Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТНОНИМА «БАШКОРТ»'

К ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТНОНИМА «БАШКОРТ» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этноним / этнонимия / башкир / башкорт / мадьяр / этногенез / этимология / семантика. / ethnonym / ethnonymy / Bashkirs / Bashkorts / Magyars / ethnogenesis / etymology / semantics.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сальманов Азат Салаватович

В статье рассматриваются известные и наиболее распространенные гипотезы происхождения этнонима «башкорт», его семантика и этимология. В постсоветской историографии в работах исследователей закрепилась «тюркская» версия, разработанная Н.В. Бикбулатовым, Т.М. Гариповым, Р.Г. Кузеевым и другими исследователями. «Тюркская» гипотеза базируется на этноним «bašqard» из арабских источников, в которых его носители определяются как тюркский народ. Указанные исследователи опираются и на данные этнографии и фольклора (культ волка, отразившегося в этнониме «башкорт»). Однако, рассматривая другие известные версии, обнаруживается, что не менее научно обоснованной остается «угорская» гипотеза, развитие которой связано с такими известными именами как Д.А. Хвольсон, Н.А. Баскаков, Дж.Г. Киекбаев и другими учеными. Ими было обращено внимание на то, что в арабо-персидских и западноевропейских источниках существовала практика взаимозаменяемости терминов «маджар» и «башгирд», когда зачастую ориенталисты не видели различий между прабашкирами и мадьярами. А последние относятся к народам угорской языковой семьи. Автор статьи обнаружил, что в пользу «угорской» теории говорят археологические материалы периода первых упоминаний этнонима «башкорт» на Южном Урале (IX–X вв.). Археологические культуры, сыгравшие основную роль в этногенезе башкирского народа (караякуповская, кушнаренковская и чияликская), большинством археологов относится к угорским (или угро-самодийским) культурным комплексам. Исходя из этого, автор видит актуальность «угорской» гипотезы происхождения этнонима «башкорт» и предлагает вернуть ее к научной дискуссии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE ORIGIN OF THE ETHNONYM «BASHKORT»

The article discusses the well-known and most widespread hypotheses of the origin of the ethnonym “Bashkort”, its semantics and etymology. In post-Soviet historiography, the “Turkic” version developed in the works of researchers N.V. Bikbulatov, T.M. Garipov, R.G. Kuzeev and other researchers was established. The “Turkic” hypothesis is based on the ethnonym “bašqard” from Arabic sources, in which its bearers are defined as Turkic people. These researchers also rely on data from ethnography and folklore (the cult of the wolf, reflected in the ethnonym “Bashkort”). However, considering other well-known versions, it turns out that the “Ugric” hypothesis remains no less scientifically substantiated, the development of which is associated with such famous names as D.A. Khvolson, N.A. Baskakov, J.G. Kiekbaev and other scientists. They drew attention to the fact that in Arab-Persian and Western European sources there was a practice of interchangeability of the terms “Majar” and “Bashgird”, when Orientalists often did not see the differences between the great-Bashkirs and the Magyars. And the latter belong to the peoples of the Ugric language family. The author of the article discovered that archaeological materials from the period of the first mentions of the ethnonym “Bashkort” in the Southern Urals (IX–X centuries) speak in favor of the “Ugric” theory. The archaeological cultures that played a major role in the ethnogenesis of the Bashkir people (Karayakupovskaya, Kushnarenkovskaya and Chiyalikskaya) are considered by most archaeologists to be Ugric (or Ugro-Samoyed) cultural complexes. Based on this, the author sees the relevance of the “Ugric” hypothesis of the origin of the ethnonym “Bashkort” and proposes to return it to scientific discussion.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТНОНИМА «БАШКОРТ»»

УДК 930.85 DOI 10.24412/1728-5283-2024-2-78-84

К ВОПРОСУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЭТНОНИМА «БАШКОРТ»

© Сальманов Азат Салаватович

Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской Академии наук,

г. Уфа, Российская Федерация

В статье рассматриваются известные и наиболее распространенные гипотезы происхождения этнонима «башкорт», его семантика и этимология. В постсоветской историографии в работах исследователей закрепилась «тюркская» версия, разработанная Н.В. Бикбулатовым, Т.М. Гариповым, Р.Г. Ку-зеевым и другими исследователями. «Тюркская» гипотеза базируется на этноним «ba^qard» из арабских источников, в которых его носители определяются как тюркский народ. Указанные исследователи опираются и на данные этнографии и фольклора (культ волка, отразившегося в этнониме «башкорт»). Однако, рассматривая другие известные версии, обнаруживается, что не менее научно обоснованной остается «угорская» гипотеза, развитие которой связано с такими известными именами как Д.А. Хволь-сон, Н.А. Баскаков, Дж.Г. Киекбаев и другими учеными. Ими было обращено внимание на то, что в ара-бо-персидских и западноевропейских источниках существовала практика взаимозаменяемости терминов «маджар» и «башгирд», когда зачастую ориенталисты не видели различий между прабашкирами и мадьярами. А последние относятся к народам угорской языковой семьи. Автор статьи обнаружил, что в пользу «угорской» теории говорят археологические материалы периода первых упоминаний этнонима «башкорт» на Южном Урале (IX-X вв.). Археологические культуры, сыгравшие основную роль в этногенезе башкирского народа (караякуповская, кушнаренковская и чияликская), большинством археологов относится к угорским (или угро-самодийским) культурным комплексам. Исходя из этого, автор видит

актуальность «угорской» гипотезы происхождения этнонима «башкорт» и предлагает вернуть ее к научной дискуссии.

