НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Э. Ф. НАРУСЛАНОВ E. F. NARUSLANOV
научный сотрудник НИИ ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы
Экстремистские организации: становление и современное состояние
Extremist organizations: the emergence and current state
Аннотация. Рассмотрены некоторые вопросы истории и современного состояния деятельности экстремистских организаций, а также специфика работы сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, история ислама, оперативно-розыскные мероприятия.
Annotation. Discussed some of the history and current state of the activities of extremist organizations, as well as the specifics of employees of the penitentiary system with convicts for committing terrorist crimes and extremist.
Key words: terrorism, extremism, history of Islam, investigative measures.
Терроризм является наиболее опасным проявлением преступности. По своим масштабам, последствиям, интенсивности, разрушающей силе, по своей бесчеловечности и жестокости он превратился в одну из самых страшных проблем всего человечества. Достижения современной науки и техники открыли перед террористами широкие просторы для их преступной деятельности.
На сегодняшний день терроризм представлен в основном экстремистскими организациями, придерживающимися, как правило, традиций радикального ислама. Подобные организации существовали с древних времен, а масштабы их деятельности зачастую превышали современные. Так, в средние века получили широкую известность хашишины (гашашины, хашашины, хассасины), известные ныне как ассасины. Во времена крестовых походов слово «ассасин» пришло в европейские языки и приобрело значение «убийца».
Ассасины (низариты) - одно из течений в исмаилитской ветви ислама, образованное в
1094 году сторонниками Абу Мансура Низа-ра; позднее его возглавил Хасан Ибн Саббах. Идеологическая система низаритов делилась на общедоступную, включающую нормы шариата, и внутреннюю, доступную лишь посвященным.
С помощью ассасинов Ибн Саббах смог создать государство-«утопию», которого не знал исламский мир и о котором даже не задумывались европейские мыслители. Это было государство, где фактически не существовало различий между высшими и низшими слоями общества, а вся власть принадлежала только духовому лидеру и вождю Хасану Ибн Сабба-ху [1].
В октябре 1092 года в результате тщательно спланированного террористического акта был убит Низам аль-Мульк, визирь г. Сава - столицы государства Сельджукидов и подожжен дворец, что вызвало сильный резонанс во всем исламском мире.
Успех этого террористического акта послужил толчком к созданию школы по подготов-
[email protected] www.orfsin.ru 30
#
ке разведчиков и диверсантов-террористов, в задачи которых входило устрашение и показательное устранение тех, от кого зависело принятие важных политических решений [2].
К середине 90-х годов XI века Аламутская крепость [3] стала лучшей в мире академией по подготовке тайных агентов узкого профиля, основным занятием которых был терроризм. Из двухсот кандидатов к заключительной стадии отбора допускались максимум десять человек.
Ибн Саббах придумал простую, но в то же время очень эффективную методику подготовки своих адептов. Он объявил свой дом - Ала-мутскую крепость - «храмом первой ступени на пути в рай».
Погруженного в глубокий наркотический сон адепта переносили в искусственно созданный «райский сад», где его ожидали девы, реки вина и обильное угощение. Окружая растерянного юношу ласками, девушки выдавали себя за райских девственниц-гурий, нашептывая будущему террористу-смертнику, что он может сюда вернуться, погибнув в борьбе с неверными.
После пробуждения адепты искренне верили, что побывали в настоящем раю и реальный мир терял для них какую-либо ценность. Ибн Саббах убеждал их, что они смогут вернуться в рай, только приняв смерть по его непосредственному приказу.
Таким образом, ассасины не только не боялись смерти, но и страстно ее желали, ассоциируя ее с долгожданным раем [4].
Благодаря Ибн Саббаху ассасины из секты превратились в целое государство, а терроризм из отдельных преступлений - в государственную политику. Это стало возможным вследствие того, что мусульманская община в те времена раскололась на два враждующих лагеря: суннитов и шиитов. Первые были в большинстве, поэтому шииты подвергались постоянным гонениям, из-за чего их лагерь также раскололся на мелкие части, одной из которых и стали ас-сасины. Ожесточенные сражения в численном меньшинстве породили тактику терроризма, а гений зла Хасан Ибн Саббах довел эту тактику до совершенства и с ее помощью создал государство новой формации - террористическое государство, которое просуществовало более
двух веков. И лишь в 1256 году войску Хулага, внука Чингисхана, удалось захватить крепость ассасинов, тем самым положив конец существованию их государства.
Ассасины были уничтожены более мощной силой. Тем не менее до сих пор существуют школы подготовки смертников, где (как и в древности) используют метод «промывания мозгов» при помощи наркотических средств.
В жестоком Средневековье большие масштабы терроризма были не столь заметны, поскольку люди пребывали в состоянии бесконечных войн. В наше мирное время терроризм превратился в глобальную проблему человечества.
