Научная статья на тему 'Исторические корни терроризма'

Исторические корни терроризма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
378
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лабынцов Андрей

«Обозреватель Observer», Москва, № 1, 2007 г., с. 121-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические корни терроризма»

Андрей Лабынцов,

журналист

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ТЕРРОРИЗМА

Расширение масштабов террористической деятельности в последние годы, в том числе с использованием террористов-смертников, свидетельствует о том, что этот метод рассматривается террористическими организациями и их идейными вдохновителями как один из наиболее эффективных инструментов достижения поставленных целей.

Однако нельзя назвать терроризм смертников новым явлением в истории человечества. Еще в XI в. элементы террора стали методом, используемым членами радикальной исламистской секты «хашашинов». Основателем секты «хашашинов» являлся Хасан ибн Саббах, родившийся около 1050 г. в персидском городе Кум. Со временем Хасан именно Персию видел оплотом исмаилитской веры, чтобы оттуда ее сторонники повели сражение с инакомыслящими - шиитами и суннитами, т.е. с большинством мусульман. Мироощущение Хасана весьма характерно описано Л. Гумилевым на страницах книги «Древняя Русь и Великая степь»: для Хасана «все мусульмане враги, против которых дозволены ложь, предательство, убийства, насилие». Так, отступив от подлинного ислама, он объявил настоящую войну всем недавним своим единоверцам, а позднее и европейцам в лице рыцарей-крестоносцев. Ибн Саббах был первым, кто придал религиозному фанатизму политическую направленность. Л. Гумилев писал: «Исмаилиты должны были лгать всем: с шиитом он должен быть шиит, с суннитом - суннит, с евреем - еврей, с христианином - христианин, с язычником -язычник, но только должен был помнить, что тайно подчинен своему пиру - старцу. Все мусульмане - враги, против которых дозволена ложь, предательство, убийства, насилия. И вступившему на "путь", даже в первую степень, возврата нет, кроме как в смерть. Община, исповедовавшая и проповедовавшая это учение, очень быстро завоевала твердые позиции в самых разных областях распадавшегося Халифата. Каждая община имела своих руководителей, которым подчинялась совершенно беспрекословно. На смерть они шли, совершенно не дрогнув, потому что за мученическую смерть им гарантировалось место в мире, обещающем вечное блаженство. А чтобы они верили, что этот мир действительно существует, что это не обман, им давали курить гашиш - это самый обыкновенный

наркотик - и они его видели! Видения у них были такие красочные, что за них стоило погибнуть».

Главным центром организации стала крепость Аламут на вершине горы в Северо-Западном Иране. Отсюда берет начало неофициальный статус ибн Саббаха и его наследников - «хозяин гор». Правители «хашашинов», так же как и первый глава секты исмаилитов, тайно исповедовали древнеиранский культ Заратустры и ненавидели ислам, хотя делали вид, что почитают Аллаха и пророка Мухаммеда. Постоянные ссылки на Аллаха и законы шариата служили им удобным прикрытием истинных целей. Главное для них было обожествление имама как второго лица после Аллаха и воспитание членов организации в духе фанатизма и беспрекословного повиновения. В их глазах рядовые члены были слепым и послушным оружием - «как труп в руках обмывальщика». Перед приемом в организацию будущих послушников внимательно изучали. Наиболее хладнокровных и склонных к фанатизму отбирали в особую группу «фидаи» (буквально - «жертвующие собой»). Это были убийцы-смертники, готовые без колебаний уничтожить указанную им жертву и умереть рядом с ней либо покончить с собой по указанию хозяина. От рук фидаев пало немало правителей стран Ближнего и Среднего Востока, а также Европы. Орден «христовых рыцарей» интерпретировал название «хашашин», используя французское слово «ассасин», что означает «убийца». Опасаясь за собственную жизнь, правители многих стран предпочитали идти на сделки с организацией, откупаясь от нее, а иногда и прибегая к ее услугам. Для укрепления такого бесстрашия использовались специальные методы психологического воздействия. Перед тем как послать смертника на задание, его одурманивали гашишем и в таком состоянии переносили в один из дворцов правителя, обстановка в котором имитировала райскую жизнь. Придя в себя, «фидай» видел благоухающий сад с павлинами и фонтанами, роскошный дворец. Придя в себя в убогой обстановке жилища, смертник был в полной готовности совершить подвиг во имя веры и умереть, чтобы снова вернуться в рай.

