Научная статья на тему 'ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА. ВОЕННАЯ ПРОФЕССИЯ ДОСТОЙНЫЙ ВЫБОР'

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА. ВОЕННАЯ ПРОФЕССИЯ ДОСТОЙНЫЙ ВЫБОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профориетационная работа / формы военно-профориентационной деятельности / военно-профессиональная мотивация / служение Родине. / career guidance work / forms of military career guidance / military professional motivation / service to the Motherland.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полхович Эвелина Юрьевна

в статье раскрываются вопросы профориентационной работы с воспитанниками Тюменского президентского кадетского училища. Подробно описаны цель и задачи профориентационной работы. Рассматриваются основные формы военно-профориентационной деятельности, такие как, военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональное воспитание и военно-профессиональная консультация. На основании изложенного в статье материала сделан следующий вывод, что именно довузовские образовательные учреждения МО РФ создают благоприятные условия для развития военно-профессиональной мотивации у подростков и психологической готовности к осознанному выбору профессии офицера, желания посвятить жизнь военной службе в соответствии с объективными потребностями обороны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полхович Эвелина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER GUIDANCE WORK. MILITARY PROFESSION IS A WORTHY CHOICE

the article reveals the issues of career guidance work with students of the Tyumen Presidential Cadet School. The purpose and objectives of career guidance are described in detail. The main forms of military career guidance activities are considered, such as military vocational education, military vocational education and military professional consultation. Based on the material presented in the article, the following conclusion is made that it is pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation that create favorable conditions for the development of military professional motivation among adolescents and psychological readiness for a conscious choice of an officer's profession, the desire to devote life to military service in accordance with the objective needs of state defense.

Текст научной работы на тему «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА. ВОЕННАЯ ПРОФЕССИЯ ДОСТОЙНЫЙ ВЫБОР»

и навыки, обойдя эти процессы. Если брать образование как процесс поиска и усвоения информации, то во время него осуществляются такие задачи воспитания, как развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что воспитание, обучение и образование — неразрывные части единого целого, которые могут вступать в разные отношения друг с другом, когда одно преобладает над другими.

Список литературы /References

1. В.А. Сухомлинский. О воспитании. Москва, 1973 г.

2. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.Л. Смирнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. ДавыдовВ.В. Проблемыразвивающего образования. —М.: Педагогика, 1986.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА. ВОЕННАЯ ПРОФЕССИЯ -

ДОСТОЙНЫЙ ВЫБОР Полхович Э.Ю.

Полхович Эвелина Юрьевна - воспитатель (классный руководитель) учебного курса, ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», г. Тюмень

Аннотация: в статье раскрываются вопросы профориентационной работы с воспитанниками Тюменского президентского кадетского училища. Подробно описаны цель и задачи профориентационной работы. Рассматриваются основные формы военно-профориентационной деятельности, такие как, военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональное воспитание и военно-профессиональная консультация. На основании изложенного в статье материала сделан следующий вывод, что именно довузовские образовательные учреждения МО РФ создают благоприятные условия для развития военно-профессиональной мотивации у подростков и психологической готовности к осознанному выбору профессии офицера, желания посвятить жизнь военной службе в соответствии с объективными потребностями обороны государства.

Ключевые слова: профориетационная работа, формы военно-профориентационной деятельности, военно-профессиональная мотивация, служение Родине.

CAREER GUIDANCE WORK. MILITARY PROFESSION IS A

WORTHY CHOICE Polkhovich E.Yu.

Polkhovich Evelina Yuryevna - teacher (class teacher) of the educational course, FEDERAL STATE TREASURY EDUCATIONAL INSTITUTION "TYUMENPRESIDENTIAL CADET

SCHOOL", TYUMEN

Abstract: the article reveals the issues of career guidance work with students of the Tyumen Presidential Cadet School. The purpose and objectives of career guidance are described in detail. The main forms of military career guidance activities are considered, such as military vocational education, military vocational education and military professional

consultation. Based on the material presented in the article, the following conclusion is made that it is pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation that create favorable conditions for the development of military professional motivation among adolescents and psychological readiness for a conscious choice of an officer's profession, the desire to devote life to military service in accordance with the objective needs ofstate defense.

