Научная статья на тему 'Терроризм смертников'

Терроризм смертников Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
849
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Терроризм смертников»

В начале своего президентства Саркози, пытаясь наладить отношения с иммигрантами, обиженными его заявлениями в бытность министром внутренних дел, назначил на должность министра юстиции Рашиду Датти, молодую адвокатессу магрибинского происхождения. В качестве первоочередных мер Саркози предложил меры по соблюдению всеми гражданами республиканских принципов в жизни французского общества, в частности светского характера государства, равенства мужчин и женщин, запрета на полигамию. Декларируя необходимость обеспечить достоинство всех людей, проживающих в стране, Саркози и его сторонники отводят особое место решению проблем «неблагополучных кварталов», признавая, что это потребует не только больших средств, но и новых методов работы. Реабилитация «проблемных кварталов» называется «одним из самых трудных вопросов, который встанет перед властями в предстоящую легислатуру».

Очевидно, что правительство и в дальнейшем будет вносить определенные коррективы в иммиграционное законодательство. Однако Франции, как и всей Европе, не избежать социокультурной трансформации, которая является результатом включения в западную цивилизацию столь мощного отряда (около 5 млн. человек) представителей других этносов.

«Вызовы XXI века», М, 2010 г., с. 228-247.

В. Петрищев,

политолог

ТЕРРОРИЗМ СМЕРТНИКОВ

Терроризм как весьма эффективный инструмент нелегитимного насильственного достижения политических целей получил широкое распространение в мире. При этом организаторы террористической деятельности стремятся извлекать максимальную выгоду из процессов глобализации, ставя себе на службу новейшие информационные технологии, транснационализируя, усложняя и делая все менее уязвимыми для правоохранительных органов элементы своей инфраструктуры, создавая мощную финансовую базу для преступной деятельности.

Терроризм быстро изменяется, мутирует, осваивает все более опасные, бесчеловечные и разрушительные методы. Субъекты террористической деятельности уже преодолели те нравственные рамки, которые ранее сдерживали масштабы и размах терроризма.

Сегодня для рекламирования своих целей и демонстрации своей готовности совершать самые решительные и радикальные действия для достижения декларируемых целей террористы готовы уничтожать сотни и тысячи простых обывателей.

Разгул терроризма в мире, его срастание с организованной преступностью, его коммерциализация приводят к тому, что люди, занимающиеся организацией террористической деятельности, по существу, превращаются в бизнесменов-прагматиков. На этом фоне возрастания рационализма и трезвого материального расчета уникальным исключением выглядит феномен террористов-смертников - особой категории людей, осмысленно совершающих террористические акции, сопряженные с обязательной самоликвидацией исполнителей. Это обстоятельство позволило возникнуть романтизированному мифу о существовании некой «чистой», лишенной криминальных примесей, разновидности терроризма -терроризма «жертвенного». Попытаемся проанализировать, насколько объективен этот миф, насколько бескорыстны люди, вовлекаемые в терроризм смертников, и что собой представляет терроризм смертников в современных условиях.

Если говорить о понятии терроризма смертников, то существуют различные определения рассматриваемого вида терроризма и исполнителей такого рода акций. Как уже отмечалось, иногда терроризм смертников называют жертвенным терроризмом, что, как представляется, некорректно. В этой ситуации личность преступника, несущего смерть людям, романтизируется, окружается ореолом жертвенности. На самом же деле истинными, зачастую ни в чем не повинными и даже совершенно случайными жертвами террористов являются простые граждане, оказавшиеся на месте совершения террористической акции.

