СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ « В НАУКЕ
УДК 343.01 ББК 67.408
DOI 10.24411/2073-3313-2018-10233
К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕЙ РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМА В УЧРЕЖДЕНИЯХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Григорий Александрович МАЙСТРЕНКО, старший научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право
и криминология; уголовно-исполнительное право
Аннотация. Раскрываются некоторые аспекты противодействия распространению идей радикального ислама в уголовно-исполнительной системе. Даются некоторые рекомендации по совершенствованию этой деятельности.
Ключевые слова: терроризм, экстремистская деятельность, вербовка, уголовно-исполнительная система, осужденный, противодействие, радикальный ислам.
Annotation. Some aspects of counteraction to the spread of ideas of radical Islam in the penal system are revealed, some recommendations for improvement of this activity are given.
Keywords: terrorism, extremist activity, recruitment, penal system, convicted, counteraction, radical Islam.
Об актуальности темы противодействия распространению идей радикального ислама в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) свидетельствуют принимаемые на самом высоком уровне управленческие решения, нацеленные на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие противоправных действий и намерений со стороны их сторонников.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ходе расширенного заседания Коллегии МВД России, состоявшейся в феврале 2018 г., было определено, что противодействие экстремизму и обеспечение безопасности граждан являются одной из приоритетных задач для всей правоохранительной системы. В свою очередь, руководство ФСИН России в рамках реализации единой государственной политики по борьбе с терроризмом и экстремизмом также уделяет особое внимание проблеме распространения среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, радикальных исламских учений.
Данная проблема была озвучена руководством ФСИН России в феврале текущего года на совещании, посвященном проблемам духовного окормления осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Такие факторы, как рост количества сторонников радикальных течений ислама, основную часть которых составляют выходцы из стран Средней Азии, а также противоборства, возникающие между ними и приверженцами тюремной субкультуры, дестабилизируют оперативную обстановку в учреждениях УИС1.
Уголовно-исполнительная система как неотъемлемая часть правоохранительной системы России является важной составляющей государственного механизма в борьбе с преступностью. Оперативными аппаратами УИС принимаются все необходимые меры по оказанию содействия правоохранительным органам в раскрытии преступлений террористического характера и экстремистской направленности, в выявлении и перекрытии каналов финансирования незаконных вооруженных формирований, раз-
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ^ В НАУКЕ
работке и разоблачении их активных участников. В условиях сохраняющейся террористической угрозы ФСИН России в рамках компетенции в своих территориальных подразделениях проводит работу по противодействию терроризму и экстремизму.
На протяжении последних лет не прекращаются попытки ряда группировок экстремистского и радикально-исламистского толка распространить свое влияние на спецконтингент. Их целью является вовлечение осужденных в различные течения радикального ислама, террористическую деятельность, участие после освобождения в незаконных вооруженных формированиях.
В процессе набора новых рекрутов в свои террористические и экстремистские группировки вербовщики не гнушаются и совсем молодыми людьми. В местах лишения свободы отмечается увеличение числа приверженцев радикальных течений ислама, возникает все больше религиозных мусульманских общин — джамаатов, которые, как может показаться на первый взгляд, существуют сами по себе, не посягая на устоявшиеся в криминальной среде неформальные ценности, нормы поведения и авторитеты.
Данное мнение в корне ошибочно. Во многих случаях простые непринужденные разговоры о религии фактически являлись пропагандой ваххабитских салафитских идей. К сожалению, осознание этого приходит только тогда, когда осужденный в условиях изоляции уже принял ислам и заявляет о готовности стать шахидом и воевать на стороне ИГИЛ.
Находясь в местах лишения свободы, преступники экстремистско-террористического толка не меняют своих взглядов и установок, тайно или открыто продолжают разжигать межнациональную рознь, прибегают к провокациям для обострения этнической напряженности.
Для последователей радикальных течений ислама характерны три основных направления деятельности в учреждениях УИС:
■ миссионерство путем склонения лиц из числа окружения к принятию ислама;
■ вербовка в ряды незаконных вооруженных
формирований либо запрещенных на территории России исламистских группировок — ИГИЛ, «ДжамаатТаблиг», «Нурд-жулар», «Хизбут-Тахрир аль Ислами» и другие;
■ построение взаимоотношений с администрацией учреждений УИС и неформальными лидерами из числа лиц отрицатель-
ной направленности на основе мусульманского мировоззрения, а точнее, весьма своеобразного толкования норм шариата2.