Keywords: career guidance work, forms of military career guidance, military professional motivation, service to the Motherland.

УДК378.1

На жизненном пути каждому человеку приходиться решать множество задач, отвечать на разные проблемные вопросы. Одна из приоритетных задач, которую пытаются решать старшеклассники и, конечно же, их родители, это как правильно сориентироваться в выборе профессии. В жизни каждого человека работа занимает важнейшее место и выбор профессии - очень сложная проблема [1, 184]. Иногда выбор профессии в подростковом возрасте отличается неосознанностью, профессиональные планы не реалистичны. В этот период интересы и склонности не устойчивы, сказывается влияние сверстников, родителей, что может обеспечить ошибки в выборе профессии. Часто подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Многие выбирают престижное образование, а не профессию, и часто по окончании обучения не знают, кем можно пойти работать. Поэтому организация профориентационной работы в Тюменском президентском кадетском училище является важным направлением в структуре учебно-воспитательной работы и направлена на обеспечение социальных гарантий в вопросах профессионального самоопределения кадет.

Рассмотрим вопросы профориентационной работы с воспитанниками Тюменского президентского кадетского училища. Данное довузовское образовательное учреждение является начальной ступенью системы военного образования России. Тюменское ПКУ открыло свои двери 1 сентября 2013 года. Специфичными для кадетского училища являются следующие особенности жизнедеятельности:

1. возможности для всестороннего развития подростков на высоком уровне;

2. жесткая регламентация распорядка дня;

3. преобладание групповых видов деятельности;

4. подчинение и субординация;

5. совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с организацией бытового самообслуживания;

6. «закрытость» образовательного учреждения, ограничения во встречах с близкими, строго регламентированный порядок выхода за пределы учреждения. В связи, с особыми условиями жизнедеятельности кадет перед педагогическим коллективом встают достаточно сложные задачи в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

Поступающие в училище подростки в большинстве своём мечтают стать офицерами, но зачастую это только мечта. Мечта, не подкреплённая необходимыми морально-психологическими качествами, знаниями и физическими данными. Учебная и воспитательная работа в училище помогает осознать не только многогранность и ответственность военных профессий, но и помочь понять все разнообразие самих военных специальностей, конвертировать эту детскую мечту в чётко сформулированное решение, осознанный выбор, мотивацию на получение военной специальности.

Цель обучения и воспитания в кадетском училище - интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни

в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на любом, в первую очередь, военном поприще. В современном мире армия играет ключевую роль в обороне государства и обеспечение достижения политических целей. Но хорошо обученную армию надо готовить из людей, преданных своей стране, и заниматься их воспитанием и боевой подготовкой. Российская военная школа в этом плане преуспела [1, 186].

Достижение данных целей осуществляется через решение задач. Основные задачи профориентационной работы в довузовских учреждениях Минобороны России:

1. Формирование позитивного отношения воспитанников к Вооружённым Силам, разъяснение им положений Конституции и федеральных законов по вопросам обороны, воинской обязанности и военной службы.

2. Формирование у воспитанников военно-профессиональной направленности, сознательного выбора воинской должности (специальности).

3. Разъяснение требований военно-профессиональной деятельности к психофизиологическим и социально-психологическим качествам кандидата, оказание практической помощи в выборе конкретной воинской должности (специальности).

4. Изучение истории Отечества, славных боевых традиций его Вооружённых Сил.

5. Предварительное изучение, оценка, учёт и корректировка психофизиологических способностей воспитанников с последующим ориентированием их на выбор военных специальностей Вооружённых Сил.

Основные формы военно-профориентационной деятельности:

1. Военно-профессиональное просвещение.

2. Военно-профессиональное воспитание.