В последнее время в связи с многочисленными актами терроризма смертников, совершаемых представителями крайних течений ислама, широкое распространение получил термин «джихад», трактуемый как война мусульман против неверных. При этом исламских фанатиков, совершающих акции терроризма, часто называют шахидами, что также абсолютно неверно. На самом деле понятие «джихад» (от арабского - усердие, рвение, старание) означает предписанное Кораном усилие мусульманина в стремлении к Богу. Джихад включает много аспектов - социальный, культурный, духовный, морально-нравственный, правовой. Лишь одна из разновидностей джихада - «джихад меча» - трактуется как вооруженная борьба с неверными. Причем Коран допускает при-

менение насилия только в качестве ответной меры на внешнюю угрозу. Террористические акции против мирного населения не вписываются в содержание джихада, а в изречениях Пророка Мухаммеда даже есть положения, прямо их осуждающие. Действительно, Пророк заявлял, что если даже самозащита оправданна, она не должна принимать экстремальные формы. Кроме того, если противник готов прекратить свои враждебные действия и ищет мира, святой долг мусульманина - принять мирное предложение. Самое же главное в понятии «джихад» - это внутренний духовный подвиг человека, очищение самого себя.

Экстремистами от ислама осуществляется подмена и понятия «шахид». Не только исламские авторитеты-богословы, но и простые мусульмане, хотя бы немного знающие Коран, объяснят, что термин «шахид» (с арабского - жертвователь) означает мученика, павшего за веру и приобщенного к сонму святых именно благодаря этой мученической смерти. Именно так трактуется этот термин в Исламском энциклопедическом словаре. Однако смерть за веру от чужой руки и уничтожение мирных обывателей - две абсолютно разные и несовместимые вещи. В соответствии с догмами Корана каждый человек, который родился и вышел на свет божий, бесценен. Об этом говорится во многих суннах священной книги мусульман, это утверждают и суфийские мыслители. Ислам, так же как и христианство, провозглашает бесценность человеческой личности. Поэтому стремление организаторов террористических акций, исполнителями которых становятся фанатично верующие люди, освятить убийства мирных граждан исламскими лозунгами - всего лишь подлая спекуляция на религиозности и доверчивости зависимых от них людей.

Западные политологи для определения терроризма смертников часто используют понятие «суицидный терроризм». Однако и оно представляется недостаточно объективным. Действительно, само понятие «суицид» (от латинского - убивать себя) означает самоубийство. Склонность к суициду испытывают лица, обладающие девиантной психикой. Однако лишение самого себя жизни не является основной целью террориста. Преступник стремится к нанесению максимально возможного ущерба другим людям. При этом собственная смерть - лишь условие выполнения поставленной задачи. Кроме того, чаще всего жизнью смертника распоряжается не сам он, как это происходит при суициде, а его руководители.

Таким образом, вероятно, более правильно было бы определить рассматриваемый вид терроризма как терроризм смертников.

Е. Швейтцер, один из руководителей израильского Института мировой политики в области борьбы с терроризмом, трактует его так: «Терроризм смертников - это политически мотивированное применение силы, осуществляемое индивидуумом (индивидуумами), который активно и целенаправленно уничтожает себя вместе с выбранным объектом. Неизбежная смерть исполнителя такой акции служит залогом успеха террористической операции».

История возникновения терроризма смертников уходит своими корнями в далекое прошлое. Яркими представителями террористов-смертников древности можно считать членов иудейской политической секты сикариев в Древнем Риме в I в. н.э. Си-карии, боровшиеся с оккупировавшими Иудею римлянами, в качестве объекта жертвенного терроризма всегда намечали конкретную фигуру, как правило, из числа видных общественных или политических деятелей. Это могли быть либо римляне, либо сотрудничавшие с ними отступники-иудеи. Причем объект покушения изначально рассматривался в качестве культовой, ритуальной жертвы, которая должна была поражаться холодным оружием публично, демонстративно, при большом скоплении народа. При этом террорист-сикарий, планируя совершение такого преступления, прекрасно осознавал, что и сам он практически мгновенно будет лишен жизни. Таким образом, акт терроризма смертника в древние времена укладывался в простую формулу: одна жертва -один террорист.