ETHNONYM «BASHKORT» © Salmanov Azat Salavatovych

Order of the Badge of Honor Institute of History, Language and Literature, Ufa Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences, Ufa, Russian Federation

The article discusses the well-known and most widespread hypotheses of the origin of the ethnonym "Bashkort", its semantics and etymology. In post-Soviet historiography, the "Turkic" version developed in the works of researchers N.V. Bikbulatov, T.M. Garipov, R.G. Kuzeev and other researchers was established. The "Turkic" hypothesis is based on the ethnonym "ba^qard" from Arabic sources, in which its bearers are defined as Turkic people. These researchers also rely on data from ethnography and folklore (the cult of the wolf, reflected in the ethnonym "Bashkort"). However, considering other well-known versions, it turns out that the "Ugric" hypothesis remains no less scientifically substantiated, the development of which is associated with such famous names as D.A. Khvolson, N.A. Baskakov, J.G. Kiekbaev and other scientists. They drew attention to the fact that in Arab-Persian and Western European sources there was a practice of interchangeability of the terms "Majar" and "Bashgird", when Orientalists often did not see the differences between the great-Bashkirs and the Magyars. And the latter belong to the peoples of the Ugric language family. The author of the article discovered that archaeological materials from the period of the first mentions of the ethnonym "Bashkort" in the Southern Urals (IX-X centuries) speak in favor of the "Ugric" theory. The archaeological cultures that played a major role in the ethnogenesis of the Bashkir people (Karayakupovskaya, Kushnarenkovskaya and Chiyalikskaya) are considered by most archaeologists to be Ugric (or Ugro-Samoyed) cultural complexes.

Ключевые слова: этноним, этнонимия, башкир, башкорт, мадьяр, этногенез, этимология, семантика.

ON THE ISSUE OF THE ORIGIN OF THE

* Для цитирования: Сальманов А.С. К вопросу происхождения этнонима «башкорт» // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2024. №2. С. 78-84. DOI 10.24412/1728-5283-2024-2-78-84

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/

2024, том 51, № 2(114)

Keywords: ethnonym, ethnonymy, Bashkirs, Bashkorts, Magyars, ethnogenesis, etymology, semantics.

Введение. В научной литературе закрепилось мнение, по которому с IX в. в арабских источниках стал появляться этноним «башкорт» [1, с. 107]. В источниках встречаются разнообразные транскрипции этнонима «башкорт». Так, в арабских источниках этноним башкир встречается в следующих транскрипциях: «Ьа^Ы, ЬаэдаМ, badfrqart», в венгерских хрониках: «ЬаэдаМ, Ьа^ай, ра^а1уг» [2, с. 13].

В изучении версий происхождения этнонима «башкорт» наибольшую работу провел Т.М. Га-рипов, разобравший свыше 30 гипотез и выявивший свыше 150 фоно- и графо-комплексов, как возможных вариаций этнического названия башкир. Башкирский исследователь предложил и свою гипотезу. По его мнению, территориальная обособленность протобашкир как в бассейне Иртыша, так и особенно с их приходом на Южный Урал, могла способствовать их наречению «отдельным, особым становищем» среди остальных тюркских племен в канун выдвижения их из Азии в Европу. В основу этнонима легло словосочетание «башка урда» («другое, особое войско») - «башкурда» («башкурд - башкурт - башкорт») [3, с. 18-19].

Р.Г. Кузеев выделяет два основных направления анализа толкования этнонима «башкорт». Первый из них базируется на расчленении этнонима на элементы «баш + кор + т», второй разделяется на «баш + корт» [4, с. 401-402]. В 1971 г Т.М. Гарипов и Р.Г. Кузеев писали, что мнение большинства ученых сошлось в том, что «баш-корт» - это композит из «баш» («голова, главный») и «торт» - термин, имеющий различное толкование («волк», «пчела», «червь», «строй», «круг», «род») [5, с. 264].

В 1985 г. Н.В. Бикбулатов заключил, что наиболее распространенная этимология этнонима «башторт», в том числе и народная, сводится к общетюркскому «баш» - «голова, главный» и тюркско-огузскому «торт» - «волк» и связывается с древними верованиями. Согласно другому толкованию, термин расчленяется на «баш» («главный»), «тор» («круг», «корень», «племя») и аффикс множественного числа «-т», заимствованный из монгольских языков [6, с. 237]. В.А. Гордлевский пишет: «Башкиры, осмысливая этнический термин башкурд, смотрят на волка как на тотем и, избегая произносить слово курд (волк), заменяют его словом бцрю» (простое,

Based on this, the author sees the relevance of the "Ugric" hypothesis of the origin of the ethnonym "Bashkort" and proposes to return it to scientific discussion.