3. Военно-профессиональная консультация.

На современном этапе эффективное формирование военно-профессиональной направленности у воспитанников кадетского училища достигается не только за счёт совершенствования учебно-воспитательного процесса, но и за счёт активизации их личных качеств. В условиях кадетского училища целенаправленная деятельность воспитателя учебного класса с кадетами, их окружением, а также многообразие и вариативность форм организации профориентационной работы способствуют осуществлению комплексного подхода к решению проблем профессионального самоопределения.

В Тюменском ПКУ проводится огромная работа по формированию устойчивой военно-профессиональной направленности у воспитанников, включающий в себя: военно-профессиональную подготовку, закрепление профессионального выбора, выработку положительной и убедительной мотивации к избранной военной профессии. И конечно, отметить в первую очередь, важность такой работы, как профессиональное просвещение.

Информационный аспект профессиональной ориентации связан с необходимостью обеспечить молодых людей всесторонней и адекватной информацией обо всем множестве существующих профессий и специальностей; добиться, чтобы каждый кадет хорошо знал, из чего следует выбирать, и умело ориентировался в мире профессий. Знание профессий и их требований к личности специалиста - одно из ведущих условий осознанного самоопределения молодого человека в будущей жизни, реализации им своего конституционного права на свободный выбор трудовой деятельности [2, 4].

Профессиональное просвещение осуществляется через личные встречи воспитанников с представителями высших образовательных учреждений МО РФ и через Интернет-ресурсы. В 2023/24 учебном году прошли встречи с представителями Челябинского высшего военного авиационного краснознамённого училища штурманов; Омским бронетанково -автомобильным училищем, Тверской академией ВКО, Военно-космической академией имени А.Ф. Можайского и другими.

На данных встречах представители учебных заведений познакомили кадет с историей военных ВУЗов, подробно остановились на специфике факультетов и военных специальностей, кадеты получили информацию об изменениях в порядке поступления в учебное заведение, льготах и о дальнейшей профессиональной карьере после окончания вуза и подписания контракта. Кроме этого, кадет интересовали нормативы физической подготовки, необходимые для поступления в ВУЗы Министерства обороны Российской Федерации, контрольные цифры набора курсантов в следующем учебном году. Информирование кадет о ВУЗах, профессиях, которые готовят данные учебные заведения, создает условия для формирования положительного отношения к различным видам деятельности, устойчивых профессиональных интересов и стремления к осознанному, самостоятельному выбору профессионального пути. Кроме этих встреч, которые проходят на базе ТИКУ, нельзя не отметить систему мероприятий по проведению летней практики и учебных сборов на базе ВУЗов МО РФ.

Данное сотрудничество с военно-учебными заведениями Министерства обороны Российской Федерации в вопросах организации, содержания и научно-методического сопровождения военно-профориентационной работы имеет огромное педагогическое значение в плане развития военно-профессиональной мотивации.

Кроме этого, профориентационная работа ведется на курсе и в классных коллективах. С целью формирования у подростков мотивационного, поведенческого и эмоционально-волевого компонентов к выбору военной профессии в условиях училища систематически проводятся тематические лекции, организуются индивидуальные и групповые занятия, круглые столы, дискуссии, экскурсии и тематические встречи. Воспитательная работа по военно-профессиональному направлению достаточно разнообразна по форме проведения. Важно отметить, что это и курсовые и внутриклассные проекты, военно-профориентационные классные часы из цикла бесед на тему: «Военная профессия - достойный выбор», вечер -встречи с ветеранами Вооружённых Сил Российской Федерации, проведение смотров строя и песни «Плечом к плечу идут российские войска», конкурсов военно-патриотической песни «Служить России суждено тебе и мне», несение «Вахты Памяти» на посту у Вечного огня, участие в Параде Победы 9 Мая и другие.