Широкую известность получила деятельность уникальной секты террористов-смертников в XI в. в Персии (ныне территория Ирана), которую активно использовал для укрепления своего авторитета среди мусульман весьма влиятельный политический деятель того времени Гасан ибн-Саббах. Именно его считают основателем особого террористического ордена ассасинов (по-арабски -«хашашиды»), т.е. убийц. Укрепившись в неприступной горной крепости Аламут на севере Персии, «шейх горы», как стали называть в народе Гасана ибн-Саббаха, нагонял ужас на противников своей воли актами террора, совершавшимися его рядовыми последователями - федави. Они представляли собой мусульман-фанатиков, подбиравшихся среди бедноты из числа физически крепких молодых юношей. Федави воспитывались в абсолютном повиновении «шейху горы», воспринимали его как посланника Аллаха и готовы были, жертвуя собой, выполнить любой его приказ. А для того чтобы акт самопожертвования не был лишь формальным актом исполнения религиозного долга, а превращался в страстно же-

лаемую цель, федави подвергались еще и специальной медико-психологической обработке, включавшей применение гипноза и наркотиков. С их помощью фанатикам-федави внушалось, что смерть по воле Гасана ибн-Саббаха - это высший подвиг на земле, после совершения которого для мусульманина сразу же наступает райская жизнь в чудесных садах в окружении прекрасных гурий.

Известный путешественник Марко Поло и ряд других авторов Средневековья так описывают процесс обработки будущего смертника: «Одурманенного юношу, пока он находился в бессознательном состоянии, переносили в потайной сад, окруженный высокими стенами и оборудованный в соответствии с мусульманским представлением о рае. Здесь подготовляемый к подвигу федави, очнувшись, блаженствовал короткое время в объятиях прекрасных "гурий" и наслаждался всевозможными удовольствиями. Затем его усыпляли снова, переносили в обычную обстановку и на следующий день уверяли, что молитвами шейха душа его только что побывала в раю и что испытанное там блаженство будет его вечным уделом, если он сложит голову, выполняя поручения вождя. После этого федави бесстрашно шли на смерть, становясь слепыми орудиями Гасана... Убийство, как правило, совершалось открыто, на людном месте, причем убийца и не пытался бежать: он с восторгом принимал смерть, уверенный в том, что купил себе вечное блаженство, уже испытанное им однажды».

Терроризм с момента своего возникновения претерпел серьезные изменения, в настоящее время старинная формула «одна жертва - один террорист» уже не работает. Развитие средств и технологий уничтожения, ориентация субъектов терроризма на максимальный общественный резонанс каждого акта терроризма, возрастание роли средств массовой информации в части воздействия на общественное сознание привели к тому, что терроризм смертников перестал быть прицельным и избирательным. Жертвы таких террористических актов, как правило, случайны, а организаторы террористических атак при их планировании стремятся к максимальному увеличению количества жертв. Между тем методика идейно-психологической обработки фанатично верующих мусульман в целях превращения их в послушных террористов-самоубийц, вырабатывавшаяся в течение столетий, практически не претерпела изменений до настоящего времени.

Будущие «камикадзе» рекрутируются, как и сотни лет назад, в среде бедной и малограмотной мусульманской молодежи. Их наставники, использующие несчастных фанатиков в качестве

средства достижения политических целей, проводят широкую пропаганду исламских догм, оказывают материальную помощь нуждающимся, организуют молодежные лагеря, в которых и воспитываются будущие «святые мученики». Именно такой тактики придерживаются лидер ХАМАС Исмаил Абу Шанаб и его соратники, а также лидеры экстремистских исламских течений на постсоветском пространстве. Бедные родители отдают своих детей на бесплатную учебу «святым» людям, тем более что они при этом еще берут на себя заботу о содержании учеников и их «трудоустройстве». Таким образом, несформировавшиеся юные души попадают в руки опытных психологов-исламистов. Неофитам «единственно правильной веры» настойчиво внушается мысль о том, что главный смысл существования мусульманина - в служении Аллаху, а принесение своей жизни на алтарь его славы - величайшее счастье. При этом человеку уготованы вечные радости в райских кущах.

