадетов в их стремлении освоить азы военной профессии. В этом случае деятельность педагога, по мнению автора, преобразуется в работу профконсультанта. Основой должна стать специально разработанная программа, которую отличает контекстное наполнение и ориентация на конкретику определенной военной профессии. Программа включает взаимосвязанные блоки («учительш-офицерш- ш-психологш-кадет») и обеспечивает повышение мотивации обучения, комфортности и самостоятельности в выборе воспитанником важных профессионально -ориентированных решений. Ключевыми моментами программы являются персонализация обучения в целях развития позитивного самоотношения. Результативным является использование в качестве педагогического инструментария карт наблюдений и кейсворков кадет, также «поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов профессионального самоопределения» [8, с.18].

В русле профессионального самоопределения кадетов Е.А. Ланских [9] предложила аксиологическую интерпретацию пропедевтики военной службы. Автор обосновала свою научную гипотезу на широком историческом периоде и значительном территориальном пространстве. Пропедевтика рассматривается в рамках системы начальной военной подготовки в кадетских классах. Пропедевтика должна создать сцепку ценностей личности обучающегося, профессиональной военной организации, гражданского общества и демократического

государства. Автором предложено три цикла пропедевтики сообразно возрастным группам. В первом цикле специфичным является изучение элементов устава воинской службы, во втором -существенную роль играют встречи с профессиональными военными, в третьем цикле начинается формирование ключевых

образовательных компетенций как основы военной идентичности. В результате реализации гипотезы исследования в эксперименте на базе кадетских классов общеобразовательной школы г. Санкт-Петербурга существенно выросла готовность старшеклассников к выбора военной профессии (на 25 - 33% в сравнении с контрольными группами), устойчив и уровень готовности к призыву на воинскую службу (до 90% в сравнении с 17% в контрольных группах).

Кадетское образование нацелено на формирование офицерского состава Российской Армии. В этой связи интерес представляют программы формирования у кадетов качеств военного лидерства. Программа Е.М. Ермолова

[10] включает 5 элементов: школу лидерства, конкурс лидеров, дискуссионный клуб лидеров, встречи с успешными выпускниками, обмен опытом лидерских достижений в рамках взаимодействия с образовательными организациями Минобороны РФ. Ю.В. Лопатин

[11] исследовал формирование профильных лидерских качеств кадетов на основе этнокультуры и традиций казачества. Профильная подготовка к воинской деятельности в казачьем войске представлена интегративной системой внеучебных мероприятий с использованием авторского факультативного курса, коррекционной программы, демонстрации истории казачьего движения.

Освоение профессии военного зиждется на формировании военной идентичности. Во внеурочной деятельности для решения этой проблемы исследователь Л.А. Кузнецова [12] опирается на современную нормативную базу кадетского образования, отмечает его значительные возможности и воспитательный потенциал, предлагает структурно-

содержательную характеристику военной идентичности как синтез базовых компонентов, см. рисунок 2.

профориента-ционный

межпоколенческии

социально-профессиональ-

•Я- будущий офицер

•Я- сын офицера, продолжатель традиций своего рода

Рисунок 2. - Структура военной идентичности кадета (графика М.В. Заикина)

Базовую специфику военной профессии составляет физическая подготовка. Исследования военно-профессиональной направленной

физической подготовки представляют одно из наиболее развитых направлений кадетском образовании. Созданы авторские программы процесса физического воспитания, нацеленные на перспективы военной службы (В.Н. Максимов [13]), преемственного обучения будущих пограничников (В.В. Челядинов [14]). Д.В. Винограда [15] предлагает использовать ресурсы дополнительного образования для

профилирования физического воспитания кадетов и суворовцев в условиях общеобразовательных школ. Реализация предложений автора обеспечила существенные улучшения и позитивную динамику прироста умений стрельбы, армейского рукопашного боя, метания гранат и других специальных физических профильных действий, необходимых будущему военному. Результаты подтвердили общий вывод о глубокой и устойчивой взаимосвязи уровня физической подготовки кадетов и их готовности к дальнейшему освоению и реализации воинской службы.