Ассасины не подчинялись ни светским авторитетам, ни иноземным захватчикам. Однако, постоянно пребывая вне закона, эта малочисленная секта за счет строжайшей организации в течение двух столетий держала в страхе обширный, густо населенный регион. В течение почти двухсот лет ассасины наводили ужас и страх на огромных пространствах мусульманского мира. Они покоряли и

уничтожали целые города. Иранские ассасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 г. В Сирии и Ливане окончательно их добил египетский султан Бейбарс в 1272 г. Тогда было разрушено около ста укрепленных замков и поселений, где затаились ассасины, и истреблено более 12 тыс. членов этой секты. Однако основные принципы и приемы зомбирования перешли от «горных старцев» к наставникам современных смертников, дополнившись достижениями науки в этой области. Что примечательно, Хасан ибн Саббах изобрел государство нового типа. Все прежние занимали определенную территорию. Его же владения состояли из отдельных замков и крепостей - «военных лагерей» той эпохи. Его территорию не занять, ведь ее в общем-то и нет. Его держава кочует с имамом из крепости в крепость. Где скрывается ассасин, там ему и отечество. Такое «государство» крепила не общая всем земля, а единая фигура вождя.

В более поздний период можно выделить наблюдавшиеся в регионе Юго-Восточной Азии (на восточном побережье острова Суматра, в провинциях Филиппин Миндао и Суду в юго-восточной Индии) на протяжении нескольких веков нападения террористов-смертников на колониальные власти под лозунгом освобождения от колониального ига. В конце XIX - начале XX в. в России, Европе и США прошла волна террора, сопровождавшаяся серией убийств и покушений на руководителей государств и представителей власти. В деятельности экстремистских организаций того времени отмечались случаи, когда отдельных исполнителей террористических акций можно было бы отнести к категории смертников. Так, 12 августа 1906 г. тремя террористами, членами эсеровской партии, было осуществлено покушение на премьер-министра П.А. Столыпина. Террористы подъехали к даче Столыпина на Аптекарском острове, причем двое из них были одеты в форму жандармских офицеров, проследовали в приемную, где в это время находились посетители. С криками «Да здравствует свобода! Да здравствует анархия!» они бросили перед собой портфели со взрывчаткой, которые держали в руках. Особенностью проведения данной террористической акции являлось то обстоятельство, что вероятность выжить у террористов, ее осуществивших, была практически нулевой. Это является одним из основных отличительных признаков терроризма смертников.

В настоящее время в средствах массовой информации для обозначения террориста-смертника иногда используют термин

«камикадзе». Однако при определенной внешней схожести, данные явления обладают рядом существенных отличий. Камикадзе -японское слово («божественный ветер»), которым называют японских летчиков-смертников, в годы Второй мировой войны направлявших свои самолеты, груженные взрывчаткой, на корабли противника. Возникновение термина «камикадзе» историки относят ко второй половине XIII в., когда Япония оказалась перед лицом внешней опасности - монгольского нашествия. Дважды (в 1274 и 1281 гг.) монгольские завоеватели под предводительством внука Чингисхана Хубилая пытались покорить и присоединить Японию к своей империи. Обе экспедиции окончились неудачно, что было обусловлено как просчетами в организации и командовании, так и мощнейшими тайфунами, пронесшимися над побережьем острова Кюсю во время экспедиции флота монголов к берегам Японии. В ХХ в. философия самопожертвования в Японии возродилась с новой силой в ходе Второй мировой войны. Идеологом движения и создателем корпуса «камикадзе» стал японский вице-адмирал О. Такидзиро, с подачи которого в Японии была развернута широкая пропагандистская кампания по привлечению молодежи в ряды специальных штурмовых отрядов смертников (тэйсинтай). В основе философии камикадзе лежал японский национализм, замешанный на религии синтоизма, которая обосновывала божественное происхождение старейшей на земле императорской династии. Психологический тренинг будущих смертников был основан на принципах «бусидо» - самурайского кодекса, ключевым принципом которого было самопожертвование во имя императора и Японии. Кодекс морали японских воинов «бусидо» формировался на основе учения «дзэн». Бытие в существующем мире признавалось дзэн-буддизмом лишь видимостью, а не действительностью («концепция непостоянства»).

