Э. Ф. НАРУСЛАНОВ научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, т, -..т » »-..т^-гт старший лейтенант внутренней службы
Е. Б. NARUSLANOV
К вопросу распространения «радикального ислама» в учреждениях уголовно-исполнительной системы
On the question of the spread of "radical Islam"in the penal system
Аннотация. Рассмотрены некоторые аспекты распространения религиозных экстремистских идей в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также проблемы, связанные с противодействием этому явлению, и возможные пути их решения.
Ключевые слова: радикальный ислам, терроризм, экстремизм, уголовно-исполнительная система.
Abstract. Some aspects of the spread of extremist religious ideas in the penal system, and also the problems related to countering this phenomenon and possible solution.
Keywords: radical Islam, terrorism, extremism, the penal system.
Проблема борьбы с терроризмом в настоящее время является одной из самых актуальных. Эту преступную деятельность в России в основном осуществляют террористические организации, строящие свои противоправные планы на идеях радикального ислама. Подобное явление очень опасно, поскольку оно обладает многими специфическими особенностями, затрудняющими проведение мероприятий по его выявлению и пресечению.
Оказавшись в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС), представители указанных террористических организаций могут распространять экстремистские идеи и вербовать в свои ряды новых адептов. Процесс распространения радикальных религиозных взглядов среди осужденных в последнее время обрел широкие масштабы. Исправительные учреждения превращаются в плацдарм террористических и экстремистских организаций. В средствах массовой информации нередко можно встретить такое понятие, как «тюремный джамаат», под которым подразумевается созданная на территории учреждения УИС экстремистская организация, основывающая
свою деятельность на идеях радикального ислама, занимающаяся распространением радикальной террористической идеологии и вербовкой в свои ряды заключенных*.
Так что же такое «радикальный ислам» и почему, попадая в учреждения УИС, он так быстро распространяется среди осужденных? В ходе некоторых научных мероприятий официальные духовные представители мусульманской религии утверждали, что ислам по своей сути не может быть радикальным (Всероссийская конференция «О мерах по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма» - Москва, Минюст России, 21.11.2013). По их мнению, употребление словосочетания «радикальный ислам» недопустимо, потому что мусульманское учение построено на принципах мира и добра. Насилие и тем более убийство являются в исламе большим грехом, за исключением случаев, когда личности, государству или религии угрожает реальная опасность
* Джамаат (общество, коллектив, община) - объединение группы мусульман с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т. п.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
и избежать ее, кроме как применяя насилие, не представляется возможным. Следовательно, любое радикальное ответвление, проповедующее насилие и убийство во имя каких бы то ни было идей, перестает быть исламским, превращаясь в террористическую или экстремистскую секту. С этим трудно не согласиться. Но необходимо отметить, что со времен своего возникновения в Аравии ислам был не только религиозным учением, но и политической программой государственных правителей, поскольку религиозные постулаты ислама охватывают все сферы жизнедеятельности общества. Оппозиционные группировки, стремившиеся захватить власть, привнося что-то новое в свою политическую программу, не могли оставить без изменения и религиозные нормы. Например, в 644 году было образовано шиитское движение (приверженцы, партия, фракция), религиозные идеи которого шли вразрез с традиционным мусульманским учением [1]. Некоторые политические движения отличались радикальностью, что накладывало свой отпечаток на религиозные взгляды их представителей. Так, в 656 году было создано течение ха-риджитов, которые стали первой радикальной ветвью ислама. Их политическая программа была направлена на то, чтобы признать правителей государства «неверными» и вести с ними войну [2]. Принцип признания всех инакомыслящих врагами стал основой практически всех радикальных течений ислама.
История показала, что в борьбе за власть политическими (религиозными) движениями использовались различные средства и методы, но далеко не все из них являлись террористическими. Радикальные течения ислама были образованы еще в средневековье, в самом начале развития религии, и являются неотъемлемой ее частью. Следовательно, считать, что ислам не может быть радикальным, не совсем правильно.
Мусульманское вероучение сложно и запутанно, в связи с чем в полном объеме его понимание доступно лишь узкому кругу образованных лиц: богословам, юристам, знатокам и толкователям Корана. Этим и спешат воспользоваться преступники, считающие себя мусульманами [3].
На наш взгляд, следует разграничить радикальные течения ислама и террористические, экстремистские организации, потому что радикальное течение перестает быть мусульманским, как только в его деятельности находится место терроризму. Для лидеров террористиче-
ских организаций не существует религии, они используют лишь оболочку мусульманского вероучения, как правило, его самые радикальные формы, для достижения своих преступных целей, а собственные взгляды и понятия они выдают за религиозные постулаты.