Собственно предпрофессиональная

подготовка кадетов стала основным предметом исследования Л.Г. Горбуновой. Автором установлено, что отличительной чертой будущей профессии кадетов является высокий уровень риска в сочетании с гражданской ответственностью, что характерно для силовых структур. Предпрофессиональная готовность кадетов рассматривается автором как «определенный комплекс личностных качеств кадета, обеспечивающих сознательный выбор и успешное освоение им будущей профессии и являющихся результатом всего

предшествующего профессионально-жизненного самоопределения личности и итогом целеной предпрофессиональной подготовки» [16, с.9]. В эксперименте поэтапно были реализованы мероприятия дополнительного образования, в которых младшие школьники в игровой доступной форме изучали различные профессии.

Постепенно нарастает сложность и рискориентированность профессиональной

тематики. На пропедевтическом этапе обучающиеся становятся участниками детской организации кадетов. На этапе 10 - 11 класса предусмотрено не только изучение, но и участие в деятельности патриотического и оборонно-спортивного характера, множественное обзорные и деятельностные экскурсии в музеи и организации силовых ведомств,

исследовательские проекты по теме рискоориентированных профессий и служб России, соревнования и военизированные эстафеты. Важнейшим компонентом процесса является заинтересованное участие и привлечение ресурсов силовых ведомств. Результатом деятельности стал существенно повышенный уровень мотивации достижений в экспериментальных группах, а также статистически значимые позитивные различия в формировании отношения к риску и ответственному поведению.

В то же время за рамками педагогических исследований кадетского образования остался ряд профессионально-важных качеств, которые также могут сформированы на начальном уровне в условиях кадетского училища.

Смысловым стержнем обучения офицера и его профессии является командная (А.А. Цыбулько) и командно-методическая (А.И. Савельев [17]) виды деятельности. Именно они предопределяют результативность воинских подразделений по выполнению служебно-боевых задач. Это качество у курсантов вузов обеспечивается «пониманием содержания командной деятельности, наличием навыков по руководству подчиненными, организации действий и умелому управлению подразделением в повседневной жизнедеятельности и при выполнении задач по предназначению, а также наличием личностных качеств, позволяющих, в том числе, сплотить подчиненных в высокоорганизованную команду» [18, с.4]. Умения организовать сплоченные действия подчиненных наполняется современным

содержанием в условиях высокой степени развития инфокоммуникационных технологий и работы с меняющимся составом (В.А. Гнездилов

[19]).

Новым современным представлениям отвечает компетенция боевого слаживания (Е.В. Богомолова, С.В. Киселев), которая характеризуется согласованными действиями в составе различных подразделения «с целью формирования умений и навыков, необходимых для четкого выполнения функциональных обязанностей в особых условиях, согласованного выполнения боевых задач в соответствии с поставленной боевой задачей в реальном масштабе времени» [20, с.12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современную интерпретацию приобретает представление о физической подготовленность будущих военных. Это личностное качество должно стать фактором формирования готовности к здоровому образу жизни [21].

Экспериментальное исследование и его результаты. В условиях Оренбургского кадетского президентского училища

Министерства обороны Российской Федерации методом анонимного опроса было исследовано отношение воспитанников кадетского училища 9 - 10 классов к профессионально-важным качествам и профессиональным ценностям будущего военного специалиста (офицера) (240 чел.). Опрос включал оценку различных позиций по 10 - балльной шкале, см. рисунок 3.

Оценка кадетами значимости качеств и отношений военного специалиста

45%

0до 3 баллов Пдо 5 баллов Идо 7 баллов "до 10 баллов

Рисунок 3. - Оценка кадетами значимости качеств и отношений военного специалиста

(в % от общего числа респондентов)

Опрос вывил различное отношение кадетов к востребованным качествам будущего военного специалиста. Так, например, «умения взаимодействовать» и «умения действовать сплоченно» кадеты оценивали по-разному, отдавая предпочтение «взаимодействию» (10 баллов поставили 19% и 28% респондентов соответственно). В то же время невысоко оценивается умение работать в команде (26% оценили до 3 баллов). «Чувство ответственности» и «ценность жизни подчиненных» также не смыкаются для кадетов в понимании специфики военной профессии (18% и 8%). Отмечается и недооценка уровня риска (10 баллов выставили только 16%), явно несколько недооценивается