Для бедняков сектора Газа каждый член ХАМАС - благодетель, так как именно эта организация оказывает материальную помощь тысячам родственников политзаключенных и «святых мучеников». Им выдаются немалые денежные вознаграждения за погибшего «шахида», младшим членам семьи смертника назначаются стипендии. По данным специалистов, до недавнего времени на содержание семей смертников из бюджета «Хезболла» ежегодно выделялось до 70 млн. долл. При этом примерно половина этой суммы поступала из государств Персидского залива (Саудовская Аравия, Иран, Египет и другие страны), 35% - из Европы (в основном из Великобритании), 15% - из США.

Кроме того, в соответствии с исламистской хамасовской пропагандой каждый «шахид», отдавший свою жизнь за Аллаха, обретает вечную жизнь в раю и имеет право зарезервировать 70 мест на небесах для родственников. Естественно, что после подобной интенсивной религиозно-психологической обработки исламский фанатик начинает воспринимать окружающую его действительность как временную и тягостную необходимость земного существования в ожидании счастливого случая перейти в сады Эдема. А обеспечить это перемещение своих учеников к лучшей и вечной жизни могут лишь духовные наставники, отдающие приказы совершить самоубийство во имя веры. При этом грех самоубийства трактуется как угодный Всевышнему акт самопожертвования, во время которого лицо, его совершающее, мгновенно приобретает статус святого мученика и переносится в рай.

Помимо религиозной обработки и обещаний щедрого вознаграждения для родственников смертника используются и совершенствуются иные приемы и способы вовлечения в терроризм будущих исполнителей террористических акций. Так, весьма эффективной оказалась комбинация мотиваций религиозного и национально-освободительного характера, широко применяемая, например, при проведении террористических атак против Израиля. Смертники стали грозным оружием в руках панисламистов, стремящихся к созданию всемирного Халифата. Одновременно к этому методу стал прибегать и ряд организаций с националистической, этнической или сепаратистской мотивацией своей деятельности, ставящих во главу угла при использовании смертников не религиозный характер их поступков, а героико-патриотический.

Субъекты и география

современного терроризма смертников

Всплеск терроризма смертников в новейшей истории пришелся на 80-90-е годы XX в., когда ряд возникших шиитских террористических организаций, сопротивлявшихся израильской агрессии на Ближнем Востоке, взял «шахидизм» на вооружение как весьма эффективный инструмент политической борьбы. Следует отметить, что распространению терроризма смертников среди шиитов способствовала традиция особого почитания некогда погибшего за веру внука Пророка Мухаммеда, имама аль-Хусейна -«шаха шахидов».

В 1968 г. бывший капитан сирийской армии Ахмад Джибрил организовал оппозиционную Ясиру Арафату организацию «Народный фронт освобождения Палестины». Именно он при разработке программы борьбы с израильским режимом особо настаивал на операциях с применением смертников. В начале 1980-х годов возникла ливанская террористическая организация «Хезболла» («Партия Бога»). Основателем и идеологом партии был шейх Сейид Мухаммад Хусейн Фадлалла, сплотивший группу шиитского духовенства и взявший на вооружение опыт Исламской революции в Иране. Современные черты военизированной боевой организации «Хезболла» приобрела в 1982 г., когда в Баальбек прибыли из Ирана несколько сотен «стражей Исламской революции» для борьбы с израильской интервенцией. «Хезболла» выдвинула из своих рядов больше «шахидов», нежели все другие исламские террористические организации, вместе взятые. Именно члены

организации «Хезболла» провели первые масштабные акты террористов-смертников в новейшей истории, продемонстрировавшие эффективность этого вида политического насилия. В декабре 1981 г. террорист-смертник привел в действие взрывное устройство в посольстве Ирака в Ливане, что привело к гибели 27 человек и ранениям нескольких сотен. 23 октября 1983 г. начиненный огромным тротиловым зарядом грузовик с водителем-смертником ворвался на территорию казармы морских пехотинцев США в Бейруте и протаранил здание. При взрыве погибли 240 человек, огромное количество солдат были ранены. Месяцем позже подобная же операция была совершена против французской казармы, в результате чего погибли около 60 солдат, и опять за рулем грузовика-бомбы был смертник.