Лица, представляющие радикальные религиозные течения, проявляют в местах лишения свободы повышенную противоправную активность. Чаще всего своим поведением они противопоставляют себя основной массе осужденных и провоцируют межэтнические конфликты, чреватые совершением преступлений.
Недопущение совершения противоправных деяний, возникновения межэтнических конфликтов вызывает необходимость выработки целого комплекса мер, направленных на изоляцию указанной категории осужденных, разобщение их в малые локальные группы, перевод в другие учреждения УИС.
Практика показывает, что лица, проповедующие радикальный ислам, не всегда привлекались к уголовной ответственности за террористическую либо экстремистскую деятельность. Часто они обвинялись в иных деяниях, и оперативные сотрудники зачастую могут не знать об их причастности к деятельности запрещенных в России организаций террористического или экстремистского толка. И только в процессе наблюдения за такими лицами, их привычками, разговорами, связями находятся основания подозревать их в вербовочной деятельности.
К сожалению, данная информация не всегда своевременно бывает получена и обработана. Это обусловлено прежде всего тем, что сотрудники учреждений УИС не имеют достаточного багажа знаний по основам исламского вероучения и основным положениям его радикальных течений, не понимают используемые мусульманами термины и речевые обороты, не осведомлены об идеологии и методах деятельности исламистских организаций и поэтому не способны правильно оценить полученную информацию3.
На наш взгляд, единственно правильными методами противодействия распространению террористической и экстремистской идеологии, в том числе в местах лишения свободы, является профилактическая работа, в которой администрации учреждений УИС должны активно помогать представители различных религиозных конфессий, институты гражданского общества, молодежные организации, средства массовой информации.
Вместе с тем сотрудникам учреждений УИС следует помнить, что указанные субъекты под
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018
ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
благовидным предлогом помощи осужденным могут использовать места лишения свободы для распространения идей радикального ислама, разжигания межнациональной ненависти и вражды. Поэтому необходимо вести постоянный контроль за деятельностью представителей религиозных и иных организаций и групп, контактирующих с осужденными, с целью выявления случаев нарушения установленного порядка отбывания наказания, действий, направленных на осуществление экстремистской деятельности (в частности, проповедующих радикальные религиозные взгляды, негативно влияющие на нравственное и психологическое состояние осужденных), а также лиц, использующих различные формы психического воздействия для склонения осужденных к совершению противоправных действий4.
Кроме того, в качестве профилактической меры воздействия в отношении осужденных за
преступления террористической и экстремистской направленности, освободившихся из мест лишения свободы, на наш взгляд, представляется целесообразным установить за данной категорией лиц административный надзор в соответствии с требованиями действующего законодательства.
1 Капинус О.С. Деятельность прокуратуры по противодействию экстремизму и терроризму: состояние и проблемы // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2017. № 3 (59). С. 10.
2 Гнедое Е.В. Противодействие насильственному экстремизму // Рос. следователь. 2014. № 10. С. 36.
3 Дегтярее А.В., Киселее А.К. Проблемы правового регулирования преступлений террористической направленности // Юрид. наука. 2014. № 1. С. 75.
4 Противодействие экстремизму и терроризму: Мат-лы межд. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. A.M. Багмета. М., 2017. С. 86-87.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Московская академия Лг^ЛЖ Следственного комитета Ц^Ш Российской Федерации
Экстремизм в современном мироустройстве и Российской Федерации XXI века
Политико-правовом жпскт
Экстремизм в современном мироустройстве и Российской Федерации XXI века. Политико-правовой аспект: монография / М.Ю. Зе-ленков. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. — 351 с.
Монография посвящена проблемам влияния экстремизма на современное мироустройство, а также противодействия данному явлению в Российской Федерации. Проанализированы те новые условия и требования, которые предъявляет к процессу парирования угроз экстремизма как современная международная обстановка, так и внутренняя общественно-политическая и экономическая ситуация в России.
Научный труд содержит анализ и синтез результатов исследования экстремистской деятельности отечественными и зарубежными организациями и учеными, а также собственный опыт автора, приобретенный им в процессе участия в деятельности органов исполнительной власти и гражданского общества Российской Федерации по противодействию экстремизму и терроризму.
Использован широкий круг оригинальной мировой литературы, нормативных правовых актов, практика многих государств, международных, региональных и национальных организаций, правоохранительных органов по противодействию экстремистской деятельности.
Для ученых и практиков в сфере антиэкстремистской деятельности, обучающихся и преподавательский состав высших учебных заведений, а также на всех интересующихся и изучающих проблему борьбы с экстремизмом в XXI в.
ЗАКОН И ПРАВО • 11-2018