здоровый образ жизни. Кадеты относительно высоко оценили значимость лидерства (40% участников указали от 7 до 10 баллов), что на сложившимся фоне можно рассматривается и как переоценку этого качества. Отмечаются и яркие позитивные представления. Радует, что значимость самодисциплины, подчинения приказу и дисциплины достаточно высоки (29%, 34%, 35% соответственно). Отмечается ясное понимание патриотизма и необходимость знаний по профессии (39% выставили высокие баллы). В то же время в целом общее представление о качествах военного специалиста выглядят не достаточно четкими и определенными, в чем-то формальными, так как близкие понятия не

оцениваются идентично. В наибольшей степени «западает» блок качеств и отношений, связанных с значимостью командной работы, сплоченности, ответственности за других и ценности жизни подчиненных.

Выводы. Представленные материалы конкретизируют научно-педагогическое знание о приоритетах предпрофессиональной подготовки воспитанников кадетских училищ к будущей профессиональной военной деятельности и направлениях их практической реализации. Конкретизированное содержание

предпрофессиональной подготовки кадетов представляется целенаправленным управляемым педагогическим процессом формирования мотивации, учебной и физической готовности воспитанников к дальнейшему обучению военным специальностям в вузах, а также формирования основ компетенций, необходимых в воинской службе.

Приоритетами предпрофессиональной

подготовки воспитанников кадетских училищ являются формирование военно-

профессиональной идентичности, патриотизма, умений командной деятельности на условиях слаженности, взаимодействия, сплоченности и ответственности за других, воспитания лидерских качеств, готовности к ситуациям риска, профилизация физической подготовки и нацеленность на ценности здорового образа жизни.

Необходимо проведение дополнительных специальных исследований формирования у кадетов основ командных умений военного

специалиста, а также связанных с ними умения сплоченности и осознанного слаженного взаимодействия, профессионально-

ориентированного чувства ответственности, сознания высокой ценности чужой жизни. Вывод подтвержден результатами анонимного опроса кадетов старших классов, которые выявили явную недооценку значимости командных умений, сплочённости, ответственности за других в совместной деятельности.

Автором предлагается разработать и апробировать в предпрофессиональной подготовке кадетов мероприятия по формированию основ командой деятельности и связанных с ними отношений в форме педагогического сопровождения с

использованием контекстных, групповых, проектных, игровых и командных образовательных технологий.

Материалы и выводы статьи адресованы педагогическим работникам военно-

образовательных организаций, кадетских и казачьих классов общеобразовательных школ, исследователям специфики профессиональной ориентации и подготовки старшеклассников к будущей профессиональной военной деятельности. Результаты могут служить научным обоснованием ориентации

предпрофессиональной подготовки

воспитанников кадетских училищ на формирование умений командной деятельности и ценностных ориентаций, актуальных в современной военном деле.

Литература:

1. Гребенкин А.Н. Социокультурное взаимодействие между преподавателями и воспитанниками в кадетских корпусах Российской империи в 1801-1855 гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Гребенкин Алексей Николаевич; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т]. - Орел, 2009. - 30 с.

2. Худякова Т.А. Формирование гражданской позиции воспитанников кадетских корпусов императорской России: 1731-1917 гг.: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Худякова Татьяна Аркадьевна; [Место защиты: Смол. гос. ун-т]. -Смоленск, 2013. - 20 с.

3. Яковлева Л.В. Педагогические особенности воспитания кадетов и юнкеров в военно-учебных заведениях Российской Империи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Яковлева Лариса Викторовна; [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2011. -24 с.

4. Высшее образование [Электронный ресурс] // Министерство обороны РФ: [сайт]. - Режим доступа: https://vuz.mil.ru/Perechen-specialnostei

5. Левшин В.И. "Знать", "уметь", "владеть" преемственность и сопряжение квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, основных профессиональных образовательных программ военных образовательных организаций высшего образования - основа межвидовой подготовки военных кадров / В.И. Левшин, Э.Е. Тузов, А.П. Уколов // Вестник военного образования. - 2019. - № 3(18). - С. 26-32.

6. Алехин И.А. Современные требования к профессиональной подготовке военных специалистов (уровень специалитета) / И.А. Алехин, А.А. Авуза // Мир образования - образование в мире. - 2017. - № 4(68). - С. 114-120.