Помимо «Хезболла» активно используют терроризм смертников на оккупированных израильтянами территориях члены ХАМАС, «Исламского джихада», «Бригад мучеников Аль-Акса». Активная роль в организации этой деятельности принадлежит ваххабитам, членам сектантского направления в исламе, в основе политической практики которого лежит доктрина вооруженного джихада против неверных, включая и мусульман, не разделяющих мировоззрения ваххабитов. Автор книги «Стратегия выигрыша войны против терроризма» Ирвин Бросс считает, что около 90% всех совершаемых исламистами в мире террористических актов организуется или поддерживается ваххабитами, а на создание террористической инфраструктуры в Палестине ими ежегодно тратится около 200 млн. долл.

Сначала осуществляется подбор потенциальных исполнителей террористических акций. Ответственные за духовную подготовку будущего террориста должны быть талантливы и ха-ризматичны, разбираться в законах и истории ислама. Ведь им предстоит снять все сомнения и колебания, которые могут возникнуть у подобранных добровольцев и привести их к состоянию готовности умереть смертью мученика. В этих целях доброволец исполняет серию ритуалов, символизирующих уход из земной и вхождение в «святую» сферу, из которой он уже не выйдет до момента исполнения своей «высокой миссии». Террористу активно внушают религиозные, идеологические, политические и военные установки. Будничные проблемы отодвигаются на задний план, как и значимость самой собственной жизни на Земле. Добровольцу и его потомкам от имени Аллаха обещается высокий социально-религиозный статус, которого он никогда не сможет приобрести

другим путем. Ему обещают вечную жизнь и всевозможные удовольствия в садах Эдема. Смертника убеждают в том, что его смерть, похороны и отстранение от любимых и близких будут безболезненны, кроме того, его жертва пойдет на пользу его близким, которым гарантируется значительная помощь со стороны мусульманского общества. Добровольцу внушается, что он решает важную общественно-политическую задачу - поддерживает «Священную войну» - «Исламский джихад».

Потенциальному террористу-самоубийце предлагается присоединиться к числу «почетных героев ислама». Доброволец узнает, что он не первый и что именно таким путем в Эдем за период исламской истории попали очень важные фигуры, начиная с друзей и помощников самого Мухаммеда. История ислама показывает, как важна «смерть мучеников» и как важны ее последствия. Наставники используют религиозные источники, рассказывающие о героизме и славе «шахидов» («мучеников»), и представляют различные «доказательства» их благополучной судьбы после жизни в этом мире.

Добровольцу внушается, что теракты в условиях существующей военной, политической и социально-культурной обстановки не только необходимы, но и оправдываются религиозными законами. Анализируя современную ситуацию и проводя аналогию с ситуациями в прошлом, наставники убеждают смертника в особой значимости его участия в спасении ислама и всех мусульман, особенно проживающих в Палестине.

Весьма изощренны наставники смертников в вопросах разъяснения возможности совершения самоубийства и убийства других людей, ведь по нормам ислама такие действия считаются самым тяжким грехом. Применяется следующая логическая цепочка. Ислам освящает человеческую жизнь, так как человек создан и живет, чтобы служить Богу. Таким образом, жизнь - это лишь средство служения Богу. Джихад («Священная война») - это, конечно же, самоотверженное служение Богу, поэтому и смерть в результате джихада есть апогей такого служения. Ведь для мусульманина не существует цели выше, чем жизнь во имя Аллаха и принятие смерти за него. Таким образом, умереть за Аллаха - это доблесть, в отличие от первичного греха - совершения самоубийства по личным причинам. Если человек просто лишает себя жизни, то он попадает в ад, а «мученику» уготована вечная жизнь в садах Эдема.