обывательское наименование волка) [7, с. 495]. Ф.Ф. Илимбетов, ссылаясь на башкирские предания, считает, что башкиры в прошлом называли волка словом «торт» [8, с. 228]. По словам В.А. Курбатова, у башкир в обороте присутствуют значения волка и как «буре», и как «корт». Первый в башкирский язык внесли булгары, второй - гузы (огузы) [9, с. 458]. По Н.В. Бикбула-тову, появление этнонима «башкорт» говорит об активных историко-культурных и, возможно, этнических связях башкир с огузами [1, с. 108].

В.А. Гордлевский отмечает, что тюркский эпитет «босый» неотделим от слова «волк» (на турецком языке «boz kurt», на русском - «босый волк») [7, с. 486]. Расшифровка востоковеда-тюрколога «босый волк» («boz kurt»), по мнению Р.Г. Кузеева, способствует анализу комплекса «баш-корт», то есть в такой же неразрывной связке были слова «баш» и «торт», составившие этноним. Этнограф считает, что предлагаемый вариант толкования этнонима соответствует как историко-этнографической характеристике верований древних башкир (культ волка, мифология с центральным образом волка), так и допустима с позиции лингвистического анализа [4, с. 402]. Неслучайно П.И. Рычков и В.Н. Татищев ставили акцент именно на эту версию этимологии этнонима «башкорт». Так, П.И. Рычков пишет, что башкиры «от удалившихся от них ногайцев ругательным именем «башкурт», то есть «главный волк», или «вор», именованы» [10, с. 50]. По сведениям В.Н. Татищева «Имя башкур по их значит главной вор или волк, с которым они действом весма согласуют» [11, с. 175].

Н.А. Мажитов и А.Н. Султанова пишут о распространении таких версий значения имени «башкорт»: а) баш-корт (главный волк, волк-вожак), б) 6oç-^pm (небесный волк), в) баш-корт (главная пчела), г) баш-корт (главное собрание народа) и другие. Указанные исследователи считают, что наиболее вероятными являются два варианта. Первый опирается на религиозное обоснование и может означать «почитатели» (или «люди») небесного волка, так как в башкирском фольклоре часто встречается мифический образ «^к буре» - небесный (^к - небо) волк. Второй вариант основывается на том, что впервые упоминание этнонима «Башджурт-Башкорт» встречается в качестве личного имени. Об этой версии обоснованно высказался Н.В. Бикбулатов

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2024, том 51, № 2(114)^^^^ИПШПППП1 79

[12, с. 253-254].

Н.В. Бикбулатов подчеркивает, что еще 1870 г. неизвестный автор происхождение этнонима башкир возводил «от имени половецкого хана Башкурта, который был тестем Святослава Владимировича». Башкирский этнограф также приводит сведения Гардизи о Башгирде, известного как военачальник из высших чинов хазар, находившегося с 2000 всадниками между хазарами и кимаками. По мнению исследователя, Башгирд был реальной личностью, от имени которого берет начало этноним «башкорт» [1, с. 108]. Сведения Гардизи перекликаются с данными Абу Зайд аль-Балхи о «башджардах», которые «разделяются на два племени; одно племя живет на самой границе Гуззия - то есть, Гу-зов-Куман - близ Болгар. Говорят, что оно состоит из 2000 человек, которые так хорошо защищены своими лесами, что никто не может покорить их. Они подвластны Болгарам. Другие Башджарты граничат с Печенегами. Они и Печенеги - тюрки, и они близкие соседи Румийцев» [13, с. 105]. Но самое важное то, что В.Н. Татищев передал уникальные сведения об этимологии этнонима «башкир»: «Они же сами сие имя производят якобы от начального их мурзы Башкир, Главный Волк» [14, с. 402].

Вполне возможно, что когда-то действительно произошло превращение личного имени в общенародное название. Однако такая трактовка этимологии этнонима «башкорт» мало способствует выяснению семантики рассматриваемого этнического названия, что заставляет продолжать научный поиск решения этой проблемы.

Таким образом, башкирские ученые (Р.Г. Ку-зеев, Н.В. Бикбулатов и др.) хорошо аргументированы две версии этимологии и семантики этнонима «башкорт»: баш-корт (главный волк, волк-вожак) и бод-курт (небесный волк), которые опираются на тюркские корни башкир или связи их предков с древними тюрками. Вот как обосновал эти версии Н.В. Бикбулатов: «...несмотря на четко выраженные саяно-алтайские и центральноазиатские корни башкирского этноса и языка, этноним башЫрт возник после того, как древнетюркские предки башкир покинули пределы Саяно-Алтая и Центральной Азии. Судя по самым ранним упоминаниям в письменных источниках, это могло произойти в VIII - не позднее IX в. южнее современной территории расселения башкир» [15, с. 43]. Башкирский этнограф имеет ввиду этноним «Ьа^Ы, ЬаэдаМ, badfiqart» из арабских источников.