8. Асриев А.Ю. Кадетское образование: к проблеме определения понятия / А.Ю. Асриев, Н.В. Федорова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. -2022. - № 5. - С. 65-69.

9. Пилипенко В.И. Педагогическая поддержка кадет в профессиональном самоопределении: на примере Карельского кадетского корпуса: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Пилипенко Виктор Иванович. - Петрозаводск, 2012. - 23 с.

10. Ланских Е.А. Пропедевтика военной службы обучающихся в кадетских классах как условие их профессионального самоопределения и самомотивации к воинской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Ланских Елена Александровна. - Санкт-Петербург, 2013. - 24 с.

11. Ермолов Е.М. Становление и развитие качеств лидера воинского коллектива у кадет и суворовцев: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ермолов Евгений Михайлович. - Санкт-Петербург, 2015. - 27 с.

12. Лопатин Ю.В. Формирование лидерских качеств у старшеклассников казачьего кадетского корпуса: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Лопатин Юрий Владимирович. - Владикавказ, 2015. -24 с.

13. Кузнецова Л.А. Формирование военной идентичности кадет в условиях внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 5.8.1 / Кузнецова Лина Александровна. - Великий Новгород, 2021. - 24 с.

14. Максимов В.Н. Педагогическая технология формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ средствами физической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Максимов Виталий Николаевич. - Санкт-Петербург, 2018. - 24 с.

15. Челядинов В.В. Обеспечение физической готовности кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России с использованием полиатлона: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Челядинов Владимир Васильевич. - Санкт-Петербург, 2016. - 22 с.

1. Grebenkin A.N. Sociocultural interaction between teachers and pupils in the cadet corps of the Russian Empire in 1801-1855: author. dis. ... cand. ist. Sciences: 07.00.02 / Grebenkin Alexey Nikolaevich; [Place of protection: Orlov. state university]. - Eagle, 2009. - 30 p.

2. Khudyakova T.A. Formation of the civic position of pupils of the cadet corps of Imperial Russia: 1731-1917: author. dis ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Khudyakova Tatyana Arkadievna; [Place of protection: Smol. state university]. - Smolensk, 2013. - 20 p.

3. Yakovleva L.V. Pedagogical features of the education of cadets and junkers in the military educational institutions of the Russian Empire: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Yakovleva Larisa Viktorovna; [Place of protection: Voronezh. state university]. - Voronezh, 2011. - 24 p.

16. Виноград Д.В. Профилирование физического воспитания суворовцев и кадетов общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Виноград Дмитрий Владимирович. - Москва, 2020. - 26 с.

17. Горбунова Л. Г. Предпрофессиональная подготовка кадетов к будущей деятельности в сфере с высоким уровнем риска и гражданской ответственности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Горбунова Людмила Григорьевна. -Ярославль, 2017. - 23 с.

18. Савельев А.И. Опытно-экспериментальная работа по формированию командно-методической компетентности курсантов-военных летчиков / А.И. Савельев // Образование и право. - 2019. - № 12. - С. 136-142.

19. Цыбулько А.А. Моделирование процесса формирования готовности курсантов военных институтов войск национальной гвардии России к командной деятельности / А.А. Цыбулько, А.Н. Дахин // Сибирский педагогический журнал. - 2021. - № 6. - С. 101-114.

20. Гнездилов В.А. Профессиональная ориентация командиров на сплочение воинских коллективов в подразделениях внутренних войск МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Гнездилов Виктор Александрович. - Санкт-Петербург, 2015. - 22 с.

21. Богомолова Е.В. Использование современных образовательных технологий в процессе формирования компетенции боевого слаживания у будущих офицеров / Е.В. Богомолова, С.В. Киселев // Психолого-педагогический поиск. - 2021. - № 1(57). - С. 53-65.

22. Сыченков В.В. Физическая культура и спорт как факторы ориентации будущих офицеров на здоровый образ жизни: автореф. дис. . канд. пед. наук / Сыченков Вячеслав Валерьевич. - Санкт-Петербург, 2004. - 21 с.

ces:

4. Higher education [Electronic resource] // Ministry of Defense of the Russian Federation: [website]. - Access mode: https://vuz.mil.ru/Perechen-specialnostei

5. Levshin V.I. "To know", "to be able", "to own" the continuity and conjugation of qualification requirements for military professional training, the main professional educational programs of military educational organizations of higher education - the basis of interspecific training of military personnel / V.I. Levshin, E.E. Tuzov, A.P. Injections // Bulletin of military education. - 2019. - № 3(18). - Р. 26-32.