Внешний мир по буддистским представлениям иллюзорен и эфемерен, он только проявление всеобщего «ничто», из которого все рождается и куда все уходит, а жизнь в нем людям дана на время и подлежит возвращению. Поэтому дзэн-буддизм учил человека не цепляться за жизнь и не бояться смерти. Другой составной элемент в теории «легкой смерти» был обусловлен влиянием конфуцианства. Японца учили ради императора, господина, нравственного принципа жертвовать всем. Смерть во имя исполнения долга считалась «настоящей жизнью». Дзэн-буддизм воспитывал такое отношение к вопросам жизни и смерти, при котором отсутствовали

страх перед гибелью, собственное «я» и осознание своих выгод и невзгод. Сам адмирал Такидзиро утверждал, что любой камикадзе - «бог без земных желаний» и, совершая акт самоубийства, смертник становится частью несокрушимой силы, действующей в интересах трона и родины. Впервые подразделения летчиков-смертников были использованы в октябре 1944 г. в ходе Филиппинского сражения - крупнейшего морского сражения Второй мировой войны. В 1945 г. японское командование сделало ставку на массовое производство карликовых подводных лодок, управляющихся смертниками. В числе других новшеств оказались «люди-мины» - водолазы с взрывчаткой, действовавшие против американских кораблей, и «люди-танки», взрывавшие вражескую бронетехнику с помощью мин на длинных шестах. В полной мере движение японских камикадзе проявило себя в ходе битвы за Окинаву, продолжавшейся с апреля по июнь 1945 г. После подписания Японией капитуляции в августе 1945 г. акции камикадзе прекратились как не имевшие смысла. Таким образом, камикадзе применялись японским командованием в сражениях против регулярных частей и соединений противника с целью уничтожения боевой техники и поражения живой силы. После окончания боевых действий в камикадзе надобность отпала.

В настоящее время террористические акции с использованием смертников по всему миру приобрели эпидемический характер. При этом последствия такого рода акций не только затрагивают вопросы национальной безопасности отдельных стран, но и влияют на решение региональных проблем, влекут за собой геополитические последствия для многих государств мира, включая Россию. С этой точки зрения в арсенале средств, применяемых террористами, смертники рассматриваются ими как «оружие» стратегического назначения. Наибольшее распространение в настоящее время феномен терроризма смертников получил в экстремистских организациях исламских фундаменталистов. В этой связи можно отметить, что в истории человечества наибольшее количество собственных и чужих жертв было принесено во имя божественных (высших) сил. Не исламу принадлежит первенство в ведении захватнических и братоубийственных войн под знаменем «священной войны». Через всю историю христианства проходят призывы «ради Христа» быть готовым убивать или быть убитым. Вместе с тем реалии сегодняшнего дня убедительно свидетельствуют о том, что в наибольшей степени именно спекуляции на учении ислама и целенаправленное

искажение его отдельных положений, в первую очередь учения о «джихаде» и обязанности простых мусульман в участии в нем, ортодоксальными течениями этой религии и их представителями порождают и генерируют явление терроризма смертников, как средства достижения поставленных целей. В этой связи изучение генезиса явления терроризма смертников, его исторических и религиозных предпосылок необходимо с целью понимания психологических, социально-экономических и иных факторов, способствующих его формированию и организации комплексного противодействия указанным террористическим проявлениям.

«Обозреватель - Observer», Москва, № 1, 2007г., с. 121-127.

Станислав Минин,

журналист

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ИСЛАМ В РОССИИ»*

Большинство книг о российском исламе носят узкопрофессиональный характер и не дают общего представления о проблеме. Их читатель «попадает в положение слепца из "Притчи о трех незрячих", которые пытались понять, как выглядит слон, ощупывая по отдельности его хобот, ноги, уши, и в итоге так и не составили о нем единственно правильного мнения». Это слова профессора МГИМО А.В. Малашенко из предисловия к первым трем книгам нового долгоиграющего издательского проекта «Ислам в России». В совокупности книги новой серии должны стать своего рода «краткой энциклопедией российского ислама». Возможно ли это? По своей структуре три уже изданные книги - «Ислам в Москве» Фарада Асадуллина (по сути, сокращенная версия его книги «Москва мусульманская», изданной на русском и арабском языках), «Ислам в Татарстане» Р. Мухаметшина и «Ислам в Башкортостане» А. Юнусовой - развернутые энциклопедические статьи. Где-то больше статистики и этнографии (книга Юнусовой), где-то - анализа проблем «религиозной идентичности» (книга Мухаметшина), а где-то - институциональной истории (книга Асадуллина), но при этом проверять фактуру или сомневаться в компетентности авторов

* Асадуллин Ф.А. Ислам в Москве. - М.: . Мухаметшин P.M. Ислам в Татарстане. -Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. - !

Логос, 2007. - 128 с. ■ М., 2007. - 104 с. М., 2007. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.