Результаты исследования. По мнению А.-З. Валиди Тогана, башкиры в VII в. были уже из-

вестны китайцам как «ба-шу-ки-ли» (из группы «телес») [16, с. 23], поскольку современные китайские историки считают это название вариантом этнонима «башкорт» [12, с. 191]. По Л.Н. Гумилеву, термин «толос» («толос», «телес») - это название восточного крыла в системе Тюркских каганатов [17, с. 68]. В этой связи вызывает интерес то, что у СУ. Ремезова в «Чертежной книги Сибири» (1701 г.) в верховьях Енисея возле оз. «Далан нор» отмечаются «Башкыры» («baskyry») [18], которые связываются с башкирами [19, с. 236]. Также известно, что монгольский род баш-гид зафиксирован в Монголии в Хубсугульском аймаке [20, с. 32] (граничащий с Тувой). Все это не противоречит мнению Н.В. Бикбулатова о са-яно-алтайских и центральноазиатских корнях башкир, но при этом показывает, что этноним «башкорт» мог быть известным в Центральной Азии еще в VII в.

Также одним обоснованием указанной выше гипотезы происхождения этнонима «башкорт» у башкирских ученых служит отождествление предков башкир с раннесредневековыми носителями этнонима «баджгард» («баджгурд», «ба-сджирт», «башхарт») из арабоперсидских источниках, обитавших в присырдарьинских областях и в Приаралье [4, с. 127]. Однако Д.А. Хвольсон указал, что эта часть «башджард», которая граничит с печенегами и Византией, очевидно, мадьяры [13, с. 105]. В 1813 г. А.Л. Шлецер высказал такое мнение: под «баджгардами», «баджгур-дами», «башгирдами» в Европе во всех случаях следует иметь в виду мадьяр. Но, по словам Р.Г. Кузеева, «новые материалы заставляют отказаться от этой концепции и признать возможность и вероятность пребывания части предков башкир в Причерноморье вплоть до границ Византии» [4, с. 143].

Отождествление предков башкир с приа-ральскими «башджардами», входившими в союз с печенегами и «бурджанами», все же может быть ошибочным. Д.А. Хвольсон разобрал имеющиеся сведения о средневековых башкирах и мадьярах в работах ибн-Даста, ибн-Фадлана, Масуди, Абу Зайд аль-Балхи, Идриси, Якута, ибн-Саида, Казвини, Димешки, Абульфеда, Шукраллаха и пришел к выводу, что этноним «баджгард» лег в основу этнонимов «башкир» и «мадьяр» [13, с. 114]. Ф.И.Гордеев, ссылаясь на различные варианты названия башкир в записях арабских путешественников, полагает, что в основном существовали два варианта названия «башкир»: 1) «пашкарт~пашкард» (из древней формы «паш-каирт») - на северо-востоке на границе с булгарами; 2) «башкаирт~башгирд» (из древней формы

«башкаирт») - на юго-востоке на границе с печенегами. Слова со звуком «д» в конце имеют огуз-ское и кыпчакское происхождение, а со звуком «т» - булгарское. Исследователь этноним «башкаирт» расчленяет на: 1) «башка» (гидроним -р. Башкаус на Алтае, р. Вашка на Урале), 2) «ир» («муж, мужчина, человек»), 3) «-т» (суффикс мн. ч. иранских языков). Как известно, марийцы башкир называют «пошкырт», чуваши - «пуш-карт», татары - «башкырт» [21, с. 314-315]. Эти названия перекликаются со словами И.Г. Георги, писавшего о башкирах, что землю их «старики то Башкирскою, то Пашкатырскою называют» [22, С. 85]. Еще В.Н. Татищев обратил внимание на то, что Д.П. Карпини башкир именует как «пас-катири» и «баскири» [23, с. 237].

Некоторые исследователи этноним «бешгур/ башгур» («пять угров») сопоставляют с названием «булгар» («пять угров») [24, с. 56]. Этой позиции придерживался и Н.А. Баскаков. Однако он изменил свою точку зрения, так как этимология «Ba^qart < Bulyar+t» неправомерна, потому что исторические источники не дают сведений об идентичности булгар и башкир, напротив, оба названия выступают как обозначения различный самостоятельных этносов или союзов племен. Советский тюрколог определяет как наиболее вероятную этимологию венгерского тюрколога Ю.Ф. Немета, видевшего в этнониме «башкир» название племени огур. Н.А. Баскаков предлагает разделять этноним «башкорт» на «badfia» («свояк») и «oyur» (от названия «огур»), то есть «свояк огуров, угров», а конечный «-d ~ -t» имеет значение собирательности или множественности, общее с монгольским аффиксом «-t» множественного числа. Первый элемент в этнонимах «badfianaq» («печенег») и «badhyur» («башкир») -«badfi» - имеет общее происхождение. Ученый предположил, что эта основа идентична со словом «terk» («свояк»), произошедшего из монгольского слова <йщхцт ~ terxem» (родители и родня замужней женщины, т.е. свойственники). По предложенной гипотезе этнонимы «баш-корт» и «мадьяр» имели общее происхождение, так как начальный «b» мог быть заменен «m» при известном в тюркских и монгольских языках соответствии начального «b ~ m». Исходя из этого этноним «badfia oyur» (свояк огуров, свояк угров) получил форму «madfi(a) oyur» («madjar»). Ключевым моментом в представленной версии является связь названия «башкорт» с этнонимом «oyur ~ oyuz», принадлежавшим господствующему племени огуров (угров) и выделившимся позже из этого племенного союза «oyuz» (узов),