Ныне большинство террористических актов совершается экстремистскими организациями, которые, как отмечалось, обычно придерживаются традиций радикального ислама. Такой вид терроризма некоторые отечественные ученые называют этнорелигиозным, при котором совершение преступлений стимулируется мотивами обеспечения торжества своей нации и (или) религии, реализации национальных и религиозных идей, в том числе сепаратистских, за счет подавления или даже уничтожения других национальных и религиозных групп (причем нередко в рамках одной религии) [5].
В настоящее время в исправительных учреждениях России содержится более 1000 лиц, осужденных за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности.
Оперативная работа в местах лишения свободы с этнорелигиозными террористами осложнена тем, что большинству из них присуща предельная нетерпимость к тем, кто думает иначе, свойственна твердая вера в обладание абсолютной, единственной и окончательной истиной или в то, что ею обладают те, кому они подчиняются. Отсюда - вера в мессианское предназначение, высшую и уникальную миссию во имя «спасения» и счастья своей нации или сторонников «истинной веры» [6].
При осуществлении оперативно-розыскных мероприятий в отношении этнорелигиозных террористов оперработникам необходимо учитывать социальные факты, которые в определенной степени формируют личность осуж-
31 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 2/2014
-ф-
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
денного, влияют на мотивацию его сотрудничества с оперативными подразделениями, а также его национальные традиции, культуру, религию.
При изучении личного дела осужденных за преступления террористического характера и экстремистской направленности, а также в ходе личной беседы оперативный работник должен выяснить:
проходило ли лицо обучение в духовных образовательных учреждениях для мусульман за рубежом;
входило ли лицо в состав организаций, включенных в Перечень международных террористических организаций;
какую идеологию ислама лицо исповедует. При поступлении осужденных в исправительное учреждение оперативному работнику также следует производить изучение литературы, находящейся у них на хранении, проверять ее по федеральному списку экстремистских материалов. При выявлении материалов сомнительного происхождения (например, в случае замены обложки, либо ее отсутствия) следует направлять ее для изучения в лингвистические центры или официально зарегистрированные религиозные организации.
Перед оперативными подразделениями исправительных учреждений стоят сложные задачи по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий в отношении террористов. Знание внутреннего мира, религиозных идей и мотивов этнорелигиозных террористов может облегчить определение тактики проведения оперативной работы, а также повысить качество решения оперативных задач.
Со времен Средневековья и по сей день ислам остался неизменным; а людьми, прикрывающимися этой религией для осуществления преступной деятельности, движут те же античеловеческие идеи, что и сотни лет назад.
Нужно отметить, что ислам не является террористической религией и не призывает к террору. Однако к терроризму чаще всего прибегают лица, которые исповедуют эту религию и, преследуя криминальные цели, ведут террористическую войну якобы за ценности ислама. Между тем Коран прямо прописывает веротерпимость: «О вы, неверные! Я не стану поклоняться тому, чему вы будете поклонять-
ся, и вы не поклоняйтесь тому, чему я буду поклоняться... У вас - ваша вера, и у меня - моя вера» [7].
Мусульманское вероучение сложно и запутанно, поэтому в полном объеме доступно лишь узкому кругу образованных лиц: богословам, юристам, знатокам и толкователям Корана. Но этим спешат воспользоваться и преступники, которые считают себя мусульманами. Ярким представителем таких преступников является Хасан Ибн Саббах, о котором говорилось ранее.
Изучение истории ислама и происхождения исламских экстремистских организаций, основных постулатов мусульманской религии проясняет социально-психологическую природу и внутреннее содержание террористической деятельности. Это может также способствовать и более грамотному осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, повысить эффективность исправительного процесса в отношении лиц, осужденных за преступления террористической или экстремистской направленности. ^
1. См.: Ассасины. - URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 13.09.2103).
2. Дафтари Ф. Легенды об ассасинах // Мифы об исмаилитах. - М., 2009. - С. 2.
3. Аламутская крепость - горная крепость на высоте 2163 метров на стыке Талышских гор и центрального Эльбурса, в иранском остане Казвин, примерно в 100 километрах от Тегерана; в настоящее время от нее остались лишь руины. Возможная дата постройки - 859 год. Она расположена посреди горной долины Рудбар, образованной реками Шах-руд и Аламут, на отдельно стоящем утесе высотой около 200 метров. - URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 13.09.2103).
4. См.: Ассасины. - URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 13.09.2103).
5. Антонян Ю. М., Белокуров Г. И., Боковиков А. К. и др. Этнорелигиозный терроризм / Под ред. Ю. М. Антоняна. - М., 2006. - С. 15.
6. Горяинов К. К. Хромов И. Л. Особенности оперативной работы в ИУ среди осужденных, отбывающих наказание за преступления террористической направленности. - М., 2012. - С. 11.
7. См.: Коран. - URL: http: // www.dreamer.ru (дата обращения: 26.09.2013).
[email protected] www.orfsin.ru 32