Теракт «Исламского джихада» трактуется как исполнение общественного долга. Ведь когда мусульмане оказываются под чужеземной оккупацией, каждый из них обязан бороться против врага любым доступным способом. Таким образом, совершая акт терроризма, смертник участвует в священной войне против врагов. При этом добровольцам приводятся следующие аргументы, разъясняющие необходимость применения террористов-смертников. Да, террористическая акция, возможно, не единственный или лучший универсальный метод борьбы всех времен. Однако для победы «Исламского джихада» следует учитывать существующий баланс сил и конкретные условия противоборства. Акты самопожертвования необходимы сегодня, так как «мир ислама» слабее более сильного противостоящего врага, особенно в Палестине. В такой обстановке вести джихад можно только с использованием неконвенциональных средств. Действительно, враг обладает лучшим оружием, его разведка и превентивные меры стали более эффективны. Весьма трудно проникать в здания, переходить границу с Израилем в целях перемещения оружия, взрывчатки, других средств борьбы. Поэтому для того чтобы нанести врагу максимум потерь и посеять страх в его сердцах, следует прибегать к атакам «шахидов». Он должен проникать в центры скопления людей на машине или неся взрывчатку на своем теле, с тем чтобы привести в действие взрывное устройство в подходящий момент. Конечно же, ведение борьбы другими методами (совершение взрывов или нападение с оружием небольших размеров) также должно продолжаться. Однако следует иметь в виду, что враг повысил свою боевую готовность и качество методов противодействия таким атакам. Перед выполнением своей миссии террорист-самоубийца совершает некоторые обряды, имеющие внешние проявления, например сбривает бороду или отдает долги. Различные акты очищения или духовного возрождения совершают также члены его семьи и друзья. В силу того, что такие действия выходят за рамки обычного поведения, они могут рассматриваться и как признаки подготовки теракта.

Люди-бомбы из числа религиозных фанатиков, сепаратистов и националистов стали активно использоваться с 1980-х годов и в других регионах мира. К числу сторонников таких методов борьбы можно отнести «Рабочую партию Курдистана», Ливанскую коммунистическую партию, Сирийскую националистскую партию. В сепаратистской организации «Тигры освобождения Тамил Ила-ма» в Шри-Ланке было даже создано специальное отделение

смертников «Черные тигры», включающее подразделение «Морские черные тигры», специализирующееся на организации взрывов на море, группу «Черные тигры-чемпионы» и женское формирование с романтическим названием «Птицы свободы». 21 мая 1991 г. в индийском штате Тамилнад был убит лидер правящей партии Раджив Ганди. Роль бомбы сыграла смертница из организации «Тигры освобождения Тамил Илама». Она пробилась к своей жертве с огромным букетом цветов (при этом охрана по-джентльменски расступилась) и замкнула контакт детонатора. На куски разорвало не только Р. Ганди и «тигрицу», но и еще 20 человек. Спустя два года, 1 мая 1993 г. в Шри-Ланке смертник, обвешанный тротилом, во время посещения выставки президентом этой страны Ранасингхом Премадасой подошел к нему якобы за автографом и привел в действие взрывное устройство. В 1996 г. «тигры» взорвали Центральный банк Шри-Ланки, при этом погиб 81 человек, получили ранения около 1400. В 1997 г. возле гостиницы «Хилтон» был взорван начиненный взрывчаткой грузовик. В июне 2001 г. группа смертников в количестве 14 человек с использованием реактивных снарядов атаковала в столице страны Коломбо аэропорт и военную базу, в результате чего были уничтожены свыше десяти пассажирских и военных воздушных судов. Обращает на себя внимание тот факт, что «Тигры освобождения Тамил Илама» - одна из немногих террористических организаций, где в качестве смертников используются и женщины, на долю которых приходится до 70% от общего количества атак «тигров». Заметим, что в исламистских террористических структурах совершение актов терроризма, сопряженных со смертью исполнителя, -привилегия мужчин. Может показаться, что исключение составляет практика чеченских боевиков, но это не так, ибо в основе их действий - не религиозный фанатизм, о чем ниже еще будет идти речь.