в состав которого входили печенеги. Огуры подразделялись на несколько групп: оногуры (десять огуров, угров), кутургуры (тридцать огуров, угров) и сарагуры (желтые или белые огуры, белые угры). Печенеги, по мнению тюрколога, находились в тесных родовых отношениях с оногурами («десятью огурами»), а башкиры были тесно связаны с котригурами («тридцатью огурами») [2, с. 14-17]. Схожий вариант предложил Д. Данлоп, по мнению которого этноним «башкорт» следует трактовать как «пять огур (уйгур)» [25, с. 41].

Современные татарские исследователи (И.М. Миргалеев, А.В. Аксанов) разделяют точку зрения Н.А. Баскакова, отмечая, что представленные им лингвистические данные «коррели-руются с историей Башкирского улуса в составе Золотой Орды и Казанского ханства». Башкирский улус Казанского ханства, по их мнению, располагался на Среднем Урале, от верховьев Камы и ее уральских притоков до истоков сибирских рек Тура и Исеть. А на этой территории сохранились остатки восточно-венгерского населения, которое у М. Меховского (1517 г.) и А. Кампензе (1524 г.) обозначается как «baschirdi», в сочинениях А. Курбского и грамоте Ивана Грозного от 1572 г. - «башкирды». Также приводятся свидетельства американского дипломата Е. Шуйлера (1840-1890): «Как рассказывают, башкиры имеют финские корни, однако разговаривают на одной из групп турецкого или татарского языка». На основании этих сведений исследователи сделали заключение, что еще в XIX в. часть башкир помнила о своем угорском происхождении [26, с. 10-11]. Несмотря на явную тенденциозность татарских коллег, пытающихся искусственно расширить территориальные рамки Казанского ханства, следует признать их правомерные замечания в пользу гипотезы угорского происхождения этнонима «башкорт».

Наряду с гипотезами угорского происхождения этнонима «башкорт» Д.А. Хвольсо-на и Н.А. Баскакова также выделяется теория Дж.Г. Киекбаева. По мнению последнего, «баш-корт» образовался путем изменения слов «бэш угыр» ^ «башгур» ^ «башкурт» ^ сейчас «башкорт», так как древнетюркское слово «бэш» по-башкирски означает «биш» (пять) [27, с. 21]. По мнению лингвиста-тюрколога, рядом с племенем «унугур-унгар» могло обитать племя «бэшу-гор (бэшгур)», то есть «пятиплеменные угры». Этнонимы «унугор-унгар» и «бэшугор-бэшгур-башкур» образовались по одной структурной словообразовательной модели. По-башкирски название народа имеет форму «баштсорт», а в

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2024, том 51, № 2(114)^^^^ШШППППППП 81

говоре западносибирских (салигутских) башкир - форму через «у» («баштсурт»). А элемент «-т» в конце этнонима является обско-угорским (мансийским) показателем множественного числа, со временем утратившим свое числовое значение [28, с. 124]. Однако А.Г. Биишев в элементе «баш-» исключает в башкирском языке переход «е» (а также «д») в «а». Этого касается и переход «о(у)» в «а», когда этот элемент возводят к слову «боз(буз)» - «серый». По мнению исследователя, в семантическом отношении элемент «баш-» можно сопоставить только со словом «баш» («голова», «главный») [29, с. 222].

М.З. Закиев считает, что этноним «башкор» может происходить от «башогур» («главные угры»). Этот этноним, как он пишет, применялся и без ауслаутного «-т», в таком варианте он и вошел в русский язык, а среди тюрков закрепился с обладательным аффиксом [24, с. 56, 58].

Важно подчеркнуть, что Р.З. Янгузин, рассмотрев все основные версии этимологии этнонима «башкорт» пришел к выводу, что наиболее вероятным является мнение Дж.Г. Киекбаева: «к сожалению, замалчиваемое исследователями» [27, с. 21].