Многие исследователи в своих работах отмечают, что радикальной идеологии недостаточно для обращения к терроризму. Лидеры и идеологи религиозных сект ввиду своих психологических особенностей (жажда власти, потребность в уничтожении жизни и др.), заимствуя религиозные теории, осмысливают их по-своему и доводят до крайних пределов. В своем исследовании Антонян Ю. М. пишет: «...Эта максимализация искажает, причем очень грубо, социальную действительность, которую террористы затем начинают воспринимать в уже таком искаженном виде. Мифологизированная по своим представлениям реальность вызывает негодование, вражду, ненависть, стремление раз и навсегда покончить с ней. Но экстремистская мифология не всегда и не совсем беспочвенна, она может иметь объективные основания, но эти основания доводятся до абсурда, когда, например, развитые страны представляют средоточием зла. Мир оказывается поделенным на две части: абсолютного зла и абсолютного добра» [4]. Рядовые последователи таких идеологов, введенные в заблуждение, уверены в том, что они являются носителями «истинной веры».
Оказавшись в местах лишения свободы, представители террористических организаций, основывающих деятельность на идеях радикального ислама, осуществляют распространение своих экстремистских идей среди осужденных. Эффективности данной деятельности, на наш взгляд, способствует ряд факторов.
Во-первых, в учреждениях УИС в условиях изолированного пространства, подавленного психологического состояния заключенных, ограниченного общения, а также специфических особенностей личности преступника создаются благоприятные условия для распространения экстремистских идей.
Во-вторых, принципы экстремистских учений имеют сходство с неписаными воровскими законами. К примеру, в «ваххабитском» вероучении есть принцип, согласно которому все ветви и структуры политической власти, не придерживающиеся их идей, незаконны. Лидеров государств, а также представителей власти и управления, в том числе сотрудников правоохранительных органов, они признают
[email protected] www.orfsin.ru
22
вероотступниками, а потому считают своей обязанностью пытаться их свергнуть, убить, отстранить от власти [5]. Точно так же приверженцы «воровских понятий» отрицают законную власть, а ее представителей считают своими врагами. Общий враг в лице государства и представителей власти играет роль сближающего фактора двух, на первый взгляд, разных социальных групп.
В-третьих, благоприятным фактором для распространения религиозного экстремизма среди осужденных выступает внутреннее устройство группы. Взаимоотношения между членами экстремистских организаций строятся на принципе «братства», поддержке друг друга и взаимовыручке. В «блатных» же взаимоотношениях присутствует строгая иерархия. В зависимости от занимаемого статуса складывается социальное положение в обществе. Занимаемый статус может быть как положительным («вор», «блатной», «шпона», «мужик» и др.), так и отрицательным («гад» и др.). Последние подвергаются гонениям, унижениям и насилию, им может угрожать смерть. В связи с этим некоторые осужденные, оказавшись в местах лишения свободы, могут искать своего рода убежище у экстремистов.
Таким образом, учреждения УИС являются благоприятной средой для быстрого распространения радикальных террористических взглядов, вербовки в ряды экстремистских групп новых адептов.
В настоящее время методика противодействия «воровскому миру» в учреждениях УИС выработана и активно применяется. Что же касается террористических организаций, основывающих свою деятельность на идеях радикального ислама, то здесь ситуация другая, требующая специфического подхода. Особенности оперативно-розыскной деятельности в отношении членов указанных организаций, содержащихся в учреждениях УИС, изучены недостаточно. Существует ряд проблем, которые во многом осложняют проведение оперативной работы с данной категорией лиц. К подобным проблемам можно отнести прежде всего тот факт, что в наше время отсутствуют развернутые характеристики личности террористов, основывающих свою деятельность на идеях радикального ислама. Еще одной проблемой является сложность отграничения религиозного экстремизма от традиционного вероучения. Зачастую неоправданно, без должной проработки и изучения, администрация учреждений УИС,
стараясь не обострять отношения с этноосу-жденными, соглашается с их требованиями, тем самым формируя определенный алгоритм действий («рычаг»), с помощью которого можно влиять на администрацию [6].
Для решения проблем, связанных с осуществлением оперативной работы в отношении террористов и экстремистов, основывающих свою деятельность на идеях радикального ислама, на наш взгляд, необходимо:
- проанализировать исторические причины и условия появления радикальных течений ислама;
- изучить основные идеи террористических организаций, основывающих свою деятельность на идеях радикального ислама, сравнить их с основными положениями традиционного мусульманского вероучения;
- понимать криминологические и психологические особенности личности террористов, основывающих свою деятельность на идеях радикального ислама;
- рассмотреть вопрос правового регулирования деятельности сотрудников УИС в отношении данной категории лиц;
- на основании изученных вопросов разработать алгоритм осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении указанной категории лиц.
Результат проделанной работы может стать важным шагом к успешному противодействию экстремистской деятельности в учреждениях УИС, раскрытию совершенных или готовящихся террористических и экстремистских преступлений. ^
1. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в У11-ХУ веках : курс лекций. Л. : Ленинградский университет, 1966. С. 39.
2. Там же. С. 48.
3. Нарусланов Э. Ф. Экстремистские организации: становление и современное состояние // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 2. С. 30.
4. Антонян Ю. М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М. : Щит-М, 1998. С. 108.
5. Добаев И. П. Современный терроризм: региональное измерение. Ростов/нД. : СКНЦ ВШ, ЮФУ, 2009. С. 19.
6. Горяинов К. К., Хромов И. Л. Особенности оперативной работы в исправительном учреждении среди осужденных, отбывающих наказание за преступления террористической направленности. М., 2012. С. 23.