В современных условиях терроризм смертников превратился в террористическую индустрию, для поддержания которой затрачиваются большие деньги. Так, например, по оценкам специалистов, состояние одного из руководителей террористической сети «Аль-Каида» Усамы бен Ладена, обвиняемого в причастности к совершению масштабных актов терроризма с использованием смертников в отношении американских представительств в Кении и Танзании в 1998 г. и в Вашингтоне и Нью-Йорке в 2001 г., составляет около 300 млн. долл., а подконтрольные ему компании и фирмы до недавнего времени осуществляли свою деятельность в

35 странах мира. Кроме того, значительные доходы «Аль-Каида» имеет от сбора пожертвований, которые поступают от различных исламистских благотворительных организаций, причем не только из традиционно мусульманских стран, но и из Германии, Великобритании, Италии, Канады.

По подсчетам специалистов из американского исследовательского центра Rand, только за период с 1982 по 2002 г. террористами-смертниками в мире было совершено около 300 акций, в результате которых погибли более 3000 человек (без учета жертв террористических атак в США 11 сентября 2001 г.). Совершаемые смертниками атаки становятся все более варварскими, количество их жертв постоянно растет. Так, взрыв, осуществленный смертником в вагоне московского метрополитена 6 февраля 2004 г., унес жизни 40 человек, более 100 были ранены. 2 марта 2004 г. в иракских городах Багдаде и Карбале во время массовых ритуальных мероприятий мусульман было осуществлено около десяти мощных взрывов, в том числе и с участием террористов-смертников, в результате которых погибли свыше 200 человек и многие сотни граждан получили ранения. Десятки детей и женщин погибли в Беслане в сентябре 2004 г. В результате взрывов, произведенных террористками-смертницами на станциях метро «Парк культуры» и «Лубянка» 29 марта 2010 г., погибли 40 пассажиров, более 90 получили различные травмы.

С сожалением приходится констатировать, что в ближайшие годы невозможно ожидать снижения уровня опасности, исходящей от терроризма смертников. Человечество накопило слишком много острых противоречий социально-политического характера, для быстрого разрешения которых организаторы террористической деятельности снова и снова будут пытаться использовать этот эффективный и проверенный инструмент. Существуют даже целые регионы, где терроризм смертников стал уже традицией, имеющей поддержку среди достаточно широких слоев населения.

Кроме того, в индустрию терроризма смертников до сих пор поступают значительные финансовые средства, а надежных алгоритмов перекрытия каналов финансирования терроризма пока не наработано. Аналитик американского Исследовательского центра по вопросам финансовых преступлений Н. Родригес по этому поводу заявил, что полиции и спецслужбам нужно вести расследования, опираясь на показания выявленных и арестованных террористов, которые могут назвать конкретных лиц и организации, снабжавшие их деньгами. Вместо этого, по словам специалиста,

«забрасывается широкая сеть», в которую попадает только случайная мелкая рыбешка. Подтверждением мнения Н. Родригеса может послужить и заявление Усамы бен Ладена о том, что финансовые средства созданной им сети «Аль-Каида» рассредоточены в 50 государствах мира и обеспечены хорошей системой конспирации.