В этой связи следует напомнить, что часть племен «угро-болгар», башкир и мишар, по мнению Х.-Г.М. Габаши, долгое время сохраняли свое прежнее имя угров, поэтому и Уральские горы в честь них назывались Угорскими (что застали еще русские купцы) [30, с. 92]. По Ш.Н. Исянгулову, известное из сведений Джузд-жани название «страны Югур» могло пониматься как Южный Урал [31, с. 66]. Средневековая русская историографическая традиция предполагает, что топонимия «Югрия» происходит от «Угри» [32, с. 573]. То же самое можно сказать и о западной историографии: П. Хайду отмечает, что и поныне Урал называют «Югорскими горами» [33, с. 33]. Г. Дьени относит политоним (Югрия) к приуральским уграм и считает их восточными венграми. Ю.П. Лэт называл венгров и сибирских угров «юграми». В этой связи следует отметить, что археологи к родственникам венгров относят чияликцев [34, с. 99]. Археологами отмечается важнейший вклад населения чияликской культуры в этногенез башкир, так как находят параллели в их этнографии [35, с. 113]. Об угорских корнях чияликской культуры высказалось большинство археологов (В.Ф. Ге-

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века. Уфа, 1996. 520 с.

2. Баскаков Н.А. О происхождении этнонима башкир

нинг, Е.П. Казаков, А.М. Белавин, В.А. Иванов, Н.Б. Крыласова, С.Г. Боталов и др.) [36, с. 35, 115; 37, 185].

Другие археологические культуры, сыгравшие решающую роль в этногенезе башкир также были связаны с угорским (точнее угро-самодийс-ким) населением Южного Урала. На территории Башкирии появляются караякуповский и кушна-ренковский культурные комплексы, связанные с миграцией в середине и второй половине I тыс. н.э. «смешанных» угро-самодийских племен [4, с. 346]. Археолог А.Х. Пшеничнюк пишет, что этническая принадлежность населения указанных культур большинством исследователей определяется как «угорская или угро-самодийская» [38, с. 8]. По времени существования и территории распространения эти культуры полностью вписываются в границы Исторического Башкортостана 1Х-Х вв. и в их носителях, по словам Н.А. Мажитова и А.Н. Султановой, «невозможно видеть кого-либо кроме башкир» [12, с. 224].

Выводы. Из вышеизложенного видно, что в источниках этноним «башкорт» распространялся как на предков башкир, так и на мадьяр. В западноевропейской и арабо-персидской средневековой историографии башкиры и мадьяры зачастую отождествлялись, в связи с чем сложилась практика взаимозаменяемости терминов «мад-жар» и «башгирд». Учитывая данные археологии о значительном (если не первостепенном) участии угорского компонента в этногенезе башкир, а также известном отождествлении в Средневековье башкир с мадьрами, имеются все основания ставить угорскую гипотезу происхождения этнонима «башкорт» (Д.А. Хвольсона, Н.А. Баскакова, Дж.Г. Киекбаева и др.) на один уровень с тюркской гипотезой (Н.В. Бикбулатова, Т.М. Га-рипова, Р.Г. Кузеева и др.).

Таким образом, из рассмотренных вариантов происхождения этнонима «башкорт» можно выделить две основные версии: тюркская («баш-■корт» - «главный волк») и угорская («башогур/ башкурт» - «главные угры»). В обоих вариантах элемент «баш» этимологизируется как «глава» или «главный». А вот остальная часть этнонима имеет различные интерпретации: по тюркской гипотезе это «волк» (по тюркско-огузскому), а по угорской - древний этноним «огур» (по которой элемент «-т» несёт обско-угорский показатель множественного числа).

// Этническая ономастика. М.: Наука, 1984. С. 1318.

3. Гарипов Т.М. Новые версии происхождения

этнонима башкорт // Башкирская этнонимия:

сборник статей. Уфа, 1986. С. 4-28.

4. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа: этнический состав, история расселения // Собрание научных трудов: в 7 тт. / Р.Г. Кузеев. Уфа, 2016. Т. 4. 528 с.

5. ГариповТ.М., Кузеев Р.Г. Башкирские родоплеменные названия и их алтайские параллели // Собрание научных трудов: в 7 тт. / Р.Г. Кузеев. Уфа, 2015. Т. 3. С. 259-265.

6. Бикбулатов Н.В. Башкиры // Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М.: Наука, 1985. С. 237-270.

7. Гордлевский В.А. Что такое «босый волк» // Избранные сочинения / В.А. Гордлевский. М., 1961. Т. 2. С. 482-504.

8. Илимбетов Ф.Ф. Культ волка у башкир (к этимологизации этнонима «башкорт») // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1971. Т. 4. С. 224-228.

9. Курбатов В.А. Тюркский мир. Начало и расцвет. Племена, миграции, прародина. М., 2021. 516 с.

10. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Уфа: Китап, 1999. 312 с.

11. Татищев В.Н. Избранные труды по географии России. М., 1950. 248 с.

12. МажитовН.А., Султанова А.Н. История Башкортостана. Древность. Средневековье. Уфа: Китап, 2010. 496 с.

13. Хвольсон Д.А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али Ахмеда бен Омар ибн-Даста. СПб., 1869. 199 с.

14. Татищев В.Н. История Российская. Окончание // Собрание сочинений: в 8 тт. / В.Н. Татищев. М., 1996. Т. 7. 483 с.

15. Бикбулатов Н.В. Этноним башкорт // Башкирская этнонимия: сборник статей. Уфа: БФАН СССР, 1986. С. 29-48.