6. Alekhin I.A. Modern requirements for the professional training of military specialists (specialist level) / I.A. Alekhin, A.A. Avuza // The world of education is education in the world. - 2017. - № 4(68). - Р. 114-120.

7. Asriev A.Yu. Cadet education: to the problem of defining the concept / A.Yu. Asriev, N.V. Fedorova // Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. - 2022. - № 5. - P. 65-69.

8. Pilipenko V.I. Pedagogical support of cadets in professional self-determination: on the example of the Karelian cadet corps: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Pilipenko Viktor Ivanovich. - Petrozavodsk, 2012. - 23 p.

9. Lanskikh E.A. Propaedeutics of military service of students in cadet classes as a condition for their professional self-determination and self-motivation for military activity: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Lanskikh Elena Aleksandrovna. - St. Petersburg, 2013. - 24 p.

10. Ermolov E.M. Formation and development of the qualities of the leader of the military team among the cadets and Suvorovites: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Yermolov Evgeny Mikhailovich. - St. Petersburg, 2015. - 27 p.

11. Lopatin Yu.V. Formation of leadership qualities among high school students of the Cossack cadet corps: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Lopatin Yuri Vladimirovich. - Vladikavkaz, 2015. - 24 p.

12. Kuznetsova L.A. Formation of the military identity of the cadets in the conditions of extracurricular activities: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 5.8.1 / Kuznetsova Lina Aleksandrovna. - Veliky Novgorod, 2021. - 24 p.

13. Maksimov V.N. Pedagogical technology of formation of the military-professional orientation of the cadets of the Suvorov military schools by means of physical training: Ph.D. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.04 / Maksimov Vitaly Nikolaevich. - St. Petersburg, 2018. - 24 p.

14. Chelyadinov V.V. Ensuring the physical readiness of cadets to study at the universities of the border agencies of the FSB of Russia using polyathlon: author. dis. ... cand.

ped. Sciences: 13.00.04 / Chelyadinov Vladimir Vasilievich. - St. Petersburg, 2016. - 22 p.

15. Vinograd D.V. Profiling the physical education of Suvorov students and cadets of educational organizations of the Ministry of Defense of the Russian Federation: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.04 / Vinograd Dmitry Vladimirovich. - Moscow, 2020. - 26 p.

16. Gorbunova L. G. Pre-professional training of cadets for future activities in the field with a high level of risk and civil liability: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.01 / Gorbunova Lyudmila Grigorievna. - Yaroslavl, 2017. - 23 p.

17. Saveliev A.I. Experimental work on the formation of command and methodological competence of cadets-military pilots / A.I. Saveliev // Education and Law. - 2019. - № 12. - P. 136-142.

18. Tsybulko A.A. Modeling the process of formation of the readiness of cadets of military institutions of the troops of the national guard of Russia for command activity / A.A. Tsybulko, A.N. Dahin // Siberian Pedagogical Journal. - 2021. - № 6. - P. 101-114.

19. Gnezdilov V.A. Professional orientation of commanders for the rallying of military teams in the units of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: author. dis. ... cand. ped. Sciences / Gnezdilov Viktor Aleksandrovich. - St. Petersburg, 2015. - 22 p.

20. Bogomolova E.V. The use of modern educational technologies in the process of formation of the competence of combat coordination among future officers / E.V. Bogomolova, S.V. Kiselev // Psychological and pedagogical search. - 2021. - № 1(57). - P. 53-65.

21. Sychenkov V.V. Physical culture and sport as factors of orientation of future officers to a healthy lifestyle: Ph.D. dis. ... cand. ped. Sciences / Sychenkov Vyacheslav Valerievich. - St. Petersburg, 2004. - 21 s.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Сведения об авторе:

Заикин Михаил Викторович (г. Оренбург, Россия), педагог дополнительного образования Оренбургского президентского кадетского училища Министерства обороны Российской Федерации, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.