Следует отметить, что рассчитывать в ближайшее время на снижение террористической активности, в том числе с использованием террористов-смертников, не приходится. Необходимо, в частности, принимать во внимание то обстоятельство, что экстремистские течения ислама получили в последние десятилетия широкое распространение во всем мире, включая и европейские государства. Из числа сторонников этих течений также осуществляется отбор и подготовка террористов-смертников.

Почему такая, казалось бы, экзотическая разновидность терроризма, как терроризм смертников, до сих пор остается привлекательной для организаторов террористической деятельности? Дело в том, что она обладает целым рядом преимуществ перед другими разновидностями терроризма. Действительно, каждая акция терроризма смертников, с точки зрения ее организаторов, имеет следующие достоинства: достаточная простота подготовки и низкая стоимость снаряжения смертника; возможность выбора момента совершения акции в целях достижения максимального поражающего эффекта; минимум вещественных доказательств, так как практически все они уничтожаются взрывом; ликвидация исполнителя акции, который уже не сможет дать показаний в отношении ее организаторов; отсутствие необходимости заботиться о поиске путей отхода террориста с места преступления.

Чаще всего акции терроризма смертников реализуются посредством совершения мощных взрывов. Взрывное устройство, цена которого, по оценкам израильтян, составляет всего 100150 долл., может быть изготовлено даже в домашних условиях. Так, например, сотрудники Федерального бюро расследований (ФБР) США обезвредили в Бруклине двух сторонников ХАМАС, Абу Майзара и Лафи Халила, которые готовились к осуществлению взрывов в нью-йоркском метро. На квартире, где они проживали, были обнаружены жилеты, в которые были вшиты начиненные взрывчаткой металлические трубы, оснащенные электрическими детонаторами. Взрывное устройство делают и в виде специального пояса, который скрывается под верхней одеждой, собирают в рюкзаке или чемодане, камуфлируют под магнитолу

или другие вещи, не вызывающие подозрения со стороны окружающих. Более мощные, разрушительные и обладающие к тому же высокими мобильными возможностями - это начиненные взрывчаткой транспортные средства. Это могут быть мопеды или мотоциклы с колясками и прицепами, легковые и грузовые автомобили, водные катера и иные виды транспорта. К сожалению, в России это известно достаточно хорошо, так как в последние годы произошли десятки актов терроризма, в которых смертники использовали начиненные взрывчаткой автомобили. Однако технологии террористов, в том числе и террористов-смертников, непрерывно совершенствуются и становятся еще более разрушительными.

Западные спецслужбы считают, что руководство «Аль-Каиды» в последнее время делает ставку на акты терроризма, способные нанести «невосполнимый экономический ущерб». При этом ведущая роль в проведении такого рода диверсионно-террористических операций отводится террористам-смертникам, которые должны совершать взрывы атомных реакторов, химических и нефтеперерабатывающих заводов, поездов с радиоактивными материалами. После атак террористов-смертников на Пентагон и Всемирный торговый центр американская разведка объявила, что ею получены данные о проведении Усамой бен Ладеном и его соратниками по «Аль-Каиде» опытов по изготовлению химического, биологического и радиологического оружия, которое «террорист № 1» планирует применять с помощью террористов-смертников на территории США и других западных стран. Впрочем, здесь следует сделать оговорку о необходимости осторожного отношения к данным американской разведки, на основании которых, в частности, была начата военная кампания против Ирака, хотя до сих пор химическое оружие, которым якобы угрожал всему миру свергнутый и плененный президент С. Хусейн, так и не обнаружено. Много вопросов и сомнений породили и официальные разъяснения по поводу террористических атак на Нью-Йорк и Вашингтон. В частности, их ставит эксперт по правам человека при Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, французский журналист Т. Мейссан, который, опираясь на документы Белого дома и Министерства обороны США, а также официальные заявления высокопоставленных американских чиновников, провел собственное расследование событий 11 сентября 2001 г.

«Терроризм в современном мире», М., 2011 г., с. 147-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.