16. Валиди Тоган А.-З. История башкир. Уфа, 2010. 352 с.

17. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 2012. 560 с.

18. Ремезов С.У Чертежная книга Сибири, составленная сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 г. СПб., 1882.

19. Малолетко А.М. Древние народы Сибири. Этнический состав по данным топонимики. Томск, 2004. Т. 3. 292 с.

20. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов. Элиста, 2016. 304 с.

21. Гордеев Ф.И. О происхождении этнонима «башкир» // Археология и этнография Башкирии. Уфа, 1971. Т. 4. С. 314-317.

22. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 2. О народах татарского племени. СПб., 1776. 188 с.

23. Татищев В.Н. История Российская. Ч. 1 // Собрание сочинений: в 8 тт. / В.Н. Татищев. М.: Ладомир, 1994. Т. 1. 500 с.

24. Закиев М.З. Этногенез тюрков, булгар и башкир.

Уфа, 2011. 288 с.

25. Данлоп Д. История хазар-иудеев. Религия высших кланов. М., 2016. 255 с.

26. История татар Западного Приуралья. Том 1.

Кочевники Великой степи в Приуралье. Татарские средневековые государства. Казань, 2016. 464 с.

27. Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. Уфа: Китап, 2007. 352 с.

28. Киекбаев Дж.Г. Избранные статьи. Уфа, 2002. 204 с.

29. Биишев А.Г. Ещё раз об этнониме башкорт // Проблема общности алтайских языков. Л.: Наука, 1971. С. 221-222.

30. Габаши Х.-Г.М. Всеобщая история тюркских народов. Казань: Фэн, 2009. 248 с.

31. Исянгулов Ш.Н. К проблеме башкиро-караханидских связей // Вестник АН РБ. Уфа,

2011. Т. 16. №4. С. 63-67.

32. Прокофьева Е.Д., Чернецов В.Н., Прыткина Н. Ф. Ханты и манси // Народы Сибири. М.; Л., 1956. С. 570-607.

33. Хайду П. Уральские языки и народы. М.: Прогресс, 1985. 430 с.

34. Пилипчук Я.В. Югра, вогулы, остяки (к вопросу о формировании угорских княжеств в Сибири) // Сибирский сборник: сборник статей. Курган,

2015. Вып. 3. С. 96-110.

35. Обыденнов М.Ф. У восточной окраины Волжской Булгарии // От древности к новому времени (проблемы истории и археологии). Уфа,

2012. Вып. 18. С. 101-114.

36. Боталов С.Г. У истоков южноуральских народов. Южный Урал в эпоху Золотой Орды (IX - начало XV века) // История Южного Урала: в 8 тт. Челябинск, 2019. Т. 5. 424 с.

37. Гарустович Г.Н. Чияликская культура эпохи Средневековья на Южном Урале // Уфимский археологический вестник. Уфа, 2015. Вып. 15. С. 181-198.

38. Пшеничнюк А.Х. Об угорском компоненте в культурах Приуралья эпохи раннего железа // Проблемы древних угров на Южном Урале: сб. статей. Уфа, 1988. С. 5-10.

R E F E R E N C E S

1. History of Bashkortostan from ancient times to the 60s of the XIX century. Ufa, 1996. 520 p.

2. Baskakov N.A. The origin of the Bashkir ethnonym // Ethnic onomastics. M.: Nauka, 1984. Pp. 13-18.

3. Garipov T.M. The new version of the origin of the ethnonym of Bashkortostan // Bashkir ethnonymy: collection of articles. Ufa, 1986. Pp. 4-28.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kuzeev R.G. The origin of the Bashkir people: ethnic composition, history of settlement // Collection of scientific papers: in 7 volumes. / R.G. Kuzeev. Ufa,

2016. Vol. 4. 528 p.

5. Garipov T.M., Kuzeev R.G. Bashkir tribal names and their Altaic parallels // Collection of scientific works: in 7 volumes. / R.G. Kuzeev. Ufa, 2015. Vol.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

/

2024, том 51, № 2(114) lllllllllllllllllllllllll||||||||83

3. Pp. 259-265.

6. Bikbulatov N.V. Bashkir // People of the Volga and Priural region. Historical and ethnographic essays. M.: Nauka, 1985. Pp. 237-270.

7. Gordlevsky V.A. What is the "free wolf" // Selected essays / V.A. Gordlevsky. M., 1961. T. 2. Pp. 482504.

8. Ilimbetov F.F. Cult Volka in Bashkir (to the etymology of the ethnonym "Bashkort") // Archeology and Ethnography of Bashkir. Ufa, 1971. Vol. 4. Pp. 224-228.

9. Kurbatov V.A. Turkic world It began and flourished. Tribe, migration, ancestry. M., 2021. 516 p.

10. Rychkov P.I. Topography of Orenburg province. Ufa: Book, 1999. 312 p.

11. Tatishchev V.N. Selected works on the geography of Russia. M., 1950. 248 p.

12. Majitov N.A., Sultanova A.N. History of Bashkortostan. Antiquity. Middle Ages. Ufa: Kitap, 2010. 496 p.

13. Hvolson DA. Izvestia o Khazars, Burtas, Bulgarians, Magyars, Slavs and Russians by Abu-Ali Ahmed ben Omar ibn-Dasta. St. Petersburg, 1869. 199 p.