На классных часах воспитатели знакомят с военными профессиями и тематика воспитательных мероприятий, проведенных с воспитанниками в течение 2023/24 учебного года очень разнообразна. Например, беседа с анкетированием «Мотивы выбора сферы военно-профессиональной деятельности»; час воспитателя по профориентации и военно-профессиональной мотивации в формате военно-спортивной игры «Рубеж»; встреча с Иереем Сергием Нуртдиновым, настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери села Глубокое Курганской области, воином-ветераном десантно-штурмовой бригады спецвойск в Республике Афганистан, в рамках реализации курсового проекта по военно-профессиональной ориентации кадет «ПроеКТОриЯ»; участие кадет класса во встречах с выпускниками училища - курсантами ВУЗов МО РФ (например, с курсантами ТВВИКУ) и другие.

Нельзя не отметить педагогическую ценность таких воспитательных мероприятий, как волонтерские мероприятия «Добрые дела» - Патриотическая акция «Письмо солдату», подготовка писем и поздравлений для военнослужащих, проходящих службу в зоне специальной военной операции; патриотическая акция «Мы вместе», изготовление окопных свечей, массетей, сбор и отправка посылок в зону СВО ко Дню защитника Отечества, проведение классного часа на тему: «Герои нашего двора». Основная цель данного классного часа -познакомить кадет не только с биографией и профессиональной деятельностью участников СВО, но и с военными учебными заведениями, которые окончили будущие Герои России.

При подготовке к мероприятиям часто используются Интернет-ресурсы. Интернет предлагает ряд профориентационных ресурсов, направленных на профессиональную

ориентацию, где пользователь может познакомиться с секретами выбора и мира профессий. На официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации в разделе «Образование» представлен перечень высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. На странице каждого вуза Минобороны России можно познакомиться с историей вуза. Кадеты охотно используют Интернет-ресурсы при изготовлении интерактивных презентаций, подготовке сообщений и подбору иллюстративного материала по теме классного часа.

С первых дней функционирования ТИКУ в училище работает психологическая служба, которая оказывает помощь воспитателям в профориетационной работе с кадетами. Воспитатели и психологи работают в тесной связке. Совместными усилиями проводятся профессиональные диагностики, консультации с учетом индивидуальных особенностей воспитанника, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей, общеобразовательной и специальной подготовки. Цель диагностик и консультаций с кадетами - сделать определенные выводы и на основании результатов профессиональной диагностики дать кадету совет, устную или письменную рекомендацию о выборе профессии, предпочтительного вида деятельности, учебного заведения. А если учесть, что выбор высших учебных заведений МО РФ достаточно велик, то и выбор можно сделать осознанный.

Подводя итог, вышесказанному важно отметить, что на протяжении всего периода обучения подростков в училище единство взаимодействия всех преподавателей, воспитателей и психологов направлено на решение основных комплексных задач военно-профессиональной ориентации, а именно: раскрытие общественного смысла и специфики службы офицеров и формирование желания посвятить свою жизнь защите Отечества; формирование устойчивого интереса к военной деятельности; оказание помощи кадетам в выборе военной специальности с учетом призвания и способностей, особенностей воинской службы; разъяснение требований к профессионально важным качествам, психологическим данным, физической подготовленности и общеобразовательной подготовке кандидатов в ВУЗы; ознакомление кадет с содержанием и условиями деятельности военного специалиста; разъяснение кадетам правил приема и порядка обучения курсантов, особенностей службы выпускников училища; организация помощи по подготовке к поступлению в училище.

Результатом военно-профессиональной деятельности в довузовских образовательных учреждениях МО РФ является развитие военно-профессиональной мотивации у кадет и психологической готовности к осознанному выбору профессии офицера, желания посвятить жизнь военной службе в соответствии с объективными потребностями обороны государства.

Список литературы /References

1. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального

интересак педагогической деятельности. Омск: ОГИФК, 1990. С. 186

2. Чернер С.ЛПедагогическая поддержка жизненного и профессионального

самоопределения школьников // Школа. 2000. № 3 С. 3- 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.