14. Tatishchev V.N. Russian history. Окончание //

Собрание сочинений: в 8 тт. / V.N. Tatishchev. M., 1996. T. 7. 483 p.

15. Bikbulatov N.V. Ethnonym Bashkort // Bashkir

ethnonym: collection of articles. Ufa: BFAN USSR, 1986. Pp. 29-48.

16. Validi Togan A.-Z. History is Bashkir. Ufa, 2010. 352 p.

17. Gumilev L.N. Ancient Turkic. M., 2012. 560 p.

18. Remezov S.U. Drawing book of Siberia, compiled by the boyar's son Semen Remezov in 1701. St. Petersburg, 1882.

19. Maloletko A.M. The ancient people of Siberia. Ethnic composition according to toponymic data. Tomsk, 2004. Vol. 3. 292 p.

20. Ochir A. Mongolian ethnonyms: questions of origin and ethnic composition of Mongolian peoples. Elista, 2016. 304 p.

21. Gordeev F.I. The origin of the ethnonym "Bashkir" // Archeology and ethnography of Bashkir. Ufa, 1971. Vol. 4. Pp. 314-317.

22. Georgy I.G. Description of all the peoples living in the Russian state, as well as their life rituals, traditions, customs, housing, clothes and other souvenirs. Ch. 2. O people of the Tatar tribe. St.

© Сальманов Азат Салаватович

Кандидат исторических наук,

научный сотрудник,

Институт истории, языка и литературы

Уфимский исследовательский научный центр

Российской академии наук

(ул. Проспект Октября 71, 450054,

г. Уфа, Российская Федерация.

E-mail: azat-salmanov@mail.ru.

ORCID: 0000-0003-4410-5392

Petersburg, 1776. 188 p.

23. Tatishchev V.N. Russian history. Ch. 1 // Collected works: in 8 vols. / V.N. Tatishchev. M.: Ladomir, 1994. Vol. 1. 500 p.

24. Zakiev M.Z. Ethnogenesis of Turks, Bulgarians and Bashkirs. Ufa, 2011. 288 p.

25. Dunlop D. Khazar-Jewish history. Religion of the higher clans. M., 2016. 255 p.

26. History of the Tatars of the Western Priural region. Volume 1. Nomads of the Great Steppe in the Urals. Tatar medieval states. Kazan, 2016. 464 p.

27. Yanguzin R.Z., Khisamitdinova F.G. Indigenous peoples of Russia. Bashkir. Ufa: Kitap, 2007. 352 p.

28. Kiekbaev J.G. Featured articles. Ufa, 2002. 204 p.

29. Biishev A.G. Bashkort again about the ethnonym // The problem of community of Altai languages. L.: Nauka, 1971. Pp. 221-222.

30. Habashi H.-G.M. History of the Turkic peoples. Kazan: Fan, 2009. 248 p.

31. Isyangulov Sh.N. The problem of Bashkiro-Karakhanid relations // Vestnik AN RB. Ufa, 2011. Vol. 16. No. 4. Pp. 63-67.

32. Prokofieva E.D., Chernetsov V.N., Prytkina N.F. Khanty and Mansi // People of Siberia. M.; L., 1956. Pp. 570-607.

33. Haydu P. Ural languages and people. M.: Progress, 1985. 430 p.

34. Pilipchuk Ya.V. Yugra, Voguls, Ostyaks (on the question of the formation of Hungarian principalities in Siberia) // Siberian collection: collection of articles. Kurgan, 2015. Vol. 3. Pp. 96-110.

35. Obydennov M.F. The eastern edge of Volga Bulgaria // From ancient times to new times (problems of history and archeology). Ufa, 2012. Vol. 18. Pp. 101-114.

36. Botalov S.G. He is the origin of the South Ural peoples. The Southern Urals in the era of the Golden Horde (IX - the beginning of the XV century) // History of the Southern Urals: in 8 volumes. Chelyabinsk, 2019. Vol. 5. 424 p.

37. Garustovich G.N. Chialik culture of the Middle Ages in the Southern Urals // Ufim archeological journal. Ufa, 2015. Vol. 15. Pp. 181-198.

38. Pshenichniuk A.H. On the Ugric component in the cultures of the Pre-Urals of the Early Iron Age // Problems of ancient Ugrians in the Southern Urals: sb. article Ufa, 1988. Pp. 5-10.

© Salmanov Azat Salavatovich

Candidate of Historical Sciences,

Researcher,

Institute of History, Language and Literature

Ufa Research Scientific Center

Russian Academy of Sciences

(Prospekt Oktyabrya str. 71, 450054,

Ufa, Russian Federation.

E-mail: azat-salmanov@mail.ru.

ORCID: 0000-0003-4410-5392

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2024, том 51, № 2(114) lllllllllllllllllllllllllllllllll

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.